Леса исполинские лаборатории. Повесть о лесах

Леса на Горах

От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.

Места на «Горах» ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, и’зволоки* грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом шагу встречая возвышенности... Реки и речки на горах все до единой извилисты.

Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, черемиса, булгары, буртасы и другие языки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне. Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в половине XIV века перенес свой стол из Суздаля в Нижний Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме. Так летопись говорит...

В стары годы на Горах росли леса кондовые, местами досель они уцелели, больше по тем местам, где чуваши, черемиса да мордва живут. Любят те племена леса дремучие да рощи темные, ни один из них без нужды деревца не тронет; ро’нить** лес без пути, по-ихнему, грех великий, по старинному их закону: лес - жилище богов. Лес истреблять - божество оскорблять, его дом разорять, кару на себя накликать. Так думает мордвин, так думают и черемис и чувашин.

И потому еще, может быть, любят чужеродцы родные леса, что в старину, не имея ни городов, ни крепостей, долго в недоступных дебрях отстаивали они свою волюшку, сперва от татар, потом от русских людей... Русский не то, он прирожденный враг леса: свалить вековое дерево, чтобы вырубить из сука ось либо оглоблю, сломить ни на что не нужное деревцо, ободрать липку, иссушить березку, выпуская из нее сок либо снимая бересту на подтопку, - ему нипочем. Столетние дубы даже роґ нит, обобрать бы только с них желуди свиньям на корм. В старые годы, когда шаг за шагом отбивала Русь у старых насельников*** землю, нещадно губила леса как вражеские твердыни. Привычка осталась; и теперь на Горах, где живут коренные русские люди, не помесь с чужеродцами, а чистой славянской породы, лесов больше нет, остались кое-где рощицы, кустарник да ёрники****... По иным местам таково безлесно стало, что ни прута, ни лесинки, ни барабанной палки; такая голь, что кнутовища негде вырезать, парнишку нечем посечь. Сохранились леса в больших помещичьих именьях, да и там в последни годы сильно поредели. Лесные порубки в чужих дачах***** мужиками в грех не ставятся, на совести не лежат. «Лес никто не садил, - толкуют они, - это не сад. Сам Бог на пользу человекам вырастил лес, значит руби его, сколько тебе надо».

П.И. МЕЛЬНИКОВ (Андрей Печерский). На Горах. 1875-1881

*И зволок, изволо к - отлогая гора, некрутой длинный подъем («Хвали горку, на изволоке лежучи»).
**Ро нить - здесь: рубить, валить лес. (По В.И. Далю.)
***Насельники - первые обитатели края, известной местности.
****Ерник (ёрник ) - малорослый или вообще заморенный кустовой лес.
*****Дача - небольшая поземельная собственность.

Где уничтожены леса, земля заболевает

Могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не наша удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но им по праву.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Я представляю себе человека, который, совершив путь через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит, наконец, в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. От бальзамических запахов лесных цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь у лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом города, загораются в небе.

При взгляде на них человек начинает понимать все величие мироздания, начинает понимать, что такое заслуженный отдых и душевный покой. Ночь поднимается над миром, полная свежих запахов, смутного света, росы, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров...

Константин ПАУСТОВСКИЙ. Повесть о лесах. 1948

О лесах

Я сказал о воде, что она - «краса природы», почти то же самое можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами... B соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушающих ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

Я видел пример, как значительное село, сидевшее на прекрасной родниковой речке (Большой Сююш), которая поднимала постоянно мукомольный постав, в один год лишилось воды. Это случилось очень просто: в жестокую буранную зиму крестьяне, чтобы не ездить далеко, вырубили на дрова березник и олешник (ольховый лес), густо росший около кругловидной паточины*, из которой вытекало более двадцати родников, составлявших речку Сююш. Весна была сухая; все обнаженные от лесной тени родники летом иссякли, и речка пересохла. Только в третий год, когда чивая** ольха опять подросла, начали вновь открываться родники, и только лет через десять потекла речка попрежнему.

Этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, - не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит... Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи, и солома заменила дрова.

Из всего растительного царства дерево более других представляет видимых явлений органической жизни и более возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила его корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышленника не знают их... Многие десятки лет достигало оно силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.

Все породы дерев смолистых, как то: сосна, ель, пихта и проч., называются красным лесом, или краснолесьем. Лес, состоящий исключительно из одних сосен, называется бором. Все остальные породы дерев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною, как то: дуб, вяз, осокорь, липа, береза, осина, ольха и другие, называются черным лесом, или чернолесьем. К нему принадлежат ягодные деревья: черемуха и рябина, которые достигают иногда значительной вышины и толщины. К чернолесью же надобно причислить все породы кустов: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал, обыкновенный тальник и проч.

Красный лес любит землю глинистую, иловатую, а сосна - преимущественно песчаную; на чистом черноземе встречается она в самом малом числе, разве где-нибудь по горам, где обнажился суглинок и каменный плитняк. В тех уездах Оренбургской губернии, где прожил я большую половину своего века, сосна - редкость...

Чернолесье состоит из смешения разных древесных пород, и это смешение особенно приятно для глаз, но иногда попадаются места отдельными гривами или колками, где преобладает какая-нибудь одна порода: дуб, липа, береза или осина, растущие гораздо в большем числе в сравнении с другими древесными породами и достигающие объема строевого леса.

В чернолесье живут более или менее постоянно медведи, волки, зайцы, куницы и белки. Хищные птицы также в лесах выводят детей, устраивая гнезда на главных сучьях у самого древесного ствола: большие и малые ястреба, луни, белохвостики, копчики и другие. В густой тени лесных трущоб таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины.

Лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полою водою, называются уремою. Уремы бывают различны: по большим рекам и рекам средней величины, берега которых всегда песчаны, урема состоит предпочтительно из вяза, осокоря, ракиты, или ветлы, и изредка из дуба, достигающих огромного роста и объема; черемуха, рябина, орешник и крупный шиповник почти всегда им сопутствуют, разливая кругом во время весеннего цветения сильный ароматический запах.

Уремы другого рода образуются по рекам, которых нельзя причислить к рекам средней величины, потому что они гораздо меньше, но в то же время быстры и многоводны; по рекам, протекающим не в бесплодных песчаных, а в зеленых и цветущих берегах, по черноземному грунту; там редко встретишь вяз, дуб или осокорь, там растет березник, осинник и ольха; там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустов: калины, жимолости, боярышника, тальника, смородины и других. Многие деревья и кусты пронизаны, протканы и живописно обвиты до самого верха цепкими побегами дикого хмеля. Множество соловьев, варакушек и всяких певчих птичек живет в зеленых, густорастущих кустах такой уремы.

Сергей АКСАКОВ. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. 1849-1851

* Па’точина - от точить в значении источать, давать течь, испускать струю (по В.И. Далю).
** Чивый - щедрый, тороватый, источающий обилие; ольха - чивое к росту дерево (по В.И. Далю).

В сложных синтаксических конструкциях могут встречаться разные способы связи частей предложения:

  • сочинительная и подчинительная: В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства, неизвестно доселе тлевшая в груди его, и тогда он совершает дела, о коих до сего ему не случалось и грезить. (М.Ю. Лермонтов);
  • сочинительная и бессоюзная: Маша медленно приближалась к нам; ее милые карие глаза, чуть смущенные, внимательно смотрели на нас, и вся она излучала тепло и свет. (В. Андреев);
  • подчинительная и бессоюзная: Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л.Н. Толстой)

Тест

1. Укажите предложения, в которых * части соединены при помощи сочинительной и бессоюзной связи.

