Буддийские знаки и символы. Символы буддизма

Буддийская символика. Основные группы символов буддизма. Восемь символов удачи

Некоторые основные благоприятные символы в буддизме объединены в группы. При этом они могут встречаться и по-отдельности.

Восемь символов удачи


считаются дарами, преподнесенными богами Будде Шакьямуни после обретения им Просветления


однажды пре­поднес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для го­ловы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.

была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего - обретение освобождения и Просветления.


подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца.Символизирует переменчивый характер времени, непостоян­ство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам. Обычно изображается с восемью спицами, которые обозначают «Благородный Восьмеричный Путь» Будды Шакьямуни:

1 - Правильное воззрение.
2 - Правильное размышление.
3 - Правильная речь.
4 - Правильное поведение.
5 - Правильный образ жизни.
6 - Правильное усилие.
7- Правильное памятование.
8- Правильное созерцание.


(по-тибетски «Таши Тагъе») - это все восемь символов нарисованные вместе. Их часто изображают на стенах домов, в монастырях, храмах, на дверях и занавесях.



Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


После того, как Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов: Брахма первым из божеств предстал перед Буддой с золотой Дхармачакрой – Колесом Учения; небесное божество Индра принес белую раковину для провозглашения истинного учения; земное божество Ставара – драгоценный сосуд, полный нектара бессмертия; другие божества принесли Будде двух золотых рыбок, цветок лотоса, знамя победы и драгоценный зонт (Чемитдоржиев). Так трактует легенда.

Все эти восемь символов стали Символами Дхармы, указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей. Эти символы называют также Восемью символами удачи, поскольку Мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья. Они также считаются самыми лучшими и могущественными талисманами.

Если обладать всеми восемью символами, то обязательно придет полная удача – от духовной гармонии до материального благополучия.

Но можно приобрести какой-то один, в котором по вашему мнению Вы нуждаетесь больше всего.

У Вас конечно же возник вопрос: «Как выбрать именно тот благоприятный предмет?»

Самый «благоприятный предмет» для Вас надо выбирать, прислушавшись к внутреннему голосу. Для этого посмотрите на восемь рисунков, изображающих «благоприятные предметы», и выберите тот, который нравится больше всего. Позвольте свободно течь своим мыслям, но не раздумывайте слишком долго – пусть это будет интуитивная реакция.

Символ Золотое колесо учения с тысячью спиц или еще его называют «Колесо Драхмы» – символ дарования освобождающего Учения Буддой. Будды вращают золотое колесо Дхармы во всех мирах, чтобы помогать существам избавиться от неведения, источника всех страданий. Это колесо обычно изображается с восемью спицами и символизирует достижение спокойствия мудрости и ума.

Такой талисман подойдет для тех, кто находится в поисках родственной души, способной дать счастье и мудрость.

Этот символ генерирует энергию терпимости и гармонии. Его лучше располагать в северо-восточном углу дома.

Пара золотых рыб – Двойная рыба – символизирует независимость, неприятие условностей, раскрепощенность. Этот символ - символ бесстрашия и радости, с которыми рыбка плывет в океане сансары, самостоятельно выбирая направление своего движения и не боясь страданий. Символ легкости и удачности перерождений бодхисаттвы в мирах сансары и способность радостно и беспрепятственно скользить по ее волнам.

Пара рыб – прекрасная защита от несчастных случаев, злых помыслов и косых взглядов. К тому же талисман принесет столь необходимое вам материальное процветание.

В лавках экзотических товаров этот «благоприятный предмет» чаще всего продают в виде брелков и кулонов. Можно их носить и в бумажнике – тогда самым мощным направлением воздействия пары рыб станет защита вашего благосостояния от мошенников и пустых трат.

Символ Пара золотых рыб является прекрасной защитой от несчастных случаев, косых взглядов и злых помыслов. Кроме этого талисман принесет еще и материальное процветание.

Победное знамя – символизирует активность, энергию, общительность, победу учения Будды над невежеством и смертью. Это символ победы над всеми внутренними и внешними ограничениями, преодоления всех препятствий – главным образом, это две завесы: пять мешающих чувств (и их комбинации) и жесткие идеи.

Победоносное знамя – знак военного превосходства. Означает победу над страданием, смертью и невежеством.

Талисман Победное знамя несет удачу в виде счастливого случая, которым только нужно суметь воспользоваться. Его надо помещать туда, где по вашему удача более желательна: в машине, в офисе, дома

За этим талисманом не обязательно отправляться в магазин экзотических товаров. Вы сами можете смастерить себе красивый флажок, главное, чтобы в нем сверху вниз присутствовали три цвета – алый, зеленый и белый.

Бесконечный или Мистический узел – символизирует уравновешенность, единство мудрости и сострадания, преданность и гармонию.

Бесконечный узел – символ бесконечности интеллектуального познания и внеконцептуальной глубины Учения Будды (Дхармы). Он демонстрирует взаимозависимость всех обусловленных вещей и явлений, проявляющихся в мире, а также единство, недвойственность проявлений и пустоты.

Мистический узел изображают на кулонах и других ювелирных изделиях, на предметах декоративно-прикладного искусства (шкатулках, вазах, ширмах), вышивают на одежде, вплетают в узор ковров. Используете ли вы его для оформления интерьера или в качестве аксессуара туалета – работать он будет одинаково хорошо.

Этот символ иногда называют «узлом счастья». Он притягивает энергию здоровья и долголетия, оберегает от разочарований в людях. А еще гарантирует долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Драгоценный белый зонт – символизирует защиту от негативных влияний, он привлекает энергию всеобщего уважения и успеха. Такой зонтик лучше разместить в доме по диагонали от входной двери, чтобы препятствовать всякому негативу.

Драгоценный зонт – символ царственного величия и защиты, богатства, власти и социального статуса. Даруемая драгоценным зонтом прохлада защищает от палящих лучей страданий, непреодолимых несбыточных желаний, неврозов и вредоносных сил.

Зонтик подразумевает защиту от негативных влияний. Кроме того, он – эмблема достоинства и высокого ранга (зонтик на Востоке всегда держали над вельможами в знак почтения к ним). Этот «благоприятный предмет» привлекает энергию успеха в карьере и всеобщего уважения – при условии, что он красный или пурпурный и сделан из чистого шелка.

Символ Белый цветок лотоса – символизирует сдержанность и симпатию, чистоту учения. Цветок Лотоса указывает на Пробуждение – полный расцвета потенциал Будды. Подобно тому, как цветок лотоса растёт из тины и грязи и раскрывается, сохраняя незапятнанной свою красоту на поверхности болота, так же и существа пробиваются сквозь загрязнения и омрачения сансары, пронося по жизни сияющие качества абсолюта – «ума», такие как интуитивная мудрость, радость, бесстрашие, активное сочувствие и любовь.

Лотос – образ чистоты и совершенства. Его энергия способствует ощущению покоя и умиротворенности, предотвращает измены и предательство, направляет мысли к благим целям. Приобрести картину или какую-нибудь вещицу с изображением лотоса – не проблема, а наибольшую пользу она принесет, если вы поместите ее в гостиной или спальне.

Этот талисман лучше расположить в гостиной или спальне.

Белая раковина закрученная по часовой стрелке – символизирует музыкальность, романтичность, эмоциональность. Это символ вибрирующего звучания Дхармы, пробуждающего существ от сна неведения. Достигая ушей существ, с разными способностями и предрасположенностями, звуки Учения Будды резонируют с внутренней природой Будды существ, открывая всем путь к освобождению, побуждая прислушаться к лучшему в себе, задуматься, а впоследствии вступить на Путь Бодхисаттвы.

Для привлечения «удачи репутации» лучше разместить этот символ в южной части дома, а чтобы наладить любовные дела – в юго-западной.

Позитив несет лишь та раковина, у которой внутренняя поверхность светлая. Это прекрасный талисман для тех, чья работа требует умения ладить с людьми и кому на пользу известность.

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания (ваза) – символизирует изысканность, щедрость и рассудительность. Это символ тайного сокровища, хранилище нектара благополучия, здоровья и долгой жизни. Из нее неисчерпаемым потоком сыплются драгоценности, давая тому, кто развивается на духовном пути, защиту от нищеты и безвременной смерти.

Хрустальная или фарфоровая ваза – резервуар для накопления хорошей энергии. Если красивую вазу наполнить ценными предметами (украшениями или денежными купюрами), она будет привлекать богатство.

Любой благоприятный символ, помещенный в вазу, будет усиливать свое действие.

Фарфоровая или хрустальная ваза – сосуд для накопления позитивной энергии. Если такую вазу наполнить ценными предметами, то она привлечет богатство. Если поставить в нее сосновую ветку – то это обеспечит счастливую жизнь семейной пары.

Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012. с.243-245.

Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы//Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Без сомнения, символы играют важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, порой уже не замечая этого. Зеленый свет для перехода через дорогу, поднятый вверх большой палец в качестве одобрения, сердечко в конце любовного послания.

Символы издревле делают жизнь человека более значимой. Поэтому они стали неотъемлемой частью всех религий. Подобно другим основным верованиям, у буддизма тоже свои символы, тесно связанные между собой. В этой статье мы кратко изучим значение и важность некоторых из них.

Изображения Будды

Символизм буддизма расширялся по мере его распространения и деления на разные традиции. Его обогащали культуры, с которыми религия вступала в контакт.

Для изображения Будды на ранних этапах в основном использовались следующие символы:

  • Колесо с восемью спицами. Другое название – Дхармачакра. Означает поворот Буддой Колеса истины и изменение хода судьбы.
  • . Считается, что именно под ним Гаутама достиг просветления.
  • Следы Будды. Согласно легенде, правитель духовного мира оставил отпечатки своих стоп на камне, что напоминало бы о его присутствии на Земле.
  • Пустой Трон. Отсылка к королевскому происхождению Сиддхартхи Гаутамы и идея духовного царствования.
  • Чаша для подаяний. Символизирует отказ Просветлённого от всех материальных ценностей. Кроме того, чаша указывает на образ жизни монаха.
  • Лев. Один из самых мощных символов. Традиционно лев ассоциируется с королевскими правами, силой и властью.


Гораздо позже появилось изображение глаз Будды (чаще всего на ступах), которое часто встречается в Непале. Очи смотрят во всех четырех направлениях, олицетворяя всеведущий разум духовного правителя.

Восемь благих символов

Этот комплекс очень популярен на Тибете, и известен на санскрите как «Аштамангала». Его также знают последователи Буддизма во всем мире. В него включают следующие символы:

  • Зонтик (чхатра) олицетворяет понятия богатства или королевской власти. Также символизирует защиту от вреда (солнца), такого как болезнь, препятствия, и удовольствие от пребывания в прохладной тени.
  • Золотые рыбки (матсья) изначально символизировали реки Ганг и Ямуна, но стали представлять собой удачу в целом. К тому же, олицетворяют собой живых существ, практикующих дхарму, не боящихся утонуть в океане страданий, свободно перемещающихся, то есть меняющих свою судьбу.
  • Ваза с сокровищами (бумпа) является воплощением неисчерпаемого богатства, доступного в буддийских учениях, долгой жизни, процветания и всех преимуществ этого мира.
  • (падма) – главный символ в Индии и Буддизме. Относится к полному очищению тела, речи и ума. Белый цвет означает чистоту, стебель – практику буддийских учений, которые поднимают разум над земным существованием.
  • Раковина (шанкха) символизирует глубокий, далеко идущий и мелодичный звук учения, доходящий до всех учеников, пробуждающий от невежества, помогающий достичь благополучия.
  • Бесконечный узел (шриватса) – это геометрическая диаграмма, воплощающая природу реальности, где все взаимосвязано и существует только как часть кармы. Также олицетворяет мудрость Будды, ее союз с состраданием, иллюзорный характер времени и долгую жизнь.
  • Знамя (дхвая) ассоциируется с победой учения Будды над смертью, невежеством, дисгармонией и всеми негативными аспектами этого мира. Крыши тибетских монастырей часто украшают флаги разных форм и размеров.
  • (Дхармачакра). Когда Сидхарта Гаутама достиг просветления, Брахма передал его ему и попросил Будду учить других.


Другие символы

Триратна – это ядро Буддизма, состоящее из трех столпов Будды, Дхармы (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь). Тесно взаимосвязаны между собой. Триратна изображается как три драгоценных камня.

Триратна означает, что без исторического Будды Шакьямуни не было бы Дхармы и Сангхи. Без своего учения Гаутама не имел бы большого значения, не существовало бы духовного сообщества. Без Сангхи эта традиция никогда бы не передавалась через века.

Ом – священный звук, духовный знак, уходящий корнями в индуизм. Олицетворяет собой единство всего творения, включая небеса, землю и подземный мир. По другой теории, это представление трех индуистских богов, Брахмы, Вишну и Шивы. Ом считается одной из самых мощных мантр, ритуал воспевания которой известен на протяжении тысячелетий.


