Методы философии. Диалектика и метафизика

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики»

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты - революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и законы.

Термин «категория» (от греч. категория - высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.

ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения.

Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон - ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие.

ТОЖДЕСТВО - это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

РАЗЛИЧИЕ характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. д.

Отношение между противоположностями есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

МЕТАФИЗИКА ДИАЛЕКТИКА
Есть замкнутый метод теоретического постижения бытия, в котором все возвращается к своей противоположности, обуславливая собой универсальный цикличный характер развития мира. Есть открытый метод теоретического постижения бытия, в котором внутренние противоречия становятся источником и движущей силой развития системы к новым формам своего существования.
Опирается на умозрительные принципы, которые по характеру своей масштабности не могут быть проверены на опыте , оттого в метафизике критерием истинности выступает дедуктивно полученный постулат, догма, аксиома (принимается на веру) Опирается на универсальные законы, истинность которых подтверждается опытным путем , поэтому в диалектике критерием истинности выступает практика, которая основана на индуктивном методе изучения действительности.
Тип связи между частью и целым: эманация Тип связи между частью и целым: эволюция

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (тезис, антитезис, синтез)

Диалектика – наука о всеобщих связях и явлениях материального мира и наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Объективный идеализм – Гегель, Фихте (развив. Бог)

Научный материализм – Маркс, Энгельс

Субъективный идеализм – Кант (индивидуальное сознание объекта)

Стихийный материализм – Шеллинг (по такому принципу развивается природа)

Каждый из них утверждает, что по диалектическому принципу.

В любой философии есть 4 направления (объективный идеализм, научный материализм, субъективный идеализм, стихийный материализм).

Кант→Гегель→Маркс

Тезис-антитезис-синтез

Субъективный идеал., объективн.идеал., научн.матер.

I)Кант - тезис

Сторонник субъективного идеализма

Мир непознаваем, субъект познает законы внутри своего разума и экстраполирует их во внешний мир, думает что они находятся в мире. В мире законов нет, те законы, которые мы приписываем миру, рождаются внутри нашего сознания. Мир – вещь в себе.



Априорные формы познания

Тезис – антитезис – синтез обладает субъект внутри рассудка.

Воображение бессознательно для субъекта соединяет априорные формы чувственности с априорными формами рассудка, в результате рождается закон в сознании человека, который человек экстраполирует в мир.

Априр. Формы чувственности и априр. Формы рассудка

рождается наука

II) Гегеля – антитезис философии Канта.

Диалектически мыслит. Бог тождественен мировому разуму

Бог разворачивает себя через Т-А-С, в результате рождается великая мировая культура. Бог смотрится в себя как в зеркале, в культуре он себя воплотил. Он доволен и сворачивается назад. Мир конечен. Люди инструменты в руках Бога.

1) Те, кто знают, что они инструменты и выполняют то, что задумал Бог – проницательные люди.

2) Те, которые думают, что они творят сами – непроницательные.

Т – А – С – проявление Бога.

III) Диалектика Маркса – Синтез Гегеля и Канта

Диалектически развивается не бог, а материя, весь материальный мир развивается диалектически.

Конфликт – источник развития.

Коммунизм – неестественное существование общества.

Законы диалектика

  1. Единства и борьбы противоположностей
  2. Отрицание отрицания (закон двойного диалектического отрицания)
  3. Переход количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей гласит:

Развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единой реальности на взаимодействие противоположных сил, отношения между которыми составляют внутренний импульс их развития.

Пока мудрец растет в нем происходит конфликт знания и незнания.

Закон отрицания отрицания гласит:

В процессе развития каждой последующей состояние системы повторяет предыдущее только на ином уровне развития, т.е. на более высоком или низком, при этом само развитие приобретает форму спирали.

Человек обладает мировоззрением в школе, институте, но оно меняется, а человек остается собой.

Мировоззрение отрицает предыдущее – тем самым развиваясь.

Мудрец: ----------- деньги, власть- сила, здоровье – знание источник развития его личности, но оно перестает его интересовать, главное – бессмертие его души.

Закон перехода количества в качество гласит:

В процессе развития существенные характеристики системы претерпевают количественные изменения, что ведет к новому качеству, а новое качество претерпевает новые количественные изменения, в результате чего старое качество изменяется на новое и т.д.

Человек: детство – юность – зрелость - старость.

Качество отражает внутреннее состояние системы, а количество – внешнее состояние. Одновременно отражает внутренние и внешние характеристики системы - мера. Мера является интегральной характеристикой системы.

