Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова

ПОИГРАЕМ В СЛОВА


ОТ ЗВУКА К БУКВЕ


Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ СЛОВА К ЗВУКУ
Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми пяти лет. На этих занятиях ребенок научится...

Читать полностью

ПОИГРАЕМ В СЛОВА
Пособие ориентировано на занятия с детьми четырех-пятилетнего возраста, наиболее подходящего для введения детей в мир звучащей речи. Книга поможет показать детям, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, научить их различать твердые и мягкие согласные звуки. Все это необходимо для последующего обучения сознательному чтению.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ ЗВУКА К БУКВЕ
В пособии, ориентированном на работу с детьми от шести до семи лет, содержится практический материал для ознакомления детей с гласными буквами и правилами их написания.
Знания, умения и навыки, которые приобретут дети в процессе занятий, необходимы для овладевания слитным чтением.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ СЛОВА К ЗВУКУ
Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми пяти лет. На этих занятиях ребенок научится последовательно называть звуки так, как они слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, называть слова с определенным звуком или определенной звуковой модели.
Знания, умения и навыки, которыми овладеет ребенок в процессе занятий, имеют большое значение для обучения чтению и грамотному письму.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ЧИТАЕМ САМИ
Эта книжка представляет собой подбор методически организованных материалов (слоги, слова, тексты) для обучения детей слитному осмысленному чтению (можно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе предыдущего предварительного обучения, проводимого по первым трем пособиям).
Предназначена для чтения родителей с детьми.

Скрыть

Рабочая программа

По обучению грамоте» детей 6-7 лет

2016-2017 учебный год.

Воспитатель: Шишкова Е.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.

Основу дополнительной образовательной программы “Обучение грамоте” составляют:

1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

3. Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

5. Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эль- конин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Мон- тессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Задачи года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся подгруппами по 7-8 человек в старшей группе один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

Мониторинг

· Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

· Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок , с использование фишек на столах.

· Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

· Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

· учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;

· закреплять умение определять место ударения в словах;

· учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

Буква а, А

· Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

· познакомить с гласными буквами а, А;

· учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

Буква я, Я

Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

Буква о, О

Познакомить с гласными буквами о, 0.

Буква ё, Б

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

октябрь

Буква ё, Е

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

Буква у, У

Познакомить с гласными буквами у, У.

Буква ю, Ю

Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

Буква ы

Познакомить с гласными буквами ы.

Буква и, И

· Познакомить с гласными буквами и, И;

· учить детей словоизменению.

Буква э, Э

· Познакомить с гласными буквами э, Э;

· учить детей словоизменению.

Буква е, Е

· Познакомить с гласными буквами е, Е;

· учить детей словоизменению.

ноябрь

Буква е, Е

· Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;

· учить детей словоизменению.

· Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

· учить составлять слова из трех слов.

Буква м, М

· Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»

Буква н, Н

· Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»

декабрь

Буква р, Р

· Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»

Буква л, J1

· Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль»

Буква г, Г

· Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»

Буква к, К

· Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»

Закрепление

· Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;

· учить отвечать на вопросы по тексту;

· продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

Буква с, С

· Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»

Буква з, 3

· Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»

Буква ш, Ш

· Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши

январь

Буква ж, Ж

· Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи

· учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

Буква д, Д

· Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»

· учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

Буква т, Т

· Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»

Буква ь

· Познакомить с буквой ь;

· совершенствовать навык чтения.

февраль

Буква ъ

· Познакомить с буквой ъ;

· совершенствовать навык чтения.

Буква п, П

· Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»

· совершенствовать навык чтения.

Буква б, Б

· Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»

· совершенствовать навык чтения.

Буква в, В

· Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»

· совершенствовать навык чтения.

Буква ф, Ф

· Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»

· совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Буква й

· Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;

· учить детей словообразованию.

Буква ч, Ч

· Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;

март

Буква щ, Щ

· Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;

· совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

Буква ц, Ц

· Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;

· совершенствовать навык чтения.

Буква х, X

· Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»

· совершенствовать навык чтения.

Разделительная функция ь

· Совершенствовать навык чтения;

· познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;

· учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

Разделительная функция ъ

· Совершенствовать навык чтения;

· познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;

· учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

апрель

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

68 Мониторинг

· Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания, овладения слоговым и слитным способами чтения;

· изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми подготовительной группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индиви дуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

Дидактические материалы:

1. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

2. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

3. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

4. Н.В. Дурова. Читаем сами. - М.: «Школьная Пре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По обучению грамоте» детей 6-7 лет

2016-2017 учебный год.

Воспитатель: Шишкова Е.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.

Основу дополнительной образовательной программы “Обучение грамоте” составляют:

  1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);
  2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);
  3. Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
  4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
  5. Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эль- конин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Мон- тессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Задачи 1-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.

Задачи 2-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся подгруппами по 7-8 человек в старшей группе один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 -й год обучения

занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

Мониторинг

Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

Звук и слово

  • Закреплять представление детей о слове;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Звук, слово, слог

Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;

  • учить называть слова с заданным слогом;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

октябрь

Предложение, слово, звук

  • Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
  • учить называть слова с заданным звуком.

Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.

ноябрь

9-12

Схема звукового состава слова

  • Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;
  • познакомить со словоразличительной ролью звука

декабрь

13-14

Гласные звуки

Дать понятие о гласных звуках;

Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

15-16

Гласные и согласные звуки

  • Продолжать обучение звуковому анализу слова;
  • познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.

январь

17-20

Твердые и мягкие согласные

  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.

февраль

21-24

Твердые и мягкие согласные

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки

март

25-28

Словесное ударение

  • Закреплять умение детей делить слова на слоги;
  • учить вычленять в слове ударный слог;
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

апрель

29-32

Ударный гласный звук

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

  • учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
  • учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

май

33-35

Ударные и безударные звуки

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;

Закреплять знание о различительной роли звука.

Мониторинг

  • мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

2-й год обучения

занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

Мониторинг

  • Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
  • Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок , с использование фишек на столах.
  • Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
  • Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

  • учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
  • закреплять умение определять место ударения в словах;
  • учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

Буква а, А

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить с гласными буквами а, А;
  • учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

Буква я, Я

Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

Буква о, О

Познакомить с гласными буквами о, 0.

Буква ё, Б

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

октябрь

Буква ё, Е

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

Буква у, У

Познакомить с гласными буквами у, У.

11-12

Буква ю, Ю

Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

Буква ы

Познакомить с гласными буквами ы.

Буква и, И

  • Познакомить с гласными буквами и, И;
  • учить детей словоизменению.

Буква э, Э

  • Познакомить с гласными буквами э, Э;
  • учить детей словоизменению.

Буква е, Е

  • Познакомить с гласными буквами е, Е;
  • учить детей словоизменению.

ноябрь

Буква е, Е

  • Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;
  • учить детей словоизменению.

18-22

Правила написания гласных букв

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
  • учить составлять слова из трех слов.

Буква м, М

  • Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой м.

Буква н, Н

  • Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой н.

декабрь

Буква р, Р

  • Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой р.

Буква л, J1

  • Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой л.

Буква г, Г

  • Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой г.

Буква к, К

  • Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой к.

Закрепление

  • Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
  • учить отвечать на вопросы по тексту;
  • продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

Буква с, С

  • Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой с.

Буква з, 3

  • Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой з.

Буква ш, Ш

  • Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши

январь

Буква ж, Ж

  • Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
  • учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

Буква д, Д

  • Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
  • учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

Буква т, Т

  • Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
  • совершенствовать навык чтения.

Буква б, Б

  • Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
  • совершенствовать навык чтения.

Буква в, В

  • Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
  • совершенствовать навык чтения.

Буква ф, Ф

  • Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
  • совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Буква й

  • Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
  • учить детей словообразованию.

Буква ч, Ч

  • Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;

март

Буква щ, Щ

  • Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
  • совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

Буква ц, Ц

  • Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
  • совершенствовать навык чтения.

Буква х, X

  • Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»
  • совершенствовать навык чтения.

Разделительная функция ь

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;
  • учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

Разделительная функция ъ

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;
  • учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

51-52

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

апрель

53-60

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

май

61-67

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

68 Мониторинг

  • Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания, овладения слоговым и слитным способами чтения;
  • изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индиви дуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти инд иви дуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

Дидактические материалы:

  1. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  2. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  3. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  4. Н.В. Дурова. Читаем сами. - М.: «Школьная Пре


Пособие содержит 2000 простых заданий и рассчитано на период обучения чтению.
Материал сгруппирован по буквам. Каждый раздел выстроен по принципу "от простого к сложному".
Работа с книгой по 10-15 минут в день будет способствовать интенсивному развитию навыка чтения целыми словами, обогащению словарного запаса детей, развитию речи.
Пособие адресовано педагогам детских учебных учреждений, воспитателям, родителям.


Название: Чтение с увлечением.
- Учим буквы, читаем слоги и первые слова. Книга 1,
- Читаем слова с прямыми и обратными слогами. Книга 2,
- Читаем трудные слова. Книга 3,
- Читаем словосочетания, предложения и тексты. Книга 4.


В пособии представлен цикл занятий по обучению детей 5-6 лет грамоте. В увлекательной сказочной форме малыши смогут познакомиться с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями. материал может использоваться на занятиях в группах детского сада, при подготовке к школе, при индивидуальной работе с дошкольниками.


Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам
автор Светлана Прудовская.
М. : Чистые пруды, 2007
Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Дошкольное образование»
Брошюра содержит уникальный материал, помогающий ребенку взглянуть на книгу глазами художника. Беседы и практические задания могут быть использованы как на занятиях по изобразительному искусству, так и в процессе начального обучения грамоте. Они способствуют развитию пространственных представлений и совершенствованию практических умений старшего дошкольника в области ручного художественного труда.
Занятия адресованы детям шести-семи лет и могут проводиться в подготовительной группе детского сада, на курсах подготовки детей к школе, в системе дополнительного и надомного обучения.


Электронный вариант книги "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте " 1-год обучения старшая группа.
Конспекты, дидактический материал.
О.М. Ельцова
В данном материале представлены практический мате­риал по подготовке детей 5-ти лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Конспекты занятий в старшей группе, литературный и дидактический ма­териал, помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших групп ДОУ, может быть полезно родителям для самостоятель­ных занятий с детьми.


Автор: Кусова М.Л.
""Букварь для дошкольников"", рассчитанный на совместную работу взрослого с ребенком, поможет вашему малышу познакомиться с буквами и без обычных затруднений легко научиться читать, а различные логические упражнения """"Букваря"""" будут способствовать развитию его мышления. Особенностью нашего ""Букваря"" является то, что он не дублирует школьные буквари, его цель: подготовить ребенка к обучению грамоте, познакомить с принципом чтения, слоговым чтением, сформировать представление об основных единицах языка, а главное - привить интерес к учебе. С помощью нашего ""Букваря"" вы сможете успешно подготовить ребенка к школе, так как он соответствует программному содержанию подготовки детей к обучению грамоте и системе дошкольных образовательных учреждений. Понятие гласных и согласных звуков, изучение алфавита, навыки послогового чтения и др." выпущена в издательстве "Эксмо" в 2007 году.


В пособии серии «Дошкольник» представлены планы занятий по обучению грамоте детей подготовительной группы детского сада. В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия "слог", затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания приписных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Пособие предназначено воспитателям детских садов и учителям начальной школы, может быть полезно родителям.


Прописи для успешного обучения математике помогут развить мелкую моторику рук, научить печатать и писать цифры и математические знаки, примеры. В процессе обучения дети усваивают понятие состава числа. Прописи по математике для детей 5-7 лет рекомендуются для подготовки детей к школе.
Прописи для успешного обучения грамоте помогут развить мелкую моторику рук, научить печатать буквы русского алфавита, анализировать звуковой состав слова.
Рекомендуются детям старшего дошкольного возраста массовых, логопедических детских садов, окажут помощь в подготовке к школе детям, не посещающим дошкольные учреждения.

Методическое обеспечение:

  • «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е.Журова. Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.- M.:Школа Пресс,1998. -144 с. (Дошкольное воспитание и обучение)

Пояснительная записка

В пособии излагаются основы подготовки дошкольников к обучению грамоте, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.

В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников - обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4-5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников, являются существенным компонентом этого обучения и соответствуют требованиям ФГОС ДО.