    а) Спит вода спят кувшинки спят уткнувшись носами в коряги рыбы спят птицы и только совы летают около костра медленно и бесшумно как комья белого пуха. (К.Г. Паустовский)

  • б) Но самой большой любовью Чайковского были леса и величавые корабельные сосновые боры и осиновые разговорчивые рощи и березовые перелески зажженные по взгорьям тихим осенним днем как сотни белых свечей. (К.Г. Паустовский)
  • в) Последние птицы спрятались под крыши и вот уже больше недели как никто нас не навещал ни дед ни Ваня Малявин ни лесничий. (К.Г. Паустовский)
  • г) Но фронт был близко это угадывалось по озабоченным лицам жителей из которых половина была военные. (Б. Полевой)

2. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Лес самый верный помощник человека невозможно перечислить все бедствия какие несет истребление лесов.

  • б) Как я ни готовилась сердце бешено стучало от этой встречи зависело многое.
  • в) Кто не идет вперед тот идет назад стоячего положения нет. (В. Белинский)
  • г) Хорошо так было кругом так мирно и торжественно не хотелось верить что только вот несколько часов назад над этими самыми горами пронеслась гроза и вырвала с корнем не одно дерево в этом лесу где теперь все так радуется и ликует. (Д. Мамин-Сибиряк)

3. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи сочинительной и подчинительной связи.

    а) Человек должен трудиться работать в поте лица кто бы он ни был и в этом заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги. (А.П. Чехов)

  • б) Из предыдущей главы уже видно в чем состоял главный предмет его вкуса и наклонностей а потому не диво что он погрузился весь в него и телом и душою. (Н.В. Гоголь)
  • в) Андрей бросился к снарядному ящику когда его оглушило и бросило на землю. (В. Распутин)
  • г) Полк был тоже дом и дом неизменно милый и дорогой как и дом родительский. (Л.Н. Толстой)

4. Укажите предложения, в которых предложения связаны при помощи сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Между тем псы заливались всеми возможными голосами один забросивши голову вверх выводил так протяжно и с таким старанием как будто за это получал бог знает какое жалование другой отхватывал наскоро как пономарь промеж них звенел как неугомонный звонок дискант вероятно молодого щенка и все это завершал бас может быть старика наделенного дюжею собачьей натурой потому что хрипел как хрипит контрабас когда концерт в полном разливе... (Н.В. Гоголь)

  • б) Лошади бегут солнце все выше и кажется что тогда в детстве степь не бывала в июне такой богатой такой пышной травы в цвету зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой земли идет аромат и какие-то странные синие птицы по дороге. (А.П. Чехов)
  • в) Хоть перенесите меня в Швейцарию в Индию и окружите роскошной природой я все-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины потому что я везде ношу их в моем сердце потому что душа моя хранит их как лучшее свое достояние. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  • г) На том поле где когда-то цвела рожь и кричали перепела теперь бродили коровы было тихо и спокойно. (А.П. Чехов)

5. Укажите верную характеристику предложения.

    а) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

  • б) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью
  • в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
  • г) сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

    Но тут увидел Чичиков, что это был скорее ключник, чем ключница, ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижнею частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. (Н.В. Гоголь)

Ключи к тестам

Стилистические функции союзов и союзных слов

Большую смысловую и стилистическую роль в сложном прдл играют союзы и союзные слова. Они могут иметь разные стилистические характеристики.

1. Стилистически нейтральные союзы: что, чтобы, потому что, как, если

2. Разговорные: соединительный и противительный союз ДА, разделительные ЛИБО, НЕ ТО, присоединительные союзы ДА И, А ТО, НЕ ТО: Близок локоть, да не укусишь; союзчтобы, стоящий не в начале предложения: Твой двор чтобы видеть вновь, армянских двух царевен отвергли мы любовь . РАЗ (в значении если ) Раз сказал - сделай; что (в значении как ) Людская молва что морская волна

3. Книжные: вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, с тем чтобы, ибо, правда .

4. Устарелые: коли, доколе, коль скоро, кабы, покамест, дабы, затем, чтобы, поелику и пр. Использование их придает речи просторечный характер. В условиях контекста некоторые из этих союзов приобретают канцелярский характер (ежели, дабы, буде).