С т.з. диалектики весь мир развивается диалектически (по спирали)

Для современного человека представление о развитии мира является необходимой составляющей его мировоззрения. Но выработать целостное теоретическое представление о мире, который постоянно развивается и изменяется, достаточно трудная задача. Эту задачу философы решали на протяжении двух с половиной тысяч лет, в ходе которых формировалась и разрабатывалась теория развития, которая получила название диалектики .

Слово «диалектика» (от греч. dialektike – искусство вести беседу) имеет много общего со словом «диалог» (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими людьми). Сначала диалектику понимали как искусство вести беседу, имея в виду дискуссию, направленную на взаимно заинтересованное обсуждение проблемы путем столкновения противоположных мыслей, взглядов. Такую беседу любил вести Сократ ради достижения истины. Считалось, что диалектик – это человек, который умеет спрашивать и отвечать.

Позже древние мыслители заметили, что противоречивость и изменчивость проявляется не только в мыслях, но и в реальном бытии. В истории философии выделяют три исторические формы диалектики .

Первая историческая форма диалектики – стихийная диалектика древних мыслителей. Она отражала зарождающиеся представления об изменчивости мира, его развитии. Ее представителем был Гераклит . Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока реки, в которую нельзя «войти дважды». Самая главная заслуга Гераклита заключается в том, что он указал на источник развития, которым является борьба противоположностей. В изменяющемся мире со временем все теряет бывшие черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным, переходит одно в другое холодное и горячее, живое и мертвое и т.д. В этих рассуждениях Гераклита были сформулированы основы диалектики в современном ее понимании.

Второй исторической формой диалектики стала идеалистическая диалектика Гегеля. В ней развитие мира представлялось как процесс развития абсолютной идеи, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии. Он первым разработал законы и категории диалектики как формы человеческого мышления. Диалектика Гегеля отражала не объективную реальность, а ее осмысление, в котором она находима свое отражение. Для философии Гегеля характерно противоречие между методом и системой.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика , возникновение которой было обусловлено развитием научного познания. К.Маркс и Ф.Энгельс попытались сделать новый шаг – соединить материализм и диалектику. Эта диалектика вобрала в себя выдающиеся открытия XIX века, а именно: открытие закона сохранения и превращения энергии, создание клеточной теории и эволюционную теорию Дарвина. Данные научные открытия дали возможность раскрыть механизм развития мира. В создании этой формы диалектики существенную роль сыграло открытие Марксом материалистического понимания истории, благодаря чему удалось осуществить синтез диалектики не только с материализмом, но и гуманизмом. Материалистическая диалектика стала не только методом познания, но и философской теорией развития. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, а с точки зрения решения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной .

Объективная диалектика – это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Субъективная диалектика – это диалектика мышления субъекта и познания им объективного мира. Субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по содержанию (в них общим является содержание – единая диалектическая закономерность развития действительности). В то же время он различаются по форме, поскольку мышление имеет свои особенности по сравнению с другими областями действительности. Объективная диалектика отражается в мышлении в субъективной, идеальной форме.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. «altternative» - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними. Альтернативами диалектики являются: метафизика, догматизм, софистика и эклектика .

Метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия предметов, а процесс развития представлен односторонне, как количественное увеличение объектов без их качественного изменения. Понятие «метафизический» происходит от греческого слова «мета» (после) и «физюс» (природа) и обозначает: размышления после изучения природы. Это понятие было введено Аристотелем и имеет в философии два значения : первое – философия , второе – антидиалектический метод познания .

Метафизический метод познани я был обусловлен начальным состоянием естествознания, которое рассматривало природу как разделенную на отдельные, не связанные между собой части. Обоснование этого метода дали Ф.Бэкон и Дж.Локк.

Метафизика имеет следующие исторические формы.

Первой исторической формой метафизики была метафизика XVII-XVIII вв., главной чертой которой был классический механицизм (сведение всех форм движения к механической). Именно эту форму метафизики Г.Гегель определил как антидиалектику.

Второй исторической формой метафизики стала «неометафизика» , которая имеет две разновидности: творческий эволюционизм (признает в развитии только скачки – качественные изменения) и плоский эволюционизм (отрицает скачки в развитии, признает только количественные изменения). Неометафизика вынуждена была признать объективное развитие, но не способна была раскрыть диалектическое единство количественных и качественных форм развития.

