Оклеветанный старец (правда о григории распутине). Григорий Распутин: «оклеветанный старец»

Ровно сто лет назад во дворце князя Юсупова совершилось злодейское убиение истинного друга Царской семьи. Старец предвидел, что с ним сделают в ту ночь злодеи, и тем не менее, мужественно поехал на свою Голгофу…

Практически с самого дня смерти Григория Распутина (Нового) возобладало официальное суждение о нем как об «аферисте» и «шарлатане», который якобы «всеми правдами и неправдами втерся» в доверие к Царской Семье. Так получилось, что разного рода клеветнические выпады в его адрес и всяческое очернение этого человека были … выгодны всем: от аристократического окружения Российского Престола до пришедших впоследствии к власти большевиков и нынешних «либералов», которые «вещают» о его темной «разнузданности» устами Радзинского, Млечина или Сванидзе – людей, известно чьи сребреники отрабатывающих!

Однако сегодня мало кто знает, что о Григории Распутине очень неплохо отзывался св. Иоанн Кронштадский, а староверы с самого начала и до сих пор почитают его за святого – о его мученичестве, например, открыто говорит настоятель храма свт. Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров).

«Все тайное становится явным» — об этом вещает нам Святое Евангелие. Учитывая, что все признаки явно указывают на последние времена, представляется далеко не случайным появление и другой, новой информации о Григории Распутине, способной радикально изменить отношение людей к этой непростой личности в нашей истории.

Царственные мученики Николай II и Александра Федоровна всегда почитали Григория Распутина за святого праведника. Еще при жизни старца Григория, Царица Александра Федоровна и ее дети, царевны и царевич, вместе с нательным крестиком носили его образ, написанный на медальончиках. А когда Распутин был ритуально убит, Царь Николай II, как великую святыню надел на себя нательный крестик, снятый с убиенного мученика Григория. Когда же Царь находился в заточении в Тобольске, то хранил у себя, как святыню письма Распутина. Передавая для большей сохранности шкатулку с ними доктору Деревенко, чтобы он тайно ее вынес и спрятал, Царь-мученик сказал: «Здесь самое ценное для нас – письма Григория».

Царевич Алексий после гибели Григория Распутина говорил: «Был святой – Григорий Ефимович, но его убили». «Он мученик», – утверждала Государыня Александра Федоровна. По ее указанию, спустя месяц после убийства старца Григория, была издана небольшая книжечка под заголовком «Новый мученик». В ней излагалась биография Григория Ефимовича и проводилась мысль о том, что он был Божьим человеком и по роду своей смерти должен почитаться мучеником».

Это житие в многочисленных экземплярах мгновенно расходилось среди простого народа, который относился к Распутину как к чудотворцу. Об этом говорит тот факт, что узнав о его гибели, многие петербуржцы устремились к проруби в реке Неве, где старец Григорий был утоплен. «По донесениям полиции там они набирали воду, освящённую его кровью, и относили домой, как святыню».

Очевидец этого В. М. Пуришкевич писал о том, что к Неве «стали стекаться целыми вереницами, главным образом женщины, начиная с самых верхов и кончая низами, с кувшинами и бутылками в руках, чтобы запастись освященной распутинскими останками водой». Когда же старца Григория Распутина погребли в алтаре строившийся Серафимовской церкви, то люди приходили к ней и собирали вокруг неё снег.

Почитание Распутина, как святого праведника усилилось после того, когда в марте 1917 года по указанию Временного правительства был вскрыт гроб с останками Распутина. Очевидцы этого увидели, что они оказались нетленными и даже издавали лёгкое благоухание . Тогда народ стал стекаться ко гробу и разбирать его на кусочки, чтобы иметь у себя хоть малую частицу от последнего прибежища старца-мученика.

В наше время Григория Ефимовича почитал за праведника известный Санаксарский старец, приснопамятный схиигумен Иероним (Верендякин). Именно по его благословению и его молитвам я написал книжку «Оклеветанный старец». Работа над ней была закончена в 2001 г. По приезду в Санаксарский Рождества-Богородицкий монастырь я ознакомил старца Иеронима с этой книжкой. Прослушав текст, старец в присутствии своего келейника иеродиакона Амвросия (Черничука) дал своё благословение на ее издание, сказав, что Распутин был праведником, угодником Божиим.

Одним из первых, кто во всеуслышание заявил о праведности старца, был известный священник, духовный писатель и поэт, замечательный проповедник конца ХХ в. Димитрий Дудко. «Распутин стоял за православие, – писал он, – был сам глубоко православным и к этому призывал всех. Меня особенно поразило то, как он, будучи расстрелянным и брошенным в воду, держал пальцы сложенными в крестное знамение. Крест, как известно, означает победу над бесами. В лице Распутина я вижу весь русский народ – поверженный и расстрелянный, но сохранивший свою веру даже погибая. И сам он побеждает!».