Союзные слова который и какой могут выступать как синонимы, поэтому возможна их взаимозаменяемость. Но у них разные оттенки в значениях: который – вносит в придаточное предложение общее значение определительности, а слово какой – добавочный оттенок уподобления, сравнения, качественного или количественного подчеркивания: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов.

Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.

О речевых недостатках можно говорить лишь в тех случаях, когда отход от принятых в ЛЯ норм не оправдан стилистическим заданием.

1. Загромождение сложного предложения придаточными, когда затемняется связь между частями сложного целого, иногда выпадает какой-либо конструктивный элемент, соединительное звено, что затрудняет понимание предложения.

2. Разнотипность частей сложного прдл: Докладчик выдвинул два положения: 1) Все большее значение приобретает пропаганда научных знаний; 2) роль в этой работе учителей средних школ. Нумерованные части, выступающие как своего рода однородные члены предложения при обобщающем члене предложения, имеют разную структуру: первая часть – двусоставное прдл, вторая – односоставное номинативное.

Иногда разнотипность связана с неодинаковым порядком слов в соподчиненных однородных придаточных прдл. Обычно в этих случаях сохраняется одинаковый (прямой или обратный) порядок главных членов прдл, хотя это и необязательно: К числу достижений педагогического коллектива следует отнести то, что в школе успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся (во 2-м прдл нужен тоже обратный порядок слов).



3. Смещение конструкции: Последнее, на чем я остановлюсь, - это на вопросе об использовании цитат (в главном прдл при подлежащем последнее составное именное сказуемое, присоединенное посредством слова ЭТО без вспомогательного глагола, должно было бы стоять в форме именительного падежа): Последнее… это вопрос об использовании цитат . К смещению конструкций относится и такой случай: Кто нуждается в консультации, необходимо ему обеспечить ее. Не вызывает возражения перебой конструкции, носящий хар-р присоединения: Мир и дружба – с этими словами мы всегда принимаем гостей .

4. Неправильное употребление союзов и союзных слов, например, употребление одного союза или союзного слова вместо другого: Вопрос обсуждался на специальном совещании, где было принято развернутое решение. – нет оснований для замены слова который словом где .

Неправильно также плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов): однако тем не менее , но тем не менее однако и т.п: Газета настойчиво подчеркивала, что будто бы США переживают в настоящее время переживают разгар большой полемики по вопросам внешней политики . Сочетание что будто (бы ) встречается в тех случаях, когда изъяснительное значение осложняется оттенком модальности: Захар сделал вид что будто шагнул, а сам остался на месте .

Нередко лишний союз оказывается после вводного слова или предложения, которое ошибочно принимают за часть главного предложения (сказуемое): Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже где-то видел . Лишним здесь может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение): Мы любовались теми звездами, которые сияли на ночном небе .

5. Неправильный порядок слов. Часто он нарушен в придаточных определительных. Так, слова союзные слова который, чей, какой заменяют ближайшее предшествующее существительное. Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной . При невозможности или нецелесообразности замены придаточного причастным оборотом или затруднительности перестановки слов можно ввести в главное предложение указательное слово тот или такой , соотносительное союзному слову который или какой , другой прием – повторение определяемого слова.

Уважаемые коллеги!
Перед Вами ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ. 9 КЛАСС.
Количество тестов - 5 Тест 1. Нахождение синтаксической характеристики данного предложения. Тест 2. Нахождение названия группы сложноподчинённых предложений, к которой относится данное сложноподчинённое предложение. Тест 3-5. Нахождение сложноподчинённого предложения с придаточным определительным среди предложенных сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных.
Такое поэтапное прохождение тестов учащимся способствует более эффективному развитию умения различать виды придаточных. В каждом тесте предлагаем следующие блоки:

