А нужно ли вообще государство? Глава XII. Население государства Вопросы и задания

Много путаницы возникает при разговоре о государстве, даже если мы станем рассматривать критику, а не апологетику государства. Источников путаницы несколько, и один из главных - неумение различать государство и людей. Государство не есть совокупность граждан, но так же государство не есть совокупность людей, работающих в госаппарате. Государство есть определённая социальная властная структура, которая опирается на действия людей, но не сводится к ним. Каждый чиновник, начиная с главы государства, есть исполнитель государства, но он не является его частью. Система и структура предшествуют человеческим действиям, и подвергаются изменению вследствие действий. Но большая часть действий в последние века направляется государством, а потому государство почти не испытывает неожиданных негативных (для него) влияний. Мы имеем перед собой государства, но уже нет стран, народов, культур. Структура довлеет, она победила все остальные факторы. По сути дела государство есть начальная, исходная форма цивилизации. Государство не возможно без городов, и город всегда есть центр государства. При своём расширении государство строит всё новые города. Государство стремится к расширению, что толкает его к экспансии. Да, осуществляют эту экспансию люди, но они не понимают, что ими движет, включая правителей и инициаторов захватов и войн. Устойчивость государственной системы и её успешное функционирование опирается на то, что цели людей могут до определённого момента хорошо согласовываться с интересами государство, хотя бы по видимости.

