Николай христианович бунге, российский государственный деятель, ученый-экономист. Бунге Николай Христианович: краткая биография Кто такой бунге н х

Николай Бунге был министром финансов в 1881 - 1886 гг. Он получил эту должность после того как трон наследовал Александр III. Бунге провел немало непопулярных реформ, из-за чего консервативная оппозиция добилась его отставки. Время показало, что курс, выбранный этим министром финансов, был верным.

Личность министра

Будущий министр финансов Бунге Николай Христианович родился 23 ноября 1823 года в семье врача. Он окончил юридический факультет в Киевском университете и после этого начал преподавательскую карьеру. По своим взглядам Бунге был либералом-западником и классическим «государственником».

Его убеждения отличались умеренностью, что пришлось очень кстати в эпоху Александра II. Юрист считал, что российское государство еще не готово принять конституцию. Задачу своего поколения Бунге Николай Христианович видел в постепенных пошаговых реформах, результат которых должен сказаться много лет спустя.

Переезд в столицу

Около тридцати лет профессор преподавал в Киевском университете. Он трижды становился ректором, одновременно с этим возглавляя отделение Государственного банка. В 1880 году Бунге Николай Христианович навсегда оставил Киев и переехал в Петербург. В столице он оказался по просьбе правительства. Власти срочно нужны были новые идеи, чтобы реформировать государство и смягчить общественную напряженность. В это время террор народовольцев и других радикалов достиг своего пика.

Что мог предложить государству Бунге Николай Христианович? На протяжении нескольких десятилетий он подготавливал собственную программу экономических преобразований. Она основывалась на богатом теоретическом фундаменте, подчерпнутом из опыта западных стран.

Идеи Бунге

Программа Бунге появилась в эпоху Великих реформ, однако к началу правления Александра III она пережила несколько редакций. После закономерного поражения России в финансист, как и другие либералы, возлагал надежды на развитие частной инициативы, которая должна была внести самый большой вклад в экономическое развитие страны. Эти чаяния во многом были вынужденными. У государства, потратившего огромные суммы на войну, просто не было средств на модернизацию России.

Наступившие реформы Александра II показали, в чем ошибался Бунге Николай Христианович. Краткая биография будущего министра похожа на биографии многих его умеренных либеральных соратников. Рост экономики в 60-х гг. не произошел бы без крупных дотаций государства. В стране чувствовался недостаток предпринимателей. Уже в 70-е гг. началась реакция. Государство вновь принялось за тотальное регулирование экономики. Прекращались выдачи железнодорожных концессий, сдерживались учреждения акционерных обществ, устанавливались высокие таможенные барьеры. С учетом всех этих особенностей переписывал свою программу Бунге Николай Христианович. Краткая биография этого человека и эволюция его взглядов типичны для той эпохи.

Назначение министром

1 марта 1881 года террористы убили Александра II, после чего к власти пришел его сын Новый государь принялся за кадровые ротации в правительстве. Именно тогда в 1881 году на должность министра финансов Российской империи был назначен Николай Христианович Бунге. Фото экономиста появилось во всех столичных газетах. Общественность ждала от него действий.

В течение пяти лет в качестве главы финансового ведомства Николай Бунге провел несколько крупных преобразований. Государство понизило для крестьян, перестроило налоговую систему, переведя ее на новую подоходную основу, и отменило В 1882 году был учрежден Крестьянский банк. На протяжении нескольких лет принимались первые акты рабочего законодательства.

Экономические преобразования

Николай Христианович Бунге, деятельность которого часто критиковалась, инициировал реформы, далеко не сразу принесшие положительные изменения в экономику России. Бюджет при этом министре оставался дефицитным, Казначейство никак не могло избавиться от долгов и т. д. И, тем не менее, государственный деятель Николай Христианович Бунге сделал много полезного для своей страны. Благодаря его программе таможенная служба России смогла защитить отечественных производителей от иностранной конкуренции, что привело к постепенному росту внутреннего предпринимательства. Перемены в налогообложении позволили казне накопить значительную финансовую базу. Позже она пошла на стимулирование промышленного роста.

Николай Христианович Бунге родился в эпоху крепкого рубля, когда национальная валюта не была так связана с внешним рынком, как в конце XIX века. Во время пребывания экономиста в должности министра ситуация кардинально отличалась от тех прежних порядков. Правительство сделало многое для того, чтобы стабилизировать курс рубля и перейти к золотому валютному стандарту. Эта реформа была закончена преемником Бунге Сергеем Витте.

Аграрная политика

Что сделал для российского крестьянства Николай Христианович Бунге? Министр финансов стремился к развитию рыночной экономики в селе, для чего было необходимо частное крестьянское землевладение. Бунге считал, что вмешательство государства должно быть минимальным и сводиться к защите интересов низших сословий, во многом продолжавших жить в бесправном положении по отношению к крупным и богатым собственникам. Экономист бы «народолюбцем» не только по причине своих либеральных взглядов, но и из-за насущного прагматизма. Программа министра была проста - помочь крестьянству, чтобы оно, окрепнув, помогло подняться стране.

В чем конкретно заключались меры, которые предпринял в аграрном вопросе Николай Христианович Бунге? Фото деревень без современного инвентаря и инфраструктуры заставили министра пойти на серьезные реформы. Он избавил сельское население от лишних налогов, в том числе от налога на соль. Крестьянство страдало от малоземелья и перенаселенности центральных губерний. Для разрешения этой проблемы была предложена программа по переселению деревенских жителей на пустующие окраины страны, природные условия которых прекрасно подходили для обработки земли и выращивания урожая.

Трудовое законодательство

Сложными были отношения государства не только с крестьянами, но и с рабочими. После отмены крепостного права в города хлынул мощный поток пролетариев, искавших лучшей доли на заводах и других предприятиях. Вопреки этому в России до сих пор не было систематизированного фабричного законодательства.

В 1884 году по инициативе Бунге был запрещен труд малолетних на крупных предприятиях. Государство установило нижний порог - 12 лет. Подростки до 15 лет могли работать не больше 8 часов в день. В 1885 году под запрет попал ночной труд женщин. Власть приняла всеобщие правила, регламентировавшие отношения работодателя и пролетариев. Эти нормы позволили значительно ограничить самоуправство и произвол фабрикантов. В то же время усилились репрессии против рабочих, участвовавших в стачках и забастовках. Исполнение правил проверялось специальной государственной инспекцией.

Национализация железных дорог

Министр финансов Николай Христианович Бунге, дата рождения которого совпала с периодом возникновения железных дорог в России, прекрасно отдавал себе отчет об их важности в жизни страны. В годы его руководства экономикой империи началась полноценная национализация этого хозяйства. В конце XIX века железные дороги также «огосударствливались» в Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Голландии и т. д. Проводя данную реформу, Бунге мог ориентироваться на схожий западный опыт.

Борьба с монополиями

Национализация была необходима для борьбы с монополистами, хищнически использовавшими это средство коммуникации. Общество единодушно требовало от властей покончить с дезорганизацией железных дорог. С этой целью была создана межведомственная комиссия. Чиновники министерства финансов играли в ней важную роль. Сам Бунге выступал против слишком поспешной передачи железных дорог государству. Министр регулярно писал в которых объяснял свой взгляд на проблему. Эти проекты отправлялись на самый верх и рассматривались самодержцем.

После краха концессионной системы государство вернулось к практике строительства железных дорог исключительно за казенный счет. Касательно уже введенных в эксплуатацию путей Бунге публично высказывался несколько раз приблизительно в одном и том же тоне. Свои доводы он повторил и незадолго до отставки. Министр считал, что Россия не могла в форсированных темпах отбирать железные дороги, как это делалось, например, в Германии, из-за того, что на государственной службе было недостаточно дипломированных специалистов.

Итоги деятельности

Оценивая результаты работы министра финансов, важно понимать, что российский государственный деятель Николай Христианович Бунге сталкивался с многочисленными преградами на своем пути. Ему досталось тяжелое наследство от войны с Османской империей, промышленный кризис, неурожаи, застой в сельском хозяйстве, увеличение расходов на флот и армию.

Консервативная оппозиция всегда с неприязнью относилась к министру, желавшему пойти на компромисс с либеральной частью общества. Конфронтация продолжалась на протяжении всего пребывания Бунге в кресле главы финансового ведомства.

Отставка и дальнейшая карьера

Противники министра добились его отставки в 1886 году. Но император понимал, кто такой Николай Христианович Бунге, и ценил его качества. Поэтому экономист не только не попал в опалу, но еще и остался в Государственном совете. Став главой Комитета министров, он продолжал влиять на политический курс власти, хотя и в другом качестве.

Чего добивался Николай Христианович Бунге? Факты из жизни чиновника говорят о том, что он стремился остановить искусственную поддержку сельской общины, наносившей ущерб индивидуальным крестьянским хозяйствам. Экономист был сторонником переселения жителей деревней на восток. Новая волна массовой крестьянской колонизации Сибири произошла уже после того, как умер Николай Христианович Бунге. Биографический очерк этого человека — это история карьеры предшественника Столыпина, приступившего к осуществлению аграрной реформы. Николай Бунге скончался 15 июня 1895 года в Царском Селе.

Экономические взгляды Н.Х. Бунге. Николай Христианович Бунге (1823-95)

Николай Христианович Бунге известный экономист и государственный деятель. В начале 1880-х годов Бунге был призван на государственную службу, где занимал пост сначала товарища министра финансов (1880-1881), затем министра финансов (1881-1886) и председателя Комитета министров (1887-95). На посту министра финансов Бунге провел множество реформ, направленных на модернизацию российской экономики, в том числе на укрепление денежно-кредитной системы.

Н.Х. Бунге оставил огромное количество опубликованных работ, в том числе и по вопросу о деньгах, банках и кредите. В своей докторской диссертации "Теория кредита" (1852) он писал о важности кредита для консолидации и рационального использования капитала, для стимулирования развития производительных сил и разрешения социальных противоречий. При этом мобилизацию "праздных капиталов" в банках и направление их туда, "где они доставят наибольшие хозяйственные выгоды", он рассматривал как "умножение капиталов". Бунге, 1852, с. 141-144

Бунге отмечал важную роль кредита в создании новых платежных средств, которые не только сокращают издержки обращения, но и создают абсолютно новую для него базу. Бунге, 1852, с. 156 Он писал, что кредитные средства обращения, такие как "билеты по банковским вкладам, облигации, акции, в особенности же векселя и банковые билеты, заменяющие векселя" отличаются от других инструментов обмена (посредников) тем, что "они создаются обращением самих ценностей, а не производством, что ценность их есть чисто представительная". Бунге, 1852, с. 157 Эти особенности "кредитных оборотных знаков" дают им важные преимущества перед деньгами.

Бунге высказывал уверенность в том, что кредит будет развиваться, и в будущем обмен будет происходить все чаще на основе кредита. Он сформулировал три типа обмена в зависимости от стадии его развития:

1) натуральный обмен,

2) денежный обмен, и 3) обмен, опосредованный кредитом. Бунге, 1852, с. 11 Эти утверждения Бунге созвучны тем, которые позже высказывал немецкий экономист Бруно Гильдебранд в своей работе "Натуральная экономика, денежная экономика и кредитная экономика" (1864).

В различных статьях, опубликованных в конце 1850-х годов, Бунге призывал отказаться от системы казенных банков и монополии государства в кредитной сфере. Казенные банки он считал бюрократическими институтами, которые не способны конкурировать с энергией и компетентностью частного интереса. В работе "Значение промышленных товариществ и условия их распространения" он утверждал, что акции "создают самую развитую форму частной собственности", а акционерные общества являются "счастливым соединением деятельности личной с деятельностью общественной". Бунге. 1857, с. 16-17

Задача создания банковской системы, предназначенной для стимулирования экономического развития, была четко сформулирована в период кредитной реформы 1859-1860 гг., но решена она была лишь в 1860-1870-е годы, когда Министерство финансов возглавил Михаил Рейтерн (с 1862 по 1878 гг.). Рейтерн активно содействовал развитию частных кредитных институтов, и, благодаря его поддержке, в России в короткое время сформировалась целая система частных коммерческих банков.

Реформаторская деятельность Н. Х. Бунге: основные аспекты

Бурячок Оксана Васильевна,

адъюнкт кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел Министерства внутренних дел Украины.

Определены основные положения земской, военной, образовательной и судебной реформ, которые разрабатывались и внедрялись Н. Х. Бунге, пребывая на государственных должностях. Проанализированы магистральные направления реформаторской деятельности Н. Х. Бунге.

Ключевые слова: земская реформа, военная реформа, образовательная реформа, судебная реформа, реформаторская деятельность Н. Х. Бунге.

The main provisions of the сounty, military, educational and judicial reforms, which were developed and implemented N. Bunge, staying in public office.Analyzed the main areas of reform activity N. Bunge.

Keywords: zemstvo reform, military reform, educational reform, judicial reform, reform activity N. Bunge.

В 1881-1886 годах Н. Х. Бунге работает на должности министра финансов, а в 1887-1895 годах – председателем Комитета министров Российской империи. Занимая высшие государственные должности, он возглавил проведение административных преобразований, направленных на улучшение жизни общества, а также функционирования государственных институций.

Отстаивая необходимость проведения реформ, он отрицает деспотизм, бюрократический произвол, коррупцию, а также подавление личностных и общественных инициатив: «задачу верховной власти и ее учреждений вижу в облегчении для каждого условий приобретения собственности и капитала для сохранения свободы в соперничестве, восстановление утраченной гармонии и укреплении общественной морали» . Более того он считает, что «правительство стало бы на опасный путь, если бы оно начало вторжение в частные отрасли предприятия, поскольку такое вторжение приведет к неограниченной власти администрации» .

В связи с вышеизложенным рассмотрение реформаторской деятельности Н.Х. Бунге является важным и своевременным направлением научного поиска, что и определяет актуальность темы научной статьи. Целью данной научной работы есть определение отдельных принципов этой деятельности. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить такие задачи :

1) определить основные реформы, которые осуществлялись Н.Х. Бунге;

2) проанализировать их основные положения;

3) определить позитивы и негативы от их внедрения.

Анализируя практическую деятельность Н.Х. Бунге на государственных должностях, можно определить следующие основные направления реформирования, непосредственно разработанные и возглавляемые им:

- реформирование аграрных отношений путем постепенной ликвидации остатков феодальной зависимости крестьян в виде снижения выкупных платежей бывших крепостных и перевод их на обязательный выкуп;

- разработка основ государственной политики с развития рыночных отношений;

- развитие финансово-кредитной системы рыночного типа;

- перестройка налоговой системы: отмена феодальных податей и переход к подоходному налогообложению;

- реформирование денежной системы;

- организация первых акционерных обществ и сберегательных касс;

- разработка первых нормативно-правовых актов фабричного законодательства.

Н.Х. Бунге разработал рекомендации по преодолению катастрофического финансового положения страны, среди которых сосредоточение в финансовом ведомстве управления всеми отраслями государственного хозяйства, уменьшение государственных расходов, которые «не сопоставимые со средствами народа» , сокращение количества бюрократических инстанций; четкое разграничение «предметов ведомств, дел между различными ведомствами, большей простоты и определенности действий каждого органа правительственной власти» .

Он был убежден, что «обязанность платить налоги является обязанностью общей, вытекающей из принципов равенства всех перед законом и из принципов справедливости: тот, кто относится к государственному союзу, не может быть освобожден от обязательств, вытекающих из сущности этого союза, тот, кто пользуется выгодами государственной жизни, обязан способствовать достижению цели государства» .

Особое значение имеют земская, военная, образовательная и судебная реформы. Так, после отмены крепостного права возникла необходимость проведения земской реформы , которая заключалась в создании в центральных губерниях и уездах новых заведений - земств, органов самоуправления. Земства не касались государственных вопросов, их деятельность ограничивалась хозяйственными и духовными функциями. Земства хотя и были выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились лица, которые имели дворянское происхождение. Также земства находились под контролем губернатора и полиции, а губернатор имел полномочия приостановить исполнение решений земств.

Вроде земских учреждений было реорганизовано и городское управление. Ликвидировалась городская дума, которая состояла из высших слоев общества, а взамен вводилась общая дума, которая состояла из разных слоев общества и избиралась на четыре года.

Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского председателя. В распоряжении выборных органов были вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

Относительно судебной реформы , то формирование новых судов началось в Петербургской и Московской губерниях, а позже реформирование распространилось по всей территории Российской империи.

Инновационность этой реформы заключалась в том, что впервые провозглашалась независимость суда от администрации, а судья, назначался правительством, освобождался от должности только в соответствии с постановлением суда. Впервые была введена одинаковая ответственность для всех слоев общества перед законом.

Ограниченность судебной реформы заключалась в том, что привлечение к ответственности государственного служащего осуществлялось не в соответствии с решением суда, а согласно постановлению его руководства.

Впервые был провозглашена открытость судебного следствия, то есть на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Водилось соревнования прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалось, что суд является общим для всего населения, но для крестьян сохранялся волостной суд, для духовенства - консистории, для рассмотрения коммерческих дел – коммерческий суд, для военных – военный суд.

Политические дела были исключены из производства областных судов и стали рассматриваться специально назначенными присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Именно судебная реформа была наиболее последовательной, она формировала представление о правах человека в обществе и правовом государстве.

Военная реформа. В стране была введена всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, которые достигли двадцать один год. Важным нововведением было сокращение срока службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте составлял шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы достигал семи лет и трех лет в запасе. Конечно, с учетом формирования численности такая реформа позволила значительно увеличить численность армии в случае войны, а соответственно улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Осуществлялись новые инициативы правительства по оснащению армии новыми видами военной техники. Также получили активного развития идеи по созданию парового флота.

Реформа в области образования . Н.Х. Бунге отмечался своими радикальными взглядами в сфере реформирования образовательной отрасли. Им была предпринята попытка ввести новый университетский устав, согласно которому ректор, профессоры и доценты избирались на вакантные должности университетским советом. Согласно этому уставу провозглашалась автономия университетов, уменьшая зависимость от Министерства народного просвещения. Однако всех преподавателей, которые были выбраны университетским советом, окончательно утверждали в министерстве.

Важным шагом в системе общего образования было введение принципов общеобразовательной школы, создание государственных, земских и церковных школ. Эти три типа школ составляли систему начального трехлетнего образования. Средними учебными заведениями стали семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, а также реальные, в которых преподавали математику и естественные науки.

Лица, окончившие классическую гимназию, имели право без экзаменов поступать в университет, а реальную - в технические заведения. Таким образом, устанавливалась преемственность среднего и высшего звена образования.

Очень важным шагом в системе реформирования образования стало создание высших женских курсов. Такие реформы в образовании способствовали тому, что начался активное развитие именно университетской науки.

Бюджетная реформа. С целью контроля государственных финансов Н.Х. Бунге была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала заключение смет и контроль расходов государственных средств. В Российской империи впервые стали печатать Государственный бюджет в правительственных изданиях.

По нашему мнению, важным является анализ так называемого политического завещания Н.Х. Бунге, известный как «Загробные заметки», в котором автор изложил широкую программу неотложных реформ общества Российской империи: реформирование органов государственного управления, реформирование местного управления, торгово-промышленное законодательство, правовое регулирование социальной сферы, правовое регулирование трудовых отношений и т.д.

Над текстом «Загробных заметок» Н.Х. Бунгеработу начал еще в 1885 году, а закончил в 1894 году. Сначала заметки предназначались лично Александру ІІІ, а после его смерти были переадресованы Николаю II. После смерти Н. Х. Бунге «Загробные заметки» были напечатаны в нескольких номерных экземплярах, с которыми были ознакомлены ведущие государственные деятели Российской империи.

С какими проблемами пришлось бороться Н.Х. Бунге на посту чиновника? Какой была ситуация на политической арене в стране? На эти вопросы нам дает ответ автор, чтобы можно было понять направления его деятельности и мотивацию основных принятых решений, отраженных в вышеупомянутых реформах.

Ликвидация крепостного права, гласность суда, предоставление свободы печати, отмена телесных наказаний, самоуправление, начиная от сельского управления и города и заканчивая уездным и губернскими земскими учреждениями - это основные направления реформирования, которые были направлены на улучшение жизни в стране.

Хотя страна и общество в то время переживали не лучшие времена, поскольку, несмотря на дарованные блага, появлялись анархисты, террористы, враги династии и общественного порядка.

Н.Х. Бунге отмечает, что работая на правительственных должностях, он пытается решить следующие основные задачи, которые также стали своеобразным завещанием потомкам, поскольку не все они были воплощены в жизнь:

1) освободить внешнюю политику от опеки иностранных стран;

2) развить национальное чувство, создавая при этом национальную идею о принадлежности российских территорий русским;

3) упорядочить внутреннее управление;

4) развить духовные и материальные силы народа.

В вопросе освобождения внешней политики от опеки иностранных стран, он стремится сохранять дружеские отношения с правительствами и народами, не выходя за пределы мира, относиться безразлично иностранных публикаций, могут привести страну к военному состоянию. Государство должно находиться в состоянии покоя, собраться с силами, но в то же время быть готовым в случае необходимости выдержать натиск врага.

В вопросе развития национального чувства и создании при этом национальной идеи о принадлежности российских территорий россиянам Н. Х. Бунге, несомненно, пытается реализовать стремление национального единства в стране с целью поглощения слабых народов. Он отмечал, что в Российской стране должны доминировать русская государственность, русские учреждения, русская народность, русский язык, как общегосударственный, и уважение к вере, которую исповедует русский народ.

Во-первых, государственная власть должна доминировать над другими народами в стране не как власть завоевателя, которому подчиняются победители до тех пор, пока они не смогут победить ее. Члены других национальностей со временем должны стать достойными членами общества Российской империи, а не оставаться чужими. Большинство из тех, кто проживает на территории страны, а равно не имеет исторического прошлого и развитого общества, должны слиться с коренным населением.

Во-вторых, государственные российские учреждения и законы не должны изменять уклад жизни других народов, но должны способствовать сближению с коренным населением, усиливать единство страны, развивать уважение к правительству и его авторитет.

В-третьих, государственный язык должен стать основной, если в этом есть необходимость, а не языком, искусственно искореняющим другие языки.

В-четвертых, необходимо обеспечить власть церкви, но при этом не запрещать свободу выбора религии лицам, имеющим иное вероисповедание. Церкви следует обратиться не к полицейской власти, а создать положительный образ ее представителей. Надо внедрять религию не внешней силой, а убеждением, примером, должной жизнью духовенства.

Следует отметить, что при введении реформ Н.Х. Бунге оперирует вышеупомянутыми положениями, поскольку именно они усиливают государственный авторитет на административном уровне, а также защищают страну от внутренних и внешних врагов.

Итак, реформаторская деятельность М. Х. Бунге имела инновационный и революционный характер для того времени. Ряд идей актуален и по сей день.

Литература

1. Бунге Н.Х. Загробные заметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – 350 с.

2. Бунге Н.Х. Заметки о настоящем положении нашей денежной системы и средства к её улучшению // Сборник государственных знаний. – Т.8. – СПб., 1880. – 240 с.

3. Бунге Н.Х. Общий оборот внешней торговли, торговый баланс и таможенные пошлины первостепенных держав в ХІХ столетии // Российский вестник. – 1867. – Т.71. – 114 с.

О Николае Христиановиче Бунге (1823-1895) написано очень мало: до последнего времени не было ни одного сколько-нибудь основательного труда (только недавно вышла наконец книга В.Л.Степанова "Н.Х.Бунге: судьба реформатора". М., 1998). А между тем этот человек сыграл важнейшую роль в истории России - как государственный деятель, ученый-экономист, педагог.
Он родился 11 (24) ноября 1823 года в Киеве. После окончания юридического факультета Киевского университета преподавал сначала в Нежинском лицее (Черниговская область), затем в Киевском университете, где с 1852 по 1880 год, до назначения министром финансов, занимал должность профессора, декана и ректора. Приглашался преподавать политэкономию и теорию финансов сыновьям императоров Александра II и Александра III.
Н.Х.Бунге был основоположником Киевской школы в российской экономической науке. Им написано свыше 60 работ, объем и разнообразие которых позволяют считать его самым творчески плодовитым экономистом России второй половины ХХ века.
Финансовая система России до начала 80-х годов была в кризисе. Многие тогдашние бюджетные беды напоминали нынешние. Из общей суммы прямых налогов около 16/17 приходилось на бедное сельское население и лишь 1/17 - на все остальные классы1. Косвенное обложение преимущественно состояло из налога на крепкие напитки и также касалось главным образом крестьян. На их долю приходился паспортный сбор, выкупные платежи и оброки для не выкупивших свои наделы. Если к этим видам государственных налогов добавить земские и мирские сборы, то картина выйдет удручающей. Недоимки порождали дефициты, дефициты порождали займы, займы влекли за собой падение курса рубля, уменьшение ценности денег затрудняло выплаты по государственному долгу. Для обеспечения последних повышались налоги, в результате опять же росли недоимки, дефициты, займы, падал рубль - короче, замкнутый круг. Немедленно следовало начинать финансовые преобразования. Требовался человек идеи и убеждения. Выбор пал на Николая Христиановича Бунге.
Назначением на пост министра финансов России (1881) Бунге был обязан, разумеется, не только своей репутации "ученейшего экономиста"2 с мировым именем, но и солидному практическому опыту, накопленному за время многолетнего непосредственного участия в работе промышленных и банковских структур регионального и общероссийского масштаба. С 1859 по 1863 год он неоднократно приглашался в Петербург в качестве члена Комиссии по крестьянскому делу и эксперта (единственный представитель вузов России) Редакционных комиссий, готовивших документы в связи с отменой крепостного права. В 1862-1866 годах Н.Х.Бунге, кроме преподавательской работы, возглавлял третью по значению в стране Киевскую контору Государственного банка, а также руководил местным Обществом взаимного кредита. Избирался гласным, то есть депутатом Киевской думы и являлся председателем ее финансовых комиссий.
Итак, Бунге был готов к последовавшему в июне 1880 года назначению его, по личному указанию императора Александра II, товарищем (заместителем) министра финансов (назначение профессора на столь ответственный административный пост было беспрецедентным). После недолгого сотрудничества с министрами С.А.Грейгом и А.А.Абазой Николаю Христиановичу в мае 1881 года было предложено стать управляющим министерством финансов, а с 1 января следующего года - министром финансов.
Современников поражали в новом министре простота поведения, скромность, полное отсутствие бюрократического камуфляжа, независимость, бескорыстие, честность и редкое трудолюбие. Назначение Н.Х.Бунге внесло живую струю в деятельность министерства. Бунге "являлся убежденным сторонником социальной политики". Он понимал: имея бедное, голодное и задавленное налогами сельское население, нельзя построить экономического благосостояния государства, центр тяжести окладного обложения необходимо перенести на имущие классы.
Бунге был первым министром финансов, исходившим из твердого убеждения в том, что "финансизм" - исключительная забота о государственных финансах в узком смысле слова - должен смениться "экономизмом" - экономической политикой, направленной на развитие народного труда и производительных сил общества. Говоря современным языком, Бунге был "антимонетаристом".
Не боясь недостатка средств, он приступает к завершению реформы 1861 года в соответствии с программой, суть которой выражена в его первом же всеподданнейшем докладе царю: "Освободиться от финансовых дефицитов Россия может в течение немногих лет; но только правительство, никогда не отступающее от коренных оснований государственного хозяйства, справедливости в распределении налогов, бережливости и порядка в расходах, может обеспечить развитие политического и финансового могущества страны".
Таким образом, Н.Х.Бунге не уходил от проблемы бюджетных дефицитов, разрешение которой прежде всего возлагается на каждого нового министра финансов и считается пробным камнем его деятельности. Но он мыслил гораздо глубже своих предшественников. Цель ставилась та же, средства же предполагались иные: уничтожить неравенство обложения, привлечь новые ресурсы, сократить непроизводительные расходы - и тогда дефициты сами отойдут в область преданий.
Бунге проводил реформирование налоговой системы, стремясь действительно уничтожить различие между податными и неподатными сословиями. При нем была отменена подушная подать, более 150 лет тяготевшая над русским народом (в европейской части России - с 1886 года, в Сибири - с 1899 года). Эти меры облегчили налоговое бремя крестьян на 53 млн.рублей. Возмещение бюджетных потерь осуществлялось привлечением к обложению других, более имущих классов населения, до этих пор освобожденных от прямых налогов или недостаточно обложенных. Вводится налог с наследств и дарений, дополнительные сборы с торговых и промышленных предприятий и 5-процентный налог на денежные капиталы. Повышается земельный налог и налог на городское недвижимое имущество.
Но главная заслуга Бунге заключается в указании пути, по которому в дальнейшем пойдет финансовая система дореволюционной России: установление подоходного налога как самого справедливого и целесообразного способа обложения (Великобритания ввела его в 1842, США - в 1861, Япония - в 1887, Германия - в 1891, Франция - в 1916 году).
Глубокий знаток денежно-кредитной системы и "убежденный сторонник необходимости восстановить металлическое обращение, основанное на золоте"3, Бунге стремится к упорядочению денежного обращения в стране (эту задачу решит в середине 1890-х годов С.Ю.Витте). При нем были созданы Крестьянский поземельный банк и Дворянский банк.
До Бунге рабочий день на фабриках и заводах, труд женщин и детей не регулировались. Эти вопросы также им ставились, и хотя Государственный совет принял не все его предложения, основные идеи Бунге вошли в закон; впервые была создана фабричная инспекция в целях урегулирования отношений между предпринимателями и наемными рабочими.
Как и в любой крупномасштабной деятельности, в деятельности Бунге были и слабые стороны: излишний протекционизм во внешней торговле России, двукратное увеличение налога на водку (1885), падавшее большей частью на крестьян, неудачные займы, вызванные обстоятельствами времени, особенно 6-процентный золотой заем 1883 года. А поскольку министр финансов был одновременно министром промышленности и народного хозяйства, то на него взваливали ответственность и за все другие невзгоды: падение цен на хлеб, крахи банков, колебание курса рубля и так далее. Удобный повод к нападкам и упрекам давали ежегодно повторявшиеся дефициты бюджета. Но Бунге проявлял редкое хладнокровие и не жаловался на газетную брань, понимая, что все достойное будет в свое время правильно оценено.
Почти шестилетний напряженный труд на посту министра финансов, болезнь и не прекращавшаяся критика в печати заставили Бунге просить об отставке. Александр III ценил его как крупного государственного деятеля и, освободив Бунге с поста министра финансов, не только не отправил его в отставку, но назначил 1 января 1887 года Председателем Комитета министров с оставлением его членом Государственного совета4. Занимая эти высокие (но более спокойные) посты, Бунге участвовал в решении всех важнейших вопросов государственного управления до своей кончины 3(16) июня 1895 года.
Предчувствуя близкую смерть, Бунге оставил для молодого царя Николая II неофициальную записку с любопытным названием "Загробные заметки", в которой указал на социализм как на главную угрозу для будущего России (в те времена марксистские теории даже популяризировались в пику народничеству). Чтобы избежать социального переворота, Бунге предлагал в своей записке "привлечение земских представителей к обсуждению законопроектов в Госсовете, создание "ответственного министерства", расширение хозяйственных полномочий местных выборных органов, смягчение цензуры"5.
В императорском рескрипте по случаю награждения Бунге орденом святого Владимира I степени (1895) отмечалось: "В трудном деле усиления материальных средств правительства и одновременного облегчения податных тягостей народа неусыпными стараниями вашими достигнуты были значительные успехи". Поэтому не случайна и такая оценка сделанного Н.Х.Бунге: его реформы "представляют самую замечательную эпоху в истории русских финансов"6.

1Кованько П.Л. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х.Бунге в финансовой системе России. Опыт критической оценки деятельности Н.Х.Бунге как министра финансов (1881-1887). Киев, 1901.
2Картавцов Е.Э. Николай Христианович Бунге. Биографический очерк // Вестник Европы, № 5. 1897.
3Витте С.Ю. Избранные воспоминания. В 2-х томах. М.: Терра, 1997. Т.1.
4Министерство финансов. 1802-1902. В 2-х частях. СПб., 1902. Ч.2.
5Приложение к журналу "Родина". 1993. № О. С.28-40.
6Судейкин В.Т. Замечательная эпоха в истории русских финансов (очерк экономической и финансовой политики Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского). СПб., 1895.

БУНГЕ, НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ (1823–1895) – русский финансист 19 в., либеральный бюрократ, основоположник Киевской школы в российской экономической науке, академик Петербургской Академии наук (1890). Считается одним из крупнейших реформаторов эпохи Александра III, непосредственным предшественником С.Ю.Витте и П.А.Столыпина .

Родился 11 ноября 1823 в Киеве в семье практикующего врача, отец был лютеранином. После окончания юридического факультета Киевского университета в 1845 Бунге получил должность лицейского преподавателя в Нежине (Черниговская губ.) В 1847 защитил магистерскую диссертацию по теме Исследование начал торгового законодательства Петра Великого , после чего возглавил лицей, где проработал до 1850, когда был приглашен на работу в Киевский университет. В 1852 защитил докторскую диссертацию по теме Теория кредита . С 1854 – ординарный профессор на кафедре политической экономии и статистики.

Как ученый, сформировался под влиянием школ западной политэкономии, обосновывавших право частной собственности и свободы предпринимательства, резко критикующих теории социализма и коммунизма. Именовал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Упрекал К.Маркса в слабости аргументации и догматизме, «тяжеловесности», «малодоступности» изложения, «туманности» терминологии. Причину популярности идей марксизма видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества».

Став профессором политической экономии и статистики, Бунге быстро выдвинулся в число видных либеральных деятелей 1860-х, был известным публицистом, отзывавшимся на острые проблемы современности. В экономических взглядах вначале ориентировался на Адама Смита и английскую политэкономию, затем увлекся немецкой экономической школой и стал приверженцем Б.Гильдебрандта, К.Книса и Л.Штеша, а из англичан – Дж. С.Милля . Бунге понимал экономику как «народное (государственное) хозяйство» с жесткой структурой и крепким социальным фундаментом. Считал самодержавие самой «приемлемой формой» государственного правления для России.

Как член редакционных комиссий по подготовке отмены крепостного права (1859–1860), Бунге оказался причастен поколению реформаторов 1860-х в. Предложил план выкупа крестьянами земли с использованием кредита при содействии правительства. Его рекомендации были учтены в итоговом документе Положение о выкупе. Туда же он внес ряд предложений об учреждении Государственного банка и преодолении финансового кризиса после Крымской войны (1855–1856).

В 1862 был вызван в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава 1863. Но вскоре вновь вернулся в Киев, где работал по совместительству в органах городского самоуправления, управлял Киевской конторой Государственного банка (третьей по значимости в стране), основал несколько частных кредитных учреждений, в том числе Киевское городское общество взаимного кредита и первый в России провинциальный акционерный Киевский промышленный банк.

С 1863 приглашался для преподавания «науки о финансах» наследникам престола вел. кн. Николаю и Александру Александровичам (последний стал в 1881 императором Александром III). В 1869 – профессор полицейского права, считал эту научную дисциплину важной прикладной частью политической экономии и государственного права, связанного с учением о благосостоянии государства.

В 1859–1862, 1871–1875 и в 1878 Бунге назначался ректором Киевского университета. Старался улучшить материальный уровень учащихся, выступал против репрессий в отношении студентов. Ушел с должности после принятия нового реакционного университетского устава министра просвещения Д.А.Толстого. Тем не менее, за 20 лет со времени отмены крепостного права эволюционировал во взглядах от последовательно либеральных идей (фритредерство или свобода предпринимательства) к протекционизму. С 1876 – заслуженный профессор.

Когда в феврале 1880 власть в правительстве перешла к группировке «либеральных бюрократов» во главе с председателем Верховной распорядительной комиссии гр. М.Т.Лорис-Меликовым, Бунге был приглашен на должность товарища министра финансов. После отставки многих либеральных бюрократов со своих постов в связи с изменением правительственного курса после убийства Александра II , не только не был смещен, но и повышен (по личному представлению нового императора, когда-то у него учившегося) до должности министра финансов; в мае 1881 занял этот пост. Одновременно был избран почетным действительным членом Петербургской Академии наук.

Бунге выступал за переход к рыночной экономике, но при обеспечении социальной защиты жизненного уровня и укрепления правового статуса «низших классов» – это отличало его от многих предшественников и последователей, возглавлявших финансовое ведомство. Занимал должность министра финансов в 1881–1886. При нем были отменены подушная подать и налог на соль. Проведенная в жизнь налоговая реформа 1885 и связанный с ней обязательный выкуп для всех бывших помещичьих крестьян основательно пополнили государственную казну. Создание в 1885 крестьянского банка укрепило положение зажиточных крестьян. Оброчную подать с государственных крестьян заменили в буржуазном духе выкупными платежами. Некоторому социальному «выравниванию» призваны были служить налоги на доходы с процентных бумаг и с имущества, переходящего безмездными способами (дарение, наследование).

Еще одним шагом к становлению промышленного законодательства можно считать установление процентного и раскладочного сбора с промышленных предприятий. 1 июня 1882 по распоряжению Бунге была учреждена фабричная инспекция для разрешения конфликтов между заводчиками в рабочими.

Учреждение крестьянского и дворянского земельного банков вкупе с постепенным сокращением счетов ликвидируемых кредитных установлений способствовали укреплению финансовой системы. Значительно возросли кассовая наличность Государственного банка и принадлежащий ему пакет ценных (процентных) бумаг. Это, в свою очередь, способствовало качественному увеличению коммерческих операций главного банка страны.

В1887–1895 Бунге был избран председателем главой кабинета министров. Пытаясь найти «золотую середину» между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в социально-экономическую жизнь, считал необходимым разработку и введение отсутствовавшего тогда в России фабричного законодательства. Предвидел нарастание социальной угрозы со стороны бесправного «фабричного люда» и считал, что устранение этой потенциальной опасности возможно путем своевременного введения законов об охране труда и использования и конституирования рабочих ассоциаций.

В 1890 избран действительным членом Петербургской Академии наук.

В конце жизни составил политическое завещание, адресованное царю Николаю II («Загробные заметки»), в котором проповедовал умеренное реформаторство, допущение большей самостоятельности для общественных сил, отказ от крайностей великодержавной политики. Ратовал за колонизацию окраин как способ (со ссылками на опыт США и Германии) стирания «племенных различий»: «Ослабление расовых особенностей окраин может быть достигнуто только привлечением в окраину коренного русского населения, но и это средство может быть надежным только в том случае, если это привлеченное коренное население не усвоит себе языка, обычаев окраин, место того, чтобы туда принести свое».

Реформатор, министр, премьер, академик был в жизни скромным человеком и запомнился современникам «маленьким, на тонких ножках»: «…худой немчик, которому вы, наверное, открыли бы ваш рояль для настройки, если б не знали, что он министр финансов, а не настройщик» (П.М.Ковлевский). По словам М.И.Туган-Барановского , вклад Бунге в российскую финансово-экономическую политику состоит в том, что он «был теоретиком и пришел на пост министра финансов как добросовестный ученый», который «был хорошо знаком с экономической и финансовой политикой Запада».

Сочинения: Бунге Н.Х. Курс статистики . Киев, 1865; Полицейское право . Киев, 1869; Очерки политико-экономической литературы . СПб, 1895.

Ирина Пушкарева, Наталья Пушкарева