Игра - квест по русскому языку. Литературный квест- идем в ногу со временем Название филологического квеста

Предметные недели, ежегодно проводимые в школах, давно и справедливо считаются эффективной внеурочной деятельностью, способной привлечь внимание учащихся, мотивировать их к изучению того или иного предмета, заставить по-другому взглянуть на вроде бы давно знакомую науку.

Разрабатывая сценарии предметных недель, мы придерживаемся нескольких принципов.

Во-первых, задания подбираются и составляются совместно с учащимися. Такой подход позволяет, с одной стороны, максимально вовлечь школьников в образовательный процесс, с другой, обеспечивает преемственность в обучении: например, старшеклассники готовят упражнения для более младших классов и даже проводят у них уроки.

Во-вторых, предлагаемые задания обязательно должны быть связаны с реальной языковой ситуацией. Так, на уроках далеко не всегда уместно анализировать рекламный слоган или газетный заголовок, несмотря на то, что эти речевые жанры являются неотъемлемой частью современной лингвистической среды. Наоборот, предметная неделя, как особая форма работы с учащимися, дает массу возможностей для использования названных примеров. Как правило, такой нестандартный языковой материал привлекает внимание учащихся, мотивирует их к изучению предмета, развивает лингвистический вкус и, что очень важно, соотносит в их сознании русский язык как школьный предмет и русский язык как средство общения в реальной жизни.

И, наконец, при продумывании заданий для Филологической Недели необходимо использовать метапредметный подход. Точек пересечения здесь может быть множество: русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка (как классическая, так и современная), кинематограф, журналистика, рекламоведение и даже компьютерные игры.

Так, в 2012–2013 учебном году предметная Неделя русского языка и литературы была построена как пятидневный квест (от англ. quest – один из основных жанров компьютерных игр , представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком; при этом важнейшими элементами игры являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [Википедия]). Заметим, что фактически такой формат работы (коллективное выполнение заданий на протяжении нескольких дней) не является инновационным, однако его позиционирование как квеста сразу интригует учащихся.

В начале каждого дня классы получали свои маршрутные листы , которые заполнялись по мере выполнения заданий и затем сдавались организаторам.

Центральным событием дня являлся один масштабный конкурс, актуализирующий тот или иной аспект изучения филологических дисциплин:

Название конкурса Идея конкурса
“Отгадай иллюстрацию”. Конкурс для учащихся начальной школы. На стенде вывешиваются пронумерованные иллюстрации ребят к произведениям мировой литературы. Необходимо угадать произведение и автора.
Викторина “Звучащая классика” (опера). В фойе школы воспроизводятся отрывки из опер, написанных по мотивам произведений русской литературы. Участникам необходимо угадать автора, название оперы и литературный источник.

Варианты заданий:

  • ария Садко из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”;
  • ария Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Золотой петушок”;
  • первая песнь Бояна из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”;
  • ария Земфиры из оперы С.В. Рахманинова “Алеко”;
  • ария Бориса из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”;
  • ария Ленского из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”;
  • ария Лауры из оперы А.С. Даргомыжского “Каменный гость”;
  • ария Германа из оперы П.И. Чайковского “Пиковая дама”.
Викторина “Звучащая классика”-2 (романсы). В фойе школы воспроизводятся отрывки из романсов, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и, возможно, композитора.

Варианты заданий:

  • “Выхожу один я на дорогу…” (музыка Е. Шашиной, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “И скучно, и грустно…” (музыка А.С. Даргомыжского, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “Что в имени тебе моем?” (музыка В. Чистякова, стихи А.С. Пушкина; романс из к/ф “Прощание с Петербургом”);
  • “Я помню чудное мгновенье…” (музыка М.И. Глинки, стихи А.С. Пушкина);
  • “Не здесь ли ты легкою тенью…” (музыка П.И. Чайковского, стихи А.А. Фета).
Викторина “Звучащая классика”– 3 (современная музыка). В фойе школы воспроизводятся отрывки из современных музыкальных композиций, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и современного исполнителя.

Варианты заданий:

  • “На заре ты ее не буди…” (стихи А.А. Фета, исполняет Макс Покровский (“Ногу свело”), композиция из к/ф “Азазель”);
  • “Я сижу у окна…” (стихи И. Бродского, исполняет Диана Арбенина);
  • “Москва” (“Да! Теперь решено. Без возврата…” (стихи С. Есенина, исполняет Земфира (или группа “Монгол Шуддан”));
  • “Маяк” (стихи В.В. Маяковского (“Лиличке!”), исполняет группа “Сплин”);
  • “Apres Moi” (стихи Б. Пастернака (“Февраль! Достать чернил и плакать…”, исполняет Регина Спектор (Regina Spector)).
“Исправь рекламщика”. Для данного конкурса необходимо подобрать и распечатать примеры рекламных объявлений и вывесок, составленных с ошибками различного типа. Учащимся предлагается увидеть и объяснить эти ошибки, а также предложить свой вариант текста.

Важно подбирать примеры не только с обычными орфографическими ошибками (вывеска “АДВАКАТ” , название магазина “Курочька” ), но и тексты, неудачные с коммуникативной точки зрения, рождающие двусмысленность (“Поезд Москва – Владивосток. 40 лет в пути” – реклама РЖД, рекламная вывеска “ЛАДА по цене завода” и т.д.).

“Игра в портреты”. По школе развешаны пронумерованные портреты писателей и поэтов (как отечественных, так и зарубежных).

