«Матрёшкина деревня». Сценарий театрализованной игровой программы на фольклорном материале для младших школьников

Конкурсная игровая программа с элементами фольклора

«Сударушка»

Задача: показать актуальность и самобытность русских народных традиций через танец, игру и русский фольклор.

Цели: приобщить обучающихся к русским народным традициям, воспитывать чувство уважения к произведениям русского фольклора, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям в процессе общения, развитие интереса к русскому народному творчеству, к истории русского народа.

Под народную мелодию появляются Красны девицы и Добры Молодцы, выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Поклон вам, гости званные!

Гости званные, да желанные!

Здравствуйте, лебёдушки!

Здравствуйте, молодушки!

Да ребята – удальцы,

Весёлые молодцы!

2-й скоморох:

Пожалуйте, гости дорогие!

Ждём вас, поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

1-й скоморох:

Неспроста, друзья, мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам.

Нам по нраву ваш характер боевой,

Темперамент ваш весёлый, озорной.

2-й скоморох:

А пришли сюда мы скуку разогнать.

Мы пришли повеселиться, поиграть.

Вместе с вами хором песенки попеть,

На забавы, на потехи посмотреть!

1-й скоморох:

Пусть закружится весёлый хоровод,

Пусть потешит сам себя честной нард!

2-й скоморох:

Все, кто в зале не ленись,

В круг пошире становись!

Расступись, честной народ!

Начинаем хоровод!

/Танец в кругу «Барыня» /

1-я красна девица:

Очень часто за событиями дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!

/ Конкурс «Коса-девичья краса»: выбираются девочки-обладательницы кос, приглашаются в центр круга. Болельщики с помощью аплодисментов определяют, кто из них достоин звания «Русская красавица», ведь во все времена коса на Руси считалась символом женской красоты/ (Награждение победительницы)

1-й скоморох:

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Мы продолжим занимательный наш путь

Ждёт забава, не дождётся удальцов,

Вызываю добровольцев-храбрецов.

/ Конкурс «Бой петухов»: два участника находятся в кругу. Их задача: вытолкнуть соперника из круга плечом, причём руками каждый держит одну ногу, согнутую в колене за спиной/ (Награждение победителей)

2-я Красна девица:

В старые годы взяли молодцы

По стреле, вышли в чистое поле,

Натянули луки и выстрелили.

А кто из вас хочет судьбу попытать,

Стрелу пустить?

/ Конкурс «Стрела Ивана Царевича»: участникам раздаются листы бумаги, из которых они за определённое время должны сделать самолётики. Эти самолётики и будут стрелами. По команде участники запускают свои «стрелы» - самолётики. Чей самолётик улетит дальше, тот и победил. (три участника) / (Награждение победителя)

У старшего сына упала стрела …Куда?

У среднего сына упала стрела …Куда?

А у младшего Ивана Царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда.

Ребята, а из какой сказки эти стрелы?

Кто придумал эту сказку?

2-й скоморох:

Да, много есть у нас талантов:

И певцов, и музыкантов-

Любят пляску огневую

И частушку удалую.

/ Конкурс частушечников: от каждого класса выходят знатоки частушек. Кто больше знает частушек, тот и побеждает/ (Награждение победителя)

1-й скоморох:

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

А вы, ребята, любите сказки?

Много русских сказок знаете?

/ Конкурс «Продолжи строчку, назови сказку» /

    Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка,

А в клетке сидит Жар – птица.

Ты птицу возьми, за пазуху положи,

Да смотри… (клетки не трогай!)

Как называется сказка? (Иван Царевич и серый волк)

2) Позовите Сивку-бурку.

(Сивка – бурка, вещая каурка,

Стань передо мной, как лист перед травой!)

Кто знает название этой сказки?

3) Что должен был сказать Емеля, чтобы исполнилось его желание?

(По щучьему велению, по моему хотению…)

Как называется сказка? (Награждение победителя)

1-я Красна девица:

Я Лорка – скороговорка,

Скороговорка Лорка!

Так быстро говорить, друзья,

Могу лишь я, лишь я, лишь я.

К быстроте, кто не привык,

Заплетается язык!

/ Конкурс «Болтунов»: произнесите быстро скороговорку: Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!/

(Награждение победителя)

1-й скоморох:

А сейчас мы предлагаем вам игру-

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят.

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!

/ Перетягивание каната / (Награждение победителей)

2-й скоморох:

Сила есть, ума не надо!

А давайте померяемся не силой, а сообразительностью!

Отгадайте-ка русские народные загадки.

/ Конкурс «Загадочный» /

Чисто, да не изба,

Клейко, да не смола,

Сладко, да не мёд:

От рогатого берут

И детушкам дают. (Молоко)

Без рук, без ног,

Под окном стучит,

В избу просится. (Ветер)

Бегал бегунок,

Да шмыг в уголок. (Веник)

Желта, да не месяц,

Хвостата, да не мышь. (Репа)

Бело покрывало

На земле лежало.

Лето пришло –

Оно всё сошло. (Снег)

За нашим двором

Висит ватрушка

С творогом. (Луна)

Чёрненька собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, е кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Течёт, течёт, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит. (Родник или река)

(Награждение победителя)

1-й скоморох:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: до свиданья!

Говорим: до новых встреч!

Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа)

Цель : изучение фольклорного материала о хлебе.

