Английский для детей с чего начать обучение. Как научить ребенка английскому языку самостоятельно? Обучение с носителем языка

Дата: Июль 3, 2015

Многие мамы задумываются о том, как научить ребенка английскому языку самостоятельно. Можно провести нехитрый подсчет: если начать занятия в три года по 15 минут ежедневно, то к семи годам, когда ребенок пополнит ряды первоклассников, у него в багаже уже будет 365 часов занятий английским. А вместе с ними – уверенность, что это весело, полезно и несложно.

Зачастую сложности возникают не у детей, а у мам. Как начать? Когда заниматься? Что выбрать? Если основной проблемой нашего поколения был весьма ограниченный выбор учебников и дополнительных ресурсов, то сейчас проблема диаметрально противоположная. На магазинных полках и в Интернете столько всего, что не понятно, что выбрать и как успеть подготовить занятия.

Лично мне проблема казалась огромной. Задача – трудоемкой. У меня, конечно, еще с беременности полки стали пополняться всевозможными книгами на английском, учебниками, дисками, на ноутбуке копились ссылки на интересные ресурсы. И от этого создавалось впечатление, что занятия английским – это такой глобальный проект длиною в жизнь, к которому готовиться нужно тщательнее, чем к саммиту «Большой восьмерки». Разве что президентам сложнее, думалось мне.

Прошло два года. Теперь мне кажется, что я и не занимаюсь с дочкой английским. Но при этом она открывает любимые сказки про принцесс и начинает: «Once upon a time…». Делает паузу и объясняет мне, что все английские сказки начинаются именно так. И еще, если видит многоэтажку, задирает голову и говорит: «Нет, это не skyscraper, ему до неба еще далеко».

Главное, что я поняла за время занятий – чтобы съесть слона, нужно откусывать от него по кусочку (да это и не слон вовсе).

Сейчас наши «занятия» английским построены по аналогии с системой – мы не пытаемся за один присест переделать все, что только можно. Работаем понемногу в разных зонах. Очень действенный метод. Я не устаю, а дочь не чувствует, что мы «учим» язык, он просто часть нашей жизни – любимая и интересная часть.

Итак, как научить ребенка английскому языку дома, как не устать от языка и не видеть в его изучении слона?


Структурируем занятия

Для начала нужно разбить занятия на короткие блоки.

1. Утром делаем зарядку на английском (малышам можно делать пальчиковую гимнастику)

Например, можно использовать такой текст:

Top of the morning, get ready to move
Sit up tall, we’ve lots to do:
Blink your eyes, wiggle your nose,
Nod your head and touch your toes.
Stand up now – one, two, three.
Swing your arms and bend your knees.
Top of the morning we’re ready to shine.
All warmed up, we’ll have a good time.

Для начала пусть ребенок повторяет движения за вами, потом делает вместе с вами, а затем – самостоятельно.

Для малышей хороша потешка из «Матушки Гусыни», под которую удобно делать массаж ручек или ножек:

This little piggy went to market,
This little piggy stayed at home.
This little piggy had roast beef,
This little piggy had none.
And this little piggy went: Wee-wee-wee
All the way home.

2. Второй кусок от слона можно откусить во время просмотра мультфильмов – среди английских встречаются действительно классные. Можно выбрать обучающий или обычный мультфильм, который смотрят ровесники вашего ребенка в Англии.

Например, сейчас у моей дочки любимая игра – детский сад. Чтобы далеко не ходить за примерами, расскажу, что мы делали утром.

Сначала просто играли на русском – игрушки пришли в сад, расселись. Потом, как и в обычном саду, начинаются занятия. У нас среди занятий был английский. Мы прочитали книгу Эрика Карла «Brown Bear, Brown Bear, What do you see?». А потом еще «My Many Colored Days» Доктора Сьюза. После чего настало время завтрака. Нам нужно было срочно пересчитать «детей» и чашки на картинке, чтобы понять, всем ли хватит чая. Это мы тоже сделали на английском. Потом по дочкиной инициативе к нам пришла кукла-именинница, мы ей почитали еще одну волшебную книгу «Happy Birthday to You» (тоже Доктор Сьюз), спели на английском поздравление, после чего съели настоящую русскую печеньку и ушли гулять. Потом поиграли в «Мемори» тоже на английском – у нас она с любимыми персонажами мультфильма, который мы смотрим на английском, поэтому дочка автоматически переключается на английский, когда видит картинки.

Легко вам там, подумаете вы. Сейчас – легко. Но год назад я начинала тоже с малого. И постепенно расширяла «территорию английского». Очень мне в этом помогала китайская мудрость о том, что дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Главное – двигаться.