Все государства стремятся не только к захвату, но и к объединению. И в том и в другом случае происходит укрупнение и усиление государств. Этот процесс неуклонно продолжается, вылившись в глобализацию. Даже если государство прекращает расти и развиваться, и при этом ставит предел действиям других государств - это ничего не меняет в общем ходе истории. Объединение государств неуклонно продолжается, пусть и неявно. Присоединять одно государство к другому сейчас намного проще, чем сто лет назад. Нас не должна обманывать временная стабильность. Но не задуматься над её источником мы не можем. При расширении цивилизации государственные границы перестают ей мешать. Европа уже почти стала единым государством. Позже, после интеграции, может даже сохраняться видимость автономии. Противостояния государств постепенно будут отходить в прошлое, так как исчезла их причина. Одно дело столкновение цивилизованного государства с нецивилизованным обществом, и другое дело - столкновение двух государств в пределах цивилизации. Если раньше государство являлось зародышем цивилизации и средством расширения цивилизации, то теперь государство стало одним из лиц цивилизации, одной из основных форм. Существование международных законов, ограничивающих действия национальных государств, указывает на снижение мировой роли государства, возможно временное снижение (образование всемирного государства, что будет означать выдвижение его роли вновь на первое место). И всё же из всех социальных феноменов мы должны обращать внимание в первую очередь именно на государство. Это самый важный фактор истории и уникальный социальный феномен, который можно наблюдать. Цивилизация не менее реальна, но это уже другой уровень обобщения, мы не воспринимаем цивилизацию напрямую. Чтобы понять цивилизацию, нужно изучить государства.
То, что государство структура и Система, не должно заслонять роли отдельных
людей. Не буду говорить "выдающихся", потому что имеет значение прежде всего пост, а не достоинства человека. И талантливые правители и бездари влияли на исторический процесс. История человечества есть история государств и людей. Нельзя государство отделить от людей, потому что его существование, развитие, работа поддерживались людьми, часто ценой жизни. То есть, мы имеем два явления, но одно тесно связано с другим. Государство не может существовать без людей и без их лояльности. Умные анархисты поэтому не призывали к свержению правителей и сокрушению господствующего строя, а показывали, что наилучший путь состоит в подрыве лояльности граждан. Иначе говоря, человек по своей воли и исходя из своего решения, перестаёт быть гражданином. Если большинство не поддержит государство, то государство рухнет само без всякой помощи. Революции сменяют один режим другим, безвластие начинается с игнорирование и непризнания государства. От того, что я родился на территории этого государства в качестве ребенка его граждан - вовсе ни к чему меня не обязывает. Своей нелояльностью человек не разрушает государство, но подрывает его основы. Да, законы и насилие вынуждает нас быть лояльными. Но когда-нибудь большинство из людей поймёт, что государство не заслуживает поддержки и о людях не заботится (иначе говоря, заботится по-своему). Государство стоит на людях и их действиях, и перестанет существовать, когда этой поддержки не будет. Однако пока существует цивиизация, не исчезнет и государство. Всё зашло слишком далеко, и возможность уничтожения государства через нелояльность превратилась из действительной возможности в умозрительную. Сейчас этот наилучший способ разрушения государства уже не сработает. Люди разобщены и придерживаются разных ценностей. Меньшинство может противостоять Системе лишь выйдя из неё.
Есть ли смысл улучшать государство, способствовать его лучшей работе? Для меня - нет, мне улучшение и усиление государства представляется делом античеловеческим. Чем лучше функционирует государство - тем хуже людям, живущим в нём и даже вне его. А потому все жалобы на плохую работу госслужб нелепы, если вы только не враг людей. У кого есть сомнения - советую посмотреть "Бразилию" Гиллиама (1985), должно помочь их (сомнения) развеять. Все, кто попадает в жернова государства, надеются лишь на то, что и у этой Мегамашины бывают сбои и ошибки. Мечтать о совершенном государстве - почти тоже, что мечтать о полном истреблении людей. Конечно, не каждый государственник - фашист. Но примечательно, что все фашисты - государственники. Надеюсь, кто нибудь когда-нибудь соберется мопоставить деяния Цинь Шихуанди, первого императора Китая, и Гитлера. Сходство поразительное, чего только стоят костры из книг в том и в другом случае. Хотя легизм и фашизм - не тождественные идеологии, но близость их несомненна. Легизм - это идеология, на которую опирался Цинь Шихуанди, если кто не знает. И также не случайно для укрепления и развития русского государства больше всего сделали жестокие правители, принёсшие горе народу: Иван Грозный и Пётр Первый. То, что кажется парадоксальным и вызывает споры о двойственности роли личности правителей (будь то Наполеон или Сталин), происходит от непонимания сущности государства. Бесчеловечность строителей государства полностью логична. Отсюда можно предположить (логика не даёт права делать вывод), что и стремящийся к усилению государства невольно начинает вредить людям. Всем людям, а не только некоторым.
Даже если мы не можем унитожить государства как системы общественного устройства, даже если мы не можем изменить образ мыслей большинства и убедить их перестать поддерживать государство, у нас остаётся неучаствовать самим в поддержке государства. Чем больше людей не поддерживают государство, чем больше людей объединяться на негосударственныхз началах, тем больше перспективы выживания человечества. Принимая государство, человек с неизбежностью принимает всю Систему цивилизации и теряет любые шансы остановить разрушение природы и деградацию человечества, какие бы идеалы он ни проповедовал на словах. Каждому гуманисту или любители природы говорят: у нас есть законы, есть легальные способы отстаивания своих интересов - пользуйтесь ими. И как только все несогласные начинают идти в русле, указанном государством, их деятельность теряет всякий смысл. Нужно ли ходить на митинги, разрешенные властью? Пожалуй, если только вы поддерживаете государство. Разрешенный государством анархический (к примеру) митинг работает на пользу государства.
Влияние государства сказывается во всём и регламентирует каждый наш шаг. Пропаганда и идеология лишь потому бывают успешными, что главная сила государства вовсе не в них. Сегодня наш дом, работа, заработок, отношения - всё происходит при посредстве и при вмешательстве государства. Государство уже сотни лет как перестало быть только структурой. Эта структура обросла "мясом" и "мышцами". Я могу себе представить, как вымирает (от какой-либо новой неизлечимой инфекционной болезни) всё население государства, и однако государство продолжит своё существование. Новое население придёт на место старого, а Система останется. И такой вот бесчеловечной машине служит большинство, причём служит искренне, а порой и жертвенно. Давно пора начать раскрывать людям глаза на сущность государства, на то, какие плоды порождает его развитие. Иллюстративного материала предостаточно.

Президент Института национального проекта «Общественный договор», завкафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ Александр Аузан пытается найти хоть какую-нибудь проблему, для решения которой нужно государство.

Попробуйте перевести русское слово «государство» на другие языки, например на английский. Вряд ли у вас что-нибудь получится. Ведь «государство» - это не «state», потому что «state» - это некое территориальное образование. Это не «government», потому что «government» - это «правительство». Это не «authority», потому что «authority» - это «власть». Государство - это все сразу. Отсюда возникает мощное искажение в русском общественном сознании. Задайте любому человеку вопрос: - Что может чиновничество? - Ой, да они ничего не могут! - Что может правительство? - Да они там только какими-то своими разборками занимаются! - А что может государство? - Государство может все! - Что должно делать государство? - Государство должно делать все! Потому что государство - это и чиновники, и правительство, и местные администрации, и граждане страны. А поскольку оно включает в себя всех, то и должно заниматься всем. Начиная с уровня языка, идет трансляция таких ценностей, которые не позволяют разобраться в вопросе.

Государство в России сакрализировано.