Одним из негативных проявлений метафизического способа мышления является догматизм . Это способ усвоения и использования знаний, в котором то или иное положение воспринимаются как окончательная истина, как догма, используется без учета конкретных условий жизни.

Альтернативой диалектики является также эклектика (от греч. eklektikos – тот, кто выбирает) – это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элементов.

В философии исторически сложились два различных понимания бытия и сознания - диалектическое и метафизическое.

Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, нахо­дящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источни­ком этого процесса признается присущая им внутренняя противо­речивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектический взгляд лишь более или менее точно отражает ее в теории.

В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход искажает объективную диалектику и фак­тически отрицает ее, тяготея, к построению однозначной, статич­ной и умозрительной картины мира. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкова­ние. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях, что логически приводит к теологической идее творения мира.

Как диалектика, так и метафизика имеют свою многовековую историю. Слово «диалектика» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает искусство вести спор, поле­мику. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем столкнове­ния противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применя­ется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенст­вованием способности последовательно, логично мыслить. Среди диалектических умов Древней Греции, акцентировавших свое вни-

мание на диалектической сущности бытия, В. И. Ленин особо выделял Гераклита, который доказывал, что мир, бытие находится в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой про­тивоположных начал. Древнегреческим философам принадлежит огромная заслуга в создании исторически первой, наивной формы диалектики.

Более совершенный вид диалектика обрела в немецкой класси­ческой философии, особенно в философии Гегеля, который сформу­лировал основные диалектические законы, гениально угадав в диа­лектике понятий диалектику вещей ". Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения...» 2 . Но Гегель был объективным идеалистом. Развитие трактовалось им как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. В понятии он находил высший расцвет и бытия и сущ­ности. В итоге понятие у Гегеля выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.


Идеализм Гегеля резко критиковали русские революционные демократы, прежде всего В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чер­нышевский, которые сделали серьезную попытку материалистиче­ского осмысления диалектики.

Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К. Марк­са, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, благодаря которым она стала дей­ствительной наукой, изучающей наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.

Метафизические воззрения зародились также в античной фи­лософии. Еще в VI-V веках до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, Зенона и других содержались попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными 3 . Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии Нового времени, которая испытывала ог­ромное влияние естествознания, достигшего в эту эпоху выдающих­ся успехов, особенно в математике и механике. Осуществляемое естественными науками расчленение единой природы на состав-

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 178.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23.

С термином «метафизика» такое понимание состояния мира тогда не свя­зывалось. Этот термин ввел в философию систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». «Метафизика» - буквально «после физики». Следуя этой традиции, с первых веков нашей эры словом «метафизика» стали обозначать философские учения о недоступных органам чувств (сверхчувственных) и лишь разумом (умо­зрительно) постигаемых началах всего сущего.

ные части и изучение их порознь, будучи необходимой стороной общего познавательного процесса, формировало у исследователей привычку рассматривать эти составные части, вещи и процессы в их обособленности, вне общей связи, движения и развития. «Пере­несенный... из естествознания в философию, этот способ понима­ния создал специфическую ограниченность последних столетий - метафизический способ мышления», - писал Ф. Энгельс. Ограни­ченность этого метода была подвергнута основательной критике с позиций идеалистической диалектики Гегелем. К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрыв несостоятельность метафизического образа мышления, противопоставили ему материалистическую диалектику.

Диалектико-материалистическая философия явилась в извест­ном смысле диалектическим отрицанием всей предшествующей философской мысли. Это нашло свое отражение и в трактовке ею своего собственного предмета. Она отвергла как ненаучные претензии домарксистской философии на создание завершенной умозрительной картины мира, разрушив тем самым прежнее тра­диционное основание для понимания философии в качестве «науки наук». Объектом философского исследования она считает развиваю­щуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления...» 2 .

Сконцентрировав внимание на изучении материального бытия, сознания и присущих им всеобщих законов, марксистско-ленинская философия дает последовательно научное решение вопроса об от­ношении сознания к бытию, мышления к материи, то есть основного вопроса философии. Материю и сознание, а также их взаимоотно­шение она трактует как развивающиеся, подчиняющиеся общим диалектическим законам. Поэтому марксистско-ленинскую фило­софию часто характеризуют как науку, изучающую законы взаимо­связи материи и сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и на их основе разрабатывающую мировоззрение и метод познания и революционного преобразова­ния действительности.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 21. ! Там же, т. 21, с. 302.

