Правила посещения православного храма для женщин. Устройство храма, правила поведения

Для человека, который входит в храм впервые, все кажется непонятным, загадочным - сколько раз надо перекреститься, куда поставить свечи, как обращаться к окружающим? Действительно, в церкви существуют особенные правила поведения. Их следует знать перед тем, как войти под священные своды - во-первых, чтобы самому ощущать себя уверенно, во-вторых, чтобы никому не мешать во время службы.


Внешний вид

Многие слышали, что женщина должна входить в церковь, покрыв голову платком. На подобных головных уборах уже выросла целая индустрия. На самом деле, правило касается только замужних женщин, не относится к девицам и детям. Просто современность внесла в древнюю традицию собственные коррективы. Однозначно, надо покрыть голову, чтобы не навлекать на себя гнев «бабушек». Лучше пожертвовать собственным удобством, но не провоцировать конфликт.

Для женщин в церкви существуют и другие правила поведения.

  • Не принято носить брюки. Если вы заходите попутно просто поставить свечу, главное - накинуть платочек. Нарекания могут вызвать только модели брюк с заниженной талией, когда торчит обнаженный пупок. В таком виде могут даже попросить выйти. Однако, если сознательно собираетесь на службу, приобретите длинное платье или юбку, лучше «в пол». Храм - не место для демонстрации достоинств фигуры или модных тенденций.
  • Следует избегать также кофточек с открытыми плечами, декольте. Нехорошо соблазнять своим видом. Кстати, если вы называете себя христианкой, грех одеваться подобным образом и в повседневной жизни, затем выкладывать фото в полуобнаженном виде в социальных сетях. Это проявление гордыни, также такое поведение провоцирует на греховные мысли других людей.
  • Не следует слишком густо красить брови, ресницы, тем более - губы, ведь верующие прикладываются к иконам, кресту. Кто-то потом должен стирать за вами отпечатки помады со святыни, разве это приятно?
  • Обильно душиться тоже нежелательно - возможно, не всем понравится продолжительное время вдыхать аромат вашего парфюма. К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети - у кого-то из них может быть аллергия на запахи.

Чтобы вести себя в церкви правильно, надо подумать - для чего вы туда идете? Искать жениха, демонстрировать свою красоту или молиться? Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

Мужчинам при входе в церковь надо снять шапку. Внешний вид должен быть опрятным и приличным - многие приходят на службу в лучшем костюме. Тренировочные брюки, майки, тем более прозрачные - неуместны. Следует побриться, перед входом в храм не надо курить. Нельзя являться в церковь в пьяном виде. К священнослужителям и прочим присутствующим следует относиться уважительно, если это не так - то наверное не стоит и заходить.


Как вести себя на службе

Богослужение поначалу кажется очень путанным и длинным. Чтобы разобраться в нем, можно читать специальную литературу, посещать катехизаторские курсы при храме. Правила же поведения довольно простые.

Главное - избегать разговоров, не переходить с места на место. Нельзя опаздывать, во время службы ставить свечи и подходить к образам не принято. Записки подаются заранее. Где стоять - особой роли не играет. Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. Если пришли впервые - пройдите туда, где находятся другие мужчины. Со временем начнете лучше ориентироваться.

  • При храмах обычно нет раздевалок. Если есть - оставьте верхнюю одежду там, только выньте ценные вещи, деньги и ключи из карманов - в церковь воришки тоже заходят, для некоторых людей нет ничего святого. Очень дорогие шубы не следует оставлять без присмотра - стойте в ней, либо возьмите сумку, куда поместится одежда, поставьте рядом с собой.

Во время каждения принято расступаться, чтобы дать место священнику. Несколько раз во время службы он обходит весь храм с кадилом, окуривает и прихожан. Обычно проход помогают освободить церковницы - женщины, которые следят за порядком во время богослужения. Поэтому если вас попросили отойти - так и сделайте. Никто зря вас беспокоить не станет. Вообще будьте готовы получить замечание - ведь для начинающих в церкви все в новинку. Со временем правила поведения станут понятны и естественны.

Во время литургии хором принято петь Символ веры и Отче наш, надо выучить тексты этих молитв наизусть. Сидеть в церкви не принято. Однако, если устали или стало плохо, то можно выйти, глотнуть свежего воздуха, размять ноги, потом потихоньку вернуться. Если вы больны, возьмите с собой лекарства - в церквях не дежурят медики. Те, кто не может продолжительное время стоять, вполне могут сидя слушать службу.


Утренняя и вечерняя служба

Причастие совершается за Литургией, она проводится утром. Если запели хором молитвы - значит, скоро оно начнется, пора готовить детей. Родители с младенцами подходят к Чаше первыми. Затем дети постарше, потом все остальные. Если вас пропускают - проходите, на надо устраивать соревнования «кто добрей». Молча поклонитесь и пройдите. Кстати, в православной церкви принято приветствовать знакомых именно так. Разговоры и бурный обмен новостями следует отложить на потом.

На вечерней службе перед праздниками часто проходит лития - особый чин вечерни, во время которого всех освящают особым маслом. Перед этим надо приложиться к иконе, потом подойти к священнику, он помажет лоб. Затем слегка поклониться, приложиться к руке (обычно подают крестик на поручах), отойти, взять освященный хлеб. Скушать его можно в храме или взять с собой.

Если служба накануне причастия, вечером обычно проходит исповедь, делается это в порядке живой очереди. Перед тем, как подойти к священнику, принято кланяться другим прихожанам со словами: «Простите меня». Люди поклонятся в ответ. Правила поведения в церкви хотя не исключают обычной вежливости, все же отличаются от общепринятых. Прощаясь с человеком, например, принято говорить не «до свидания», а желать «Ангела хранителя», чтобы человек благополучно добрался домой.

Перед выходом из храма принято подходить к образам, совершать поклоны у праздничной иконы. Поклоны могут быть поясными (чаще всего), или земными - во время Великого поста. Если сомневаетесь, посмотрите как выходят другие и делайте также.

Взаимодействие с духовенством

В церкви особое отношение к священникам. У них принято брать благословение. Перед уходом также подходят под благословение. Необязательно подходить к каждому батюшке, если их много. Достаточно сложить руки на груди, поклониться со словами: «Благословите, честные отцы». Если в храме находится архиерей, то благословляются только у него, остальным лишь кланяются.

Обычно все духовенство выходит перед встречей архиерея, а в таком случае не принято нарушать благочиние в храме, выберите другое время, чтобы побеседовать со своим духовником. У архиерея личное благословение берут после службы, когда он выйдет из алтаря. Все делают это по-разному, если вас не заметили, обижаться не стоит - благодать Божия вас не минует.

  • В епархиальном управлении можно записаться на прием, если имеется конкретное дело. Правила поведения в церкви допускают обращение к Епископам - «Владыка».
  • Вместо обычного приветствия следует сказать: «Благословите», сложить ладони одна на другую, правая должна быть сверху. Потом принято прикладываться к руке в знак почтения не к личности священнослужителя, а к Богу, от которого он получил священный сан.
  • Некоторые священники сами не дают лобызать руку, возлагая ее на голову своих духовных детей. И в таком случае благословение считается полученным.

Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же вопросы принято обсуждать на исповеди. Православных священников в глаза принято называть «отец», сами они должны именовать себя «иерей», «протоиерей».

  • Правила поведения строго запрещают кокетство с духовными лицами. За подобное наказать могут самого священника, вплоть до извержения из сана. Не принято интересоваться и подробностями личной жизни батюшки - кто его жена, сколько у них детей, где они живут, какую зарплату получают и т.п. Это неприлично. Все, что вам необходимо знать, священник скажет сам.

Обычно за тем, как соблюдаются правила поведения, в церкви следят дежурные. Не надо обижаться, если церковница подходит и о чем-то просит. В православной церкви не принято никого тревожить зря. Со временем вам и самим станет понятно, как правильно вести себя в церкви. До того времени следует проявить терпение и внимание. Благослови вас Господь!

Правила поведения в церкви

Православный храм – это место особого присутствия Славы Божией и Его Благодати и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас.
Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.
В Священном Писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5)
Мужчинам нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной, рабочей и неопрятной одежде. Перед входом в храм они обязаны снять головной убор.
Женщины не должны приходить в Церковь в коротких юбках или брюках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Господь зрит не на лица, а на сердца людей. Голова женщины должна быть покрыта платком, шарфом или косынкой
Всем прихожанам, несмотря даже на теплую погоду, рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

2. У входа в храм

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.
Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. Если поклон малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.
Крестное знамение следует изображать на себе с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог – есть Троица Единая и Равночестная. Остальные два сложенных и пригнувших к ладони перста – в ознаменование того, что Иисус Христос – есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) нужно полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после – на правое и на левое плечи для освящения наших сил телесных.

