Казачьи забавы и игры. "казачьи забавы"

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий:

это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ.

С малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия .

Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре, в основе которой - знание законов Природы и разумный диалог с нею. Отсылаем доброжелательного читателя к нашей программе

«Природное развитие ребёнка», где есть заинтересованный взгляд на ведическую образность народных игр.

Понимание о том, что образ проективен, может оздоровить педагогику и культуру от фантазий и негативных наслоений.

«Заря».

Игра о Тригле сил Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы - это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента).

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры . Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

«Иголка, нитка и узелок».

О единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Лапта».

Это самая распространенная игра в Мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозоркость и ловкость, быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон.

Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит.

Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.

Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу,

чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город.

В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок.

По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город.

В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.

Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды.

Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры . Подавалы не должны переступать черту города.

Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант 2. Переменки . На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков.

Подавала подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший отбивала переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подавале. Если подавала поймает его на лету, то становится отбивалой, а подавалой становится тот, который удачно бросил ему мяч. Отбивала идёт к ловцам.

Правила игры . Подавале, ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту.

Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т. е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

«Ловишка в кругу».

Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели.

Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.

Ход игры: На площадке чертят большой круг - от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.

В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них - «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

Правила игры . Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать.

Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

«Снежинки, ветер и мороз».

Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных.

Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

Ход игры: Игроки - «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры . Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т. д.

«Ляпка».

Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.

Ход игры: Один из игроков - водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры . «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

«Пятнашки»

Игра развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе.

Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора.

Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

Варианты: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет - Землю.

2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах - он в безопасности.

3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга - дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме - за кругом не пятнать.

«Салки» - одна из популярнейших игр в Мире. Она выводит детей к Природе, развивает координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга.

Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну

на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой.

Правила игры . Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

«Всадники ».

Образ коня - это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника, почувствовать их помогает музыка, здесь же оттачивается техника галопа.

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.

И. п. - держа «повод» обеими руками или только левой рукой.

Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод».

Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

«Цветы».

Цветы - отражение черт характера человека. Предложить детям описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Подобрать грациозную танцевальную музыку, которая бы помогала оттачивать движения, выполнять перестроения, творить! Жить в прекрасном!

Ход игры: И. п. - дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику.

Такты 1–8: дети плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их вперед (по 1 движению на такт).

Такты 1–8: повторение - продолжают то же движение, держа руки над головой. Такты 9–16: повторение.

Затем дети, подняв руки в стороны, танцуют по всей комнате, заполняя её пространство.

С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом в одну сторону с поднятыми вверх руками.

Упражнение помогает развивать пластику движений рук, мышцы плечевого пояса.

Методические рекомендации. Музыкальное оформление - вальс. Цветы или листики должны быть легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы. Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя возможность двигаться по–своему. Следует обратить внимание детей на различный характер музыки, подсказывать, чтобы руки были мягкие, с округлыми расслабленными локтями.

«Гори–гори ясно».

Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота - с 25 грудня (декабря).

В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году,

с которыми они пойдут ввысь - в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола.

«Хоровод» - от хоро, коло - годовое коло Хорса (Солнца) - хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества - это наши условия!

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке - «огневушка».

Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком.

Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на Небо - птички летят, колокольчики звенят!

На слова дети «колокольчики звенят» - 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком.

Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.

Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.

«Хоровод с подснежниками».

Ладины весенне–летние хороводы, связанные с ладом и любовью на Земле, почитаемы народом. Хороводные песни - это заклики сил на труды у Живы Весны, а так же дождей и вёдра - погожих деньков.

Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение, и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:

Стало ясно Солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли - к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели -
Много цвету вешнего у Земли, у Земли.
Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди!

Описание . Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

«Кувшинчик».

Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей.

Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.

Ход игры: Избранный водящий берёт мяч - «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:
Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч - вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.

наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить

"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание - удар кулаком в грудь.

4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах . Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. "Бульдозер". Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра

заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не

отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто

первый оказывается за линией.

9. "Ладушки". Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно. Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. "Опуститься плавно". Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают

медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю. Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на

11. "Столкнуть с места" (с палкой). Играющие становятся друг против друга

боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются

столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места,

хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. "Падение с высоты на руки". Игроки выстраиваются в две шеренги перед

высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте, затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете игрока. Далее падают с закрытыми глазами, спиной, падают, когда под местом падения лежит один из игроков.

13. "Готовь кулаки". Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну линию. Водящий выкрикивает: "Готовь кулаки!" Игроки отвечают: "На чьи боки?"

Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается убежать, а игроки - поймать и "намять бока" убегающему. Если игроку удалось убежать, водящий остается прежний, ежели ему "намяли бока", то водящим становится он.

14. "Колесо поймать" (с палками). Игроки делятся на две команды, между

командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков -

палки. Задача каждой из команд - палками поймать брошенное в них деревянное колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной - около пяти сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет - то отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда, соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из команд. Проигравшую команду обычно "наказывают" хворостиной или нагайкой.

15. "Прогон". Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров. Затем кананием или считалкой выбирают водящего.

Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой

предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами

(возможны фуфайка, телогрейка, желательно - без пуговиц) по водящему игроку так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются. Задача водящего - попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в "прогон" ("прогон" - две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза (по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

16. "В Мишуя" (с палкой). Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящему завязывают глаза. Его выводят в центр круга. Игроки стоят по кругу. Водящий начинает, бегая по кругу, размахивает палкой, стараясь осалить (ударить) кого-нибудь из игроков. Игроки, уворачиваясь, стараются дотронуться, ударить или свалить водящего. Кому это удается, у того дополнительно появляется "одна жизнь". Ежели водящий осалил когонибудь из игроков, игрок становится водящим. Ежели водящий осалил игрока, у которого в запасе "одна жизнь", то он опять продолжает водить, а у игрока больше нет "жизни".

17. "Жук". Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится

спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки

дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал неверно, то все игроки бьют водящего, если верно - то водящим становится игрок, которого угадал водящий.

18. "Пахотливый слон". Игроки разбиваются на четверки. Одна четверка -

водящая. Четверка спределяется так: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку и один игрок - за ноги сзади. Вся эта четверка, в зависимости от того, водит она или убегает - догоняет или убегает, если водящая четверка догоняет

убегающую - то они меняются ролями и при этом та четверка. которую догнали, кричит: "Ойёйёйёйёйёйёй, что же это делается!" Пространство игры

ограниченно произвольно.

19. "Устоять в паре". Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками берутся под локоть. Задача каждой пары - устоять на ногах, а по возможности -свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.

20. "Слепой щенок". Игроков делят на две команды. Одни "щенки", другие

"мамки". Ставят друг против друга. Каждая пара старается запомнить своего

партнера. Затем всем завязывают глаза. "Щенков" ставят на четвереньки, а

"мамок", немного поводив и запутав, отпускают. Пространство игры ограничивают.

Задача игроков, не произнося ни слова, найти своих партнеров на ощупь по

приметам. Те пары, которые не смогли найти друг друга за определенный отрезок времени, "наказывают" нагайкой или хворостиной.

21. "Червячок". Кананием или считалкой выбирается водящий из группы до пяти человек. Водящий ложится на землю, игроки - на него. Водящий обязан выползать из-под игроков со словами: "Хочу к солнцу, хочу к свету!" Если водящий не выполз - его "наказывают" нагайкой или хворостинкой. Далее игра повторяется поочередно, или кананием, в зависимости от договоренности.

22. "Волки, охотники, волкодавы". Игроки делятся на две команды. Первая -

"волки", вторая - "охотники" и "волкодавы". Задача каждого из игроков,

находящихся в какойлибо команде, дотронуться первым до соперника. При этом, кто из "волков" или "волкодавов" первый дотронулся, соперник превращается в "волка" или в "волкодава". "Волки", дотронувшись до "охотников", только после третьего раза имеют возможность превращать "охотников" в"волков" по правилам игры.

"Охотники", дотрагиваясь до "волков", превращают их в "волкодавов". Игра

основана на скорости и внимательности. По уговору стороны, "волки" и

"волкодавы", и которые в результате игры стали таковыми, разбегаются, чтобы

определиться, кто есть кто, и у кого сколько осталось игроков, а затем вновь

продолжают играть до полной победы одной из сторон, то есть все "волки" станут "волкодавами" или наоборот, все "волкодавы" и "охотники" превратятся в "волков". Для упрощения опознания можно применять головные уборы (скажем, "волки" в головных уборах, "охотники" и "волкодавы" держат головные уборы в руках; в случае "превращения" игрок либо одевает, либо снимает головной убор).

23. "Кетоврас". Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади

берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив

друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю

игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.

24. "Кетоврасы". Игра, аналогичная игре "Кетоврас". Только в парах уже

участвуют команды. Победившей командой считается та, которая положит на землю всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в исходном положении.

25. "Пружина". Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками, команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому удается перетянуть команду соперников на свою сторону.

26. "Вежа". Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу" распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до исходного положения.

27. "Передай другому". Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает подзатыльник следующему. И так - по всему кругу.

28. "Подзаборного". Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок,

который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают его по кругу руками, вращая, толкая его на противоположную сторону круга, перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддается движению, которое придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, все время придавать ему движение. Затем в круг становится другой игрок.

29. "Бег "волчком". Играющие берутся за руки под локоть спиной друг к другу.

Начинают вместе делать вращательные движения в одну или в другую сторону. Один из игроков начинает осаливать их палкой. Задача бегущих "волчком" - ногами отбивать удары. Играют от трех и более человек.

30. "Кроты". Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу, наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Если он вышел - его хлестают нагайкой те, кто следит за правилами игры. Игроки должны поймать водящего вслепую. Если им это удается, то они все щиплют, щекотят, слегка бьют водящего. Далее водящим становится тот игрок, кто поймал водящего.

31. "В жута". Жут - веревка, у которой нет жесткого окончания, длиной примерно сантиметров сорок. Вначале кананием или считалкой выбирается водящий.

Игроки садятся в круг на колени плотно друг к другу, водящий -

в центр круга, колени прикрывают одеждой.

Жут за спинами игроков. Водящий его не видит. Игроки стараются обмануть водящего, по возможности бьют его по спине. Задача водящего - вырвать жут не поднимаясь.

Задача игроков - ударить и быстро передать жут другому игроку или спрятать его за спиной. Если водящему удалось вырвать жут, на его место садится тот игрок, у которого жут был вырван.

32. "Заинька серенький". Кананием или считалкой выбирают двух-трех водящих. Игроки образуют круг. Водящие - в кругу. Под хоровод "Заинька серенький" водящий начинает демонстрировать элементы пляски. По окончании хоровода водящие пытаются вырваться из круга. Игроки им не дают. В том месте, где водящий прорывается, игроки становятся водящими, а водящий - игроком. Тот, кто побывал водящим более трех раз "наказывается", обычно хворостинкой или плеткой. Далее игра повторяется.

33. "Достань ногой". Кананием или считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Игроки сидят на земле. Водящий, не видя игроков, пытается достать их ногой. Игроки, не вставая, уворачиваются. При этом они так же наносят удары из сидячего положения ногами по водящему. Ежели водящий достал кого-нибудь из игроков, тот становится на его место. Территория, на которой проводится игра, обычно ограничивается.

34. "Устоять на дощечке". Игроки стоят в кругу. Посреди круга лежит дощечка или другой плоский предмет. По сигналу все игроки пытаются встать на дощечку и удержаться на ней более трех секунд. При этом другие игроки пытаются вытолкнуть стоящего на дощечке игрока с нее и сами встать на дощечку. Побеждает тот, кто простоит более трех секунд.

35. "Живой плетень". Игроки, положив руки на плечи друг другу, стоят плечом к плечу в одну линию.

По команде ложатся на землю и начинают движение вперед, лежа на животе.

Ползти должны ровно, чтобы ни один край не отставал.

Затем поднимаются, опускаются на спину и проползают на спине

назад. Затем на спине вперед. Руки при этом не отпускаются. Далее делают

кувырки по туловищу игроков поочередно. После этого встают (игру можно

усложнить).

36. "Гибкий мост". Играющие выстраиваются в одну линию, наклоняясь так, чтобы спины были как можно ровнее. Один играющий сначала ползком проползает по спинам игроков и становится в конце. Затем это проделывают все по очереди.

Ведущие:

1. На ярмарку казачью

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

2. Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей.

Вместе: И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ казачий собирается,

Ярмарка веселая начинается!

(Звучит песня «Ярмарка»)

Коробейники.

1 к . Давайте подходите, других приводите,

А я сам ведь пригож,

И товар мой хорош.

2 к. А ну, честной народ,

Подходи, посмелей,

Покупай, не робей.

1к. Диво-дивное,

Чудо-чудное, а не товар.

Не ходи никуда,

А подходить вот сюда!

Ведущий 1. А как ты думаешь, о нашей ярмарке все знают?

Ведущий 2. А как же! Гляди сколько гостей в зале!

Ведущие (вместе)

Добрый день, гости званные и желанные.

Вы, казаки донские, люди торговые.

Собрались мы на ярмарку, на веселую да старинную.

Покупайте, продавайте, да вещи приобретайте!

Ведущий 1 .Тогда с веселой песни и пляски начинаем.

Песня «Мы – донские казаки»

Ведущий 2.

Ярмарка, ярмарка,

Веселись, народ.

А ты, бабушка- загадушка,

Выходи вперед!

Бабушка - загадушка.

Смотрите, не моргайте.

Рты не разевайте,

Ворон не считайте.

Подешевле покупайте.

Посмотрите-ка ребятки,

В корзинке спрятаны, загадки.

Вы скорей их отгадайте

Ну, кто первый начинайте.

Раскопали грядки мы

Яиц много там нашли.

Что за курочки такие,

В грядки яиц наложили.

Мы в ведёрко их соберём

И всех в погреб отнесём. ............../Картошка.

Что за любопытный нос

Глубоко он в землю врос.

Может, что -то натворил

Вот и спрятаться решил................/ Морковка.

Сладкая и жёлтая

С детства всем знакомая

Растёт в знакомой сказке

И у нас на грядке.

Вы скажите детки

Что же это?............................./Репка

Зелёные ребятки

Растут у нас на грядке

Распустили все усы

Но совсем не для красы.

Листочками прикрылись

В тенёчке увалились.

Кто такие молодцы?

Это наши...................................../Огурцы.

Этот овощ не простой.

Был вначале зелен он

А теперь он покраснел

Вдруг окрасился, зардел.

Очень важный тот синьоёр

И зовется......................................../Помидор.

Не хочу его я рвать

Его пёрышки щипать

Пусть растут себе на грядке

И не щиплют мои глазки.

Но скажу тебе мой друг

Вкусный он........................../Зелёный лук.

Золотой, но не в скорлупке

В шёлковой, шуршащей шубке.

Шубку лучше не снимать

А то будешь ты рыдать.

И скажу тебе мой друг

Это репчатый................................./Лук.

Загадушка : Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Коробейники:

1. У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Выходи, казачье племя,

Запевать частушку время.

2. Где частушка льется,

Там легче живется.

Выходите казачата, парни да девчата.

Да запевай частушечки!

Частушки.

(выходят 4 пары: мальчик, девочка, поют частушки)

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Да что это за речонка? -

Рыбочка за рыбочкой.

Ды что это за девчонка? -

Завсегда с улыбочкой.

4. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

5. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

6. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

7. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

Ведущие:

1. Ой, спасибо, казаки и казачки,

Всех развеселили.

2. А теперь пришла пора поиграть-

Свою удаль показать.

Игра «Бой с булавами»

Описание игры: Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.

Ведущий 2 . Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подтирает

Одним-одна за все отвечает.

Игра «Перебери зерно»

Описание игры: Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Ведуший1 . Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!

А сейчас, молодые казаки, покажите свою ловкость да смекалку.

Игра «Нагайка»

Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.

Ведущий2. А сейчас, детвора, вас ждет новая игра.

Игра «Утица»

Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:

«Шла утица по бережку,

Шла серая по кругу.

Вела детей за собой.

Вдруг селезень налетал!

Утицу догонял!

Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень

Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.

Вед. 1 . Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата, споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Длинная лоза»

Описание игры: мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Вед. 2 . Как в народе говорят-

Казак без коня не казак.

Казак коня и на ходу остановить может.

Сейчас мы и посмотрим, как наши казачата со своими лошадями справятся.

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Вед. 1 Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими.

Вед. 2 . Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи.

Сейчас мы и проверим, как ниши казачата умеют владеть нагайкой.

Игра «Самый меткий»

Описание игры: Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.

1. А какая же ярмарка без веселого перепляса.

2. Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!

Веселый перепляс

Ведущие (вместе)

Солнце закатилось - наша ярмарка закрылась.

Приходите в гости к нам! Рады мы всегда гостям!

Коробейники (вместе)

Кипит в избе самовар,

Милости просим к нам на чаепитие!

Вот так мы и живем-

Блинчики жуем, чаем запеваем-

Всех в гости приглашаем!

Используемый материал:

1. Казачий клуб «Скарб» Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»

2. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

3. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края»

4. Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

5. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

6.Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кириллова И.Х.

7. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.

На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем. Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.

Перетягивание канта по вкусу и взрослым и детям и в наши дни.

На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости». Парни, разделившись на “всадников” и “коней”, начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на “коне”. Если “всадник” падал с “коня” или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.

Не возбранялось участникам игры садиться и на настоящего коня.

Коняшки.

Игроки разделялись на два “войска”. Каждое “войско”, в свою очередь, состояло из “всадников” и “коней”. Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

Спортивные игры.

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности. Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту. Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим: “Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Историческая справка:
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование. Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Историческая справка:
Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России. В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Городки (рюхи, чушки).

История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта.
Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси

.

Совсем не требуется знать Историю, чтобы понять, что происходит на картине. Городки мало изменились за века Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к “общему знаменателю” городки привели уже после Революции, в 1923 г.

Историческая справка:
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня. В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки. Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта. Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры. Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Царские забавы.

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока. Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
“Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины”, писал в своей книге ”Першинская охота” Д. П. Вальцов.

Даже с картины веет азартом и передается радостное волнение охотников Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том, что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами», а на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя. Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой, сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.

Историческая справка:
Слово” борзый” до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней. В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная. В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак. И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали. Недаром псовую охоту причисляли к “царским забавам” – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д. Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Историческая справка:
Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти в стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась. Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в “декоративном” виде. То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев. Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч. Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей. Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей.
В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля, где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

Историческая справка:
В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г. числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих, конюхов, поваров. Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков. Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения. На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы. Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов – и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства. Соколиная охота. “Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов, где водятся сокола и кречеты”, когда-то описывал нашу страну Марко Поло. И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, “птица благородная”. Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена. Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче. Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами, и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.

тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях.

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц). Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.
Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу. Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом для вельмож и балами, где можно “на других посмотреть и себя показать”.

Историческая справка:
По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного, в благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет – любимец царя. В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.

Заключение:
Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах
обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения, за которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми. Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица, Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции. Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались, а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.

Ольга Белова

Сценарий спортивного мероприятия

«Казачьи забавы »

Оборудование : ватман с эмблемами

флажки для оценок

стулья (6 шт.)

палочки с рыбкой

шашка- маленькая игрушечная

скакалка

коромысло, 2 ведра

ложка деревянная, картошкой средних размеров , чистая

ориентир

мяч фито бол

мячи маленькие по 10 шт. (из сухого бассейна)

таблицы оценивания для жюри

Ведущая :

Ведущий физ. инструктор

Ведущая : В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжелой жизни. Они селились по берегам рек нашего края, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками . Казак в переводе значит вольный человек, удалой

Жизнь была не легкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня , брал шашку в руки, и воевать обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги, а казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту.

Звучит музыка. Выходит Есаул.

Есаул : Ой, да разгуляйся, Дон, река степная,

Силушкой тряхни- ка всем врагам назло.

Мы твои казаки , мать- земля родная

Солнце нашей правды высоко взошло!

Я, Есаул Всевеликого войска Донского собираю дружину для защиты земли русской, а для этого пришло время и силушкой померяться. Ну-ка, казаки , казачки ! Буйные головушки, румяные щечки! Кто охоту имеет свою удаль показать , всех гостей позабавлять ? А, ну-ка народ покажись!

Ведущая : встречаем аплодисментами наши команды :

Команда «Нахалёнок»

Команда «Казачата »

Команды хотят поприветствовать вас :

«Нахаленок» - девиз,

Команда «Казачата » девиз…

Ведущая :

Кто журить, вас честно будет

Кто вам сделает подсчёт,

Кто вам выделит награды

И кому, за что почёт

Ну, конечно, это жюри, а судить я попрошу наших гостей :

Есаул : Из под кочек, из под пней, лезет враг оравой.

Гей, казаки , на коней! И айда за Славой!

А какой казак без коня ?

Ведущая : Постоянные тренировки, упражнения на коне с оружием и без, с детства были частью воспитания казаков .

Первое испытание называется «Оседлай коня» .

По сигналу :

Папа бежит «змейкой» , седлает коня, возвращается по прямой дороге, сажает маму на коня

Папа и мама на коне скачут «змейкой» до ориентира, оббегают его, возвращаются по прямой дороге, передают коня ребенку;

Ребенок скачет на коне «змейкой» , оббегает ориентир, возвращается по прямой дороге к своей команде.

Есаул : Ну, молодцы, с конем обращаться вы умеете, а вот как вы справитесь с ядром на поле битвы, мы сейчас посмотрим.

Ведущая : Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору, никакие трудности не страшны были казакам .

Второе испытание «Перенеси ядро»

По сигналу :

Ребенок несет мяч между ног, обходит ориентир, возвращается в команду

Папа с мамой зажимают мяч животом, бегут боковым галопом, оббегают ориентир, возвращаются в команду.

Есаул : Ой, да какие ж вы оказывается сильные, да выносливые! Да смотрю я к нам гости пожаловали.

Ведущая : Казачий номер

Есаул : Каждый казак должен быть метким .

У хорошего стрелка меток глаз, тверда рука

Он, когда придет черёд, пулю точно в цель пошлёт

Ведущая : Казаки с детства учились военному делу, а особенно метко стрелять.

Третье испытание : «Меткий стрелок»

Папа стоит в обруче, держит корзину;

Мама и ребенок по очереди забрасывают шарики (10 шт.) в корзину.

Есаул : Казацкий свычай – казак казака выручай . В бою поглядывали казаки друг за другом и выручали товарища.

Ведущая : Четвертое испытание : «Перенести товарища»

Папа и мама скрещивают руки, держась за запястье, ребенок садится на руки, держась за шеи родителей. Папа, с мамой, держа ребенка на руках, бегут до ориентира и возвращаются обратно.

Есаул : Да крепко казачье братство , пока на Руси не перевелись

такие казаки .

Ведущая : поприветствуем наших гостей.

Есаул : Случилась у нас осада Азова, да пришлось уху на привале приготовить. А, ну-ка, как наши казаки справятся с такой задачей.

Ведущая : Издавна Тихий Дон богат не только обычаями, но и рыбой. Самым популярным блюдом была уха.

Пятое испытание : «Варим уху»

Папа палкой ловит рыбу, оббегает ориентир, кладет улов в обруч (котел)

Мама с коромыслом и ведрами, оббегает ориентир, ставит ведра в обруч

Ребенок бежит с деревянной ложкой, в ложке картошка, оббегает ориентир, кладет все в обруч.

Есаул : Ох, и славная же ушица получилась, а чтоб поймать рыбку пришлось потрудиться, да и на лодочке поплавать.

Ведущая : Шестое испытание : «Займи лодку»

Под музыку семь пап бегают вокруг шести стульев, музыка утихает, кто останется стоять, тот выбывает, и так пока не останется один человек.

Есаул : Казачья смелость порушит крепость, айда, казаки , на штурм крепости!

Ведущая : Седьмое испытание : «На штурм крепости»

Папа в мешке оббегает ориентир, возвращается в команду, мама на скакалке оббегает ориентир, возвращается в команду,

Ребенок скачет на мяче (фит-боле, вокруг ориентира, возвращается в команду

Взявшись за руки, папа, мама, ребенок (папы шашка в свободной руке, оббегают ориентир, возвращаются на место.

Есаул : Ну, вот и пришло время рассудить силушку молодецкую. Кто готов Матушку-землю защищать, да других обучать ратному искусству?

Обряд посвящения в казаков - защитников отечества.

Жюри : Я думаю, что сегодня нет побежденных, все победители. А это самое важное.

Ведущая : Вот и подошло к концу наше казачье многоборье , скажем спасибо жюри и зрителям.

Финальная песня

Публикации по теме:

Сценарий физкультурно-познавательного досуга в подготовительной группе «Казачьи игры и забавы» "В лес осенний на прогулку". Физкультурно-познавательный досуг в подготовительной группе Цель: развивать интерес к физкультуре посредством.

Сценарий спортивного развлечения «Молодецкие забавы» Спортивное развлечение «МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ» Дети входят в зал под музыку. Ведущий: мы знаем, что без зарядки нам не стать сильными, давайте.

Сценарий спортивного мероприятия «Муравейник» Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на самом активном, веселом мероприятии –«Муравейник». Вы наверно все знаете что.

Сценарий спортивного досуга для детей старшей и подготовительной коррекционной группы «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга для детей старшей и подготовительной коррекционной группы «Зимние забавы» Составила: Инструктор по физическому.

Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Цель: укрепление здоровья, привитие.