Исчезнувшие еврейские мужи от 10 колен израилевых. Десять колен Израиля

Куда исчезли 10 колен израилевых?

С тех пор как ассирийцы в VIII столетии до н.э. изгнали десять еврейских племен с их земли, дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Куда они направились? Что случилось с изгнанниками потом? Историки не получили однозначного ответа на эти вопросы до сих пор.

Совершим небольшой экскурс в библейскую историю и начнем с патриарха Авраама или, еще лучше, с его внука Якова. Бог явился последнему во сне по пути в Месопотамию и благословил его стать основателем еврейского народа. Яков родил 12 сыновей: Рувима, Симона, Левия, Иуду, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иссахара, Завулона, Иосифа, Вениамина, каждый из которых впоследствии стал отцом одного из племен израилевых. В стране Ханаан племена поселились на берегах реки Иордан. Позднее была установлена монархия, и потомки сыновей Якова имели единого правителя, но после смерти царя Соломона государство разделилось на два. От племен Иуды и Вениамина, живших на юге, отделились десять остальных племен, освоивших северные районы. Этими коленами стали управлять монархи, передававшие престол по наследству. Народы Иуды и Вениамина, как принято считать, являются предками современных евреев. А что же случилось с десятью северными коленами? Где их потомки?

В 722-721 г. до н.э. царь Ассирии Салманасар V захватил Самарию и изгнал десять народов северного царства. Люди снялись с насиженных мест и вместе с малыми детьми и стариками, со скарбом, который могли унести, на телегах и пешком отправились в Месопотамию и города индийские (современные Сирию и Ирак). Плач и стенания поднимались над толпами изгнанников. Многие не смогли вынести лишений и умерли в пути. Что сталось с выжившими, никто не знает.

Рельеф с изображением похода Салманасара на Сирию и Самарию

Пророк Иезекииль предсказал будущее объединение всех евреев на Земле Обетованной. Во многих районах земного шара живут люди, возможно, являющиеся потомками исчезнувших племен: в Крыму, на Кавказе, в Кении, Нигерии, Армении, Иране, Центральной Азии и на севере Сибири, в Африке, Южной Америке, Австралии и Ирландии. Бесспорных доказательств нет, но иудейские элементы культур некоторых народов, живущих в вышеперечисленных регионах, указывают на возможную связь с пропавшими племенами.

Одним из первых известных исследователей данной загадки был Вениамин из Туделы, живший в Испании в XII в. Большую часть своей жизни он потратил, путешествуя в поисках потомков людей, принадлежавших к десяти упомянутым племенам, и, посещая еврейские общины, записывал впечатления в дневнике. Посетив Персию и Аравийский полуостров, Вениамин столкнулся с иудеями, которые, по его убеждению, являлись прямыми потомками изгнанных израильтян.

Их самодостаточность и свирепость глубоко поразили исследователя. Вениамин писал: «В Персии живут потомки племен Дана, Завулона, Асира и Неффалима. Ими руководит правитель Иосиф. Среди этих людей есть ученые мужи, сведущие в различных науках. Они сеют злаки, снимая богатый урожай, состоят в военном союзе с язычниками, поклоняющимися ветру и живущими в дикости». Во время путешествия по Аравии Вениамин также посетил большие еврейские города, окруженные мощными оборонительными сооружениями. Местные жители отличались воинственностью и в альянсе с арабами совершали набеги на мирные племена Аравии. Горожане сообщили Вениамину, что их прародителями являются Рувим и Гад.

Когда в 1492 г. Христофор Колумб предпринял путешествие и открыл новые земли, никто не предполагал, что его появление изменит судьбу аборигенов. Но, возможно, Колумб был не первым жителем Старого Света, приплывшим в Америку. Миссионер Бартоломео де Лас Касас в начале XVI в. встретил в Перу и Гватемале индейские племена, предания которых гласили, что их предки прибыли с Востока, переплыв океан. Кроме того, индейцы соблюдали многие иудейские ритуалы. Через 120 лет аналогичный отчет португальского путешественника Антонио Монтесиноса вызвал сенсацию среди ученых Европы. Монтесинос встретил в Андах индейцев, читавших наизусть выдержки из Торы. Их одежду, гончарные изделия и другие предметы обихода украшала звезда Давида. Манассия бен Израиль, голландский ученый, уважаемый как в христианских, так и в иудейских кругах, укрепил представление об американских индейцах как о потомках еврейских племен. Под впечатлением отчета Монтесиноса и вдохновленный собственными мистическими взглядами, ученый написал книгу «Надежда Израиля», в которой призывал евреев, рассеянных по миру, объединиться. В 1655 г. Манассия встретился в Вестминстере с Оливером Кромвелем и представил петицию о возврате в Англию всех евреев, изгнанных из страны. По его мнению, туманный Альбион – и есть Земля Обетованная.

Фантастический манифест 1665 г. встряхнул иудеев. Раввин Натан Газский объявил мессией, призванным объединить всех евреев, Саббетая Зеви из Измира. В манифесте утверждалось, что последний явился на землю верхом на драконе о семи головах. По пути мессию атаковали Гог и Магог, враги Израиля, возглавлявшие огромную армию. Однако Саббетай с помощью огня, вырывавшегося из его ноздрей, смог разбить врагов. Натан возвещал, что спаситель находится на пути в Иерусалим, и когда прибудет туда, Бог воздвигнет храм из золота, украшенный драгоценными камнями, и весь город наполнится блеском. В тот день, когда это случится, мертвые встанут из могил.

Новость пронеслась из страны в страну. Многие евреи начали продавать имущество и готовиться к путешествию в Святую Землю. Кем же был на самом деле новоявленный мессия? Саббетай Зеви родился в Смирне в Малой Азии в 1626 г. и был посвящен в сан раввина в возрасте 18 лет. Под влиянием мистического учения Каббалы он объявил страдающим евреям, что час искупления пробил. Такие идеи распространились в Марокко, Тунисе, Египте и Италии. Прошел слух, что огромная армия потомков десяти племен движется через Африку в сторону Мекки. Встревоженные власти Турции в 1666 г. арестовали Зеви и обратили его в ислам. Вслед за этим тысячи евреев также стали мусульманами.

Возможными потомками исчезнувших племен является большая группа народов, называющая себя патанами. Они живут на границе Афганистана, Пакистана и Кашмира. Патаны считают, что ведут происхождение от Киша, предка библейского царя Саула. Они носят одежду, схожую с иудейской, соблюдают еврейские табу, касающиеся пищи, и отмечают иудейскую пасху. В Южной Африке десятки тысяч чернокожих, принадлежащих к племени лемба, заявляют, что сотни лет назад были отрезаны от своих собратьев евреев.

