Не пропускают пищу в гортань. Как выявляют дисфагию

Дыхание - это процесс, с помощью которого клетки организма снабжаются кислородом, это стимулирует обменные реакции, необходимые для усвоения питательных веществ. Клетки превращают кислород в двуокись углерода (углекислый газ) и возвращают его в кровь, чтобы вывести из организма. Такой газовый обмен (кислород вдыхается, углекислый газ выдыхается) является основной, жизненно важной функцией дыхательной системы, кроме того, определенные ее части выполняют функцию .

Дыхательную систему составляют нос, глотка, трахея, бронхи и легкие.

Нос представляет собой структуру из кости и хряща, обтянутую мышечной тканью и кожей. Выстланная слизистой оболочкой внутренняя поверхность носа соединена с носоглоткой двумя каналами ноздрей. Вдыхаемый через нос воздух согревается, увлажняется и фильтруется, проходя через три раковины - выходы кости, покрытые слизистой оболочкой, которая состоит из клеток, способных улавливать пыль и микробы.

Далее профильтрованный воздух попадает в носоглотку, расположенную за внутренней полостью носа. Из носоглотки воздух и слизь поступают вниз, в горло, кроме того, она соединена евстахиевыми трубами с внутренним ухом, что позволяет выравнивать давление с обеих сторон ушной барабанной перепонки. Горло имеет форму «дымохода» и выполняет три функции: по нему проходят воздух и пища, кроме того, в нем расположены голосовые связки. В ротовую, среднюю часть глотки поступают изо рта пища, питье и воздух, здесь также расположены миндалевидные железы (миндалины).

Нижняя часть глотки, гортаноглотка, также пропускает через себя воздух, жидкость и пищу. От гортани ее отделяют две голосовые связки. Поток воздуха, попадая в щель между ними, создает вибрацию, поэтому мы слышим себя и окружающих.

Надгортанник - это эластичный хрящ, расположенный у основания языка и соединенный «стволом» с кадыком. Отросток этого хряща может свободно двигаться вверх-вниз. При проглатывании пищи гортань поднимается, заставляя хрящевой «язычок» надгортанника опускаться, накрывая ее своеобразной крышкой. Благодаря этому пища попадает в пищевод, а не в дыхательные пути. Гортань продолжается трахеей, или по другому — дыхательное горло, длиной приблизительно 10 см. Стенки трахеи поддерживаются неполными хрящевыми кольцами, что делает ее жесткой и в то же время гибкой; когда по расположенному рядом пищеводу проходит пища, трахея слегка подается, прогибаясь.

Внутренняя поверхность трахеи также покрыта слизистой выстилкой, улавливающей частички пыли и микроорганизмы, которые затем выводятся вверх и наружу. Трахея разветвляется на левый и правый плевральные бронхи, по своему строению похожие на трахею, которые ведут соответственно в левое и правое легкое. Бронхи, разветвляются на более мелкие каналы, те - на еще более мелкие и так далее, пока воздухоносные трубки не превращаются в бронхиолы.

Легкие имеют форму конуса, протянувшегося от ключицы до диафрагмы. Поверхность каждого легкого закруглена, что позволяет им вплотную прилегать к ребрам, и представляет собой плевральную мембрану, одна поверхность которой соприкасается со стенками грудной полости, а вторая обращена непосредственно к легким. Плевральная полость, расположенная за мембраной, вырабатывает смазочную жидкость, предотвращающую трение между двумя мембранами. По оси легкого расположена область, называемая воротами, здесь в легкое входят нервы, кровеносные и лимфатические сосуды и первичные бронхи.

Каждое легкое разделено на доли: левое на две, а правое на три, которые, делятся на меньшие дольки (в каждом легком их по десять). К каждой легочной дольке ведут артериола, венула, лимфатический сосуд и ответвление бронхиолы. Затем бронхиолы разветвляются на дыхательные бронхиолы, а они - на альвеолярные ходы, которые, в свою очередь, делятся на альвеолярные мешочки и альвеолы. Именно в альвеолах происходит газообмен. По мере продвижения дыхательных каналов в легкие в их структуре уменьшается количество мышц и хрящей, которые сменяются тонкой соединительной тканью.

Физиология дыхания.

Дыхательный процесс - один из человека, им управляет дыхательный центр, расположенный в стволе мозга, посылая нервные импульсы, которые передаются мышцам, задействованным во вдохе и выдохе. Диафрагма в ответ на эти импульсы сокращается и выравнивается, увеличивал объем грудной полости. При сокращении диафрагмы внешние межреберные мышцы также сокращаются, расширяя грудную клетку наружу и вверх. Поэтому стенки легких движутся за ребрами, что приводит к увеличению объема легких и уменьшению внутреннего давления, так в дыхательное горло поступает воздух.

Когда воздух достигает альвеол, начинается процесс газообмена. Выстилка альвеол содержит крошечные капилляры. В тонких стенках капилляров и альвеол идет диффузия газов - кислород поступает в кровь, которая затем переносит его в ткани организма, а двуокись углерода переходит из капилляров в альвеолы и выводится из организма при выдохе. Считается, что каждое легкое содержит примерно 300 тысяч альвеол, общая поверхность которых достаточно велика, чтобы газообмен проходил очень быстро и эффективно.

При выдохе происходит обратный процесс. Сначала расслабляются межреберные мышцы и ребра опускаются вниз, затем расслабляется диафрагма и уменьшается объем грудной полости. Эластичные волокна, окружающие альвеолы, и волокна в альвеолярных ходах и бронхиолах сокращаются, уменьшая объем легких, после этого воздух «выталкивается» из тела.

урок обобщения знаний 8 классе по теме: «Дыхание»

Кротова Е.Е.-учитель биологии ССШ№2 г.Актобе
Тема урока:
Цели и задачи:
Закрепить и повторить, проверить знания о дыхательной системе её строении, функциях.
Продолжить формировать умения работать с таблицами, тестами и схемами.
Оборудование: Таблицы, тесты.

I. Разминка.
1.Как называется наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.
(Анатомия)
2. Как называется наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем.
(Физиология).
3. Как называется наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.
(Психология).
4. Перечислите неорганические вещества, входящие в состав клетки. (вода, соли).
5. Перечислите органические вещества, входящие в состав клетки.
(белки, жиры, углеводы).
6. Перечислите органоиды клетки.
(ядро, рибосомы, клеточный центр, митохондрии)
7. Какие системы органов вы знаете?
(Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, эндокринная, нервная).
8.Из каких органов состоит кровеносная система?
(Сердце, кровеносные сосуды).
9. Из каких органов состоит дыхательная система?
(Носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие).

II Конкурс: «Строение органов Дыхания»
Подписать органы дыхания на рисунке обозначенные цифрами.

III конкурс. « Что это такое?»
1 участник команды отрывает лепесток от ромашки, на котором написан термин. Участник должен ответить, что означает этот термин.
ТЕРМИНЫ: чихание, кашель, Жизненная ёмкость лёгких, плевра, плевральная полость, голосовая щель, дыхательный центр, легочные пузырьки, диффузия.

IV конкурс: Конкурс капитанов.
1. Каков механизм вдоха и выдоха? Какую роль играют при этом рёбра, межрёберные мышцы, диафрагма?
2. Как и почему происходит газообмен в легких?

3. Как и почему происходит газообмен в тканях?

V конкурс. Домашнее задание.
1. Из истории табакокурения.
2. О распространении курения в России и первых мерах борьбы с вредной привычкой.
3. Борьба курения в нашей стране и зарубежных странах.

1 вариант.
1Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы

(I-XII) и зашифруйте их:

1. Слизистая оболочка 6. Надгортанник
2. Легочные пузырьки 7. Гортань
3. Легкие 8. Хрящевые полукольца
4. Бронхи 9. Плевра
5. Трахея 10. Носовая полость

I. -Не пропускает пищу в гортань.
II.- Не дают трахее сужаться.
III.- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает.
IV.- Поверхностный слой воздухоносных путей.
V. - Начальная часть воздухоносного пути.
VI.- Выстилает наружную поверхность лёгких.
VII. -Покрывает стенку грудной полости изнутри.
VIII. -Внутри содержит голосовые связки.
IX.- Самая длинная часть воздухоносного пути.
X.- Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров (последовательно).
XI. - Место газообмена между лёгкими и кровью.
XII. -Место диффузии газов.

ОТВЕТ:
I-6; II-8; III-10; IV-1;V-10; VI-9; VII-9; VIII-7; IX-5; X-5,4,3,2; XI-2; XII-2.

2 вариант.
Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:

1. Гемоглобин. 6. Межклеточная жидкость
2. Кислород. 7. Легочные капилляры.
3. Углекислый газ. 8. Капилляры в тканях.
4. Диффузия. 9. Эритроциты.
5. Клетки тканей. 10. Лейкоциты.

I.- Что выходит из крови в легкие?
II.- Что проникает из лёгких в кровь?
III. -Что поступает из тканей в кровь?
IV.- Что проникает из крови в ткани?
V. - Пигмент в крови.
VI. - Место окисления органических веществ.
VII. - Потребители кислорода.
VIII. - Физическое явление – причина газообмена в лёгких.
IX.- Клетки - разносчики кислорода.
X. -Продукт распада органических веществ.
XI. - Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно).
XII. - Место образования углекислого газа в организме.

ОТВЕТ:
I-3; II-2; III-3; IV-2; V-1; VI-5; VII-5; VIII-4; IX –9; X-3; XI-8,6,5;XII-5.

3 вариант.
Из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные ответы на вопросы
(I-XVI).
1. Вдох
2. Выдох.
3. Жизненная емкость.
4. Плевральная щель.
5. Сокращение дыхательных мышц.
6. Расслабление дыхательных мышц
7. Плевра.

I. - Тонкая плёнка на поверхности лёгких.
II. -Обеспечивает вентиляцию легких.
III. - Следствие сокращения мышц диафрагмы.
IV. -Следствие расслабления мышц диафрагмы.
V. -Следствие опускания рёбер.
VI. -Следствие поднятия рёбер.
VII. -Измеряется спирометром.
VIII.- Причина увеличения грудной полости.
IX. - Причина уменьшения грудной полости
X. -Причина повышения давления в лёгких.
XI. - Причина понижения давления в лёгких.
XII. - Следствие повышения давления в лёгких.
XIII. - Следствие понижения давления в лёгких.
XIV.- Показатель физического развития человека
XV. - Пространство между плеврами.
XVI.- Уменьшается у курящих.

ОТВЕТ:
I –7; II-1,2; III-1; IV-2; V-2;VI-1;VII-3; VIII-5; IX-6; X-6; XI-5; XII-2; XIII-1; XIV-3; XV-4; XVI-3.

VII конкурс: Чайнворд «Дыхание».

Д
ы
х
а
н
и
е

Итог урока. Выставление оценок

Тема урока: "Дыхание"
ЗАДАЧИ:
повторить, закрепить, расширить знания учащихся по данной теме;
развить образную память, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать умение работать в группах с учётом личностных интересов учащихся.

ОБОРУДОВАНИЯ: карточки с названием команд, карточки с номерами 1, 2, 3 для работы с устным тестом, таблица “Органы дыхания”, макет гортани, таблицы с зашифрованными словами. презентация-игра

ВЕДУЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
1. Повторение.
2. Отработка и закрепление навыков.
3. Развитие умения согласованно работать в коллективе.
ФОРМА УРОКА: Групповая.
ПЛАН УРОКА:
1. Знакомство с правилами ведения урока.
2. Репродуктивная работа групп.
3. Подведение итогов.

ХОД УРОКА
Класс делится по принципу жеребьёвки на четыре команды, которые в течение урока должны отработать несколько разнообразных заданий и получить за верные ответы (действия) звёзды. За правильный, полный ответ команда получает одну звезду, за не полный - ползвезды. Если отвечающая команда дала не полный (не правильный) ответ, то дополнить (ответить)может любая из команд. В зависимости от объёма предоставленной информации на вопрос дополняющая (отвечающая) команда получает пол звезды или целую. Чем больше команды наберут звёзд, тем итоговая отметка будет выше. Участники команд, набравшие меньшее количество звёзд, имеют право самому активному ученику увеличить итоговую оценку на один балл.

ЗАДАНИЕ №1.
Дать определение термину, которым названа команда:
АЛЬВИОЛА
СПИРОМЕТР
СУРФАКТАНТ
НАДГОРТАННИК

ЗАДАНИЕ №2.
Работа у доски с таблицей (макетом) по вопросам:
Особенности строения и функции носовой полости.
Особенности строения и функции гортани.
Особенности строения и функции трахеи.
Особенности строения и функции лёгких.
ЗАДАНИЕ №3.
Карточками 1, 2, 3 указать верный ответ на устный тест.
А) Жизненная ёмкость лёгких у женщин равна:
1. 3500мл.
2. 2700мл
3. 2000мл
Б) Орган звукообразования
1. Гортань
2. Носоглотка
3. Трахея
В) С наружи лёгкие покрыты плеврой:
1. Лёгочной
2. Пристеночной
3. Альвеолярной
Г) Гортань в виде
1. Квадрата
2. Круга.
3. Треугольника
Д) Дыхательный объём равен:
1. 500 мл.

2. 1000мл.
3. 1500 мл.
Е) Прививки делают от
1. Курения
2. Гриппа
3. Туберкулёз
Ж) Газ, практически не изменяющийся по количеству во вдыхаемом и вдыхаемом воздухе:
1. О2
2. СО2
3. N
З) Количество воздуха, оставшееся после максимального выдоха
1. Дыхательный объём
2. Резервный объём
3. Остаточный объём
И) Носовая полость снабжена
1. Ресничками
2. Сосудами
3. Связками
К) Альвеолы - это:
1. Лёгочные пузырьки
2. Лёгочные мешочки
3. Лёгочные капсул
ЗАДАНИЕ №4.
В конвертах для каждой команды находятся карточки со словами, нужно выбрать определённые по данному вопросу 5 слов.
1. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ (реснички, слизь, согревание, ноздри, полость).
2. ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ И ТКАНЯХ (клетка, вдох, Ж. Ё. Л. , дыхательный объём альвеолы).
3. ЛЁГКИЕ (сурфактант, 100м2, 2 доли, грудная клетка, плевральная полость).
4. ТУБЕРКУЛЁЗ (лёгкие, прививка, бактерия, кашель, воздушно-капельный путь).
ЗАДАНИЕ №5.
В таблицах “Зашифрованные слова” найти пять слов по данной тематике.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (ГРИПП, туберкулёз, ларингит, курение, бронхит)
ГОРТАНЬ (ВОРОНКА, звукообразование, надгортанник, связки, щель)
ТРАХЕЯ (ПРОСВЕТ, пищевод, полукольца, связки, мышцы)
ДЫХАНИЕ (ВОЗДУХ, газообмен, лёгкие, диафрагма, выдох)
ЗАДАНИЕ №6.
2*2. Работают по две команды. Первая пара команд по заданию № 5, вторая по блиц опросу на количество верных ответов и только одна команда за это задание получает звезду (затем команды меняются).
1. Длина трахеи 9-11см
2. Орган звукообразования гортань
3. Первый орган дыхания носовая полость.
4. Плевра, покрывающая лёгкие лёгочная
5. Количество воздуха при дыхательном объёме 500 мл
6. Жизненная ёмкость лёгких у мужчин 3500 мл
7. Воздух, содержащийся в альвеолах альвеолярный
8. Вид дыхания, при котором мы делаем вдох и выдох внешнее
9. Количество альвеол в одном лёгком 350 млн
10. Между голосовыми связками голосовая щель

1. Имеет хрящевые полукольца трахея
2. Связывает в носовой полости пыль слизь
3. Дыхание, при котором клетки используют О2 внутреннее
4. Количество воздуха в резервном объёме 1500 мл
5У мужчин- 3500, у женщин- 2700мл ЖЁЛ
6. Контролирует вход в гортань надгортанник
7. Между полукольцами трахеи проходит пищевод
8. Функция ресничек в носовой полости очищение
9. Структурные единицы лёгких альвеолы
10. Оболочка, отделяющая грудную полость от брюшной диафрагма
ЗАДАНИЯ №
Разгадать ребус
ГОРТАНЬ
ГАЗООБМЕН
СУРФАКТАНТ
НОСОГЛОТКА

ГАЗЕЛЬ, 2 О, РЫБА, СМЕНКА,
ГОРА, ТАХТА, ЛАНЬ
СУРОК, УФА, ОКА, ТАНК, Т
НОСОК, ГЛОБУС, УТКА
ЗАДАНИЕ №8

Презентация- игра.
Устно ответить на вопросы:

1. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, а без О2- не более 10-20 мин. Почему?
2. Лёгкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. За счёт чего это происходит?
3. Почему велико значение выдоха в жизни людей?
4. Почему в Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями?

Итак, через носовые отверстия, а попросту ноздри, воздух попадает в носовую полость , которая похожа на пещеру с выступами, углублениями и всякими другими коридорчиками и закуточками и разделена на две части костно-хрящевой носовой перегородкой .

Стенки носовой полости оплетены густущей сетью кровеносных сосудов, покрыты слизью и тоненькими колеблющимися волосками, по научному - ресничками. Наверняка вы их видели - у некоторых особей мужского пола эти волоски прямо торчат из носа. ;)

Зачем нам все эти «навороты»?- спросите вы. Ну, вот сами прикиньте: воздух может быть холодным или горячим, в нем могут находиться всякие ненужные микробы, вредные вещества и прочая бяка. И если вся эта гадость проникнет внутрь, поверьте, ни к чему хорошему это не приведет! Но, на пути всего этого безобразия гордо стоит наш нос-пограничник! Смотрите, что получается: холодный воздух, попадая в носовую полость, нагревается теплом кровеносных сосудов, а горячий, наоборот, отдавая им часть тепла -остывает. Всякие микробы и пыль прилипают к слизи, обволакиваются ею, и с помощью колебания волосков-ресничек выдворяются из носа. (О, как витиевато получилось описание соплей:)!).

В итоге, проходя через нос, воздух становится чистым, не очень холодным или горячим, т.е. как раз то, что надо нашему организму. Вот такой вот климат-контроль, уважаемые дамы и господа, имеется у нас с вами, причем покруче, чем у любого современного автомобиля!

Кстати, и чихает наш организм для того, что бы очистить носовую полость от пыли и частиц, вызывающих раздражение слизистой оболочки. То, что мы в действительности делаем при чихании - это резкий вдох воздуха, который почти тотчас сразу выдыхаем и А-А-А-А-ПЧХИ! Будьте здоровы! Кстати, разлетающиеся при этом капельки воды, движутся со скоростью около 150 километров в час!

Продолжим. Из носа воздух попадает в глотку , где перекрещиваются пути пищеварительной и дыхательной систем. Если вы дрессировщик, то наверняка можете рассмотреть это детально, засунув голову в пасть льву или тигру. Так вот, в итоге пища идет из глотки в желудок по пищеводу , а воздух идет дальше через гортань и трахею. Ну а для того, чтобы пища попадала куда нужно, т.е. в пищевод, при каждом проглатывании отверстие гортани прикрывается особым хрящом-клапаном, именуемым надгортанником. К счастью, это происходит автоматически, и нам не приходится всякий раз, когда мы глотаем, вспоминать о том, что нужно закрыть дыхательное горло и открыть «питательное». Правда, изредка этот автоматический механизм подводит нас, и пища попадает «не в то горло»….

Ну а далее, воздух из глотки попадает в трахею , которая похожа на гофрированную трубку. Трахея, как дерево, начинает ветвиться: делиться на две трубочки-бронхи , которые входят в легкие. У нас в груди расположено два легких. Они немного похожи на конусы: верхняя часть – суженная, а нижняя - более широкая. Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей, потому что третья доля ну никак не умещается, ведь там же еще сердце должно быть! Входящие в легкие бронхи также ветвятся, образуя ветки и веточки из более мелких трубочек бронхов. Все веточки-бронхи заканчиваются пузырьками, которые очень похожи на воздушные шарики и называются альвеолами . В общем, если вы перевернете яблоню «вверх ногами», то вот оно самое и получиться. Кстати, альвеол насчитывается около 700 миллионов, каждая из которых имеет диаметр 0,2 и толщину стенки 0,04 миллиметра.

Инструктивная карта

1. Карточка №1

Какие органы дыхания человека вы знаете? У вас на столах лежат перечни органов. Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.

Носовая полость -желудок

Сердце -носоглотка

Гортань -язык

Головной мозг -трахея

Бронхи -ребра

Диафрагма -легкие

2. Карточка №2

Органы дыхания

Дыхательные пути Легкие

Верхние Нижние


  1. Таблица
Органы дыхания и их функции

Название органов

Выполняемые функции

1.

3.

4.

5.

6.

^ 4. Терминологический словарь

Дыхательные пути – это органы, по которым воздух попадает в легкие.

Горта́нь (лат. larynx ) – это орган, соединяющий глотку с трахеей и содержащий голосовой аппарат. Она расположена на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Надгорта́нник - эластичный хрящ гортани . Имеет вид тонкого листа-пластинки. Располагается сразу же за корнем языка . Покрыт слизистой оболочкой .

Трахея - дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11-13 см, состоящей из 16-20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Трахея выстлана слизистой оболочкой.

Бронхи - ветви дыхательного горла у человека. Деление трахеи на два главных бронха происходит на уровне IV-V-го грудных позвонков. Правый главный бронх толще, короче, более вертикальный, чем левый.

Альвеола - концевая часть дыхательного аппарата в лёгком , имеющая форму пузырька. Альвеолы участвуют в акте дыхания , осуществляя газообмен с лёгочными капиллярами .

Плевра представляет собой гладкую оболочку. Наружный листок плевры выстилает стенки грудной полости, внутренний покрывает лёгкое и его анатомические структуры (сосуды, бронхи и нервы). Плевральная полость - щелевидное пространство между наружним и внутренним листками плевры, окружающими каждое легкое.


  1. Исследование на проходимость носовых ходов.

  1. Эксперимент на выяснение роли надгортанника.

  1. Исследование «Как образуются звуки».

  1. Физминутка.

  1. Карточка №3 (на отметку «3») Подпишите органы дыхания, обозначенные цифрами.

  1. Тест на усвоение знаний (на отметку «4»)
по теме «Строение органов дыхания»

  1. Не пропускает пищу в гортань.

  2. Не дают трахее сужаться.

  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

  5. Выстилает наружную поверхность легких.

  6. Основной орган дыхания человека.

  7. Внутри содержит голосовые связки.

  8. Самая длинная часть воздухоносного пути.

  9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

Шифр для ответов.

А) слизистая оболочка Е) надгортанник

Б) легкие Ж) гортань

В) бронхи З) хрящевидные полукольца

Г) трахея И) плевра

Д) носовая полость

10. Кроссворд (на отметку «5»)

Кроссворд по теме «Дыхательная система»

По горизонтали:

1. Детская инфекционная болезнь;

4. Лимфатические образования глотки;

8. Инфекционная болезнь лёгких;

9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;

11. Рентгеновское обследование лёгких;

12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;

13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.

По вертикали:

2. Заболевание глоточных миндалин;

3. Воспаление гайморовых пазух;

5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;

6. Лёгочный пузырёк;

7. Лёгочная или пристеночная оболочка;

10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения