"Увеличенный тип" Николаевского завода ("Лейтенант Шестаков", "Лейтенант Задаренный", "Капитан Сакен", "Капитан-лейтенант Баранов"). Капитан Сакен (минный крейсер) Минный крейсер капитан сакен чертежи

В. Ю. Усов

Сканирование и редактирование – Валерий Лычёв

МИННЫЕ КРЕЙСЕРА "ЛЕЙТЕНАНТ ИЛЬИН" И "КАПИТАН САКЕН"

Ленинград - "Судостроение", 1982 г., № 4

В середине 80-х годов XIX в. военные флоты основных морских держав располагали значительным количеством мореходных миноносцев, что вызвало необходимость создания кораблей, специально приспособленных для борьбы с ними. Считалось, что такие корабли должны обладать преимуществом в скорости хода, иметь сильную артиллерию (от 37 - 47-мм скорострельных пушек до орудий среднего калибра) минное вооружение и быть достаточно мореходными да совместных действий с эскадрой крупных кораблей. Так в иностранных флотах появились torpedo catchers («ловцы миноносцев»), минные крейсера, минные авизо и другие представители этой весьма разношерстной ветви миноносных кораблей, ни один из которых, впрочем, не отвечал в полной мере предъявлявшимся к ним требованиям. При водоизмещении 500-1500 т и скорости хода 19-22 уз они оказались неудачными и как истребители миноносцев, и как миноносцы, и к тому же достаточно дорогими.

Морское министерство, очень внимательно следившее за всеми.новшествами в минном деле и выступавшее здесь зачастую как «законодатель мод», не игнорировало данное направление а развитии миноносных кораблей: еще 3 августа 1885 г. на Балтийском заводе в Петербурге началась постройка минного крейсера «Ильин» (с 21 октября 1885 г. - «Лейтенант Ильин»), названного в память героя Чесменского сражения Д. С. Ильина. Инициатором постройки корабля являлся, по-видимому, управляющий Морским министерством И. А. Шестаков, который лично утверждал чертежи и спецификации, разработанные под непосредственным руководством управляющего Балтийским заводом М. И. Кази. Таким образом, Морской технический комитет практически устранили от наблюдения за проектированием и постройкой корабля; впервые упоминание о минном крейсере «Лейтенант Ильин» мы находим в журналах кораблестроительного отделения МТК лишь более 10 месяцев спустя после его закладки и менее чем за месяц до спуска готового корпуса на воду. 15 октября 1885 г. корабль зачислили в списки флота, а 2 ноября состоялась его официальная закладка. 27 марта 1886 г. Главное управление кораблестроения и снабжений направило на рассмотрение МТК полный комплект полученных от Балтийского завода чертежей и спецификаций на постройку минного крейсера «Лейтенант Ильин» с тем, чтобы комитет дал заключение, «может ли быть дан наряд Балтийскому заводу на постройку минного крейсера по этим чертежам и спецификациям и можно ли копию с них препроводить главному командиру флота и портов Черного и Каспийского морей для руководства при постройке в Николаевском Адмиралтействе минного крейсера «Капитан Сакен». Стоимость постройки (исключая рангоут, такелаж, парусное вооружение, гребные суда, минное и артиллерийское вооружение и электрическое освещение) завод определил в 300 000 руб. Энергетическую установку заказали английской фирме «Хоуторн, Лесли и К°». Имея детальные рабочие чертежи механизмов крейсера «Лейтенант Ильин», Балтийский завод брался в течение 14-16 месяцев изготовить такую же установку для минного крейсера «Капитан Сакен» и установить ее на строящийся в Николаеве корабль.

Кораблестроительное отделение МТК 17 июня 1886 г. рассмотрело документы по строящемуся минному крейсеру и в основном одобрило, отметив, что комитет «не встречает препятствий» к выдаче наряда Балтийскому заводу на постройку минного крейсера «Лейтенант Ильин» и направлению его чертежей и спецификаций в Николаевское Адмиралтейство, МТК высказал сомнение в целесообразности установки одноствольных 47-мм пушек, поскольку «вопрос о их сравнительных качествах (с применявшимися ранее пятиствольными пушками) еще не решен окончательно путем опыта».

Главные элементы корабля длина по ГВЛ 69,4 (наибольшая с тараном 71,4), ширина 7,3, осадка на ровный киль с контрактными грузами 2,75 м; водоизмещение при этом 604 т (в полном грузу 714 т), из которых масса корпуса 267, механизмов 165, вооружения 33, угля 97, провизии и питьевой воды 10, экипажа 12 т; начальная поперечная метацентрическая высота 0,67 м (без угля 0,38 м); вооружение: семь - 47-мм одноствольных (фактически установлено 5) и 12 револьверных 5-ствольных 37-мм (фактически 10) пушек, а также семь минных аппаратов (два крайних носовых неподвижных, два носовых выдвижных неповоротных, установленных под небольшим углом к ДП, два поворотных бортовых и неподвижный кормовой); экипаж девять офицеров и 108 матросов, унтер-офицеров и кондукторов.

Стальной корпус минного крейсера набран по поперечной системе. Форштевень и ахтерштевень откованы из «лучшего сварочного железа». Вертикальный киль из 7-мм листов высотой 508 мм соединен угольниками с горизонтальным килем толщиной 9 мм. С каждого борта располагались по два кильсона, выполненных интеркостельными из 6-мм стальных листов. При этом два из них в районе МКО являлись водонепроницаемыми и служили как бы продолжением продольных переборок бортовых угольных ям. Еще два кильсона располагались на протяжении 23 м в средней части корпуса. Шпангоуты из Z-образной стали устанавливались через 609 мм, флоры выполнялись из 6-мм стали. Шпангоуты соединялись с бимсами 6-мм бракетами и угольниками. Наружная обшивка из 6-7-мм стальных листов склепана вгладь на внутренних пазовых планках. Выше верхней палубы между полубаком и полуютом имелся 3,5-мм фальшборт. Поперечные переборки (нижний пояс 5 мм, остальные 3,5-4 мм, подкреплялись вертикальными стойками через 609 мм) разделяли корпус корабля на 13 водонепроницаемых отсеков. Аналогичной выполнялась конструкция продольных переборок угольных ям. Палубные бимсы полубака, полуюта и мостика изготовлялись из угловой стали, бимсы верхней палубы в средней части - из тавровых балок (погибь их - до 140 мм), а в оконечностях - из стальных угольников. Палубные стрингеры полубака и полуюта имели толщину 4,5, стрингеры верхней палубы - 6-7, толщина листов настила верхней палубы - 3,5 мм. Броневая палуба изготовлена из двойного слоя 6-мм листов, а над машинно-котельными отделениями - 12-мм. Она защищала жизненно важные помещения корабля от артиллерийского огня. На полубаке, полуюте и верхней палубе уложен настил из 50-мм сосновых досок. Палубный настил подкреплен трубчатыми пиллерсами диаметром на баке и юте 50, под верхней палубой и под пушками 63, под броневой палубой - 76 мм. Внутри командирской (боевой) рубки, изготовленной из 25-мм стальных листов, находились штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы и другое оборудование, необходимое для управления кораблем в бою и в условиях обычного плавания. Офицерские каюты находились под полуютом, команда размещалась на жилой (броневой) палубе.

Энергетическая установка корабля состояла из 6 локомотивных котлов и 2 паровых машин с обслуживавшими их вспомогательными механизмами и системами и при проектной мощности 3500 и. л. с. обеспечивала ход 22 уз при форсированной тяге. При естественной тяге мощность 2200 и. л. с. соответствовала скорости хода 17,6 уз. Каждый котел имел 378 дымогарных трубок диаметром 32 мм, поверхность нагрева 130 м2, площадь колосниковой решетки 3 м2, рабочее давление пара 11,3 ат, масса котла 12,2, масса воды 6,7 т. Котлы размещались в трех котельных отделениях (31-72 шп.), за которыми в машинном отделении (72- 87 шп.) располагались две вертикальные паровые машины трехкратного расширения пара с диаметрами цилиндров 508-686-1071 мм при ходе поршня 406 мм. Полный ход предполагалось достигнуть при частоте вращения двухлопастных гребных винтов около 350 об/мин. Отработавший пар от машин направлялся в два главных конденсатора, работа которых обеспечивалась воздушными и циркуляционными насосами. Для питания котлов в каждом котельном отделении имелось по две питательные донки, а для обеспечения форсированной тяги на больших ходах - паровые центробежные вентиляторы.

Нормальный запас угля в бортовых ямах составлял 97 т, кроме того, можно было принять еще 7 т в перегрузку, а при заполнении углем и коффердамов запас угля достигал 160 т, что соответствовало полному водоизмещению корабля 714 т. При нормальном запасе угля расчетная дальность плавания при скорости 20 уз составляла 776, при 17,5 уз - 814 и при 13 уз - 860 миль.

Электрическое освещение (70 ламп накаливания и боевой дуговой фонарь мощностью 18 000 свечей) обеспечивалось двумя паровыми динамомашинами. Водоотливная система корабля состояла из двух паровых эжекторов производительностью 150 т/ч и двух 100-тонных. Кроме того, могла быть использована паровая центробежная помпа производительностью 200 т/ч. Через машинное и котельные отделения проходила водоотливная магистральная труба. В качестве средства осушения могла быть использована и пожарная паровая помпа.

На корабле предусматривалось размещение парового катера и пяти гребных судов (катер, вельбот, шестерка и две большие парусиновые шлюпки), для спуска и подъема которых использовались шлюпбалки. Якорное устройство состояло из двух становых якорей по 560 кг системы Мартина, одного запасного якоря массой 480 кг, двух якорных цепей диаметром 32 мм, длиной по 220 м и парового шпиля. Парусное вооружение (две легкие деревянные мачты-однодеревки высотой 23 м и два паруса общей площадью 372 м2) предполагалось использовать при благоприятной погоде или при повреждениях котлов и машин.

Наблюдал за постройкой корабельный инженер штабс-капитан И. Е. Леонтьев, командиром корабля назначили капитана 2 ранга А. А. Бирилева. 12 июля 1886 г. минный крейсер «Лейтенант Ильин» благополучно сошел на воду. После окончания продолжавшихся 2 месяца швартовных испытаний механизмов корабль вступил в кампанию, чтобы начать «пробное внутреннее плавание на один месяц». Однако за это время не удалось закончить даже заводские наладочные испытания, поэтому 10 октября было приказано продлить кампанию еще на один месяц. На следующий день начались пробные выходы на мерную линию с целью достижения полной контрактной скорости. 11 октября скорость корабля при открытых люках котельных отделений составила 17,1 уз при 280 об/мин, а при закрытых (форсированная тяга) - 18,7 уз при 310 об/мин. 16 октября на одном пробеге (6 мин) удалось развить 19,2 уз, но из-за многочисленных неисправностей (нагрев параллелей, парение сальников штоков, фланцев паровых труб) испытания пришлось прервать. В тот же день определялись маневренные элементы корабля. Полную циркуляцию корабль описал за 5 мин, диаметр циркуляции составил при скорости 17,2 уз 600 м. На следующий день выход в море состоялся в свежую погоду (6 баллов). При скорости 13 уз против волны корабль легко всходил на волну, килевая качка - умеренная, на палубу попадали только брызги. При ходе поперек волны бортовая качка - плавная, хотя размахи ее достигали 25° по кренометру при периоде 5 сек.

После докования и устранения дефектов 25 октября 1886 г. достигли средней (из 7 пробегов) скорости 19,6 уз при 340 о;б/мин. Попытки достичь контрактной скорости продолжались до середины ноября, но безуспешно. 28 ноября корабль окончил кампанию и стал на зимовку к стенке Балтийского завода. За зиму произвели переборку машин, чистку котлов, поставили новые трехлопастные винты (диаметр 2,4, шаг 2,6 м). 23 мая 1887 г. «Лейтенант Ильин» продолжил испытания, показав на одном из пробегов скорость 19,3 уз, после чего попыток достичь большей скорости не предпринималось. 2 июня корабль совершил переход и Петербурга в Ревель и на другой день обратно. Машины работали удовлетворительно, что послужило основанием дл приема корабля в казну.

По окончании испытаний капитан 2 ранга Бирилев представил в Главный морской штаб обстоятельный отчет, в котором утверждал, что минный крейсер «Лейтенант Ильин сочетает в себе качества отличного разведывательного судна и «преследователя миноносок» и даже может принять участие в эскадренном бою. Для рассмотрения этого отчета i решения вопроса о целесообразности дальнейшей постройки минных крейсеров подобного типа была назначена комиссия под председательством контр-адмирала Н. И. Казнакова, которая пришла к выводу, что «„Лейтенант Ильин" не удовлетворяет вполне ни одной из целей, указываемых командиром его», что «при постройке его не был строго выяснен вопрос, что именно... должны были сделать». В числе недостатков «Ильина» отмечалось, что «сильное минное вооружение, заставившее уменьшить артиллерию и увеличит высоту судна на целую палубу, излишне для судов этого типа», а высокий надводный борт делает корабль слишком заметным. Как разведчик «Ильин» не обладал необходимой дальностью плавания.

По докладу комиссии решили произвести ряд улучшений тактико-технических элементов корабля: снять бортовые минные аппараты, поставить на юте ручной штурвал, усилить вентиляцию помещения динамомашин, установить два опреснителя системы Зотова и две дополнительные цистерны для питьевой воды, снять неудачные паровые машины для подъема золы и шлака из котельных отделений, поставить на верхней палубе ручную помпу для откачки воды из отсеков при отсутствии пара на корабле (соединив ее с магистральной трубой), усовершенствовать подачу снарядов к орудиям, установить кранцы первых выстрелов.

Зачисленный в списки флота 18 января 1886 г. «Капитан Сакен» несколько отличался от своего прототипа: вместо полубака имел легкий стальной кожух, взамен полуюта на верхней палубе имелась легкая рубка для офицеров (каюты для них размещались в кормовой части жилой палубы). Вместо локомотивных котлов на «Сакене» установили 3 цилиндрических котла с 4 топками каждый. Это увеличило массу корабля на 25,5 т, полное водоизмещение достигло 742 т.

В ходе постройки устранили некоторые недостатки энергетической установки, выявленные в ходе испытаний «Лейтенанта Ильина»: установили рубашки на цилиндрах среднего и низкого давления, убрали паровые подъемники золы и шлака, поставили трубы для замеров температуры в угольных ямах. Вооружение корабля включало: шесть 47-мм и четыре 37-мм орудий, а также четыре 381-мм минных аппарата (два носовых и два бортовых неподвижных; последние были сняты в 1900 г., так как «не усиливали особенно минное вооружение, но страшно затрудняли подготовку мин и подачу их в аппараты»)„Постройка несколько затянулась вследствие задержки поставки и монтажа механического оборудования и других причин. Спуск «Капитана Сакена» на воду состоялся 30 апреля 1889 г. На ходовых испытаниях он показал максимальную скорость 18,3 уз; в казну был принят в конце того же года.

Оба первых русских минных крейсера не принимали участия в боевых действиях; в составе практических эскадр Балтийского и Черного морей они использовались для учебных целей. 27 сентября 1907 г. «Лейтенант Ильин» переклассифицировали в посыльное судно с сохранением прежнего наименования, а «Капитан Сакен» 26 марта 1907 г. - в портовое судно с переименованием в «Бомборы». Из состава флота исключены 31 мая 1911 и 9 декабря 1909 г. соответственно.

ЛИТЕРАТУРА


1. ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 36, журналы МТК от 16 апреля и 17 июня 1886 г.; оп. 1, д. 939, л. 1, 5-11, 13, 17, 41, 43, 125-138.
2. Беклемишев М. Н. О специально минных судах. Спб., 1888 г., с. 31-32.
3. ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 170, л. 1-2, 6, 9, 16-21, 35, 41, 49, 52, 55-56; ф. 421, оп. 9, д. 54, л. 121-122.
4. М о и с е е в С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота. М., Воениздат, 1948, с. 94-95, 286-287.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Капитан Сакен»

Минный крейсер «Капитан Сакен» в Южной бухте Севастополя

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Минный крейсер
Порт приписки Севастополь
Строительство начато 9 мая 1886 года
Спущен на воду 30 апреля 1889 года
Введён в эксплуатацию 1889 год
Выведен из состава флота 22 декабря 1909 года
Основные характеристики
Водоизмещение 742 тонны
Длина 69,4 м
Ширина 7,3 м
Осадка 3,1 м
Бронирование Палуба - 13 мм
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 3 огнетрубных котла
Мощность 2341 л. с. (1,7 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 18,3 узла (33,9 км/ч)
Экипаж 7 офицеров, 120 матросов
Вооружение
Артиллерия 6 × 1 - 47-мм орудия,
4 × 1 - 37-мм орудия
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм НТА

В результате многочисленных переделок в корме крейсера вместо надстройки были установлены рубки для офицеров и отдельно для командира. Баковую надстройку заменили карапасной палубой. Расположение офицерских кают (в кормовой части жилой палубы) было утверждено только в ноябре 1887 года. Кроме того, в конструкцию «Капитана Сакена» внесли изменения с целью исправить недостатки, выявленные при испытаниях «Лейтенанта Ильина». Цилиндры среднего и низкого давления снабдили рубашками, а угольные ямы - трубами для замера температуры угля. Были сняты паровые подъёмники для удаления из топок золы и шлака. В результате всех переделок водоизмещение корабля в полном грузу оказалось на четверть тяжелее проектного.

Вооружение ограничили шестью 47-мм и четырьмя 37-мм пушками. Поворотные минные аппараты после выявления большой перегрузки решили не ставить. Из пяти минных аппаратов два бортовых оказались очень неудобны для заряжания и впоследствии были сняты.

Неоднократно возобновлявшиеся ходовые испытания показали, что мощность механизмов при 223 об/мин не превышала 2341 л.с. Вместо ожидавшейся 21-узловой скорости корабль выжимал только 18,3 узла.

История службы

Несмотря на недостатки корабля, Черноморский флот, до конца XIX века не получивший ни одного крейсера, использовал «Капитана Сакена» в роли посыльного и разведочного корабля.

25 августа 1899 года в Севастополе была впервые в мировой истории установлена радиосвязь между боевыми кораблями. Приёмо-передающие устройства разместили на броненосцах «Георгий Победоносец» и «Три святителя», а передатчик - на минном крейсере «Капитан Сакен».

Во время севастопольского восстания 1905 года минный крейсер остался в подчинении вице-адмирала Чухнина и вместе с правительственной эскадрой обстреливал восставшие корабли.

8 апреля 1907 года переименован в портовое судно «Бомборы». В боевых действиях участия никогда не принимал. Исключён из списков 22 декабря 1909 года.

Командиры

  • 1893-хххх - капитан 2-го ранга Данилевский, Михаил Александрович
  • 1895-хххх - капитан 2-го ранга Рогуля, Евгений Петрович
  • 1898-1899 - капитан 2-го ранга Брусилов, Лев Алексеевич
  • 1905-хххх - капитан 2-го ранга Акимов, Сергей Николаевич
  • 1906-хххх - капитан 2-го ранга Шельтинг, Владимир Владимирович
  • 1911-xxxx - флигель-адъютант капитан 2-го ранга Погуляев, Сергей Сергеевич
  • капитан 2-го ранга Макалинский, Алексей Александрович
  • 1920 - капитан 2-го ранга Остолопов, Алексей Алексеевич

Служили на корабле

  • Вишневский, Илиодор Петрович - в 1892 году назначен старшим судовым механиком.

Источники

Напишите отзыв о статье "Капитан Сакен (минный крейсер)"

Отрывок, характеризующий Капитан Сакен (минный крейсер)

Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
– Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.

Черноморского флота . Строитель - капитан Роберт Юльевич Тирнштейн . Построен в Николаеве . Зачислен в списки 18 января 1886 года. Заложен 9 мая 1886 года. Спущен на воду 30 апреля 1889 года, вступил в строй в 1889 году.

Назван в честь капитана 2-го ранга Иоганна-Рейнгольда фон Остен-Сакена , дубель-шлюпка которого 20 мая 1788 года была атакована турецкой эскадрой в составе 30 судов. Не желая сдаваться неприятелю, Сакен взорвал своё судно вместе со взявшими его на абордаж турецкими галерами.

Предполагалось, что второй минный крейсер будет полностью однотипным с «Лейтенантом Ильиным », заложенным тремя месяцами раньше. Однако Балтийский завод, имея рабочие чертежи механизмов крейсера «Лейтенант Ильин», взялся в течение 14-16 месяцев изготовить такую же установку своими силами и установить её на «Капитан Сакен» в Николаеве. Предложение сочли выгодным, и проект корабля переделали. Не меняя обводов корпуса (но снабдив его ещё более угрожающего вида таранным штевнем) перекомпоновали внутренние помещения для размещения машины и огнетрубных котлов цилиндрического типа взамен локомотивных.

Замена локомотивных котлов на огнетрубные произошла не сразу. 21 января 1887 года выяснилось, что новые котлы получаются на 25,5 т тяжелее требуемого, в результате чего журналом МТК № 12 было приказано убрать кормовые надстройки, а весь борт понизить почти на 1 метр.

Предложения по изменению проекта продолжали поступать независимо от Главного командира Николаевского порта и от дирекции Балтийского завода. МТК утвердил некоторые из них. В результате Р. Ю. Тирнштейн не мог осуществлять должный контроль за осуществлением проекта.

Параллельно строительству «Капитана Сакена» в Николаеве строились три канонерские лодки («Запорожец», «Донец», «Черноморец»), строителем которых вначале был назначен тот же Р. Ю. Тирнштейн (впоследствии его сменил штабс-капитан Берг). В силу императорского статуса этого заказа канонерским лодкам во всём отдавалось предпочтение. В результате «Капитан Сакен» даже не получил собственной закладной доски , а был включён в общий текст единой (беспрецедентный случай в русском флоте) доски, изготовленной для трёх лодок, строящихся в Николаеве. Строительство минного крейсера затянулось, и к моменту его спуска на воду канонерские лодки уже начинали ходовые испытания .

В результате многочисленных переделок в корме крейсера вместо надстройки были установлены рубки для офицеров и отдельно для командира. Баковую надстройку заменили карапасной палубой. Расположение офицерских кают (в кормовой части жилой палубы) было утверждено только в ноябре 1887 года. Кроме того, в конструкцию «Капитана Сакена» внесли изменения с целью исправить недостатки, выявленные при испытаниях «Лейтенанта Ильина». Цилиндры среднего и низкого давления снабдили рубашками, а угольные ямы - трубами для замера температуры угля. Были сняты паровые подъёмники для удаления из топок золы и шлака. В результате всех переделок водоизмещение корабля в полном грузу оказалось на четверть тяжелее проектного.

Вооружение ограничили шестью 47-мм и четырьмя 37-мм пушками. Поворотные минные аппараты после выявления большой перегрузки решили не ставить. Из пяти минных аппаратов два бортовых оказались очень неудобны для заряжания и впоследствии были сняты.

Неоднократно возобновлявшиеся ходовые испытания показали, что мощность механизмов при 223 об/мин не превышала 2341 л. с. Вместо ожидавшейся 21-узловой скорости корабль выжимал только 18,3 узла.

Несмотря на недостатки корабля, Черноморский флот, до конца XIX века не получивший ни одного крейсера, использовал «Капитана Сакена» в роли посыльного и разведочного корабля.

25 августа 1899 года в Севастополе была впервые в мировой истории установлена радиосвязь между боевыми кораблями. Приёмо-передающие устройства разместили на броненосцах «Георгий Победоносец» и «Три святителя», а передатчик - на минном крейсере «Капитан Сакен».

Во время севастопольского восстания 1905 года минный крейсер остался в подчинении вице-адмирала Чухнина и вместе с правительственной эскадрой обстреливал восставшие корабли.

8 апреля 1907 года переименован в портовое судно «Бомборы». В боевых действиях участия никогда не принимал. Исключён из списков 22 декабря 1909 года.

DM1967 > Итак, имеем описание для 75-мм пушки Канэ:

Продолжу сам себя. Вот полный текст (отсюда http://forum.ship1.ru/index.php?topic=46.0)
Первоначально 75мм/50 пушки устанавливались на станках Канэ на центральном штыре. Компрессор гидравлический, откатывался вместе со стволом; накатник пружинный. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм посредством валов и шестерен сцеплялся с зубчатым погоном, прикрепленным к штыровому основанию.
В 1896-1898 гг. на ОСЗ создали станок системы Меллера. Он весил почти в два раза меньше старого за счет облегчения и упрощения конструкции: механизм горизонтального наведения был упразднен, а поворот орудия производился плечом наводчика. Подъемный механизм имел зубчатую дугу. Чтобы уменьшить вес противооткатных устройств, ввели гидропневматический накатник и в два раза увеличили длину отката.
Для палубных установок крейсеров класса "Баян" (по 8 шт.), канонерских лодок класса "Карс" и класса "Бурят" и миноносцев Металлическим заводом был создан 75мм/50 станок на центральном штыре обр. 1906 г. с центральным компрессором, неподвижным при откате. Накатник пружинный. Подъемный механизм винтовой. Поворотный механизм имел цилиндрическую шестерню, сцепленную с круговым погоном. Параллельно Металлический завод изготовлял и 75мм/50 бортовые станки обр. 1906 г. на переднем штыре для казематных установок крейсеров класса "Баян" (по 12 шт.). Конструкция их была подобна станкам на центральном штыре, за исключением устройства тумбы, механизма горизонтального наведения и т.п. Угол горизонтального наведения, допускаемый портом крейсера - 100°.
Модернизированный вариант станка Металлического завода обр. 1906 г. получил название станка обр. 1908 г.
С началом первой мировой войны флоту срочно потребовались зенитные орудия. Для этого приняли решение переделать в зенитные орудия 75мм/50 установки Меллера. Выбор был не случаен, все остальные станки имели пружинный накатник, крайне неудобный для зенитной стрельбы. Тело орудия повернули на 180° вокруг своей оси (противооткатные устройства оказались над стволом). Первые переделанные зенитные станки сдали уже осенью 1914 г.
К июлю 1916 г. было заказано и изготовлено 80 зенитных установок на станках Меллера с углом вертикального наведения до +50°. Из них 40 отправлено на Балтийский флот, 19 на Черноморский флот, а 12 установок передано Сухопутному ведомству.
Обуховский завод получил заказ на 41 установку Меллера с углом вертикального наведения до +70°. На июль 1916 г. изготовили и передали Балтийскому флоту 4 единицы.
Позже угол возвышения был доведен до +75°. В производстве зенитная установка Меллера находилась до конца 1920-х гг. Ее модификации получили обозначения обр. 1926 г. и обр. 1928 г. По баллистическим данным 75мм/50 зенитная пуш­ка существенно превосходила 76-мм пушку Лендера.

Итак, имеем:
1) Станок системы Канэ. (Компрессор гидравлический, откатывался вместе со стволом; накатник пружинный. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм посредством валов и шестерен сцеплялся с зубчатым погоном, прикрепленным к штыровому основанию). Есть такая картинка:

и такая вот фотография от финов:

Допустим это - он.

2) Станок системы Миллера (механизм горизонтального наведения был упразднен, а поворот орудия производился плечом наводчика. Подъемный механизм имел зубчатую дугу.). С этим - проще всего:

3)Станок Обуховского завода (обр. 1911 года?).

Есмотреть в таблице у Широкорада, то вес установки на станке Канэ - около 4000 кг, На станке Миллера - 1720, на станке металлического завода - 4420 кг и на станке Обуховского - 2555. Чисто зрительно мне кажется что этот станок по весу ближе к Кенэ чем к Миллеру. Но тем ни менее...

6-8) Далее идут зенитные варианты станка Миллера (Тело орудия повернули на 180° вокруг своей оси (противооткатные устройства оказались над стволом).)
Имеем:
Первоначальный вид

Образец 26 года:

и, судя по всему, 28 (хотя, может тоже 26):

Есть еще вот такой зенитный станок, котрый по описанию конструкции не подходит под вариант Миллера:

Ну и схемка, относящаяся к Профинтерну по состоянию 26 года.

Написать нам

Компьютерная игра отличается от реальности тем, что здесь необратимых последствий не бывает. Не страшно гибнуть, когда у тебя в запасе есть ещё несколько жизней. Не страшно проиграть бой, потому что ты можешь в любую минуту начать следующий.

На настоящей войне такой возможности нет. Если ты умираешь, то по-настоящему. Если сражение проиграно, это значит, что твоя страна обязательно что-то потеряет. Капитан Сакен жил задолго до изобретения компьютеров, и поэтому он знал, что бой в устье Южного Буга станет для него последним. Тем больше уважения вызывает его подвиг.

Несмотря на свою немецкую фамилию, Сакен не относился к числу иностранцев, явившихся в Россию «на ловлю счастья и чинов». Его отец был дворянином из Эстляндии, которая ещё в петровские времена стала частью Российской империи.

Как и многие знаменитые русские моряки, Сакен учился в петербургском Морском корпусе. Кончив учебу, он служил на Балтийском флоте.

Свой первый боевой опыт молодой офицер получил во время Архипелагской экспедиции под руководством адмирала Спиридова. Сакен не видел Чесменский бой, зато он участвовал в менее известном Патрасском сражении.

На Черноморский флот Сакена перевели незадолго до начала русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. В то время Турция предъявила требование вернуть Крым, который незадолго до этого она отдала России по Кючук-Кайнарджийскому миру. После того, как Булгаков, российский посол в Константинополе, ответил на это отказом, война началась вновь.

На молодом Черноморском флоте знающих офицеров было мало, поэтому капитан второго ранга Сакен вскоре получил хорошее назначение. Он должен был командовать флотилией мелких судов в Днепро-Бугском лимане.

Шел 1788 год. В лимане разворачивались активные боевые действия. Главным желанием турок было разорить Херсон, где строились корабли для Черноморского флота. Целью русских было не допустить этого и взять крепость Очаков – главный вражеский оплот на этой территории.

Сакена уже тогда знали как храброго и опытного офицера с непростым характером, и когда Суворов потребовал выслать к нему мелкое судно, к нему отправили нашего капитана на дубель-шлюпке №2 (так именовали мелкие парусно-гребные суда).

В Кинбурне единственная дубель-шлюпка оказалась совершенно бесполезной. Сакен просил начальство через Суворова, чтобы прислали подкрепление, но получил лишь отказ.

Вскоре у Днепро-Бугского лимана появился турецкий флот. Утром 20 мая Сакен получил приказ прибыть к своей эскадре, быстро снарядил судно и тем же днем отправился в путь. Капитан был рад, что после долгого бездействия он снова будет участвовать в боях.

Выход Сакена из Кинбурна не остался незамеченным. Его судно показалась неприятелю легкой добычей. Когда капитан отошел на пять верст от города, за ним погнались турки. Перевес на стороне врага был огромным: тридцать судов против одной дубель-шлюпки. Но Сакен всё ещё надеялся оторваться от преследователей и уйти к Херсону.

На русском судне шла работа: быстро поставили паруса, матросы отчаянно гребли, но спустя четыре часа погони стало ясно, что спастись невозможно. Половина вражеских судов отстала в пути, но надеяться было всё равно не на что. Мачту на судне сбило турецким ядром. Это заставило и без того тяжелую и неповоротливую дубель-шлюпку сильно сбавить скорость.

К моменту, когда турки окружили дубель-шлюпку, ялик успел отойти вперед на целых две версты. Издали матросы видели, как судно Сакена сделало поворот. Грянул выстрел из русской пушки-единорога. Это вызвало недолгое замешательство у противника, затем две галеры сцепились с дубель-шлюпкой на абордаж.

Сакен успел спуститься с фителем в крюйтс-камеру, где хранился порох. Раздался сильный взрыв. Он уничтожил и дубель-шлюпку №2, и четыре турецких галеры.

Суворов долго не имел известий о Сакене. Ему донесли, что в устье Буга, куда ушел капитан с преследователями-турками, был виден столб дыма от взрыва. Всем казалось странным, что неприятель не празднует победу. Это объяснилось, когда матрос Тимофеев с товарищами добрался до своих и рассказал о подвиге своего командира.

На девятый день после гибели Сакена в Буге выловили почти целую мачту и другие обломки дубель-шлюпки. К осени из реки подняли три якоря и единорог.

Екатерина II, узнав о подвиге капитана, позаботилась об его родственниках: отцу дала землю, а братьям пожаловала чины.

Имя Сакена золотыми буквами написано на стене Морского собора в Кронштадте. Сколько будет стоять этот храм, столько и будут помнить капитана, для которого честь оказалась дороже жизни.

Мария Пронченко