Свастика в буддийской традиции символизирует следы духовного правителя и часто используется для обозначения начала текстов. В современном тибетском буддизме этот круг солнца используется как украшение для одежды. С распространением буддизма свастика перешла в иконографию Китая и Японии, где использовался знак плюрализма, изобилия, процветания и долгой жизни.

Система цикла существования или появилась в Индии задолго до Будды. Изображалась как круг, разделенный на 6 секторов-царств, у каждого из которых множество подразделений.


Хотя практики Дхармы могут наблюдать, как люди живут и наслаждаются возбуждением всех чувств, они сами не жаждут этого мира, осознавая связанное с ним рабство. Они стремятся прекратить цикл перерождений, выйти из Колеса сансары, освободиться от страданий, привести других к Нирване и проникнуть в природу Будды.

В художественном изображении в этом круге Небеса помещаются сверху, в окружении Асуров с одной стороны и Царства людей – с другой. В нижней части располагаются два ада – в одном Призраки, в другом – Животные.

Подношения

Совершать – распространенная практика на Востоке. На Тибете их символизируют маленькие чаши, наполненные водой, цветами, ладаном, свечами, благовониями и пищей. Это связано с древней традицией приёма дорогих гостей. Дары бывают следующими:

  • Вода, чтобы очистить рот или лицо. Это означает все благоприятные причины и условия, которые приносят положительные эффекты.
  • Вода для омовения ног. Ее смешивают с ладаном или маслом сандалового дерева. Символический смысл – очищение, избавление от негативной кармы и омрачения.
  • Цветы. Олицетворения щедрости и открытого сердца.
  • Благовония символизируют дисциплину и сосредоточение. Являются посредником в общении человека с Буддой. Также означают настойчивость или радостное усилие. Благодаря этому качеству человек приближается к просветлению.
  • Свет – символ стабильности и ясности, красоты, которая рассеивает невежество.
  • Пища, которая имеет множество разных вкусов, означает самадхи, нектар или амброзию, которая «накормит» ум.
  • Музыкальные инструменты. Их природа – это мудрость, благодатная для ушей Будд, Бодхисаттв и всех просветленных существ. Все явления имеют характер взаимозависимости, причин и условий, но звук особенно прост для понимания.


Заключение

Также подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран себе на почту!

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибет манит своей загадочностью и таинственностью. Он пестрит необычными символами, причудливыми изображениями, понять которые несведущему человеку очень сложно. Эта статья расскажет про тибетские амулеты и их значение, приоткроет завесу тайны магической стороны Тибета, объяснит, из чего изготавливаются талисманы икак они обретают свою силу.

Вступление

Мир магических символов Тибета огромен, и их разнообразие будоражит воображение. Защита от сглаза, привлечение денег, продолжение рода, сохранение здоровья, ловля удачи за хвост, победа над болезнями – это лишь малая толика волшебства, которое способны совершать обереги.

Они все называются «сунг», что с санскрита переводится как «защита». Совсем неудивительно, ведь главная их задача – оберегать своего хозяина от всякого рода напастей.

Сложно сказать, когда именно они появились. Но Тибет – это место, где сошлись эпохи, столкнулись две мощные культуры: , пришедший прямиком из Индии, и , господствовавшая здесь до пришествия новой религии. Каждая цивилизация имела свои понятия о мироустройстве, учения, а значит – символику, атрибутику, талисманы.

Современные талисманы тибетского происхождения – это симбиоз двух направлений мысли, гармоничное, уникальное сочетание буддийской религии с бонской.

Из чего же сделаны их амулеты

Фантазия тибетцев была неуемна – изготавливались обереги разных форм, размеров, с нанесением изображений, узоров из всего, что было доступно. Так, существуют талисманы из металла, бумаги, глины, бересты, ткани, а самый диковинный среди них – из кости яка и его рогов. Их расставляют, развешивают по дому, носят на теле или даже принимают внутрь, как лекарственное средство.

Очень сильные защитные апотропеи – это специальные символы, которыми расписывают стены, потолки в интерьере и экстерьере дома. Они способны призывать духов, оберегать жителей или гостей. Также эти буквы, словосочетания или мантры могут наноситься на специальные полотна и флаги, развевающиеся около входа.

Похожие обереги с нанесением отдельных фраз на бумагу могут быть и нательными. В некоторых случаях специальные листочки скатывают в молитвенные шарики, а потом проглатывают – считается, что это способно подправить здоровье, излечив от болезней.

Более сложными являются талисманы с мотивами божеств, картинами, показанными в сутрах, образами религиозных деятелей. Они сулят удачу, долголетие, богатство, счастье, а также отгоняют злых духов.


Мощной энергетикой обладают металлические вещицы – из серебра, золота, меди, их сплавов. Они не нуждаются в нанесении дополнительных образов вроде мантр или традиционных буддийских знаков, потому что могут бороться со злом своими силами.

С точки зрения европейского взгляда и традиционной астрологии принято полагать, что Солнцу соответствует золото, а Луне – серебро. Невероятно, но только среди тибетцев и немцев укоренилось мнение, что Луна – мужское небесное тело, а Солнце – женское.

Виды талисманов

Среди всего многообразия причудливых названий иневедомых для европейцев узоров самыми удивительными и любимыми представляются следующие:

  • знак Ом;
  • камни Дзи;
  • амулет рю.

Звук Ом

Первая песня Вселенной после своего рождения, главный знак, объединяющий буддизм и индуизм – Ом . Именно с этим звуком появилась наша Вселенная, а звучит он как «аум ». Он успокаивает своими вибрациями, дарит душевное равновесие, превращает энергию человека во вселенскую энергию.

Образ этого слога наносят всюду: на одежду, украшения, предметы домашнего обихода, здания, даже переносят в природу, высекая на камнях, деревьях, песке. Этот божественный знак ограждает от дурных сил как извне, так и изнутри, спасает и от злых существ внешнего мира, и от негативной энергии внутреннего пространства.

Мандала

Это слово известно, наверное, многим сегодняшним модникам и последователям популярных тенденций. Мандалы сейчас приобрели колоссальную популярность, занимая целые книжные полки, стеллажи с журналами, блокнотами. Еще бы, ведь эти узоры – отличное успокоительное в наше время стресса и депрессий.

Антистресс, арт-терапия – как только не называют теперь это новомодное течение. Но не все знают, что они появились много веков назад, а среди истинных тибетцев не менее популярны, чем у нас. Их вырезали, рисовали, создавали из песка самых разных цветов.


Тибетские монахи, трудясь над одной сложной песочной мандалой не одну неделю, затем в специальном ритуале в одночасье сметают ее, чтобы подчеркнуть непривязанность к вещам, понять иллюзорность этого мира. Узоры многочисленны, каждый имеет свое значение, воздействуя на определенную сторону жизни человека.

Бусинки Дзи

Бусинки Дзи – это камни из агата или кварца, имеющие особую, обычно продолговатую, трубчатую форму. На них наносятся самые разные росписи: чаще всего глаза, а иногда полоски, геометрические фигуры, цветы. Тибетцы верят, что эти небольшие камешки притягивают большое везение для своего обладателя, обещают ему золотые горы и богатырское здоровье.

Бусины Дзи такие же древние, как цивилизация бон – именно оттуда они берут свое начало. С ними связана забавная легенда, согласно которой Дзи носили полубоги как украшения. Когда камни портились, божества выбрасывали их с небес на землю, и те превращались в насекомых, закапываясь в почву. Но когда этих насекомых касалась рука человека, они вновь приобретали первозданный вид, суливший нашедшему неземное счастье.

Амулет Рю

Это тантрический оберег, защищающий от сглаза и порчи. Останавливает негативное воздействие людей и духов, предупреждает появление психических болезней.

Как это работает

Чтобы волшебные артефакты «заработали», недостаточно их просто сотворить. Нужен особый обряд монахов, который освящает предмет, наделяя его магическими свойствами. Лама проводит над ним роскошный торжественный ритуал по всем правилам, с соблюдением последовательности действий, также может просто начитываться . Нательные обереги часто обматываются разноцветными нитями так, чтобы скрыть их от посторонних взглядов.


Любой такой предмет индивидуален и помогает только одному человеку или семье. Если он был потерян, а потом его нашли другие люди, то для них он не будет защитником. Но самое главное в амулете, что придает ему безграничную силу, – в него нужно верить. Искренне, безоговорочно, самозабвенно.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

Боевой топор (санскр. yuddhaku ṭ hāra, пали yuddhaku ṭ hārī). В буддийской иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия у такого топора на рукоятке может быть закреплена ваджра.

Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), буквально переводится как "удар молнии" или "алмаз". Есть мнение, что первоначально ваджра считалась непобедимым волшебным орудием бога Индры. В буддизме Ваджраяны ваджра символизирует нерушимое состояние. Она означает и то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. Шарообразный центр традиционно известной формы ваджры - символ нашего изначального состояния. У ваджры имеются два конца, каждый - с пятью лепестками. Они символизируют то, что наша изначальная сущность имеет потенциал, который может проявляться и как пять чистых мудростей, и как пять накоплений захваченности. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип и метод достижения Пробуждения, в то время как колокольчик - это женский принцип и мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик - в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости. Ваджра или её половина входят в качестве составной части во многие символические атрибуты божеств и будд.

Вина, или индийская лютня (санскр. и пали vī ṇ ā) - струнный музыкальный инструмент, обычно имеющий семь струн. С виной изображают Сарасвати - богиню мелодии, звука и речи.

Дамару, или ритуальный двойной барабанчик (санскр. ḍ amaru, тиб. da ma ru). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана - объединение в недвойственности.

Двойная крестообразная ваджра, или вишва-ваджра (санскр. viśvavajra, тиб. sna tshogs rdo rje), образована скрещением двух ваджр. Вишва-ваджра является атрибутом Будды Амогхасиддхи и некоторых других божеств.

Дигуг, или резак (санскр. kartt ṛ kā, kārtika, тиб. gri gug), - это изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дигуг символизирует отсечение трёх корневых ядов. Дигуг часто изображается в паре с капалой.

Драгоценность, исполняющая задуманное, или чинтамани (санскр. cintāma ṇ i, тиб. yid bzhin nor bu), символизирует заслуги, благодаря которым мы можем исполнять задуманные желания. Другое тибетское название чинтамани - пылающая драгоценность (тиб. nor bu me "bar). Пламя, охватившее драгоценность, - свет заслуг. Чинтамани - главный атрибут Будды Ратнасамбхавы; также его держат Гухьясамаджа, Спаршаваджра, Ченрезиг Чакжипа и некоторые другие божества.

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, ratnakalaśa, тиб. gter bum, gter gyi bum pa) - сосуд, содержащий сокровища; является одним из восьми благоприятных символов. Он не имеет носика, выполнен в форме вазы, имеет крышку с драгоценностью, исполняющей задуманное. Во время некоторых тантрических ритуалов этот сосуд устанавливается в центре мандалы.

Дхармачакра, или Колесо Закона (санскр. dharmacakra, тиб. chos "khor). У этого колеса восемь спиц, они символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Закона символизирует проповедь Истинного Закона. Говорится, что, проповедуя монахам Четыре Благородных Истины, Будда Шакьямуни повернул Колесо Закона двенадцать раз, то есть для каждой из четырёх Благородных Истин было сделано по три поворота Дхармачакры. Колесо Закона является одним из восьми благоприятных символов. Дхармачакра - главный атрибут Будды Вайрочаны.

Зеркало, или мелонг (санскр. adarśa, тиб. me long), - атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию. Зеркало держит в руках, например, богиня Дордже Юдонма.

Знамя Победы (санскр. jayadhvaja; тиб. rgyal mtshan) - один из восьми благоприятных символов, символизирует победу Дхармы над неведением и смертью, а вместе с этим - это преодоление препятствий Мары.

Зонтик, или чаттра (санскр. chattra, atapatra, пали chatta, тиб. gdugs), - один из восьми благоприятных символов; символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления и Освобождения. Его держат такие богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара.

Канглинг, или ритуальная костяная труба (тиб. rkang gling), является тантрическим инструментом, который может использоваться во время ритуальной практики Чод. На изображениях такой инструмент держит, например, Падампа Сангье. В символике Тантры кость - символ непостоянства и скоротечности человеческой жизни.

Капала, или чаша из черепа (санскр. kapāla, тиб. thod pa), - один из самых распространённых атрибутов в буддийской иконографии. Обычно такие чаши изображаются в руках гневных божеств. Они наполнены кровью, либо плотью (санскр. ma ṃ sa kapāla): сердцем, глазами, ушами, языками демонов. В капале йидама Хеваджры изображают животных и божеств. Гневные проявления божеств в Тантре именуют херуками. Херука означает божество, пьющее кровь. Содержимое чаши символизирует наши привязанности, это символ цепляния за эго, самость, личное "я". Ликвидация этих привязанностей - это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала - это чаша, которая символизирует сострадание. В тантрических церемониях чаши из черепов наполнялись вином, символизирующим кровь, и подносились божествам. В буддийских храмах капалы обычно имеют бронзовую подставку и покрыты бронзой.

Книга (санскр. pustaka, тиб. po ti, pus ti, pu sta ka) первоначально изготавливалась из пальмовых листьев, которые обрезались в длинные и узкие листы. Эти листы зажимались между двумя деревянными дощечками соответствующего формата, которые обворачивали и связывали верёвкой. Как атрибут в буддийской иконографии, такая книга символизирует Учение Будды. Учение Будды ведёт существ к Совершенной Мудрости Освобождения. Считается, что изображаемая книга содержит Праджняпарамита-сутру - трактат о достижении Совершенной Мудрости. Например, книгу с Праджняпарамита-сутрой держат Бодхисаттва Манджушри, Бодхисаттва Авалокитешвара, богиня Праджняпарамита, царь Трисонг Децен.

Колокольчик (санскр. gha ṇṭ ā, тиб. dril bu) - аспект, символизирующий в Ваджраяне мудрость (санскр. prajñā). Рукоятку колокольчика венчает половина ваджры, поэтому его также называют ваджра-колокольчик. В Тантре колокольчик также символизирует женский аспект. Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру - в правой. Ваджра-колокольчик является атрибутом Будды Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и некоторых других тантрических божеств.

Крюк, или анкуша (санскр. a ṅ kuśa). Анкуша состоит из небольшой деревянной рукоятки с острым металлическим крюком наверху. Иногда частью рукоятки является ваджра. Когда крюк выполнен с элементами ваджры, его также называют ваджра-анкуша. Анкуша - это крюк сострадания просветлённых существ. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.

Кхатванга (санскр. kha ṭ vā ṅ ga, тиб. kha tvang ga) - ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.

Лотос (санскр. и пали padma; тиб. pad ma) - символ святой любви и святого сострадания. Если лотос изображается белого цвета, тогда он символизирует нравственную чистоту, святость. Если лотос - розового цвета, это символизирует Будду или великого бодхисаттву. Розовый лотос является одним из восьми благоприятных символов.

Лук (санскр. и пали dhanu) является атрибутом таких божеств, как Маричи, Курукула, Ушнишавиджая. Стрелой и луком божества могут оказывать подчиняющее воздействие, принося боль марам и другим злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой также символизируют взаимодополнение мудрости и метода.

Луна, или чандра (санскр. candra), вместе с солнцем (санскр. sūrya) является одним из неотъемлемых элементов многих тханок. В Ваджраяне луна и солнце символизирует взаимодополнение противоположностей, левый и правый канал из трёх главных каналов тонкого тела человека. Помимо этого луна является атрибутом некоторых божеств и святых. Полумесяц над головой является символом чандали. Заметим, что и Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах, головной убор Гуру Падмасамбхавы также украшен полумесяцем и бинду.

Медные тарелки, или цимбалы (пали sammatā ḷ a), - музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук; символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.

Меч (санскр. kha ḍ ga, тиб. ral gri) - символ мудрости различения и отсечения привязанностей. Меч мудрости - атрибут Бодхисаттвы Манджушри и некоторых других божеств.

Опахало из ячьего хвоста, или чамара (санскр. и пали cāmara, тиб. rnga yab), раньше являлось одним из атрибутов царской власти. Такие опахала украшались драгоценностями. В буддизме такое опахало стало одним из атрибутов бодхисаттв. С чамарой изображаются архаты-стхавиры Ангаджа, Ваджрипутра, Ванавасин.

Палица, или гада (санскр. и пали gadā), - древнее оружие, применявшееся в близком бою; в древности её делали из железа, кверху она расширялась конусом. Такая булава, выполненная из человеческой кости с черепом на вершине, - одна из принадлежностей Шридеви и Бхайравы.

Патра, или монашеская чаша для подаяний (санскр. pātra, пали patta, тиб. lhung bzed), - непременный атрибут монаха в Общине Будды Шакьямуни. С патрой часто изображается сам Будда Шакьямуни, Будда Амитабха, Бхайшаджьягуру, архаты Шарипутра, Маудгальяяна и многие другие монахи. Патра символизирует отречение от мирской жизни.

Пурба, или кила (санскр. kīla, тиб. phur ba), - ритуальный кинжал, главный атрибут Ваджракилаи, одного из главных йидамов Школы Ньингма. Пурба символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации. С пурбой изображают некоторых святых Ваджраяны, например, Нубчена Сангье, божество Ваджракумару (проявление Ваджракилаи), Ямантаку, Шридеви в четырёхрукой форме.

Раковина (санскр. ankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.

Свастика (санскр. svastika, тиб. bkra shis ldan) - один из шестидесяти пяти знаков Будды, как говорят, обнаруженный в отпечатке его стопы. На некоторых изображениях Будды она изображена на его груди. Также ей иногда украшали лотосовый трон. Известна правосторонняя свастика и левосторонняя свастика. Богиня Экаджати держит в руке трёхконечную свастику. В настоящее время на Западе и Востоке свастика является предметом дискуссий, поскольку этот знак был использован фашистской Германией в качестве своего символа, а позднее стал использоваться другими фашистскими группировками. Однако изначально санскритское слово "свастика" означает знак удачи, и оно является производным от слова "свасти" - успех, удача.

Символ знания и мудрости (тиб. rig gsum dgon po) - атрибут божеств и святых. Тибетское словосочетание rig-gsum-dgon-po означает "Три Просветлённых Покровителя", и символизирует Авалокитешвару, Ваджрапани и Манджушри. Основанием этого символа является лотос, который символизирует чистоту. Книга символизирует Учение Будды, а ваджрный меч - мудрость различения, отсекающую тьму невежества. На изображениях символ знания и мудрости держит, к примеру, тибетский царь Трисонг Децен.

Сосуд с нектаром бессмертия (санскр. am ṛ takalaśa, тиб. tshe bum) - это драгоценный сосуд, содержащий амриту, или нектар бессмертия. Форма сосуда может быть округлой, или овальной, или остроконечной. Сосуд с нектаром бессмертия - атрибут Будды Амитаюса, Падмасамбхавы, Мандаравы, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств.

Стрела (санскр. bā ṇ a, ṣ ara, тиб. mda") в иконографии является символом осознавания и сосредоточения внимания. Этот атрибут есть у Курукуллы, Маричи, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода. На изображениях дакини Мандаравы, ученицы Падмасамбхавы, та держит в руках стрелу с шёлковыми лентами пяти цветов, дадар (тиб. mda" dar). Дадар - символ жизненной силы, символ сосредоточения на энергии жизненных элементов. Каждая из пяти его лент имеет свой цвет, цвета символизируют чистую энергию пяти жизненных элементов. Такая стрела с лентами используется в тантрической практике для увеличения продолжительности жизни и устранения препятствий для жизни.

Cтупа, или чайтья (санскр. stūpa, caitya, тиб. mchod rten), является священным местом для поклонения. В ступах содержат реликвии великих святых. Обычно ступу делают либо с квадратным, либо с круглым основанием, и она состоит из пяти частей, это: основание, лестница (ступени), купол, шпиль, навершие. По четырём сторонам ступы часто размещают изображения четырёх дхьяни-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Будды Вайрочаны находится в центре ступы, он обращён лицом на восток, также как и Будда Акшобхья. На изображениях ступу держит в руке, например, Правитель Вирупакша.

Торма, или жертвенный хлеб (санскр. balin, тиб. gtor ma), изготавливается из теста, масла, сахара, имеет разнообразные формы и цвет, является атрибутом ряда божеств.

Трезубец (санскр. triśūla, тиб. rtse gsum pa, rtse gsum, mdung rtse gsum). Существуют различные толкования о символическом значении трезубца. Известно, что один из эпитетов Шивы - "Держащий в руке трезубец" (санскр. triśūlahasta, triśūlavarapā ṇ in). В регионе Гималаев и за его пределами бог Шива издревле почитался, как божественный покровитель йогинов. Вероятно, с йогической точки зрения, значение трезубца - символ трёх главных каналов в тонком теле человека. В буддизме имеются и другие трактовки: один из символов Трёх Драгоценностей - Будды, Дхармы и Сангхи; символ Просветления; знак Будды.

Чётки (санскр. ak ṣ amālā, mālā) являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. В буддийских чётках один круг традиционно насчитывает 108 бусин. На изображениях чётки держат в руках Авалокитешвара, Праджняпарамита и некоторые другие божества.

www.probud.narod.ru



  • Разделы сайта