Предварительная подготовка : разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск загадок.

Зал празднично украшен: на стенах плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»; репродукции картин П. Венецианова о крестьянском труде: «Весна. На пашне», «Гумно» и др. На столах, покрытых рушниками, старинными скатертями, - всевозможная выпечка, сделанная учениками и родителями; в зале снопы ржи, пшеницы, овса, старинные орудия труда (можно ограничиться серпами из школьного музея).

Приглашаются гости - родители, учителя, друзья.

Ход мероприятия

Звучит песня «Русское поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля). Музыка приглушается.

Ведущий.

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

Такую загадку придумал русский народ о каравае - круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в честь него слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка. Наши предки - восточные славяне - считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных действий особенных жрецов (даже и в XVI-XVII веках были специальные придворные - «каравайчата»); использовались обрядовые жернова для приготовления муки. По словам старинной песни, «сам Бог каравай месит»: люди просят Бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. Связь каравая с Богом отражается в его украинских названиях: дивень, дивний каравай.

В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением миррового дерева и фигурками птиц и животных.

В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от покоренных областей, при проезде через города и селенья, при приеме различных депутаций. Побежденные города также подносили завоевателям хлеб-соль.

«Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы. Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб, надо вложить много труда: вспахать землю, посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу», «Жатва - время дорогое, никому тут нет покою», «Пора, же, мати, жито жати, ох, и колосок налился. Колосок налился» - так поется в старинной песне.

Как вы думаете, ребята, что такое «жито»? (Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)

Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя Молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

Ведущий. К Успению (28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому силку, а кто сеял - тому две, а кто жал - тому все».

По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентами («завязывали бороду») и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Ведущий. К Воздвиженью (27 сентября) последние снопы перевозили на гумно, говаривали: «Здвижение - хлеб с поля на гумно движется. А с Феклы-заревницы (7 октября) в специальных помещениях - овинах - начинали по утрам молотить с огнем, то есть овины натапливали и молотили хлеб. Первый овин называли «именинником». Для именинного овина варили молотильщикам кашу. «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий-ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия-ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела-белена по полю гуляла, домой пришла - в сусек легла».

К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый в семье человек. Резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи, где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к хлебу.

В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом, вот некоторые из них:

Солнце закатилось - не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится: а если уж в этот час разрезают хлеб, то горбушку не едят, а после ужина опять приставляют к начатой ковриге.

Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.

Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного из членов семьи.

Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке, и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика; и пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и обо всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

Объявляю конкурс: «Хлеб - всему голова».

Дети, заранее разделившись на две команды - «Колосок» и «Зернышко», - по очереди называют пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки, кто больше.

Ведущий. Пришла пора провести «Хлебную викторину». У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к одной команде, то к другой. Вы будете брать листочек, читать вопрос и отвечать. Если не сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители. Команда, давшая правильный ответ, получает жетон. В конце игры вы сможете обменять жетоны на пряники, сушки, булочки, коржики, кексы.

«Хлебная викторина»

Вопросы:

1. Что такое хлеб? Каким хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом «хлеб», хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб - черный или белый - считают русским национальным хлебом? (Черный - ржаной хлеб.)

3. Как называется хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово «пир» первоначально означало праздничный хлеб», отсюда - «пирог».)

4. Что такое сусек? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка...» (с полпуда).

6. Загадаю загадку, закину на грядку:

Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет. (Зерно.)

7. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины.)

8. О чем эта загадка: «Из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме...» (тоска).

10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка».)

11. Что это за борозда? «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память». О ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. («Никита Кожемяка», Никитина борозда.)

12. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в златом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

13. Вспомните русскую народную сказку: «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как подал хлеб царю, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздники его есть”». Кто этот хлеб испек? (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка».)

14. Вспомните, в какой русской народной сказке героиня думала, что наестся в гостях на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши? («Лиса и журавль».)

15. Кто этот сказочный хлебороб? Он за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай собрал и на всю дорогу хлеба напек. У него есть шесть братьев, которые умеют чудеса творить. (Симеон. «Семь Симеонов».)

16. Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)

17. О чем загадка?

Согнут в дугу —

Летом на лугу,

Зимой на крюку. (Серп).

18. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка ши надпись.)

19. Почему каравай так назван? (Каравай - это хлеб, испеченный в каравайнике, «коло» - колесо, круг; каравай- круглый.)

Ведущий. А знаете ли вы, ребята, русскую игру «Каравай». Тогда поиграем.

Выбирают «именинника». Ходят вокруг него, взявшись за руки, поют:

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

(поднимают руки вверх)

Вот такой ширины,

(расширяют круг)

Каравай, каравай,

Кого любишь - выбирай!

«Именинник».

Я люблю, конечно, всех,

А (имя) больше всех.

Выбранный вновь «именинник» становится в центр круга, игра повторяется.

Ведущий . Наши далекие предки - восточные славяне - почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое. Очевидно, что игра «Каравай, где бывал?», в которую играли дети в прошлые века, пришла из седой старины. Давайте же и мы познакомимся с этой игрой. Кто у нас будет «караваем»?

Мы все хором у него спрашиваем:

Каравай, где бывал?

Каравай, что видал?

«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

Я на небе бывал,

Я месяц видал.

Мы опять хором говорим ему:

Каравай, каравай,

Ты другого выбирай.

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторяется, мы должны ему хором сказать:

Каравай, каравай,

То неправда! Ай-ай-ай!

«Каравай» выбирает взамен себя другого, а сам из игры выбывает.

Игра проводится до тех пор, пока мы не назовем, все, что есть на небе. (Солнце, звезды, заря, тучи, облака, ветер, радуга...)

Ведущий.

«Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова -

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб - щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Д. Леднев

Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. Остался один момент - «К чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте, ребята, гостей к столу.

Звучит песня «Пряники русские». Все пьют чай.

С Ц Е Н А Р И Й

Фольклорной игровой программы для детей

«МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ».

Звучит народная музыка. Ребята сидят на стульях.

Выходят Ведущая и Матрёшка.

Вед. Добрый день, дорогие ребята!

М-ка. Здравствуйте, доброго вам здоровьечка!

Вед. Наша сегодняшняя программа называется «Матрёшкины забавы», и вы

Все, наверное, догадались, о чём пойдёт речь.

М-ка. Сегодня мы с вами немного вспомним о наших русских народных

Традициях, о народных играх, забавах и конечно игрушках, которые

Сохранили сою значимость и в наш прогрессивный 21 век.

Вед. А мне бы вот очень хотелось узнать у вас, какие вы знаете народные

Игры? Игрушки? (отвечают). Правильно, а может кто-нибудь знает как

Появилась матрёшка? (отвечают).

М-ка. Тогда послушайте. «В некотором царстве, в нашем государстве жил-

Был богатый и мудрый купец. Однажды отправился он в дальние

Страны, и приехал в страну восходящего солнца – Японию. Удачно

Торговал он соболями да куницами, жемчугом скатным и другим

Красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что

Тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку –

Монаха, да не простой был монах, дотронешься до него – он качается,

Как будто своему богу Будде молится.

Когда приехал купец домой, пошёл он к мастеру-игрушечнику и

Показал ему затейливую игрушку, да попросил сделать к утру такую

Же игрушку. Мастеру игрушка очень понравилась, да только

Показалась она непонятной нашим детям. Тут в избу прибежала

Мастерова дочка Матрёна, с любимым другом петушком, взяла

Игрушку и стала играть ей. Смотрит мастер на Матрёну и думает: Вот

Сделаю». И стал точить из дерева куколку. Выточил, да расписал:

Платочек, сарафанчик – как у Матрёны, и даже петушок в руках. Одну

Куколку для купца сделал, одну для Матрёны. Вот так Матрёшка и

Появилась.

Вед. Да, но настоящая матрёшка внутри себя ещё подружек прячет, а в твоей

Сказке ничего про это не говорится.

Отца и скорей – подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к

Мастеру, все просят такую же матрёшку, сделал он всем по куколке, а

Сам задумался. Вон сколько у Матрёны подруг, дай-ка сделаю разных

Кукол и всех в одну вложу, будет Матрёшка с секретом. Выточил он

Кукол и расписал их нарядными, красивыми, будто они пришли к

Матрёне на именины в цветных платочках и сарафанах.

Вед. А я знаю, что Матрёшка и по сей день празднует свои именины, 9

Апреля. И на её именинах всегда водят хороводы, играют в разные игры.

Думаю и нам пришло время начать веселье.

М-ка. А давайте играть деревня на деревню, как в старые времена.

Вед. Тогда одна половина зала будет деревней Сорокино и буду я в ней жить

– другая половина – Воронино, где будет жить Матрёна. Согласны? Ну и

Прекрасно!

М-ка. Как зовут нас вы все прекрасно знаете, а вот как зовут всех вас мы

Сейчас тоже узнаем!

Вед. А жителей моей деревни Сорокино величать будут ПЕТЬКИ.

М-ка. А жителей моей деревни Воронино звать будут ВАСЬКИ. Запомнили?

Вед . Проверим, жителей какой деревни больше. Кто громче и дружнее

Кричит, тот и победит.

Одна половина кричит: Петьки, другая половина: Васьки.

М-ка. По-моему и тех и других много. По одному очку каждая деревня

Получает.

Вед. Матрёна, на тебя посмотреть – глаз радуется. Сразу видно, что на

Праздник собралась, а вот ребята после школы пришли нарядиться не

Успели. Что же делать будем?

М-ка. А я сама нарядилась и ребятам кое-что прихватила. Вот каждой

Деревне по коробочке, в каждой коробочке лежать ленточки, девочкам

На голову, мальчикам на шею повязать можно.

Вед. Хорошо, каждая деревня получат по коробочке, и мы посмотрим, какая

Деревня быстрее и краше нарядится!

Конкурс «А МОЯ ДЕРЕВНЯ КРАШЕ».

М-ка. Ой, да молодцы! Какие нарядные да красивые.

Вед . Русская пословица говорит: «По одёжке встречают, по уму провожают».

М-ка. Ты к чему это клонишь?

Вед. Я к пословицам клоню, это ж народные мудрости, но не всегда их все

Знают и понимают.

М-ка. А давай мы проверим сейчас, какая деревня лучше в пословицах

Разбирается. У меня вот здесь пословицы на половинки разделились, а

Где начало, где конец, ничего не понятно.

Конкурс «НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА».

Команды получают половинки пословиц, нужно правильно собрать пословицу.