Широкое почитание человека Божия Григория Распутина-Нового началось с приготовления к прославлению царской семьи во святых. Причём, как в народе, так и в среде священнослужителей. Один из членов комиссии по канонизации царственных мучеников отец Георгий (Тертышников) рассказывал протоиерею Валентину Асмусу, что когда на заседании Комиссии речь зашла о Распутине, и тех обвинениях, которые против него выдвигались, то обвинения падали одно за другим…. И вот, в конце концов, кто-то из членов комиссии с улыбкой сказал: «А что, похоже, мы уже занимаемся не канонизацией Царской семьи, а канонизацией Григория Ефимовича?».

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) тщательно изучал материалы, связанные с Распутиным, поскольку имел послушание подготовить доклад на тему — не является ли личность Григория Ефимовича препятствием для прославления Царской семьи. Когда митрополит Коломенский Ювеналий ознакомился с этим докладом, то заметил отцу Георгию «Судя по вашим материалам, Распутина тоже надо прославить!».

Увы, на Архиерейском Соборе 2000 года канонизации Распутина не произошло. Однако, мнение о нём у многих изменилось в лучшую сторону. Так в 2002 г. бывший управляющий Ивановской и Кинешемской епархиями архиепископ Амвросий (Щуров) на Царских православно-патриотических чтениях, проходивших в Иваново 18 мая заявил: «Многим нападкам со стороны врагов России подвергся Григорий Ефимович Распутин. Пресса воспитывала в людях отвращение к нему, стараясь таким образом бросить тень на Государя и его Августейшее семейство.

Кем же на самом деле был Григорий Ефимович Распутин? Он не был плохим человеком. Это крестьянин, трудолюбивый и очень благочестивый человек, большой молитвенник, много странствующий по святым местам… Такой благочестивый человек, как Григорий Ефимович, не мог, конечно, творить всякие безобразия, которые ему приписывали. Был специальный двойник, который специально скандалил, пил в кабаках, вёл безнравственный образ жизни. А пресса это раздувала». (Напомним, что усиленным сбором – а вполне возможно, и созданием — «компромата» на старца занимался генерал Джунковский – в то время глава столичной жандармерии и … известный масон!)

В 2008 г. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», отвечая на вопрос слушателя, почему около Святой Царской Семьи находился Григорий Распутин, заметил: «Царскую Семью оклеветали и очернили, обвинив во всяких грехах, а сейчас мы видим, что это неправда. Может быть, и с Григорием Распутиным что-то подобное было, потому что Царская Семья, Государь были очень чистой жизни и понимали ситуацию, людей. Они не могли приблизить к себе такого человека, каким представляют нам сейчас Григория Распутина».

По поводу действий прессы в отношении Распутина и фальсификации документов у лично у меня хранится письмо старца архимандрита Кирилла (Павлова) написанное в 2001 г. моей супруге Ирине Евсиной с ответом на вопрос, как отец Кирилл относится к личности Григория Ефимовича. Вот что в нем пишется дословно:

«Досточтимая Ирина! В вашем ко мне письме содержится вопрос – моё мнение о личности Распутина Г. Скажу прямо – сейчас положительное, раньше я под влиянием всякой лжи и клеветы думал отрицательно. Прочитав в книге Яковлева об убийстве Распутина масонами, ритуальном убийстве, я в корне изменил своё отношение к нему.

Наш лаврский насельник, преподаватель Академии архимандрит Георгий (Тертышников), состоящий в комиссии по канонизации святых, был командирован в Питер познакомиться с архивными документами для канонизации Царской семьи, говорит, что в печати того времени и документах того времени одна ложь и клевета на Царя и его окружение. Может быть, какие-то слабости и немощи, свойственные каждому человеку, были и у Распутина, но не такие, какие ему приписывали. На страшном Суде Божием всё будет представлено в истинном виде. Да хранит вас Господь. С ув. Арх. Кирилл».

Как поразительно точно перекликаются слова прозорливого старца Кирилла (Павлова) со словами самого Григория Распутина, который говорил: «В чём обвиняют – невиновен, увидимся на суде Божием! Там, оратор, не оправдается и вся колена земная».

Не знаю, не понимаю, не представляю, чем могут оправдаться те, кто до сих пор Друга святой Царской семьи мученика Григория подвергает клевете и наветам.

Известный старец нашего времени приснопамятный протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Епитимью несёт бедная Россия… Надо обязательно очистить память старца от клеветы … Это необходимо для духовной жизни всей Русской Церкви».

И разве мы не должны исполнять наказ праведника, Божьего человека, старца про которого архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «В наши последние времена старец Николай – светильник, подобный Серафиму Саровскому».

Как известно, отец Николай Гурьянов в своих молитвах, как и батюшка Серафим, беседовал со святыми. И он духовно прозрел, что Григорий Распутин – святой мученик и говорил, что об этом ему «было извещение от Господа и Царственных святых». Вот почему отец Николай говорил: «мученика Григория надо прославить», причем «чем быстрее, тем лучше». (Известно, что у о. Николая Залитского (в тайном постриге – схиепископ Нектарий) в кельи еще при его жизни, даже без официальной канонизации, стояли иконы …св. мученика Григория Распутина! – ред. )

Для нас же причинами почитания Распутина, как святого, должны стать очищенная от клеветы его праведная жизнь, мученическая кончина и многочисленные чудеса, которые совершались как при его жизни, так и после кончины.