Задача участников – отгадать, кто изображен на портрете. Дополнительные баллы получают те, кто также указал произведения, созданные этим автором.

Отметим, что по окончании конкурса важно прикрепить к каждому портрету действительные имена авторов.

В дополнение к главному мероприятию в рамках предметной Недели проводились выставка иллюстраций к художественным произведениям “Дети рисуют классику”, “Уроки письма”, занятия, подготовленные старшеклассниками для младших учащихся, открытые уроки и мастер-классы учителей русского языка и литературы, тематические экскурсии.

Началась Неделя вечером русского романса и любовной лирики, подготовленным совместно с преподавателями музыки, а заключительным мероприятием стало заседание Литературного клуба на тему “Хогвартс: реальность или утопия?”.

Безусловно, организация такой предметной недели требует серьезных временных затрат и подразумевает совместную работу преподавателей различных дисциплин. Но, как показывает обратная связь, учащиеся по достоинству оценили проведенные мероприятия, особенно отметив нестандартность и разноплановость заданий:

“Больше всего мне понравилось угадывать портреты писателей и поэтов! Ходишь по всем этажам, выискиваешь… Это здорово!” (Лида, 6 класс).

“Очень необычно было, когда включили современные песни! Мы не ожидали такого поворота событий!” (Учащиеся 9 класса.)

“Самый интересный конкурс – “Исправь рекламщика”. Мы такие ошибки очень часто встречаем в обычной жизни, но не всегда задумываемся над ними, не анализируем. И вообще, задания интересные. Получился действительно квест!” (Учащиеся 10–11 классов.)

Как нам представляется, подобная предметная неделя является замечательным примером реализации метапредметного подхода в обучении, а также служит стимулом для развития интереса учащихся к изучаемым в школе филологическим дисциплинам.

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

педагогических работников учреждений общего, дополнительного и

дошкольного образования -2016

Литературный квест- идем в ногу со временем

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Гимназия № 26»

Миасский городской округ

1.Введение………………………………………………………………… 3-4

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе 4- 9 2.1. Виды квест-технологий…………………… 4 - 6

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация. 7

2.3. Задания для квестов 7-8

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании 9

3.Заключение…………………………………………………………….. 9

4. Список литературы……………………………………………………. 10

5. Приложение……………………………………………………………. 11-19

Введение

Литературный квест – идем в ногу со временем

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения .

Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Технология квестов на уроках литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций.

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest . Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Далее определим основные принципы взаимодействия педагога и ученика (или группы учеников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.

Как известно, дети достаточно часто воспринимают образовательный процесс, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Естественно, они предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, можно использовать использовать игру, как один из методов обучения , ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе

Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

В принципе, изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка , создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию, ведь современные подростки частенько проводят за компьютерными играми намного больше времени, чем за выполнением домашнего задания и освоения учебного материала.

Термин « квест» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

Квест (калька с англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола - поиски Святого Грааля.

Квест - компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Квест - задание в компьютерной ролевой игре, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения игрок получает опыт, деньги, репутацию, вещи, одежду, оружие и т. д. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место и совершить какое –либо действие.

Квест - задание в настольной ролевой игре, которое мастер даёт команде персонажей.

Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.

2.1.Виды квест-технологий

Теперь поговорим о том, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. «Живые» квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.

С использованием квестов мы можем хотя бы частично уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.

В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию достаточного теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

1) последовательные квесты , в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

2) квесты-проекты , позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

3) квесты-бродилки , где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл (рис.1). На этом этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие». Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).

В общей классификации выделяют следующие виды квестов:

1) линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

2) штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

3)кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат .

Итак, структура квест-технологии следующая :

1) постановка задачи (введение) и распределение ролей;

2) список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

3) порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

4) конечная цель (приз).

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще.

Пояснить такую ситуацию можно на самом простом примере. Раньше в советских пионерских лагерях неотъемлемым мероприятием каждой смены являлась военизированная игра под названием «Зарница», в которой назначенный отряд отвечал то за разведку, то за проведение наступления и т. д. Это сродни американским играм бойскаутов, которые в конечном итоге должны захватить вымпел или флаг противостоящей стороны. Естественно, на уроке провести такую операцию будет крайне сложно, но вот в плане знания, допустим, неких исторических событий, литературы или решения математических задач на скорость с последующим выставлением определенных баллов и оценок наиболее отличившимся игрокам с обеих сторон – дело совершенно простое.

Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Грубо говоря, общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

2.3.Задания для квестов

Задания для квестов – очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению – разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут, зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.

Основная классификация заданий

1.Самые простые по уровню подготовки задания для квестов – это вопросы в записках. Их зашифровывают на листах, которые участникам необходимо найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их разновидностей. Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы, правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше.

2.Использование ребусов и шарад. В них можно сочетать картинки, цифры, буквы, знаки препинания, которые при правильной трактовке дают подсказки о дальнейшем маршруте передвижения.

3.Загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а откуда берется холод?"

4.Вариант в лучших шпионских традициях - подсказки, написанные на бумаге с помощью растопленного воска. Чтобы узнать ответ, нужно закрасить листик цветными карандашами. Размещение по всему пути следования указателей. Но это совсем не обязательно должны быть обычные стрелки.

5.Можно использовать цветы определенного вида или следы животного. В такой форме часто делаются задания для квеста для детей. Например, можно сказать им: "Идите по стопам львенка и найдете приятный сюприз".

6.В фразе, из которой состоит подсказка, могут быть перемешаны слова. Игрокам необходимо расставить их в правильном порядке. Только так они узнают, что делать дальше.

7. Задание пишется задом наперед, и его нужно прочесть правильно. Подсказка наносится на бумагу с помощью лимонного сока или молока. Вместе с листиком участникам даются свечка и зажигалка, благодаря теплу от огня которых слова должны проявиться и направить игроков к следующему пункту.

8. Используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы пишется ее порядковый номер в алфавите.

9.Ключ к разгадке необходимо отгадать или выиграть на одном из предыдущих этапов. В качестве задания для квеста в помещении можно использовать предмет, находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга, коробка, тумбочка и тому подобные вещи.

10.Еще один интересный вариант – использование подсказок, записанных в форме зеркального отражения. Их расшифровка - занятие не из легких, зато оно очень увлекательное и интересное.

11.Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.

12. Записки прячут внутри печенья, конфет.

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании

Само собой разумеется, что роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.

Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Заключение

Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? «Незнайка на Луне», «Три мушкетера», «Пеппи Длинный Чулок», а может, «Дети капитана Гранта»? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются».

Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать. Школьные учителя ломают копья о компьютерный щит и подсчитывают потери в бою за приобщение к классической литературе и – увы! – проигрывают бой за боем.

Так давайте сделаем так,чтобы наши уроки литературы были интересными, а внеклассные мероприятия разнообразными. Предлагаем вам окунуться в мир литературного квеста.

Литература

1.Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность /В.П.Чудинова, Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2004.–197с.

2.Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов /Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2007. – 136с.

3.Локсина, М.В. Загадки тридесятого царства / М.В. Локсина.–Волгоград:Учитель, 2013. – 138с.

4.Ромашина, Н.Ф. Литература. 9-11 классы: викторины /Н.Ф. Ромашина.– Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.

5.Чудинова, В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования/ В.П. Чудинова: [Электронный ресурс] /Режим доступа:http:/net.teacher.fio.ru/news.php (Заглавие с экрана)

6.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.

7.Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001

8.Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство

развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

Приложение

Литературный квест

для учащихся 8 классов

(по художественным произведениям, изученным в 5-7 классах)

«Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.

Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.

Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.

Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.

Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение данной проблемы.

Литературный квест - это игра для учащихся 8 классов.

Цели и задачи квеста:

– сделать как можно больше наших учеников активными читателями, превратить чтение в привычку;

– способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;

– приобщить гимназистов к чтению за счет формирования нового имиджа.

Цель этого внеклассного мероприятия - повысить интерес учащихся к литературе, к чтению книг вообще.

Суть квеста состоит в том, что от каждого класса выбирается команда в количестве 7 -10 человек, желательно наиболее начитанных и эрудированных по литературе. В школе заранее выбираются места, куда по запискам - "отправлялкам" будут приходить команды. Здесь команды ожидают заранее подготовленные люди (учителя, старшеклассники) с очередным для команды заданием - "отправлялкой", за ответ команды здесь же выставляются заработанные баллы, и команда направляется дальше, до следующего пункта назначения, пока не придёт к финишу.

Каждой команде выдается маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы игры-поиска составляются так, чтобы учащиеся могли вспомнить сюжеты художественных произведений, прочитанных по программе с 5 по 7 классы, их события и героев. Для правильного прохождения маршрута командам можно предложить презентацию или просто повторить список художественных произведений,которые могут встретиться на маршруте. В конце игры руководители игры подсчитывают баллы и объявляют команду-победителя.

Чтение книг – это обязательный пункт для участников литературного квеста.

Маршрутный лист № 1

(2 балла – И.А.Бунин « Лапти»)

(По следам от … идем к следующему заданию)

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

(2 балла – « Слово о полку Игоревом»)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора.


(2 балла – В.Г.Распутин « Уроки французского»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – А.С.Пушкин « Дубровский»)

5.По иллюстрациям узнай произведение.




(2 балла –«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.»

(2 балла –В.П.Астафьев «Васюткино озеро)

7. Какому русскому писателю, родившемуся в Украине, намекая на его фамилию, сказали: «Если вы и птица, то небесная»?

(2 балла – Николай Васильевич Гоголь)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений .

(идите к фонтану)

10. По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

А.Т. Твардовский

«Июль – макушка лета»

Александр Твардовский

Июль - макушка лета, -

Напомнила газета,

Но прежде всех газет -

Дневного убыль света;

Но прежде малой этой,

Скрытнейшей из примет, -

Ку-ку, ку-ку, - макушка, -

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, -

Июль - макушка лета.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор .

(3 балла Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь)

«Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница-люлька.»

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса…»

Маршрутный лист № 2.

1.Какое произведение зашифровано в данной иллюстрации?

(2 балла – И.А.Бунин « Цифры»)

По … иди к следующему заданию.

2.Угадай произведение по фразе из текста:

«Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.»

(2 балла – А.Грин « Алые паруса»)

(Найдете следующее задание под М.В.Ломоносовым)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора

(2 балла – М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

(Там, где стоит то,без чего человек не может жить)

5.По иллюстрациям узнай произведение



(2 балла –О Генри«Дары волхвов»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

« Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!»

(2 балла –В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

(Там, где ты усердно пишешь) Доска

7. Какому русскому писателю, принадлежит эта фраза: ««В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

(2 балла – Антон Павлович Чехов)

(следующее задание на выходе из кабинета)

(5 баллов -«Детство» Л.Н. Толстой, М. Горький)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений.

(3 балла + за дополнительные 1 балл: «Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Гавриил Троепольский, «Кусака» Л. Андреев)

(идите к фонтану)

10.По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

(2 балла) + 2 балла дополнительное чтение наизусть

…аравийской земли

…высоко росли.

…из почвы бесплодной

… водою холодной,

…зеленых листов

…сыпучих песков

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор.

(3 балла Бирюк из повести «Бирюк» И.С.Тургенев)

«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною.»

(следующее задание в Храме книг)

« Левша»)

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет.»

Литературный квест заканчивается подведением итогов и награждением в библиотеке. Обязательным является то,что каждый выбирает себе книгу для чтения.

Тимохина Н. А. Страница 19

Урок – квест русского языка в 5 классе по теме

«Космическое путешествие на планету Лексика»

Цели урока: повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; о лексическом значении слов.

Формирование языковых и речевых навыков по теме;

Закрепление навыков самостоятельной работы в группе;

Извлечение необходимой информации из словарей и использование её в различных видах деятельности;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, речевой культуры человека;

Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Оборудование: на доске изображение планеты, звезды, ракеты; карты маршрута полета, лист оценивания прохождения этапов маршрута, фломастеры, конверты с заданиями, карточки с разноцветными звездами, столовые корзинки, толковые словари.

Группа космонавтов ракеты «Стрела-1» , «Стрела-2»

Группа жителей планеты «Лексика» - лексы

на корабле «Звезда».

Группа руководителей полета

(ЦУП – ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ)

Ход урока

Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

    ОРГМОМЕНТ.

– Здравствуйте!

Я приглашаю вас отправиться в полет,

Путь к новым знаниям и труден, и опасен.

Но дружба, смелость и желание идти вперед,

Я верю, нам удачу принесет!

РОЛИ УЧАСТНИКОВ УРОКА-КВЕСТА.

(Все ученики выбирают звезду, на которой написана их роль в игре, делятся на группы. Космонавты выполняют задания, проходя весь маршрут по порядку, работая в команде. Руководители ЦУП контролируют выполнение и качество выполнения заданий, помогают в сложных ситуациях (Лексический кроссворд, «Черная дыра»).

Внимание! Всем занять свои места! (на столах расставлены таблички: Центр Управления Полетом, ракета «Стрела-1», ракета «Стрела-2», ракета «Звезда»)

Мы отправляемся в полет к неизведанной планете, о которой столько много узнали, прочитали, а сегодня ступим на её землю. Да, ещё у нас важное дело: наших друзей, жителей планеты «Лексика», необходимо доставить домой. Получите конверты с вашими заданиями. Что удивило вас? У вас изображены только звезды!?

    МОТИВАЦИЯ К РАБОТЕ.

Всегда ли мы начинаем наш путь в науке с чистого листа, не зная ничего о предмете нашего изучения? (Ответы детей)

Вот и вы узнаете название звезд, используя знания, которые вы получили на уроках русского языка, а звезды помогут нам в пути к планете «Лексика». Мы отправляемся в далекое путешествие, нам потребуется много сил и знаний, поэтому вначале проведем проверку-разминку.

Все ли слова имеют значение? А есть ли такие слова, которые не имеют какое-либо значение? (Это выдуманные слова, не имеющие смысла)

Вам предстоит отгадать Лексический кроссворд , и если вы его отгадаете правильно, то в цветных клетках найдете буквы, которые при правильном сочетании дадут вам первую подсказку на пути к планете.

По горизонтали:

    Хранилище книг для общего пользования.

    Двенадцатая часть года.

    Игра на льду с шайбой и клюшками.

    Столица России.

    Душистая сладкая ягода начала лета.

    Командная игра в мяч ногами.

    Мера веса, равная 1000 граммам.

По вертикали:

    Водоем, специально созданный для плавания.

    Спортивная игра в мяч через сетку.

    Собрание каких-либо предметов (марок, значков)

    Овощ, обычно растущий кочаном.

Ответы (По горизонтали: библиотека, месяц, хоккей, Москва, земляника, футбол, килограмм. По вертикали: бассейн, волейбол, коллекция, капуста) .

Какое слово у вас получилось? (Маршрут) Дайте определение этому слову.

Оно важно для нас, мы тоже проложим маршрут нашего полета. Возьмите линейку и карандаш и соедините звезды линиями, начиная от первой звезды.

  

 

Теперь мы знаем наш путь, вперед к новым открытиям!

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ МАРШРУТА

Найдите на карте первую звезду, что мы знаем о ней? Эта звезда светит разным светом, она сама загадочная в нашем космическом пространстве. Отгадаем загадки этой звезды, узнаем её название, и она поможет нам продолжить путь.

1 ЗАДАНИЕ

- Перед вами карточки с рисунками, если отгадали, о каких предметах идет речь, то поднимайте 2 карточки.

    Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.

    В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.

    Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.

    Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг. Любая мода не вечна, не изменюсь лишь я одна: и девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

ОТЕТЫ: очки, ключ, коса, шашки

Как называют такие слова? (ОМОНИМЫ) Правильно, так называется первая звезда.

Ура! Первая часть звездного маршрута пройдена. Наши эксперты ЦУПа оценивают ваши ответы, а вы отмечаете это в ваших маршрутных листах.

5. - Впереди новая звезда, и к ней мы направляем свои корабли. Вы узнаете её название, ответив на вопрос

Узнайте слова которые, как родные братья,

Не разорвать их крепкие объятья.

И помни, братья – разные в лицо,

Но всегда обозначают что-то одно. (СИНОНИМЫ)

Правильно, молодцы! Чтобы продолжить наш полет, необходимо выполнить задание. Пожалуйста, уважаемые эксперты, объясните план работы (Игра «Третье лишнее»).

2 ЗАДАНИЕ

- В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым , пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Ураган, дождь , буря

Е) Шалун, тихоня , озорник

Отправьте в ЦУП свои ответы с помощью кода (Хлопаем в ладоши (по очереди): первое слово «лишнее» – 1 хлопок и т.д.)

Вот и вторая звезда осталась позади, наш путь лежит к третьей. Только почему так неясны её очертания? Как мы узнаем, правильно ли мы движемся вперед? Слово специалистам ЦУПа.

Новое задание «Одно словечко на двоих» поможет вам ответить на ваш вопрос, если, конечно, вы с ним справитесь. К двум слова вы подбираете и записываете одно определение. Карточки у вас на столах, приступайте к работе, время не ждет.

3 ЗАДАНИЕ

Ноша 1 горе (тяжелый)

Кольцо 2 колос (золотой)

Человек 3 мороз (сильный)

Враг 4 ветер (злой)

Газета 5 воздух (свежий)

Если вы правильно отгадали все слова, то поняли, что третья звезда имеет сложное название …. (Метафора, или прямое и переносное значение слова) Оцените свою работу звездами в ваших маршрутных листах.

- Слышите, мне кажется, что двигатели наших кораблей глохнут, надо добавить в них топливо. Нам тоже надо немного «подзарядиться».

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – все встали, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – наклоны вправо, влево,

А четыре – полетели очень смело.

Пять – глаза прикрыли дружно:

Отдохнуть им тоже нужно.

Шесть – вздохнули глубоко,

Улыбнулись широко.

Семь – спокойно тихо сели,

В путь пора, мы полетели!

Внимание! Опасность, на пути нашего корабля Черная дыра, чтобы выйти из нее, надо всем командам быстро решить РЕБУСЫ, которые в большом количестве находятся в ней. (Ответы с обратной стороны карточек с ребусами)


Поздравляю, вы отлично справились с трудностями и выбрались из Черной дыры.

Впереди тускло светится странная звезда, она вся завалена камнями (на доске эта звезда закрыта «камнями»).

4 ЗАДАНИЕ

Нужно быстро разобрать их и разложить в разные корзины, которые у вас на столе. На одной написано «Хорошо», на другой – «Плохо». Попробуйте разобраться с технологией распределения слов. А сотрудники ЦУПа высылают экспертов, которые внимательно проверяют, чтобы «камни» попали в нужные корзины.

Друг, радость, вражда, трудолюбие, враг, зло, лень, ложь, горе, мир, правда, война, добро, дружба.

Эксперты, вам слово. Оценивают, отмечают в маршрутных листах качество выполнения задания.

Теперь на этой планете чисто, как же называется она? (Антонимы)

Посмотрите, следующая звезда отличается от других, у нее много спутников. Как вы думаете, почему?

А сколько значений имеет слово «звезда»? (Работа с толковым словарем Толковый словарь Ожегова.)

Звезда

    Небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка

    Перен. зн.: о выдающемся деятеле искусства, науки.

    Верить в свою звезду (перен. : в свое назначение, в свою счастливую судьбу).

    Фигура.

    Морская звезда - иглокожее животное.

Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные слова)

5 ЗАДАНИЕ

Специалисты ЦУПа приготовили еще одно задание, они считают, что такая планета заслуживает особого внимания.

- Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова «земля». Заполните кластер.


После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля вращается вокруг Солнца. За землю родную пошел воевать. (Почва, суша, планета, страна.)

Покажите свои кластеры нашим экспертам, а они покажут ваши оценки . Заполните свои маршрутные листы.

Смотрите, мы приближаемся к планете Лексика, приготовьтесь к высадке. А чем недовольны работники ЦУПа?

Прежде чем высадиться на планету, вы должны пройти специальный тест-контроль, чтобы доказать ваше право быть гостями на этой планете. Отвечаете, поднимая руку, кто вперед. Эксперты считают количество правильных ответов.

6 ЗАДАНИЕ

    Лексика – это …

А) раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Б) словарный состав языка.

2. Слова «бежать, мчаться» - это…

А) синонимы

Б) антонимы

3. Слово «кисть» …

А) однозначное

Б) многозначное

4. Слова «жара - холод» - это …

А) синонимы

Б) антонимы

5. Лексическое значение слова разъясняется в …

А) толковых словарях

Б) орфографических словарях

Вы справились со всеми заданиями и прибыли на планету Лексика, доставив её жителей домой. Вы - гости на планете «Лексика», а в гости принято приходить с подарками.

7 ЗАДАНИЕ

Но подарок будет необычен: вам нужно написать благодарственное письмо жителям планеты за их работу в речи каждого человека. (Слова-помощники: мир, дружба, красота, богатство, язык, речь, и др.; время работы – 5 минут) (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

- Зачитайте свои выступления. Эксперты оценивают выполнение задания.

5. ИТОГ УРОКА.

Что же вы приобрели в конце нашего путешествия? (Ответы детей)

Кажется, что теперь вам все по плечу! Да, вы много узнали, но многое вам еще предстоит узнать. (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам») С разделом «Лексика» мы встретимся с вами еще и в 6 классе, он также будет интересен и познавателен. Каждый раздел науки о языке с каждым годом будет открывать перед вами новые тайны, которые помогут вам обогатить свою речь, сделать её яркой, выразительной, понятной и грамотной.

Спасибо всем за работу на уроке, я надеюсь, что все, что мы повторили по теме, поможет вам в дальнейшем на уроках русского языка и поможет обогатить ваш словарный запас. А работа в команде укрепит ваши хорошие отношения с одноклассниками, поможет вам работать в коллективе, слушая друг друга, помогая друг другу. Я желаю вам дальнейших успехов!

ПОДСЧЕТ звезд, самооценка.

ДОМАШНЕЕ задание по выбору учащихся:

    Написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

Скажи: Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И косо посмотрели вслед.

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

    Описать космическое путешествие к планете Лексика. (сочинение-репортаж)

    Составить тест по теме «Лексика» (10-12 заданий)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист

№ задания

Название задания

2 карточки

Игра «Третье лишнее»

«Одно словечко на двоих»

«Хорошо» – «Плохо»

Тест-контроль

Благодарственное письмо

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шкала оценивания:

5 правильных ответов – красная звездочка

4 ответа – зеленая звездочка

3 и менее – синяя звездочка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тема внеклассного мероприятия : Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Оргмомент

Команды в составе 6 человек каждая получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают очередную «отправлялку» и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

1 станция – «Лексическая»

Вы видите шесть букв - Д О К О С А. Какие различные слова - имена существительные - сумейте прочитать и записать. Читать разрешается в разных направлениях, буквы читать подряд. Ваша задача – чтобы получилось как можно больше слов!

Ответ:

око, сок, ас, оса, док, коса, сад, садок, осадок, код, дока

2 станция – «Фразеологическая»

Хорошо ли вы знаете фразеологизмы русского языка? Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словами «ГЛАЗ» или «ГЛАЗА».

Ответ:

Глаза разгорелись

Хоть глаз выколи

В глазах темно

Говорить за глаза

Глазом не моргнуть

Глаза на лоб полезли

Глаза разбегаются

Глаза разгорелись

Попался на глаза

Куда глаза глядят

Глаза на мокром месте

Хлопать глазами

Есть глазами

Вырасти в глазах

Строить глазки

Смотреть правде в глаза

С глаз долой

3 станция – «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

Ответы:

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

4 станция – «Шуточная»

Ответьте без подготовки на шуточные вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл:

1) Какая соль не имеет вкуса? (нота)

2) Чем заканчивается день и ночь? (ь)

3) Какой ячмень нельзя посеять? (на глазу)

4) Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

5) На какой вопрос нельзя ответить «да»? (вы спите?)

6) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)

7) Какую строчку не может прочесть никто? (шов)

8) Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)

9) Какая из нот не нужна для компота? (соль)

10) Из какой посуды ничего нельзя есть? (из пустой.)

11) Какие очки нельзя надеть? (баллы)

12) Что стоит посреди земли? (буква М)

13) Какой наряд нельзя примерить? (дежурство в армии)

14) Чем заканчивается лето и начинается осень? (буквой О)

15) Какой город летает? (Орёл)

16) Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (кот)

17) Что в арбузах, помидорах, огурцах есть, а в дынях и тыквах нет? (буква Р)

18) В названии какого города содержится одно мужское имя и сто женских? (Севастополь)

19) Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

(Твое имя.)

20) Что легче - килограмм ваты или килограмм железа?

(Одинаково - оба по килограмму.)

5 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

6 станция – «Ребусы – Шарады»

Отгадайте шарады. Каждая правильная отгадка – 1 балл:

Шарада 1

С твёрдым Л я на стене

(Книги, например, на мне),

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

Ответ: полка – полька

Шарада 2

Я с Л смягчённым под землёй

Бываю каменным и бурым,

А с твёрдым – в комнате любой

В геометрической фигуре.

Ответ: угол – уголь

Шарада 3

Я – сборник карт; от ударенья

Зависит два моих значенья.

Хочу – преображусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани.

Ответ: атлас – атлас

Шарада 4

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

Я тут же превращусь в конфету.

Ответ: ирис – ирис

Разгадайте ребусы на картинках. За каждый отгаданный ребус – 1 балл.

Ответы:

1) косы

2) тигр

3) стрекоза

4) аист

5) русский

6) узор

7 станция – «Поэтическая»

За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними четверостишие. Задание оценивается до 10 баллов:

ЗИМА

МОРОЗ

СНЕГ

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

Сегодня у нас большой мастер-класс от Эйрене Теракойя. Будет и теория, и практика! Мы разберемся с тем, как подготовить квест, какой тип квеста выбрать, чем будет отличаться подготовка урока для младших школьников, дошкольников и подростков. А затем на примере конкретного урока посмотрим, как можно превратить в квест обычную тему из учебника. С поиском сокровищ и пиратскими приключениями всё понятно. А как построить урок-квест вокруг темы "Родительный падеж"? :) Все задания к уроку можно будет скачать по ссылке в конце поста. Передаю слово автору!

Организация уроков-квестов в школе имеет недолгую историю. Это произошло в момент, когда учителя начали внедрять в своих классах технологию проблемного обучения . Автором данного подхода является американский учитель Джон Дьюи, который был уверен, что школа обязана быть миниатюрной моделью общества, в доступной форме помогающая детям справляться со сложными задачами, ситуациями и явлениями. Он ввел в учебный процесс деловую игру, в которой детям для получения желаемого результата было необходимо проявлять упорство, трудолюбие и самостоятельность для обретения необходимых знаний.

Что же такое урок-квест?
Урок-квест - это урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах:

1. Наличие проблемы.

Усвоение материала происходит эффективнее, если ребенок удивлен и заинтригован.

2. Развлекательный характер.

Усвоение знаний должно приносить удовольствие.

3. Связь с жизнью и желаниями детей.

Усвоение знаний очень сильно зависит от активности и интереса ученика.

4. Сюжет, задания, правила и критерии победы.

Цель любого квеста - это выполнить последовательность заданий и, следуя правилам, достичь цели.

Точной классификации уроков-квестов в педагогике пока нет, но для себя я выделяю следующие форматы таких уроков:

1.Походы . Уроки, где ученикам предлагается путешествовать с места на место, от одного задания к другому. Дети ищут предметы, подсказки, улики или элементы головоломки, которые нужно собрать воедино, чтобы победить. Эти уроки требуют просторного помещения или могут быть перенесены в условия парка или города.

Самый популярный пример - поиск пиратского клада.

2.Запертая комната. Это уроки, которые построены по принципу «выберись из комнаты/лабиринта». Детям нужно выполнить ряд заданий или последовательных действий, чтобы найти ключ и спастись. Эти уроки обычно требуют помещения с видеонаблюдением и возможностью общения с куратором игры, например, посредством громкой связи. Обязательным минимумом является наличие запирающих механизмов типа сейфа или чемодана с кодом.

Популярный пример квеста - попытка спасения из подземелья замка.

3.Конструкторы. Это уроки, где детям для получения желаемого нужно скрыть следы какого-нибудь проступка. Предметы обычно обладают достаточно крупными размерами и прочностью, чтобы их можно было просто унести, спрятать или уничтожить. Поэтому детям необходимо выполнить определенную последовательность заданий или действий, чтобы найти способы для достижения цели.

Классический квест данного типа: уборка комнаты перед приездом родителей из отпуска.


Этапы урока-квеста по сути не отличаются от общепринятых в классической педагогике. Организационный, мотивационный, усвоение новых знаний, закрепление, рефлексия… Но есть нюансы!

Первый этап урока — адаптация. Это момент, когда ребенок из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются очень легкими, чтобы дети сразу попали в ситуацию личного успеха и почувствовали вкус легкой победы.

Затем идет завязка. События становятся более динамичными, а задания более сложными. Дети должны активно действовать. Очень важно, чтобы задачи данного этапа были командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом.

Третий этап - это кульминация. Самые сложные задачи, самый высокий темп в развитии сюжета. Именно в этом момент может включиться будильник - механизм самоуничтожения сокровищ, прозвучит радиооповещение об экстренной эвакуации с планеты, родители постучатся в дверь и т.д.

Последний этап — финал. Он должен быть четко прописан. Иначе все труды и старания полетят в помойку. Победа должна быть максимально эффектной!

Стандартные ошибки.

1.Большое количество участников.

Залог успешности квеста - вовлеченность всех детей в игру. С большой группой учителю крайне сложно контролировать активность каждого участника. Нельзя, чтобы над решениями думали только 1-2 человека, а остальная группа волочилась за активистами без дела. Эта проблема легко решается делением на команды и привлечением родителей.

2.Желание «успеть побольше».

Учителя хорошо знают цену времени, поэтому стараются дать детям максимум информации и полезных упражнений. Такая позиция в отношении квестов - это почти абсолютная гарантия затянутости и быстрой детской утомляемости. В вашем арсенале должно быть не больше 5-7 заданий. Лишнее время посвятите рефлексии и обменом впечатлений.

3.Сценарии со сложным техническим исполнением.

Технически сложные для реализации в жизни задания (механизмы, длинные последовательности действий, каскады головоломок) с большой вероятностью дадут сбой. Кроме того, они требуют много времени на подготовку и отладку. Задания должны быть простыми в исполнении.

Планирование урока. Обычно я провожу уроки-квесты на дни рождения учеников. Именинник или его родители выбирают тему, а я готовлю материал, исходя из программы, по которой занимается ребенок. Это весьма забавная традиция. Дети всегда стараются выбрать заковыристые и трудновыполнимые темы. Но сегодня тему урока выбирали учителя. Передо мной стоит цель немного попрактиковаться с детьми в употреблении родительного падежа в рамках темы: «Состав семьи» .

ПЕРЕХОДИМ К НАШЕМУ КВЕСТУ!

Урок - 45 минут.

Ученики : младшие школьники (1-2 класс) с разным уровнем владения русским языком. Умеют читать, но не сильно любят. Даже текст из 10 предложений, записанных на одной странице, может вызвать страх или протест. Пишут печатными буквами. У детей есть опыт прохождения квестов.

Материалы:

- 10 файлов и 9 белых листов (задание 1)

- пакет с предметами: пенал, линейка, ластик, точилка, карандаш, ручка (задание 2)

- конверт (задание 3)

- розовая сумка (задание 4)

- настоящие апельсины, изображения апельсинов, игрушечные апельсины, оранжевые мячики, веревка, бубен, колокольчики (задание 5)

- журнал, кот (задание 6)

Ход игры:

Дети входят в класс, в котором перевернуты несколько стульев, корзина с мусором, а на полу опрокинуты несколько предметов, пакет и валяется десять файлов с белыми листами. Учитель недоумевает, кто мог сотворить такое безобразие. Нужно обязательно все исправить, найти проказника и сурово наказать. Вероятно, нарушитель порядка еще не успел сбежать/ находиться среди нас/оставил какие-то следы. Вы абсолютно уверены, что разбросанные кругом бумаги обронил виновник беспорядка, поэтому они помогут отыскать наглеца. Дети помогают поднимать листы. На одном из них находят задание.

Задание 1 (7 минут). Перед вами лист с изображениями членов семьи. У каждого человека отсутствует какая-то вещь. На задании изображена лишь тень. Дети должны найти картинку и ее силуэт. Учитель задает вопросы: «Кто это? Что это за предмет? Чего не хватает у мамы/папа/тёти/дяди/брата/сестры?» Задача преподавателя мотивировать детей правильно целиком проговорить структуру: «У мамы нет карандаша». После выполнения задания вы говорите, что все эти предметы были у вас в пакете. Поднимаете с пола пакет и вынимаете все предметы.

*** Я просила родителей детей выслать мне фотографии родственников, чтобы данная игра была более личной, понятной и более широкой в плане лексики. Мне хотелось сделать индивидуальные листы с предметами. Таким образом, у детей был бы стимул похвастаться и самостоятельно сказать: «А вот у моей мамы/папы/деда есть…», «А вот у твоего дяди/тёти нет…». Мои ученики это любят! Мы могли бы задействовать большее количество предметов, чтобы сразу включиться в коллективную работу. Но, увы, домашнюю работу не только дети игнорируют.

Задание 2 (3-5 минут).В пакете должны оказаться предметы из первого задания и рисунок. Этот рисунок должен быть ключом к разгадке тайны. На обратной стороне рисунка расположен текст. Преподаватель читает текст. Дети заполняют пропуски и определяют соответствие текста картинке. Ставим галочки рядом с верными предложениями и выписываем жирные буквы. Итак, слово «ПОЛ» - следующая подсказка.



Задание 3 (10 минут). Часть моего класса покрыта мягким полом. Это такие разноцветные плитки-паззлы из этиленвинилацетата. Если такого пола в классе нет, то вы можете спрятать подсказку под ковром или возле плинтуса. Мои ученики радостно бесятся и с удовольствием ломают пол. Так они находят конверт с паззлами. Дети вместе собирают паззлы. Чтобы их собрать, ребенок должен прочитать предложение и найти ответ. Для детей, которые путают родственников даны картинки. Вы просите разместить собранные строчки паззлов по порядку от 1 до 12. Я записываю на доске буквы, указанные в кружочках. И дети отправляются дальше на поиски розовой сумки.


Задание 4 (7 минут). В сумке ребята находят бирку с заданием. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Правильный ответ: людей было только трое (дед, отец, внук). Можно взять другие похожие логические задачки, но я посчитала данное задание сложным. В рамках него дети обсудили не только решение, но и немного поболтали о родственных связях. И, конечно, дети стали искать место, где хранятся три апельсина.


Задание 5 (5-7 минут). Для того, чтобы игра была более захватывающей, я заменила в классе фотографии и картины с изображением апельсинов, принесла игрушечные апельсины из пластика и просто оранжевые мячики. Я дала детям минуту, чтобы насладиться разгромом класса. На самом деле, в тот момент, когда дети перестали на меня смотреть, я подошла к шкафу и незаметно дернула за веревочку. Со шкафа с грохотом (для эффекта я использовала бубен и колокольчики) упал пакет. Для правдивости пришлось отскочить, вскрикнуть и что-то промямлить про покушение. Детям в тот момент уже было не до меня. Из пакета вываливались те самые настоящие три апельсина и лист с заданием.

В этом задании дети отвечают на вопрос: «Чей?». (Этот домик пчелы/кролика/пса) Мы кратко коснулись вопроса о том, что животные тоже могут быть членами семьи. Дети записывают слово - они почти приблизились к разгадке. У одного ребенка даже возникла правильная мысль, но он не смог ее правильно сформулировать.


Задание 6 (8-9 минут). Я использовала для этого задания классный журнал. Можно было бы использовать любую периодику, но я решила, что картинки могут отвлечь детей.

В журнале лежала самодельная книга, которую дети должны были прочитать. Текст указывал на корзину. Я предложила детям выйти из класса и поискать корзину в холле. Я думаю, что вы догадались, кто сидел в корзине. Серый, усатый, слегка полосатый…. Конец.

P.S. Конечно, с последним заданием мне помогли мои коллеги, которые охотно согласились посторожить когтистое и пушистое животное. И, конечно, виновника наказывать никто не стал. Кот получил свои десять минут славы. Правда, от детского предложения «пусть поживет в классе» я вежливо отказалась.

Повторение данного занятия возможно, но только в случае отсутствия у всех участников учебного процесса аллергии на кошек. Надеюсь, вы получили удовольствие от знакомства с уроками-квестами.

Пишите комментарии, если у вас есть вопросы к автору. Если что-то осталось непонятным или хотети получить рекомендацию!
И, конечно, рассказывайте о своём опыте. Интересных вам уроков!