Сколько весит 90. Сколько весит танк

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Читая название статьи, невольно возникает вопрос – зачем нужен такой стальной гигант? Разве вес определяет необходимость создания самого тяжелого танка в мире, чтобы он с отрывом лидировал в рейтингах, восхваляя конструкторов чудо-оружия, страну, способную организовать его производство, вложив в него колоссальные средства, мысли, труд тысяч людей. Конечно, это не так. На самом деле, вес лишь побочный, даже избыточный идеального оружия для сухопутного театра военных действий.

Уже первые бронированные машины, появившиеся на фронтах Первой мировой войны, поражали, даже ужасали своими огромными габаритами, весом. Как следствие, они были неповоротливы, имели малую проходимость, скорость, маневренность, что резко снижало их несомненные преимущества:

  • Защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов.
  • Возможность прорвать оборону противника, пройдя через проволочные заграждения, преодолевая окопы, траншеи.
  • Сильное психологическое давление на солдат врага, теряющих самообладание, впадающих в панику при виде рукотворных железных чудовищ.

Большинство из них, исходя из колоссального веса чугуна, стали, пошедших на их изготовление, вполне могут претендовать на звание самого тяжелого танка. Но в силу часто гротескного вида, реальных военно-технических характеристик, неучастия в боевых действиях, несерийного, часто экспериментального производства вряд ли стоит рассматривать их в этом качестве.

Прошли годы, и к началу следующей войны за передел мира и еще более во время боевых действий конструкторы ведущих стран, учтя промахи, накопившийся опыт применения танков, изменили приоритеты для их создания. Теперь ими стали:

Увеличение толщины брони, новые мощные двигатели, бортовое вооружение с немалым боезапасом неизбежно увеличивали вес создаваемых тяжелых танков. Но иметь в войсках такие передвижные бронированные форты, способные буквально взломать оборону противника, открыв дорогу для пехоты, дорогого стоило в прямом и переносном смыслах. Поэтому Германия, СССР и примкнувшие к нему страны антигитлеровской коалиции немало сделали на этом поприще.

Бронированные исполины

Советский Союз, единственный из стран участниц войны, к 1940 году имел на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ – «Климент Ворошилов» с боевой массой в 52 т. Это не удивительно, если посмотреть на его характеристики:

Всего было выпущено 204 таких тяжелых танка, почти все они были утеряны в боях 1941 году при сдерживании гитлеровского блицкрига.

Созданный в 1943 году ИС-2 при массе в 46 т, не претендовавший на звание самого тяжелого, стали позднее заслуженно называть «танком Победы». Его длинноствольная 122 мм пушка, надежное бронирование - 90 – 120 мм, высокая маневренность превосходили лучшие образцы германского вооружения, среди которых были:

Создаваемый во Франции сверхтяжелый танк TOG II, весящий 82,3 т, серийно до начала войны так и не начали выпускать. Великобритания тоже внесла свой небольшой вклад в конструирование подобной бронетехники. Лишь в 1944 году был размещен заказ на производство 25 экземпляров танка А-39 с массой, достигавшей 89 тонн, но в результате было изготовлено лишь 5 машин, и те после завершения войны.

Надо сказать, что французские и американские сверхтяжелые танки на самом деле по международной классификации были штурмовыми самоходными артиллерийскими установками – САУ прорыва, так как не имели вращающейся башни.

Самый тяжелый танк в мире, созданный во время Второй мировой войны, – это Pz.Kpfw VIII Maus с массой 188 т. В боях это бронированное чудовище не участвовало, к 1945 году было изготовлено две машины. Собранный из них выставочный экземпляр можно увидеть в Кубинке в Военно-историческом музее бронетехники. Сегодня этот принцип создания танков, как и само понятие ушли в историю. Современный танк берет не весом, а уникальным сочетанием новейших технологических разработок – материалов и систем.

Танк Т-90 - Описание конструкции

Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 - , включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях.

Танк Т-90С сохраняет особенность отечественного танкостроения - классическую компоновочную схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, а экипаж - раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель - в отделении управления. Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.


Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на большой дальности артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета. Обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела. Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальности от 100 до 5000 м.

Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру. Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями. Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме - по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.

Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает танк Т-90С от большинства зарубежных танков. Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счет применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.

На танке традиционно установлен дизельный двигатель, основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:

Незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды;


Высокая надежность в условиях сильной запыленности;

Меньший в 1,8-2 раза расход топлива.

Танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 м с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды. Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта.

Танк Т-90 - тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общие данные
Год принятия на вооружение 1993
Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперед, мм 9530
Длина корпуса, мм 6860
Ширина общая, мм 3780
Ширина по гусеницам, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2230
Забронированный объем танка, м3 11,04
Забронированный объем корпуса, м3 9,19
Забронированный объем башни, м3 1,85
Десантный люк в днище корпуса есть
Вооружение
Марка пушки 2А46М
Калибр пушки, мм 125
Тип пушки
гладкоствольная, пусковая установка
Длина трубы ствола, мм (калибров) 51
Тип затвора горизонтально-клиновой
Длина отката, мм 300
Расположение противооткатных
устройств
симметричное
Продувка ствола, тип эжекционная
Максимально допустимое для ствола
давление пороховых газов, кгс/см2
5 200
Теплозащитный кожух есть
Боевая скорострельность, выстр./мин 8
Заряжание, тип автомат
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в автомате
заряжания)
43 (22)
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, СГПЭ, УР
Тип выстрела раздельно-гильзовый
Начальная скорость БПС, м/с 1715
Масса выстрела с БПС, кг 20,2
Масса БПС, кг 5,9
Начальная скорость БКС, м/с 905
Масса выстрела с БКС, кг 29
Масса БКС, кг 19
Стабилизатор, тип электромашинный по
горизонтали

Электрогидравлический по вертикали

Спаренное вооружение, тип (марка) пулемет (ПКТ)
Калибр, мм 7,62
Боекомплект, шт. 2000
Зенитное вооружение, тип (марка) пулемет (НСВТ-12,7)
Калибр, мм 12,7
Боекомплект, шт. 300
Дистанционное управление есть
Управляемое вооружение 9К119
Управляемая ракета 9М119
Система наведения ракеты по лучу лазера
Максимальная дальность стрельбы, м 5000
Система управления огнем
Максимальная скорость вращения башни,
град./с
24
Максимальный угол возвышения пушки,
град.
20
Максимальный угол снижения пушки, град. 7
Дублированное управление огнем есть
Дальномер, тип лазерный
Диапазон измерения дальности, м 500-5000
Баллистический вычислитель, тип электронный цифровой
Основной прицел наводчика, тип перископический, совмещенный с
ЛД и тепловизором
Увеличение, кратность 2,7-12
Угол поля зрения, град. 20-4,5
Стабилизация поля зрения прицела независимая по ВН и ГН
Вспомогат. прицел наводчика нет
Ночной прицел наводчика тепловизионный
Дальность видения ночью, м 2600
Основной прибор командира перископический
Увеличение, кратность 7,5 (дн.); 5,1 (н)
Угол поля зрения, град 7
Зенитный прицел есть
Ночной прицел командира тепловизионное видеосмотровое
устройство
Дальность видения ночью 2600
Танковая информационно-управляющая
система
нет
Защищенность
Броневая защита, тип комбинированная
Угол наклона верхней лобовой детали
корпуса, град.
68
Противокумулятивные бортовые экраны есть
Система ТДА есть
Дымовые гранатометы, шт. 12
Комплекс оптико-электронного
подавления
есть
Динамическая защита, тип встроенная
Система коллективной защиты от ОМП, тип общеобменная
Быстродействующая система ППО есть
Подвижность и проходимость
Максимальная скорость, км/ч 60
Удельная мощность, л.с./т 18,1
Запас хода по шоссе, км 500
Емкость топливных баков, л 1200+400
Среднее удельное давление гусениц на
грунт, кгс/см2
0,91
Клиренс, мм 492
Преодолеваемые препятствия:

Вертикальная стенка, м

Максимальный угол подъема, град.

Глубина преодолеваемой водной
преграды с ОПВТ, м
5
Силовая установка
Марка двигателя В-84МС
Тип двигателя Дизель многотопливный
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 618 (840)
Максимальный крутящий момент, кгс · м 340
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-обр. 60°
Тактность 4
Тип охлаждения жидкостное
Габаритная мощность, л.с./м3 700
Масса двигателя, кг 1020
Степень сжатия 14
Ход поршня, мм 180/186,7
Диаметр цилиндра, мм 150
Рабочий объем, л 38,88
Удельный расход топлива, г/л.с.·ч 180
Вспомогательный двигатель нет
Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая планетарная
Коробка передач, тип две бортовые планетарные
Число передач вперед/назад 7/1
Передаточные отношения по передачам I - 8,713 II - 4,40 III - 3,485 IV - 2,787

V - 2,027 VI - 1,467 VII - 1,0 з.х. - 14,3

Механизм поворота, тип бездифференциальный
Минимальный расчетный радиус поворота,
м
2,79
Основной тормоз, тип дисковый, работающий в масле
Масса трансмиссии, кг 1870
Бортовой редуктор, тип планетарный
Система управления движением, тип гидравлическая
Ходовая часть
Подвеска, тип торсионная
Динамический ход катка, мм 320
Амортизаторы, тип, число гидравл. лопастной, 6
Гусеница, тип соединения траков последовательное
Тип шарнира гусеницы РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков 97
Масса одной гусеницы, кг 1723
Число опорных катков на борт 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Тип амортизации опорных катков наружная
Число поддерживающих катков на борт 3
Механизм натяжения, тип червячный
Масса ходовой части, кг 8570

Почему?
Каждый танк создавался страной изготовителем с учетом обороны именно этой страны. При создании танков учитывается климат, рельеф, уровень подготовки экипажей, наличие электронных систем, спутниковой поддержки, обеспечения запасными частями, и это только небольшой перечень.
Например, что будет с экипажем, который проведет в танке, находящемся в пустыне в жару, скажем 3 - суток, если у этого танка не будет кондиционера?

Такой экипаж будет думать о том, как выжить в танке вообще - не потерять сознание.

Для горной местности важна удельная мощность двигателей, иначе перегрев неизбежен. Может ли танк работать на не качественном топливе? Если да, то, как долго.
Вопросов больше чем ответов.

Инженеры все эти данные и проблемы учитывают в силу технологических возможностей, но здесь вступает в силу стоимость изготовления танка. Стоимость, это не только почем его можно продать, а и количество человек и ресурсов, которые задействованы при производстве. А выдержит ли экономика страны, либо она сможет произвести 5-10 танков в год, не более.
Опубликованный ниже рейтинг носит условный характер, не стоит абсолютно принимать к сведению, что танк под номером 5 гораздо лучше танка под номером 7.

ТОП10 самых современных танков:

В 2010 году на выставке Eurosatory 2010 немцы показали новую модификацию своего основного танка Леопард 2. Особенность этого танка в том. Что он позицируется, как танк, адаптированный для ведения операций в городе. Модернизация коснулась практически всего: корпуса танка, двигателя, трансмиссии, центровки масс, вооружения, управления огня и систем обеспечения жизнедеятельности экипажа.
При боях в городе на танк навешивается дополнительная защита от кумулятивных снарядов.
Танк рассчитан на ведение боя в течение 24 часов в сутки. Водитель получил круговой обзор местности вокруг танка, как и все члены экипажа, причем за счет тепловизоров все видно и ночью.

Технические характеристики танка Леопард 2A7 +:

Вооружение:
120 мм гладкоствольное орудие L55
12.7 мм пулемет
40 мм гранатомет
7.62 мм пулемет
Страна производитель: Германия
Экипаж: 4 человека
Вес танка: 67 500 кг
Запас хода: 450 км
Скорость: 72 км/час
На данный момент других данных нет.




Танк был принят на вооружение в 1980 году, тогда он назывался M1 и заменил основной боевой танк M60. С 1994 года выпускается модификация M1A2 - отличающаяся от предыдущей системами наведения, наблюдения и бронирования.
Что отличает кардинально этот танк от остальных? Это в первую очередь самый мощный в мире двигатель. На танк, с самого начала производства устанавливается турбинный двигатель, мощностью 3500 л.с., хотя во всех официальных документах указана мощность 1500л.с. На танке даже установлен ограничитель мощности и скорости, поскольку полная мощность двигателя просто- напросто рвет гусеницы.
C 1990 года танк оснащается дополнительной силовой установкой для обеспечения питания танка электроэнергией на стоянках, что бы не запускать основной двигатель и не использовать аккумуляторные батареи.
У танка есть и недостатки, так зарядка боеприпасов в приемник пушки осуществляется вручную.
Ввиду большой массы танка и высокой мощности двигателя ресурс гусениц около 1100-1200 км.
В настоящее время - это достаточно массовый танк, так на 2012 год произведено более 9000 танков. Списываемые танки не уничтожаются, а разбираются, и пригодные части корпуса используются повторно в новых танках.

Технические характеристики танка M1A2

Масса танка: 61,4 тонн
Длина с пушкой: 9,77 м
Длина корпуса: 7,93 м
Ширина: 3,66 м
Высота: 2,44 м
Экипаж: 4 человека (командир, наводчик, заряжающий, водитель)
Броня Chobham, сталь с использованием обедненного урана
Вооружение:
105-мм нарезная пушка М68 (устанавливалась на M1)
120-мм гладкоствольная пушка М256 (устанавливалась на М1А1, М1А2, M1A2SEP)
12,7 мм пулемет
2 пулемета M240 калибра 7,62 мм
Двигатель AGT-1500C многотопливный газотурбинный двигатель
1500 л.с. (по другим данным мощность двигателя без ограничителя мощности 3500 л.с.)
Соотношение мощности 24,5 л.с. / т
Дорожный просвет 0,48 м (M1, M1A1)
0,43 м (M1A2)
Запас хода: 465 км
Скорость по шоссе: 67,72 км / ч
Скорость по грунту: 48,3 км / ч




Этот танк заслуживает почетного 3-го места после боевых испытаний в Ираке. Только 1 танк был уничтожен за время войны в Ираке огнем противника. В июне 1991 года правительство Англии заказало первые 127 танков для Королевской армии.
Особенностью танка можно считать, то, что в данный момент он производится в основном на экспорт и адаптирован к эксплуатации в условиях высоких температур.
Танк оснащен самой современной системой прицеливания и визуального наблюдения, в том числе и ночью.
Танк по броневой защите и стойкости перед кумулятивными снарядами можно назвать в этом плане самым защищенным танком в мире.
Танк оснащен 12 цилиндровым дизельным двигателем мощностью 1200 лошадиных сил.
Недостаток танка - большая цена производства, так таких танков выпущено около 400.

Технические характеристики танка Challenger 2

Мощность двигателя: 1200 л.с.
Скорость по шоссе: 59 км/час
Масса танка: 62.5 т.
Экипаж: 4 человека
Запас хода: 450 км
Вооружение:
120 мм гладкоствольная пушка L30
2 пулемета калибра 7.62 мм
10 гранатометов L8




Merkava Mark IV - основной боевой танк Израильской армии. Танк достаточно современный, поскольку принят на вооружение в 2004 году. Среди планов модернизации танка - установка на танк системы активной защиты от снарядов противотанковых гранатометов. В данный момент Израиль ищет финансового партнера для доработки данной системы.
Танк имеет очень оригинальную конструкцию, так, двигатель танка расположен не сзади, а спереди, что создает дополнительную защиту экипажа от фронтального огня противника. Сзади танка есть люки для экипажа танка, что позволяет экипажу покидать танк под огнем противника, либо пополнять боеприпасы. В задней части танка есть место для десанта или дополнительного боекомплекта.
На танке устанавливается дизельный двигатель американского производства мощностью 1500 л.с.

Технические характеристики танка Merkava Mark IV:

Масса танка: 65 тонн
Длина: 9,04 м с пушкой
Длина: 7,60 м без пушки
Ширина 3,72 м
Высота: 2.66 м
Экипаж: 4 человека (командир, водитель, наводчик, заряжающий)
Вооружение:
вооружение 120-мм MG253 гладкоствольная пушка
1 х 12,7 мм пулемет
2 × 7,62 мм пулемета
1 × 60 мм гранатомет
12 дымовых гранат
Двигатель 1500 л.с. дизельный двигатель с турбонадувом
Удельная мощность: 23 л.с. / т
Дорожный просвет: 0,45 м
Емкость топливного бака 1400 литров
Запас хода: 500 км
Скорость 64 км / час по шоссе

5. Танк Т-90МС "Тагил"


Это современный, но еще пока не серийный танк Российской армии. Танк создан на базе танка Т-90, который в свою очередь является глубокой модернизацией танка Т-72. Почему 5 место, а не первое? Российские танки имеют ряд недостатков, в первую очередь вечная проблема - маломощный двигатель, были попытки ставить турбину на Т-80, но этот танк оказался неудачным и не пошел в серию. Мощность двигателя всего 1000 л.с. и сравнительно небольшой его ресурс. Вторая болезнь, которая на танке Танк Т-90МС "Тагил" вылечена - слабость вооружения. Пушка должна с первого выстрела с дальности 1500 метров пробивать лобовую броню любого танка НАТО. И последнее - электроника и системы наведения огня. Так, даже на Танк Т-90МС "Тагил" механик - водитель не имеет кругового обзора, ему ограничились установкой видеокамеры заднего вида. Пока, видно средства не позволяют создать принципиально новый танк, танк нового поколения, все приходится впихивать в профиль устаревшего корпуса Т-72.
Положительной отличительной особенностью является автоматическая система заряжания пушки, напомним, у американцев это делается руками.
Танк Т-90МС "Тагил" был показан В.В. Путину 7 декабря 2009 года. Что нового? Новый прицел пушки и, по сути, новая система наводки огня. Новые модульные пакеты для защиты от кумулятивного огня противника. Установлен пулемет над башней с дистанционным управлением.
Существенно усилена бронезащита, в том числе и верхней части танка. Установлен новый двигатель В-92С2, но говорить, что он существенно превосходит зарубежных конкурентов рановато.
Итак, основное отличие Т-90МС "Тагил" от своих предшественников - это система управления огня, которая уже может конкурировать с западными образцами.

Тактико-технические характеристики Т-90МС "Тагил"

Масса танка: 48 т.
Экипаж: 3 человека
Длина с пушкой: 9530 мм
Длина корпуса: 6860 мм
Ширина: 3460 мм
Вооружение:
Пушка 125-мм 2А46М-5
Боекомплект: 40 выстрелов
Управляемое вооружение: 9К119М «Рефлекс-М»
Спаренный пулемёт: 7,62-мм 6П7К (2000 патронов)
Зенитный пулемёт 7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1) (800 патронов)
Двигатель В-92С2Ф2: 1130 л. с.
Ёмкость топливных баков: 1200+400 л
Удельная мощность,: 24 л. с./т
Максимальная скорость по шоссе: 60 км/час
Запас хода по шоссе: 500 км
Удельное давление на грунт: 0,98 кг/см

6. "Оплот-М”


Этот танк - большой шаг на пути совершенствования самоходного оружия, но все же еще по многим параметрам этот танк уступает лучшим танкам НАТО. Танк был представлен в 2009 году. Внимание!
Не следует путать танк "Оплот-М” и танк Т-84 "Оплот”
Это совершенно разные танки, они отличаются даже по внешнему виду, не говоря уже об оснащении. Танк "Оплот-М” создан в Харьковском конструкторском бюро. Что нового? Возможность быстрой замены пушки без демонтажа башни, то есть замену пушки можно сделать в полевых условиях. 1200 сильный дизель. По мощности он уже равен западным двигателям, по удельной мощности танк даже превосходит многие другие танки НАТО, но опять же недостаток двигателя, расход масла в среднем около 10 литров на 100 км, но зато может работать и на бензине и на дизеле и на керосине. У танка появился вспомогательный блок питания ЕА-8, который позволяет обеспечивать электроэнергией без запуска основного двигателя.
Новая система наведения огня, которая уже может конкурировать с западными образцами. Новая броневая защита, выдерживающая попадание кумулятивных снарядов.
Планируется поставка танков в Таиланд, по словам директора завода, им. Малышева, Николая Белова, контракт в настоящее время выполняется в полном объеме (2012). Если контракт будет выполнен, то в мире появится еще одна модель современного танка.
Одним из недостатков это танка является слабая испытательная история. Танков в настоящий момент построено около 10 шт.

Технические характеристики танка "Оплот - М”

Масса танка: 51 т.
Экипаж: 3 человека
Удельная мощность: 24, 7 л.с./тонну
Мощность: 1200 л.с.
Запас хода: 450 км.
Скорость по шоссе: 70 км/час
Вооружение:
125 мм гладкоствольная пушка КБАЗ (46 выстрелов)
7,62 мм пулемет (1250 патронов)
12,7 мм пулемет (450 патронов)




CI Ariete - является основным боевым танком армии Италии. В настоящий момент на вооружении армии Италии находится 200 танков CI Ariete. Танк разработан и произведен компанией Iveco - Fiat и Oto Melara. Танк имеет современную цифровую систему наведения и управления огнем, что позволяет вести стрельбу на ходу днем и ночью. Танк принят на вооружения в 1995 году, в настоящее время производится в единичных экземплярах.
Среди недостатков танка первых выпусков - недостаточная удельная мощность двигателя. За свою историю модификаций удалось несколько снизить общий вес танка, таким образом, что бы он весил менее 60 т, танк получил новый более мощный двигатель - 1600 л.с.

Технические характеристики танка CI Ariete

Начало производства: 1995 год
Масса танка: 54 тонны
Длина: 9,67 м с пушкой
Длина 7,59 м без пушки
Ширина: 3, 42 м
Высота: 2,5 м
Экипаж: 4 человека
Вооружение:
120 мм пушка (42 выстрела)
2x7,62 мм пулемета (2500 патронов)
Мощность двигателя: 1300 л.с. (в последней модификации)
Запас хода: 550 км
Скорость: 65 км/час

8. Leclerc (Франция)


AMX-56 Leclerc - основной боевой танк армии Франции. Leclrc был разработан для замены устаревшего танка AMX 30. Танк поступил на вооружение в 1992 году. В настоящее время производство танков остановлено. На его смену придет новый боевой танк, но какой - еще не объявлено. При разработке танка особое внимание уделялось активной защите против кумулятивных снарядов. Для танка была разработана система управления огнем и в частности система распознавания свой - чужой. До 2001 года по уровню бронирования и качеству брони в целом Leclerc уступал танкам НАТО, но в 2001 году на танке уже использовалась такая же броня как на Challenger 2 и на немецком Леопарде. Дизельный двигатель V8X-1500 мощностью 1500 л. c. Позволяет танку развивать скорость более 70 км/час. Выхлоп охлаждается специальным устройством. Есть и оригинальное новшество - в случае атаки снарядом по танку с фронта, двигатель оборудован гидрокинетическим тормозом, торможение настолько резкое, что экипаж в танке пристегивается ремнями безопасности. Кроме Франции танк состоит на вооружении армии ОАЭ.

Технические характеристики танка Leclerc

Масса танка: 54,5 тонн
Длина: 9,87 м без пушки
Ширина: 3,71 м
Высота: 2, 53 м
Экипаж: 3 человека
Вооружение:
120 мм пушка (40 выстрелов)
12,7 мм пулемет (1100 патронов)
7,62 мм пулемет (3000 патронов)
Удельная мощность: 27,52 л.с./тонну
Запас хода: 550 км
Скорость: 72 км/час

9. K2 Black Panther (Республика Корея)


K2 Black Panther - это самый современный танк в Республике Корея. На сегодняшний день (2012) выпущено несколько прототипов танка, полномасштабное производство танка должно начаться во второй половине 2014 года. Чем еще примечателен танк? Он попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый дорогой танк в мире, его стоимость составляет 8 500 000$. В 1995 году правительство Кореи поставила задачу на разработку танка, способного противостоять танкам КНДР (в основном Т-55).
В 2006 году, после 11 лет разработки проект танка был готов.
Танк оснащен современной системой управления огня, которая способна улавливать цели с помощью тепловизора на расстоянии 9.7 км. Танк способен уничтожать низколетящие самолеты.
Особенностью танка является изменяемая по клиренсу подвеска, причем регулируется каждое колесо в отдельности.
В настоящий момент имеются некоторые проблемы надежной работы двигателя и подвески, что послужило некоторой отсрочке массового производства танков.

Технические характеристики танка K2 Black Panther

Масса танка: 55 тонн.
Длина с пушкой: 10,8 метров
Длина без пушки: 7,5 метров
Ширина: 3,6 метра
Высота: 2,4 метра
Экипаж: 3 человека
Вооружение:
120 мм пушка (40 выстрелов)
12,7 мм пулемет (3200 патронов)
7,62 мм пулемет (12 000 патронов)
Мощность двигателя: 1500 л.с.
Удельная мощность: 27,2 л.с.
Запас хода: 450 км
Скорость: 70 км/час

10. Тип 90 (Япония)


Тип 90 - является основным танком японской армии. Танк спроектирован и впускался компанией Mitsubishi. Танк достаточно дорогой на 2008 год имел стоимость 7 500 000$. Задача была поставлена такая, что бы готовый танк успешно сражался с настоящими и перспективными танками СССР. Танк принят на вооружении армии Японии в 1990 году. На танк устанавливается немецкая пушка L44. На танке применен автоматический заряжатель снарядов. На танке в качестве брони используется модульная керамика, и композитная броня из высококачественной стали.
Танк не поставляется за рубеж, и он никогда не участвовал в реальных боевых действиях.

Технические характеристики танка Тип 90

Масса танка: 50,2 тонн
Количество выпущенных танков: 333
Длина танка: 9,755 м
Ширина танка: 3,33 м
Высота танка: 2, 33 м
Экипаж: 3 человека
Вооружение:
120 мм гладкоствольная пушка (35 выстрелов)
12,7 мм пулемет (1500 патронов)
7,62 мм пулемет (2000 патронов)
Мощность двигателя: 1500 л.с.
Удельная мощность: 30 л.с./тонн
Запас хода: 350 км
Скорость: 70 км/ час

В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса "государственной тайны".

Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.

Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.

Эволюция

Система управления огнем от Т-80, корпус от Т-72, сохраненный автомат заряжания, который доказал свою эффективность в многочисленных вооруженных конфликтах, как и проверенная временем и боями гладкоствольная 125 миллиметровая пушка. Этот симбиоз наиболее сильных и проверенных решений отечественного танкостроения стал опытным образцом под названием Т-88. После испытаний и решения поставить надежный, неприхотливый и экономичный дизельный двигатель мощностью 830 л.с., на свет появился Т-90, вобравший в себя всё лучшее от предшественников и являющийся их эволюцией.

Мелкосерийное производство началось в 1993 году, постепенно оно увеличивалось, вплоть до 1995 года, когда было налажено полномасштабное производство на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. С тех пор было произведено около 1670 единиц для России и некоторых стран мира.

Устройство в общем

Как и предшественники, Т-90 имеет очень низкий профиль, благодаря двухместной башне, в которой справа размещается командир, а слева наводчик. Карусельный автомат заряжания совершенствовался в течении десятилетий, расположен в башне на полу корпуса и позволяет иметь скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Как и предыдущие советские ОБТ, Т-90 может вести огонь ракетами из ствола своего основного орудия, что позволяет бороться с воздушными и любыми наземными целями. Водитель расположен спереди, по центру корпуса, сразу за ним находится башня. Двигатель вынесен в заднее отделение и отделен от экипажа. Ходовая часть традиционная, с торсионной подвеской, шестью опорными катками с наружным обрезиниванием и тремя поддерживающими катками с внутренней амортизацией, ведущим колесом сзади.

Бронекорпус

Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита "Контакт-5", защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны - стандарт для всех модификаций.

Оборудование

Бронирование, система управления огнём и противоракетная защита остались от Т-80. Оборудование системами ночного видения и ядерной, биологической и химической защиты стало стандартом. Противоракетный набор контрмер "Штора-1 " дополнительная опция, которая почти всегда устанавливается и может противодействовать системам с лазерным наведением. Система управления огнем полностью цифровая способна наводиться как по тепловизору, так и по лазерному дальномеру. Всё это позволяет стрелять на ходу даже в условиях ограниченной видимости. Под носом корпуса скрыт нож ковша, который может использоваться для преодоления различных препятствий, также к танку может крепиться минный трал.

Вооружение

В пушке, пришедшей на Т-90 с предшественников, используются различные типы снарядов. Боекомплект состоит из выстрелов раздельного заряжания следующих типов: бронебойно-подкалиберных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-фугасных и с управляемой ракетой. В общей сложности 42 снаряда. Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный пулемет калибром 7.62 с боезапасом в 2000 патронов и зенитный с круговым обстрелом и боезапасом в 300 патронов. Два блока сшестерённых ракетниц позволяют ставить свою дымовую завесу для скрытия. Дополнительно к этому дизельное топливо может быть введено в выхлоп для альтернативной или более густой дымовой завесы - отличительная черта многих советских танков.

Подвижность

Изначально силовая установка для Т-90 была представлена V-12 В-84 мощностью 840 л.с. Позже танк был модернизирован и получил дизель В-92 мощностью 950 л.с. Последние версии используют двигатель В-96 мощностью 1250 л.с. Семиступенчатая коробка передач и торсионная подвеска призваны обеспечить хорошую подвижность и проходимость в любых условиях.

Максимальная скорость составляет достигает 60-65 км/час по шоссе. Запас хода 550 км, 700 км. с внешними баками. По бездорожью - 350 и 520 соответственно. Боевая масса 46-50 тонн. Тяговооруженность 21,5 л/с т.

Модификации

В оригинале танк имел обозначение Т-90. Его экспортные варианты были отмечены как Т-90Е, а экспортные варианты командирской версии были известны как Т-90K. Первая модификация, получившая дизельный двигатель В-92, сварную башню и ночной комлекс ТПВ "Эсса" стала Т-90A и была предложена для экспорта под обозначением Т-90С и, в командирской версии, Т-90СК.

Т-90 был модернизирован в 1996 году и получил модульный комплекс динамической защиты "Реликт" месте с измененной схемой композитной брони, став Т-90М. Был установлен новый двигатель В-96 мощностью 1250 л.с, пушка, крепление башни и ТПВ. Навигация GPS стала стандартом. После его принятия на вооружение получил название Т-90МС.

На базе Т-90 было создано несколько различных машин, а именно БМР-3М, БРЭМ-1М, ТОС-1А Солнцепек , ИМР-3М, МТУ-90, Рамка и Э300.

Боевое применение

Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.

7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.

В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90 , во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.

Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90 . Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР , нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.

Эпилог

Сейчас танк продолжает верно служить и получает модификации, например, Т-90СМ, являющуюся в каком-то смысле переходной ступенью к новейшему Т-14 Армата, и равен лучшим образцам западной бронетехники.

Т-90 экспортируется в Индию, где пользуется большим спросом, так же в Алжир, Азербайджан и Казахстан.

Разумеется, что у него есть и недостатки, но основная их часть вызвана классической компоновкой и присущи большинству ОБТ этого времени.

Окончательно их устранить может лишь принципиально новый танк вроде уже упоминавшегося Т-14 Армата, а пока что Т-90 успешно выполняет все возложенные на него задачи.