Но что если поставить вопрос самым страшным образом: а нужно ли вообще государство? Лет двести на него отвечали определенно: да, государство безусловно нужно - для того чтобы строить дороги, печатать деньги, обеспечивать порядок, а иначе кто будет всем этим заниматься? Двести лет для экономистов государство фактически было естественной монополией по производству общественных благ. Раз нужны общественные блага - значит, нужно и государство. Однако в последние десятилетия этот вопрос не имеет столь очевидного ответа. Дуглас Норт, замечательный институциональный экономист и нобелевский лауреат, как-то сказал: «По вопросу о необходимости государства для экономики суд удалился на совещание и пока не вернулся».

Почему вопрос вдруг оказался открытым, причем не только для экономики? Дело в том, что не только в российском, но и в мировом общественном сознании существовало множество мифов, связанных с государством. И в какой-то момент эти мифы стали проверять. Например, все великие английские экономисты - Давид Рикардо, Джеймс Миль, Джон Мейнард Кейнс - приводили один и тот же пример в пользу государства: если бы не правительство, кто бы строил в Англии маяки? А ведь нации нужны маяки - чем была бы Англия без судоходства? И вот еще один нобелевский лауреат, Рональд Коуз, пошел в архив Британского адмиралтейства и стал смотреть, кто же в действительности строил маяки. Выяснилось, что ни один маяк в Англии не был построен правительством. Кто их только не строил - гильдии капитанов, местные общины, корпорации судовладельцев, но только не правительство. Разумеется, потом маяки передавались в управление адмиралтейству, потому что всю систему необходимо было координировать, но само строительство было исключительно негосударственным. Коуз написал статью под названием «Маяк в экономической теории» и на этом поставил точку, не делая никаких глобальных выводов. Он просто показал, что двести лет люди исходили из неправильных фактов.

Еще один нобелевский лауреат, Фридрих фон Хайек, проверил, как обстоят дела с денежными системами. Выяснилось, что, разумеется, разные государства в разное время создавали свои казначейские системы денежных ассигнаций, но все они погибли. Денежные знаки, которыми мы пользуемся сейчас, - это так называемые банкноты, то есть системы частных расписок между банками. Стали смотреть на полицию, пожарную охрану, армию, и опять неоднозначные ответы. Кто создал современную систему уголовного розыска? Агентство Пинкертона в США - частное детективное агентство второй половины XIX века. Конан Дойль, конечно, придумал Шерлока Холмса, но именно в то время стало ясно, что расследованиями может заниматься отнюдь не только государственная полиция. Что же касается пожарной охраны, то она может быть государственной, может быть добровольной, то есть гражданской организацией, а может быть и страховой, то есть, по сути, происходящей от бизнеса. Частные армии сейчас на вполне законных основаниях существуют в России - у Газпрома, у Роснефти. А ведь есть еще частные армии, которые закон не разрешает.

Вывод, который можно из всего этого сделать, таков: если государство и нужно, то вовсе не для того, для чего считалось раньше. У государства всюду есть заменители. Любой вопрос, который решает государство, можно решить без его участия. Причем существует множество исследований и примеров, которые показывают, как это делается на практике.

Удивительная история произошла в Калифорнии в XIX веке. Присоединение этой территории к Североамериканским Соединенным Штатам совпало с открытием там золота, и в результате этого совпадения в течение 18 лет крупнейший штат США жил вообще без государственной власти. Происходило там вот что: приезжал назначенный из Вашингтона губернатор с федеральными войсками; через неделю он обнаруживал, что у него нет солдат - они разбежались мыть золото; он еще неделю управлял так, без солдат, а потом отправлялся мыть золото сам. Раза три федеральное правительство посылало в Калифорнию людей, но потом перестало - так же можно всю армию перекачать за государственный счет на золотые прииски. В таком режиме Калифорния жила с 1846 по 1864 год. Но это не было какое-нибудь первобытное общество.

Мы хорошо знаем по документам, как в этот период там решались вопросы собственности, каким образом люди закрепляли права на участки, как происходил суд. Когда жителям Калифорнии стало ясно, что нужна защита торговых путей и размещение денежных средств, штат сам сказал Вашингтону: присылайте вашего губернатора, уже можно. Но ведь почти 20 лет Калифорния жила без государства - и ничего страшного. Масса подобных примеров есть и в России - от староверских общин до обширнейших территорий, до которых центральное правительство попросту не добирается.

