Как происходит кремация человека? Крематории. Можно ли самостоятельно кремировать умершего родственника? Как называется человека сжигают после смерти

Обгорание (карбогенизация) трупа – высокотемпературная трансформация органов и тканей трупа в продукты горения, сопровождающаяся интенсивным выделением тепла и световым излучением.

Обгорание трупа может быть полным и частичным.
В судебно-медицинской практике обгорание наиболее часто наблюдается в условиях пожара.

На обгорание трупа решающее влияние оказывают физические процессы и явления, протекающие во время горения: процессы массо- и теплопереноса, геометрия и пространственное расположение горючих объектов, аэродинамические условия, энергия источника горения, длительность действия пламени.
Параметры обгорания могут существенно модифицироваться при изменении условий горения: повышении давления, изменении процентного содержания кислорода в газовой смеси и т.д.

В нормальных условиях возгорание тканей человеческого тела возможно лишь при действии внешнего, достаточно интенсивного и мощного высокотемпературного источника, по прекращению действия которого горение тела, как правило, останавливается. Невозможно также самостоятельное, без дополнительного источника горения, распространение пламени по направлению сверху вниз у трупа, находящегося в горизонтальном либо вертикальном положении.

В момент воспламенения, за счет теплового потока от зоны пламени температура кожи и подлежащих мягких тканей быстро возрастает, что приводит к коагуляции белковых структур, а затем их быстрому распаду и аморфизации тканей. Происходит интенсивное высокотемпературное разложение (пиролиз) органических веществ с образованием летучих продуктов и угольного остатка на поверхности тела.
Поскольку биологические ткани являются сложными композитными веществами с различной термической устойчивостью компонентов, то их термическое разложение происходит не только с поверхности, но и по глубине прогретых слоев твердой фазы. Испаряющаяся из тканей вода, а также такие продукты пиролиза, как азот, двуокись углерода и т.п. вещества уменьшают температуру пламени и скорость выгорания. В дальнейшем, по мере испарения влаги ее концентрация в тканях снижается, что приводит к росту скорости горения.

Перемещением фронта пламени при горении трупа происходит относительно медленно и обеспечивается за счет процессов теплопроводности и теплопередачи от зоны горения к прилежащим слоям тканей. Параметры трупа, а также его отдельных частей практически всегда превышают толщину слоя тканей, прогретых перед фронтом пламени к моменту его распространения на данный участок тела.
Это приводит к тому, что на стороне, противоположной действию пламени, температура участков тела практически не изменяется и остается близкой к исходной.

По мере испарения жидкости и выделения летучих продуктов из прогретых слоев мягких тканей обгорание трупа распространяется на все большую глубину. Рост толщины слоя обугленных тканей обусловливает повышение его термического сопротивления, что ведет к снижению скорости прогрева и пиролиза подлежащих слоев мягких тканей. Скорость автономного пламенного горения трупа постепенно снижается, вплоть до его полного прекращения.
Термически модифицированные ткани образуют на поверхности трупа углистый слой, через трещины которого происходит выход основного объема летучих продуктов разложения твердой фазы мягких тканей. В этих условиях пламя перестает быть сплошным и разбивается на отдельные очаги.
Над поверхностью трещин происходит гомогенное горение, при котором происходит окисление на воздухе газо- и парообразных продуктов пиролиза, выделяющихся из прогретых слоев подлежащих мягких тканей.
Процесс горения при этом носит ламинарный характер, с формированием ровных, достаточно спокойных языков пламени.
Остальная часть тела обгорает по беспламенному, гетерогенному типу, также еще называемому тлением. Скорость распространения процесса тления ниже скорости пламенного горения и напрямую зависит от интенсивности поступления в зону горения кислорода и развитости поверхности горения. Чем выше отношение площади поверхности горения к общей поверхности тела, тем больше развита поверхность горения.

Тление приводит к уменьшению толщины обугленного слоя и росту количества тепла, отводимого вглубь мягких тканей. При определенных условиях это может интенсифицировать скорость выделения летучих продуктов пиролиза, их воспламенению и дальнейшему пламенному горению твердой фазы внутренних органов.

Источником воспламенения при этом может служить как раскаленный углистый слой, так и внешний источник пламени.
Массовая скорость выгорания тканей трупа, особенности повреждений трупа, степень их выраженности и глубина, объем и локализация во многом определяется:
- тепловым режимом пожара (температурой пламени и длительностью горения);
- положением и позой трупа по отношению к центру пожара;
- положением и позой тела в очаге пожара (сидя, лежа, на задней, передней или боковых поверхностях тела и т.п.);
- наличием или отсутствием на теле одежды и обуви;
- наличием или отсутствием на трупе частей разрушенного здания и предметов интерьера помещений (например, мебели).

При действии на труп высокой температуры в тканях происходит нарушается коллоидное состояние белков интенсивное испарение влаги. Белки сжимаются, коагулируют и выпадают в осадок, клеточная вода при этом вытесняется. Ткани трупа обезвоживаются. Тепловая коагуляция белков приводит к уплотнению и укорочению мышц. Массив мышечной ткани различных мышечных групп отличается (общая массе мышц сгибателей больше нежели разгибателей), в результате чего верхние и нижние конечности сгибаются в суставах и приводятся к передней поверхности туловища, голова трупа откидывается назад.
За счет уплотнения и укорочения мышц спины иногда наблюдается прогиб тела в пояснице, вследствие чего верхняя часть туловища приподнимается.
Такая поза трупа носит исключительно посмертный характер и называется «поза боксера» либо (реже) «поза фехтовальщика».

Рис. Поза боксера

Тепловое уплотнение мягких тканей лица и шеи иногда обуславливает посмертное открытие рта, обнажение зубов, и выступание языка из ротовой полости, приоткрытие глазной щели.
Действию племени первоначально подвергаются части тела, обращенные вверх. Прилегающие к ложу трупа нижележащие участки тела обгорают в последнюю очередь.
По мере усиления действия термического фактора обгорают открытые части тела, а затем защищенные одеждой. Давящие и плотные части одежды – туго застегнутый воротник, бюстгальтер, пояс, подвязки, обувь, а также петля на шее, веревки на других частях тела и т.п. предметы в течение относительно долгого периода времени могут противостоять действию пламени и препятствуют обгоранию расположенных под ними участков кожи.