М-ка. С пословицами ребята справились, всё распутали, а вот как они с моей

Змейкой справятся, даже не знаю.

Вед. Так давайте поиграем и узнаем.

Игра «ЗМЕЙКА».

Все играющие берутся за руки, впереди Матрёна, которая водит всю цепочку змейкой, обходя препятствия, делая петли, спирали, в конце большие закручивания и раскручивания спирали.

Вед. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам стать на время мастерами и

Сделать своими руками красивых матрёшек. Я думаю, что и в Сорокино,

И в Воронино найдутся умельцы. (Выбрать из каждой команды по 3 – 4

Человека).

Конкурс « НАРЯДИ МАТРЁШКУ».

Каждому умельцу выдаётся шаблон матрёшки, клей и цветные детали, цветы для украшения.

М-ка. А пока наши умельцы украшают матрёшку, мы немного поиграем.

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ:

Любите загадки? (Да!) Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет– дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно, отвечайте быстро, дружно!

На заборе по утру кукарекал….(петух).

Он зимой в берлоге спит, догадались – это…(медведь).

По морю плывёт фонтан – огромный чёрный….(кит).

Серый с хоботом добряк – неповоротливый….(слон).

На юг летят по небу клином поздней осенью….(журавли).

Громко крякает в пруду, утят купая…(утка)

Хвост, как веер, расписной, и зовётся он…(павлин).

Есть мух и комаров здорова, в болоте квакает…(лягушка).

Есть яд, очки и капюшон, берегись – опасен…(кобра)

Ходит с рыжей гривой он, царь зверей, конечно…(лев).

Он толстый, как кадушка, рог на носу…(носорог).

Уколешься – нельзя задеть! Колюч уж очень наш…(ёж).

Длинный хобот – это нос, перед вами добрый …(слон).

Полосатая рубаха, живёт в саванне…(зебра).

Уши длинный, он трус, спрятался под кустик…(заяц).

Он в малине знает толк! Ну конечно, это…(медведь0.

Хвост на веер так похож, знают все, что это…(павлин).

Полосатая, как мяч, всем известно. Это…(зебра).

Взгляд трусливый и косой, и зовётся он…(заяц).

На пальму с пальмы скок да скок, бананы любит этот…(обезьяна).

Вед . Молодцы, а сейчас я предлагаю деревне Воронино и Сорокино игру на

Внимание. Но игра эта не простая, а эстафетная. Объясняю правила этой

Игры. Сейчас мы раздадим каждому по матрёшке, а на финише, в конце

Зала на полу устроим, так называемую, «полянку с матрёшками». Ваша

Задача, подбежать к этой поляне со своей матрёшкой и найти ей пару.

Конкурс-эстафета «МАТРЁШКИ-ПОДРУЖКИ».

Ребятам раздают карточки с нарисованными матрешками, а в конце зала выкладывают на пол такие же карточки(парные). Задача ребят- найти свою пару.

М-ка. А теперь давайте поиграем ещё в одну игру на внимание и быстроту

Реакции. Сначала предлагаю поиграть деревне Воронино, а потом

Будет играть деревня Сорокино. Игра эта похожа на музыкальный

Стул, только вместо стульев на полу будут лежать Матрёшки, пока

Музыка играет все ходят вокруг матрёшек, как останавливается, нужно

Взять матрёшку. Но матрёшек на одну меньше, чем участников.

Понятно?

Конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТРЁШКА».

Вед. Да, складывается у меня мнение, что в деревне Сорокино и Воронино

Ребята друг другу под стать. И не знаю даже что с ними ещё делать

Можно, всё-то они могут, всё умеют.

М-ка. Есть у меня одно хитрое задание, это поздравительные телеграммы,

Для Матрёшки, только слова в этих телеграммах растерялись, не все

Конечно, кое-что осталось. И задача каждой деревни – восстановить эти

Поздравительные телеграммы.

Конкурс «ТЕЛЕГРАММА ДЛЯ МАТРЁШКИ».

Вед. Матрёна, я ведь совсем забыла ещё об одной русской традиции, ведь в

Старину ни одного праздника не проходило без песен и хороводов, а

Ещё устраивались состязания в пении, кто кого перепоёт, да чей

Гармонист переиграет.

М-ка . Ну, с гармонистами у нас дефицит, а вот петь деревня на деревню, да

Кто громче и дружнее, я думаю ребята смогут.

Конкурс «ЧАСТУШКИ».

М-ка. Молодцы, ребята. Со всеми моими заданиями справились, и осталось у

Меня для вас последнее задание с сюрпризом. Но постараться нужно

Нашим деревням всем вместе. В этом зале спрятаны буквы, которые

Вам нужно будет найти и сложить из них не просто одно слово, а

Несколько. Слова эти разного цвета, например, одно слово из синих

Букв, другое – из красных. И когда вы их сложите, должны будете

Игра «СПРЯТАННОЕ УГОЩЕНИЕ».

Слова: «УГОЩЕНИЕ», «СПРЯТАНЫ», «ВАНЯ».

Ребят угощают найденным угощением, объявляют результаты игры, раздают карточки. Прощаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

_______________________________________________________

ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.

______________________________________________

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИТЬ И РЫБКУ

ИЗ ПРУДА.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.

С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ ОТ ТОГО И НАБЕРЁШЬСЯ.

НА БЕЗРЫБЬЕ И РАК РЫБА.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ.

МЯГКО СТЕЛЕШЬ ЖЁСТКО СПАТЬ.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

___________________________________________________

ЛЕС РУБЯТ ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.

НА ВОРЕ И ШАПКА ГОРИТ.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ

ВОЗИТЬ.

РАБОТА НЕ ВОЛК В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ.

Программу разработала Карташова О.В.


Действующие лица:

Егор;
Акулина;
Варвара;
Лукерья.

Участники: дети младшего возраста.

Место проведения: актовый зал, класс, аудитория, лужайка, двор.
Под частушечную мелодию появляются Акулина и Егор, у которого в руках баян. Они приплясывают и поют.
Егор: Это что же за деревня,
Это что же за село?
Собралось народу много И гуляют весело?!
Акулина: Принимайте в гости нас,
Веселее станет враз!
Мы сыграем и споём Вместе с вами и вдвоём!
Егор: Угощенья нам не надо,
Стол накрытый ни к чему.
Кто танцует до упаду,
Кто выходит на игру!
Акулина: Здравствуйте, дорогие! Рады побывать у вас в гостях. Долго мы собирались да наряжались. Вот какие наряды нашлись в старинном-то сундуке. А вы хотите заглянуть в такой сундучок? Давайте-ка попробуем да поглядим, что получится.
Мальчики и девочки открывают воображаемые сундучки и «наряжаются».
Егор: Вот и молодцы, хороши ребята и девчата!
Теперь самое время станцевать нам барыню, барыню-сударыню!
Танец «Барыня».
Акулина: Сорока стрекочет — ещё гостей пророчит!
Варвара и Лукерья (входят, поют):
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется!
Акулина: Давно мы вас, Варвара да Лукерья, поджидаем!
Егор: Без вас, красавицы, праздник уж начинаем.
Лукерья: Вот и мы!
Варвара: Милому гостю хозяева рады.
Лукерья: Да-да! Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что в гостях.
Акулина: У вас слово всегда готово.
Лукерья: А язык-то без костей: что хочет, то и лопочет.
Акулина: А ну-ка, коль язык-то без костей — распотешьте-ка детей!

Варвара и Лукерья устраивают розыгрыши среди зрителей.

Лукерья (разглядывает сидящего): Смотри! У тебя под ногами-то грязь! Да что ж ты кланяешься мне, я ведь тебе не князь.
Варвара (подходит к другому): Скажи: «Баня!» (зритель говорит). Тебя лю¬бит Ваня! (Обращается к другому). Сколько будет сто да сто? (Двести.) Голова твоя в тесте!
Лукерья (поднимает кого-нибудь из зрителей): Я буду рассказывать, а ты повторяй: «И я тоже». Пошла я в лес! (И я тоже). Срубила дерево! (И я тоже). Вырубила корыто! (И я тоже). Налила туда корма! (И я тоже). Стали поросятки хлебать. (И я тоже). А ты разве поросёночек?
Варвара (поднимает другого зрителя): Отгадай загадку: Немец-перец- Пощипай ехали на лодке! Немец-Перец утонул, кто остался в лодке? (Пощи-пай). Ах, тебя пощипать?! Пожалуйста! (В шутку щиплет).
Лукерья (вызывает одного из детей): Ты говори за мной: «Ну!».
Посадил дед в подполе репу. (Ну!).
Репа выросла большая, до полу. (Ну!).
Дед прорубил пол. (Ну!)
Репа росла-росла и выросла до крыши. (Ну!).
Дед прорубил крышу. (Ну!).
Репа росла-росла и выросла до неба. (Ну!).
Стал дед дёргать репу. (Ну!).
Дёргал-дёргал — выдернуть не может! (Ну!).
А внучка велела дать щелбана тому,
Кто говорит всё время «ну!».
Акулина: Да ну вас, Лукерья да Варвара! (обращается к детям).
Отгадайте-ка загадку.
Едут-едут ребятишки
На лошадках и на мишках,
На верблюдах и на пони,
И друг друга не догонят!
Что это? Правильно, веселая карусель! Начинаем игру «Карусель».



Раз-два, раз-два — нам других катать пора!
Дети меняются местами: кто «катался», становится в круг, взявшись за руки. Каждый из тех, кто раньше был в круге, кладет правую руку на сце¬пленные руки каждой пары в кругу.
Закружились еле-еле расписные карусели,
А потом, потом, потом — всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите — карусель остановите.
Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра!
Акулина: Сорока стрекочет, опять гостей пророчит!
Это Матрёшка с Ермошкой. Запоздали немножко.
Долгожданных гостей милости просим,
Да частушки спеть попросим!
На сцену приглашают девочку и мальчика из числа зрителей, перед ними держат «портреты» Ермошки и Матрешки с отверстиями для лица. Под фо-нограмму участники «поют» частушки.
Хватит, милый, задаваться И махать картузиком.
Всё равно играть не буду С тобою, карапузиком!
Ах ты, милая моя,
Ах ты, ласковая!
Все конфеты из кармана Повытаскивала!
Ах ты, миленький мой,
Разве я их ела?
Сорок штучек проглотила,
Больше не хотела!
Милка в городе была,
Себе кудри завила.
Триста долларов содрали,
Стала хуже, чем была!
Акулина благодарит детей за выступление, они садятся на свои места.
Акулина: А вот это, ребятки, да не чудо ли?
Было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда докучные сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти докучные сказки собирала.
И вот одну из них достала.
На горушке избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи, жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочало достала…
Не начать ли сказку сначала?
Акулина передает «мочало» Варваре, та повторяет все ее слова и переда¬ет «эстафетную палочку» кому-нибудь из ребят — повторение «бесконечной» сказки продолжается несколько раз в убыстренном темпе.