В общемировом масштабе довольно много случаев, когда люди прекрасно обходились и продолжают обходиться без государства. Классический пример - это китобойный промысел. Государства не могли его регулировать: во-первых, потому что все происходило в мировом океане, а во-вторых, потому что правительства попросту были очень далеки друг от друга и были очень разными. И ничего - китобои сами выработали систему правил для своего сообщества: как считать, кто загарпунил, кому принадлежит добыча и тому подобное. А ведь есть еще такие вещи, как интернет - криптоанархия, живущая в значительной степени без госрегулирования. Там есть свое, внутреннее регулирование, общественные блага в виде правил производятся, и это крайне плодотворная среда для появления инноваций, ведь она предполагает огромное количество схем и вариантов решения различных задач.

Надо менять саму постановку вопроса: если государство необязательно, то оно должно существовать по запросу - там, где оно сравнительно эффективнее остальных. Это, собственно, и называется общественным договором или социальным контрактом. Однако тут нет твердых формул, которые позволяют одинаково для всех решить этот вопрос. В разные периоды и в разных экономиках это будет разный спрос, и определяется он необходимым количеством общественных благ. Чем больше вам нужно общественных благ, тем больше вы делаете государства. Сравним, к примеру, ситуацию в Северной Европе и США.

В скандинавских странах огромное перераспределение налогов, государства там вроде бы много, но почему его много? Потому что на вопрос «Сколько мне нужно общественных благ?» - скандинавы ответили: «Много». Для этого нужно довольно много денег, а собрать их с помощью налогов легче, чем с помощью пожертвований или лотереи. А вот кто будет эти бюджетные деньги тратить на производство услуг - это уже другой вопрос. Может быть, их нужно передавать частным компаниям или некоммерческим организациям, и производить услуги будут они, а не государство. Скажем, в Нидерландах 17% ВВП создается некоммерческим сектором, потому что он наиболее эффективен в оказании бюджетных социальных услуг. В Скандинавии и Нидерландах государство во многом используется как машина для сбора налогов - это оно делает эффективнее. А с инвалидами и пенсионерами чиновники работают неэффективно, поэтому эти деньги должны от них перейти в аутсорсинг.

У американцев все устроено не так. Долгие века они говорили: «Мне от государства не нужно ничего, кроме обеспечения правопорядка. Я готов платить небольшие налоги, чтобы был правопорядок, а уж остальные проблемы - образование, здравоохранение и прочее - я решу сам». Так было до прихода Барака Обамы. Драматизм нынешней ситуации в США связан с тем, что Обама ломает традиционный социальный контракт. Он говорит: «Американцам нужно больше общественных благ». И потому не очень значительный, на первый взгляд, спор о том, например, насколько широка и обязательна должна быть система медицинского страхования, вызывает дискуссии по всей стране - происходит принципиальная перемена взгляда на то, что нужно от государства.

Не существует чисто либерального ответа: маленькое государство - хорошо, большое государство - плохо. Плохо - это когда государство не соответствует спросу на общественные блага. Потому что тогда начинается принуждение. Ведь у государства есть ровно одно конкурентное преимущество: еще Макс Вебер сто лет назад писал, что государство - это организация со сравнительным преимуществом в осуществлении насилия. Поэтому государство хорошо не тем, что оно заботится о людях, а тем, что оно эффективнее, чем кто-либо другой, может принуждать или угрожать. Именно поэтому его родной сестрой является мафия. Организованная преступность - это ближайший конкурент государства, потому что она тоже специализируется на применении насилия. Больше того, в подавляющем большинстве случаев государство возникало из организованной преступности. И только по прошествии времени оно было вынуждено вступать в определенный контракт с населением, а потом вертикальный социальный контракт превращался в горизонтальный, возникали демократические режимы, разнообразные методы контроля над государством и так далее.

Согласно неоинституциональной теории, государство выводится из модели так называемого «стационарного бандита». Это очень убедительно доказывали как исторически, так и математически Мансур Олсон и Мартин Макгир на примере Китая первой половины XX века. С 1899 года, когда началось восстание боксеров, до 1949 года, когда закончилось военное противостояние между коммунистами и гоминьдановцами, страна жила в состоянии непрерывных гражданских войн. В течение десятилетий по Китаю бродили воинские части - с генералами, но без правительств. Когда какой-нибудь полк захватывал город, обычно он грабил его дочиста, понимая, что никогда туда не вернется. Но вот некая воинская часть запирается конкурентами в городе, и солдаты понимают, что им там придется задержаться. Именно в этот момент начинается переход от модели бандита-гастролера к стационарному бандиту, который осознает, что грабить некоторую территорию ему нужно будет регулярно. А чтобы это можно было делать, нужно, чтобы люди, которые занимаются хозяйственной деятельностью, имели некоторые гарантии. Попадая в ситуацию запертого уезда, те же самые грабительские полки вынуждены создавать государственность - чтобы изымать свою ренту, они вынуждены создавать общественные блага в виде правил, правопорядка, судов.