Затем необходимо произнести краткую молитву:
Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

3. Отношение к нищим у храма

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), – писал святой Августин, – не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие.
Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: хлеб, яблоко, печенье, и т.д. Преподобный Амвросий на вопрос, зачем он подает пропойцам, отвечал: «Чтобы спасти их еще от одного греха – воровства».

4. В храме

Входить в святой храм нужно с духовной радостью и помнить, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).
Войдя в храм, прихожане покупают свечи и подают записки о здравии и упокоении людей, крещеных в Православной Вере. После, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба).
До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” – это наша малая лепта – жертва Церкви.
Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем – соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.
Нужно приучать детей ходить в храм (Мф. 19, 14), учить их молиться и вести себя в храме благопристойно. Родители, пришедшие в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.
Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли.
Запрещено входить в храм с животными и птицами.
Курить запрещается даже на улице в пределах церковной ограды.
Бывая в храме Божием, нужно помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.

5. Обращения

Существуют определенные церковные правила обращения к священникам и мирянам (сотрудникам храма и прихожанам).
«Брат», «сестра» – наилучшее обращение к мирянам. Мы все – дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.
«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, через которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Игорь». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец Настоятель».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.
Жен-служителей алтаря, а также пожилых женщин называют ласковым словом «матушка».
К архиереям (Патриарху, митрополитам, епископам) нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.
При обращении к священнослужителю письменно, иереев следует именовать «Ваше преподобие»,
протоиереев – «Ваше Высокопреподобие»,
епископов – «Ваше Преосвященство»,
архиепископов и митрополитов – «Ваше Высокопреосвященство»,
Патриарха – «Ваше Святейшество».

6. Благословение священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником (или епископом) испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

7. Иконы и свечи

Прикладываться к иконам, честным мощам и Святому Евангелию следует не спеша и не теснясь, оставить в стороне объемные сумки и полагать по два поклона перед целованием и один после целования святыни. Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.
Прикладываясь к иконам Спасителя, нужно целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:

«Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают следующую молитву:

“Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».
Перед иконой святого:
«Святый угодниче Божий (имя Святого),
моли Бога о мне грешном (грешной),
да простит мне Господь вся прегрешения моя
и святыми твоими молитвами сподобит достичь
Царствия Небесного».

Нужно благоговейно относиться к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. Свечи поэтому следует приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов Которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Некоторые из нас вспоминают о Боге и святых, лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут. Напрасно думать, что достаточно поставить перед иконой свечу, и долг выполнен, мы сделались чистыми и праведными, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами, не следует ради собственной свечи гасить чужую, уместнее попросить служителя поставить ее позже. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.
Нет обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако, по сложившейся традиции, в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого вы носите), а уж потом за здравие или за упокой. Если иконы вашего небесного покровителя в храме нет, то ставится свеча перед образом Всех святых.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах, см. .

8. Во время Литургии

В обязанности христиан входит посещение храма для участия в Божественной Литургии в воскресные дни, включая Всенощное бдение накануне, и в праздники.

Установление и соблюдение церковных праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере и через покорность и благоговение к Богу приносят душе покой и радость.
«К службе церковной непременно должен ходить… – увещевал преподобный Амвросий Оптинский. – …будешь ходить, здоров и трезвеннее будешь».
«Верный признак омертвения души, – говорил другой Оптинский старец, преподобный Варсонофий, – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
Опаздывая к началу Божественной Литургии или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно покинуть Богослужение, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.
Если началась служба или Вы пришли в храм уже во время Литургии, нужно встать на определенное место и сосредоточенно слушать чтения и песнопения. Увидев знакомых, не торопиться здороваться с ними за руку, а лишь молчаливым поклоном приветствуйте их.
Не разрешается вести разговоры во время Литургии. Слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в Храме Господь посылает скорби».
В Православной Церкви разрешается сидеть только во время чтения кафизм (Псалтири) и паримей (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальном – не принято сидеть в присутствии Божием, а молиться стоя; ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть можно только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели, стоя – о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.
Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. В церкви во время Богослужения полагается стоять лицом к алтарю, во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться к алтарю спиной.
Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Исповеди, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.
Не надлежит в храме протискиваться сквозь молящихся, переходить с места на место, разговаривать, ставить свечи перед иконами. Свеча – жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва – «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
Старайтесь воздерживаться от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. В таких случаях замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.
Особенно важно соблюдать тишину, не передвигаться, не покупать и не ставить свечи и не прикладываться к иконам во время важных моментов Литургии, таких как:

  • при выходе священника с кадилом,
  • при чтении Шестопсалмия,
  • при выносе Евангелия и во время его чтения,
  • при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни..»
  • при пении Символа веры и «Отче наш»,
  • при выносе Святой Чаши (Потира).

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

9. Поклоны и Крестное знамение

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.

Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. На всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе” полагается сделать поклон. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.
Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе “Господи, помилуй” или “Подай, Господи” вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.
При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священник произносит: “Мир всем”, “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, “Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.
Во время открытия Царских врат надо поклониться.
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя голову, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием) или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову; лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос Воскресе!» – все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!» Этим мы благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, что характерно для иудеев, – только правую, через которую преподается благословение.
Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы “Тебе поем”; в конце молитвы “Достойно есть”; в начале молитвы “Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе “Всегда, ныне и присно и во веки веков” и “Богородицу и Матерь света…”
Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

10. Святое Причастие

Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника).

Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову 3 канона: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю и последование ко Святому Причащению. Желательно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также обязательно нужно ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками – правая поверх левой – с великим благоговением и страхом Божиим и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестясь и осторожно, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойди к столику запить Причастие теплотой.

После Причастия следует выслушать (или прочитать) со вниманием благодарственные молитвы. По окончании Литургии подойти и приложиться ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.

11. Правило о поклонах во время чтения великопостных часов и на Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Перед Литургией читаются Великопостные часы (3-й, 6-й и 9-й), они начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш…»

На 3-ем часе читаются 16-й, 24-й и 50-й псалмы, затем чтец произносит: Слава и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне… Затем он читает рядовую кафизму. Во время чтения кафизм можно сидеть. После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». На каждом часе постовой тропарь часа поется троекратно, с земными поклонами. В конце каждого часа читается молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва сопровождается земными поклонами, которые следует делать тогда же, когда их делает священник. После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа – служба шестого часа, затем девятого часа, аналогичные службе третьего часа с некоторыми отличиями (на 6-м часе читаются псалмы 53-й, 54-й и 90-й, на 9-ом – 83-й, 84-й и 85-й. После постового тропаря 6-го часа читается паремия (отрывок) из книги пророка Исаии). Богослужение продолжается Великой Вечерней , но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» , такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы , в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению. «Миром Господу помолимся» - первые слова ектении. «Господи, помилуй» - отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают . По окончании ектении и возгласа священника чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133) , называемых «песнями восхождения». После этого диакон произносит «малую» ектению . «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» - отвечает хор, а вместе с ним и молящиеся после каждого прошения совершают поясной поклон с крестным знамением . В это время следует молитва священника: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава». Затем читается вторая часть чтения 18 кафизмы , в это время священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения , во время которой священником читается молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…» Читается последняя, третья часть кафизмы, во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник . Молящиеся , отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени . После перенесения Святых Даров на жертвенник можно встать с колен. Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится «малая» ектения и возглас священника. Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов : «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и положенных на этот день стихир. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение – это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на «И ныне» священнослужители совершают торжественный вход . Предстоятелем читается молитва: «Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу». Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь), и Предстоятель благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!» «Прости» - значит «станем прямо, благоговейно». Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий» . Далее поется прокимен –стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Он предшествует паремиям чтению из Священного Писания . Перед паремией при возгласе: «Бытия чтение…» или, например, «Притчей чтение…» совершается крестное знамение без поклона, а во время чтения принято стоять, наклонив голову . Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!» , тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». По установившейся традиции в этот момент молящиеся опускаются на колени . После произнесения слов священником можно встать с колен. После второго чтения из Ветхого Завета полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма , начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» Во время пения «Да исправится…» молящиеся стоят на коленях , а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании пения все встают . Затем священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, - молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва сопровождается земными поклонами , которые следует делать тогда же, когда их делает священник. Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня ; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров . Диаконом или священником возглашается сугубая ектения: « Рцем вси…», далее также, как и на полной Литургии. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол . Хор начинает петь особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится». Во время перенесения Святых Даров все должны благоговейно опуститься на колени . Священник в алтаре, с воздетыми вверх руками, трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит: «С верою и любовью приступим» и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит. После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами . Царские врата закрываются (при открытии и закрытии царских врат совершается поклон без крестного знамения ), завеса закрывается наполовину. Диакон или священник произносит просительную ектенью: « Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» За этим следует молитва Господня «Отче наш» , возглас диакона – «Вонмем» , т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!». Это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. В это время обычно совершают земной поклон . Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь» . Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратясь к молящимся, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Все совершают земной поклон . Священник читает молитву пред причащением и причащает мирян (на литургии Преждеосвященных Даровмладенцев обычно не причащают). Далее следуют Благодарение по Причащении. Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: «Благословен Бог наш..», и затем вслух к молящимся возглашает в царских вратах: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков..». Причастившиеся делают поясной поклон, кто не причащался – земной.

Затем священник читает заамвонную молитву и отпуст (слова, завершающие службу, благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

После этого священник говорит проповедь, дается для целования Святой Крест, причастники благодарят Бога за причащение (чтец читает благодарственные молитвы, все слушают и молятся). Служба окончена.

12. По выходе из храма

Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест.

Принимая благословение священника, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Выходя их храма, нужно сотворить три поясных поклона с крестным знамением.
Если придется выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, – помните, что уходить с Богослужения без крайней необходимости – грех перед Богом. Благочестивые христиане просят за это прощения у Господа и исповедуются в этом грехе на исповеди священнику.
Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености – вычеркивал. Особо старайтесь не выходить из церкви во время Литургии.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Надо не забывать, что мы приходим в храм с целью спасения души, а не получить какие-либо привилегии у Бога или у близких. Поэтому по возвращении из храма необходимо найти силы полноценно включиться в домашнюю жизнь, не требуя ни от кого снисхождения на нашу усталость.

Главное - это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

КРАТКИЕ ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

Православный Храм - это подобие неба на земле; в Храме с нами невидимо служат небесные ангельские силы; в Храме Сам Бог невидимо пребывает с нами, и поэтому наше поведение в Храме должно соответствовать святости и величию Дома Божия.

1.По дороге в Храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и другие молитвы по желанию.

2.Подходя к Храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением. Войдя в Храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя .

3.Входи в Храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя. Будь благоговеен и имей страх Божий.

4.Женщины не должны входить в святой Храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор.

5.Приходи в Храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.

6.По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части Храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

7.Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами или просьбами передать свечу.

8.Свечи покупай только в том Храме, в который пришел помолиться (благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II). Свеча - это жертва Богу и Его Храму. Свеча выражает теплоту любви и благоговение к тому, кому она ставится. Свеча - это не средство умилостивления или «задабривания» Бога. Без покаяния, без исполнения заповедей Господних - не нужны Богу никакие жертвы.

9.В святом Храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.

10. Приходя в Храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время их молитвы в Храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к святыне. Если детям требуется уйти из Храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.

11. Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его из Храма. Никогда не позволяй ребенку есть что-либо в Храме, кроме благословенного хлеба и просфор. Следи, чтобы ребенок не терял крошки от этих святынь.

12. Стоя в Храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

13. Никогда не веди разговоров во время Богослужения. Помни слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в Храме Господь посылает скорби».

14. Если место, на котором ты привык стоять, занято, становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в Божием Храме.

15. Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

16. По возможности не покидай Храм до окончания Богослужения. До окончания Литургии никогда, без крайней необходимости, не уходи из Храма. Это грех пред Богом.

17. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.

18. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Обязательно нужно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

19. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к столику с запивкой. После Причастия прочитай по молитвослову благодарственные молитвы.

20. По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из Храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.

ПОМНИ ХРИСТИАНИН! ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НАС САМОЕ ГЛАВНОЕ, ТОГДА МЫ САМИ СКОРО ОКОНЧИМ СВОЕ БЕССЛАВНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ЦЕРКОВЬ - ЭТО ДУША ЖИЗНИ.

«Верный признак омертвения души - уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Человеку, который крайне редко посещает православные храмы или вовсе делает это впервые в жизни, очень трудно сориентироваться в новой обстановке. Всё кажется такому человеку непонятным и вызывает массу вопросов. К тому же, у большинства людей в этой ситуации могут возникнуть вопросы о том, как же вести себя правильно в Божием храме, чтобы чувствовать себя уверенно и не отвлекаться от молитвы.

Одноклассники

Как одеваться для посещения храма

Ни для кого не секрет, что для посещения храма нужно одеваться правильно. Существует много убеждений о правилах дресс-кода, однако далеко не все они соответствуют действительности.

Как одеваться в церковь женщине

Согласно правилам, женщина должна входить в храм с покрытой головой . Однако это распространяется только на замужних женщин. На девиц и детей данное правило не распространяется. С другой стороны, современная жизнь вносит свои коррективы в привычный уклад, и чтобы не раздражать церковный «персонал», лучше все же покрыть голову. Это не составит большого труда, но поможет избежать конфликтный ситуаций.

Помимо головного убора, для женщин существуют и другие правила, придерживаясь которых можно чувствовать себя уверенно и комфортно в храме:

  1. Не принято надевать для посещения церкви брюки . Однако, если вы зашли в храм просто «по пути», чтобы поставить свечу - достаточно будет покрыть голову. И все же не рекомендуется входить в храм в моделях брюк с заниженной талией и обнажённым животом. В этом случае вас даже могут попросить покинуть храм. Если вы собрались в храм осознанно на службу, наилучшей одеждой будет длинная юбка в пол. Помните, что Божий храм – это не место для демонстрации достоинств своей фигуры и модной одежды.
  2. Не стоит также нажевать в церковь блузы и кофточки с глубоким декольте и открытыми плечами . Вообще, женщинам, которые считают себя православными христианками, не рекомендуется одеваться подобным образом и выставлять на всеобщее обозрение свои фотографии в полуобнажённом виде. Во-первых, это считается проявлением вашей , а во-вторых, провоцирует окружающих на греховные помыслы.
  3. Собираясь в храм на богослужение, не рекомендуется наносить слишком обильный макияж . Тем более не стоит красить губы, ведь вы будете прикладываться к кресту и святым образам. Потом служащим церкви придётся стирать с икон остатки вашей помады. Да и у других прихожан следы помады на святыне не вызовут приятных ассоциаций.
  4. Не стоит также обильно пользоваться парфюмом . Вы будете долгое время находиться в ограниченном помещении с большим количеством людей. Не всем может понравиться вдыхать этот аромат. К тому же, в церковь ходят и маленькие дети, и люди с ослабленным здоровьем. У людей может развиться аллергическая реакция.

Собираясь в храм, важно чётко определиться с целью посещения. Церковь – это место для молитвы, а не для знакомств или демонстрации своих внешних данных. Если помнить об этом, вопросы подобающего внешнего вида будут решены автоматически.

Правила для мужчин

Для мужчин тоже есть ряд определённых правил при посещении храма.

  1. Войдя в церковь, необходимо снять головной убор.
  2. Внешний вид при посещении храма должен быть опрятным и аккуратным. Очень многие верующие надевают на службу лучший костюм.
  3. Неприемлемо входить в храм в прозрачных майках без рукавов и в тренировочных брюках или шортах.
  4. Желательно перед посещением храма не курить и чисто побриться.
  5. Недопустимо появление в храме в нетрезвом состоянии.

К служителям церкви и другим прихожанам следует относиться с уважением и вести себя тихо в их присутствии. В противном случае не стоит вообще заходить в церковь.

Правила поведения во время Богослужения

Человеку непосвящённому Богослужение может показаться длинным и непонятным. Если вы хотите разобраться во всех тонкостях и подходить к происходящему осознанно, можно почитать специальную литературу или пойти на специальные курсы, которые проводят при многих храмах.

В целом, правила поведения во время Богослужения не столь сложные, как может показаться на первый взгляд:

Крестное знамение

Большинство людей, считающих себя православными христианами могут не знать досконально правил поведения в храме, но совершать крестное знамение, казалось бы, умеют. Однако и здесь есть некоторые нюансы, о которых очень важно знать. Само по себе крестное знамение не является спасительным ритуалом, а лишь наружным проявлением нашей веры.

Как же совершать крестное знамение правильно?

Когда необходимо совершать крестное знамение?

Креститься необходимо в следующих случаях:

  1. При входе в двери православного храма.
  2. Прикладываясь к кресту или иконам.
  3. В начале и в конце молитвы, иногда в ходе её прочтения.
  4. В начале утрени.
  5. В ходе богослужения.

Начинающим прихожанам можно уточнить все необходимые моменты перед началом Богослужения, чтобы вести себя правильно и чувствовать комфортно.

Взаимодействие со священнослужителями

Придя в церковь, принято брать благословение у священника . Кроме того, благословение можно получить перед уходом из церкви . Если в православной церкви присутствуют несколько священников, необязательно просить благословения у каждого. Если в храме находится архиерей, благословение следует получать у него, а остальным священникам лишь поклониться. Брать личное благословение у архиерея можно после того, как он выйдет из алтаря.

Если у вас есть конкретный вопрос к архиерею – вы можете записаться на приём в епархиальном управлении. Обращаться к православному епископу можно «Владыка».

Приветствовать епископа можно словами «Благословите». При этом следует сложить руки одна на другую. Правая ладонь должна находиться сверху. После благословения принято приложиться к руке священнослужителя в знак почтения к Господу.

Некоторые священники вместо лобызания руки накладывают её на голову прихожанина. Это тоже является знаком полученного благословения.

В церкви можно побеседовать с батюшкой о приходских делах. Для духовных вопросов существует таинство . При обращении к православному священнику полагается говорить «отец» перед его именем.

Недопустимо проявлять кокетство перед священнослужителем. За такую вольность священник может быть подвержен наказанию вплоть до лишения сана. Неприлично также интересоваться подробностями личной жизни священника – его семейным положением и количествам детей и пр.

Обычно в храме есть дежурные служители, которые следят за порядком и соблюдением правил поведения. Если к вам подошла сотрудница церкви и просит о чём-либо, не следует обижаться. В храме никого не будут беспокоить зря. Со временем вы освоитесь с правилами поведения и станете чувствовать себя уверенно при входе в храм, а до этого времени следует набраться терпения и внимательно следовать советам.

Сразу же после завершения Божественной литургии утром проводится . Если вы услышали, что в церкви стали петь хором молитвы, значит, пора готовить детей, поскольку скоро начнётся причастие.

Первыми к Чаше подходят матери с младенцами . Затем подводят детей постарше и после уже подходят все остальные. Если вас пропускают вперёд, постарайтесь пройти и не задерживать людей из желания показаться более добрым и воспитанным. Молча поклонитесь пропускающим вас и подходите к Чаше.

Во время службы приветствовать своих знакомых при входе можно молчаливым поклоном. Не следует затевать разговоры и бурные обсуждений новостей.

Перед христианскими праздниками во время вечерней службы часто проводится лития . Это особый чин вечерни. В это время этого богослужения всех молящихся принято освящать особым маслом. Прежде всего на литии необходимо подойти и приложиться к иконам, затем подойти к священнику для того, чтобы он крестообразно помазал лоб. Далее нужно слегка поклониться батюшке и приложиться к руке и отойти в сторону, взяв у служительницы кусочек освящённого хлеба. Этот кусочек можно съесть прямо в храме или взять с собой домой.

Накануне причастия обычно проводится исповедь. Обычно она проходит в порядке живой очереди. Прежде чем подойти для исповеди к священнику, принято поклониться всем стоящим рядом прихожанам со словами «простите меня». После этого люди поклонятся вам в ответ.

Прощаясь с человеком в церкви, ему принято говорить не До свидания, а «Ангела-хранителя».

Перед тем, как выходить из храма, необходимо приблизиться к праздничной иконе и совершить поклон. Поклоны могут быть поясными и земными. Земные поклоны следует совершать во время Великого поста.

Когда можно приходить в храм женщинам

Очень многих людей интересует вопрос, допустимо ли посещать храм женщинам в период критических дней. На сегодняшний день на это вопрос нет однозначного ответа . Согласно Ветхому Завету человеку в не чистом состоянии (в том числе в женщинам в критические дни) не следует входить в храм Божий .

В Новом же Завете сказано, что женщина в эти дни вполне может посетить церковь. Считается, что этот цикл создан Богом и поэтому в принципе не может считаться нечистым . При необходимости, Новый Завет даже разрешает женщине в критические дни причаститься Святых Христовых Таинств и приложиться к святым иконам.

Таким образом, мнения священнослужителей на этот счёт сегодня расходятся. Возможно, в этом вопросе следует последовать правилу золотой середины и воздержаться от посещения храма в критические дни без крайней необходимости. Если же вы остро нуждаетесь в духовной поддержке, вы можете посетить храм.

Храм - это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?" Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае - проявить милосердие.

Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Приходить в храм следует за десять - пятнадцать минут до начала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:

Боже, милостив Буди мне, грешному. - Поклон.

Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Поклон.

Создавый мя Господи, прости мя. Поклон.

После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и страхом Божиим.

По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.

Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.

Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть разрешается только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя -о ногах". Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Нельзя входить в храм с животными и птицами.

Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.

Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками - правая поверх левой.

Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Во время открытия Царских врат надо поклониться. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.

МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Помните, что уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за неотложных обстоятельств - грех перед Богом. Особенно старайтесь не выходить из храма во время Литургии, по крайней мере до пения "Отче наш...".

Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.

ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИИ И ИХ СИМВОЛИКА

Богослужебные одежды священнослужителей имеют разные цвета, каждый из которых символизирует духовное значение события, в честь которого совершается богослужение. Основные цвета богослужебных облачений - белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный.

Перед богослужением при облачении священнослужители читают особые, положенные уставом молитвы, в которых и раскрывается символическое значение священных одежд.

В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачения - царский: золотой или желтый всех оттенков в связи с тем, что Христос -Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

В праздники Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, символизирующий крестный подвиг Спасителя.

В праздники и дни памяти святых мучеников принят темно-красный цвет облачений в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

В зеленых облачениях всех оттенков празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, так как зеленый цвет - символ жизни, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом. В зеленых облачениях совершаются и богослужения в честь преподобных, подвижников и юродивых, так как их подвиг, умерщвляя греховные начала человеческого естества, не умерщвляет при этом самого человека, а обновляет всю его природу и ведет к жизни вечной.

Во время постов цвет облачений темный: темно-синий, фиолетовый, темно-красный, черный, В черных одеждах обычно служат в будние дни Великого поста.

Погребения, как правило, совершают в белых облачениях, так как для христианина смерть является лишь переходом в иной мир.

Белый цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Преображения и Вознесения Господня, так как символизирует собой Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий творение Божие.

Праздников праздник - Пасха Христова - начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. В некоторых храмах принято на пасхальной утрене на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета. Игра цветов очень соответствует этому "торжеству торжеств". Пасхальная литургия, как все богослужения последующей Светлой седмицы, совершается в красных облачениях, символизирующих победу "Солнца правды" - воскресшего Господа Иисуса Христа.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ

Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнесите мысленно молитву, дважды перекреститесь с поясными поклонами и приложитесь к иконе в знак любви и почтения к изображенному на ней. После чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь.

В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги; Божией Матери и святых - руку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - волосы. Не следует целовать лик на иконах.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)".

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:

"Пресвятая Богородице, спаси нас".

Или следующую:

"Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странным Предстательнице, скоркящим радосте, обидимым Покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь. Помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь".

Перед честным Животворящим Крестом Христовым читают сле дующую молитву:

"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Перед иконой святого:

"Святый угодниче Божий Николае (или великомученице и целителю Пантелеймоне, благоверный княже Александре и т.д.), моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами СПОДОБИТ достичь Царствия Невесного".

ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИКОН В ДЕЛЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.

"Великую пользу доставляют нам святые иконы в деле нашего спасения.

1. Святые иконы благотворно действуют на все душевные силы человека:

А) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмот ные, не могущие читать Святое Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Вет хого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе через святые изображения;

Б) святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают хрис тиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и со крушения о грехах;

В) святые иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом Страшного Суда и т.п.

2. Устрояя и лобызая святые иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. "Честь изображения, -- говорит святой Василий Великий, - пере ходит к первообразу; таким образом, через почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.

3. Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявле ния Его Божественной силы к нашему спасению: через них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает через святые иконы благодать свою видимо, то тем более он служит к нашему освя щению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует через святые иконы к нашему спасению, то много надо иметь сме лости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения.

4. Где святые иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого - злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если святые иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что через святые иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.

Заключим нашу беседу словами святого Иоанна Дамаскина; "Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и через него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его соеершенст-вию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не захочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон"".

Доктор богословия архиепископ Сергии Спасский



  • Разделы сайта