  • 10 тестов ых вопросов
  • ответы
В зависимости от характера учёта знаний по указанной теме данные тесты можно использовать на разных этапах урока (знакомство с новым материалом и др.) и на уроках разного типа, в том числе и в ходе ПОДГОТОВКИ К ГИА. Дополнительно можно предложить учащимся на уроке и для домашнего задания бесплатные тематические онлайн-тесты ___________________________________________________________________________________________________________________
Для практического материала использованы следующие источники:
1.Ю.С.Пичугин, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалов и др. Русский язык. Практика. 9 класс. Дрофа, 2005. 2.Е.И.Никитина. Русская речь. 8-9 кл. Просвещение, 1995. 3.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. Дрофа, 2007. 4.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994. 5.Э.Д.Головина. Наш язык в вопросах и ответах. Киров, 2007. 6.С.Н.Иконников. Стилистика в курсе русского языка (7-8 класс). Просвещение, 1979. 7.Ю.С.Пичугин, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалов и др. Сборник задач и упражнений по русскому языку. 9 кл. Просвещение, 1991. 8.М.Т.Баранов. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. Просвещение, 1988. 9.Т.П.Крестинская, С.В.Петров. Как пользоваться словом. Пособие для учителя. Просвещение, 1968. 10.И.Я.Кленицкая. Сборник изложений. Для учащихся 4-9 классов. Новая школа, 1997. 11.П.Ф.Ивченков. Обучающие изложения. 5-9 кл. Пособие для учителя. Просвещение, 1993. 12.Е.В.Язовицкий. Говорите правильно. Пособие для учащихся. Просвещение, 1964. 13.С.В.Карпушин, Е.С.Ковалева, А.В.Терентьева. А.С.Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество эпоха. Смоленск. Русич, 1999. 14.Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. А.А.Воротников, ТОО «Харвест», 1995. 15.Русские писатели. Биобиблиографический словарь.(1-2). Под редакцией П.А. Николаева. Просвещение, 1990. 16.А.Г.Глухов и др. Наша библиотека. «Книга», Москва, 1969.
Отзывы по поводу использования учебного материала, сведения об ошибках и недочётах просим высылать по адресу [email protected] _________________________________________________________________________________________________________________ ТЕСТ 1
1
Молодость - такой недостаток, который с каждым днём проходит. (В.Одоевский).
1) простое 2) сложносочинённое
2 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. (И.Соколов-Микитов).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
3 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново. (С.Михалков).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
4 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранит в своих пространствах. (В.Катаев).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
5 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Все языки стремятся к точности, а точность требует краткости, сжатости. (М.Горький).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
6 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Ещё одни, другие сутки, и под корой проснётся сок. (А.Твардовский).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
7 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Чем же различаются познание научное и познание через поэтическое творчество? (В.Брюсов).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
8 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать. (А.Пушкин).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
9 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Испокон веков идёт борьба светлого с чёрным, добра со злом, радости с завистью, любви с ненавистью, эгоизма с альтруизмом. (Ю.Бондарев).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
10 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. (А.Чехов).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 1. ТЕСТ 2 1
Доброта - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. (В.Розов).


2 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей. (А.Пушкин).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
3 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Двумя главными центрами, вокруг которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских. (И.Рабкина).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
4 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Могу сказать, что я с детства был жаден до стихов. (А.Фет).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
5 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Я хочу, чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. (М.Светлов).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
6 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Занимаясь изготовлением разноцветного стекла, М.В.Ломоносов создал огромную мозаику «Полтавская битва», которая изображала Петра І во время знаменитой битвы со шведами.
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
7 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. (В.Солоухин).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
8 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Я вырос там, где мой отец и дед бродили робко у чужих поместий. (М.Исаковский).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
9 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?

Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой… (В.Кюхельбекер).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
10 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Алёша чрезвычайно любил своего отца, которого не знал в продолжение всего своего детства и отрочества. (Ф.Достоевский).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 2.