Зарождение российской государственности, кстати, происходило ровно по этой модели - в роли стационарных бандитов выступали варяги. Впрочем, так далеко уходить в историю ради российских примеров вовсе не обязательно, достаточно вспомнить недавние события в Чечне. Вторая война там началась с конфликта между бандитом-гастролером по имени Шамиль Басаев, который говорил о необходимости продвижения на новые территории, и формирующимся стационарным бандитом - президентом Ичкерии Асланом Масхадовым, который говорил: нас все равно запрут федеральные войска, и нам на этой территории надо что-то сделать, чтобы тут можно было жить.

Теория Олсона-Макгира ставит и другой весьма интересный для современной России вопрос: как от режима стационарного бандита происходит переход к более цивилизованным формам государства? Вся история российской приватизации в терминах теории институциональной экономики выглядит так: группы интересов, приближенные к правительству или, говоря по-русски, использующие административный ресурс, делят активы. Когда все уже поделено, они оказываются перед развилкой. Первый путь - они могут захватывать активы друг у друга. Но это совсем не то же самое, что забирать активы у государства или у населения. Это война, это тяжело, это очень дорого. Второй путь - надо менять систему правил, и от тех правил, которые способствуют захвату, переходить к правилам, которые способствуют эффективному использованию ресурсов.

То, что происходило в России в 1999-2003 годах и что должно было произойти в 2008 году, мне представляется именно такой развилкой, когда те, кто захватил активы, начинают думать: так, чтобы их эффективно использовать, нужна автономная судебная система (потому что необходимо как-то защитить свои права собственности от новых претендентов), долгосрочные правила (потому что надо инвестировать), защита контрактов. И все это нужно, заметьте, тем людям, которые выросли из вполне бандитской ситуации. Однако олигархические группы в России повели себя по-разному. Если ЮКОС и, например, «Альфа-Групп» пытались предъявить спрос на некие новые правила, то другие группы осторожно оставались в прежней системе, и было понятно, что конфликт неизбежен. С одной стороны, ЮКОС произвел совершенно фантастическую операцию: он стоил $500 млн в 1999 году и $32 млрд летом 2003 года, то есть вырос в 60 с лишним раз, причем за счет перехода на новые правила, а не только за счет роста цен на нефть. А с другой стороны, как раз в силу этих изменений платить ренту чиновникам прежним способом он уже не мог.

В теории Олсона-Макгира есть одна оговорка: переход от одного типа социального контракта к другому происходит, только если не появляется новых голодных групп. Но в России 2003-2004 годов такие группы появились, и они начали новый передел. Передел закончился в 2008 году, и перед бывшими голодными группами встал ровно тот же вопрос об установлении новых правил. Однако кризис вызовет еще один передел: захватывать чужие активы во время стагнации не интересно, нужно, чтобы стагнация подошла к концу - тогда и завершаются переделы

Вопросы и задания

1. Что такое политическая система общества? Охарактеризуйте сущность государства как составной части политической системы общества.

Политическая система – это целостная совокупность взаимодействующих институтов, осуществляющих политическую власть.

Политическая система общества включает государства, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Определенную роль в политическом развитии общества играет и церковь.

Государство существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами т. п. Иными словами государство – это центральный, но не единственный институт политической системы общества. Государству принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила, способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества. Указанные признаки отличают государство от других организаций, например, мэрии города, политической партии или профсоюза, обладающих признаками, схожими с государственными, но не обладающих другими.

2. * Почему государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует вспомнить, что такое социальная и экономическая сферы общества.

Социальная сфера общества охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее.

Государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества, потому что государство – это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Т. е. государство отделено от общества, это только организация верховной власти. Оно может лишь участвовать в социальной и экономической сферах общества, а не быть их частью. Государство является частью политической системы общества.

3. Какие причины привели к возникновению и укреплению государства?

Причины возникновения государства:

1. Плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались на большие территории в поисках пропитания. Для прокорма данной группе людей необходимо несколько сот километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежны. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в союзы.

2. Под влиянием либо угрозы извне. Некоторые ученые считают, что людей к созданию государства толкал страх перед внешней агрессией, опасение за жизнь и имущество. Также причиной служила опасность со стороны преступников и разбойников внутри общества. А государство могло применить силу и установить порядок. Оно, как арбитр, могло объективно решать все споры и издавать общие для всех законы. Уже в Античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и обслуживающую его.