Но, пожалуй, самым экзотическим местом, где могли поселиться изгнанные еврейские племена, являются Японские острова. Существуют тысячи слов и географических названий в японском языке, этимологические корни которых невозможно проследить. Все они имеют иудейское звучание. Императора Японии Оси, правившего около 730 г. до н.э., ряд историков ассоциирует с последним царем Израиля Осией, который жил во времена, когда ассирийцы изгнали евреев. Синтоистские храмы того периода напоминают древние израильские. Среди артефактов, найденных в Японии, некоторые имеют явно ассирийское или иудейское происхождение. К ним можно отнести, например, колодец в Кориуги с начертанными на нем словами «Колодец Израиля». Сохранившиеся части древних телег резко отличаются от японских и схожи с описанными в Ветхом Завете. Может быть, древние израильтяне на этих телегах совершили путешествие через всю Азию? Не случайно самураи считают, что пришли в Японию из Западной Азии около 660 г. до н.э. Само слово «самурай» звучит сходно со словом «Самария». Но какое же из десяти племен поселилось в Японии? Некоторые историки выдвигают гипотезу, что микадо, японский император, является потомком племени Гада. Само слово «микадо» звучит похоже на иудейский термин, означающий «его величество царь»…

Из книги 100 великих загадок русской истории автора

Куда исчезли останки Якова Брюса? В середине XVII века, когда в Англии поднимала знамена Великая революция, потомок шотландских королей Брюс отправился в далекую Московию искать счастья на службе у русского царя. Удача благоволила отчаянному шотландцу – он добился

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

8.11.3. ПЛАВАНИЕ НЕВИЯ (НОЯ) КАК ИСХОД ОДНОГО ИЗ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ И ИСХОД ИЗРАИЛЬТЯН ПРИ КРЕСТОНОСЦЕ КОЛОНЕ Как мы уже видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось на самом деле плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

7. Брут при завоевании Британии = Альбании воюет с Гогом и Магогом Они же Монголо-Татары, они же - десять колен Израилевых Высадившись на берегу Альбании, «Брут по собственному имени нарекает его („остров“ - Авт.) Британией, а своих сотоварищей бриттами» , с. 17. Кстати,

Из книги Доколумбовы плавания в Америку автора Гуляев Валерий Иванович

Десять исчезнувших колен Израилевых Авторы первых гипотез о происхождении индейцев и не подозревали о том, что сходные обычаи или черты культуры могут появиться у разных народов независимо друг от друга. Для них каждый такой случай сразу же становился бесспорным

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА IX Как исчезли законы варваров и капитулярии Законы салические, рипуарские, бургундские и вестготские вышли мало-помалу из употребления у франков. Вот как это произошло.После того как первые феоды сделались наследственными и распространилась система подчиненных

Из книги Европа, тюрки, Великая Степь автора Аджи Мурад

«Куда отсюда? Куда идти?» К счастью, сохранились апокрифы, они - как глоток чистого воздуха. Апокрифами называют литературные произведения, не признаваемые Церковью: предания, легенды, песни, стихи. Их именуют народными (у них нет автора, но их знают все). Можно запретить

Из книги Сталин и заговорщики сорок первого года. Поиск истины автора Мещеряков Владимир Порфирьевич

Глава 27. О «пропавших» днях. Куда, куда вы удалились…? Не просто же так пропадают страницы из Журнала посещения Сталина? Тем более, что никто и никогда, не говорил об утери страниц Журнала за 19 апреля или 19 мая? Кроме того, никто словом не обмолвился о том, что исчезли

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Куда исчезли 10 колен израилевых? С тех пор как ассирийцы в VIII столетии до н.э. изгнали десять еврейских племен с их земли, дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Куда они направились? Что случилось с изгнанниками потом? Историки не получили однозначного ответа на эти

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

11. Эпоха Судей Израилевых 11.1. Библейский Моав и средневековый Моавия Эти события описаны в Книге Судей Израилевых (гл. 1-18).Сейчас, при анализе фантомных средневековых событий европейской истории мы пользуемся как источниками, традиционно относимыми к этому периоду

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

47. Как исчезли Ярославское и Ростовское княжества Москвичи и приезжие останавливались, стараясь получше разглядеть необычное диво. У кремлевских ворот высоко вздымался на каменном коне святой всадник, пронзал копьем окаянного змия. Кто-то привычно крестился, кто-то

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Плавание Невия-Ноя как исход одного из колен Израилевых - это исход израильтян из Испании при крестоносце Колоне Как мы видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю Египетскую

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Глава 24. Газеты давно исчезли, а люди - еще не все В поисках каких-либо очевидцев тех событий Л.Вайкел и К.Келли исколесили весь район. Никаких сенсаций. Впрочем, и поколение то уже ушло, и лишь один человек сказал, что видел тогда падение метеорита размером больше

Из книги Новые иудейские войны автора Филатов Виктор Иванович

Ура! В Андижане нашлись все 10 пропавших колен израилевых, а в Баку будем дуть в трубку: Тегеран (Баку) – Тбилиси – Джейхан Слышите, как мимо ваших окон грохочут литерные: на фронт! на фронт! На бой! МИРОВАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в срочном порядке подбрасывает подкрепления:

Из книги Разум и цивилизация [Мерцание в темноте] автора Буровский Андрей Михайлович

Если были разумные существа, куда исчезли?! Очень может быть, и не исчезли. По Америке, особенно по ее тропической части, ходит много слухов о таинственных «мохнатых индейцах». Говорят о них много – индейцы севера Южной Америки хорошо знают, что в глубине лесов живут

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Куда исчезли инвалиды Еще более страшным было решение «мудрого вождя» по отношению к ветеранам-инвалидам, искалеченным на фронтах. Сразу после войны улицы советских городов были полны безрукими, безногими и слепыми калеками. Я сам помню, когда ходил в баню на 17-ой линии

Изгнание или уничтожение –
историческая судьба еврейского народа

Ассирия облагает государства данью

Сын Ровоама II Захария был свергнут уже через полгода после прихода к власти, и армейский офицер Менаим был провозглашен царем. Через три года после этого в Ассирии к власти пришел сильный военачальник, принявший имя крупнейшего ассирийского завоевателя Тиглатпаласара Он стал Тиглатпаласаром III.

Из ассирийской записи мы узнаем (Библия здесь молчит), что государства восточного средиземноморья объединились под руководством иудейского царя Озии.
В 738 году до н.э. коалиция потерпела поражение, и Ассирия обложила все прибрежные государства данью. Теперь Сирия освободилась от Израиля, и дань платила самостоятельно. Все государства прекрасно понимали, что, только платя дань, можно избежать полного уничтожения.

Новая коалиция против Ассирии

В тот же год Менаим умер, и на трон взошел его сын Факия, правивший всего два года. Новый военный переворот привел к власти сановника Факея. Он сразу начал создавать новую коалицию против Ассирии. Он привлек сирийского правителя Рецина, сына Венедада III. Иудея в этот союз не вступила. Она хорошо усвоила урок ассирийской силы.

В Иудее в это время умер царь Озия, а вслед за ним и его сын, Иофан. Он тоже вскоре умер, и царем стал внук Озии и сын Иофана Ахаз. Ни один из этих царей не хотел вступать в коалицию Сирии и Израиля. В этом их поддерживал и пророк Исайя.

Исайя начал свою деятельность в год смерти Озии и проповедовал свой взгляд на религию, как на главенство этических норм и социальной справедливости над ритуалами.

Израиль и Сирия пригрозили Иудее войной. Исайя высказал Ахаду свое мнение в резкой форме, и это выражение сохранилось в Библии – в книге пророка Исайи. Ситуация была труднейшая: не вступать в коалицию, – Сирия и Израиль разрушат Иудею. Вступать в коалицию нельзя, – государство будет разрушено Ассирией. Иудея не вступила в коалицию..