Идеи и материалы для изучения английского

Вот некоторые из идей и материалов, которые мы использовали в течение прошлого года:

  • Красочные плакаты со стихотворениями из «Матушки Гусыни» у нас висели над кроватью, мы их читали перед сном.
  • Паззлы (у меня были из серии Натальи Салищевой).
  • Книги – большая коллекция Доктора Сьюза (Dr. Seuss). Книги используйте любые, я люблю убивать сразу нескольких зайцев. Перед тем, как мы пошли в детский сад, купили «The Kindergarten» и такой же паззл, в нем нужно было по очереди вставлять квадратики, чтобы получился распорядок дня. Так мы и к садику готовились, и осваивали новую лексику.
  • Комплекты карточек (у нас были дорожные наборы из серии «Вундеркинд с пеленок», по 20 карточек на каждую тему: цвета (сама узнала много новых), животные, мебель, фрукты и овощи, действия).
  • Диски с песнями и аудиозаписи книг, которые мы читаем. Часто запись идет дважды, в одной из версий при звуке колокольчика ребенку нужно перевернуть страницу, что детям очень нравится, и они вслушиваются в текст, чтобы не пропустить момент, с удовольствием переворачивают страницы, «читают» на английском.
  • Учебники – сейчас уже мы не занимаемся только по учебникам, но у нас есть несколько очень хороших. Из английских – «Playway to English» и «Mega Maths» (ages 3-5) – это красочная книга с заданиями на закрепление навыков счета. Она разработана не для обучения английскому, а для обучения счету маленьких англичан. Большой плюс – все задания уже озвучены на английском, очень интересные картинки и задания, в комплекте 100 наклеек-наград за хороший результат. Из русских учебников – «Английский язык для малышей» под редакцией Н. Бонк, задания хорошие, картинки специфические.
  • Мультфильмы на английском.
  • Видеоклипы с детскими песнями, под которые можно танцевать, повторяя движения. Наш фаворит – Patty Shukla.
  • Книги по интересам – в нашем случае истории про принцесс и фей. Советую также обратить внимание на дорожные наборы – в коробочке обычно 4-6 книг, удобно брать с собой по одной или всю коробку.
  • Настольные и напольные игры («Twister» для отработки цветов, «Peppa Pig» – игра-бродилка, «Charlie&Lola» – «Мемори» и игра, где нужно собирать персонажей по частям).
  • Книги с наклейками и творческими заданиями: дорисовать, представить, придумать. В нашем случае это все было из серии о Чарли и Лоле, так как мы большие поклонницы мультфильма.
  • Электронные раскраски по изучаемым темам.

Надеюсь, что вам удастся «сварить кашу из топора» – начать заниматься с вашим ребенком, используя доступные материалы. Удачи!

Статья из журнала “Успевай с детьми!” №7.
Автор Надежда Маленко, мама двух дочек, преподаватель английского, автор блога Клуб Мэри Пoппинс .

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

Английский язык – это база, которой должен обладать любой уважающий себя человек. На английском языке говорит более половины земного шара, он считается универсальным и в какой-то мере международным. Чтобы привить ребенку любовь к языку и процессу его обучения очень важно заниматься английским дома. Нередко родители перекладывают ответственность за изучение языка на учителей в детском саду и в школе, на репетиторов. Однако нужно понимать, что в школе у учителя 20-30 детей и всего 45 минут. Он не может уделить достаточное количество внимания каждому, отсюда и качество образования. Репетитор зачастую занимается с ребенком индивидуально, но всего 1-2 раза в неделю. Для качественного изучения языка этого недостаточно. Вы можете посещать опытного преподавателя, но дома процесс должен продолжаться. Родители не должны пускать обучение ребенка на самотек – вы должны проверять, контролировать и направлять.

Очень важное условие, при котором мама может научить малыша иностранному языку – ее собственные знания. Если она в детстве изучала в школе немецкий, взяться с нуля за английский будет сложнее. Вы даже можете навредить ребенку, привив ему неправильное произношение, от которого трудно будет избавиться. Но если у мамы есть определенная школьная база, этого вполне достаточно для раннего изучения языка. Вы можете пригласить домой учителя английского языка на пару занятий, который поможет вам вспомнить былые знания и расскажет о методиках преподавания английского для маленьких детей.

Когда можно начать обучение

Обучение ребенка лучше начинать с раннего возраста. Самый оптимальный возраст 2-3 года. Изучение языка еще раньше оправдано только в том случае, если родитель в совершенстве владеет языком и может полностью разговаривать с малышом на английском. В остальных случаях нужно дождаться, когда у ребенка будет достаточный запас слов на родном языке. Если этого не сделать, речь ребенка застопорится. Зачастую в смешанных семьях, где родители говорят на разных языках, дети начинают говорить позже своих сверстников, однако сразу на обоих языках.

До начала обучения нужно понять, готов ли ваш ребенок к творческому процессу. Если малыш свободно изъясняется предложениями на родном языке – процесс обучения можно начинать. Кроме того, нужно учитывать наличие свободного времени на регулярные занятия. Ведь от пары часов в неделю эффекта не будет. Чтобы накопить хоть какой-то словарный запас, нужно заниматься регулярно и ежедневно хотя бы по полчаса для малышей и по часу для деток постарше.

Начиная обучать ребенка самостоятельно, будьте готовы к приготовлению методических материалов, фильмов, мультфильмов, различных карточек и картинок. Творческий подход должна проявить именно мама, чтобы обучение проходило легко, комфортно и в игровой форме.

Как научить иностранному языку маленького ребенка

Дети первых пяти лет жизни не готовы изучать грамматику, строить сложные предложения, понимать связующие фразы и анализировать их. Изучение языка у маленьких детей должно строиться точно так же, как вы учили малыша родному языку. Все должно быть предельно понятно и последовательно. Вот несколько способов, которые помогут вам накопить небольшой запас английских слов в голове ребенка 3-4 лет.

  1. Мультфильмы. Это то, от чего не откажется любой малыш подобного возраста. Находите в сети, покупайте или просите напрокат мультфильмы с простыми английскими фразами. Поначалу дети могут не понимать речь и догадываются о смысле сюжета только по контексту и интонации. Однако регулярные просмотры приводят к тому, что ребенок начинает понимать простые фразы «Hallo», «Bye-Bye», «Thank you». Очень важно не только слушать эти слова, но и просить ребенка повторить их, чтобы тренировать произношение.
  2. Карточки. Это еще один способ обучения малышей. В канцелярских магазинах есть специальные карточки, на которых написаны названия мебели, животных, овощей, частей тела и другие группы слов. Под каждой картинкой есть название на английском языке. Можно повторять с ребенком эти названия, а потом попробовать найти эти предметы на улице или у себя дома. То есть, показываете на стол, но не тот, что на картинке, а на тот, что стоит у вас дома и спрашиваете малыша «What is this?». Малыш должен ответить по-английски «Table». Чтобы процесс был более запоминающимся, карточки можно не покупать, а изготовить самостоятельно вместе с ребенком. В то время, пока малыш рисует очередной предмет или животное, произнесите его название на английском несколько раз.
  3. Используйте фразы в повседневной жизни. Если вы уже выучили несколько слов, нужно использовать знакомые фразы в повседневной жизни. Скажите малышу «Have a nice day», когда оставляете его в детском саду, «Good evening», когда отправляете его спать и «I love you», когда хотите выразить свои эмоции.
  4. Подарите ребенку игрушку «англичанина». Это может быть заяц, кукла или плюшевый медведь. Скажите ребенку, что медведь разговаривает и понимает только по-английски. Это не только позволит вам разделить речь, но и заставит малыша заговорить, если он пока стесняется своего произношения. То есть, когда малыш говорит медведю: «Ложись спать», скажите крохе, что мишка не понимает и попросите произнести фразу на английском, предварительно подсказав ее ему. В дальнейшем подсказок потребуется все меньше. Этот метод изучения языка успешен еще потому, что вместе с медведем вы можете оказаться в различных жизненных ситуациях – на приеме у доктора, в буфете, на игровой площадке. Широкий спектр бытовых ситуаций позволит расширить знания английского языка и использовать фразы, которые могут понадобиться в том или ином случае.
  5. Стихи, загадки, песенки. Малыши лучше всего запоминают небольшие и емкие фразы, чаще всего в рифму. Поэтому возьмите на вооружение короткие словосочетания, которые легко запомнить. На прогулке предложите малышу вместе спеть те песенки, которые ему понравились. А когда папа придет с работы вечером, непременно загадайте ему одну из выученных загадок.
  6. Все части речи. Многие родители, занимаясь с ребенком самостоятельно, допускают одну распространенную ошибку. Они обучают его только существительным – dog, cat, apple. В итоге малыш не может изъясняться только предметами. Очень важно выучить прилагательные, но не говорите о частях речи столь явно. Просто скажите малышу, что «beautiful» означает «красивая» или «красивый». Садитесь, вставайте, бегайте и сопровождайте все эти действия английскими словами. В общем, используйте в обучении все части речи, которые могут пригодиться в простой беседе.

В разговоре с маленьким ребенком не старайтесь строить слишком длинных и сложных предложений. Для простых фраз и первоначальной речи вам хватит трех времен – Present, Past и Future Indefinite. Этих знаний хватит для того, чтобы помочь ребенку изучить простые разговорные фразы, которые употребляются чаще всего.

Как обучить языку школьника

Если ваш ребенок уже учится в школе, простыми фразами тут не отделаешься. Кроме этого нужно начинать изучать грамматику и орфографию. Но вы должны понимать, что весь процесс должен быть интересным, чтобы малыш не потерял любопытства к изучению языка.

Начать изучение грамматики стоит с алфавита. Буквы выучить не сложно, действуйте точно так же, как с родным языком – показываем букву, рассказываем о словах, которые начинаются на эту букву. Особенное внимание ребенка стоит уделить буквам Sh, Ch, C и т.д. Проработайте все варианты – в каких случаях произношение буквы меняется.

Когда ребенок узнает все буквы, научите его читать простые слова. Будьте внимательны к произношению и правильному воспроизведению звуков. Здесь очень важно готовиться не только ребенку, но и самой маме, регулярно восполняя пробелы в знаниях. Ведь если вы однажды пропустите неправильное произношение того или иного слова, малыш будет уверен, что говорит правильно. Это влечет к привычке, которую довольно сложно искоренить.

После чтения простых слов переходим к простым текстам. Читая текст, спросите у ребенка, все ли он понял, что осталось для него неизвестным и непонятным. Не стоит постоянно подсказывать ребенку перевод слова, дайте ему возможность учиться самостоятельно. Предложите вместе найти интересующее вас слово в словаре и узнать его значение. Когда малыш начнет понимать небольшие простые тексты, попросите рассказать его, о чем шла речь. В процессе изучения грамматики очень важно уделять достаточное внимание устной речи, которая обычно всегда хромает.

Чтобы привлечь ребенка к чтению на английском языке, купите ему интересную книгу. Это могут быть простые сказки, но лучше всего приобрести детектив или детские приключения. Если ребенку около 8-10 лет и у него достаточный словарный запас английского, подарите ребенку Том Сойера в оригинале. Сама по себе книга очень завораживает, ребенок будет стараться узнать, что произойдет дальше, даже если некоторые слова для него пока непонятны. Интерес и любопытство – вот, на чем должно строиться обучение.

В дальнейшем, учить ребенка самостоятельно целесообразно только тогда, если вы сами знаете язык на профессиональном уровне. Более серьезный навык разговорной и письменной речи поможет привить только опытный педагог или носитель языка. Ваша же задача, как родителя, дать ребенку ту базу, на которую вы способны. Если занятия будут интересными, а главное, регулярными, вы сможете добиться внушающих результатов.

Видео: как научить ребенка читать на английском, за 2 месяца

Приветствую всех родителей, озабоченных воспитанием и обучением своих детишек!

Так вот, мы, взрослые, не могли оторвать свои детей от игры... Они были так увлечены этими по истине развивающими игрушками, что мне пришла в голову мысль найти такие же, чтобы дочка радовалась им, а я свободному времени.

Кстати, подобные игрушки можно смело использовать на начальном этапе знакомства вашего малыша с английским языком. Как? Читайте мою статью и узнаете!

Сегодня все больше и больше родителей хотят, чтобы их детки знали иностранный язык. А еще лучше, если они выучат его как можно раньше. Как мать я прекрасно понимаю это желание и поддерживаю его руками и ногами! А как преподаватель все чаще и чаще слышу сомнения, переживания и сотни вопросов от знакомых мамочек, о том, что делать, как делать, когда начинать, как заинтересовать и многие-многие другие.

Поэтому сегодня я решила сделать абсолютно практическое занятие. Я хочу ответить на все вопросы, которые мне когда-либо задавали, самым простым путем и дать вам десяток толковых советов, чтобы вы со своим малышом выбрали свой путь познания.

Все четко, понятно и по полочкам!

Начнем?

  • Чем раньше, тем лучше! Ученые говорят, что дети запоминают информацию гораздо быстрее взрослых в возрасте от 2 до 9 лет. Отсюда можно легко ответить на вопрос, когда начинать учить английскому ребенка! Ответ прост - как можно раньше! С как можно более раннего возраста приучайте ребенка к английской речи (). Есть сотни способов это сделать. Ищите те, которые будут работать с вашим малышом и результат не заставит себя ждать! А как детей учить английскому - читайте дальше!
  • Разделите роли! Знаете, как в западных странах из детей делают билингуалов (то есть, тех, кто говорит сразу на 2 языках)? Родители делят роли. Если кто-то в семье может говорить на иностранном языке - прекрасно, так и делайте. Пусть ребенок с самого детства привыкает к 2 языкам сразу (). Если же иностранного в вашей семье не знает никто, тогда это уже другой вопрос. Ну что же, будем тогда использовать иные методы.
  • Включайте английский в повседневную жизнь! В том случае, если вы сами свободно не говорите на английском, то все равно вполне можете выучить несколько фраз, чтобы помочь своему малышу на начальном этапе. Например, вы можете начать говорить «Good Morning » вместо «Доброе утро», «Good night » вместо «Спокойной ночи», давать ему игрушку и называть ее на английском. Постарайтесь по возможности делать это максимально часто. Вы не успеете оглянуться, как ваш ребенок начнет на проезжающую машину говорить «a car ».
  • Играйте с ними. Самая любимая игра девочек - «дочки-матери», так представьте, что куклы приехали из другой страны и говорят только на английском. Или к вам в гости заскочил зайчик (прилетел вертолетик, приехала машинка из мультиков типа «Робокар»), которому нужно рассказать, какие игрушки у вас есть.
  • Заинтересуйте! То, что я повторяю из раза в раз: детям должно быть интересно! Заинтересуйте их интересными историями. Ваш малыш наверняка даже не понимает, для чего ему вообще это нужно, почему кто-то может говорить на другом языке, почему ему нужно это делать. Объясните это в интересной форме. Придумайте сказку о том, как создавались страны и языки. Например:

Было несколько братьев волшебников. Пошли братья в разные стороны, нашли себе земли и начали там осваиваться. Строили дома для детей, создавали разнообразные детские парки, придумывали новые игры, которых не было у других. Да так заработались, что и забыли, что говорили на одном языке. И появился в стране у каждого брата свой язык. Но миллионы детей из разных стран хотели приехать в страну своих дядюшек. И поэтому, чтобы им там было проще, они учили язык этой страны…

Придумывайте подобные разные сказки, которые объяснят малышу, зачем ему что-то учить. Сделайте так, чтобы это было интересно ему и тогда вам не придется его мучить и давить на него изучением.