Лукерья: (заканчивает игру). Бабушка Ненила рыбку ловила. Уловила ка-рася! Вот и сказка вся!
Акулина: А теперь, ребята, мы с вами споём и станцуем вместе. Когда я буду петь: «Ай дили-дили-диди!», вы поднимаете руки вверх и крутите ладош-ками, как фонариками, мне подпевая. А кого я по имени назову, тот выходит в круг. Ай дили-дили-диди! Где вы Мишу видели?
Варвара: Заглянули в огород — Миша пляшет у ворот!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Олю видели?
Варвара: Заглянули в зелен сад — Оля щиплет виноград!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Свету видели?
Варвара: Заглянули под крылец — грызёт Света огурец!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Сашку вы не видели?
Варвара: На полянке у колодца Сашка с курицей дерётся!
Вместе: Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу! Не кружися на лугу,
На лугу-то лужица, голова закружится!
Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь!
Кружатся вместе с детьми.
Акулина: А теперь мы весь народ приглашаем в хоровод!
Начинается хоровод со всеми зрителями под мелодию «Во саду ли, в огороде».
Егор: Ну что ж, спасибо вам, ребята! Рады были побывать у вас в гостях! Лукерья: Добрый гость долго не засиживается!
Варвара: Спасибо этому дому — пойдём к другому!
Акулина: Любишь по гостям ходить, люби и гостей принимать! Приглашаем вас к нам!
Все: До свидания!

М. Костерина

Post Views: 1 714

«Посиделки на новый лад» -

театрализованная игровая программа из 6-ти русских народных игр разной подвижности, связанных единой сюжетной линией.

Цель программы: формирование у детей интереса к фольклорным традициям русского народа.

Задачи программы: - знакомство с некоторыми русскими играми;

Развитие в игре личностных качеств: реакции, ловкости, смелости, выдержки, самоконтроля;

Формирование навыков игрового общения по принципу «умеешь сам – научи товарищей».

Аудитория: дети 8-11 лет (не более 25 человек).

Действующие лица: Любушка,

Аннушка – девочки 10-12 лет

Одеты в русские народные костюмы.

Ведущая «перевоплощается» в тётушку Арину в ходе программы (накидывает на плечи яркий платок).

Место проведения: просторное помещение, стилизованное под русскую избу (скамьи, окна с занавесками, элементы интерьера). Пол не должен быть скользким.

Реквизит: сундучок, лапоть, колечко, деревянная скалка или гладко оструганная палка длиной 50 см., полешки с ровным спилом высотой 30 см.(5шт.), глиняный горшочек, леденцы, сувениры – сундучки с описанием игр по количеству играющих.

Длительность программы : 30 минут

Музыкальное сопровождение : фонограммы русских народных плясовых мелодий или «живое» музыкальное сопровождение.

Литературный сценарий

Игровая площадка оформлена элементами интерьера русской избы (декорации могут крепиться на ширме). У стены – скамья, покрытая домотканым половичком, на ней – сундучок. Остальные предметы для игр разложены в произвольном порядке. Середина площадки свободна, зрители располагаются по периметру.

Выбегают две девочки в русских костюмах и, не замечая зрителей, «репетируют» свой текст.

Люба: Эй, девчонки!

Аня: Эй, мальчишки!

Люба: Все за нами!

Аня: Все вприпрыжку!

Люба: Будем играть до упаду

Аня: Тридцать минут кряду.

Люба: А игры у нас новомодные

Вместе: Русские народные!

Аня: (замечает детей) Ой , Любушка, смотри, ребята и вправду пришли. (Показывает на зрителей)

Люба: (Удивлённо) Ребята, а ведь мы только репетируем…

Аня: Приходите лучше завтра. Или послезавтра!

(девочки собираются уйти, но вдруг натыкаются на ведущую, которая выходит им навстречу)

Ведущая: Гости на двор – а мы со двора?! Что случилось, девицы - красавицы?

Девочки: Мы репетируем…посиделки…на новый лад, а ребята пришли.

Ведущая: Посиделки? Интересно. И как же вас сегодня звать – величать? Аня: Аннушка.

Люба: Любушка.

Ведущая: Тогда я буду (накидывает на плечи яркий платок) тётушкой Ариной. (Обращается к зрителям) Здравствуйте, гости дорогие, званные, желанные! Покажете удаль свою в играх да забавах?

Дети: Да!

Арина: Вот и замечательно! (к девочкам) А как играть сегодня будем?

Любушка: Так играли ещё в старину, когда человек не летал на луну,

А ездили все на лошадях и на праздник приходили в лаптях.

Аннушка: Песни пели, хороводы водили. Вобщем, весело наши прапрадеды жили.

Любушка: И нам завещали, чтобы мы русских игр не забывали.

Аккуратно их в сундучок сложили, Вот они до наших дней и дожили.

Арина: Давайте-ка сундучок откроем, поглядим, что же в нём такое.

(Открывает сундучок, а в нём ничего нет) Вот так раз! Игры затеяли, а сундучок не собрали?

