Мир мертвых. Связь мира мёртвых с миром живых Что нужно знать о мире мертвых

МИР "МЁРТВЫХ" Мир, который экстрасенсы называют мёртвым и с которым они так захватывающе общаются экстрасенсы может оказаться не таким уж и мёртвым…Общаясь с потусторонними двойниками, их нетрудно перепутать и с реальными душами умерших…Тем не менее Мире Мёртвых, при определённых условиях, могут "проживать" и реальные души…впрочем… об этом чуть позже….. Тем не менее потусторонний Мир тоже входит в границы пространства нашего Мироздания…т.е.Мира реального…(пространство у нас на всех одно)…Впрочем…так же как и Рай…и Нирвана…куда так медленно и неотвратимо в своей духовной эволюции движется всё наше сообщество….. Согласно предсказанию Ванги, уже более чем через 5 тыс.лет мы как раз и достигнем Границ Вселенной (или Рая)…или…другими словами: физическая материя исчерпает для нас свой ресурс…Вот к этому времени нам ничего не останется делать, как вполне ощущать себя "проживающими" в том Мире, который мы называем сейчас Миром Мёртвых…И действительно…для нас этот Мир пока не освоен…он Мёртвый….. Кроме известных виртуальных персонажей, имеющих внешнее сходство с нашими умершими родственниками, знакомыми, в этом Мире проживают сейчас представители всех высоких цивилизаций…в том числе и той цивилизации, которая создавала уже нашу цивилизацию…. Представители этой (вышестоящей) цивилизации сейчас не имеют физических тел в привычном для нас виде…и, поэтому, общаются с нами во сне (видениях)…Или используют специально для этого заранее созданных материальных биороботов (зелёных человечков)…Используются и виртуальные космические корабли (в виде трансляций изображений кораблей, НЛО, миражей)….. Но с фантомами можно не только общаться (на расстоянии)…Есть мнение, что при совмещении человека с фантомом может получится феномен Джуны…или Чумака…или Копперфильда…нетление мощей…или кого угодно…Может произойти гипноз… телепортация…левитация…Всё зависит от возможностей самого фантома….. Некоторые экстрасенсы обязаны своему "дару" по той причине, что они "совмещены" в какой либо форме с фантомом… Такое "совмещение" может произойти в результате, например, аварии (автокатастрофы)…или…человека придавит…или ударит молнией…(между прочим душа - это тоже некий "аналог"…или разновидность фантома)….. При общении с нами через сны и видения наши Фантомы, которые мы сами создаём у себя внутри общаются с виртуальными Фантомами Мира Мёртвых…Такие живые "фантомы" каждый человек постепенно сам создаёт внутри себя…Так как мы, проживая, постоянно самоидентифицируемся с ними, то мы таких фантомов называем своей душой….. Есть версия, о принудительном присутствии внутри экстрасенса искусственного внешнего Фантома в результате временной потери контроля над своим сознанием…Мысль о таком совмещении виртуального Фантома с человеком сама по себе не нова…Экстрасенсы (совмещённые с фантомами) могут уже свободно и напрямую общаться с виртуальными фантомами (мира мёртвых)….. Здорово всё это?...Здорово…Только есть одно "но"…Главное для людей это не общение с фантомами (или совмещение с ними), а достижение 8-го уровня сознаний -Самадхи…Для естественной и здоровой эволюции в таком совмещении нет особой необходимости…Ведь аналог такого Фантома (в виде души) люди умеют создавать себе сами….. Экстрасенсорные и ясновидческие способности "расположены" лишь на шестом уровне сознаний…Поэтому на Мире Мёртвых не нужно особенно зацикливаться…Немного пообщались с ними…разобрались что к чему…и всё…после этого можно начинать движение к собственной душе…Нечего всё глаза пялить по сторонам (в т.ч.и по астральным)…У вас прекрасная душа…Основной магистральный эволюционный путь - это путь по "обнаружению" своей души…а не души фантома…или даже …других людей….. Те искусственные Фантомы, которые сейчас "проживают" в Мире Мёртвых …они создавались, конечно на время… для помощи нам и…вообще… для оптимизации нашей жизни…А не для того, чтобы зацикливаться на них…Да пусть они что хочешь делают - "лечат" людей на могилах умерших (святых)…или в виде "Ангелов Хранителей"….. И святые и Ангелы Хранители - всё это всё же не мы…Мы - это когда мы на 7- ом уровне сознаний (через йогу) постигаем медитацию…при этом уничтожаем все мысли и образы в т.ч. и фантомов (они теперь только мешать будут)…и занимаемся только формированием своей души…Когда же мы общаемся с фантомами, то мы принимаем участие в формировании самих фантомов…Впрочем…то же самое происходит и с людьми….. Пока у нас нет вполне отчётливой души все программные аспекты нашей жизни висят на тех незримых помощниках, которых мы считаем "святых"…Зачем создавались Фантомы…и какой главный смысл вообще Мира Мёртвых?...Смотрите, мол, люди на Фантомов…может заметите свою душу а, заодно и разберётесь - куда нужно двигать вам в духовной эволюции и как достигать 8- го уровня…… Мы не видим сейчас и не ощущаем тех, кого мы считаем инопланетянами и кто нас создавал…Но, на самом деле пришельцы -это мы…а не они…Потому, что они живут здесь уже миллионы лет (в том виде)…а мы ещё без пяти минут несколько тысяч лет, как появились (в образе людей)…А до этого всё бегали на четвереньках в ужасных формах…Но…что было - то было….. Тем не менее когда нибудь придётся и нам попрощаться с нынешним нашим обличьем в образе человеков…В Мироздании вечного ничего нет…Кем мы тогда станем?... "Прощай человеческое тело…Спасибо тебе за всё…За нашу духовную эволюцию в твоём физическом обличье"….. И ещё сказать: "Здравствуй Мир Живых (а не Мёртвых)"…Мы достигли 8- го уровня сознаний и вполне разобрались как его использовать для себя…Разумеется…искусственных и виртуальных Фантомов там к тому времени уже не будет…Так как к тому времени у всех будет своя душа, то они уже будут не нужны….. Именно в занятиях йогой, где идёт работа над энергиями…а, потом, над построением из этой энергии своей души и кроется весь секрет вашего личного индивидуального бессмертия….. Этот мир бессмертия он будет принадлежать вам…Вот в этом Мире (бессмертия) и можно будет чего хочешь …Хочешь летай себе по воздуху как птица…А, хочешь - мгновенно перемещайся на другой конец Вселенной….. Впрочем…нам некогда уже будет этим заниматься (летать куда то)…Нужно уже нужно будет принимать участие в создании всё новых цивилизаций во Вселенной…Создавая новую цивилизацию…для нас всё повторится как бы заново…Мы снова будем радоваться их физическим радостям….. Мы как своим снова будем огорчаться их ошибкам…поражениям…Учитывая свою историю мы будем давать им прогнозы о будущем…Мы будем помогать им избавляться от греха фашизма…или коммунизма…Так же как родители обычно радуются радостям своих детей…..