5. Марксистско-ленинская философия и частные науки

Философия и частные науки - естественные, технические, гуманитарные - развиваются в неразрывной связи друг с другом. Что же дает диалектике-материалистическая философия этим наукам?

При рассмотрении процесса развития теоретического знания в любой научной дисциплине следует помнить, что науку двигают не какие-то абстрактные существа, а люди, живущие в обществе, с присущими ему экономическими отношениями и политическими порядками. Ученый, если даже он работает над сугубо теоретиче­скими проблемами, например в области элементарных частиц или космологии, в течение всей своей жизни оказывается вовлеченным (порою помимо его воли и желания) в водоворот событий, проис­ходящих в обществе.

Марксистско-ленинская философия дает деятелям науки вер­ный ориентир для оценки социальных явлений, определяет точ­ные, научно обоснованные цели, которыми они призваны руковод­ствоваться в своей профессиональной и общественной деятельнос­ти. Марксистский гуманизм, его идеалы не могут не воодушевлять ученых на самоотверженный труд во имя мира, прогресса и процве­тания всего человечества. Но для этого нужно, чтобы они могли сознавать реальный социальный смысл новых научных открытий, видеть ближайшие и более отдаленные перспективы применения их на практике, в том числе воплощение их в новых технических устройствах, и, конечно, не в последнюю очередь глубоко понимать ведущие тенденции развития научных знаний в условиях научно-технической революции.

В наши дни, когда милитаристские круги Запада угрожают само­му существованию человеческой цивилизации, важно покончить с опасной тенденцией превращения науки в средство достижения антигуманных, преступных намерений империализма; здесь от активной социальной позиции научной интеллигенции зависят многое.

Марксистско-ленинская философия не только дает науке ясные мировоззренческие принципы, но и вооружает ее единственно пра­вильной общей методологией научного познания - материалисти­ческой диалектикой. Сознательное усвоение диалектических прин­ципов представителями частных наук - важнейшее обязательное условие прогресса науки, ибо диалектика является не просто каким-то инструментом теоретического поиска, а основополагающим мето­дом получения новых научных знаний.

Было бы неверно, однако, представлять дело так, что знаком­ство с содержанием законов и категорий материалистической

диалектики должно чуть ли не автоматически вести к разрешению любой научной проблемы. Механическое, нетворческое использова­ние диалектического подхода в научном исследовании ровным счетом ничего не дает. Необходимо делать соответствующие тео­ретические выводы на основе законов и категорий диалектики, формулировать принципиальные требования, правильно ориенти­рующие познавательную деятельность субъекта, и научиться их применять в процессе научного исследования. Только в этом слу­чае диалектика раскрывает свои огромные эвристические возмож­ности.

В последние годы все более значительной становится инте­грационная и коммуникативная роль марксистско-ленинской фи­лософии в научном познании. Ни в одной науке нельзя обойтись без таких понятий, как качество и сущность, случайность и возмож­ность, причина и противоречие. Материалистическая диалектика, разрабатывая общий для всех наук категориальный аппарат, тем са­мым содействует их сближению между собой, устанавливает связи между, казалось бы, совершенно далекими друг от друга частными дисциплинами и таким образом содействует в конечном счете их взаимному обогащению и развитию.

В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею союза диалектического материализма с естественными науками, филосо­фов-марксистов с естествоиспытателями. «...Без солидного фило­софского обоснования, - писал он, - никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который пред­ставлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материа­листом» . Коммунистическая партия Советского Союза и другие братские марксистско-ленинские партии последовательно проводят в жизнь это важнейшее философское завещание В. И. Ленина. Ныне с полным правом можно сказать, чтд в нашей стране, в стра­нах социалистического содружества сложился и все более крепнет союз философов, естествоиспытателей и ученых, работающих в различных областях гуманитарных наук.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 29-30.

  • 7. Философия 17-18 в.В., ее особенности, связь с развитием науки. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Фр. Бэкон, р. Декарт).
  • 8. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
  • 9. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм д. Юма.
  • 10. Французское Просвещение и философский материализм ху111 века.
  • 11. Классическая немецкая философия, ее своеобразие. Философия Им. Канта: учение о познании и этика.
  • 12. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».
  • 13. Антропологическая философия л. Фейербаха: критика религии, учение о человеке и обществе.
  • 14. Единство материализма и диалектики в философии марксизма. Марксистская философия в России. Развитие философии марксизма в хх веке.
  • 15.Своеобразие русской философии, этапы ее развития. Русская философия ху111 века: м.В.Ломоносов, а.Н. Радищев.
  • 16. Историософия п.Я. Чаадаева. Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • 17. Русская материалистическая философия х1х века: а.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • 18. Русская религиозная философия: философия всеединства в.С.Соловьева.
  • 19. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • 20. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • 21. Основные идеи философии постпозитивизма (Поппер, Кун, Фейерабенд).
  • 22. Философия а.Шопенгауэра. Ее развитие в философии жизни (ф.Ницше).
  • 23. Учение о бессознательном з.Фрейда. Неофрейдизм.
  • 24. Проблема человека в философии экзистенциализма.
  • 25. Герменевтика
  • 26. Постмодернизм в философии
  • 1. Бытие, его основные формы
  • 2. Проблема единства мира и ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм.
  • 5. Основные свойства бытия: движение, пространство, время, системность
  • 1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
  • 6. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Проблема человека и его свобода в философии.
  • 8. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.
  • 2. Истина и заблуждение: объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине. Проблема критериев истины.
  • 3. Философское понимание познания
  • 4. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  • 5. Понятие метода познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания.
  • 6. Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • 7. Категории единичного, общего и особенного, их роль в познании.
  • 8. Система, структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • 9. Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • 11. Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • 1. Понятие природы. Природа и общество, этапы их взаимодействия. Естественная и искусственная среда обитания.
  • 4. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • 5. Проблема сохранения человеческой индивидуальности
  • 6. Предназначение человека, смысл его жизни
  • 7. Общественное, индивидуальное, массовое сознание
  • 9. Нравственное сознание. Противоречивое единство морали и права, морального и правового сознания.
  • 8 . Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • 10. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • 11. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • 13. Цивилизация. Типы цивилизаций.
  • Наиболее известные подходы Формационный подход
  • Цивилизационный подход
  • 16. Понятие культуры, ее структура и функции. Культура и цивилизация.
  • 17. Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.
  • 18. Право и ценности
  • Моральная ценность права (моральность) права
  • 19.Понятие правовой культуры. Особенности правовой культуры России.
  • 20. Проблемы формирования правового общества в России.
  • Проблемы и пути формирования правового государства в России.
  • 6. Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.

    Всеобщие методы познания: метафизика и диалектика.

    Метафизика – мир нах-ся в статике, а не в динамике, иногда вообще отриц развитие. Хаар-но односторон-ть, абсолютиз-я отдельных объектов.

    Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противопол-тей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксир-ет подвижность, текучесть жизн процессов. Пик развития диалектики – Гегеля. Осн принципы деалектич метода:

    Объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности.

    Пр всесторонности выраж всеобщ связь всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осуществление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон

    Пр системности

    Пр историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является

    Принцип противоречия: выделяя противополож-е стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития.

    Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialektike techne – “искусство диалектики”) обозначалось искусство диалога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель, не поняв Д. Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытки мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа ) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслить только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества – в схоластики Д. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза, первый – в своей космогонии, второй – в учении о субстанции как о самопричине, дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, - противоречия в совр. ему общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии д. стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма видел в действительности не только предмет познания, но и рассматривал ее как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел – впервые после Декарта – идею развития в познании природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако Д. разума, по Канту, - иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в “Наукоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал связь этого движения и развития” (К. Маркс и Ф. Энгельс, т.20, с. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен). Истинно научное понимание Д. было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящий в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая Д. не только “онтологическое”, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Главной категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния.

    Материалистическая Д. представляет собой философский метод исследования природы и общества. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким.

    Метафизика Термин “М.” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин “М.” употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теология как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином “М.” применялся в равном значении термин “онтология”. У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. М. выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности у таких философов, как Хр. Вольф. Именно в этом смысле термин “М.” широко употребляется в современной буржуазной философии.

    В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

    Законы диалектики .

    1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали.

    2. Закон перехода количественных изменений в качественные данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть различенность каких-либо свойств – напр. цвет или звук). Количество не выражает сущности предмета, но лишь характеризует его выделенные свойства. Категория меры фиксирует строгую упорядоченность качественных и количественных параметров, где выход за их пределы означает уже переход в совсем другое качество. Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.

    3. Закон борьбы и единства противоположностей - данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом. Существуют различные виды разрешения противоречий: победа одного из них, снятие обоих в результате преобразования качества предмета, гармоничное взаимодействие.

    Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять 7: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть и целое, содержание и форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность.