Как надо правильно читать. Молитва перед и после чтения евангелия: как правильно читать

Когда вы последний раз читали книгу в своё удовольствие? Сколько книг вы прочли за последний год? Если ответы на эти вопросы расстраивают вас, не огорчайтесь, скорее всего, вы просто не занимались этим вопросом.

Мы дадим вам 10 советов по чтению книг, которые помогут вам наверстать упущенное.

1. Читайте только те книги, которые вам нравятся

Если вам нужно прочесть книгу на какую-то конкретную тему для работы, вы всегда можете выбрать из имеющего ассортимента самую легко читаемую. Тогда чтение будет приятным и полезным.

2. Выделяйте время для чтения

Если ждать момента “когда будет время”, вы никогда не начнете читать. Вы можете читать в транспорте, но, как правило, суета мегаполиса не дает сосредоточиться на читаемом материале.

Выделяйте конкретное время для чтения книг. Лучше всего в спокойной атмосфере, в которой вы сможете расслабиться и насладиться чтением.

Например, вечером дома откажитесь от чтения статусов в социальных сетях и посвятите вечер чтению книги. Хорошая книга принесёт вам намного больше пользы, чем впитывание информации из интернета или ТВ.

3. Не отвлекайтесь во время чтения

Чтение – это сложный процесс получения и усвоения информации. Если вам важно вынести из книги максимум знаний и новых мыслей, сосредоточьтесь на процессе чтения и не отвлекайтесь на посторонние мысли и дела.

4. Чтение это спорт

Чтение – это не просто процесс получения информации. Во время чтения ваш мозг работает намного активнее, чем при просмотре фильмов. Ведь в кино всё уже показано, остается только смотреть. А в процессе чтения мозг постоянно конструирует и визуализирует новые картины и миры.

За счёт такой активной работы после книги остается больше знаний, мыслей и идей. Чтение – это спорт для сознания, который развивает из человека личность.

И чем больше вы читаете, тем больше вы подсаживаетесь на этот спорт.

5. Сделайте чтение привычкой

Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Чтение это одна из лучших привычек, которая может быть у человека. Чем больше вы будете читать, тем больше вы будете .

6. Найдите своего книжного гуру

Всем нам требуются учителя, которые помогают нам избежать ошибок и двигаться вперед.

В чтении вам тоже нужен гуру, который будет с вами на одной волне и будет снабжать вас интересными и правильными книгами. Кроме того, он поможет вам глубже понять смысл прочтенного.

7. Освойте скорочтение

Скорочтение – это не только процесс быстрого чтения. В первую очередь, этот навык направлен на лучшее усвоение и понимание материала. А потом уже на скорость его восприятия.

8. Читайте одновременно одну книгу

Чем больше книг вы читаете одновременно, тем меньше ваше внимание сосредоточено на каждой книге в отдельности. Таким образом, это становится чтением ради чтения.

Чтение одной книги позволит вам максимально сосредоточиться на ней, и в короткий срок перейти к новой.

9. Читайте с блокнотом

Если вы читаете серьезную книгу, то есть занимаетесь аналитическим чтением, вам необходим блокнот. Выписывайте основные идеи, тезисы и цитаты.

В памяти лучше всего отложатся моменты, записанные в блокнот, а благодаря ним и дополнительная информация. Взглянув впоследствии в блокнот, вы сможете вспомнить всю необходимые детали.

10. Смешивайте стили

Старайтесь менять стили читаемых книг, иначе чтение быстро вам наскучит. После прочтения серьёзной книги выберите что-то лёгкое.

Как в учёбе, после математики должна быть литература, потом физика, а потом биология.

P.S

Небольшой совет

Чтобы максимально погрузиться в книгу, спросите себя, какие новые знания может дать вам эта книга, и как они помогут вам в жизни. Ответив на эти вопросы, вы поймете, что книга – это ваша дорога к новым возможностям!

Не откладывайте чтение!

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

  1. Открыть книгу.
  2. Читать слова.
  3. Закрыть книгу.
  4. Взять следующую книгу.

Что может быть проще, не правда ли?

Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

  • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
  • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
  • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
  • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

Инспекционное чтение

Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

Уделите особое внимание первым нескольким страницам

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

Изучите отзывы

Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

Аналитическое чтение

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте немного больше про автора и другие его работы

Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

Возвращайтесь к сложным моментам

Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

Умеем ли мы читать? Для кого-то этот вопрос покажется странным. Но если задуматься – умение складывать буквы в слова, а слова в предложения – это еще не умение читать. Скорочтение, рациональное чтение – это также лишь технические инструменты.
Качество чтения — вот важнейший навык.

Но как читать качественно? Этому также нужно учиться и в этом обзоре я подобрал литературу, которая дает эти знания. В первую очередь это будет касаться чтения художественных произведений, но часть книг относится и к развитию навыков специальной литературы.
Итак, начнем.

Поварнин, Сергей Иннокентьевич (1870- 1952) - российский философ, логик.
Книга выпущена в 1924 г, переиздана в издательстве “Книга” в 1971 г. и еще несколько раз в последующие годы.
«Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так как подсказывает наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Кажется нам, что читаем не плохо.
А между тем, это по большей части, ошибка».
В чем же эта ошибка и как надо читать, автор рассказывает в 4-х частях своей книги.

Мортимер Адлер (1902 — 2001 гг) — американский философ, педагог и популяризатор.
Книга впервые была выпущена в 1940 году; повторно в прежнем виде, но с новым предисловием, вышла в 1966-м, после чего последовало переработанное издание 1972 года. До сих пор она остается классическим трудом по психологии чтения.

«Человек, который много, но плохо читал, заслуживает скорее жалости, чем похвалы, за то, что так бездарно потратил время и усилия».
«Учиться можно и нужно только у тех, кто превосходит нас интеллектуально».
Основная часть посвящена умению читать и понимать научную, философскую, специальную литературу, но есть глава, посвященная и художественной литературе.
Пересказать 344 страницы книги, в этом обзоре невозможно. Могу лишь сказать, что это книга, в свое время заставила меня кардинально изменить мои подходы к чтению.

" Если говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любят читать — не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу". «Кого же? — Спросите Вы, — и главное, что же в этом случае делать?»
В своей книге «Как роман» Даниэль Пеннак делится методами столь же простыми, сколь и результативными. Автор показывает читателю, как подарить любовь к чтению.
Эту книгу стоит прочитать всем родителям, что уже отчаялись приобщить своих детей к книге.
Замечательная книга о том, как читать и как сделать так, чтобы даже те, кто считает себя неспособными к чтению, начали читать и полюбили чтение.

“Не надейтесь!» — говорят два европейских интеллектуала, участники остроумного диалога, изложенного в книге. Умберто Эко — знаменитый итальянский писатель, ученый-медиевист и семиотик. Жан-Клод Карьер — известный французский романист, историк, сценарист, актер, патриарх французского кинематографа,
Страсть обоих — книги: старые и новые, популярные и редкие, умные и глупые. И предмет своей страсти они отстаивают, пуская в ход всю свою эрудицию и остроумие.

До какой степени читатель участвует в сотворении книги, а ее автор — в сотворении самого читателя? Об этом рассказывает книга Умберто Эко, название которой говорит само за себя.
Эко пользуется очень сложной терминологией, но для облегчения чтения издатель в конце книги дает небольшой словарь основных терминов.

Книга, написанная в 1929 году книговедом и библиографом, представляет собой краткое введение в библиологическую психологию. Николай Рубакин в своей работе подчеркивал, что книга непременно должна быть ясной и доходчивой, доступной для восприятия и понимания. Ему принадлежит поразительная по глубине мысль: поскольку нет восприятия, постольку нет и содержания; «не понимая этого, авторы тратят впустую 9/10 своих сил, труда и времени».

Крупнейший немецкий прозаик XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, Герман Гессе известен в России прежде всего как автор «Сиддхартхи», «Степного волка», «Игры в бисер».
В этой книге собраны критические эссе классика о мировой литературе, о судьбах книг и духовных ценностей в XX веке. Они посвящены творчеству писателей и философов Германии, Австрии, Франции, Англии, России, а также Испании и Китая.

Генри Миллер повествует о своих литературных пристрастиях, говорит о любимых книгах и даже приводит весьма объемный их список. Вкусы Миллера могут показаться парадоксальными: элитарные Гамсун и Пруст здесь мирно уживаются с популярными Вальтером Скоттом и Райдером Хаггардом — но тем интереснее аргументация писателя.

Альберто Мангуэль — известный издатель, переводчик, редактор и знаток многих языков.
В этой книге А. Мангуэль помогает понять, зачем мы читаем, как мы читаем, почему мы читаем.
Приведены факты из истории чтения, например, что с самого начала люди не умели читать так как мы сейчас читаем «глаза бегают по странице, губы не шевелятся», читали только вслух. Когда и где впервые возникли буквы и книги? Что такое сладость чтения? Хорошо ли красть книги? Правда ли, что за любовь к чтению предавали казни? Является ли чтение страстью, наслаждением, отдохновением и приятным времяпрепровождением?
Oн ведёт читателя от шумеров и их величия через первые женские романы, создание бумаги и станка, эпоху возрождения до Борхеса, у которого он служил чтецом.

Знаменитый историк литературы XX века, рассказывает о книгах, которые во что бы то ни стало надо прочесть именно до 16 лет — ни в коем случае не позже!
Потому что книги на Полках, собранных Мариэттой Чудаковой, так хитро написаны, что если вы опоздаете и начнете читать их взрослыми — вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас — и улетучивается из них по мере вашего взросления.
Но тот, кто прочел, скажем, «Приключения Тома Сойера» до 16 лет, — может потом перечитывать их сколько угодно раз и до глубокой старости. Каждый раз он будет получать килограммы удовольствия!

Энциклопедический словарь представляет собой свод знаний об авторе, книге, читателе, процессе чтения и понимания прочитанного. В книге рассматривается более пятисот книговедческих и литературоведческих понятий.
Автору удалось выстроить четкий культурологический четырехугольник: автор — книга — читатель — чтение, и рассмотреть его в тесной взаимосвязи и взаимодействии одного с другим и в целостности.
14. Сергей Штильман. « Учимся читать классику от заглавия до последней строки».

В книге-пособии московского учителя-словесника Сергея Леонидовича Штильмана раскрывается идея «медленного» чтения — сотворчества читателя и писателя, предлагаются новые неожиданные открытия в анализе художественных произведений, изучаемых в школе, а также темы (язык мимики и жестов, говорящие имена), которые критикой редко освещаются.

15. И.Я. Линкова. «Ты и твоя книга».

Каждый воспитатель, каждый педагог, каждый взрослый человек знает, что вырастить ребенка без участия, без влияния книги — невозможно. Поэтому очень важно, чтобы с самых ранних лет школьники учились настоящему чтению. Эту загадку — научить чтению — и ставит перед собой автор книги — библиотекарь И.Я. Линкова. Как выбрать книгу? Как читать ее? Как вести читательский дневник? Как собрать свою библиотеку?

16. В. Г. Маранцман. «Труд читателя».

Цель книги — научить учащихся старших классов внимательно читать, эмоционально воспринимать, вдумчиво анализировать художественные произведения разных родов: эпоса, лирики и драмы.

17. Пьер Гамарра. «Читая и перечитывая».

Пьер Гамарра — французский романист, поэт, литературовед. Предлагаемая книга знакомит читателя с Гамарра-литературным критиком. В нее вошли его статьи, посвященные творчеству писателей Франции и других стран. Автора отличает стремление приблизить книги к массовому читателю, помочь ему ориентироваться в безбрежном море литературы.

В монографии Н.К.Гея получает дальнейшее развитие разрабатываемая автором концепция содержательной художественной формы, и, в частности, поэтики и стиля прозы.
В книге рассматриваются специфические свойства словесного художественного образа, место литературы среди других форм общественного сознания.

Есть много книг и статей, посвященных мастерству писателя. Автор этой книги А.Западов полагает, что надобно повышать и мастерство читателя, которому следует учиться постигать эмоционально-психологическую глубину и выразительность поэтического слова, составляющие одно из главных достоинств русской литературы.

Я не смогу привести полный список литературы, поскольку для этого необходимо осветить безграничную тему «литературоведение». Здесь приведен лишь тот начальный минимум, который может послужить началом для более детального изучения узкоспециализированных книг.
Если кто-то захочет расширить рассмотренный список, пожалуйста, пишите в комментариях.

На этом обзор закончу. Оставайтесь с нами.