Писатель Игорь Евсин

По благословению схиигумена Иеронима (+2001) – приснопоминаемого духовника Рождество-Богородицкого Санаксарского монастыря. Публикуется с некоторыми сокращениями.

Архимандрит Кирилл (Павлов):
«В Вашем письме ко мне содержится вопрос
- мое мнение о личности Рапутина Г.
Скажу прямо - сейчас положительное.
Раньше я, под влиянием лжи и клеветы,
думал отрицательно»., 1998 г.
(Из личного письма)

Дымится труба парохода,

В тиши раздаются гудки,

Бурлят под колесами воды

Холодной уральской реки.

На палубе Царь и Царица

Печальны их светлые лица,

Смиренья их души полны.

Им видится церковь на взгорье

Средь сельских избушек простых-

Здесь друг их, Распутин Григорий,

Усердно молился за них.

Сердца их наполнили грустью

Родные для старца места -

Христовой он был для них Русью,

Убитой врагами Христа.

Был вечер... И двигалось трудно,

Навек уходя в темноту,

Везущее Узников судно

С названием "Русь" на борту.

Виктор Афанасьев

Е.И. Евсин

Оклеветанный старец.

Духовный мир старца

Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии 10 января 1869г. У его родителей Ефима Яковлевича и Анны Васильевны до него рождалось четверо детей, и все они умирали в раннем возрасте. Таким образом, Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье. Был он слабого здоровья и ничем не выделялся среди других крестьян. Школы в Покровском не было, и поэтому Гриша вплоть до начала своего странничества грамоты не знал. Впоследствии он рассказывал о своей юности так: «Когда я жил сперва, как говорится, в мире, до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то что в мире, и был справедлив, и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это хорошо для крестьянина!»(13)

«Государь сразу же проникся доверием к Распутину, в котором увидел, прежде всего, воплощение русского крестьянства..., а затем и «старца», каким его сделала народная молва... Что такое «старец»? Под этим именем разумеются люди, отмеченные особою благодатию Божию, призванные вещать волю Божию людям, живущие в уединении, посте и молитве, вдали от мира и несущие в монастырях, сохранивших древние уставы иноческой жизни, подвиг «старчества»... Наряду с этими, так сказать, официальными «старцами», несущими в монастырях возложенное на них послушание в России, встречается еще один тип людей, неизвестный Европе. Это так называемые «Божьи люди»... В противоположность старцам эти Божьи люди редко остаются в монастырях, а преимущественно странствуют, переходят с места на место, вещая волю Божию людям и призывая к покаянию. Старцы всегда монахи, тогда как между Божьими людьми встречаются и миряне». 1
Князь Н.Д. Жевахов, бывший товарищ обер-прокурора Священного Синода

Характерно, что уже в то время Григорий подвергался наветам со стороны. Господь как бы приготовлял его к смирению и терпению, к тому, чтобы он мог достойно переносить неимоверные ложь и клевету, которые обрушатся на него в будущем.

«Много скорбей было мне, - вспоминал Распутин, - где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются». (13)

Эти помышления привели его к тому, что он стал посещать монастыри. Начал постепенно менять образ жизни. Перестал есть мясо, а позднее оставил привычку курить и пить вино. После этого начинается период странствий по отдаленным монастырям и святым местам России.

«Сто лет назад практически каждый православный русский крестьянин считал своей святой обязанностью совершить богомолье, паломничество к местным либо общероссийским святым или на поклон к святыням. Люди шли от деревни к деревне, стучались в окошко, просили ночлега, и им давали приют, кормили, поили, и всегда бесплатно, ибо считалось, что странник - Божий человек, и, помогая ему, ты участвуешь в Божьем деле сам.

Были в крестьянской среде люди, которые совершали странничество не раз и не два в жизни, а регулярно, почти каждый год. У них имелись свои хозяйства, и, возвращаясь домой, они продолжали крестьянствовать. Таким регулярным, опытным странником и был Григорий Распутин».(15)

Но и в паломничестве его не оставляли искушения наветами и клеветой. Позднее он рассказывал, что «приходилось переносить нередко всякие беды и напасти, так приходилось, что убийцы предпринимали против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То, скажут, одежда неладная, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С ночлега уходил с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет какого-нибудь смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а за мной погоня, и все это пережито мною! А виновник тотчас же находится». (17)

«Возвращаясь из странствий, Григорий продолжал заниматься крестьянским трудом, но никогда не забывал о молитве. В конюшне он выкопал себе небольшую пещеру и в течение восьми лет уходил туда между обеднями и заутренями молиться. «Я удалялся туда, и там мне было вкусно, то есть приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там проводил»,- вспоминал Григорий Ефимович».(19)

«В начале 1900-х годов Григорий Распутин, совершенно очевидно, - духовно зрелый человек, опытный странник, как он сам себя называет. Полтора десятка лет странствования и духовных поисков превратили его в человека, умудренного опытом, ориентирующегося в человеческой душе, способного дать полезный совет. И это притягивало к нему людей. (Сначала небольшое число крестьян из окрестных деревень, позднее слава об опытном страннике расходится и шире.) К нему приезжают люди... издалека, он всех принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает совет.