В парапсихологии существует целое направление, которое занимается исследованием знаков, что посылают умершие - спиритуализм. Связь с умершими может происходить несколькими способами.

Спиритуалисты утверждают, что покойникам легче всего войти в контакт именно через сон. В состоянии сна человек не принадлежит физическому миру, а проникает в тонкий астральный мир, куда духам покойников более легко попасть.

По мнению спиритуалистов, чаще всего духи пытаются успокоить тех, кого оставили в мире живых. Если человек постоянно плачет и вспоминает покойного, то покойник тоже не находит покой.

Если же вам приснился покойник, о котором вы даже не думали, попробуйте оповестить его родных и успокоить их, потому что иначе он может вам сниться постоянно. Затем очистите и свою совесть перед покойником. Возможно, при жизни вы случайно чем-то провинились. Пожилые люди говорят, что если приснился покойник, это знак того, что в загробном мире ему неспокойно. Нужно раздать конфеты в память о нем, сходить на могилу и поставить свечу за упокой.

Покойники и техника


Какие усилия могут приложить умершие, если вы их не хотите услышать? Этот случай произошел на Украине. Через несколько недель после смерти сына Валентина М. Проснулась поздно ночью. Звонил мобильный Саши мелодией, которой у него никогда не было. Звучала музыка Таисии Повалий «Песня о маме». Но пока женщина поднялась с кровати и дошла до журнального столика, мелодия стихла. На телефоне не было ни одного пропущенного вызова. Удивленная женщина стала искать эту мелодию в телефоне и не нашла. Валентина прорыдала до утра, а следующей ночью телефон опять зазвонил. С тех пор звонок от сына Валентины происходил еще несколько раз не только ночью, но и днем при свидетелях.

Исследователи аномальных явлений утверждают, что теоретически мертвые имеют возможность звонить по телефону живым. Согласно этой теории весь запас эмоций, которые человек не успел потратить при жизни, после смерти трансформируется в определенный энергетический импульс и может проявляться в вещественном мире. Электромагнитный импульс действует не только на мобильник, но и может приводить к аномалиям в работе любого электроприбора. Мигают лампочки, мерцает телевизор, включается и выключается микроволновка.

Связь с умершими через фотографию


В одной украинской семье уверены, что их мертвый сын на 40-й день после смерти звонил в двери сломанным звонком. В тот момент в доме было 5 свидетелей. В семье уже несколько месяцев не спят спокойно. Покойный сын периодически напоминает о себе. По ночам самопроизвольно открываются плотно закрытые двери, срабатывает поломанный звонок, умерший сын приходит во снах.

После того, как Ярослав впервые приснился отцу, прошло уже несколько месяцев. Мать не может заставить себя забыть о сыне. Каждую ночь женщина рыдает, а затем вся семья вздрагивает от странных звуков, что наполняют квартиру. Слышен скрип дверей и пола, шаги, иногда даже тихий плач.

Родители точно знают, что это приходит их сын, так как на утро после таких ночей им уже несколько раз приходилось поправлять перекошенный на стене портрет сына.

Разработчики теории спиритуализма утверждают, что фотографии для духов – это самый простой способ сообщить о присутствии в мире живых. Поэтому пересматривайте периодически старые фотоальбомы. Желтые или жирные пятна на лице, треснувшее стекло на рамке, загнутый уголок на фотографии, постоянно перекашивается фото на стене – все это признаки того, что покойник смог вернуться в мир живых и нуждается в вашей помощи. Скорее всего, это значит, что его более слабые сообщения не воспринимали, или трактовали неправильно. Лишь в таких случаях с умершим стоит налаживать контакт.

Многие экстрасенсы для связи с умершими используют именно фотографии.

Победитель 10 сезона битвы экстрасенсов Хаял Алекперов, специализация которого общение с духами, утверждает, что покойники с потустороннего мира часто ночью приходят к своей фотографии, смотрят на нее, а потом уходят. Он доказал, что имеет необычный дар входить в контакт с теми, кто уже умер. Для этого ему необходима только фотография умершего и песок из кладбища. Хаял вызывает духов через символическое изображение скорпиона (небольшую статуэтку). В Азербайджане, откуда экстрасенс родом, верят, что это существо – проводник между мирами. Экстрасенс утверждает, что на сеансе он погружается в состояние транса, находит в потустороннем мире дух нужного человека и начинает с ним диалог.

Для того, чтобы попробовать самостоятельно связаться с умершими, можете воспользоваться спиритическими ритуалами, размещенными на нашем сайте в разделе «Загробный мир».

Скептики могут не верить, но свидетельства очевидцев наталкивают на мысль, что жизнь после смерти все-таки существует и там о нас с вами помнят.

Отношение живых к миру мертвых в архаических культурах обычно определяется понятием культа предков, подразумевающим различные ментальные, ритуальные и вербальные формы почитания, поклонения и обожествления умерших.Между тем, отношения двух миров не полностью укладываются в это понятие: кроме культа, в них явно присутствует страх перед мертвыми, сознание зависимости от них, стремление к поддержанию определенного равновесия между двумя мирами, в котором усматривается гарантия сохранения всего миропорядка. К такому типу отношений более применимо сербское слово страхопоштованье, т.е. почитание, переходящее в страх. Представления о «том» свете и его влиянии на земную жизнь, играющие кардинальную роль в традиционном мировосприятии, не ограничены, так сказать, идеологической сферой — они находят выражение в целой системе обрядовых форм, в конкретных запретах и предписаниях, в языке и фольклоре. В некотором смысле вся традиционная культура ориентирована на потустороннюю перспективу, каждый обряд и каждый конкретный ритуальный или ритуализованный акт поведения (а в такого типа культурах ритуализовано все) предусматривает общение с «тем» миром, узаконенное прерывание границы, отделяющей живых от мертвых; подлинный адресат ритуала (персонифицированный или неперсонифицированный) всегда принадлежит иному миру.

Каким бы ни мыслилось соотношение двух миров — зеркальным или «изоморфным», их автономность, «отдельность» никогда не ставится под сомнение, а граница между ними, разделяющая сферы влияния, всегда является предметом особой заботы. Как эти миры соотносятся — в пространстве, по «объему», по взаимной оценке? Как они воспринимают друг друга? Чего хотят живые от мертвых и чего ждут мертвые от живых? Отношения между ними не могут быть раз и навсегда уста-новлены, они постоянно подвержены испытаниям, пересмотру, нарушению — они нарушаются каждым событием смерти и каждым событием рождения — и требуют периодического восстановления. В данном случае нас будут интересовать те конкретные формы взаимоотношения двух миров, которые сложились в ритуальной практике и отразились в народных верованиях славян, в их языках и фольклоре.

Начнем с того, как в повседневную жизнь человека вписываются представления об ином мире. Здесь следует различать две стороны вопроса. Первая касается будущего посмертного существования конкретного живого человека, субъекта верований и поступков. В этом отношении заслуживают внимания прежде всего некоторые запреты (реже — предписания) и представления о грехе, в основе которых лежит убеждение, что все совершаемое человеком в земной жизни так или иначе найдет отражение в его жизни загробной. Например, считается опасным оставить недоеденным кусок хлеба — по украинским поверьям, он будет на «том» свете гоняться за тобой ; опасно ронять на пол крошки хлеба — словенцы верят, что душа человека будет столько лет мучиться на «том» свете, сколько крошек он уронил и растоптал. Полесские крестьяне, вынув хлеб из печи, спешили положить туда полено, «чтобы была кладочка (переход, мостик) на том свете, як помрешь». Народные представления о грехе, сформировавшиеся в значительной степени под влиянием христианства (подробнее см.: ), включают целый реестр соответствующих друг другу земных прегрешений и посмертных воздаяний за них (ср. рус. смолен. «Што ни заслужишь на етым свети, на тым получишь» ). Согласно этим представлениям, женщины, умертвившие своих детей, обречены на «том» свете поедать их тело (кровавое мясо); ведьмы, отнимавшие молоко у коров, в аду изрыгают его из себя; те, кто оставляли на поле залом, чтобы нанести порчу хозяевам, на «том» свете крутят солому; пьяница будет бочкой смолу возить и пить ее; тот, кто крал, на «том» свете будет носить на спине все украденное и т.п. По восточнославянским (белорусским, полесским) поверьям, на «том» свете перед каждым на столе выставлены его «добрые дела» — то, что он при жизни отдавал другим (в том числе подавал нищим) или делал для других. Таким образом, соблюдение правил, предписаний и запретов позволяет еще при жизни обеспечить себе благополучное загробное существование и, наоборот, нарушение запретов и правил обрекает человека после смерти на муки и наказания.

Второй аспект темы касается не способов обеспечения личного благополучия после смерти, а «безличной» ориентации всего жизнеустройства социума и поведения каждого его члена на удовлетворение потребностей и условий обитателей потустороннего мира. Здесь также можно указать немало примеров, когда запреты и предписания земной жизни мотивируются интересами иномирных адресатов. В том же примере с хлебом может действовать примета: если упадет со стола кусок хлеба, то значит, на «том» свете кто-то (возможно, родственник) голоден, остался без хлеба и т.п. Белорусы считали необходимым, вынув хлеб из печи, поскорей облить его холодной водой, чтобы в аду для душ не жалели воды . Общеизвестен запрет женщинам-матерям есть яблоки до Спаса (Преображения), мотивируемый в народе тем, что их умершие дети на «том» свете будут лишены этого угощения. Известны запреты в поминальные дни и некоторые праздники белить стены дбма из-за опасения «замазать глаза» покойникам или прясть, чесать шерсть, подметать пол и т.п., иначе «засоришь глаза» мертвым; сновать, иначе «заснуешь дорогу дедам»; шить, чтобы не зашить глаза предкам; выливать воду во двор, так как можно облить «гостей», танцевать -затопчешь родителей» и многие другие. В Полесье, когда впервые после похорон собирались белить дом, шли на кладбище и покрывали могилу скатертью, чтобы «не закапать глаза покойнику» (Ровенская обл.). Особая забота о зрении покойников (проявляющаяся и в поминальных ритуалах) объясняется представлением о «том» свете как царстве тьмы или мрака.

Однако главным регулятором отношений между мирами выступает, безусловно, ритуал, в первую очередь сам погребальный обряд и специальные поминальные обряды, в которых каждый акт имеет целью обеспечить потребности умерших родственников и всех покойников в целом, чтобы тем самым уберечь живых от грозящих им неприятностей со стороны загробного мира. Уже при похоронах умерший снабжается необходимой одеждой, в которой ему предстоит пребывать на «том» свете, едой (клали в гроб пироги или хлеб, яйцо, яблоко, орехи, конфеты и др., южные славяне часто оставляли в гробу или в могиле вино), деньгами (чтобы заплатить за переезд или переправу по воде) и другими нужными ему предметами (старики — тростью, курившие — трубкой и табаком, дети — пеленками и игрушками и т.д.); для покойного непременно зажигают свечу, чтобы осветить ему путь на «тот» свет, ему развязывают ноги, чтобы он мог передвигаться (тем, кому забыли это сделать, приходится на «том» свете прыгать, как спутанным лошадям). Особой заботой окружается душа человека: для нее ставится у изголовья умирающего или на подоконник вода, чтобы она могла обмыться, вывешивается полотенце, чтобы она могла утереться, отворяется дверь или окно, чтобы она могла вылететь, покрываются крышкой сосуды с водой, чтобы она не утонула в воде и не задержалась в доме, завешивается зеркало, чтобы она не осталась в нем, и т.д. Крестьяне Смоленской обл. в течение 40 дней после смерти оставляли умершему на ночь еду и «стелили постель»: застилали полотенцем лавку, на которой он лежал, на полотенце ставили воду и клали хлеб, а снаружи на дом вывешивали ленту или лоскут, по которым душа должна была найти свой дом .

Специальные меры принимались для того, чтобы предотвратить возвращение умершего в дом вне установленного времени: для этого выносили гроб через окно, возвращались с кладбища другим путем, чтобы «запутать дорогу», и т.п.

В поминальные дни и многие календарные праздники соблюдается множество запретов, объясняемых интересами умерших, и совершаются специальные ритуалы, адресованные им. Несоблюдение этих запретов и ритуалов влечет за собой семейные распри, падеж скота, неурожаи и прочие наказания и несчастья. По верованиям белорусов, «весной, вместе с оживанием природы, с пробуждением ее от зимнего сна, оживают и души мертвых и выходят из тесных гробов на вольный свет. Полагают, что они нуждаются в пище и питье, что они едят и пьют, но редко: три-четыре раза в год с них вполне достаточно. Для удовлетворения этой потребности и в знак уважения к предкам периодически устраиваются поминальные столы, по-белорусски — дзяды» . Для мертвых в поминальные дни готовили обед или ужин с множеством блюд (иногда предписывалось их число, например, 12), приглашали их особым церемонным образом (выходя к воротам, на крыльцо, подходя к окну или к двери, протягивая им угощение и призывая их высоким голосом), оставляли им место за столом, ставили для них на столе (или на окне, возле икон) рюмку и отдельный прибор, откладывали или отливали им на тарелку, на стол или под стол понемногу от каждой еды; не убирали на ночь еду и посуду со стола, чтобы покойники могли ими воспользоваться; вывешивали им полотенце, чтобы они могли перед трапезой помыть руки; не закрывали в домах двери; выносили во двор и развешивали для умерших одежду и т.п. На Русском Севере на поминках в день похорон прибор для умершего ставили на печке, «чтобы он [покойник] обогрелся» .

Белорусы готовили умершим на деды баню: перед ужином сами мылись в бане и, когда все перемоются, ставили на полок ведро чистой воды с веником — для дедов; так непременно нужно делать, по утверждению крестьян, потому что умершие моются всего только четыре или пять раз в году и только на это время их отпускают; если кто из моющихся в эти дни в бане слишком там замешкается, то их просто выгоняют оттуда, говоря: «пуститя ужо покойников» или брал горшок с остатками кутьи, пятился задом к двери и говорил: «Деды, деды! Поели кутьи, идите домой», после чего открывал дверь, бросал горшок во двор и быстро захлопывал дверь . «Родителей» приглашали также на рождественский ужин, на масленицу «заговляться» (первый испеченный блин клали на окно или на божницу, подвешивали к крыше) и в другие праздники.

Все эти приготовления и обряды совершаются в убеждении, что в эти дни умершие приходят к живым, в свои дома, к своим родственникам. По верованиям русских Заонежья», «личный» ангел каждого покойника доставлял его домой на поминки в течение года, после этого срока души домой не приходили . Пришедших в свой дом предков можно было увидеть с помощью различных магических приемов. Для этого, по белорусским верованиям, нужно сесть на печку и просидеть там целый день, ничего не евши и ни с кем не говоря, тогда вечером увидишь, как покойники садятся за стол, при этом узнаешь даже, что они при жизни своей украли, так как все это они потащат за собой. Можно после ужина ночью сесть на пол, не спать и не говорить, тогда увидишь тех, кого поминали. Можно также увидеть мертвецов за столом, если посмотреть со двора через окно; однако тот, кто сделает это, больше года не проживет . Русские, чтобы увидеть покойника в сороковой день, также заранее забирались на печку и оттуда смотрели через хомут или, одевшись в шубу левой стороной вверх, смотрели сквозь решето на место, приготовленное для покойника: если удавалось увидеть покойника, это означало, что родственники хорошо молились за него . По украинским верованиям, чтобы увидеть умерших родителей, надо запрячься в конскую упряжь . Болгары Пловдивского края, чтобы увидеть души, держали над водой зеркало, пока в нем не появится отражение, или подвешивали зеркало над колодцем, однако это считалось опасным и для мертвых, и для живых . Украинцы полагали, что способность видеть мертвых можно приобрести, если в полночь перед Навской пасхой (Пасха мертвых, четверг пасхальной недели) надеть на себя рубаху, вытканную из отходов от чесания волокна , а по рассказам смоленской крестьянки, чтобы увидеть пришедших на поминки покойников в сороковой день после смерти ее свекрови, ей советовали надеть на себя еще не мытую, по местным обычаям, рубаху покойницы и тихо стоять, не откликаясь ни на что . На Русском Севере на поминках сорокового дня носили вокруг стола маленьких детей и спрашивали, «видят ли они тату, дядю, тетю и т.п. Если дети повторяют последние слова, то значит, они видят незримого гостя» . В Полесье, на Житомирщине, нам рассказывали, что не раз в поминальные дни видели, как покойники вечером, в темноте, потихоньку спускались с кладбищенского холма растянувшейся процессией к деревне, их движение можно было наблюдать по колеблющимся в такт шагов огонькам свечей, которые они держали в руках. Известны также поверья о том, что предки в пасхальные дни собираются в церкви на службу, и там их можно увидеть с помощью специальных приемов (обычно ночью). Кроме поминальных дней, видеть мертвых, слышать их голоса и говорить с ними может лишь тот, кто находится на смертном одре.

Покойников, навещающих свои дома в поминальные дни, можно не только увидеть, но и услышать. У белорусов популярны рассказы о том, как деды «мстят» тем родственникам, которые не приготовили им поминальный ужин, — ночью ходят по хате, стучат в окно и т.п. В некоторых районах Болгарии в троицкую субботу, когда покойники должны были возвращаться на свои места после пребывания среди живых, женщины приносили в церковь ореховую листву, устилали ею пол, становились на колени или ложились на нее (иногда лицом вниз), веря, что умершие находятся под листьями или идут по ним; нельзя было смотреть наверх, чтобы не спугнуть мертвых, которые, увидев родных, могли не успеть вернуться в свои могилы; следовало хранить молчание, чтобы услышать, как мертвые идут. У восточных славян известны поверья о мифической стране рахманов, куда сплавляют по реке яичную скорлупу, чтобы сообщить о наступившей Пасхе; если же в день Рахманскдй пасхи приложить ухо к земле, можно услышать, как в стране рахманов звонят колокола, однако услышать это может только праведный. Обнаружить свое пребывание покойники могли и следами, оставляемыми на песке или на рассыпанной муке в доме, об их приходе судили по тому, смята ли приготовленная им накануне постель, и т.п.

В другие поминальные дни и праздники общение с умершими происходит, так сказать, на их территории, когда живые приходят к мертвым, посещая кладбища, приносят еду, расстилают на могилах скатерти и устраивают трапезу, оставляют еду покойникам, закапывают в могилы яйца, блины и другую еду, поливают могилы водой и вином, зажигают свечи, окуривают могилы, украшают их цветами, листьями, у восточных славян также полотенцами, фартуками и т.п. Согласно верованиям, умершие предки на «том» свете видят лишь благодаря свету, который доходит до них от поминальных свечей, и питаются лишь тем, что им готовят и приносят родственники в поминальные дни. Сербы верят, что перед каждым покойником на «том» свете стоит стол, на котором лежит только то, что родные принесли ему на задушницу (на помин души). Белорусы в поминальные дни, однако, опасаются оказаться на кладбище в полночь, так как, по их поверьям, в это время все мертвые «встают и выходят из гробов своих; если бы кто-нибудь из живых на эту пору остался на кладбище, то мертвые непременно задавили бы его и снесли в могилу» .

Кроме «кормления» предков, известны и другие формы общения с ними. Так, у южных и восточных славян, а также кое-где в Польше известен обычай «греть покойников», т.е. возжигать костры, жечь стружки или солому, чтобы обогреть умерших. Это могла быть часть поминального ритуала или календарного праздника (весной или на святки). Иногда возжигание костров могло мотивироваться необходимостью осветить путь мертвым, приходящим на землю с «того» света.

Общение с миром мертвых может осуществляться не только ради благополучия умерших, но и в интересах живых, которые ищут у обитателей загробного мира помощи и защиты от напастей и бед. К покойникам, особенно к утопленникам и висельникам, обращаются с просьбой отвести от села градовую тучу или прекратить засуху . Даже имена умерших обладают, по народным представлениям, магической силой. Так, по полесским поверьям, при встрече с волком надо назвать имена трех (или девяти) умерших родственников, тогда волк не тронет . При встрече с русалкой также надо «читать молитвы и мертвых вспоминать». В случае пожара рекомендуется трижды обежать дом, выкрикивая имена двенадцати утопленников, тогда якобы огонь не распространится, а пойдет столбом вверх .

Один из самых главных каналов сообщения между «тем» и этим светом — сон, который трактуется в народной культуре как временная смерть. Во сне граница между мирами становится проницаемой с обеих сторон, спящий может встретиться со своими умершими родственниками двояким способом — либо они силой сна оказываются перенесенными в земную обстановку, либо спящий оказывается перенесенным на «тот» свет, и общение происходит на территории мертвых. Последнее особенно характерно для так называемых обмираний, т.е. летаргического сна или глубокого обморока, когда, по поверьям, душа спящего пребывает на «том» свете и наблюдает загробную жизнь, встречает своих родственников и т.п. (подробнее см.: ). Нередко попавший на «тот» свет живой человек получает там какие-то сверхъестественные знания и способности, которые он после пробуждения применяет в своей земной жизни. Иногда (особенно у восточных славян) в рассказах об обмираниях попавшему случайно и преждевременно на «тот» свет человеку сообщают точное время его смерти или другие важные сведения, которые ему, однако, по возвращении на землю (по пробуждении) не позволяется раскрывать под угрозой смерти. В обычном сне нередко приснившиеся покойники (особенно те, кто недавно умер) высказывают оставшимся в живых родственникам свои претензии, жалобы, просьбы и пожелания. По полесским рассказам, покойники могут жаловаться, что им не положили в гроб каких-то необходимых им вещей (например, одежды), что их погребли в сыром месте, и они лежат в воде, что им не устроили положенных поминок и т.п. В таких случаях живые всегда откликались на нужды умерших, например, шли на кладбище, разрывали могилу и убеждались, что, действительно, гроб плавает в воде. Если же нужно было передать нечто на «тот» свет по просьбе умершего или по желанию живых, то сделать это можно было при погребении нового покойника, достаточно было положить в гроб или закопать в могилу требуемый предмет. Еще одним каналом связи с умершими могло служить дерево: по верованиям крестьян Ростовской обл., если что-либо бросить в дупло старого, почитаемого в округе дуба, то оно «прямо попадет на тот свет»; если хотели от чего-нибудь избавиться насовсем, бросали в дупло (запись Т.Ю. Власкиной) . Надежным способом передачи чего-нибудь покойнику повсеместно считается дарение нищему (ср., например, ).

Во многих традициях принято было во время похорон передавать с покойником на «тот» свет своим ранее умершим близким приветы, пожелания и сообщения о важнейших новостях семейной жизни. Такая «корреспонденция» на тот свет могла иметь устную или письменную форму, но часто она содержалась в причитаниях и оплакиваниях покойника. Например, в русском вологодском причитании по матери дочь просит ее передать привет ранее умершей сестре и рассказать ей о том, как без нее живут ее дети-сироты: «Ой, ты пойдешь-то ведь, мамушка, / Ой, ты пойдешь ведь, родимая, / Ой, по тому свету белому. / Ой, ты увидишь ведь, мамушка, /Ой, ты увидишь, родимая, / Ой, ты родимую сестрицю — / Ой, да скажи-ко ты, мамушка, / Ой, да скажико, родимая, / Ой, от меня, от горюшици, / Ой, да поклонники низкие! / Ой, об родимой-то сестрице, / Ой, шибко я стосковалася, / Ой, шибко я сгоревалася! / … Ой, ты, родимая сестриця, / Ой, ты не знаешь ведь, сестриця, / Ой про своих малых детонёк! / Ой, твои малые детоньки, / Ой, всё живут-то без маменьки, / Ой, да живут без родимыя! / Ой, им всего навидатися, / Ой, да всего наприматися, / Ой, им босым находитися, / Ой, голодным насыпатися, / Ой, без родимыя мамушки!» .

Интересным способом сообщения с иным миром, обмена информацией был, например, не приуроченный к поминальному обряду псковский ритуальный «плач с кукушкой»: по местным верованиям, в облике кукушки душа умершего прилетает с «того» света домой навестить своих родных, ей же передают вести для обитателей «того» света. Женщина, желающая поговорить со своим умершим мужем, сыном, матерью, дожидается лета, прилета кукушки, идет в лес, на болото, в поле и, услышав кукование, начинает причитать: «Шерая моя жалкая, / шерая кукушечка! / Что ж ты прилятела, закуковала? / Что ж ты мне принесла, какую весточку? / Ти ‘т моей дочушки-кукушки, / Ти ‘т родителки-матушки?» .

До сих пор речь шла о формах общения между миром живых и миром мертвых, направленного главным образом в одну сторону — от живых к умершим. Но и потусторонний мир имеет свои способы и свои каналы сообщения с земным миром. На земле есть «представительства» и локусы «того» света. «Агентами» загробного мира среди живых, кроме законно посещающих их в назначенные дни душ умерших предков, являются представители так называемой низшей мифологии, демоны, генетически тоже покойники, но отличающиеся от душ тем, что они принадлежат умершим «не своей», а насильственной смертью, или же происходят от самоубийц, некрещеных детей, покойников, при погребении которых был нарушен ритуал, и т.п. В отличие от душ, локализованных в пределах иного мира, соблюдающих демаркацию границ и лишь в установленное время пересекающих ее, демоны пребывают на самой этой границе, не находя постоянного пристанища ни в пространстве живых, ни в пространстве мертвых. К этому типу «агентов» принадлежат и так называемые ходячие покойники, навещающие своих близких, — матери, приходящие кормить грудью детей, мужья, посещающие своих жен по ночам, и т.п.

Локусом иного мира не земле является прежде всего кладбище, где обитают умершие и где они «поджидают» новых обитателей (душа последнего погребенного на кладбище сидит или висит на кладбищенских воротах и ждёт — полес. стоит на варте, т.е. на страже, — когда ее сменит очередной новосел). Отсюда мертвые периодически, в определенные календарные сроки, совершают свои вылазки в пространство живых, и сюда они потом возвращаются.

Граница между мирами, составляющая предмет особой заботы и постоянного внимания живых, имеет не только топографическое, но и временное содержание. Если в локативном выражении граница — это прежде всего вода, водные преграды и источники, реки, колодцы, даже сосуды с водой, которые закрываются или опорожняются в момент смерти (подробнее о воде как границе миров см.: ), а также межи, перекрестки, развилки дорог, сами дороги и т.д. (в представлениях о загробном мире границей часто служит также гора, а из других «вертикальных» рубежей — дерево), то временная граница получает обозначение и в суточном, и в годовом (календарном) циклах. Известно мифологическое осмысление полночи и ночи вообще, полдня, восхода и захода солнца; известно и осмысление изоморфных им в годовом круге точек и периодов (Купала, святки и т.п., см.: ), весеннего периода , трактовка больших праздников с характерными для них запретами и их мотивировками и т.д. В народном календаре эти периоды (особенно святки и весенний период от Пасхи до Троицы) бывают отмечены особыми ритуалами, рассчитанными на то, чтобы не навлечь на себя недоволство «гостей», задобрить их, заручиться их поддержкой или отвлечь их внимание. Заслуживают упоминания также временные ограничения, относящиеся к погребальным и поминальным обрядам, например требование хоронить до захода солнца, до полудня и т.п. У русских в Заонежье было принято ходить на кладбище только до полудня, и это объяснялось тем, что «покойник только до обеда ждет», «с обеда у них там свой праздник» . Прерывание границы между мирами наступает и каждый раз, когда происходит рождение на свет нового человека и когда наступает смерть. Согласно одному тамбовскому свидетельству, если ребенок при рождении не обнаруживает признаков жизни, то повитуха начинает его пригудатъ, т.е. говорит: «Наш, наш, наш» , тем самым магически подтверждая, что ребенок преодолел опасную границу между «чужим» и «своим» миром и принадлежит пространству жизни.

Таким образом, «формула сосуществования» двух миров предусматривает их независимое существование и строго определенные способы взаимодействия между ними, соблюдение временных и пространственных ограничений, исполнение необходимых ритуалов, направленных на поддержание границы и обеспечение благополучия как живых, так и умерших.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Заглада Н. Харчування в с. Старосшп на Чержпвщиш // Матер1яли до етнологп. Килв, 1931. [Т.] 3. С. 182.
Federowski М. Lud biatoruski па Rusi Litewskiej. Krakdw, 1897. Т. 1.
Толстая СМ. Грех в свете славянской мифологии. // Идея греха в еврейской и славянской народной традиции. М, 2000.
Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914. С. 381.
Листова Т.А. Похоронно-поминальные обычаи русских // Похоронно-поминальные обычаи и обряды (Библиотека Российского этнографа). М., 1993.
Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895.
Причитания Северного края, собранные Барсовым. СПб., 1997. Т. 1.
Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1890. Т. 1.4.2.
Пахаванш, пам1ню, галашэнш. (Беларуская народная творчасць). Мшск, 1986. С. 178.
Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.
П. Гринченко БД. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов, 1895. Вып. 1. С. 42-43.
Пловдивски край. Етнографски и езикови проучвания. София, 1986. С. 273-274.
Боряк Е.А. Традицонные знания, обряды и верования украинцев, связанные с ткачеством (середина XIX — начало XX в.). Кандидатская диссертация (рукопись). Киев, 1989. С. 159.
Толстые Н.И. и СМ. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст / Под ред. Н.И. Толстого. М., 1981.
Полесский этнолингвистический сборник / Под ред. Н.И. Толстого. М., 1983. С. 135.
Полесский архив Института славяноведения РАН. Москва.
Живая старина. 1999. № 2. С. 22-29.
Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. С. 184.
Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. Междуречье Сухоны и Юга и верховьев Кокшенги (Вологодская область). М., 1980. С. 103.
Разумовская Е.Н. Плач с «кукушкой». Традиционное необрядовое голошение русско-белорусского пограничья // Славянский и балканский фольклор. Этногенетическая общность и типологические параллели / Под ред. Н.И. Толстого. М., 1984. С. 162.
Mencej М. Voda v predstavah starih Slovanov о posmrtnem ftvljenju in Segah ob smrti. Ljubljana, 1997.
Толстой Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н.Д. Арутюновой и Т.Е. Янко. М., 1997. С. 17-27.
Агапкина Т.А. Поминальная тема в пасхальных и троицких верованиях, ритуалах и календарной терминологии // В печати.
Махрачева Т.В. Лексика и структура погребально-поминального обрядового текста в говорах Тамбовской области. Кандидатская диссертация (рукопись). Тамбов, 1997. С. 71.

Толстая Светлана Михайловна — д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

2000 г. С.М. Толстая

1.- Почему в момент смерти одни плачут, другие поют, а третьи улыбаются?

Ответ : Этот вопрос состоит из трех частей: во-первых, известно, что человек плачет при рождении и плачет при смерти. Во-вторых, бывают случаи, когда умирающий поет, вспоминая счастливые моменты своего прошлого, и в-третьих, люди улыбаются (хотя это бывает нечасто), возможно вспоминая приятные сцены из своей жизни.

2.- Кто приказывает душе выйти из тела, чтобы тело можно было похоронить?

Ответ: В момент, когда умирающий испускает свой последний вздох, к его смертному ложу приходит ангел смерти – их легионы. Ангел загробного мира отрезает серебряный шнур или нить жизни, которая соединяет душу с физическим телом. Умирающий обычно видит такого ангел в форме призрака, и коса, которая ему представляется, безусловно, реальна. Этот рабочий инструмент служит именно для того, чтобы это божество могло отсечь нить существования.

3.- Что едят и чем платят мертвые?

Ответ: У нас в Мексике существует день мертвых - его отмечают второго ноября каждого года. В этот день люди идут на кладбище, ставят на могилу зажженные свечи и кладут в тарелках, горшках, мисках и т.д. еду и напитки, которые покойный любил при жизни. У многих людей существует обычай потом съедать эти остатки, и всякий, кто обладает психической чувствительностью, может заметить, что в этих блюдах отсутствует жизненный принцип. Простые люди абсолютно уверены, что их любимый умерший питается этими продуктами.

Без сомнения, мертвые действительно едят – но не физическую часть пищи, а эфирную, тонкую, которую нельзя увидеть физическим зрением, но можно воспринимать при помощи ясновидения; мы не должны забывать, что в любой физической пище существует эфирная пища, легко усваиваемая мертвыми.

Развоплощенные люди могут зайти в ресторан физического мира – они поприветствуют живых, и подсознание тех им ответит, они попросят еду, и очевидно, что внутреннее Эго хозяев ресторана принесет к столу ментальные формы, похожие на посуду и пищу, которая имеется в данном заведении. Развоплощенный будет сидеть в обеденном зале, есть из этих эфирных тарелок, сделанных из материи ментального мира, заплатит ментальными деньгами и выйдет из ресторана. При таких обстоятельствах очевидно, что мертвые продолжают верить, что они живы, и это может подтвердить любой человек, который развил ясновидение и другие способности души.

4.- Где живут мертвые?

Ответ: Первые дни после смерти мертвые живут в том доме, или в той больнице, где они скончались, а потом, так как им нужно заново прожить закончившуюся жизнь, они, конечно, живут в тех местах, где жили раньше.

5.- Как одеваются мертвые?

Ответ: Так, как они привыкли одеваться при жизни; обычно они одеваются в ту одежду, в какой их похоронили.

6.- Какие развлечения бывают у мертвых?

Ответ: Разумеется, пьяница будет продолжать ходить по забегаловкам, киноман – в кино, азартный игрок – в игорные дома, продажная женщина - туда, где она жила, а распутник – к ней.

7.- Какое солнце светит мертвым?

Ответ: То же самое солнце, которое светит живым, светит и мертвым, только мертвые видят цвета, выходящие за пределы солнечного спектра. Они видят цвета, которые не воспринимает сетчатка физического глаза смертных людей.

8.- Мертвые моются? И какой водой?

Ответ: Очевидно, что они моются той же водой, что и живые, только они используют воду Четвертого измерения.

9.- Почему одни люди умирают быстрее других?

Ответ: Потому что есть люди, которые слишком сильно привязываются к миру. Конечно, они не хотят уходить из него, и мучаются в агонии на протяжении многих часов.

10.- Какая надежда есть у мертвых?

Ответ: Надежды самые разнообразные – зависит от качеств умершего. Главная надежда скупца – даже после смерти – это накопить еще больше богатств, так как его сознание спит. Главная надежда влюбленного мужчины - иметь женщин, которые будут его любить, обожать, боготворить. Главная надежда глубоко религиозного человека – войти в невыразимые миры света и т.д.

11.- Что ищет душа, покинув тело?

Ответ: Душа ищет то, что она любит: мать ищет своего сына и иногда она становится видимой; муж ищет свою жену, если он конечно её он обожал; а тот кто закапывает в земле сокровища, ищет их в том месте, где он их оставил, и т.д.

12.- У мертвых есть органы власти как в физическом мире?

Ответ: Органы власти существуют во всех уголках вселенной – как у живых, так и у мертвых. Например, над погибшими душами, живущими в преисподней, властвуют демоны; в невыразимых мирах властвуют те, кто стоят на вершине иерархической лестницы. Однако, поскольку сознание людей находится во сне, они продолжают подчиняться тем органам власти, которые были в физическом мире.

13.- Каким видят мертвые мир живых?

Ответ: Они видят те же самые улицы, те же города и тех же людей, каких они видели бы, будь они живы.

14.- Почему мертвый не понимает, что он мертвый?

Ответ: Мертвый продолжает верить, что он жив, потому что его сознание спит, и стоит больших трудов убедить его, что он не принадлежит к миру живых. Поскольку мертвые видят всё точно так же, как видели при жизни, конечно, они не подозревают, что умерли.

15.- Чем занимаются мертвые?

Ответ: После смерти люди занимаются той же деятельностью, что и при жизни, так как они не подозревают, что они умерли.

16.- Мертвый может перемещаться куда захочет, как и при жизни?

Ответ: Мертвые имеют полную свободу передвижения по всей вселенной и могут посетить любые места.

17.- Какой свет освещает мертвых?

Ответ: Их освещает астральный свет. Это свет, который исходит из солнечного Нимба и притягивается к земле силой гравитации и тяжестью атмосферы.

18.- Чувствуют ли люди боль в момент смерти?

Ответ: Смерть болезненна для молодых и приятна для старых. Это как фрукт: когда он созрел, он падает под своей собственной тяжестью, но когда он еще зеленый, он не падает, и можно сказать, что он страдает, когда его срывают.

19.- Может ли умерший узнать свое тело в гробу?

Ответ: Мертвые могут видеть свое тело, но не узнают его, потому что их сознание спит, и они никогда не верят, что это их собственное тело, и думают, что это тело другого человека.

20.- А если бы человек осознал, что он умер, мог бы он вернуться в свое тело до того, как его похоронят?

Ответ: Когда нить жизни обрезали, вернуться в свое тело уже невозможно. В данном случае, если человек осознает, что он действительно умер, он либо страшно испугается, либо обрадуется – всё зависит от морального состояния умершего.

21.- Какое утешение получает душа, когда умирает тело?

Ответ: Утешением для развоплощенных служат молитвы скорбящих. Нужно молиться за мертвых.

22.- Существуют ли предопределенные день, час и минута смерти?

Ответ: Каждый человек, приходящий в этот мир, получает запас жизненных значений; когда этот запас заканчивается, наступает смерть. Следует объяснить, что мы можем накапливать эти жизненные значения и продлевать свою жизнь. Те, кто не умеют их накапливать, развоплощаются очень быстро.

23.- Может ли мертвый взять живого с собой в мир мертвых?

Ответ: Мы, гностики, учимся выходить из физического тела по собственному желанию, тогда мы можем посетить мир мертвых. Мертвые также в некоторых случаях могут повести за собой души своих друзей. Это происходит чаще всего во время сна, но после естественного сна эти люди возвращаются в физический мир. Это значит, что встречи с мертвыми происходят во время сна физического тела.

24.- Есть ли в мире мертвых самолеты, машины, поезда как в физическом мире?

Ответ: Все изобретения, существующие в физическом мире, появились именно из мира мертвых. Эти предметы, по своей сути, являются ментальными формами, которые развоплощенные люди могут видеть, слышать, ощущать и трогать.

Содержание

Люди во все времена спорили о том, что происходит с душой, когда она покидает свое материальное тело. Вопрос о том, есть ли жизнь после смерти, по сей день остается открытым, хотя доказательства очевидцев, теории ученых и религиозные аспекты говорят, что есть. Интересные факты из истории и научных исследований помогут создать общую картину.

Что после смерти происходит с человеком

Определенно сказать, что происходит, когда умирает человек, очень сложно. Медицина констатирует биологическую смерть, когда происходит остановка сердца, физическое тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, а в человеческом мозге замирает активность. Однако современные технологии позволяют поддерживать жизнедеятельность даже в состоянии комы. Умер ли человек, если его сердце работает с помощью специальных аппаратов и есть ли жизнь после смерти?

Благодаря долгим исследованиям ученым и докторам удалось выявить доказательства существования души и то, что она не покидает тело сразу же после остановки сердца. Разум способен работать еще несколько минут. Это доказывают разные истории от пациентов, переживших клиническую смерть. Их рассказы о том, что они воспаряют над своим телом и могут сверху наблюдать за происходящим, похожи друг на друга. Может ли это стать доказательством современной науки того, что загробная жизнь после смерти существует?

Загробная жизнь

Сколько в мире религий, столько и духовных представлений о жизни после смерти. Каждый верующий человек представляет себе то, что с ним случится, только благодаря историческим писаниям. Для большинства загробная жизнь представляет собой Рай или Ад, куда попадает душа, исходя из тех поступков, которые она совершила, будучи на Земле в материальном теле. То, что с астральными телами будет после смерти, каждая религия трактует по-своему.­

Древнем Египте

Египтяне очень большое значение придавали загробному миру. Не просто же так возводились пирамиды, где были захоронены правители. Они верили, что человек, проживший светлую жизнь и прошедший через все испытания души после смерти, становился неким божеством и мог жить бесконечно. Для них смерть была словно праздник, который избавлял от тягот жизни на Земле.

Нельзя сказать, что они будто бы ждали, когда умрут, но вера в то, что загробная жизнь – это просто следующий этап, где они станут бессмертными душами, делала этот процесс не столь грустным. В Древнем Египте она представляла иную реальность, тяжелый путь, который необходимо было пройти каждому, чтобы стать бессмертным. Для этого усопшим клали Книгу Мертвых, которая помогала избежать всех трудностей с помощью специальных заклинаний, или по-другому молитв.

В христианстве

В христианстве существует свой ответ на вопрос, есть ли жизнь даже после смерти. Религия тоже имеет свои представления о загробном мире и куда попадает человек после смерти: после погребения душа переходит в другой, высший мир через три дня. Там ей необходимо пройти Страшный Суд, который вынесет приговор, и грешные души отправляются в Ад. У католиков душа может пройти через чистилище, где снимает с себя все грехи путем тяжелых испытаний. Только тогда она попадает в Рай, где может насладиться загробной жизнью. Реинкарнация полностью опровергается.

В исламе

Еще одной мировой религией является ислам. По ней у мусульман жизнь на Земле – это лишь начало пути, поэтому они стараются прожить ее как можно чище, соблюдая все законы религии. После того, как душа покидает физическую оболочку, она попадает к двум ангелам – Мункару и Накиру, которые допрашивают мертвых, а затем наказывают. Самое страшное уготовано напоследок: душа должна пройти через Справедливый Суд перед самим Аллахом, который произойдет после конца света. По сути, вся жизнь мусульман – это подготовка к загробному миру.

В буддизме и индуизме

Буддизм проповедует полное освобождение от материального мира, иллюзий перерождения. Главная его цель – это уйти в нирвану. Никакого загробного мира не существует. В буддизме есть колесо Сансары, по которому и ходит сознание человека. Земным существованием он просто готовится перейти на следующий уровень. Смерть – это лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).

В отличие от буддизма, индуизм проповедует перерождение души, причем не обязательно в следующей жизни он станет человеком. Переродиться можно в животного, растение, воду – любое, что сотворено нечеловеческими руками. Каждый может самостоятельно повлиять на свое следующее перерождение путем поступков в настоящем времени. Проживший правильно и безгрешно может в прямом смысле слова заказать себе, кем он хочет стать после смерти.

Доказательства жизни после смерти

Существует очень много доказательств того, что жизнь после смерти существует. Этому свидетельствуют различные проявления из потустороннего мира в виде призраков, рассказы пациентов, переживших клиническую смерть. Доказательством жизни после смерти также является гипноз, в состоянии которого человек может вспомнить свою прошлую жизнь, начинает говорить на другом языке или рассказывает малоизвестные факты из жизни страны в ту или иную эпоху.

Научные факты

Многие ученые, которые не верят в жизнь после смерти, меняют свои представления об этом после того, как пообщаются с пациентами, у которых во время операции останавливалось сердце. Большинство из них рассказывали одну и ту же историю, как они отделились от тела и увидели себя со стороны. Вероятность того, что это все выдумки, очень маленькая, ведь подробности, которые они описывают, настолько похожи, что не могут быть выдумкой. Некоторые рассказывают, как встречают других людей, например, своих умерших родственников, делятся описаниями Ада или Рая.

Дети до определенного возраста помнят о своих прошлых воплощениях, о чем нередко рассказывают своим родителям. Большинство взрослых воспринимает это как фантазии своих чад, однако некоторые истории бывают настолько правдоподобны, что не поверить просто нельзя. Дети могут вспомнить даже как умирали в прошлой жизни или кем они работали.