Чтение книг, журналов, брошюр, статей на сайтах - прекрасный способ усвоения информации, но только если читать правильно. Что должно остаться после того, как перевернулась последняя страница? Определённо, новые знания. Но кроме того - ясное понимание «что и зачем», связи между отдельными фактами и целостная картина изученного материала. Как получить такой результат, рассказывает брошюра «Как читать книги?» Сергея Поварнина , русского логика и философа первой половины ХХ века.

Может ли чтение быть опасным?

Чтение всегда воспринимается как путь к знаниям. И это ошибочно. Существуют откровенно плохие книги, которые коверкают и опошляют душу. Их следует избегать, закрывать на первой странице, вычислять на полках и не прикасаться даже к обложкам. С таким книжным мусором можно относительно легко бороться, тщательно отбирая литературу к прочтению и используя списки лучших книг и рекомендации. Но есть куда более страшный враг познания - поверхностное чтение. Поварнин называет людей с таким недугом «фразёрами» и «людьми с кашей в голове».

Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать.

Георг Кристоф Лихтенбергнемецкий учёный и публицист

Вспомните какого-нибудь знакомого, сыплющего цитаты на все случаи жизни и своими действиями противоречащего им, или человека-кроссворда, что знает миллион фактов на свете и при этом не понимает ни единой связи между ними. Вот это именно они - люди, знающие многое и не понимающие ничего. Появление таких типов - результат неумения читать правильно, а также отсутствия связи теории и практики. Непонятое и не закреплённое действием, знание так и остаётся в качестве сухих заученных фраз.

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку…

Александр Пушкинрусский поэт

А чего вы хотите от книги?

Книгу можно читать, чтобы, к примеру, изучить новый раздел науки или найти ответ на вопрос. От этой цели, с которой мы обращаемся к книге, зависит и способ чтения. Чтобы разыскать информацию по вопросу, необязательно читать всё от начала до конца, а понять материал тяжело, если читать по диагонали. Поэтому, приступая к книге, необходимо сразу определить цель чтения и выбрать подходящий способ. Поварнин различает 4 таких варианта:

  • Беглый просмотр - прочитать содержание, полистать книгу, обратить внимание на заголовки и некоторые выделенные отрывки.
  • Неполное чтение - просмотреть содержание, найти интересующий раздел, внимательно его изучить.
  • Полное чтение - прочитать книгу последовательно от начала и до конца без пропусков.
  • С проработкой содержания - тщательно изучить книгу, «проработать», понять материал и сделать его «своим».

Третий вариант - это самый частый вариант чтения. Мы открываем книгу и начинаем читать со слов «Посвящается моим детям», пока не наткнёмся на лист с типографской информацией. Это прекрасный вариант для чтения художественной литературы. Страница переворачивается за страницей, открываются характеры героев, стремительно развивается сюжет, и мы проживаем его вместе, впитываем в себя характеры и поражаемся удивительно яркой и точной мысли автора.

Но этот вариант совершенно не подходит для чтения научной литературы. Такой способ не позволяет увидеть общую картину, он последовательно открывает нам всё более сложные разделы, но при этом не даёт никакой связи между знаниями. Поэтому для изучения сложного материала Поварнин предлагает другой способ, помогающий и понять, и навсегда запомнить.

Способ чтения и цель можно связать так:

  • беглый просмотр - ознакомление с книгой, стоит ли её читать;
  • неполное чтение - поиск ответов на вопросы;
  • полное чтение - для художественной и вдохновляющей литературы;
  • с проработкой содержания - для изучения книг для самообразования, по работе и учёбе. Здесь важно понять и запомнить новый материал.

Постоянно держать цель в голове и помнить о выбранном способе - вот путь избежать траты времени на изучение ненужной информации или, наоборот, на слишком поверхностное неэффективное чтение.

Самообразование требует самодеятельности. Но самодеятельность эта должна выражаться не в самонабивании головы плохо понятыми сведениями, а в усвоении их и в саморазвитии.

Сергей Поварнин

русский философ и логик

Самый малораспространенный способ чтения - с проработкой содержания, а ведь именно он позволяет максимально качественно изучить материал. Особенно это важно при чтении книг для самообразования.

Как «прорабатывать» книгу?

Факт, который нужно принять перед изучением научной литературы - её нельзя читать «в лоб», последовательно от корки до корки.

Шаг, который отделяет чтение «фразёра» от настоящего понимания прочитанного - осознание связей между фактами и ясное видение общей картины. Важно четко понимать, как связано только что прочитанное с уже известным материалом, а также представлять его место в книге в целом.

Основное правило понимания формулируется так: «От общего к частному. От частного к общему».

Сначала необходимо «охватить книгу», поймать её главный смысл и определить составляющие части. Затем углубляться в каждую часть отдельно, последовательно дробя книгу на более мелкие отрывки - продвигаться от общего к частному. Это поможет видеть структуру нового материала и понимать, что откуда следует. При этом одновременно надо осознавать положение отдельного отрывка в масштабе всей книги. Это позволяет точно определять связи, находить соответствия и понимать «а зачем это вообще придумали?» - двигаться от частного к общему. Но и это ещё не всё. Нужно находить точки соприкосновения прочитанного материала с уже известным, обдумывать и смаковать каждую мысль, осматривать её со всех сторон и проверять на прочность. Чем больше работы над текстом, тем прочнее знания.

То, что мы вычитали в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у нас мыслями, сведениями, эмоциями и т.п., войти в систему их, или изменить их. В этом и состоит его работа; это и есть «отработка» содержания книги. И чем глубже устанавливается связь между прочитанным и имевшимся раньше у нас, чем больше и глубже дополнения и изменения, вносимые прочитанным, тем лучше и глубже обработка.

Сергей Поварнин

русский философ и логик

Так как читать?

Чтобы проработать книгу, стоит изучать её в таком порядке:

  • Предисловие. Здесь обычно «автор выясняет задачи, которые ставит книге». Прочитав его, можно понять суть и смысл написания книги.
  • Введение. В этой части автор рассказывает о том, что нужно для понимания книги, приводит уточнения, подробности изложения. Введение уточняет главную цель книги.
  • Оглавление. «Обыкновенно с его помощью мы можем, ещё не читая книги, узнать общий план её, основные рубрики, общее содержание, основные темы, в ней затронутые». Именно оглавление помогает постепенно переходить от общего к частному и раскрывает структуру книги.
  • Заключение. Чрезвычайно важный пункт. Здесь чаще всего подводится итог выполненной работы, снова указывается смысл и план книги, и формулируется главная мысль книги.
  • Основная часть. Чтение книги целиком, с тщательной проработкой материала.

Первые четыре пункта являются основой для изучения любой книги. В зависимости от впечатления уже можно выбрать подходящий способ чтения. Иногда приходится всю работу ограничить именно этими четырьмя шагами, так как они позволяют кратко просмотреть и составить определенное мнение о книге.

Совет: после прочтения книги восстановите в памяти её содержание и смысл. Это помогает заметить недостаток понимания, почувствовать, какие места в книге пропущены и недостаточно разобраны.

Чтение с проработкой - трудоёмкий и непростой процесс. Редко получается его освоить с первого раза, зато даже небольшие первые шаги дают существенный скачок в понимании.

Сергей Поварнин перечисляет навыки, которые придётся развить для того, чтобы читать правильно:

Сосредотачиваться на том, что читаешь.

Выжимать самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи.

Мыслить последовательно и осторожно - целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни.

Наконец, воображать ярко и отчётливо, как бы переживая то, что читаешь, - дар, о важности которого многие и не подозревают.

Что же мешает нам читать максимально продуктивно?

Казалось бы, раз читаешь книгу, нашёл на неё время, отказавшись от альтернатив, так читай и забирай из неё важное, медленно и обстоятельно, делай открытия автора своим достоянием. Но раз за разом книги пролетают мимо, задевая лишь поверхностно наши мысли и оставляя в памяти одно название. Причина - лень мышления. Без тщательной проработки материала, без проверки на истинность мнения автора, без обдумывания предложенных вопросов упускается возможность понять и запомнить материал. То самое пропущенное доказательство есть самое сложное место и причина непонимания.

Автор доказывает что-нибудь. Надо проанализировать его доказательство. Но для этого требуется некоторое напряжение мышления: и вот мы скользим далее, скорее, туда, где этого усилия не требуется. Читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения - вот нередкая склонность. И она - величайшая помеха при чтении.

Сергей Поварнин

русский философ и логик

При проработке текста включаются так называемые . Например, закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. Или закон контекста - при связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Поэтому один из ключевых моментов для понимания книги - не лениться, каждый раз проверять прочитанное, ставить под сомнение мысли и утверждения автора. Не жалеть на это времени и сил, ведь чем глубже работа с текстом, тем прочнее впитываются полученные знания.

В каком только ракурсе не поднималась проблема чтения ? И самым основным всегда выдвигается НЕчтение! Однако я бы вопреки всему сказала, что читать абы кабы и все подряд — это тоже не есть хорошо. На сегодня не так уж и мало читателей, которые успели наглотаться умных слов и умеют очень убедительно говорить о том, в чем на практике абсолютно не разбираются. Обычно про таких людей говорят — «У него широкий кругозор!» Казалось бы это хорошо. Мы зачастую гордимся такими людьми. Однако если посмотреть на таких Знаек поближе, то мы убеждаемся, что человек знает обо всем и тут же ни о чем! Читает он не для того, чтобы полученные знания использовать в деле. Скорее просто проглотить очередную порцию информации. А смысл в ее поглощении? А польза от полученных знаний?

Есть и такие читатели, которые зациклены на каком-то определенном жанре или на каком-то авторе. Самый яркий тому пример, это любители любовных историй между вампирами и людьми! Ах, какая романтика! просто затмила умы молоденьких девочек. И теперь они ловят каждый новый роман, где есть два основных слова: ! А по сути что дает подобное чтение? Может новые знания? Или мудрость жизни? Может быть заставляет задуматься о человеческой натуре? Увы. По сути это те же женские романы на один раз. Литература, призванная скорее развлечь. Я ничуть не против развлечений, если бы не зациклинность! В чем вред такого чтения? Ответ — уход от реальности. Обычно дамские романы глотаются молодыми девушками. Романы написаны, как под копирку, меняются лишь географические названия, имена, декорации и время действия. Все остальное в той или иной мере одинаково. Любовь и счастье, которые крайне далеки от жизни. Идеализация отношений и идеализация человеческих качеств в этих романах забивают девушкам головы и уводят далеко за реалии мира. Примером тому может послужить та же ! Флобер так ярко описал к чему привели дамские романы главную героиню, что не остается никаких сомнений, что читать нужно все-таки разносторонне. Девушки начинают мечтать о несбыточном! Не хотят видеть реалии, пытаются вести себя подобно главным героиням, и потом удивляются почему их «Принц» ушел к другой. Многие так и не выходят замуж, ожидая идеального красавца на белом коне. Позже они скажут, что настоящие мужчины перевелись. Однако читали бы они и другую литературу, например, ту же классику, того же Флобера, то скорее бы всего поняли, что описанных в дамских романах мужчин никогда и не было. Это сказки для взрослых девочек. Красивые и романтичные сказки. В реальности сказки может и встречаются, но очень и очень редко. В результате — разочарование в жизни, одиночество, неумение строить отношения.

Бывает и такое, что человек читает только модное и нашумевшее. Вариант не самый худший. Ибо мода меняется, мнения бывают разными и толку от такого чтения все же больше. Однако было бы хорошо, если бы человек назначал ориентиры в мире книг самостоятельно, а не плыл по течению.

И прежде всего нужно четко понимать какую вы ставите перед собой цель. Вопросы: «Зачем вы берете в руки книгу?» «Чего вы ожидаете от чтения?» должны непременно иметь место. Иначе все превращается в стихийность и лишнюю трату времени. А его в нашей жизни не очень-то и много. Если ваша цель развлечься, то тут же стоит задуматься — а не переросло ли чтиво в страсть? Не уводит ли от реальности? Если книга нужна для получения знаний, то следует спросить себя — а «Зачем мне эти знания?», «Готов ли я полученное претворять в жизнь?», «Не лучше ли потратить свое время на что-то более полезное?» Иными словами, еще до начала процесса чтения вы должны знать о целях чтения.

Когда приоритеты будут расставлены, начинается отбор огромного потока информации. В наш информационный век по одной и той же теме вы можете найти добрую сотню авторов. И как тут быть? Я рекомендую познакомиться даже не с автором, а с его результатами. Какой смысл читать книги педагога, у которого не было за всю жизнь ни единого ученика? Теоретиков развелось полно. Но как все эти теории воплотить в жизнь? Если у автора нет результатов ни положительных, ни отрицательных на практике, а все лишь в теории, то лучше поискать книгу того автора, у которого имеется реальный опыт. Именно тот, кто смог достигнуть результатов в жизни, сможет хоть чему-то вас научить.

К вопросу о том, как правильно читать книги , многие авторы рекомендуют читать одну и ту же книгу дважды. В первый раз вы должны ознакомиться с основными мыслями автора. Возможно даже что-то выписать. Проследить за логикой изложения мысли. Когда вы «выслушали» внимательно автора книги, когда уловили суть его точки зрения, приступайте к поиску слабых мест. Читайте его книгу во второй раз и мысленно попытайтесь поспорить с автором. Возражайте ему. Если не хватает аргументов, то попытайтесь их найти в других книгах или статьях. При таком подходе изучаемый вами вопрос не будет выглядеть однобоко. Вы непременно придете к собственному мнению. Ведь именно в спорах рождается истина!

Следующим шагом идет опробирование полученных знаний из книги. Нет никакого толка в бесконечном поглощении информации. Зачем вам знания старинного языка племени Тумба-Юмба, если вы не собираетесь переводить найденные археологами документы, не собираетесь анализировать этот язык, и вообще он в вашей жизни — прохожий? Прочитали книгу, извлеките из нее пользу! Пробуйте тут же получить личный опыт! И если результаты положительные, то есть смысл читать и другие книги автора. Если результат отрицательный, то ищите свои ошибки. Если ошибок нет, ищите другую книгу и снова пробуйте! Без получения результатов в жизни чтение книг превращается в пустоту!

В завершение всего мне хотелось бы сказать о скорочтении. Оно нужно лишь на этапе поиска полезной книги. Когда вы приступили к штудированию книги, скорочтение вредно! Оно в основном построено на поверхностном ознакомлении с содержанием без особого вникания в детали. В таком чтении нет никакого толка. Ибо когда вы идете к своей цели и начинаете шаг за шагом применять полученные знания на практике, важна каждая деталь. Иначе результат может быть отрицательным.

Многие считают, что подобные правила применимы к учебникам и практикумам, а художественная литература стоит в стороне. Это заблуждение. Художественная литература тоже учит. И учит порой даже большему, чем практикумы. Гоголевские «Мертвые души» показывают удивительную жизнь без прикрас и учат таким вещам, каким никто и нигде не учит. Например, как правильно дать взятку чиновнику. Такой учебник жизни дорого стоит! И на практике очень даже полезен. А Пушкин в своих книгах дал самый лучший практикум в вопросах любви. Проанализируйте образ той же . В чем ее секрет? Казалось бы ее сестра Ольга пользуется куда большим успехом у мужчин. Однако именно Татьяна оказалась в более удачном замужестве. Вы скажите, что это же роман! Мало ли чего выдумал Пушкин! Конечно. Но проведите аналогию с жизнью. Как часто мы удивляемся над той самой загадкой — она такая дурнушка, но так удачно вышла замуж! И почему красотка осталась в стороне? Может быть ответ лежит в коротенькой сказке В.П.Катаева «Жемчужина»? Вы спросите, как применять на практике знания, почерпнутые из художественной литературы? Путем проведения аналогов с реальной жизнью. Ведь люди не меняются, меняется лишь историческая обстановка. Все уже давно описано: отношения между людьми, повторяющиеся исторические события, деление власти и политические игры, даже технические открытия будущего… Все так похоже. Художественная литература — это опыт человечества в самых разнообразных сферах. Изучение опыта всегда полезно для современности и для более реального ожидания будущего. Как узнать насколько полезен автор, ведь его результатов почти не видно? Это не так. Чем чаще цитируется автор, тем выше польза от его книг. Глупца вряд ли кто когда цитировал. В художественной литературе среди любителей чтения даже есть некое негласное разделение по целям:

  • хочешь развить утонченное чувство юмора, читай Чехова
  • хочешь научиться хорошим манерам, читай Тургенева
  • желаешь постичь людскую психологию? Ищи на книжных полках Драйзера, Флобера, Достоевского
  • поставил цель изучить противоречивую загадочную женскую душу — читай Пушкина
  • хочешь изучить исторические эпохи, начни с книг Льва Толстого.

Полезного Вам чтения!