Распутин начинает читать и писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти наизусть, толкует его для всех желающих».(20) Сформировавшиеся в это время духовно-нравственные взгляды Распутина соответствовали традиционному мировоззрению русского народа, в котором духовное преобладало над материальным. Целью жизни у православных людей считалось не потребление, а преображение души, стремление приобрести не земные богатства, а Царствие Небесное. Главное место в народном сознании занимала Любовь, как выражение самого Бога. И в этом отношении взгляды Григория Распутина идут глубоко в русле народной православной традиции.

«Любовь - это такая златница, - пишет Григорий, - что ей никто не может цены описать. Она дороже всего созданного Самим Господом...» (21) «Любовь, в представлении Григория, должна быть активной и конкретной, любить надо не вообще, а конкретного человека, который находится рядом с тобой и вообще каждого человека, с которым ты встречаешься. Когда Распутин прекратил носить на теле настоящие вериги, он, по его выражению, «нашел вериги любви...» (22)

Важная часть духовных взглядов Григория Распутина - это стремление жить по совести, как велят Священное Писание и жития святых. «Нужно себя везде и всюду проверять и исследовать. Каждый поступок соизмерять с совестью - такой взгляд Распутина так же соответствует духовным ценностям Святой Руси. «Как ни мудри, а совесть не перемудришь», «Совесть с молоточком и постукивает и подслушивает» - это народные пословицы. А Распутин говорил так: «Совесть - волна, но какие бы ни были на море волны, они утихнут, а совесть только от доброго дела погаснет». Чтобы достигнуть спасения, нужны «только унижение и любовь - в том и радость заключается». В душевной простоте огромное богатство и залог спасения. «Всегда нужно себя в одежде унижать и считать себя низким, но не на словах, а духом действительно.. .»(22)

Душевная простота должна соединяться еще с одной - важнейшей ценностью Святой Руси - нестяжательством, отсутствием корысти и стремления к приобретательству. «Если не будешь искать корысти нигде и стремиться, как бы утешить, призовешь Господа душевно, - учит Григорий, - то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют, только бы все делать не от гнусной корысти...»

«Житейской, бытовой, хозяйственной основой Святой Руси, придававшей ей общественную устойчивость, служило отношение к труду как добродетели. Труд для русского человека не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, нравственное деяние, богоугодное дело... То, чему учит Григорий, полностью соответствует этим представлениям, причем особенно он возвеличивает крестьянский труд (сам до конца своей жизни не переставал трудиться в своем хозяйстве, хотя имел все возможности этого не делать).. .»(23)

«Систему духовных ценностей Святой Руси венчала и гармонизировала идея царской власти. Образ Царя олицетворял собой Родину, Отечество. «На Родине, - пишет Григорий, - надо любить Родину и в ней поставленного Батюшку Царя - помазанника Божия». Истинное народовластие, по мнению Распутина, заключается в идее царской власти. Царь - наиболее совершенное выражение народного разума, народной совести, народной воли.

Могли ли эти идеи прийтись по вкусу большей части российского образованного общества того времени? Конечно, нет. Отчужденная от народных основ, традиций и идеалов, лишенная национального сознания, значительная часть российской интеллигенции воспринимала духовные ценности Святой Руси как признак реакционности и отсталости, а к ее носителям относилась как к мракобесам, подозревая их в самых ужасных преступлениях и поступках. В отторжении идеалов Святой Руси со стороны отечественной интеллигенции состояла главная трагедия русского общества XX века. Поэтому Григорий Распутин, как духовный и общественный деятель, был исторически обречен».(24)

Друг Царской семьи

В 1903-1904 г.г. Григорий Распутин надумал построить в селе Покровском новый храм. Денег на постройку у него не было. Тогда он решил найти благодетелей и в 1904 г. с одним рублём отбыл в Санкт-Петербург. «По приезде в столицу, усталый и голодный, отправился сразу же в Александро-Невскую Лавру поклониться мощам. На последние пять копеек (которые не тратил даже на еду) заказал сиротский молебен за 3 копейки и свечку за 2 копейки.

Отстояв молебен, воспрянув духом, отправился на приём к ректору духовной Академии, епископу Сергию (ставшему в 1942 г. Патриархом Московским и всея Руси)».(27)

Но здесь Распутина подстерегали искушения. К епископу его не пустила полиция, а когда задними дворами он разыскал швейцара, тот побил его. Но, по-видимому, чувство собственного унижения, как православной добродетели, помогло Григорию. Упав на колени, он рассказал швейцару о цели приезда и упросил его доложить о нём владыке. «Епископ, - вспоминал Распутин, - призвал меня, увидел, и вот мы стали беседовать тогда. Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и прочим, а потом с Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который оказал мне милость, понял и дал денег на храм».(28)

Уже тогда из предосторожности о Распутине наводятся подробные справки. Но сведений, порочащих его, не было.