Если вы заботливый родитель и заинтересованы в развитии своего ребенка, то вам может прийтись по душе одна из моих находок, которая не связана с английским, но может стать классным инструментом в занятиях с вашими непоседами. Это именная книга ! Она печатается для вашего ребенка индивидуально, а идея в ней просто изумительная, на мой взгляд! А вы как думаете?

Самые распространенные ошибки!

Все мы совершаем ошибки. И в обучении наших детей тоже. Постарайтесь исключить вероятность этих ошибок.

  1. Нежелание понимать своего малыша.
    Если вы видите, что ваш ребенок не очень хочет что-то делать, делает это через капризы и слезы - меняйте тактику. Прислушивайтесь к своим деткам. Напомню вам, что самое главное - это вызвать интерес! Если обучение для него - это слезы и крики - вряд ли вы на верном пути!
  2. Занятия «время от времени».
    Здесь нужно постоянство. Нельзя позаниматься 1 раз в неделю 10 минут и отложить все «на попозже». Так ничего не получится. Но вот вам мой совет: выделите по 40 минут 2 раза в неделю, но все остальное время все равно как-то связывайте с английским. Главное - не лениться и делать маленькие шажочки каждый день!
  3. Вы давите!
    Детки очень восприимчивы в любом возрасте, поэтому не давите на них. Не ждите, что они резко начнут повторять все за вами. Не ждите мгновенного результата. Обучение - это длительный и не самый легкий процесс. Но именно в наших силах сделать этот процесс приятным для наших любимых детишек.
  4. Не критикуйте!
    Поправлять ошибки - это нормально. Но нужно делать это таким образом, чтобы не убить в ребенке желание учиться. Указывайте на ошибки, но не делайте на них акцент. Хвалите своих детей. Радуйтесь их достижениям вместе с ними. Будьте их другом, который помогает им, а не строгим учителем с указкой наготове!

Дорогие мои, я постаралась закрыть как можно больше вопросов сегодня, но я уверена, что у вас остались (или появятся) еще! Поэтому не ждите, пока ответ придет сам. Я буду рада помочь вам. Оставляйте свои вопросы в комментариях, делитесь опытом, как вы обучаете своих детей! А я, в свою очередь, буду очень рада помочь вам, если вы заблудитесь на этом пути.

Недавно я создала специальный раздел « ». Там я постаралась собрать все материалы, необходимые для начала вашего пути в страну английского языка. Используйте их на здоровье. Пишите свои пожеланий или вопросы в комментариях!

Подписывайтесь на интересные новости блога, чтобы всегда быть в курсе событий и получать ответы на свои вопросы как можно скорее.

Удачи вам на пути изучения языка с вашими малышами.
До новых встреч!

Начать изучение английского с дошкольником 5-6 лет достаточно просто. Это увлекательный и многогранный процесс, причем родителям придется прилагать немалые усилия не только к обучению дошкольника, но и к развитию собственных языковых навыков.

Что и как учить с ребенком?

Методики обучения английскому языку детей в возрасте 5-6 лет отличаются от методик, предназначенных для малышей. В 5 лет дошкольник уже свободно говорит на русском, знает буквы и даже умеет писать. Поэтому ввести в обиход иностранный язык как второй родной так органично, как это происходит с детьми 2-3 лет, уже не получится.

  • Приобрести или нарисовать и повесить в детской плакаты с алфавитами обоих языков. Сразу на начальном этапе обучения стоит изучить буквы, научиться их писать. Но не стоит делать акцента на правилах чтения гласных в открытых и закрытых слогах, дифтонгах и т. д, как на школьных уроках английского. Достаточно сообщить ребенку, что, как и в русском языке, пишется одно, а произносится другое.
  • При изучении новых слов нужно обязательно показывать, как они пишутся. Таким образом параллельно будет происходить обучение чтению на английском. Поскольку в этом языке исключений по правилам чтения очень много, то стоит запоминать слова с их визуальным предъявлением. В начале обучения стоит использовать слова с простым написанием.
  • Использовать карточки, или даже лучше – наклейки, которыми можно подписать нужные вещи. Если на кухне нет места для размещения «натюрморта» в составе тарелки, чашки, ложки, стакана и прочих подписанных предметов – можно разместить их в детской на специальной полочке. Или создать своеобразный «словарик» из тематических карточек, которым малыш мог бы пользоваться.


На начальном этапе обучения, чтобы сохранить интерес ребенка к иностранному языку и дать ему возможность развития коммуникативных навыков, нужно изучать слова и фразы, которые:

  • часто используются в вашем доме на русском;
  • относятся к сфере интересов ребенка (куклы, машинки, роботы, зверюшки, рисование, катание на велосипеде);
  • понадобятся в обиходе для активного общения – названия посуды, мебели, одежды, частей тела. К ним же относятся основные используемые для общения глаголы и прилагательные – «спать, гулять, кушать, дай, покажи, смотри, иди, хороший, вкусный, горячий, холодный» и прочие.

Такой подход позволит ребенку довольно быстро научиться понимать и активно использовать английскую речь в быту.

Легко и просто иностранный язык учится в группе. Если удастся найти единомышленников с детьми такого же возраста, можно организовывать совместные прогулки, чаепития, тематические посиделки, просмотры мультфильмов. При продуманной организации у мамы исчезнет необходимость понукать ребенка к использованию языка – малыши научатся коммуницировать между собой на английском. При этом можно будет посмотреть и проанализировать, каких слов не хватает малышу, в какие моменты он переходит на русский. Также хорошо, если дети будут слышать разговоры взрослых на английском.

Как заставить ребенка сосредоточиться?

Не стоит утомлять дошкольника часовыми заранее запланированными занятиями – он пока еще быстро устает, ему трудно держать сосредоточение в течение длительного времени. Лучше всего обговорить с ним некоторые правила и придерживаться их. Например:

  • выполнение каких-то просьб, высказанных на английском;
  • использование языка в каких-либо ситуациях – во время обеда, прогулки и т. д.;
  • поощрение за правильное выполнение каких-либо заданий (к примеру, можно сделать новые карточки с английскими надписями для новых игрушек).

Чтобы не отбить желание изучать английский, ни в коем случае не нужно наказывать ребенка за отказ говорить на иностранном языке в каких-то ситуациях. В таком случае важно понять, что ему мешает – стеснение, усталость, отсутствие нужного багажа лексики. В идеале, когда английский звучит в доме постоянно и свободно используется хотя бы одним из родителей в быту, ребенок очень легко и быстро схватывает слова и фразы и не имеет каких-либо проблем с коммуникацией на иностранном языке.

Как избежать возможных ошибок?

Если ребенку неинтересно учить язык – всему виной неумение родителей правильно организовать занятия. Хотя, строго говоря, сама формулировка «организовать занятия» уже неверна. Общение на иностранном языке нужно ввести в повседневную жизнь – а это может быть довольно сложно для самих взрослых. С другой стороны, если вы сможете это сделать, у вас точно получится научить малыша английскому и подтянуть собственный уровень.

Перед тем как начинать изучать язык с дошкольником, нужно поговорить с остальными членами семьи и обсудить несколько принципиально важных моментов.

  • Нужно будет по возможности создавать языковую среду. Это разговоры на английском дома, просмотр ТВ-каналов, наличие возможности коммуникации с другими детьми и взрослыми на английском. Идеально, если получится найти ребенку англоговорящих друзей, няню, репетитора. Не стоит заставлять малыша смотреть мультики принудительно. Достаточно почаще включать телевизор на англоязычных каналах, причем неважно, что там идет – новости или ток-шоу. Ребенок будет привыкать к мелодике звучания языка, интонациям.
  • Остальным членам семьи, более-менее знакомым с английским, придется по мере сил принимать участие в обучении ребенка: отвечать на его вопросы, выполнять просьбы, высказанные на английском.
  • Взрослым придется повторить или выучить большой объем лексики. Не получится избежать прямого вопроса: «А как по-английски розетка?», когда ребенку нужно попросить папу подключить планшет на зарядку. Нужно быть готовым к любым вопросам и самим владеть большим запасом слов, потому что ни в коем случае нельзя учить ребенка исхитряться и строить фразы по-другому на начальном этапе обучения. Это может разочаровать его в родителях в общем и необходимости изучения английского в частности.


С точки зрения психологии, для результативности занятий английским проще и полезнее будет изменить свое отношение к происходящему: не «создаем языковую среду для обучения английскому ребенка», а «создаем языковую среду, чтобы самим подтянуть английский». Ребенок будет просто поставлен перед фактом, что в доме появился второй язык, на котором ему тоже нужно общаться. Если родители мудро преподнесут эту мысль (например, объясняют, что язык необходим для будущей поездки за рубеж), то со стороны ребенка меньше будет капризов и требований перейти на русский, когда у него нет желания говорить на иностранном. Английский нужен маме, папе и старшей сестре – поэтому они говорят на нем, смотрят фильмы онлайн и новости по телевизору. При таком подходе у взрослых будет больше возможностей для пассивного обучения ребенка языку, даже в те моменты, когда он не настроен заниматься. Поняв, что от его желания ничего особо не зависит, ребенок будет спокойнее относиться к необходимости говорить на втором языке, выполнять обращенные к нему просьбы, отвечать на вопросы, что в конечном итоге повысит результативность обучения.