3. Фактор силы. Необходимость вести войны (как оборонительные, так и захватнические)., охрана территории, купцов.

Эти же причины приводят и к укреплению государства.

4. Опишите общие признаки государства.

Общие признаки государства:

1. Единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими государствами.

2. Единая система управления территорией, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе разделения властей.

3. Единая система законов, зафиксированная в Конституции, соблюдаемая всеми гражданами на всей территории.

4. Монополия на легально применение силы или физического принуждения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру.

5. Право на взимание налогов, идущие не содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.

6. Обязательность членства в государстве – гражданство. Гражданство человек получает с момента рождения.

7. Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах и т.д.

8. Суверенитет, т. е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов.

Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства.

5. * Сравните признаки государства с признаками общества, описанными в первой главе. Что общего между ними можно обнаружить? В чем они различаются?

6. В чем состоит функция государства? Почему они разделены на внутренние или внешние? Можете ли вы привести примеры тех и других?

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития.

Функции государства:

1. Внутренние: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); участие в управлении экономикой; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

2. Внешние: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества с ним на основе принципов мирного сосуществования.

7. Какова роль насилия в строении государства?

Согласно современным теориям в возникновении государства главную роль играл фактор сипы. Можно сказать, что объединение в государство - это способ получить защиту от насилия из вне. Государство предоставляет населению услугу по защите от внешних и внутренних угроз. Также сила служит способом расширения территории государства (империя Александра Македонского, Римская империя), что ведет к увеличению собираемых податей и налогов, и увеличению природных ресурсов, необходимых государству.

8. * Почему применительно к государству насилие называется законным?

Государство – это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). На захваченных территориях группа людей устанавливает свою власть. Соответственно для поддержания порядка на данной территории эта группа людей использует военную силу, устраняет конкурентов в сборе податей. Со временем монополия на применение силы прописывается в законах государства.

Законным насилие считается, если закреплено в конституции государства. А там действительно так и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Ситуации, когда оно используется, строго оговорены.

9. В чем выражается монополия государства? Перечислите все виды монополии государства.

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Видов монополий может быть множество и зависеть от конкретного государства и периода истории.

Основными виды монополии государства являются:

1. Фискальная монополия (полная или частичная монополия государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.).

2. Монополия на свободу слова.

3. Монополия на законное насилие;

Монополия государства на определенный вид деятельности определяется законами данного государства.

10. * Подумайте, без каких монополий государство не может обойтись. Обоснуйте свое мнение.

Государство не может обойтись без монополии на насилие и фискальной монополии. При помощи соответствующих структур (полиция, армия) в стране поддерживается порядок. С одной стороны есть защита граждан от преступных элементов общества, с другой стороны – государство при помощи насилия защищает свои интересы как внутри страны (право на власть), так и вне ее (отстаивает свой суверенитет).

Также государство не может обойтись без фискальной монополии (как сбор налогов), т. к. при помощи налогов государство реализовывает социальные программы, содержит армию, выплачивает зарплаты, пособия, пенсии и др.

Проблема. Сумеет ли человечество когда-нибудь в будущем обходиться без государства и как? Существует ли «идеальное государство» и какое оно?

Если человечество и сможет обходиться без государства в будущем, то оно должно соответствовать определенным критериям. Во-первых, высокая личная ответственность каждого человека перед другими людьми и перед собой. Во-вторых, общество должно взять на себя функции, которые раньше выполняло государство. Например, охрана порядка внутри самого общества. Также люди должны будут самостоятельно заботиться о наиболее незащищённых членах общества – инвалидах, сиротах, стариках. На обществе будет лежать коллективная ответственность за все, что будет происходить в обществе без государства. А главное, что должно произойти – люди должны победить свои слабости и пороки, чтобы человечество могло обходиться без государства.

Возможно «идеальное государство» - это государство, в котором все равны, нет бедности, нет преступников, законы исполняются, налоги расходуются должным образом. «Идеальное государство» - это цель, к которой следует стремиться. Другими словами – это справедливое государство. Однако, для того, чтобы построить такое государство людям также придётся победить свои пороки и слабости. Однако, идеальных людей не бывает.

Практикум. Какие из указанных ниже видов монополий не принадлежат государству?

1. Монополия на законное насилие.

2. Монополия учреждать политические организации.

3. Монополия на свободу слова.

4. Монополия на производственную деятельность.

5. Монополия на ценные бумаги.

6. Монополия на таможенные пошлины.

Ответ обоснуйте.

Нельзя утверждать, что какие-либо из монополий могут принадлежать государству, а другие – нет. В истории много примеров, когда те или иные виды монополии принадлежали только государству.

На сегодняшний день государству не принадлежит монополия на учреждение политических партий. Монополия на производственную деятельность принадлежит государству частично (зависит от вида деятельности и государства). Монополия на свободу в одних странах не является прерогативой государства (США), в других государствах существует жесточайшая цензура (ярким примером может служить СССР).

Вы когда-нибудь задумывались о том, как государство взаимодействует с населением? Зачем оно вообще людям нужно? Только чтобы налоги ему платить? На самом деле государство очень много делает для простых людей. Мы этого просто не замечаем. Одной из форм взаимодействия с населением является демографическая политика. Это огромная часть работы любого государства, заинтересованного в том, чтобы его население увеличивалось.

Предмет разговора

Демографическая политика является целым комплексом мер. Она осуществляется с целью роста народонаселения. То есть это целый список различных мероприятий, способствующих увеличению рождаемости. Только ведь детей заводить люди станут при условии, что смогут их прокормить. Следовательно, демографическая политика тесно связана с иными отраслями деятельности государства. Она рассматривается только во взаимосвязи с ними. Социальная политика государства тесно связана с демографической. То есть для увеличения населения правительство принимает всевозможные меры, направленные на поддержку семей. Таким образом, имеет место социально-демографическая политика. Она включает решения, принимаемые государственными органами, направленные на поддержку тех людей, кто стремится к увеличению населения. Только все это лишь часть демографической политики.

Смертность

Сколько ни заботься об увеличении народонаселения, а ведь оно естественным образом уменьшается. И правда, вечно же никто не живет. Только государство не может обойти стороной этот вопрос. Необходимо создавать условия для того, чтобы люди жили дольше. Это часть демографической политики. Принимаются программы, цель которых - улучшение условий жизни, медицинского обслуживания. То есть демографическая политика стран в целом затрагивает не только социальную сферу. Ведь сколько пособий ни плати, а если семья лишена нормального медицинского сопровождения, то деток вырастить трудно, тем более здоровых и активных. Так рассуждают практически во всех государствах.

Ведь мало иметь большую численность народа, нужно, чтобы он работал на благо страны. Простые люди не знают, как именно это достигается. Нам в лучшем случае приводят статистические данные. А за ними стоит огромная работа государства по развитию больниц, медицинских центров и так далее.

Экономические условия

Семейно-демографическая политика любой страны имеет целью создать условия для роста населения. Но сами подумайте, разве люди станут рожать детей, когда точно знают, что у них средств нет их содержать? Такое, конечно, случается. Только государство не заинтересовано в том, чтобы детки появлялись в неблагополучных семьях. Ему нужно образованное и трудоспособное население.

Вот в этом направлении оно и работает. Для этого стимулирует предпринимателей, чтобы они создавали рабочие места. Ведь если есть работа, то есть и зарплата. Здесь уже можно и о детках подумать. Получается, что экономическая политика государства тесно связана с демографической. Хотя одна другую заменить не сможет. Демографическая и семейная политика все же направлены на развитие населения. А экономическая – на рост благосостояния государства. Однако цели их пересекаются, когда речь заходит о семье. Именно для ее стабильного существования и роста работают правительство и иные органы.

Как стимулируют рождаемость

Кто готовился к появлению ребенка, тот на собственном опыте убедился, что государство и тут не дремлет. Оно не пускает дела на самотек. Ведь мамочке нужны специальные условия, чтобы выносить плод, заботится о появившемся малыше. Вы скажете, что женщины сами со своими проблемами справляются. Это совсем не так. В этом случае вступает в действия демографическая политика семьи. Она заключена в том, что мамочка получает всяческие блага. А именно отпуска, которые, кстати, оплачиваются. Это работа государства. Оно вводит в действие законы, позволяющие женщине спокойно готовиться к родам.

Мы считаем отпуск делом естественным. Однако следует вспомнить, что больничные до и после родов не выдаются во многих странах. Далее мамочка имеет право попросить у государства денег в особых случаях. Ее обеспечат, пусть минимально. Здесь следует сказать, что в некоторых европейских странах таковое пособие имеет гигантские по нашим меркам размеры. Население старее, рожать никто не хочет. Вот и приходится государству придумывать всякие стимулы для своих граждан. С другой стороны, есть страны, которым приходится преследовать иные цели. Китай, к примеру. Там, наоборот, борются с рождаемостью.