ТЕСТ 3
1
1.Снова начнутся бои, и конца этим боям не видать . (Э.Казакевич). 2.В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения прежде всего лексического значения, а также употребления и происхождения. 3.Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П.Павленко).
2 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Его военные реформы всегда будут стоять рядом с военными победами Суворова, а многие изречения Потёмкина - с боевыми афоризмами Суворова. (В.Пикуль). 2. Мне как раз такого и надо, который никого не боится. (П.Бажов). 3.Вряд ли я когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра. (К.Паустовский).
3 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь. (Н.Михайлов). 2.По-своему липы мне что-то сказали, и я знал что, но слов не находил. (М.Пришвин). 3.Море шумно дышало, каждый вздох приносил прохладу. (З.Воскресенская).
4 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.В истории отечественной науки о русском языке Владимир Иванович Даль прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний слов, составивший четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка». 2.И с нами прощается город, который мы снова увидим. (А.Артёмов). 3.О поэтическом, философском восприятии жизни русскими строителями говорят деревянные постройки Севера: красивые мельницы у холодных прозрачных рек, часовни, прижавшиеся к берегам озёр, и резные столбики на погостах, словно вросшие в камни. (По С.В.Михалкову).
5 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Многие поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях, предложениях и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, труду. 2.Человек, не умеющий ходить, портит дорогу, а не умеющий говорить - портит речь. (Посл.). 3.Нет в мире страны, которая могла бы сравниться с нами водными богатствами. (По В.Поповой).
6 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Синонимы употребляются для избежания нежелательных повторов одних и тех лексических единиц, для более чёткой передачи своей мысли и, наконец, для придания речи разнообразных стилистических оттенков. 2.Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. (В.Сухомлинский). 3.Эта коллекция положила начало систематическому собирательству художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся в то время в России и позднее частично вошедших в состав Эрмитажа. (Л.Воронихина).
7 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Земля ничего не отдаёт человеку без поклона: ни хлеба, ни корня, ни травинки. (И.Васильев). 2.Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. (К.Паустовский). 3.Страницы и строки о лесах, цветах и деревьях едва ли не самые совершенные у Чехова, и каждая из них воспринимается как явление природы, как особое благозвучное цветение языка. (М.Громов).
8 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Расскажи ту сказку, которую мама любила. (Ю.Герман). 2.Находясь в ссылке в Михайловском, А.С.Пушкин записывал говор псковских крестьян, восхищаясь меткостью и красочностью их слов и выражений. 3.А.С.Пушкин был очень общительным человеком, многим адресовал свои стихотворения, но самыми дорогими для него были коллективные послания лицейским друзьям по случаю годовщины Царскосельского лицея 19 октября.
9 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Жизнь народа, его судьба, даже, пожалуй, его настроение - то озорное, то торжественное - отражается в названиях улиц и площадей. (По С.Михалкову). 2.Вы сворачиваете в лес и как бы попадаете в иной мир: вокруг густая тень от крон деревьев, воздух прохладнее и влажнее, рыхлая почва покрыта опавшими листьями или мхом, травы не образуют густого дёрна, цветущих растений мало. 3.Источником познания моего раннего детства была моя память…, в основном мои догадки, которые в конце концов и воссоздали следующее жизнеописание моих родителей. (С.Залыгин).
10 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значениями слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. 2.Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека. (С.Михалков). 3.Для меня оставалось загадкой: что общего между этим пассивным, безвольным, бездеятельным, тихим человеком и бурным, активным, рвущимся в завтра, вперёд Володей? (Л.Маяковская).
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 3. ТЕСТ 4
1 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Я пошёл по аллее, скользя по еловым иглам , которые на вершок покрывали землю. (А.Чехов). 2.Не жалко сил, если они дают такие результаты. (Н.Островский). 3.Лёд на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно. (П.Павленко).
2 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1.Если бы ночи не были такими лунными, можно было бы уйти вплавь на ту сторону Донца. (А.Фадеев). 2.Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (Л.Толстой). 3.Постепенно в людях возникало уважение к человеку, который обо всём говорил просто и смело. (М.Горький).
3 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Сторожка лесника была поставлена на сваях, так что между её полом и землёю оставалось свободное пространство. (А.Куприн). 2.О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть. (Д.Писарев). 3.Если лето дождливо, то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает великолепных размеров. (В.Аксаков).
4 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М.Лермонтов). 2.Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро, по которому сновали кожаные байдарки охотников. (Т.Семушкин). 3.Там, где только что был холм, зияла глубокая яма. (Н.Островский).
5 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала то вправо, то влево. (В.Солоухин). 2.Там, где растёт, можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. (И.Соколов-Микитов). 3.Сын подошёл к матери, чтобы поговорить с ней, но ничего ей не сказал. (А.Платонов).
6 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. (Л.Толстой). 2.Правда - воздух, без которого нельзя дышать. (И.Тургенев). 3.Где-то за садом несмело, там, где калина цветёт, нежная девушка в белом нежную песню поёт. (С.Есенин).
7 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. (Б.Окуджава). 2.Однообразный шум колёс и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги. (Л.Толстой). 3.Семейный уклад сложился для А.П.Чехова так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. (По А.И.Ревякину).
8 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала всё небо. (А.Пушкин). 2.Свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветло можно было поставить палатки и натаскать дров на ночь. (В.Арсеньев). 3.Матвеев луг в моих воспоминаниях играет большую роль потому, что на нём мы проводили много весёлых юных дней. (Д.Мамин-Сибиряк).
9 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Пели так, что поневоле увидишь перед собой речку, вечер, копны и всё полевое, деревенское, зовущее. (В.Лихоносов). 2.Люди стали жить соседскими общинами, потому что появилась возможность обрабатывать участки земли силами одной семьи. 3.Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. (А.Пушкин).
10 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Вода в озере Байкал настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров. 2.Матушка с неослабевающим вниманием выслушивала старосту, который неторопко и обстоятельно докладывал ей историю целого дня. (М.Салтыков-Щедрин). 3.Купцы Строгановы помогли организовать экспедицию Ермака, потому что они были заинтересованы в развитии торговли с местным населением.
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 4.

ТЕСТ 5
1 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Много тысячелетий тому назад, когда первобытные люди жили в пещерах, они занимались охотой на диких зверей и сбором съедобных растений. (По М.Андреевой). 2.Лев Толстой, видевший зарю Некрасова, Тургенева, Достоевского, прожив восемьдесят два года, уже жил в эпоху, когда появились кинематограф и авиация. (По Ю.Олеше). 3.Люблю, когда сосна шумит. (Ф.Абрамов).
2 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Когда в комнате мало-мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы. (М.Пришвин). 2.Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (В.Солоухин). 3.В прежние времена, когда люди искали руду вслепую, то на это тратились десятки лет. (М.Ильин).
3 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Было время, что люди сидели и по-печатному, аккуратно гусиным пером подолгу выписывали толстенные книги. (Б.Житков). 2.Учёные установили также, что кедровый орех содержит различные вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови. (В.Чивилихин). 3.Выяснилось, что дети не виноваты. (К.Федин).

4 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Не знаю, где я нежности училась. (Ю.Друнина). 2.Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. (М.Пришвин). 3.Оттуда, где было солнце, полилась песня жаворонка. (А.Иванов).
5 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1.Бывают же такие несчастные дни, когда самая пустячная работа не ладится и не ладится. (А.Куприн). 2.Павлик проснулся, когда солнечный квадрат окна подобрался к его глазам. (Ю.Нагибин). 3.Как будто и ветра не было, когда первые огромные тучи снега стали срываться с вершин и кружиться, поднимаясь всё выше и выше. (В.Каверин).
6 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (И.Гончаров). 2.Иной раз народится такой день, что радости не оберёшься. (К.Паустовский). 3.Может, песня виновата в том, что я сегодня не усну? (Ю.Друнина).
7 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Хорошо бы знать подрастающим деткам, что древние монастыри Валаам, Соловки и Суздальщина служили в старину боевыми и культурными форпостами русской земли. (Л.Леонов). 2.На столике угрюмом лежит письмо, что мне прислала мать. (С.Есенин). 3.Всем нам чудилось, что прилетели скворцы. (А.Чехов).
8 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. (М.Пришвин). 2.В школе, где преподавала мама, училось пятьсот девочек. (В.Инбер). 3.Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. (А.Сурков).
9 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. 1. Слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас содержанием. (К.Паустовский). 2.Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин). 3.Солнце уже садилось, когда я, наконец, выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село. (И.Тургенев).
10 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где никто не может расти. (М.Пришвин). 2.Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. (С.Есенин). 3.Никто не знает, где и с чего начинается Урал. (Е.Пермяк).
ОТВЕТЫ ТЕСТ 5.

Учитель русского языка И.Н.Надеждина

МБОУ СОШ №7 г-к Анапа


  • обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них»;
  • совершенствовать практические навыки;
  • повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
  • помочь учащимся усвоить грамматико – стилистическую норму употребления сложных предложений в речи;
  • подготовка к зачету;
  • воспитание бережного отношения к языку, родной природе.

  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;



  • - Какие предложения называются сложными?
  • -Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются?
  • -Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?

  • 1)Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж ()
  • 2)Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим взять составное сказуемое ()
  • 3) Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода употребив его в Дательном падеже с предлогом к ()

  • 4) К полученному предложению

(Человеку нужно бережно относиться к ле сам) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП.

  • Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.

1 уровень

Записать предложения в тетради и начертить схемы

2 уровень

По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение

1Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

1 ., ( когда)

2.

2 .[ ] , и .

3. .

3 .[ , ( хотя), ]

4. .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

4 . - .


1 уровень

2 уровень

1.Леса-это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

, (которые …)СПП с придаточным определительным.

1 ., ( когда) –СПП

2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

[, (где …), ]- СПП с придаточным определительным.

2.[ ] , и . -ССП

3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .

, (какие…)- СПП с придаточным определительным.

3.[ , ( хотя), ] - СПП

4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .

(Кому…),- СПП с придаточным изъяснительным.

4.- . -БСП


1.а) Которые никогда не забываются.

б) Учёными установлено.

б)В мире есть страны.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!


1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему:

2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:

1.а) Которые никогда

не забываются.

б) Которые надолго определяют его поведение.

в) В жизни каждого человека бывают случаи.

1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо.

б) Учёными установлено.

в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади.

Ответ: в,а,б

,(которые…), (которые).- однородное подчинение

Ответ: б, а, в,

,(что…), (чтобы…).- последовательное подчинение

2.а)Где природа ярче наших полей и лугов.

б)В мире есть страны.

в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ.

Ответ: б,а,в

, (где…), [ но…]-сложное с разными видами связи

Ответ: в,б,а

(Когда…), (из которых…), .- последовательное подчинение


  • Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему:
  • «Экологическая проблема на планете Земля».
  • «Покорять планету или сотрудничать с ней».
  • «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней».
  • Опорные слова : любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать.
  • Словарь:
  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;
  • 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
  • Созерцать - рассматривать, пассивно наблюдать.





  • 1.Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике.
  • 2.Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца.
  • 3.А мы взрываем в одуванчике бомбы!
  • 4. Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
  • 5.Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
  • 6. И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира.
  • 7.Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни.
  • 8.Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков.
  • 9.Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее.


  • ПП- простое предложение
  • СПП- сложноподчиненное предложение
  • ССП- сложносочиненное предложение
  • БСП- бессоюзное сложное предложение
  • СРВС- сложное с разными видами связи

  • ССП-параграф 5
  • СПП-параграфы 6-9
  • БСП-параграфы10-12
  • СРВС-параграф 13

  • Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями:
  • 1)вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
  • 2)определить стиль текста;
  • 3)определить тип речи.
  • Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе.
  • Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.