При значительно выраженной подкожной жировой клетчатке на трупе под действие племени может произойти ее вытапливание и пропитывание растопленным жиром одежды, что может привести к ошибочному заключению о наличии на ней горючих веществ. Пропитыванием одежды жиром, вытопленном из подкожной жировой клетчатки, в некоторых случаях приводит к так называемому фитильному горению одежды, что потенцирует дальнейшее распространение пламени. Глубина поражения тканей в подобных случаях значительно превышает теплотворную способность сгоревших текстильных материалов.

При термическом воздействии около 200º С отмечается порыжение волос. При более продолжительном действии пламени происходит полное сгорание всех волос, имающихся на теле.
Кожный покров на значительном протяжении покрываются копотью, на свободных от копоти участках кожа сухая, желтоватая, слегка шелушится, определяются множественные, сливающиеся буро-красные очаги неправильно-округлой формы, пергаментной плотности.
На их дне их местами видны просвечивающие кровеносные сосуды. По периферии очагов имеются сероватые лоскутки надкожицы.

Рис. Обгорание мягких тканей с обнажением брюшной полости

Иногда при посмертном действии пламени на коже образуются пузыри, которые по внешнему виду идентичны прижизненным, образующимся при ожогах второй степени, однако имеют другой механизм образования. При посмертном действии пламени происходит вскипание межклеточной жидкости, лимфы и жидкой части крови, что приводит к утрате межклеточных связей и отслоению эпидермиса.

При гистологическом изучении кожи, взятой из дна посмертного пузыря, отмечается отсутствие признаков воспалительной реакции, а при биохимическом исследовании серозной жидкости обнаруживается вдовое - втрое меньше белка, чем при прижизненных ожогах.

На уплотненной обгоревшей коже в результате ее натяжения нередко образуются посмертные трещины и разрывы, имеющие линейную форму, ровные гладкие края и острые концы и внешне напоминающие резаные раны. Дифференциальная диагностика основана на том, что посмертные трещины от действия пламени расположены поверхностно, ограничиваются пределами кожи, не захватывают подкожной клетчатки, распространяются по ходу эластических волокон.
Из узкого посмертных трещин просвета видна неповрежденная буроватая подкожно-жировая клетчатка с волнистым рельефом. Края разрывов обгорелой кожи сопоставимы друг с другом, так как образовались на уже измененной коже. Раны, образовавшиеся до воздействия высокой температуры, округляются, края их за счет разного температурного воздействия не сопоставимы.
В тех случаях, когда обгоревшие ткани в последующем подвергались механическому воздействию (например, при переноске трупа), то направление посмертных трещин может идти и поперек хода эластических волокон.

Глубокое обгорание трупа приводит к развитию значительных разрушений и деформаций различных частей тела, а также нарушений обычных соотношений анатомических образований. Мягкие ткани чернеют, теряют свою структуру, сильно уплотняются, с трудом режутся ножом. Кожа, мышцы, части конечностей, голова могут практически полностью обугливаться и разрушаться.

В результате обширного обгорания мягких тканей грудной клетки наступают резко выраженные изменения ширины межреберных промежутков, происходит посмертная ротация ребер в реберно-позвоночных суставах в краниальном или каудальном направлениях. Позвоночник смещается как в боковом, так и во фронтальном направлениях. Наблюдается исчезновению лордоза и кифоза в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, а также к появление посмертных сколиатических изгибов позвоночника.

Обгорание трупа может быть столь значительным, что обнажаются кости, вскрываются суставы и крупные полости (черепа, груди, живота), полностью прогорают хрящевые части скелета, нередко наблюдается посмертная ампутация кистей и стоп, отделение головы от туловища. После сгорания реберных хрящей происходит обнажение и обгорание внутренностей грудной и брюшной полости.

Органы брюшной полости, как правило, подвергаются высокотемпературному разрушению после прогорания брюшной стенки, однако, в некоторых случаях, в результате нагревания тела происходит вскипание тканевой жидкости, что приводит к разрыву части брюшной стенки до ее прогорания и пролапсу кишечных петель. В редких случаях, когда желудочно-кишечный тракт заполнен жидким содержимым, может произойти разрыв желудка либо петель кишечника до полного прогорания брюшной стенки. В подобных случаях при секционном исследовании в брюшной полости находят жидкость в объеме от одного до нескольких литров.
Внутренние органы уменьшаются в размерах, становятся плотными и сухими, с бугристой поверхностью, и при продолжении действии пламени постепенно обугливаются и сгорают, причем вначале сгорает кишечник, а затем легкие, желудок, сердце, почки и печень.
Скелетная мускулатура, вареного вида, светло-глинистого цвета, либо сухая, волокнистая, красно-коричневая. Кровь в крупных сосудах в виде легко крошащейся суховатой массы коричневого цвета.
Повреждение костей скелета от действия пламени носит четко выраженный экспотенциалзависимый характер и происходит только после полного прогорания покрывающих их мягких тканей.

Кости достаточно устойчивы к действию высоких температур, что позволяет проводить их макроскопическую оценку, даже после того, как они в течение нескольких часов подвергались действию пламени.
Органическое вещество кости под действием пламени вначале обугливается, вследствие чего кости приобретают черный цвет (черное каление).
При дальнейшем действии пламени, по мере выгорании органического матрикса, кости становятся все более светлыми, приобретая оттенки серого цвета (серое каление).
Полное сжигание органического вещества кости происходит при температурах выше 700ºС. После полного обгорания кости становятся белого цвета (белое каление).
Под действием высоких температур может наступить уменьшение длины трубчатых костей до 10 %.
При обгорании (обугливании) длинных трубчатых костей до черного каления в зависимости от температуры и длительности сгорания наблюдается различной глубины растрескивание компактного слоя. Трещины идут в продольном направлении, характеризуются ровными контурами краев и прямоугольным переходом поверхности компакты в плоскость разрушения. Возможно расхождение краев трещин до 0,1 мм.
При обгорании трубчатых костей до серого каления продольные трещины имеют скошенный вид и мелкозазубренный контур с участками краевого выкрашивания и скалывания компактного слоя. Ширина продольных трещин составляет 0,4 - 0,5 мм. От края продольных трещин перпендикулярно отходят дополнительные (вторичные) трещины, по морфологии похожие на трещины, образующиеся при черном калении.
При сгорании трубчатых костей до белого каления отмечается расширение ранее возникших трещин до 4 - 5 мм, а также фрагментация кости с образованием осколков различной величины. Происходит деформация формы кости как анатомического образования.
Поверхность разрушения при всех видах каления кости однородная, большей частью мелкобугристая, ее структура не отражает следов пластической деформации, свойственной нативной кости при механической нагрузке. На поверхности растрескивании определяются линейные трещины, которые пронизывают остеоны, практически не меняющие направления распространения.
Положения конечности в процессе сгорания влияет на ход трещин, возникающих при ее термическом разрушении. Если конечность находилась в положении близком к вертикальному, то линия растрескивания направлена косо поперечно относительно продольной оси кости. При нахождении конечности в горизонтальном положении, то разрушение кости распространяется параллельно продольной оси с большей выраженностью со стороны температурного источника.
При действии пламени на ранее механически поврежденную кость происходит расширение имевшихся линий переломов и трещин, однако макро- и микроморфологические признаки, свидетельствующие о первичности механической нагрузки, в целом сохраняются
В ряде случаев интенсивное прокаливание костной ткани может приводить к появлению артефактов в виде ложнотравматических либо псевдопатологических костных изменений, а также к исчезновению или уменьшению признаков возрастных дегенеративно-дистрофических изменений кости и ее патологических поражений (дегенеративно-дистрофических, инфекционных, посттравматических и т.п.).

При действии пламени на голову трупа под действием высокой температуры происходит закипание стекловидного тела, что приводит к разрыву и разрушению глазных яблок. Кровь выступает через глазные, ушные и носовые отверстия и через рот крови и вскипает, наступает обугливание покрывающих голову мягких тканей и обнажение костей свода черепа. Изменяется цвет зубной эмали, зубы становятся ломкими, растрескиваются. На черепе формируются трещины, не выходящие за пределы наружной и внутренней костных пластинок.
При обгорании костей свода черепа до стадии черного каления трещины располагаются на наружной пластинке и имеют разнообразное направление, нередко формируя древовидный рисунок растрескивания за счет боковых ответвлений.
Обгорание костей свода черепа до стадии серого и белого каления приводит к образованию трещин, как на наружной костной пластинке, так и на внутренней. По своему характеру трещины внутренней костной пластинки аналогичны таковым, располагающимся снаружи, однако отличаются по локализации.

Рис. Горение головы

В отличие от прижизненных, трещины, образующиеся при посмертном обгорании черепа, распространяются по его своду и никогда не наблюдаются на основании.
Механизмом образования трещин при обгорании черепа обусловлен тем, что после выгорания органических частей происходит редукция костной ткани и ее растрескивание в различных направлениях. Растрескивание зависит также от неравномерного воздействия высокой температуры, а также неодинаковой отдачи тепла во время остывания кости. Несоответствие локализации трещин на наружной и внутренней пластинках обусловлено их разновременным появлением. По мере обгорания черепа в первую очередь появляются условия для образования трещин на наружной костной пластинке, а затем, по мере обугливания всей толщи кости, возникают трещины и изнутри полости черепа.
Дальнейшее воздействие пламени приводит к расхождению костей свода черепа, зиянию краев трещин и проникновению в полость черепа копоти и других продуктов горения.
Копоть оседает на внутренней костной пластинке черепа вдоль линий растрескивания в виде полоски закопчения шириной 0,3-0,5 см. Полоска закопчения идет по обе стороны краев переломов, образуя достаточно типичный рисунок, напоминающий «контурную карту».
Если переломы костей черепа сформировались до термического воздействия, то подобное закопчение краев перелома со стороны внутренней костной пластинки отсутствует, либо отмечается в виде отдельных пятен. Форма и размеры прижизненных трещин на обгоревших костях черепа после воздействия пламени не изменяются.
Нарушение целостности полости черепа в результате прижизненной травмы либо посмертного расхождения его швов или прогорания составляющих его костей (как на ограниченном участке, так и при обширном разрушении) приводит к испарению спинномозговой жидкости, обезвоживанию и уменьшению объема головного мозга в 2-3 раза.
Если же в результате действия пламени разгерметизации полости черепа не произошло, то объем головного мозга практически не изменяется.
Обнаружение на резко обгоревших костях черепа проникающего отверстия при неизмененном объеме головного мозга может указывать на то, что это повреждение, по всей вероятности, возникло посмертно после окончания воздействия пламени, например во время расчистки пожарища.
Действие высокой температуры приводит к уплотнению, сморщиванию и отслоению твердой мозговой оболочки от внутренней поверхности черепной коробки. Происходящее вследствие этого повреждение синусов твердой мозговой оболочки и мелких мозговых вен приводит к излитию из них крови и формированию посмертных эпидуральных кровоизлияний.
Посмертные эпидуральные кровоизлияния рыхлой консистенции, покрыты желеобразной жидкостью, не спаяны с твердой мозговой оболочкой, располагаются по ходу синуса, и, как правило, имеют серповидную форму.
При гистологическом исследовании посмертные эпидуральные гематомы характеризуются наличием капель жира и незрелых клеточных форм крови. В отличие от посмертных, прижизненные посттравматические эпидуральные кровоизлияния располагаются в области повреждений, имеют более компактное строение, жир и незрелые элементов крови в них отсутствуют либо содержатся в незначительном количестве.

Микроскопическая картина в различных органах зависят от выраженности и длительности действия пламени, и по мере прогорания тканей становится все менее различимой.
Микроскопические изменения характеризуются преимущественно накоплением серозной жидкости в микрополостях, набуханием и отеком межуточной клетчатки, очаговой ее базофилией около сосудов и дистрофическими изменениями паренхимы органов.
При действии на кожу высокой температуры эпидермис определяется в виде волнистой бесструктурной ленты коричневого цвета, клеточное строение эпидермиса местами может быть сохранено. В ряде случаев в эпидермисе регистрируются расположенные вертикально удлиненные истонченные ядра, образующие фигуры «щеток», несколько напоминающие фигуры, образующиеся при электротравме в области электрометок. Коллагеновые волокна в собственно коже резко утолщены, гомогенизированы, базофильно окрашены, часто отмечается их метахромазия. Эластические волокна фрагментированы, выпрямлены, истончены.
При обугливании кожи эпидермис имеет вид неровной, однородной полосы черного цвета, местами приподнятой над дермой, с сохранением перемычек.
Характерно набухание волокон дермы с резко выраженной базофилией, коагуляционный некроз эпидермиса с отхождением его от дермы. Собственно кожа резко уплотнена, в виде гомогенного пласта с щелевидными пустотами, волокнистое строение трудно различимо. Капиллярные сосуды представлены в виде клеточных тяжей.
Отмечается изменение тинкториальных свойств, коагуляция фибриллярных структур симпластов скелетных мышц и гладкомышечных волокон стенок сосудов. В кровеносных сосудах отмечается характерного вида свертывание, «спекание» крови.
В легких обгоревшего трупа полости альвеол заполнены серозной жидкостью, содержащей много клеток альвеолярного эпителия.
В почках отмечается отслоение нефротелия канальцев от базальных мембран, ядра становятся более яркими, базофилия цитоплазмы, скопление серозной жидкости в полостях капсул почечных клубочков.
В различных органах паренхиматозные клетки утрачивают свои контуры, в них обесцвечиваются ядра, наблюдается некроз эндотелия с базофильным прокрашиванием стенок сосудов и периваскулярной клетчатки хроматином распадающихся ядер, равномерная гомогенизация и базофилия коллагеновых волокон и элементов сосудистых стенок на всей глубине изучаемой ткани.

Полное сгорание трупа взрослого человека в бытовых условиях практически невозможно. Сгорание трупов при их обильном поливе керосином, происходит за 8-12 часов. Сжигание расчлененного трупа в русской печи при употреблении дров происходит за 20 часов, а при использовании керосина за 10-11 часов. При использовании обычной печи сжигание трупа весом 60 кг проходит за 40-50 часов. В крематории применяя смесь природного газа с кислородом дающую температуру пламени свыше 1000 °С для сжигания трупа взрослого человека требуется 30-60 минут.
Трупные изменения при осмотре трупа, подвергшегося действию пламени, как правило, зафиксировать не удается. Обгорание приводит к своеобразной консервации трупа, вследствие чего его гниение развивается в более поздние сроки и протекает значительно медленнее, чем в обычных условиях.

При полном сожжении трупа образуется пепел, состоящий из отдельных костных фрагментов, находящихся в состоянии черного, серого и белого каления, а также недифференцируемой костной крошки. Костные останки губчато-пористого строения, легко рассыпаются в порошок при незначительном надавливании. Масса пепла, зависит от изначального веса трупа, а также условий сгорания и может составлять от 1,0 - 2,0 до 6,0 кг.

Врач судебно-медицинский эксперт, доцент кафедры судебной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрва России, кандидат мед. наук, доцент Туманов Э.В.
Туманов Э.В., Кильдюшов Е.М., Соколова З.Ю. Судебно-медицинская танатология - М.: ЮрИнфоЗдрав, 2011. - 172 с.

Люди не всегда желают говорить о смерти и тем более задумываться о собственных похоронах в будущем. Но, как известно, человеческое тело не вечное, и приходит время, когда родственникам усопшего необходимо решить вопрос с похоронами. Современные ритуальные услуги не ограничиваются общепринятым погребением умершего человека в гробу, а предлагают сразу несколько вариантов отправки в последний путь.

Все чаще, в современном обществе стараются не хоронить тело под землю, а кремировать его. Данный процесс заключается в сожжении трупа в специальных печах (крематориях), при высокой температуре свыше 1000 градусов. В подобных условиях, даже твердая костная ткань становится хрупкой и превращается в пепел. Традиция сожжения тел исходит еще с доисторических времен, и является популярной даже сегодня.

Кремацию выбирают за счет ее удобства и практичности. К тому же, некоторые люди с брезгливостью относятся к тому, что их тело будет гнить, и поедаться червями под землей.

Крематорий

Для кремирования тела нужны определенные условия, которые можно достичь благодаря специальной печи Крематорию. Внутри нее достигается немыслимая температура — до 1092 градусов по Цельсию, что позволяет превратить тело в небольшую горсть костей и пепла. После сожжения, крупные остатки костей измельчают в центрифуге, если есть разрешение родственников.


Современные крематории работают на газу, электрике или специальном топливе. На всю процедуру кремации человека средней комплектации уходит около 2 часов, но все зависит от особенностей каждого тела. К примеру, человек который при жизни болел раком или туберкулезом, требует больше времени на кремацию. Тоже можно сказать и о наркозависимых, и тех людях, которые часто принимали разные препараты.

Чтобы полученный в конечном итоге прах был однородным, все останки перебирают и просеивают. Присутствующие в теле металлические коронки или протезы, выбирают с помощью мощного магнита.

Как происходит кремация

После проведения предварительной подготовки тела, закрытый гроб с усопшим загружается в камеру печи. Далее, в дело вступает автоматическая электроника устройства.

  1. Начальный этап кремации – возгорание гроба. На этот процесс уходит около 10 минут. Начинается все с воспламенения стенок гроба, которые начинают распадаться, после чего воспламенение затрагивает все горючие материалы. Мягкие ткани тела начинают разлагаться под воздействием высокой температуры (процесс карбонизации).
  2. Начиная со второго этапа, автоматика печи устанавливает температурный режим так, чтобы деструкция тела совершалась по определенным последовательностям. Главное чтобы эти процессы происходили по стандартным схемам, иначе достичь полноценной минерализации костных и мягких тканей не удастся.

Есть несколько факторов, которые учитываются при кремировании каждого тела, и благодаря которым выставляется необходимый режим печи. К ним относятся:

  • Возраст покойного.
  • Масса тела.
  • Время, которое прошло от констатирования смерти и до кремации.
  • Особенности образа жизни покойного (привычный рацион, лекарственные терапии, наличие заболеваний).

Эти параметры имеют огромное значение для работников крематория, ведь от них будет зависеть необходимый режим сжигания. Так, некоторые факторы провоцируют дегидратацию организма, другие, к примеру, вымывание кальция из костей, а все это влияет на окончательный результат кремации.

Обработка праха

Сожжение это еще не конец сложного процесса. Еще одним, не менее важным этапом кремации считается окончательная обработка останков, ведь после термического воздействия печи, они остаются в неоднородной консистенции. Останки включают в себя золу, костные фрагменты и возможные металлические детали. Однородность праха обеспечивается в Кремуляторе – специальное устройство, для дробления останков до состояния однородной золы, отсеивая все лишнее.

Но, во многих крематориях работают и без этого оборудования, применяя старые способы обработки праха (крошение частиц молоточком и просеивание праха вручную).

После кремации, прах усопшего помещаются в урну, и передается родственникам, которые сами распоряжаются им по своему усмотрению, или следуют воле умершего.

Что гласит закон

Есть определенный закон, по которому проводится выдача праха родственникам. После завершения сжигания тела и загрузки останков в урну, его передают близким родственникам умершего в специально подготовленном помещении — прощальном зале, где совершают «прощальную» церемонию. Но, просто так, урну с прахом не получить, так как ее выдача происходит только после предъявления определенных документов:

  1. Свидетельство о смерти человека.
  2. Паспорт родственника, который хочет забрать урну.
  3. Заключение о проведении кремации (берется в крематории, в котором проводилась процедура).
  4. Справка о наличии участка под захоронение (ее можно получить на кладбище, на котором родственники планируют провести захоронение урны). Вариантов может быть несколько:
  • Захоронение на отдельном участке – захоронение останков после выдачи крематорием, можно провести на кладбище, по типу стандартного погребения в гробу. Администрация кладбища должна заранее выделить участок и подготовить яму. Для захоронения урны не нужен такой участок, как для гроба, поэтому обойдется это несколько дешевле.
  • В последнее время стали практиковать захоронение праха в уже имеющиеся могилы родственников. Как указано в законах, на одного жителя населенного пункта предусматривается бесплатный участок на местном кладбище, но на деле, родственники умершего всегда выплачивают за это немалую сумму денег. Если проводить захоронение урны в семейную могилу, деньги потребуются только на разрытие ямы, но если потребуется менять памятники, без затрат опять же не обойтись.
  • Часто урны с прахом хоронят в колумбариях «Стены Скорби». В данной стене есть много ячеек, в которые помещается урна и закрывается мемориальной плитой с данными о человеке покоящемся на этом месте.

Распространенные традиции

Захоронение урны с прахом покойного это не единственный вариант. К примеру, во многих странах Запада, многие люди оставляют урны на хранение дома. Для нас это может звучать неприемлемо и жутко, все-таки в ней находятся останки умершего, но если таковой была воля покойного, то спорить с этим вряд ли кто-то будет.

Еще одна традиция прощания с покойным, это развеивание праха. Типичными местами развеивания являются мета паломничества. Но изредка, выполняя последнюю волю усопшего, родственники развеивают прах над родными для него местами. Существуют специальные службы, которые занимаются развеиванием праха кремированного человека, которые доставят и развеют прах в любой точке мира.

– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.

(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

"В детстве мы бегали смотреть, как в крематории сжигают покойников. Прокрадывались к маленькому окошку и смотрели на объятый пламенем гроб. Через пару минут домовина распадалась, и происходило страшное: труп начинал корчиться, шевелились руки, ноги, порой покойник приподнимался. Создавалось ощущение, что сжигают живого человека. Мы в ужасе убегали. Потом по ночам меня мучили кошмары. Но все равно нас как магнитом тянуло к окошку...". Этот отрывок из детских воспоминаний моей тетки я вспоминаю часто. Чаще, чем хотелось бы, ибо за последние годы мне не раз приходилось участвовать в церемонии проводов в последний путь. И нередко проводы эти происходили именно в здании крематория.

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, леденящих душу рассказов. Где тут правда, а где вымысел, мы и попытаемся разобраться.

На территории Европы своих умерших сжигали этруски, затем этот обычай переняли греки и римляне. Христианство объявило кремацию язычеством. В 785 г. Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI–XVII вв. города в Европе стали постепенно превращаться в метрополии, и возникла большая проблема с организаций кладбищ. На некоторых погостах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания – костры не годились. Такой способ был придуман лишь в конце XIX века. 9 октября 1874 г. в регенеративной печи, сконструированной немецким инженером Фридрихом Сименсом, была совершена первая кремация в струе раскаленного воздуха. А первый современный крематорий был построен в 1876 г. в Милане. В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев

На территории России первый крематорий был построен не после 17-го года, как многие думают, а еще до октябрьского переворота, во Владивостоке, с использованием печи японского производства. Вероятно, для кремации граждан страны Восходящего солнца (во Владивостоке в то время проживало немало выходцев из Нагасаки). Сегодня в этом городе снова действует крематорий, уже для россиян.

Первый крематорий в РСФСР (печь "Металлург") был открыт в 1920 г. в здании бань, дом №95-97 по 14-й линии Васильевского острова в Петрограде. Сохранился даже акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома тов. Б.Г. Каплуном и другими лицами, присутствующими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано: "14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория – В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда" . Далее следуют подробности, которые я решил опустить, дабы не травмировать впечатлительных читателей.

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 г. по 21 февраля 1921 г., и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Окончательно же и бесповоротно огненные похороны вошли в быт советских людей в 1927 году, когда в Москве, в Донском монастыре была открыта "кафедра безбожия", как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского. Первыми клиентами заведения стали проверенные товарищи – "рыцари революции". В колумбарии, размещенном в храме, на кремационных урнах можно прочесть надписи, типа: "большевик-чекист", "член ВКП(б), стойкий большевик", "один из старейших деятелей большевистской партии". В общем, пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Через 45 лет в городе был построен еще один – на этот раз крупнейший в Европе – крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 г. – на Митинском, а спустя еще 3 года – на Хованском. Крематории есть также в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, во Владивостоке; 7 июля прошлого года открылся крематорий в Новосибирске.

Несмотря на усиленную пропаганду, граждане СССР к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Отчасти (но только отчасти) это объясняется отрицательным отношением к кремации традиционных религий, ибо в монотеистических религиях кремация запрещена или, как минимум, не приветствуется. Категорически запрещает кремировать тело иудаизм. Еврейская традиция рассматривает кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Сжигать тело человека недопустимо в исламе. В случае, если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. Православная церковь рассматривает кремацию как "чуждый обычай", "еретический способ захоронения". Греческая православная церковь упорно сопротивляется введению кремации. Как заявил официальный представитель Священного Синода, епископ Александруполиса Антимос, комментируя внесенный семью членами парламента законопроект, разрешающий этот обряд для членов неправославных (!) конгрегаций Греции: "Кремация – это акт насилия, оскорбление человечества, выражение нигилизма...". Категорически против огненного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. "Сжигание умерших может оказаться нарушением учения Церкви о почитании останков святых мучеников и угодников и лишить православных христиан святых мощей, – говорит священник И. Рябко. – А что касается простых смертных, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного назидания и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением". Официальную позицию РПЦ озвучил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом". Впрочем, есть в Русской Православной Церкви и лобби, которое ратует за то, чтобы не предавать крематории анафеме. Более того, поговаривают, что открытый в прошлом году крематорий в Новосибирске был освящен. И вообще, в последнее время упорно ходят слухи (которые представители РПЦ не подтверждают), что будто бы строительство крематориев при всех крупных городах давно согласовано с церковным начальством и от РПЦ есть благословение на самом высоком уровне. Вероятно, слухи возникли из-за того, что во всех крематориях России работают батюшки, которые отпевают усопших перед кремацией, а при некоторых крематориях есть часовни.

Несколько иначе смотрят на этот способ погребения другие ответвления христианства. Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. А в 1963 г., правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Но, повторяю, причина прохладного (простите за каламбур) отношения к огненным похоронам – не только в религиозных убеждениях наших граждан. Главная причина – многочисленные страшилки, вот уже много лет предающиеся из уст в уста, об "ужасах", творящихся в крематориях. Мне, как и многим другим гражданам, неоднократно приходилось слышать, что покойников раздевают, золотые зубы и коронки вытаскивают, гробы пускают напрокат, а одежду, снятую с усопших, сдают в комиссионки. В свое время масла в огонь подлил рассказ Михаила Веллера "Крематорий", в котором описывается, как работники этого заведения в Ленинграде раздевали перед кремацией покойников, а одежду сдавали в неподалеку расположенный комиссионный магазин. Напомню вкратце, в чем суть истории: выиграл мужик в денежно-вещевую лотерею автомобиль, на радостях выпил, да и помер. Его кремировали (якобы вместе с билетом, который находился в кармане костюма). Через несколько дней пошла вдова покойного в комиссионку, где и увидела мужнин костюм. В кармане, разумеется, оказался тот самый билет... Кстати, как мне поведала моя мама, эту байку про костюм и билет (облигацию с крупным выигрышем) она слышала в детстве, когда Веллер еще и ручку в руках держать не умел.

Мне удалось побеседовать с работником одного из московских крематориев. Разумеется, я хотел узнать "всю правду" о том, что там творится. Была даже предпринята попытка подпоить Ивана (имя изменено по его просьбе, так как сотрудники сферы ритуальных услуг вообще предпочитают не афишировать место работы). Иван охотно со мной выпил, но никаких жутких тайн не поведал. А в ответ на вопрос об одежде, якобы снимаемой с трупов, рассмеялся: "Старик, как ты себе это представляешь? Чтобы покойника обрядить, костюмы на спине разрезают, разрезают и обувь. Для того, чтобы все это привести в товарный вид, надо бригаду швей-мотористок нанимать и сапожников. Так, что ли? В общем, чушь это полная". "А золото? – не унимался я. – Драгоценности-то с покойников наверняка снимаете? Не пропадать же добру..." Но Иван только рукой махнул – мол, отстань.

И все-таки, куда деваются драгоценности? Вообще, агенты, когда оформляют документы на кремацию, предлагают заказчику снять с покойного ювелирные украшения. Но если родственники оставляют все как есть, то во время кремации происходит следующее. В кремационном оборудовании есть такая штука – кремулятор. Он предназначен для перемалывания остающихся после кремации костных останков. С помощью электрического магнита из праха удаляются все металлические включения: гвозди, ручки от гробов, металлические протезы и т.п. Когда в СССР только появились первые крематории, во избежание хищения оператором кремационной печи из станков золота от зубных протезов, обручальных колец и т.д., был установлен контроль над сдачей государству всех немагнитных металлов. Весь металл, который не взял огонь, специальная комиссия обязана была сдавать государству (эти правила и сегодня существуют). Однако, как оказалось, температура в печи столь высока, что золото, серебро и другие ценные металлы расплавляются и, соединяясь с останками, превращаются в дисперсионный прах, из которого что-либо ценное извлечь практически невозможно. Конечно, есть вероятность того, что обслуга крематория может изъять ценности еще до отправки покойника в печь. Однако до сих пор с момента существования крематориев не было ни одного подобного уголовного дела. В принципе, это можно объяснить круговой порукой работников крематория, но как-то слабо верится, чтобы сведения о преступлениях не просочились в правоохранительные органы.

Что же до гробов, которые якобы пускают "налево", то и мой новый знакомый Иван, и вполне официальные лица в один голос уверяют, что технологическая особенность современных печей такова, что они не могут работать без гроба. Вообще процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб опломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов – что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях для того, чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

В общем, слухи о безобразиях в крематориях, как говорится, сильно преувеличены. Однако крематорий, впрочем, как вся сфера ритуальных услуг, является неплохой кормушкой для тех, кто там работает. С плохо соображающих от горя родственников и близких усопшего всегда можно слупить дополнительные деньги. Так, например, сотрудники ритуального зала крематория – кажется, их называют церемониймейстерами – нередко просят дать "на свечечки", на "панихидку", на "помянуть дорого покойника"... И люди, разумеется, дают. Между прочим, одна из моих знакомых лелеяла мечту устроиться на работу в крематорий, так как слышала, что там хорошо зарабатывают. Но ей это не удалось. Оказалось, что попасть в это заведение без протекции так же сложно, как было в свое время поступить без взяток и блата в МГИМО. Сумма, которую она должна была заплатить за трудоустройство, оказалась для нее неподъемной.

Сегодня вновь идет, как и на заре советской власти, усиленная пропаганда огненного погребения. В пользу крематориев приводятся даже исторические примеры, которые показывают, что предание умерших огню было нормой у многих народов, в том числе и у древних славян. Также в пример ставятся страны, где кремация получила широкое распространение: США, Япония, Чехия, Великобритания, Дания... Кремация преподносится как наиболее гигиеничный и экологически чистый способ погребения. Но дело-то не в экологии (во всяком случае, не только в ней), а в земле. Города разрастаются и требуют новых территорий. Кремация же не позволяет кладбищам сильно разрастаться и "захватывать" бесценную землю. Но простых людей, конечно, волнует не все это, а затраты на похороны. Кремация обходится дешевле обычных похорон. Именно поэтому в последние десять лет традиция кремировать покойных среди небогатых жителей крупных российских городов (в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга) приобретает популярность. Люди более состоятельные могут позволить себе оплатить традиционные похороны и землю на кладбище, а тем, кто победнее, приходятся прибегать к огненному погребению.

Многие люди считают кремацию естественным видом погребения, объясняя это тем, что они не желают осознавать факт, что тела их родных и близких будут долгое время разлагаться в земле. Но многие задаются вопросом: как происходит кремация, что будет с душой человека после кремации, не затруднит ли столь быстрый распад тела переход усопшего в иной мир, и как относится к этому церковь.

Процесс кремации

Существуют разные модели кремационного оборудования: работающие на газе, жидком топливе или электричестве. В зависимости от этого, процесс сжигания длится от 80 до 120 минут. Температура внутри печи - от 872 до 1092 градусов по Цельсию. Наиболее высокая температура достигается в газовой печи, однако пепел при кремации не образуется. Тело усопшего разрушается всего лишь на мелкие фрагменты - кости. Сотрудник крематория при помощи магнитного устройства извлекает из праха металлические предметы, - например зубные протезы или штыри, соединяющие суставы после прижизненно сделанных медицинских операций, затем вручную или с помощью специального устройства измельчает останки костей, либо помещает в центрифугу, в которой останки тщательно просеиваются в урну.

Считается, что прах должен быть однородным, следовательно, более крупные не измельчённые органические фрагменты будут удалены. С точки зрения кремации, тела усопших отличаются друг от друга тем, что количество времени, которое требуется для сжигания - не одинаково. Например, гораздо дольше горят ткани употреблявших при жизни сильные медицинские препараты, умерших от туберкулёза, а также наркоманов. Тела умерших от раковых опухолей, горят, в среднем, на полчаса дольше, - не зря медики в последнее время говорят об информационной природе этих заболеваний.

Урны для праха - это вазы, кубки, шкатулки, изготовленные из камня, дерева или керамики, декоративно украшенные орнаментом религиозной тематики. После кремации родственникам предлагается поместить урну в колумбарий, захоронить в землю, забрать с собой, либо, если это возможно, развеять прах на специальной площадке.

Отношение к кремации в различных религиях

Кремация и православие

Православная церковь не приветствует кремацию, но и особо не осуждает её. Ещё Патриарх Алексий заявлял, что этот способ не противоречит православным канонам. Ведь кладбища загрязняют окружающую среду, и в первую очередь - источники питьевой воды. В российских крематориях проводятся службы по отпеванию умерших. Однако любые вмешательства в процесс распада человеческих тел: как замедление - бальзамирование, так и ускорение - кремация, являются серьёзным нарушением всех христианских обычаев. При этом грех ложится на родственников или на тех, кто вдохновил их на этот путь.

Кремация и иудаизм

Кремация и мусульманство

Мусульмане считают кремацию диким языческим обычаем, проявлением неуважения к усопшему, абсолютным грехом.

Кремация в Индии

В Индии сожжение трупа считается обычаем, не процессом - а обрядом, который сохранился неизменным с незапамятных времен. Погребальный костёр разжигают на пирамиде из дров, добавляют в него ароматические масла и произносят молитвы. Хлопок раскаленного в огне, расколовшегося черепа означает, что душа умершего устремилась в небо. Церемония происходит публично на берегах вдоль священной реки Ганг. Не сгоревшие до конца останки выбрасываются в воду, что является признаком вопиющей антисанитарии.

Кремация и буддизм

Проповедники буддизма считают кремацию единственной формой погребения. В Японии 98% покойников предают кремации. По традиции буддизма из золы вынимают зубы, так же как и Зуб Будды, якобы извлечённый из пепла сожженного тела этого божества. Зуб Будды — единственная буддийская реликвия. Японское мировоззрение гласит о том, что любой человек - это несостоявшийся Будда, имеющий возможность проявиться в будущем. Поэтому зуб каждого человека может оказаться зубом будущего бога.

Сегодня кремация обязательна в странах Юго-восточной Азии, широко распространена в Европе и Северной Америке. В Чехии кремируют около 95% покойников, в Великобритании - 69%, в Дании 68%, в Швеции 64%, в Швейцарии 61%, в Австралии 48%, в Голландии 46%.

Роль кремации в оккультных науках

С точки зрения эзотерики и парапсихологии процесс умирания естественно захороненного тела в землю - сложен и проходит несколько этапов: сначала сознательная сущность человека всё ещё занимает эфирное тело, затем эта сущность начинает медленно распадаться. Эфирное тело неотделимо от физического и полностью повторяет его очертания, поэтому, когда процесс распада эфирного тела завершится, только тогда астральное тело - душа, вместе с метальным телом обретает свободу. Однако и это тело остаётся ещё некоторое время поляризованным. В случае духовной неразвитости умершего, астральное тело может долго пребывать по соседству с разлагающимся трупом, так как притяжение его ко всему материальному достаточно велико.

В одеянии астрального и ментального тел, душа старается растворить и эту совокупность энергий; происходит конфликт между сознательной сущностью «Я», имеющей свои индивидуальные чувства и страсти и абсолютной мыслящей сущности, которая уже не имеет интерес к форме и переносит своё внимание внутрь. В связи с этим, уничтожение отжившей физической оболочки облегчает астральному телу умершего переход на новую фазу существования на другом плане бытия. Кремация способствует быстрому рассеиванию всех этих тел, минуя все стадии, которые, возможно, мучительны, - особенно для тех людей, которые жили далеко не по божественным законам.

Вопрос «как кремируют человека» всегда волновал людей. И это не случайно: интерес к смерти заложен в нашей природе, а огонь завораживал человека с древних времен. В этой статье мы подробно расскажем, как происходит кремация человека.

Важно понимать, что кремация это только первый этап погребения. В зависимости от воли умершего/родственников после кремации урну с прахом закладывают в нишу колумбария, захоранивают в могилу или поступают иным образом (например, развеивают прах).

При кремации, как и при захоронении в землю идет процесс перехода органических тканей в неорганические химические соединения, из которых состоит почва. Кремация есть в сущности то же погребение, поскольку тело переходит в землю. Разница лишь одна: минерализация тела и включение его в состав почвы занимает до 20 лет, а кремирование человека сокращает этот срок до полутора часов.

Жители России все чаще предпочитают кремацию привычному способу захоронения. Доля кремации в целом по России невысока – 10%, но в больших городах она составляет 30-40%, а в Москве и Петербурге приблизилась к 70%. Это происходит в силу многих причин, основные среди которых – нехватка мест на кладбищах, простота процесса и низкая стоимость.

Как кремировали людей в прошлом. История кремации.

История кремации уходит корнями в глубокую древность. Люди давно поняли, что прах безопасен для здоровья, и многие религии, такие, например, как буддизм и индуизм включили кремацию в свои обряды. В Индии, Японии, Индонезии и многих других странах как кремировали людей в прошлом – на костре под открытым небом – так делают и поныне.

Наряду с самым древним видом погребения – трупоположением – кремация практиковалось уже в палеолите, а в эпоху бронзы и железном веке жители древних цивилизаций стали кремировать повсеместно. Сожжение стало доминирующим обрядом погребения в античной Греции, откуда традиция перешла в Древний Рим, где придумали хранить прах в специально отведенных для этого местах - колумбариях, куда можно прийти и почтить память своих предков.

Печи для сжигания тел людей стали использоваться в Европе в конце 18 века в связи с ростом городов и нехваткой мест на кладбищах. Постепенно кремация стала распространяться в странах Европы, в США и других странах.

Как кремируют человека в крематории в наши дни.

Кремирование человека происходит в крематориях – сложных инженерных конструкциях, предназначенных для 100%-ого сгорания умерших вместе с гробом при сверхвысокой температуре.

Комплекс крематория состоит из нескольких промышленных печей, способных генерировать температуру 900-1100°C, которая и обеспечивает полный распад тела и превращение его в пепел. Кремирование занимает от полутора до двух часов, а после кремации человека остается прах объёмом 2-2,5 литра.

Гроб с телом доставляется в крематорий и ставится на катафалк в зале для церемонии прощания. По окончании ритуала гроб перекладывается на транспортёр и перемещается в транзитное помещение, откуда через определенное время он поступает в кремационную печь. Представляя, как кремируют людей в крематории, мы, особенно в юном возрасте, думаем, что тело отправляется в огонь немедленно после того как гроб исчезает за шторами зала прощания. Но это не всегда так: такая технология предусмотрена далеко не в каждом крематории.

После кремации прах помещается в металлическую капсулу и запаивается. Чаще всего родные покойного хотят получить прах в урне. Похоронные урны существуют в различном дизайне, и их выбирают по вкусу: покупают в крематории или ритуальном магазине, а затем передают сотрудникам крематория, которые перекладывают прах из капсулы в урну.

Забирает урну родственник, ответственный за её получение, после чего наступает заключительный этап погребения.

После кремации урна с прахом хранится в крематории до востребования её родственниками. Срок хранения различается в разных регионах, но чаще всего это 1 год. Если прах не востребован, урна будет захоронена в общей могиле при крематории.

Кремирование человека: Как кремируют людей.

Наиболее распространена кремационная печь из двух камер. В первой происходит сжигание гроба с телом в струях раскаленного воздуха, а во второй, камере дожига, 100%-ное сгорание органических тканей и улавливание примесей. Важный элемент оборудования крематория – кремулятор, в котором сгоревшие останки измельчаются до состояния праха, и из них с помощью магнита извлекаются металлические предметы.

Чаще всего печи работают на газе, так как он экономичен и быстрее устанавливает нужную температуру в камере.

Чтобы исключить смешивание праха после сгорания, каждое тело регистрируют, присваивают ему идентификатор, а на гроб кладётся металлическая пластина с номером. После кремации пластина с номером оказывается внутри останков, что позволяет идентифицировать прах.

Что делать после кремации?

После кремации, когда получена урна с прахом, поступают одним из следующих способов:

  • Захоронить урну в могилу. Это может быть как новый участок, купленный на аукционе, так и родственная могила;
  • Поместить урну в нишу открытого или закрытого колумбария;
  • Можно распорядиться прахом по воле умершего, например, развеять его. Законодательство РФ не определяет специальные места для этого, поэтому выбор зависит только от вас.

Плюсы кремации в сравнении с традиционным захоронением в землю:

  • захоронить урну можно когда угодно; не надо спешить с решением;
  • не нужно дожидаться окончания санитарного срока после последнего захоронения в родственной могиле (для Москвы 15 лет).