Специальные программы

Для того чтобы женщины захотели рожать, много всего делается государством. Целые институты исследуют ситуацию, чтобы понять, чего людям не хватает, почему они не заводят детей. Так, в России выяснили, что одна из причин - отсутствие жилья. Это вполне реальная проблема. Многие молодые семьи не имеют возможности обзавестись собственными хоромами. Приходится ютиться у родителей. Какие тут дети, если самим негде разместиться? Такое положение вещей не может устраивать государство. Оно же без граждан может остаться.

Демографическая политика Российской Федерации направлена в иную сторону. Стране нужен народ. Поэтому была придумана и принята программа, в соответствии с которой семьи получают сертификат на кругленькую сумму.
Денежки эти можно потратить на разные нужды. В том числе и на строительство и приобретение жилья. Кстати, большая часть граждан именно на это свои деньги тратит. Решено сразу две проблемы: население растет да еще и домами обзаводится.

О качестве населения

Уже вскользь говорилось о том, что государство желает, чтобы народ был довольным, трудоспособным, воспитанным и образованным. Это еще одна большая часть его политики. Необходимо создавать условия для того, чтобы детвора могла развиваться, а родители этому способствовали. Если вы думаете, что не так уж и важно это для государства, то ошибаетесь. Любая страна развивается благодаря своим гражданам. А если население думает только о том, где украсть или как напиться, то государство в упадок быстро придет. Ему нужно, чтобы люди работали, создавали новые производства, рождали идеи и воплощали их. Тогда государство развивается и богатеет. Демографическая политика РФ именно так и строится. Мало денег мамочкам на жилье дать. Нужно еще построить школы, открыть секции, побудить деток спортом заниматься. Это тоже часть демографической политики. Население должно быть развитым, творческим.

Об инвалидах

Часть демографической политики направлена на то, чтобы люди с ограниченными возможностями себя чувствовали комфортно. Ведь они такие же граждане, как все остальные. Для них создаются условия для получения образования и реализации талантов. Не секрет, что инвалидов не очень охотно на работу принимают. Государство стимулирует предпринимателей, создавая им льготы при трудоустройстве таких граждан.

Миграция населения

Вот мы все о рождаемости говорим, а ведь этого мало. Ну, нарожают женщины деток, государство им даст образование, а они возьмут и за границу уедут. Стране от этого ущерб. Ведь уезжают по большей части образованные и творческие люди. Их переманивают большими зарплатами. Государство с этим борется, ему совсем не нужно, чтоб люди уезжали в иные страны. Делается это разными способами. К примеру, есть идея, чтобы выпускников ВУЗов заставлять отрабатывать определенное время на страну. А лучше создавать для специалистов такие условия, чтобы они сами никуда не стремились.

О важности пропаганды

Мы с вами все больше о материальном стимулировании говорим. Однако есть и иная сторона у демографической политики. У людей необходимо сформировать такое отношение к семье, чтобы они ее уважали и ценили. Этим занимается пропаганда. К примеру, средства массовой информацию уделяют внимание освещению жизни многодетных семей. Не надо считать, что они сами так решили.

Есть программа, подталкивающая их к этому. Кроме того, в образовательных учреждениях регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление уважения к институту семьи. Все это части демографической политики. Вот вы ходите на праздники, устраиваемые в вашем городе? Они проходят не всегда по инициативе местных властей или активистов. Это часть политики государства. Правительство направляет указ на места с тем, чтобы там проводили праздники и семью воспевали. Так и поступают.

Защита детства

Есть еще один немаловажный вопрос. Родить, как говорят, любая женщина способна. Только деток же нужно воспитывать, ухаживать за ними, кормить в конце концов. К сожалению, есть женщины, не желающие выполнять свои обязанности. Государство предпринимает меры, чтобы такового не происходило. А именно им созданы специальные органы, контролирующие выполнение мамами и папами своих обязанностей. Если женщина пьет и гуляет, к ней приходят сотрудники определенных служб, проверяют, что с ребенком, как он живет и так далее.

Потом они стараются ее призвать к ответственности. В крайнем случае ребенка отбирают. Но в этом государство не заинтересовано. Ведь всем понятно, что детки должны в семье расти. Там им комфортнее. Есть органы, следящие за исполнением обязанностей учителями и врачами. В общем, всеми, кто с детьми работает. Подрастающему поколению нужно много всего. Ему необходимо давать знания, создавать условия для радостной и счастливой жизни. За это люди определенных профессий деньги от государства получают. Оно, естественно, имеет право контролировать их работу. Это тоже большая часть демографической политики. Вся она многопланова и охватывает практически все сферы работы государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.