Войска Сирии и Израиля все-таки вторглись в Иудею и быстро опустошили всю страну. Сразу же Эдом и филистимляне освободились и стали независимыми. Ахаз оказался правителем территории чуть больше Иерусалима и его окрестностей.

Падение Сирии и рассеяние её народа

Хотя Исайя призывал его терпеть, Ахаз обратился за помощью к Ассирии.

Ассирийские войска стремительно двинулись на запад и в 732 г. до н.э. сирийские войска были разгромлены, а Дамаск взят. Сирия утратила свою независимость навсегда. Тиглат паласар организовал депортацию населения. Он отправлял аристократические семьи на чужбину, а вместо них направлял на эти земли чужеземцев. Возникавшая внутренняя вражда поглощала энергию населения, которая, в противном случае, могла быть направлена против Ассирии.

Арамейцы, как называли себя сирийцы, никогда более не создали государства на своей земле. Однако они не исчезли. Будучи рассеянными, они сохранили свой язык и финикийский алфавит. Этот язык и этот алфавит уже несколько веков (с XIII века до н.э.) использовался в торговле и мореплавании вместо ассирийского языка с его клинописным письмом.

Так оказалась, что в течение многих столетий Сирия посредством своего арамейского языка оказала огромное влияние на мировую культуру.

Израиль после падения Сирии

Израилю оставалось существовать как государству и народу всего 10 лет.

Ассирия оторвала от побежденного Израиля две трети его территории на севере, – они стали провинциями Ассирии. У Факея осталось крошечное царство вокруг Самарии. Вскоре после очередного переворота в 732 году он погиб. Царем стал руководитель заговора Осия.

Через 4 года положение Израиля несколько изменилось. Умер Тиглатпаласар III, но Израиль не мог использовать представившуюся возможность вернуть свои земли. Он не мог на равных сражаться даже с ослабленным противником. Единственной крупной державой по соседству, которая могла бы противостоять Ассирии, был Египет. Это было бы и в интересах Египта, так как на его границе оказалось сильное государство. Вот почему Израильский царь Осия обратился за помощью к египетскому фараону Сигору.

Падение Израильского царства и переселение его населения

Египет такую помощь обещал, после чего Осия отказался выплатить дань ассирийскому царю Салманасару V (сыну и наследнику Тиглатпаласара). Тот тут же двинул войска в Израиль и опустошил его, Осию сверг и взял в плен, а Самарию вскоре (725 г. до н.э.) осадил.

Три года осажденная Самария защищалась. Она оказалась в полной изоляции, – никто не помог ей – ни Иудея, ни Финикия, ни Египет.

В это время в Ассирии Салманасара V свергает с престола новый узурпатор, провозгласивший себя царем Саргоном II. Он и завершил осаду Самарии.

Ассирия, нанеся поражение Израильскому царству, решила разрушить государство и его столицу Самарию раз и навсегда. Ассирийцы выслали из Израиля 27 тысяч человек из высших слоев - землевладельцев и чиновников, правда, другая часть их бежала в соседнее еврейское государство Иуду вместе с религиозными свитками.

Переселенцев разместили в районе реки Хавор, северо-восточнее Самарии примерно на 450 миль. Вроде бы они строили новую столицу Ассирии Ниневию.

А вскоре Ассирия пала под ударами других завоевателей. Вряд ли значительное число переселенцев вернулось на родину. Библия говорит о потерянных коленах Израиля.

Потерянные колена

В Израильском царстве проживало десять из двенадцати колен евреев. С тех пор десять колен считаются потерянными. В Иуде остались лишь потомки колен Иуды и Леви. Большинство потомков потерянных десяти колен были, очевидно, ассимилированы народами, среди которых они были поселены. Их следы ищут повсюду, и каких только нет гипотез, какими народами стали эти 19 колен или в каких народах они растворились. Но в Закавказье живут до сей поры горские евреи – таты в Азербайджане и эбраэли Грузии. В любом случае нет каких-либо упоминаний, что какая-то часть выселенных из Израиля евреев вернулась на родину. Современные исследователи ищут их и среди саков, и среди хазар, и среди армян…

На освободившуюся территорию ассирийцы прислали переселенцев из других неспокойных провинций. Последующие поколения смешанного населения - евреев-израильтян, оставшихся в сельской местности, и переселенцев - стали называться самаритянами.

Но сами самаритяне поклонялись Яхве и проводили богослужения в той же форме, что и израильтяне, потомками которых они себя считали. Жители Иудейского царства их евреями не считали, они были для них полукровками, а их яхвизм – никчемной и опасной ересью. В Библии появляется именно иудейская версия.

Вконтакте

Десять потерянных колен - племена потомков десяти из двенадцати колен Израиля, которые после гибели попали в ассирийский плен.

Исторические сведения о десяти коленах весьма отрывочны, и на протяжении многих веков местонахождение десяти колен оставалось загадкой, множились теории, предположения и мистификации, связанные с отождествлением десяти колен среди других народов - в центральной Азии, Африке и даже среди американских индейцев.

К десяти коленам относятся потомки следующих сыновей Иакова:

  • Сыновья Лии: Рувим, Симеон, Иссахар, Завулон.
  • Сыновья Рахили: Иосиф, два сына которого Манассия (Меннаше) и Ефрем составляли отдельные колена.
  • Сыновья Валлы: Дан, Неффалим.
  • Сыновья Зелфы: Гад, Ашер.

К десяти коленам не относятся Левий, выполняющий особую роль, и два колена, составляющих - Иуда и Вениамин.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти в 928 г. до н. э. царя Соломона во времена царя Ровоама единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

К Израильскому царству отошло девять колен - Завулон, Иссахар, Ашер, Неффалим, Дан, Манассия, Ефрем, Рувим и Гад.

К ним отошло определенное количество потомков Левия, которым не принадлежала территория.

О колене Симеона ничего не говорится, к этому моменту это колено могло уже исчезнуть. Иерусалим при этом принадлежал Иудейскому царству.

В 732-722 до н. э. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы.

Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Упоминания о принадлежности конкретным коленам с годами появляются всё реже и реже. Редкие упоминания о принадлежности десяти коленам имеются на рубеже нашей эры.

Согласно Новому Завету, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36). Рассказывается о встрече Иисуса Христа с самаритянкой (принадлежащей десяти коленам), при этом отмечалось, что самаритяне не общаются с иудеями.

Спорным вопросом является принадлежность колена Симеона к «десяти потерянным коленам». Это племя не жило на севере, поэтому иногда считается, что потерянных колен было девять.

Племена, претендующие на происхождение от определённых колен израилевых

Много небольших групп претендуют на своё происхождение от десяти колен. Не все из них проходят генетический тест на гаплогруппу J (Y-ДНК):

  • Бней-эфраим - маленькое племя на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, говорит на языке телугу, считает себя потомками колена Ефрема.
  • Бней-менаше - маленькое племя в индийских штатах Манипур и Мизорам, считает себя потомками колена Манассии.
  • Бней-исраэль - группа евреев, говорящая на языке маратхи и проживающая в Бомбее и крупных городах Индии и Пакистана. Некоторые исследования относят их к Десяти коленам.
  • Лемба — анализ ДНК, проведенный учеными Лондонского Университета, свидетельствует о том, что африканское племя лемба, обитающее в Зимбабве и ЮАР, имеет еврейские корни. Исследование генетического материала членов этого немногочисленного клана позволяет ученым утверждать, что они относятся к роду Коэнов – верховных священнослужителей Храма.
  • Племя Насрани из Малабара (Керала) в Индии считают себя евреями, происходящими от Израильского царства.
  • Бета Исраэль, называющие себя Фалаша на языке геэз, известные как эфиопские евреи, считают себя потомками колена Дана.
  • Персидские евреи (и, в частности, Бухарские евреи) считают себя потомками колена Ефрема.
  • Евреи Игбо в Нигерии считают себя потомками колен Ефрем, Манассии, Завулона, Гада и Левия.
  • Самаритяне, живущие в Израиле в городах Шхем и Холон, считают себя потомками колен Ефрема и Манассии, которые не отправлялись в изгнание, проживали там с библейских времён.
  • Грузинские евреи - претендовали на происхождение от Иссахара.

Племена, претендующие на происхождение от неопределённых колен

Некоторые племена утверждают, что они происходят от десяти колен, но не указывают конкретно, от каких. К ним относятся:

  • Караимы. Большинство религиозных караимов в настоящее время считают себя продуктом смешения остатков десяти колен израилевых с прозелитами тюркского происхождения, перешедшими в караимизм, вопреки мнению их светских лидеров, настаивающих на чисто тюркском происхождении караимов.
  • House of Israel (Ghana) - племя в Гане.
  • Пуштуны, проживающие в Афганистане утверждают, что происходят от десяти колен.
  • Народ Цян из северо-западного Китая считают себя потомками Авраама.
  • англо-израилиты (en:British Israelism) считают, что британцы - прямые потомки десяти колен.
  • Макуя - японское новое религиозное движение, которое считает, что японцы связаны с десяти коленами, сильно повлиявшими на культуру и религию их страны.

Мормоны верят, в то, что Господь обещал, что Израильтяне, Его заветный народ, однажды будут собраны:

«И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их» (Иеремия 23:3).

Под физическим собирание Израиля подразумевается то, что Израильтяне будут

«приведены домой в земли своего наследия и... поселятся во всех своих землях обетованных»

Книга Мормона, 2 Нефий 9:2

Колена Ефрема и Манассии будут собраны на землях Америки. Колено Иуды возвратится в город Иерусалим и его окрестности. Десять потерянных колен получат от колена Ефрема обещанные им благословения.

Современные пророки учат тому, что члены Церкви СПД должны созидать Царство Божье в своих собственных странах. Старейшина Брюс Р. Макконки сказал:

«Каждый кол на земле есть место собирания потерянных агнцев Израилевых, живущих в этом районе. Место собирания перуанцев находится в кольях Сиона в Перу или в тех местах, которые скоро станут кольями. Место собирания чилийцев находится в Чили; боливийцев в Боливии; корейцев в Корее; и так совершается по всей длине и ширине Земли».

Учебник Основы Еангелия изданый Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней, глава 42 «Собирание Дома Израилева» стр.269

Теории о потерянных десяти коленах

Уже в позднее время и евреи, и христиане, исследуя библейские и другие источники, стали выдвигать многочисленные теории о судьбе потерянных колен.

Среди ашкеназов потерянные колена получили название Die Roite Yiddelech (красные еврейчики), считалось, что они отрезаны от остальной диаспоры легендарной рекой Самбатион, эту реку из кипящей воды и стен огня и дыма невозможно перейти.

Скифы и киммерийцы

Согласно этим теориям ассирийцы депортировали некоторые или все северные колена в Скифию.

Сторонники этой теории интерпретируют Бехистунскую надпись. На это указывал, в частности, Джордж Роулинсон.

При этом обращают внимание на сходство головного убора израильского царя Иегу и короля саков в дальней правой части изображения. При этом ассирийское название Дома Израильского «Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы).

На основе этого предполагаемого соответствия строятся много теорий, приписывающих происхождение от десяти колен разным европейским народам.

Критики этой теории обращают внимание на полное несоответствие и несовместимость обычаев скифов и еврейских племён.

Британский израилизм

Сторонники этой теории считают, что от скифов и киммерийцев происходят англосаксы и далее - некоторые европейские народы, в первую очередь англичане и американцы. Теория возникла в Англии и потом распространилась в США.

В первую очередь эту теорию распространял Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Бога». Потом данная организация остыла к этой теории, но её подхватили другие секты.

Британско-американская гипотеза

Эта теория отличается от британского израилизма, но считает, что скифы и киммерийцы как потомки десяти колен, породила различные европейские нации. При этом ортодоксальные комментарии раввинов истолковываются как имеющие отношение к европейским народам = потомкам десяти колен.

Сторонники этой теории считают, что от десяти колен происходят (частично) финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы и голландцы.

От колена Дана происходят (частично) датчане, ирландцы и валлийцы. В десять племён входят также хазары.

Полезная информация

Десять потерянных колен
ивр. עשרת השבטים
англ. Ten Lost Tribes

Другие гипотезы

Существует также гипотеза о том, что потомки 10 колен определяются через генетический тест на гаплогруппу R (Y-ДНК). Тогда в их число войдёт большинство европейских народов, включая русских. Теория также плохо соответствует современным исследованиям археологии и антропологии.

Курды

Основанием для гипотезы о том, что курды представляют потерянное колено, является генетическая близость гаплогруппы J (Y-ДНК) еврейского духовенства (коэнов) и курдов. Однако совпадение из выборки 95 курдов-мусульман с гаплотипом CMH наблюдалось только в одном случае. Детальный статистический анализ показывает, что достоверность выводов о генетическом родстве на основании данного гаплотипа недостаточна.

Японская гипотеза

Выдвигалась также гипотеза, что японцы являются потомками десяти колен. Основанием служили параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком. Известна также статья Кубо Аримаса. К подобному выводу пришёл также Иосиф Айделберг.

Ирландцы

Существует теория, что ирландцы или островные кельты являются потомками десяти колен. Сторонники этой теории считают, что пророк Иеремия посетил именно Ирландию с принцессой Теа Тефи, принадлежащей королевскому роду Израильского царства. При этом указываются параллели между еврейской и ирландской культурой.

Элементы этой теории сходны с позицией британских израилитов.

Аборигены Америки

Отдельные исследователи XVII и XVIII вв. собирали доказательства того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от десяти колен. Подобных теорий имеется достаточно много.

Книга Мормона также утверждает, что американские туземцы происходят от колена Манассии.

Некоторые исследователи, такие как Хаушуа Амариэль, видят генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями.

В конце VIII века до нашей эры целиком исчезли пять шестых евреев – 10 из 12 этносообразующих родов. Их ищут уже 2500 лет, и находят иногда в самых неожиданных местах. Вот, что нужно знать об одной из самых загадочных страниц библейской истории.

Иаков – Израиль. Иаков был сыном Исаака, внуком Авраама – основателя еврейского рода. Правда, сыном не старшим, раньше на секунду родился его близнец Исав, которого Иаков держал за пятку – отсюда он получил и имя – от слова «акев» (пята, след). Исав был человеком простодушным и косматым, все время бегал по полям и охотился, а Иаков сидел с мамой Ревеккой в шатре и социально рос. Сначала он приобрел у ужасно голодного брата первородство за тарелку красной еды, а затем и перехватил отцовское благословение. Когда Исав опомнился, было уже поздно: Иаков скрылся в Месопотамии, в городе Харране, где от своих двоюродных сестер Лии и Рахили, а также двух служанок Зелфы и Валлы, родил 12 сыновей, от которых и пошли колена. Они называются коленами Израиля, а не Иакова, так как Иаков заслужил у Бога это имя, означающее или «борющийся с Богом», или «Божий герой», или «имеющий власть над силами». От этого имени и появилось название страны Израиль, которую населили его потомки.

Раздел Израиля

Когда царь Соломон умер, то 10, точнее 9 с половиной, колен подняли бунт против зубодробительной финансовой и внутренней политики его сына Ровоама, который пообещал воспитывать народ не бичом, но скорпионами. Так Ровоаму – потомку дома Давида – остались преданы только потомки Йегуды и Биньямина, а остальные основали отдельное царство – Северное Израильское – под руководством царя Иеровоама из колена Евремова. Это по ортодоксальной еврейской хронологии в переводе на христанское летоисчесление произошло в 928 году до нашей эры. Цари Северного Израиля оказались нечестивыми, отступили от служения Единому Богу Израилеву, воздвигли храмы с золотыми тельцами, вернулись к жертвоприношениям Молоху. Возмездием за грехи стал захват Северного Израиля ассирийцами и исчезновение у них в плену десяти колен Израиля, которые исчезли и с тех пор не появлялись.

Древние версии

Еще во времена вавилонского пленения пророку Иезекиилю в его видениях Бог говорит, что землю надо будет поделить между 12-тью коленами. А при освящении Второго Храма жертвы были также принесены от 12 колен. С тех пор те или иные легенды, гипотезы и теории появляются регулярно. Например, еврейский историк Иосиф Флавий, который жил в I веке нашей эры, утверждал, что «десять колен пребывают за Евфратом до сих пор и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». Некоторые видные талмудистские деятели полагали, что они живут в Адиабене – области в верхнем течении Тигра. Другие опредяляли их местонахождение в Африке, а также в малоазиатской Фригии, ближневосточном Эламе, на Кавказе. Существует сведения в Аггаде (это необязательная часть Устного Закона) о том, что потерянные евреи были угнаны за реку Самбатион, которая бурлит в будни, а покоится по субботам, так что ее нельзя перейти, не нарушая Закона. Но даже если попытаться, то она в тот самый момент снова начинает бурлить.

Версия Элдад Ха-Дани

Этого путешественника, который утверждал, что происходит из потерянного колена Дана, называют в шутку еврейским «бароном Мюнхгаузеном». Он во второй половине IX века описал свои путешествия, и много свидетельствовал о стране Хавила (Страна Золота) у Красного моря, где, кроме данитов, живут колена Нафтали, Гада и Ашера. Географически эта территория была анклавом страны Куш - Эфиопии.

Потомки других сыновей Иакова процветали, по словам Элдада, не меньше. Например, колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране хазар‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

Евреи – чингизиды

В «Великой хронике» - летописи пера английского бенедиктинца Матвея Парижского (неизвестно, почему парижского) из Сент-Олбанского монастыря – европейские и более удаленные от Англии события отличаются сказочностью.

Так вот он и о нашествии Золотой Орды на Европу писал: «Полагают, что эти тартары, одно упоминание которых омерзительно, происходят от десяти колен, которые последовали, отвергнув закон Моисея, за золотыми тельцами и которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что дело это свыше человеческих сил, то призвал на помощь Бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом, и образовалось место неприступное и непроходимое».

Однако, по мнению Матвея, евреи и тут выкрутились и отправились походом на христиан, чтобы их угнетать.

Киммерийцы и скифы

Эта научная теория родилась после прочтения знаменитой наскальной Бехистунской надписи в Иране, высеченной по указу персидского царя Дария I. Она описывает события 523-521 годов до нашей эры.

Английский археолог Генри Кресвик Роулинсон, который расшифровал надпись, обращал внимание на то, что шапка израильского царя Иегу похожа на головной убор короля саков в дальней правой части изображения очень. При этом фонетически ассирийское название израильского Дома фонетически почти тождественно слову «кимирри» - кимерийцы.

Но критики теории обращают внимание на то, что никакого сходства в материальной культуре и обычаях между скифами и евреями нет вообще.

Колено Манассия в Индии

Это удивительная характерно индийская история народов мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам. Они приняли христианство через протестантских миссионеров на рубеже XIX-XX вв. А затем решили, что являются потомками Манассии, которые мигрировали в Афганистан, а затем в Индию, назвали себя Бней-Менаше и стали активно обращаться в иудаизм. Одновременно это племя экспоненциально росло, увеличившись вдвое за три десятилетия. В 1979 году на Бней-Менаше обратила внимание организация «Амишав», которая пытается найти потерянные колена, в 2003 году у представителей мизо, куки и чин были взяты генетические образцы, в которых не было обнаружено признаков ближневосточного происхождения. Однако на следующий год исследование в Калькутте такие признаки нашло у некоторых женщин. В общем, сефардский раввин Израииля Шломо Амар в 2005 году признал Бней Менаше биологическими и духовными потомками Манассии, а годом позже все они получили право на репатриацию. Примеру Бней Менаше последовали и крестьяне-мусульмане одной из деревень Кашмира, которые назвали себя Бней Исраэль, не вступают в брак с соседями из других деревень, не работают в субботу, не едят рыбу без чешуи и т.п.

Необычные претенденты

Учитывая интерес к истории с 10-тью потерянными коленами, не мудрено, что многие народы, точнее, отдельные их представители периодически объявляют себя коленом. О своей принадлежности к избранному народу, например, объявило японское религиозное движение Макуя. Они считают, что даже императорский титул микадо происходит от еврейского ми гадоль (великий), не говоря уже о десятках других совпадений. Основатель теории британского израилизма и Всемирной церкви бога Герберт Армстронг утверждал, что англосаксы произошли от потерянных колен. А британско-американская гипотеза считает, что от скифов и киммерийцев, как потомков 10 колен, происходят финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы, голландцы, датчане, ирландцы и валлийцы. Теория о том, что почти все европейцы произошли от 10 колен сейчас продвигается через генетическую гипотезу гаплогрупп, по которой принадлежащие к гаплогруппе R относятся к потерянным коленам.

История десяти исчезнувших колен Израиля началась в далекие ветхозаветные времена. После того как в 928 году до нашей эры умер знаменитый царь Соломон, в эпоху царя Ровоама единое Израильское царство распалось на два отдельных государства: Иудею в южной части страны, со столицей в Иерусалиме (в Иудее проживали колена Иуды и Вениамина) и собственно Израильское царство на севере некогда единой страны, где размещались остальные десять колен еврейского народа - колена Завулона, Иссахара, Ашера, Неффалима, Дана, Манассии, Ефрема, Рувима и Гада и часть колена Левия. И те и другие были потомками сыновей патриарха-праотца Якова-Израиля, в честь которых и получили свои наименования.
В 732-722 годах северное, Израильское царство было захвачено Ассирией - могущественным государством Древнего Востока. Воины ассирийского царя Салманасара V увели большую часть израильтян в плен. Переселение стало подлинной драмой целого народа: вереницы телег и пеших людей, мужчины, женщины, старики и дети вместе со своим имуществом перемещались дорогами империи. Многие не вынесли тягот переселения и умерли
в пути. Десятки тысяч израильтян, согнанных с родных мест, расселились небольшими группами в различных областях этой протяженной державы, в основном в Месопотамии и Сирии. А на землях захваченного царства поселились ассирийцы и вавилоняне. Они смешались с оставшимися на родине израильтянами и положили начало этносу самаритян - потомков вавилонян, ассирийцев и евреев, принявших иудейскую веру. Небольшое число самаритян сохранились до нашего времени. Ныне проживающие в израильских городах Шхем и Холон, они считают себя потомками колен Ефрема и Манассии, не отправившихся в изгнание, а проживающих там с библейских времен.
Оставшиеся на Святой земле колена Иуды и Вениамина стали предками современных евреев. А их изгнанные братья-северяне со временем смешались с местным населением тех земель, где они проживали. И только немногие из них сохранили свою религию и поддерживали связь с соплеменниками, с Иудеей. Пророки еврейского народа усматривали в изгнании соплеменников наказание за грехи и вероотступничество и верили, что изгнанные колена рано или поздно вернутся к своим братьям, В пророчестве Иезекииля потерянные колена вновь получают свои уделы в Израиле и их именами называются ворота в Иерусалиме.
Менее чем через полтора века после изгнания северных колен изгнанниками стали и два оставшихся колена сынов Израиля. В начале VI века до нашей эры в Вавилон были угнаны около десяти тысяч знатных жителей Иерусалима - священников и мастеров-оружейников. В 586 году до нашей эры уже южное, Иудейское царство евреев было завоевано Навуходоносором - вавилонским правителем. Дворцы и стены Иерусалима были разрушены, Иерусалимский храм, воздвигнутый в X веке до нашей эры, был осквернен, разграблен и разрушен захватчиками. Многих жителей Иудеи увели в Вавилон. Эта волна изгнанников из колен Иуды и Вениамина оказалась устойчивее своих собратьев, они сохранили свою веру и национальную идентичность. И в вавилонском плену продолжалась активная религиозная жизнь, по разрушенному Иерусалиму соблюдался траур, богослужения проводились на языке Святого Писания.
В Вавилоне евреи обжились и стали зажиточными ремесленниками, землевладельцами, а некоторые - даже придворными царя.
Через полвека геополитическая обстановка на Ближнем Востоке изменилась. Вавилонская империя в 538 году была завоевана персидским царем Киром, войска которого были с энтузиазмом встречены еврейским населением этого государства. Такая лояльность была вознаграждена: царь Кир разрешил евреям вернуться на родину, и туда вернулись десятки тысяч иудеев. Кир предоставил переселенцам военный конвой для защиты от нападений кочевников на пути их следования и приказал возвратить драгоценные священные реликвии храма, некогда увезенные Навуходоносором, и более того - даже дал деньги на его восстановление. Храм был отстроен в 516 году до нашей эры. На родину потянулись и евреи из других стран. Однако лишь немногие из десяти ранее выселенных колен вернулись на родину предков.
В восстановленном Иерусалимском храме при его освящении было совершено 12 жертвоприношений - «по числу колен Израилевых».
С тех пор у евреев не исчезает вера в возвращение и других, исчезнувших колен, что отражено в Библии, в том числе в Новом Завете. С давних времен, с конца эпохи Второго Храма, начинают слагаться легенды, в которых высказываются предположения о местах расселения потерянных братьев. По мнению еврейского историка времен Римской империи Иосифа Флавия, они проживают не так далеко от исторической родины - за рекой Евфрат, и более того, соплеменники сохранили там свою многочисленность.
Законоучителя Талмуда предполагали, что изгнанники живут в некоторых городах Вавилонии и в Адиабене. В качестве места их жительства называли и Фригию в Малой Азии, горы Кавказа и даже Африку.
Согласно аггадическому преданию, десять колен были поселены за легендарной рекой Самбатион, перейти которую невозможно: в будние дни она бурлит и кипит, а спокойной становится лишь в субботу. Однако в этот день переход через нее является нарушением Торы, и при попытке перейти реку она вновь начинает бурлить. Другое аггадическое повествование говорит, что за реку Самбатион была уведена лишь часть израильтян, другая же их часть была поселена в Дафне Антиохийской, третью и вовсе «покрыли густые облака».
Элементы иудейской культуры прослеживаются у целого ряда, казалось бы, несвязанных между собой народов из различных уголков мира: Армении, Кавказа, Крыма, Ирана, Центральной Азии, Сибири, Ирландии, Африки, в частности Кении и Нигерии, Южной Америки, Австралии.
Одним из первых исследователей, попытавшихся разрешить загадку исчезнувших колен, был Вениамин из Туделы. Он жил в XII веке в Испании. Исследователь провел большую часть своей жизни в путешествиях, занимаясь поисками потомков древних израильтян. Он посещал различные еврейские общины, тщательно записывая полученные сведения в дневник. Вениамин считал, что нашел прямых потомков потерянных колен в Персии и на Аравийском полуострове. В своей «Книге путешествий» он подробно описал независимое государство четырех колен, находящееся в Нишапурских горах на северо-востоке Ирана, «которым правит князь Иосеф Амаркала га-Леви».
Вениамин отмечал: «В Персии живут потомки племен Дана, Завулона, Асира и Неффалима. Ими руководит правитель Иосиф. Среди этих людей есть ученые мужи, сведущие в различных науках. Они сеют злаки, снимая богатый урожай, состоят в военном союзе с язычниками, поклоняющимися ветру и живущими в дикости». Путешественник обратил внимание и на свирепость и воинственность самих предполагаемых евреев, совместно с арабами совершавших набеги на мирные племена Аравии. На Аравийском полуострове Вениамин посетил большие еврейские города, окруженные мощными оборонительными сооружениями, жители которых сообщили ему, что ведут свое происхождение от колен Рувима, Гада и половины колена Манассии.
Но, по свидетельствам различных авторов, изгнанники-израильтяне жили и гораздо дальше тех краев.
Католический миссионер Бартоломео де Лас Касас, работавший на ниве религиозного просвещения в Южной Америке в начале XVI века, утверждал, что в Перу и Гватемале встретил индейские племена, отличавшиеся удивительными чертами национальной культуры.
Согласно их преданиям, предки этих индейцев прибыли с Востока, переплыв океан. Еще больше миссионера поразило соблюдение этими представителями доколумбовой цивилизации многих иудейских ритуалов.
Спустя 120 лет аналогичные сведения получил португальский путешественник Антонио Монтесинос, встретивший в Андах индейцев, которые читали наизусть отрывки из Торы. Вернувшись в 1644 году в Амстердам из Южной Америки, он рассказал об индейцах, знающих ветхозаветную молитву Шема Исраэль («Слушай Израиль»).
Их одежду, гончарные изделия и другие предметы быта украшало изображение звезды Давида.
Доклад Монтесиноса вызвал сенсацию среди европейских ученых. Под впечатлением от этих сведений амстердамский раввин Менаше бен Исраэль в 1650 году написал трактат «Надежда Израиля», посвященный британскому парламенту и вызвавший широкий отклик в Великобритании, что способствовало отмене запрета евреям на проживание в этой стране.
Такого же мнения на происхождение перуанских индейцев придерживается и известный историк Джеймс Адейр в своей «Истории американских индейцев», изданной в 1775 году.
В наше время в Перу появилась группа «Бней Моше», решившая сменить католицизм на иудаизм. Около 200 человек начали изучать Тору, а затем переселились в Израиль.
О происхождении американских индейцев от колена Манассии говорится и в Книге Мормона, являющейся вероучительной для последователей церкви мормонов. По словам основателя церкви Джозефа Смита, он обнаружил на американском континенте некие золотые
скрижали, написанные еврейским пророком Мормоном, прибывшим на земли Нового Света.
Некоторые исследователи, например Хаушуа Амариэль, усматривают генетическое и лингвистическое сходство между евреями и индейцами чероки.
Интересно также, что в XX веке в Америке учеными были обнаружены курганы, содержащие таблички с римскими и арабскими цифрами и знаками, похожими на буквы древнегреческого, финикийского и гебрайского алфавита.
Еще один регион, где предположительно обитают потомки исчезнувших колен, - глубины Азии, где на границе Афганистана, Пакистана и Кашмира живут патаны. Они ведут свое происхождение от Киша, предка библейского царя Саула. Представители этого народа носят одежду, схожую с той, что носили жители Иудеи, соблюдают пищевые ограничения, наложенные Торой, отмечают ветхозаветный праздник Песах. При этом они не испытывали влияния Талмуда, что говорит о древности их переселения на новую родину.
Жители Кашмира, 5-7 миллионов человек, схожи по облику на семитов и, несмотря на исламское вероисповедание, сохраняют некоторые ветхозаветные традиции, нехарактерные для последователей пророка Мухаммеда: зажигание субботних свечей, ношение бороды и пейсов.
На другом континенте, в Южной Африке, проживает племя лемба, состоящее из десятков тысяч чернокожих африканцев. Они считают, что многие сотни лет назад были отрезаны от своих братьев - евреев. Их предки проживали в Йемене, а позже мигрировали на юг, на Африканский континент. Их сходство с евреями показывает и проведенный исследователями генетический тест.
Фалаша, или бета-исраэль, живущие в Эфиопии, выводят свое происхождение от колена Дана. В XV- XVII веках широкое распространение получила легенда о войнах десяти израильских колен с расположенным в Эфиопии царством папы Иоанна. Об этом в 1488- 1489 годах сообщает рабби Овадия Бертиноро в своих письмах из Иерусалима. В XVI веке каббалист Авраам Леви Старший также называет фалаша потомками исчезнувших колен.
Среди эфиопских фалаша распространено убеждение, что они происходят от царя Соломона (965- 928 годы до нашей эры).
К этому же герою библейского повествования, точнее, к потомкам Соломона и царицы Савской относит себя и другая группа африканского населения - куаре. Их ныне всего около трех тысяч человек. Другая группа эфиопских евреев, предполагающих свое происхождение от колена Дана, проживает на юге страны. По преданию, они - потомки племени, отказавшегося от войны во время разделения евреев на два царства.
В другой африканской стране - Уганде - живут около 500 человек, во второй половине XX века признавших себя евреями. Они устроили синагоги на своих землях и аккуратно придерживаются еврейских обычаев.
Потомками колен Ефрема, Манассии, Завулона, Гада и Левия считают себя евреи игбо из Нигерии.
В другой африканской стране - Гане - проживает племя, именуемое Домом Израиля.
А в начале XX века немецкий ученый Пауль Маркер, проводивший исследования в Кении и Танганьике, выдвинул версию о происхождении африканского племени масаи от одного из утерянных колен.
Потомками колена Ефрема считают себя и персидские, в частности бухарские, евреи.
На происхождение от колена Иссахара претендуют грузинские евреи. Горские евреи пришли на Кавказ из Персии, спасаясь от религиозных преследований. Среди них были распространены традиционные кавказские обычаи, такие как многоженство и кровная месть.
Одна из самых удивительных версий того, куда исчезли десять колен Израиля, ведет на Японские острова. Среди ее авторов - исследователи Кубо Аримаса и Иосиф Айделберг. Ее сторонники отмечают, что тысячи слов и географических названий в японском языке имеют гебрайское звучание. Японского императора Оси, правившего Страной восходящего солнца около 730 года до нашей эры, некоторые исследователи ассоциируют с последним царем библейского Израиля Осией, жившим в эпоху ассирийского изгнания евреев из Святой земли.
Например, на колодце, расположенном в местности Кориуги, начертаны слова «Колодец Израиля». Некоторые фрагменты телег, использовавшихся в Древней Японии, серьезно отличаются от типичных японских телег того времени и напоминают аналогичные транспортные средства, описанные в Ветхом Завете. Может, именно на них прибыли изгнанники из далекой Палестины?
Любопытный факт: среди самураев распространено убеждение, что их предки пришли из Западной Азии около 660 года до нашей эры. Может быть, и само слово «самурай» некогда означало выходцев из Самарии? Есть историки, по версии которых в Японию прибыли представители колена Гада.
Предположительные потомки израильтян живут вдоль Шелкового пути - караванной дороги Древнего мира, соединявшей между собой цивилизации. По одной из версий, евреи переселились в Японию из Китая.
Известно даже время, когда они пришли в Японию. В IV веке нашей эры в эпоху правления императора Одзина туда прибыла группа в составе 3600 человек под предводительством Юзуки-О («О» по-японски означает «король»). Юзу на японском - «иудей». Переселенцы обучили японцев ткацкому ремеслу, до того неизвестному в этой стране. При следующем императоре в Японию переселилась еще одна группа евреев - «юзу». Японский ихмператор прозвал пришельцев «хатта» («челнок») за их мастерство в ткачестве. До переселения в Японию они долгое время прожили в Китае, а их самоназванием было «израй». Позже они стали известны как «узумаса». И поныне вблизи Киото есть деревня Узумаса и храм Узумаса-Дери (по-японски «Дери» - «Давид»), Каждый сентябрь там проводится «Праздник агнца», в ходе которого на ягненка возлагают все грехи народа, что весьма напоминает аналогичный ветхозаветный обряд.
Есть еще один японский религиозный обряд с отчетливыми библейскими параллелями, а точнее - с описанным в Книге Бытия несостоявшимся жертвоприношением Авраамом Исаака. На одной из горных вершин в префектуре Нагано почти две тысячи лет проводится обряд «Ми-Исакуши». В его названии, как видим, фигурирует слово, весьма похожее на имя героя той библейской истории. Обряд представляет собой инсценировку жертвоприношения. Во двор храма жрец приводит мальчика и заносит над ним нож. Но к нему подходит другой жрец, останавливает занесенную над жертвой руку с ножом и передает повеление Бога - освободить мальчика. После чего происходит жертвоприношение 75 оленей. Подобные жертвоприношения совершенно не характерны для распространенной в Японии синтоистской религии. Зато количество приносимых в жертву оленей совпадает с числом баранов, приносимых самаритянами в жертву на праздник Пасхи. Возможно, олень был выбран потому, что овец в Древней Японии не разводили, в то же время олень - животное, также отвечающее всем требованиям кашрута - библейских предписаний об употреблении в пищу дозволенных животных.
В японской летописи «Нихонги», повествующей об истории страны от сотворения мира до конца VII века нашей эры, можно увидеть немало совпадений с историей евреев, захватывающей период от времени исхода из Египта до распада Израильского царства на два государства - Израиль и Иудею. В имени героя летописи Шуи угадывается имя израильского царя Шаула. Согласно японскому источнику, Шуи был огромного роста и погиб в бою от стрелы, попавшей ему в сердце. То же говорится в еврейских источниках о Шауле. В японской летописи Шуи похоронен в местности, которая называется Анато. В Ветхом Завете Шаул похоронен в местности Анатот.
Да и само название Японии тоже имеет интересные параллели. Страна восходящего солнца по-японски называется «Мизухо», что и по звучанию, и по смыслу напоминает гебрайское слово «Мизрахо» - «восход», «возрождение». Это не единственное совпадение понятий в двух языках. Среди подобных примеров: «собрание» на иврите «кнессет», а на японском - «кнесси». Кисти на концах одежды, предписанные Торой, называются «цицит», а у японцев словом «цуи» обозначают кисти на одеянии японского жреца.
Синтоистские храмы времен императора Оси напоминают ближневосточные образцы храмового зодчества. В японском храме есть святое место, называемое «хундан» - «дворец книги». Какая книга имеется в виду, японцы сказать затрудняются. Возможно, первоначально это были свитки Торы, позже утерянные.
Геральдические традиции Древнего Израиля и Японии тоже совпадают. На гербе японского императора изображена хризантема с шестнадцатью лепестками. А на воротах Ирода в Иерусалиме изображен подсолнух тоже с шестнадцатью лепестками.
Последователи нового японского религиозного движения макуя считают, что японцы связаны десятью коленами, оказавшими значительное влияние на культуру и религию Страны восходящего солнца.
На северо-западе Китая проживает народ Цян, представители которого считают себя потомками Авраама.
По предположению некоторых историков, представителей десяти северных колен ассирийцы депортировали в Скифию, однако теория кажется несколько искусственной.
Продолжая тему, некоторые исследователи утверждают, что от киммерийцев и скифов происходят англосаксы - англичане и далее американцы, а также некоторые другие европейские народы. Среди потомков киммерийцев и скифов и, следовательно, десяти колен Израиля называют хазар, финнов, шведов, норвежцев, ирландцев, валлийцев, швейцарцев, французов, бельгийцев и голландцев.
Что касается ирландцев, сторонники этой версии считают, что библейский пророк Иеремия посетил Ирландию с принцессой Tea Тефи, принадлежащей к царскому роду северного, Израильского царства, и обращают внимание на некоторые параллели между еврейской и ирландской культурами.
На основании генетических исследований была выдвинута, гипотеза о родстве курдов с древними израильтянами. Курды проживают в пределах некогда существовавшей Ассирийской империи, Курдистан расположен не так далеко от Святой земли. Предания о происхождении от угнанных ассирийцами колен к тому же бытовали среди части курдских евреев.
Сразу несколько этнических групп жителей Индии также претендуют на статус потомков древних израильтян. Небольшое племя бней-эфраим, живущее на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, считает себя потомками колена Ефрема. В двух других индийских штатах - Манипур и Мизорам - обитает небольшая группа бней-менаше, даже из этнонима которых явствует, что они выводят свое происхождение от израильского колена Манассии. Группа евреев бней-исраэль проживает в Бомбее и других крупных городах Индии и Пакистана. Некоторые исследователи также видят в них наследников десяти колен. Евреями, происходящими от Израильского царства, считает себя племя насрани из индийского штата Керал.
В Украине тоже с давних времен живут предположительные потомки десяти колен. В Крыму и некоторых других регионах страны исторически проживают крымские караимы. Некоторые исследователи, в число которых входят и караимы, видят происхождение этого народа в смешении потомков древних израильтян с местным населением Крыма, в основном тюрками.
Путешественники сообщали, что среди евреев Кавказа еще в XIX веке были живы воспоминания о том, что они являются потомками исчезнувших колен, поселенных в Мидии ассирийскими царями.
Однако есть исследования, показывающие, что и у двух оставшихся еврейских колен также имеются потерянные потомки. Довольно правдоподобно звучит версия, утверждающая, что далеко искать наследников библейских евреев вообще не надо. Современным евреям нужно лишь внимательнее присмотреться к своим ближайшим соседям, арабам-палестинцам. До 85 процентов от их числа имеют еврейских предков. Об этом утверждает исследователь Цви Мисинай, расспрашивающий об обычаях предков жителей Палестинской автономии, и раввин Дов Штайн. Многие из опрошенных ими арабов вспоминают, что еще их бабушки и дедушки соблюдали иудейские обычаи.
Считается, что большинство евреев были вынуждены покинуть Святую землю, после того как восстание Бар-Кохбы потерпело поражение в 135 году нашей эры. Но все же многие иудеи остались на своей земле. Со временем их потомки приняли ислам. Очевидно, это случилось после того, как в 1012 году был издан указ халифа аль-Хакима, в котором правитель приказал своим подданным, не принадлежавшим к вере пророка Мухаммеда, принять ислам либо оставить Палестину. Сменить религию для того, чтобы остаться на своей земле, решили, как предполагают, 90 процентов живших там евреев. Многие из них остались тайными приверженцами иудаизма. Указ халифа спустя 32 года был отменен, однако около 75 процентов евреев уже успели стать мусульманами.
У членов бедуинского племени Сауарка численностью около трех-четырех тысяч человек, живущего на Синае и в пустыне Негев, до недавнего времени сохранялся обычай не зажигать свечи в субботу. Обрезание у них принято делать на восьмой день от рождения мальчика, согласно предписанию Торы, а не в более позднем возрасте, как принято у мусульман.
В некоторых арабских деревнях многие дома до сих пор имеют на косяках дверей специальные выемки для мезузы - традиционного еврейского талисмана с ветхозаветной молитвой внутри, а в некоторых жилищах остались даже шурупы или гвоздики, на которых она держалась. Многие арабы знают и говорят о еврейском происхождении своих предков.
Их слова подкрепляются и данными науки. Под руководством профессора Ариелы Оппенгейм, работающей в медицинской лаборатории «Адаса» при Еврейском университете, было проведено международное генетическое исследование, подтвердившее выводы о генетическом родстве арабов, живущих в Израиле, и евреев.
И те и другие являются потомками переселенцев из Вавилонии, родины патриарха Авраама, что согласуется с данными Библии.
Происхождение любого народа напоминает увлекательный исторический детектив. И судьба потомков древних израильтян тут не исключение.Автор: А.В.Дзюба