В 1904-1906 г.г. российская знать весьма благосклонно относилась к Распутину. Многие обращались к нему за духовным советом, многие верили в силу его молитвы. Когда в августе 1906 г. террористами была взорвана дача Председателя Совета министров П.А. Столыпина, то он пригласил Распутина помолиться о здоровье его раненой дочери. С Царской четой сибирский странник познакомился в октябре 1905 г. С самого начала он произвел на царицу глубокое впечатление.

«Для царской семьи Григорий был олицетворением надежд и молитв. Встречи эти были не часты... Распутин рассказывал о жизни и нуждах сибирских крестьян, о святых местах, где ему приходилось бывать. Слушали его очень внимательно и никогда не перебивали. Царь с Царицей делились с ним своими заботами и тревогами, и прежде всего, конечно, постоянной тревогой за жизнь сына и наследника, больного неизлечимой болезнью несворачиваемости крови (гемофилией). Как правило, и он, если не был болен, сидел здесь же и слушал». (30)

Как известно, лучшие доктора зачастую были бессильны чем-либо помочь Цесаревичу Алексею. Но по молитвам Григория Распутина болезнь отступала от наследника Престола. Тому есть множество свидетельств. В частности, дворцовый комендант В. Н. Воейков в своих воспоминаниях писал: «С первого же раза, когда Распутин появился у постели больного Наследника, облегчение последовало немедленно. Всем приближенным царской семьи хорошо известен случай в Спале, когда доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавшему от болей Алексею Николаевичу. Как только по совету А. А. Вырубовой была послана телеграмма Распутину и был получен на нее ответ, боли стали утихать, температура стала падать, и в скором времени Наследник поправился».(30) Этот случай излечения на расстоянии говорит о том, что никаким гипнозом или внушением Распутин не пользовался.

Однажды у Царевича сильно пошла носом кровь. Это случилось в поезде. При гемофилии кровоизлияние могло кончиться смертельным исходом. Рассказывает Вырубова: «С огромными предостережениями перенесли его из поезда. Я видела его, когда он лежал в детской: маленькое восковое лицо, в ноздрях окровавленная вата. Профессор Федоров и доктор Деревенько возились около него, но кровь не унималась. Федоров сказал мне, что он хочет попробовать последнее средство - это достать какую-то железу из морских свинок. Императрица стояла на коленях около кровати, ломая себе голову, что дальше предпринять. Вернувшись домой, я получила от нее записку с приказанием вызвать Григория Ефимовича. Он приехал во дворец и с родителями прошел к Алексею Николаевичу. По их рассказам, он, подойдя к кровати, перекрестил Наследника, сказав родителям, что серьезного ничего нет и им нечего беспокоиться, повернулся и ушел. Кровотечение прекратилось... Доктора говорили, что совершенно не понимают, как это произошло.

Но это - факт».(51)

Распутин ободрял и утешал сына Царя, умел найти слова, которые вселяли в него силу и надежду. «Дорогой мой маленький! - пишет Григорий Царевичу Алексею в ноябре 1913 г., - Посмотри-ка на Боженьку, какие у него раночки. Он одно время терпел, а потом так стал силен и всемогущ - так и ты, дорогой, так и ты будешь весел, а вместе будем жить и погостить...»

Вообще у Распутина складывались теплые, трогательные отношения со всеми царскими детьми. Они тянутся к нему душой, любят беседовать, пишут письма и поздравительные открытки, просят помолиться об успехах в учебе. По совету Григория Царица и ее старшие дочери стали работать сестрами милосердия, помогая раненым воинам.

Распутин был для царской семьи одним из самых близких людей. И это не случайно. Царь и царица были глубоко верующими православными людьми. Но их жизнь проходила в обстановке духовного кризиса в обществе, отказа от национальных традиций и идеалов. Поэтому их сближение с сибирским странником носило собою духовный характер.

«В нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в Распутине настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, по своей житейской интуиции твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие...»(59)

Практически во всех публикациях о Распутине принято говорить о его огромном влиянии на Царя. Причем, дурном влиянии. Конечно, Государь прислушивался к советам Григория Ефимовича и нередко принимал их. Как показывало время, это были правильные, полезные советы. Но тем не менее при решении абсолютного большинства вопросов Царь не ставил в известность ни Распутина, ни Царицу. А когда Николай II советовался с Григорием Ефимовичем, он ни в коей мере не был послушным исполнителем его указаний. Историк С.С. Ольденбург специально проследил, как выполнялись политические советы Распутина, и выяснилось, что по важным вопросам Император принимал свое, отличное от Распутина решение.

Но сложившиеся особые взаимоотношения Распутина с царской семьей были использованы врагами самодержавия. Ложь и клевета обрушились на него, как в свое время на Иоанна Кронштадтского, находившегося в дружеских отношениях с Александром III. Кстати, по мнению Вырубовой, Распутин играл в жизни царской семьи такую же роль, как и святой о. Иоанн Кронштадтский, который в свою очередь почитал Распутина за большого молитвенника. Характерно, что этот русский святой при жизни обвинялся в тех же «преступлениях», что и Распутин: еретичество, стяжательство, корысть и даже разврат.

Григорий Ефимович Распутин был человеком независимым. Не склонял он головы перед сильными мира сего, не подобострастничал. Мог отказаться от встречи с князем или графом и уйти пешком на окраину города к ремесленнику или крестьянину. Высокопоставленные сановники не взлюбили такую независимость «простого мужика». О Григории начали злословить. В организации слухов был замешан дядя Николая II - Великий Князь Николай Николаевич, пытавшийся в свое время использовать влияние Распутина на Царя в своих политических целях, но не нашедший поддержки со стороны сибирского старца, который разгадал в нем двуличного, неискреннего человека. Между ними произошла размолвка, и тогда из дворца Николая Николаевича поползли слухи о распутном поведении Григория. Эти слухи бросали тень на Императрицу. Распутин начинает ощущать давление враждебных сил. «Трудно в миру приобрести спасение, - говорит он, - наипаче в настоящее время. Все следят за тем, кто ищет спасение, как за каким-то разбойником, и все стремятся его осмеять».(33)

После этого начинается прямая фабрикация «дел» против Григория Ефимовича. Одно из них - расследование Тобольской консистории о принадлежности его к секте хлыстов. Примечательно, что начато оно после того, как Распутин в мае 1907 г. на церковном сходе прихожан Покровской церкви предложил пять тысяч рублей на постройку нового л храма. Но клеветники восстали против этого богоугодного дела и настроили людей против Распутина. Вот как с горечью вспоминал он об этом: «Батюшка царь... оказал мне милость, понял меня и дал денег на храм. Я с радостью поехал домой и обратился к священникам о постройке нового храма. Враг же, как ненавистник добрых дел, еще не успел я доехать, всех соблазнил. Я сам оказываю помощь в постройке храма; а они ищут меня в пагубной ереси обвинить и такую чушь порют, даже нельзя высказать и на ум не идет. Вот сколь враг силен яму, копать человеку и добрые дела ни во что ставить; обвиняют меня как поборника самых низких и грязных дел, и архиерей всячески восстает».(33)

Итак, дело о принадлежности Распутина к хлыстам было начато в сентябре 1907 г., закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием 7 мая 1908 г. В нем присутствуют обвинения его в распространении лжеучения и образования общества последователей. Основано оно было на том, что Григория часто посещают различные его почитательницы, которых он обнимает и целует, что в его доме проходят ночные собрания и песнопения по сектантским сборникам. В дело включены даже слухи о «свальном грехе» в бане Распутина. К сожалению, в фабрикации дела участвовали священники Православной Церкви. Известно, что Распутин конфликтовал с некоторыми из них. Поводом для этого было понимание того, что Григорий Ефимович почитал служение Богу высоким призванием и не принимал формального отношения к священническому сану, тем паче он восставал против тех, кто считал Церковь только организацией, дававшей им службу и пропитание. Нередко Григорий публично обличал таких священников. Но при всем этом он относился к сану священнослужителя с почитанием. Так он говорил: «Мы ни к духовенству идем, а в храм Божий! Ну... да нужно подумать - худой, да Батюшка. У нас искушение, а у него и поготову, потому что там у него шурин на балах, а теща-то у него кокетничала, а жена много денег на платье извела, и гостей-то у него предстоит много к завтраку. А все же почитать нужно его! Он есть Батюшка - наш молитвенник».(36)

Но все-таки главной, направляющей силой в фабрикации этого дела был, по мнению О. Платонова, внимательно изучившего все обстоятельства, вел. князь Николай Николаевич. И сфабриковано оно было на измышлениях, слухах, домыслах. Не случайно в заключении следствия сказано, что утверждать принадлежность Распутина и его почитателей к хлыстовству нельзя. Видимо, сознавая несостоятельность дела, сами «создатели» не решились дать ему ход, да и вообще никто не опубликовал его, а лишь делались намеки, что оно существует. Но, благодаря тому, что оно было заведено, о Распутине стали активно распускаться самые грязные слухи. Этому способствовали многие органы печати. Словно сговорившись, они начали клеветническую кампанию против сибирского старца. Изучение О. Платоновым источников и архивных данных позволило выяснить организаторов и активных участников распространения клеветы. Ими являлись весьма высокопоставленные лица: Гучков, Львов, Чхеидзе, Некрасов, Амфитеатров, Джунковский, Маклаков, Керенский, Дм. Рубинштейн, Арон Симанович. Что же объединяло этих людей? Согласно документам недавно рассекреченного учреждения -Особого архива, все эти люди являлись членами масонской организации. Благодаря изучению материалов Особого архива, О. Платонов установил, что именно перед началом организованной травли Распутина в Брюсселе на Всемирной ассамблее этой организации вырабатывается идея расшатывания императорской власти путем организованной кампании против Распутина. Об этом же свидетельствуют воспоминания современников, в частности, председателя Государственной Думы М. В. Родзянко.

На участии масонов в антиимператорском заговоре с целью свержения самодержавия и разрушения национальной православной России следует остановиться подробнее, ибо до сих пор этот вопрос исследователи или игнорируют, или иронизируют над ним. Тем не менее факты говорят сами за себя. Итак, по документам рассекреченных архивов О. Платоновым установлено: «К началу 1917г. масонские ложи были практически во всех крупных городах России... Но главное было не в географическом охвате, а в проникновении представителей масонства во все жизненно важные государственные, политические и общественные центры страны...

Масонами были Великие Князья Николай Михайлович и Александр Михайлович, постоянно сотрудничали с масонами Николай Николаевич и Дмитрий Павлович. Масоном был генерал Мосолов, начальник канцелярии министра Царского Двора.

Среди царских министров и их заместителей было, по крайней мере, восемь членов масонских лож - Поливанов (военный министр), Наумов (министр земледелия), Кутлер и Барк (министерство финансов), Джунковский и Урусов (министерство внутренних дел), Федоров (министерство промышленности и торговли).

В Государственном Совете сидели масоны Гучков, Ковалевский, Меллер-Закомельский, Гурно и Поливанов.

Измена проникла и в военное ведомство, главой которого был уже дважды упомянутый нами масон Поливанов. В масонских ложах числились начальник Генштаба России Алексеев, представители высшего генералитета - генералы Рузский, Гурко, Крымов, Кузьмин-Караваев, Теплов, адмирал Вердеревский, и офицерства - Самарин, Головин, Полков-* никое, Маниковский.

Членами масонских лож были многие царские дипломаты - Гулькевич, фон Мекк (Швеция), Стахович (Испания), Лоплевский-Козелл (Румыния), Кондауров, Панченко, Нольде (Франция), Мандельштам (Швейцария), Лорис-Медиков (Швеция, Норвегия), Кудашев (Китай), Щербацкий (Латинская Америка), Забелло (Италия), Иславин (Черногория).

Во главе городской администрации Москвы почти бессменно стояли масоны - городские головы Гучков Н. И. (брат Гучкова А. И.), Астров, Челноков. Масонство проникло и в предпринимательскую среду в лице братьев Рябушинских и Коновалова. (Мы уже не говорим о том, что под контролем масонских лож находилась большая часть средств массовой информации и издательств, в частности газеты - «Россия», «Утро России», «Биржевые ведомости», «Русские ведомости», «Голос Москвы»).

Российское масонство действовало по функциям из-за рубежа. Многие члены масонских лож были связаны клятвой с Великим Востоком Франции... Главной целью масонских лож в России было свержение государственного строя и разрушение Православной церкви...

Масонские ложи всеми возможными путями провоцировали антиправительственные выступления, поддерживали деятельность враждебных Русскому государству сил, готовили заговоры против Царя, Царицы и близких к ним лиц... Организованная травля Распутина стала первым самым крупным делом масонов после первой антирусской революции 1905 г. ..»(79-82)

Клеветническая кампания против Григория Ефимовича велась подло, с попранием всех морально-нравственных норм, и это не считалось у масонов противоестественным, ибо по своему уставу они имеют право на клевету, ложь, фальсификацию и даже преступление ради интересов своей тайной организации. Впрочем именно преступлением и закончилась антираспутинская деятельность масонов…

Все чаще и чаще приходится слышать о "мученике за Христа и за царя, человеке Божии Григории, молитвеннике за святую Русь и ея пресветлого отрока". Создается впечатление, что кто-то усиленно пытается ввести в сонм святых человека, который абсолютно этому сонму не причастен. Для того, кто беспристрастно читает воспоминания современников о Г.Е.Распутине, мифы о его святости выглядят просто нелепыми. Можно отмахнуться от негативных фактов по поводу "старца", но тогда придется быть последовательным и обвинить во лжи достойных уважения людей, многие из которых не мифически, а реально являются святыми, прославленными нашей Церковью.

***

Приведем некоторые воспоминания о Распутине: "На приеме у Государя Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко показывал Императору подлинники писем к Родзянко женщин, так или иначе совращенных Распутиным... письмо о мерзостях и поведении Распутина во время его приездов домой от одного из местных священников, говорил о преследовании иерархов, выступавших против Распутина, обращал внимание Государя на известную фотографию "Друга" в подряснике и с наперсным иерейским крестом на золотой цепочке (интересно, как это "святой" дерзнул без принятия священнического сана надевать на себя священнический крест?), указывал на хлыстовство Распутина".

Известно, кстати, что настоящие святые признавали себя недостойными высокого священнического служения, и никто из них никогда и не помышлял о том, чтобы самовольно надевать на себя священнические одежды.

О хлыстовстве Распутина тоже идет много споров. "Занимался Распутиным и известный миссионер В.М.Скворцов. После революции, будучи профессором богословия в Сараево, Скворцов "убежденно и решительно" говорил приятелю-эмигранту: "Распутин был, несомненно, хлыстом, с молодых еще лет. И сектантские навыки сохранял до конца своей жизни".

"Один из крупнейших знатоков русского раскола Алексей Пругавин... колебался, но вынужден был признать принадлежность Распутина к секте. В хлыстовстве Распутина был уверен и Михаил Новоселов (правый издатель и профессор-филолог), пытавшийся опубликовать на эту тему брошюру "Григорий Распутин и мистическое распутство". (На эту книгу очень надеялась святая преподобномученица Елизавета Федоровна. – Автор.) Рукопись книги была конфискована в типографии в 1912 г."

Ко всему прочему "собственная дочь Распутина, Матрона, уже на пороге смерти призналась, что ее отец был хлыстом, и описала радения во всей их "красе"".

Вообще в списке недругов Распутина много людей, которые были известны своей любовью к православию и Отечеству. Эти люди предупреждали всех о том, что Г.Е.Распутин совсем не тот старец-странник, за которого себя выдает. К таким людям относились: архимандрит Феофан (Быстров), бывший духовником царской семьи (до того момента, пока не стал открыто выражать свое негативное отношение к Распутину); епископ Саратовский Гермоген (Долганов, за обличения Распутина снят с кафедры и сослан в монастырь; новомученик), сестра императрицы преподобномученица Елизавета Федоровна; св. праведный Иоанн Кронштадтский; архиепископ Никон (Рождественский); священномученик Владимир митрополит Киевский (переведенный из столичного града в Киев опять же за то, что не скрывал своего отношения к Распутину); митрополит Петербургский Антоний (Вадковский); преподобный Алексей (Соколов), зосимовский старец; блаженная Пашенька Саровская. С последней связан знаменательный эпизод: "В эти годы многие приезжали в Саров и Дивеево. Приезжал Распутин со свитой – молодыми фрейлинами. Сам он не решился войти к Прасковье Ивановне и простоял на крыльце, а когда фрейлины вошли, то Прасковья Ивановна бросилась за ними с палкой, ругаясь: "Жеребца вам стоялого". Они только каблуками застучали".

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седьмиезерной пустыни, просиявший подвижническим житием, несомненно имевший дар прозорливости, очень резко высказывался о Распутине. В книге епископа Варнавы (Беляева) "Тернистым путем к небу" описывается такой случай. "Прихожу к Алексею-затворнику, тот в заметном волнении: "Представьте себе, что отец Гавриил Великой Княгине (прмч. Елизавете Федоровне. – Автор) сказал. Она спрашивала его про Распутина. И что же он сказал?! "Убить его, что паука: сорок грехов простится..."".

Интересно заметить, что поклонники Г.Е. Распутина говорят, что "старца" признавал праведный Иоанн Кронштадтский. Матрона, дочь Распутина, пишет, что праведный Иоанн Кронштадтский почувствовал "пламенную молитву и искру Божию в отце", а позднее назвал его "истинным старцем". Но почему-то в дневниках самого о. Иоанна таких воспоминаний не встречается. Однако воспоминания других лиц об их встрече есть. Священномученик протоиерей Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, в газете "Петербургский курьер" за 2 июля 1914 года описывает эту встречу так: "О.Иоанн спросил старца: "Как твоя фамилия?" И когда последний ответил: "Распутин", сказал: "Смотри, по фамилии твоей и будет тебе"". По этому свидетельству весьма трудно сделать выводы, что о.Иоанн почувствовал у Распутина "искру Божию и пламенную молитву". Интересным является еще одно свидетельство, на наш взгляд, несколько проясняющее действительные отношения между о.Иоанном Кронштадтским и Г.Е.Распутиным. У праведного о.Иоанна был ученик протоиерей Роман Медведь (кстати, прославленный в лике святых новомучеников), ничего не предпринимавший без его благословения. Святой исповедник о.Роман очень негативно относился к Распутину и "предупреждал против сближения с этим человеком владыку Сергия (Старогородского) и архимандрита Феофана (Быстрова)". Думается, что человек, постоянно советовавшийся с о.Иоанном, непременно спрашивал у святого и о Распутине. И если бы о.Иоанн считал Г.Е.Распутина истинным духоносным старцем, то, вероятнее всего, суждения об этом человеке столь близкого его духовного сына и послушника, каковым являлся исповедник о.Роман, не были бы столь категоричны.

Сам Распутин, вероятно, был очень высокого мнения о своих понятиях в духовной жизни. Свою книгу он называет не как-нибудь, а "Житие опытного странника". Ну, а поскольку он странник опытный, то позволяет себе такие высказывания о настоящем праведнике, которого почитала вся Россия: "Распутин... отозвался об отце Иоанне Кронштадтском... что последний – святой, но неопытен и без рассуждения, как дитя... Так впоследствии стало уменьшаться влияние отца Иоанна при дворе". Очень интересным было понятие "святого старца" о грехе и о величайшем из церковных таинств – