Разработка основных общеобразовательных программ в соответствии. Основная образовательная программа общего образования

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФГОС СПО ФЕДОСЕЕВА З.А., ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ГБУ ДПО ЧИРПО

2 ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ФГОС ПО ТОП-50 Достижения качества подготовки в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами. Инструменты: - использование лучших практик организации ПО - применение передовых технологий - использование современных требований к кадровому составу - создание современной образовательной среды.

3 КАКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧТЕНЫ? Международные технические и экологические стандарты и регламенты учтены при разработке примерных программ на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций. В процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение понятия «демонстрационный экзамен» и использованы элементы, применяемые при организации конкурсов профессионального мастерства WorldSkills

4 Изменены требования ФГОС СПО по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» ФГОС включает в себя: 1) требования структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ включают в себя общесистемные требования, требования к материальнотехническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации ОП; 3) результатам освоения основных образовательных программ, разработанных в соответствие с профессиональными стандартами, уточненных общих компетенций в соответствии с запросами сферы труда. Приложения: -Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы -Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ОП СПО (ФГОС по специальностям, при наличии осваиваемых профессий) -Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности ОП СПО (требования к знаниям, умениям, практическому опыту по каждому основному виду деятельности)

5 Изменен статус Примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа (ПООП) учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы разрабатывается по уровню и направленности на основе ФГОС включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, который является общедоступным. Программы, не включенные в реестр, не имеют статуса ПООП Порядок разработки ПООП, их экспертизы, ведения указанного реестра утвержден приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. 594 Реестр ПООП СПО ведет ФГАУ ФИРО на основании приказа Минобрнауки России от 16 июня 2015 г Адрес: Организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ относится к основным направлениям деятельности ФУМО СПО (приказ МО и Н РФ от 16 июля 2015 г. N 726)

6 СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Структура программы (при сроке освоения 10 м.) Объем программы в ак. часах (минимум) Общепрофессиональный цикл 180 Профессиональный цикл 972* ГИА 36 Всего 1476 *) включает объем нагрузи по профциклу (в том числе практикам)+ по промежуточной аттестации Структура программы (при сроке освоения 2г.10м.) ОГСЭ цикл 468 М и ЕН цикл 144 Общепрофессиональный цикл 612 Профессиональный цикл ГИА Объем программы в ак. часах (минимум) 1728* 216 ВСЕГО 4464

7 ССЫЛКИ ФГОС СПО НА ТРЕБОВАНИЯ ПООП Соотношение инвариантной и вариативной части (с учетом ПООП п.2.1 ФГОС) Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) и практик образовательной программы (с учетом ПООП п.2.3 ФГОС) Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена (с учетом ПООП п.2.8 ФГОС по профессии, п.2.9 ФГОС по специальности) В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП (п ФГОС). Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП (п ФГОС).

8 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы наличие обязательной и вариативной частей обязательная часть направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО (80 % - ППКРС, 70 % - ППССЗ) вариативная часть дает возможность расширения основных видов деятельности, освоение которых приводит к получению квалификаций, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда (20 и 30 %) Суммарный бюджет времени не может быть менее объемов указанных во ФГОС

9 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы Определение срока освоения программы (п.1.10, 1.9) ФГОС, в зависимости от базы приема на обучение Рассмотрение сочетания квалификаций(п.1.11 (1.12), из которых выбирается одно из предложенных во ФГОС Рассмотрение перечня квалификаций, из которого выбирается одна или две, в рамках соответствующего модуля по специальности СПО Требования к наличию в программе ряда дисциплин, обозначенных ФГОС, ПООП Включение демонстрационного экзамена в структуру ГИА (п.2.8 по профессии, п.2.9 по специальности) Обязательность обеспечения возможностей реализации программ для лиц с ОВЗ (включение в структуру программы адаптационных курсов п. 2.6 ФГОС)

10 ТРЕБОВАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРУЕМОЙ ПРОГРАММЫ Формирование номенклатуры дисциплин и модулей с учетом зачетных единиц (1 зач. ед =32-36часов) Объем образовательной программы по циклам включает: нагрузку во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную работу (п. 2.4 ФГОС) теоретическое обучение и практику (в том числе и преддипломную (для специальностей), курсовые работы (проекты)) промежуточную аттестацию, консультации. Объем нагрузки на практики составляет не менее 25% времени отводимого на профессиональный цикл;

11 Требования, влияющие на основные параметры формируемой программы не используется понятия «максимальный объем учебной нагрузки» (не более 54 часов) и объем «обязательных аудиторных занятий» (не более 36 часов) введено понятие «объем образовательной программы» рассчитано исходя из 36 часов в неделю Объем самостоятельной работы не может превышать более 20% (для профессии) или 30% для специальности Время отводимое на СР обучающихся, не относится к времени, отводимому на работу во взаимодействии, но входит в объем часов учебного плана. Учебные занятия + практика составляют > 80% / 70 % (профессии / специальности)

12 Требования к условиям реализации образовательной программы (5 видов требований) Общесистемные требования, Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы в соответствии с требованиями ПООП Требования к учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, с учетом перечня указанной литературы в ПООП В части требований к кадровым условиям наличие опыта профильной профессиональной деятельности у 25 % педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимся дисциплин (модулей), направленных на формирование профессиональных компетенций Финансовое обеспечение не ниже базового норматива

13 СВОБОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОП СПО Определять соотношение инвариантной и вариативной составляющей Определять номенклатуру учебных дисциплин и профессиональных модулей инвариантной части, адаптационных дисциплин Определять объем нагрузки на практики Выделять содержание обязательного минимума лабораторных и практических работ Выделять учебную нагрузку на промежуточную аттестацию, консультации Планировать реализацию ОП, только по тем видам деятельности(модулям), которые определяют выбранную образовательную траекторию и необходимы для обеспечения квалификации (таблица 2 р. 3 ФГОС)

14 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ОО определяется направление использования вариативной части; выявляются дополнительные основные виды деятельности, компетенции, востребованные на региональном рынке труда; разрабатываются спецификации по профессиональным компетенциям; формируются дополнительные элементы программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; разрабатываются программы практик; разрабатываются учебный план и график учебного процесса; формируется фонд оценочных средств; утверждается программа руководителем образовательной организации.

15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Сведения из ФГОС Присваиваемые квалификации Форма обучения Срок освоения программы на базе среднего общего образования и на базе основного общего образования

16 ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общий объем ОП, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается: на 2952 ч. (для профессий СПО) на 1476(для специальностей) К общеобразовательному циклу не предусматривается самостоятельная работа Номенклатура предметов общеобразовательной подготовки и объем нагрузки по ним определяется из методических рекомендаций ФИРО (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г) Период изучения учебных дисциплин, объем консультаций определяется самостоятельно образовательной организацией Промежуточная аттестация проводится по русскому языку, математике и по 1 дисциплине из числа профильных

17 ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВОДИМОГО НА ПРОМЕЖУТОЧНУЮ И ИТОГОВУЮ АТТЕСТАЦИИ Установление форм, периодичности, порядка проведения текущего, промежуточного контроля относится к компетенции ОО. В каждом семестре необходимо предусмотреть не менее 1 экзамена, но не более 8 в учебном году. По усмотрению ОО промежуточная аттестация по ПМ может проводиться в виде ДЭ. ГИА включает в себя: для профессий ДЭ для специальностей ДР (ДП) ДЭ включается в виде госэкзамена. Объем времени ИГА устанавливает ФГОС.

18 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ При реализации ОП предусмотрены учебная и производственная практика УП и ПП планируются в рамках ПМ и могут быть организованы как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено. ПП включает практики: по профилю специальности и преддипломную. Преддипломная практика является завершающей, ее длительность не может превышать 144 часа (письмо МО и Н РФ от) Конкретное распределение времени на практику определяется ПОО самостоятельно

19 ПЛАНИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ Цели вариативной части: -расширение основных видов деятельности и получение новой квалификации -углубление подготовки в рамках получаемой квалификации -получение дополнительных компетенций Вариативная часть планируется от общего объема программы. В зависимости от указанных во ФГОС сроках, объем вариативной части будет меняться: 10 мес.-не менее 288ч. 1,10мес.-612ч. 2,10мес ч. 3, 10мес ч. В часы вариативной части включается промежуточная аттестация, консультации.

20 СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. УМК Раздел 2 Программы профессиональных модулей Программа профессионального модуля Раздел 3 Программы учебных дисциплин. 1. Программа учебной дисциплины Раздел Фонд оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и организация оценочных процедур по программе 4.2 Типовые задания для ГИА

21 СТРУКТУРА УМК Содержание 1. Пояснительная записка 2. Требования к результатам освоения образовательной программы 3. Содержание требований к структурным элементам программы 4. Методическая документация, определяющая структуру и организацию образовательного процесса 5. Приложения (в которых размещаются программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, согласно учебному плану и набор КИМ по ПООП)

22 ТРЕБОВАНИЯ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ Раскрыты и уточнены общие положения: -Нормативно-правовые документы -Особенности организации учебного процесса и режим занятий -Общеобразовательный цикл -Обязательная часть содержания программы СПО -Распределение вариативной части и ее особенности -Порядок и формы проведения аттестации -Порядок и формы организации самостоятельной работы -Перечень и особенности освоение профессий рабочих, предусмотренных в рамках реализации программы -Др. элементы, описывающие сущностные характеристики учебного процесса

23 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Перечень общих компетенций 2.2 Перечень профессиональных компетенций 3. Содержание требований к структурным элементам программы 3.1 Спецификация профессиональных компетенций 3. 2Спецификация общих компетенций 3.3 Конкретизация требований к структурным элементам программы Конкретизация требований к ПМ Конкретизация требований к ОПД Конкретизация требований к дисциплинам по циклам

24 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРУ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4.1 Учебный план 4.2 календарный учебный график 4.3 Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы 4.4 условия реализации образовательной программы Требования к кадровому составу реализующему ООП Требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса


РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОГРАММАМ ТОП-50 И АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ФГОС Станулевич Ольга Евгеньевна - ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования

Царькова Елена Анатольевна зам. начальника Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета Структура нового макета ФГОС СПО В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального

Email: [email protected] Е.А. Царькова, зам. директора Центра развития профессионального образования Московского государственного политехнического университета, к.п.н. Структура нового макета ФГОС СПО

Министерство образования и науки Российской Федерации Актуализация ФГОС СПО Алферова И.А. председатель краевого УМО по УГС СПО 38.00.00 Министерство образования и науки Российской Федерации Черноскутова

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (ГАПМ имени Н.П.

Структура ФГОС по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС включает в себя: требования структуре основных образовательных программ (в том числе

Структура новых ФГОС. Примерная основная образовательная программа Давыдова Наталья Владимировна, начальник ОРОПТ ЦПО Самарской области Структура ФГОС по ТОП-50 В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального

Особенности разработки и апробации рабочих основных образовательных программ, УМК и КИМ Образовательные программы, УМК и КИМ: мониторинг и доработка в процессе апробации О.Ю. Говорова, заместитель директора

Министерство образования и науки Российской Федерации О направлениях государственной политики в сфере среднего профессионального образования. Актуализация ФГОС СПО Попова Т.С. Департамент государственной

Разработка учебного плана основной программы для ФГОС по ТОП-50 Станулевич Ольга Евгеньевна, ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета,

Разработка проекта учебного плана образовательной организации в соответствии с новым ФГОС Давыдова Наталья Владимировна, начальник ОРПТ ЦПО Самарской области Нормативно-правовая база Федеральный закон

Новый макет федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ФГОС СПО 4 Структура нового макета ФГОС СПО В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж 15 Система менеджмента качества 03-02-2014

Методические материалы по проектированию основных профессиональных образовательных программ СПО по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям Оглавление 1 Определение общих положений

УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы среднего профессионального образования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Технологический колледж 21» по программе

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОУ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена ГПОБУ «Республиканский инженерный колледж имени С. Орджоникидзе»

Настоящее положение, разработанное на основе: Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования РФ, в соответствии с Письмом Минобразования

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» (ГБПОУ МО «ВАТ «Холмогорка»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Утверждаю Директор ГБПОУ МО «Мытищинский колледж»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

Министерство образования и науки Калужской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «КАЛУЖСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. А.Т. КАРПОВА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров в ДПО Руководителям органов исполнительной власти субъектов

Пояснительная записка 1. Нормативная база реализации ППССЗ Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена разработан на основе Федерального закона «Об образовании в Российской

Министерство образования и науки Российской Федерации Утверждаю Ректор В.И.Гришин УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Смоленский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова наименование образовательного

ПОЯСНЕНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО по программе базовой подготовки Квалификация - медицинская сестра / медицинский брат Форма обучения

Утверждаю Директор ГАПОУ КузТАГиС С.Н.Нифонтов ФИО «28» августа 2018 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы среднего профессионального образования Государственное автономное образовательное учреждение

Локальный акт 1.25 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и согласования основных профессиональных образовательных программ государственного образовательного учреждения начального профессионального образования

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ОП СПО Настоящий учебный план образовательной программы среднего профессионального образования бюджетного профессионального образовательного учреждения

УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБОУ СПО Колледж строительной индустрии и городского хозяйства А.М. Кривоносов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославкой области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» ПОЛОЖЕНИЕ 02.09.2014 г. Тюмень УТВЕРЖДЕНО Приказом от

1. Пояснительная записка Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования ГБПОУ МО «Сергиево- Посадский колледж» разработан на основе Федерального

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» / О.П. Шовская 20 г. М.П. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Государственного областного бюджетного профессионального

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по теоретическому обучению Емельяновского дорожностроительного техникума Е.М. Самохвалова УТВЕРЖДАЮ: Директор Емельяновского дорожно-строительного техникума В.П.Калачев

УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» / О.П. Шовская/ «01»августа 2017 г. М.П. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Государственного областного бюджетного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский промышленно-экономический колледж У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа Н. К. Бурмистрова

СОГЛАСОВАНО 2017г УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОАУ «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства» Мельникова Е.И. 2017г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, срок получения СПО по ППССЗ: 1 года 10 месяцев, год начала подготовки 2018 Распределение по курсам и семестрам Формы промежуточной

УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБОУ СПО Колледж строительной индустрии и городского хозяйства А.М. Кривоносов 20 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Санкт- Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» УТВЕРЖДЕНО Решением Советом, колледжа, Протокол/^ 1 от 18.0.1. 2016г. Директор;

Основная профессиональная образовательная программа по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП)

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОУ Настоящий учебный план Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор колледжа В.Ю. Лобов

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ППССЗ ОО Настоящий учебный план государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области «Владимирский экономико-технологический

Министерство образования и науки Российской Федерации УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы подготовки специалистов среднего звена Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж» ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.9. Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных

Содержание 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативный срок освоения программы и присваиваемая квалификация 1.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1. Пояснительная записка 1.1 Нормативная база реализации программы подготовки специалистов среднего звена 1. Настоящий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.09

Утверждаю Директора ГПОУ ЯО Ярославского торгово-экономического колледжа Н.В.Костерина 2015г. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Ярославского

1. Пояснительная записка 1.1. Нормативная база реализации ОПОП Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Автономной некоммерческой

1.4. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО) определяется соответствующим федеральным государственным

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

А) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов , если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
  • 2) основные профессиональные образовательные программы:
    • а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
    • б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
  • 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учётом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.