Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы

Ирина Ефремова

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы . Плесень вредная и полезная » .

Цель : узнать условия появления и развития грибов .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

- познакомить с разновидностью грибов – плесенью ,

Закрепить строение грибов и познакомить с условиями произрастания грибов ,

Объяснить на примере разницу между вредной и полезной плесенью .

Коррекционно-развивающие :

Формировать предпосылки поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы,

Развитие коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой природе,

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование :

Лупа, 2 банки с молоком, 3 куска хлеба, сыр плесневый , сыр с плесенью , сыр сливочный, творог в упаковке, пакеты для продуктов, зубочистки, блюдца, ИКТ монитор и экран.

Предварительная работа :

Выращивание плесени на сыре , беседа с детьми о грибах и их строении (шляпка, ножка, грибница ) .

Ход познавательно-исследовательской деятельности :

Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами .

Назовите съедобные грибы .

(Ответы детей)

Назовите несъедобные грибы .

(Ответы детей) .

А теперь я вас приглашаю к столу.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором выставлены продукты (молоко в двух прозрачных банках, тарелка с сыром с плесенью , тарелка с плесневым сыром , тарелка со сливочным сыром, творог у прозрачной упаковке, 3 куска ржаного хлеба). Ребята, как вы думаете, а на этом столе есть грибы ?

(Ответы детей)

Оказывается, среди грибов есть плесень , которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой . Бывает она разных цветов : синяя, зеленая, голубая, белая.

Посмотрите на стол, рассмотрите сыр, вооружитесь лупой и скажите, какой сыр свежий, какой плесневый , а который с плесенью .

(Дети рассматривают сыры, высказывают предположения, пробуют сыры, кроме плесневого )

- Ребята, как вы думаете : если срезать корочку у плесневого сыра , можно будет его кушать?

(Ответы детей)

- Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических частиц. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Плесень способна выделять такие вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Это значит, кушать сыр плесневый , даже если срезать корочку, нельзя! Такой сыр ядовит. Так же происходит и с другими заплесневевшими продуктами (показать фотографии на экране)

Кто хочет, может попробовать сыр свежий и сыр с плесенью . Плесневый сыр мы не будем трогать! (Желающие кушают, пробуют)

Ребята, следующий эксперимент поможет нам узнать, как появляется плесень . Хотите узнать, что это за эксперимент?

(Ответы детей)

Посмотрите, какие еще продукты лежат на столе.

Возьмем 1 баночку с молоком и поместим ее в теплое место (куда, например? Ответы детей, 1 кусок ржаного хлеба поместим в теплое место в пакете, сыр, с которого снимали корочку, тоже поместим в пакете в теплое место, кусочек свежего сыра на забудем также поместить в пакете в теплое место, как и творог в упаковке.

Вторую баночку молока и второй кусочек хлеба поместим в холодное место (куда, например) (Ответы детей)

Третий кусочек хлеба оставим лежать на столе.

Через несколько дней рассмотрим эти продукты.

Итак, ребята, о каком виде грибов вы сегодня узнали ?

(Ответы детей)

Можно ли кушать сыр с плесенью ?

Можно кушать плесневый сыр ? Другие заплесневевшие продукты ?

(Нет)

Верно. В следующий раз узнаем, как появляется плесень на продуктах .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сельскохозяйственный труд» (интеграция содержания.

Организация: Саратовская область, г. Балаково

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе ,

вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

Актуальность

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Проблема

На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Цели проекта:

для взрослых:

создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах , грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
  • Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр,творческие способности,коммуникативные навыки.
  • Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
  • Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные:

  • Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  • Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Участники. Дети старшей группы, воспитатели групп, учитель – дефектолог, родители воспитанников.

Разработка проекта

  1. Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы :

Непосредственная образовательная деятельность

Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами» по серии картинок

«Раз грибок, два грибок во т и целый кузовок»

Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема:"Царство ягод и грибов"

«Банка варенья для Карлсона»

Беседы

«Грибное царство, ягодное государство»

«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»

«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»

«Зачем грибы и ягоды в лесу»

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод»

Экскурсии

в детскую библиотеку.

Просмотр мультфильмов

«Лунтик. Белый гриб»;

«Маша и медведь» - «День варенья»

Презентация

  • Вечер загадок и отгадок

Исследовательская деятельность «Игры с губкой»

Дидактические игры :

«Собери грибы в корзину»,

«Найди лишний»,

«Отыщи и назови гриб»»,

«Скажи по-другому»,

«Угадай, где гриб растёт»,

«Лесные дары»,

«Узнай по описанию»,

«Сравни грибы и ягоды»,

«Чей гриб?»

Сюжетно-ролевые :

Сюжетно-ролевая игра «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму»

Подвижные:

«Грибники»,

«Ягодка – малинка»

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:

В. Сутеева «Под грибом»

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),

Тематическая сказка «Грибы и ягоды»,

Прослушивание видеосказки В. Даля «Война грибов и ягод».

Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах

Обсуждение пословиц и поговорок.

Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,

Разучивание песни-игры с грибами.

Просмотр презентаций

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод

Мини-выставка рисунков

Работа с родителями .

Консультации

Создание детских шумовых инструментов из бросового материала.

Выставка книг и аудиозаписей на тему.

Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы ягоды найдём».

Выставка поделок «Дары леса»

Участие в игре-викторине «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов"

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Кадры и социальные партнеры :

  • Взрослые - воспитатели, учитель-дефектолог; музыкальный руководитель, родители.
  • социум – детская библиотека.

2 . Материальные база:

  • оборудование: компьютер, проекционная система, интернет, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр
  • программноеобеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft OfficePublisher, Microsoft Office Point
  • дидактическиеигры;
  • репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;

3. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

Подготовительный.

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.

Анкетирование родителей.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Организационный.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

Пополнение развивающей среды

Основной.

Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговый.

Итоговое диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей

Презентация проекта:

Выставка детских работ

Игра-викторина «Вопрос на засыпку».

Тема: "Царство ягод и грибов"

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные :

Будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

Повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

Пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

Будет созданы новыепечатные продукты;

Повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

Получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные :

Знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

Станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;

Возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

Появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

Эффективность реализации проекта.

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетированиеродителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты :

1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий .

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

Рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;

Выставка поделок;

Посещение игры-викторины;

Чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

Новые пособия дидактических игр;

Альбом «Царство ягод и грибов»;

Создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.

4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея для разработки и реализации нового педагогического проекта «Почему желтеют листья»

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риск

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.

Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН

Проведение мероприятий в увлекательной форме.

Дальнейшее развитие проекта

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Использовать этот проект в работе с другими детьми.

Литература:

И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.

Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», москва, 2007 г.

Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г

Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012 г

Энциклопедия «Я познаю мир»

Белая К. Ю. , Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.

Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.

Интернет-ресурсы:

«Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/

«Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

«Дошколёнок» http://dohcolonoc.ru/dobavit-svoyu-rabotu.html

«МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/

Открытый класс» http://www.openclass.ru

ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о различных предметах, из которых сделаны окружающие предметы.
ЗАДАЧИ:
-Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения различать, сравнивать губки по форме, цвету, величине. Называть свойства предмета;
-Развивать творчество, навыки в конструировании (постройки из губок); умения сопровождать речью игровые действия;координационные движения мелкой моторики;
-Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, через предметы, которые используют в домашнем обиходе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр мультфильма «Федорино горе», создание проблемной ситуации «Чем же можно было помыть посуду у Федоры». Разучивание физминутки, коротких стихотворений: Бабочка…, Плывет, плывет кораблик…, Мы строителями станем… (приложение 1) .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: чемодан, поролоновая губка, шероховатая, мягкая, колючая, опыт.
МАТЕРИАЛ: чемодан, губки для мытья посуды на каждого ребенка, аудиозапись, синие и красные паруса, два тазика с водой и два пустые, иллюстрации с зарисовками опытов, фото домика из губок, мелкие игрушки.

Ход деятельности

Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята я сейчас в раздевалке увидела чемодан и решила показать вам. Вам интересно, что же там?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте я посмотрю, что там лежит, а вы отгадайте.

Загадка про губку.

Мою грязную посуду,
Чтобы блюдца пели,
Мискам тру бока повсюду,
Чтоб они скрипели
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона.

Дети: Это губки для мытья посуды.
Аудиозапись из чемодана (голос).
Воспитатель: Слышите чей-то голос.Звучит аудиозапись «Надоело нам лежать, хотим с вами поиграть».
Воспитатель: Посмотрите, сколько губок в чемодане?
Дети: Много.

Дидактическая игра «Волшебные превращения губок»

Воспитатель: Берем все по губке. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Закрываем глаза. Три раза повернемся. Открываем глаза, вот мы и волшебники. Приложите губки к груди.Что у нас получилось?
Дети: Бриллиант, брошь…
Воспитатель: Покажите друг, другу.
Положите губки на голову. Что получилось?
Дети: Корона, шляпа…
Воспитатель: А сейчас пройдемся как королева или король с достоинством. Губка не должна упасть с головы.
Воспитатель: Поиграли. Начинаем изучать наши губки.
Какого они цвета?
Дети: Красные, синие, разноцветные.
Воспитатель: По весу какие?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Проверим на ощупь. Какие они?
Дети: Мягкие, колючие, шероховатые.
Воспитатель: Понюхаем губки? Чем-то пахнут?

Пальчиковая гимнастика: «Гармошка».

Воспитатель: А теперь снова превратимся в волшебников и превратим нашу губку в гармошку.

Берем за короткие стороны и играем. А еще споем песенку:

«Я играю на гармошке,
У прохожих на виду.
К сожаленью день рожденья,
Только раз в году.

Воспитатель: Давайте споем громко, а теперь тихо.

«Бабочка»

Воспитатель: А теперь наша губка превращается в бабочек. Берем губки за длинные стороны, посередине придавливаем пальчиками. Высоко полетела наша бабочка, села на стол, на плечо друга, на нос, на ногу.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка летает, вьется.

«Бантик»

Воспитатель: Сожмите губку посередине двумя пальцами, получился бантик.
Воспитатель: Сложите губки на стол.На что они похожи? (на кирпичики)
Воспитатель: Что можно сделать из кирпичиков?
Дети: Построить дом.

Конструирование «Дом из губок»

Мы строителями станем
И построим новый дом
Первым делом подойдите
Ознакомьтесь с чертежом.

(Показ картинки дом из губок),(приложение 2)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию и постарайтесь построить такой же дом из губок.
Воспитатель: Подгоните самосвалы
Загружайте кирпичи
Ими губки побудут
Начинайте силачи!
А теперь возводим стены
Выше роста своего
Кран подъемный вызываем
Пусть поставит нам окно
Под конец положим крышу
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра!
Воспитатель: На что похож наш дом.
Дети: На теремок из сказки.
Воспитатель: А какие герои живут в теремке?
Обыгрывание сказки. (детям раздаются мелкие игрушки зверей)
Воспитатель: Прибежала мышка-норушка стала в нем жить.
Зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бок, и медведь всем места хватило. Все рады. Благодарят вас за красивый дом-теремок.

Эксперименты с губками.

Опыт «Кораблики»

Воспитатель: Мы говорили, что губка легкая, а если губку опустить в воду и подуть?
Воспитатель: Она плывет. На что похожа?
Дети: На лодочку, кораблик.
Воспитатель: Возьмем губку и приделаем парус.
У кого красный парус, подходим к красному тазику.
У кого синий парус к синему тазику.
Подул сильный ветер (дуем на кораблики)
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
Воспитатель: Может ли кораблик уплыть в дальние страны?

Опыт «Пузырьки»

Воспитатель: Кораблик может утонуть?
Воспитатель: Предметы внутри которых есть воздух плавают. Но если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Возьмите ваши кораблики, уберите паруса.
Воспитатель: Что вы видите на губках?
Дети: Дырочки, отверстия.
Воспитатель: Что в этих дырочках? Не знаете?
Тогда погрузите губки в воду, попробуйте выжать губку под водой, что вы видите?
Дети: В воде появились пузырьки.

Опыт «выжми губку»

Воспитатель: Образовавшиеся пузырьки- это воздух выходящий из дырочек в воде.Когда губку погрузили и достали из воды, какая она стала по весу.
Дети: Она впитала воду, стала тяжелой.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы губка вновь стала легкой?
Дети: Выжать губку.
Воспитатель: Попробуем перенести воду в пустой таз.

Игра «Соберем водичку»

Воспитатель: Соберем водичку со стола в таз при помощи губки.
Итог. В группу входит помощник воспитателя.
Пом. Воспитателя: Ребята вы не видели чемодан с губками для мытья посуды, мне их выдали чтоб посуда из которой вы кушаете была чистой.
Дети: Видели мы с ними играли, опыты проводили.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем и покажем Л.Н. что можно сделать с губками. (рассматривание иллюстраций) (приложение3)
Пом. Воспитателя: Молодцы ребята, много интересного мне рассказали.
Воспитатель: Сейчас мы пойдем на прогулку, возьмем с собой губку. Проведем еще один опыт. Проверим будут нет губка впитывать снег.

Цели: Расширение представлений детей о грибах. Систематизация знаний детей по теме «Грибы».

Задачи:

  • Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.
  • Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Грибы».
  • Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Виды совместной деятельности: Познавательно-речевое развитие. Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Коммуникация

  • беседа с использованием личного опыта детей.
  • рассказы родителей, обирающих грибы.

Свободное общение:

  • «Что такое грибы»
  • «Какая польза от грибов»

Совместное обновления рубрики/стенда для родителей:

  • «Осторожно, ядовитые грибы!»
  • «Съедобные грибы»

Познание

Рассказ воспитателя

  • «Что посеешь, то и пожнёшь»
  • «Нет трудов нет и плодов»

Заучивание загадок, стихов.

Рассматривание:

  • фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных грибов, рисунки других детей

Исследовательская, деятельность:

  • рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине, вкусу).

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:

  • Кто скорее соберет
  • Большой-маленький
  • Подскажи словечко
  • Съедобные и ядовитые
  • Пальчиковые игры «Раз грибок, два грибок»
  • ФЭМП (по той методике, по которой работаете).

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (см. создание условий для самостоятельной деятельности детей)

Социально-личностное развитие

Социализация

Экскурсии: В лес.

Участие в приготовлении грибного салата, др. блюд из грибов.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»
  • «Кафе»

Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом.(последовательность приготовления грибного салата, икры)

Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей

Труд

Ручной труд:

  • участие в приготовлении блюд из грибов.
  • изготовление муляжей грибов.

Безопасность

Беседа с детьми

  • «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?»
  • «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?»

Беседа со старшей мед. сестрой «Если хочешь быть здоров!»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Продуктивная деятельность.

  • Рисование «Грибочки»
  • Лепка «Угощение для ежа»
  • Аппликация «Боровички»
  • Оригами «Грибочки»

Музыка

По плану музыкального руководителя. М/и «А мы по лесу шли»

Физическое развитие

Физкультура

Подвижные игры

  • «Кто быстрее под грибок»
  • Здоровье

Свободное общение «О пользе съедобных грибов» , «О вреде ядовитых грибов».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Предметные картинки по теме «Грибы»

В.Сутеев «Под грибком»

Стихотворения: «Грибы» Т.Днепровская

Разные книжки-малышки

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи грибов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки...

«Повар»: плита игрушечная,игр. кухня, посуда, муляжи грибов, спец. одежда.

Алгоритмы приготовления простейших блюд (грибной суп, салат, грибная икра,

Центр продуктивной деятельности: Картинки для сказки «Под грибком», подборка материалов для изготовления масок по сказке «Под грибком». Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьёй

  • Создание папки-передвижки «Съедобные и несъедобные грибы»
  • Проект: Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей (изготовление костюмов)
  • Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени»: поделки с детьми из грибов и природного материала.

Конспект НОД «Осенние забавы» (с элементами познавательно-исследовательской деятельности)

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Задачи:
1. Обучающие: Разучить с детьми новую пальчиковую гимнастику «Осень». Повышать уровень развития логического мышления с помощью решения проблемных ситуаций.
2. Развивающая: Формировать умение устанавливать последовательность в чередовании карточек. Развивать у детей пространственное воображение, память, внимание, мелкую моторику рук.
3. Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук для демонстрации презентации; демонстрационные и раздаточные карточки для игры «Продолжи ряд»; листы бумаги, коктейльные трубочки, коричневая краска, салфетки.

Воспитатель собирает всех детей на ковре. Дети располагаются по кругу, предлагает позвать в гости «Осень».
Пальчиковая гимнастика «Осень»:
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

Воспитатель на глазах у детей одевает элементы костюма «Осень». Она предлагает детям поучаствовать в Осенних забавах. Дети соглашаются. «Осень» предлагает сначала поиграть в игру «Да или нет».
Игра «Да или нет»

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

«Осень» поощряет всех детей опавшими листьями. Предлагает следующую осеннюю забаву «Каверзные вопросы»
Каверзные вопросы:
В осеннем небе летели воздушный шар, воздушный змей и крокодил. Сколько всего предметов летело по небу?
За правильный ответ «Осень» продолжает награждать детей осенними листьями. После этого объявляет следующую забаву «Продолжи ряд».
Игра «Продолжи ряд»:
На слайде определена последовательность осенних листьев. «Осень» разбрасывает подготовленные карточки с изображением листьев и предлагает детям продолжить ряд у себя на столе. Дети собирают листья (по одному листочку), переносят их к себе на стол и выполняют задание в парах.
«Осень» аналогично награждает детей за правильное продолжение ряда. Если дети увидели свою ошибку и исправили её, «Осень» также считает это за правильный ответ.
После этого «Осень» вносит на подносе листы бумаги, коричневую краску и коктейльные трубочки.
Проблемная ситуация: «Осень» предлагает нарисовать осенние деревья только с помощью этих предметов, а каким образом предлагает вам самим поразмыслить.
Дети высказывают гипотезы. «Осень» предлагает попробовать осуществить детские предложения. Если дети не смогут выбрать лучшее решение, «Осень» демонстрирует технику рисования «Выдувание».
После выполнения задания «Осень» спрашивает: «Какие изменения происходят осенью в жизни некоторых птиц?» Предлагает выложить летящую птицу из фигур игры «Танграм».

Игра «Танграм»: «Летящая птица»

По окончании выполнения задания дети подсчитывают собранные за правильные ответы листья, таким образом, подводится итог работы детей в ходе ОД.
Использованные источники:
журнал «Дошкольная педагогика» №10 – 2012 г.
А.В. Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова, Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 6 лет.