Девочки: Мы не успели……

Арина: Не горюйте! Сейчас вместе что-нибудь придумаем. Поищем в нашей горнице то, с чем поиграть можно.

Любушка: Нет здесь ничего подходящего.

Арина: Вот и не правда! Первая игра на вас из-под лавки глядит.

Аннушка: Лапоть? Он же один (берёт в руки лапоть)

Арина: Чтобы поиграть, нам и одного хватит. Добры молодцы, красны девицы, вы прыгать умеете?

Дети: Да!

Арина: Не сомневаюсь! Да только выше лаптя не всякий прыгнет. Не верите? Давайте проверим. В круг становитесь, за руки не беритесь. Держи, Любушка, лапоть за бечеву, да крути так, чтобы он у ребят под ногами скользил. А вы, друзья мои, старайтесь подпрыгнуть вовремя. Кого лапоть заденет – тот из игры выйдет.

Описание игры « КТО ВЫШЕ ЛАПТЯ ПРЫГНЕТ»: дети стоят в кругу. В центре – водящий. Он крутит лапоть на бечеве, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапоть скользил по полу под ногами играющих. Дети подпрыгивают на месте в тот момент, когда лапоть оказывается рядом с ними. Из игры выходит тот, кого задел лапоть. Играют до тех пор, пока в кругу не останется самый ловкий. Он и будет крутить лапоть.

Арина: Ай – да молодцы. Да только одна игра – не потеха. Посидите, отдохните. А лапоток мы положим в сундучок.

Любушка: Что это у тебя, Аннушка, вид такой загадочный?

Аннушка: Я придумала, с чем ещё поиграть можно.

Любушка: С чем?

Аннушка: Угадайте!

Бежит речка, течёт речка,

Сняла с пальца я…..

Любушка: Колечко?!

Аннушка: Да, в колечко и поиграем. Ребята, сложите руки лодочкой.

В чьи-то руки я колечко незаметно положу,

Ну, а вы секрет храните,

Пока вам я не скажу:

Колечко - колечко, выйди на крылечко!

Тот, у кого кольцо, должен ко мне бежать.

А те, кто рядом сидят, постарайтесь его удержать.

Не удержите - быть ему «водой».

Арина: Даже если вам колечко не положат, ладони не раскрывайте, пока Аннушка слова не скажет. А чтобы веселее было, мы песенку споём. Она простая, вот какая:

Разыгрался Иванушка

Возле белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня.

Кто смеётся у того, у того,

Говорите про него, про него.

Описание игры «КОЛЕЧКО»: дети сидят полукругом, ладони правой и левой рук сложены «лодочкой» Водящий в сомкнутых ладонях держит колечко. Его задача – незаметно передать кольцо одному из детей так, чтобы другие об этом не догадались. Для этого водящий проходит вдоль играющих и имитирует передачу колечка каждому. После этого отходит от игроков на расстояние 4-6ти шагов и произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, в чьих руках оказалось кольцо, должен добежать до водящего и коснуться его рукой. Тогда он становится «водой». А те, кто сидит рядом с ним, должны постараться удержать его. Если удержат, водящий остаётся прежним.

Правила: 1. Нельзя выбегать раньше слов водящего.

2. Нельзя ловить тем, кто не сидит рядом.

Арина: Как видите, не просто с колечком добежать до крылечка. И мы аплодируем самым быстрым.

Любушка: А я хочу играть по – другому!

Моя игра понравится любому.

Я буду…. змеёй («оживляет» тряпичный поясок)

Кто смелый, тот будет играть со мной!

Представьте, что я-змеиная голова. Я буду подходить к вам и

спрашивать: «Хочешь быть моим хвостом?» Если вы согласны, отвечайте: «Да, конечно же, хочу.»

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом? (обращается к Аннушке)

Аннушка: Да, конечно же хочу!

Описание игры «ЗМЕЯ»: водящий поочередно подходит то к одному, то к другому сидящему и спрашивает: «хочешь быть моим хвостом?», если в ответ звучит: «да, конечно же, хочу!», то водящий предлагает встать за ним и крепко держаться за пояс (талию). Таким образом, набирается «змея» из 6 – 8 человек. Первый – голова, последний – хвост. По команде «лови!»

голова ловит хвост. Если поймает, он становится головой. Игра продолжается, пока змея не «разорвется» (кто-либо не удержится и расцепит руки).

Арина: Пока мы хвост змеиный ловили,

Про сундучок-то и забыли. Давайте положим в него колечко и поясок, похожий на змею.

(Девочки убирают атрибуты в сундучок)

Арина: (берёт в руки скалку, лежащую на скамье) А кто это брал мою скалку и на место не положил?

Аннушка: А зачем её убирать, давайте и со скалкой игру придумаем!

Арина: Что ж, попробуйте.

Любушка: Можно кинуть, кто дальше, можно кегли сбить.

Аннушка: А можно и кого-нибудь поколотить.

Арина: Конечно, можно.

А что, если поставить её на ладошку (показывает) И попробовать подержать – кто дольше?

Аннушка: Можно я попробую? (берёт)

Арина: А мы все вместе скажем такие слова:

Калечина – малечина,

Сколько часов до вечера?

А теперь посчитаем:

Раз, два, три…..

Ну-ка, кто сумеет дольше

Продержать скалку на ладошке?