Совет № 1. Личный пример

Самым эффективным способом будет, пожалуй, личный пример. Родители, владеющие языками, общаются с ребёнком и между собой на английском языке, и ребёнок начинает постепенно говорить на иностранном языке, как на родном. Обычно такие дети начинают говорить чуть позже, но зато сразу на двух языках. Их вполне можно считать билингва, если даже английский язык родителей неродной. Какое-то время уйдет, чтобы разобраться, что к чему. Например, почему обращаясь к бабушке со словами: «Hey, granny, how are you doing?» она молчит и непонимающе на тебя смотрит. Или почему соседский мальчик после фразы: «Give me your машинка please» впадает в небольшое замешательство. Все эти проблемы со временем уйдут. Языки будут упорядочены в голове и придёт понимание того, с кем, когда и на каком языке общаться, чтобы не попадать в неудобные ситуации.

Совет №2 . Детский садик на английском

К сожалению, вышеописанный метод применим не для всех. Далеко не каждый родитель владеет языком на таком уровне, чтобы общаться со своим ребёнком и не чувствовать дискомфорт. Поэтому, одним из самых популярных способов научить ребёнка языку – это отдать его в англоязычный детский садик, где опытные преподаватели – носители языка будут общаться с ним на иностранном языке, таким образом, обучая Вашего сына или дочь. Процесс ускорит ещё и социальная среда. Кто-то из детей первый запоминает и начинает использовать фразу, скажем, "Let"s play." или "Do you want me to help you?" и все остальные быстро адаптируют её для своих нужд. Дети играют друг с другом под присмотром преподавателей, по проверенной методике и в процессе осваивают иностранный язык.

Вышеописанный метод эффективен, но, к сожалению, не каждому по карману. Обычно англоязычные садики стоят недёшево, и далеко не каждый может себе это позволить. Поэтому, следующий вариант обучения ребёнка языку, это курсы английского языка. Там определят уровень ребёнка, и он будет отправлен в соответствующую его знаниям группу. Затем, год за годом, в зависимости от финансовых возможностей родителей и способностей ребёнка, он будет постигать иностранный язык, проходя один уровень за другим. При благоприятном стечении обстоятельств, правильном подборе методики, преподавателей и группы, через несколько лет Ваш ребёнок будет говорить на весьма и весьма хорошем английском.

Совет №4. Путешествия

Некоторые родители берут своих детей в заграничные поездки. Они пытаются совместить приятное с полезным, отдохнуть и пообщаться на иностранном языке. Во многих странах, где английский является также иностранным, люди прекрасно им владеют. Дети смотрят фильмы в оригинале, английский преподаётся с детского садика, родители с детьми часто путешествуют в англоязычные страны – всё это даёт возможность детям быстро овладеть иностранным языком. Поездки в такие страны с возможностью общаться с представителями других культур, безусловно «разговорят» ваших детей. Например, в Таиланде русские, немецкие и французские дети прекрасно общаются на английском, делясь впечатлениями от пребывания в этой стране.

Совет №5. Англоговорящая няня

Для состоятельных и занятых родителей есть ещё один вариант – это англоязычная няня. Она берёт на себя все заботы по воспитанию и образованию ребенка. Общается с ним только на английском и контролирует выполнение домашних заданий по различным предметам. Она умеет сама учиться и учит этому своих подопечных. В основном, такие няни-учителя хорошо подходят для детей, которые находятся на домашнем обучении. Дети учатся дома, и ходят сдавать экзамены в школу. Навык самостоятельного обучения развивается не сразу, поэтому ученику необходимо в этом помощь. Помимо просто заучивания материала, нужно ещё и понимание принципов работы тех или иных законов. Что стоит за всеми этими формулами, знаками, линиями. В школе с этим помогают учителя, а тем, кто находится на домашнем обучении – няня-учитель.

Совет №6. Репетитор в помощь

Почти все вышеуказанные варианты могут требовать немалых финансовых вложений. Есть относительно более дешёвый, но не менее эффективный вариант – это репетитор, который будет приходить к Вам (или ребёнок к нему), и он будет объяснять все сложные моменты английской грамматики или выполнять любую иную задачу, которую Вы перед ним поставите. Это может быть носитель английского языка или русскоязычный преподаватель , с сильными и слабыми сторонами которых Вы можете ознакомиться .

Обязательно необходимо чётко поставить цели и задачи преподавателю. Английский язык имеет множество аспектов. Устная речь, письмо, грамматика, аудирование и т.д. Надо понимать, что занимаясь английским 2 раза в неделю по 2 академических часа, Ваш ребёнок не освоит вышеперечисленные навыки быстро и в полном объеме. Чтобы и в школе была «пятёрка» и хорошо свободно разговаривать на любые темы – потребуется намного больше времени. Поэтому преподавателю надо ставить чёткие задачи, например: «Сосредоточьтесь, пожалуйста, на разговорной речи» или «Позанимайтесь, пожалуйста, тестами – у Пети сложности с грамматикой». Добившись положительного результата в одном направлении, можно перейти к другому. Делая всё и сразу, к сожалению, не принесёт нужного результата.

Но что же делать родителям, которые в силу разных причин ограниченны в средствах и сами не владеют английским?

Ответ таков – необходимо самому разобраться в методах, подходах и направлять своего ребёнка в нужном направлении, то есть просто быть осведомлённым о самом процессе. Необходимо до какой-то степени самому стать учителем и педагогом. Понимая основные принципы обучения, родитель может создать условия для своего ребенка, где он будет с максимально эффективно осваивать тот или иной предмет.

Можно разделить владение языком на 3 условные составные части:

1. Устная речь и письмо . Эта способность развивается посредством изучения правил, а также практикой их использования. Здесь необходим учитель, который будет Вас исправлять.

2. Понимание на слух . Эта способность развивается через просмотр фильмов, прослушание аудиокниг, общение с англоговорящими людьми. Правда, это должен быть именно просмотр с проработкой материала, выписыванием слов и их заучиванием. Простой просмотр не даст существенного результата.

3. Чтение . Эту способность развивают посредством чтения книг или различных статей. Сейчас существует множество адаптированных книг с переводом, которые помогут Вам в этом.

«Базисом» владения языком является лексика, т.е. словарный запас. Кто-то может возразить, сказав, что надо ещё ведь и правила знать, чтобы говорить, одних слов недостаточно. Без «надстройки» общаться на языке не получится. Да, Вы правы, но чтобы выучить основные правила, понадобится относительно немного времени. А вот чтобы пополнить словарный запас до свободного чтения книжек и понимания фильмов, уйдёт не один год.

Словарный запас пополняется в течение всей жизни. Чтобы облегчить и ускорить этот процесс (особенно в начале обучения), можно воспользоваться увлекательным способом изучения слов на карточках. Именно, на реальных твёрдых бумажных карточках с транскрипцией и картинками.

ВАЖНО №3

Давайте количественную оценку процессу обучения. По окончанию месяца посмотрите в «таблицу успеха», что было сделано и оцените прогресс своего ребёнка. Если Вы увидите, что прочитано 30 страниц текста, выучено 120 слов , просмотрено 4 фильма , заученно наизусть 10 текстов , 5 часов разговора в Скайпе с приятелями, то знайте – Ваш ребёнок на правильном пути. На определённом уровне, количество перейдёт в качество, и он свободно заговорит на английском языке.

Кол-во слов

Кол-во песен

Кол-во фильмов

Кол-во активных фраз

...
75

Что делать, когда ничего не получается?

Мы и с репетитором занимаемся, причём с носителем. Мы и регулярно путешествуем. Садик у нас также англоязычный. А вот результата никакого нет, ребёнок, как не говорил по-английски, так и не говорит! Что делать?

Прежде всего, надо разобраться в каком режиме происходит обучение. Очень часто выходит так, что занятия с репетитором происходят в одном формате, а оценка знаний ребенка совершается в другом. Например, в школе или садике тестируют ребенка на знание грамматики, а на индивидуальных занятиях ребёнок поёт песенки и заучивает слова. Или ребенку предлагают пообщаться на заданную тему, а его обучение затрагивает только чтение и аудирование. Поэтому, чтобы увидеть ощутимый результат, надо, чтобы ребёнок обучался именно тому, что от него требуют.

Так что же делать, чтобы ребенок заговорил на английском языке?

Чтобы ребёнок заговорил, необходимо не просто с ним говорить, а ещё и воодушевлять его говорить. Созадвать ситуации, где его слова могут приводить к каким-то действиям. Например, сказав фразу, ребенок что-то получает или начинается новая игра.

А почему нельзя с ним просто говорить, как на русском и чтобы он также заговорил на английском?

Можно и так, но тогда надо, чтобы время общения на английском превышало время общения на русском. Обычно ребёнок 95% своего общения говорит на русском и только 5% говорит на английском, а от него требуют владение английским почти как русским.

Можно ли интенсифицировать процесс обучения?

Интенсифицировать процесс можно посредством создания языковой среды, где ребёнок не только слушает, поёт песни и изучает слова, а ещё и повторяет за преподавателем.

Сначала мышцы речевого аппарата должны адаптироваться к определённым фразам и предложениям. Затем, разыгрывается ситуация, где ребёнок должен сказать что-то на английском, чтобы получить то, что он хочет.

Например, учитель говорит: "Give me the ball please”. Затем просит ученика повторить эту фразу: "Give me the ball please". После этого, учитель берёт у ученика мячик из рук.

Потом показывает ему мячик и отдаёт его ученику только после фразы: "Give me the ball please". Занимаясь таким образом, у ученика формируется связь между фразой и действием, которое следует за этой фразой. «Проработанная» таким образом фраза, хорошо запоминается и будет активно использоваться.

Убедитесь, что ребёнок находится в активном режиме большую часть урока, т.е. он не только слушает, но и повторяет нужные фразы, которые следом же использует в достижении своих целей.