Описание игры «КАЛЕЧИНА-МАЛЕЧИНА»: гладко оструганная палка ставится на раскрытую ладонь. После слов «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» играющий старается как можно дольше продержать ее, не уронив. Это упражнение развивает глазомер и умение управлять своим телом.

Любушка: А я до ста продержу!(пробует держать, но роняет)

Аннушка: Эх ты, каши мало ела!(Любушка обиженно

отворачивается) Люба, чего губы надула?

Любушка: Каши хочу!

Аннушка: Возьми да свари!

Любушка: Горшок разбила.

Аннушка: Сходи на базар да купи!

Любушка: Денег нет.

Аннушка: А сегодня горшки не продают, а просто так отдают!

Любушка: Да ну?!

Аннушка: За шильце, за мыльце, за белое полотенце!

Любушка: Так это же наша любимая игра «Горшки»!

Арина: И ребятам она тоже понравится. (Арина берёт в руки глиняный горшочек) В глиняных горшочках хранили раньше сметану, масло, кашу. А продавали горшки на базаре. Торговали ими кумовья да кумушки. Вот так мы с вами сейчас и поиграем: кто-то будет горшочком, а кто-то продавцом, кумом или кумушкой.

Любушка : Ребята, встанем в круг.

Аннушка: Сейчас я вас рассчитаю (обходит круг, называя детей по очереди: кум, горшок, кума, горшок и т.д.)

Те, кого я назвала горшком, присядьте, пожалуйста.

А тот, кто кум или кума встаньте за горшок.

Любушка: Я буду покупателем и выберу самый красивый горшок.

Арина: Продавцы, нахваливайте свой товар!

(Аннушка выступает в роли продавца. Любушка, обойдя круг, обращается к ней со словами):

Любушка: Кум, продай горшок!

Аннушка: Что за него дашь?

Любушка: Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

Аннушка: По рукам! А теперь побежим в разные стороны по кругу. Кто скорее до горшка дотронется, тот становится его хозяином. А проигравший пойдёт по базару, чтоб найти себе новый горшок. По рукам? (Аннушка и Любушка, ударив друг друга по ладошке, бегут по кругу наперегонки).

Описание игры «ГОРШКИ»: Играющие делятся на пары. В паре один-кум (кума), другой-горшок. Горшки рассаживаются на корточках по кругу. Кумовья (они-продавцы) встают за своим горшком лицом в круг. Водящий-покупатель. Он ходит за кругом, выбирая горшок. Выбрав, начинает диалог с продавцом:

Кум, продай горшок!

Что дашь?

Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

По рукам.

Покупатель и продавец бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Обежав круг, стараются коснуться горшка. Кто опоздал, становится покупателем и идет выбирать горшок. Если прибежали одновременно, соревнование в беге повторяется.

Арина: Молодцы! Базар закрывается, потому, что новая игра начинается. (Берёт в руки полешки)

Аннушка: Наша новая игра называется «Дрова»?

Арина: Не дрова, а полешки. Расставляй-ка их без спешки.

Играть в неё мы приглашаем сильных и выносливых ребят.

(выбирают 10-12 человек).

Любушка: Нужно крепко держаться за руки и стараться не сбить полешки. Зато других можно подталкивать в круг. Кто собьет полешко выходит из игры. Расцепишь руки – тоже из игры выходишь.

Готовы?

Описание игры “ПОЛЕШКИ” : Играющие становятся в круг, крепко держась за руки. В центре круга, на полу, расставлены 5-7 поленьев. Начиная игру, дети разбегаются по кругу, затем начинают, не размыкая рук, подталкивать друг друга в сторону поленьев. Тот, кто полено уронит, из игры выходит. Если кто-то расцепит руки-из игры выходят двое. Соревнование продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся один-два самых ловких.

Арина: Давайте поаплодируем победителю! В этой игре самым сильным и ловким оказался (спросить имя). Молодцы, ребята. А каждому молодцу да с огорода бы по огурцу. Только пока вы на нас глядели, огурцы в огороде зайцы съели.

Аннушка: (складывая полешки в сундучок) Смотрите: в сундучке места свободного не осталось!

Арина: Значит, пора нам заканчивать посиделки

Любушка: А игры пускай теперь в сундучке живут.

Арина: Пусть живут, а вы в них почаще играйте. Мы и ребятам подарим по маленькому сундучку с играми, а в добавок старинное русское лакомство – леденцы на палочке. (Девочки выносят подарки).

Любушка: Мы сегодня поиграли

Игры новые узнали.

Аннушка: Все ребята молодцы

Ловкачи и удальцы.

Аннушка: Скажем сундучку «спасибо»

Мы ещё играть могли бы.

Только правило у нас: Вместе: Делу время, а потехе час.

Всем участникам программы дарятся конфеты-леденцы и сувениры – сундучки с вложенным в них описанием игр.

Любушка: Так давайте на прощанье скажем дружно: «До свиданья!»

Арина: А всем зрителям спасибо за внимание.

Хозяева провожают гостей.

Литература

1. Метелягин А.С Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры, ПИПКРО, Псков, 1995.

2. Покровский Е.А Детские игры: Преимущественно русские. Москва, Терра, 1997.

3. Уланова Л.С Праздничный венок. Москва, Сфера, 2001.

4. Шмаков С.А Нетрадиционные праздники в школе. Москва, Новая школа, 1997.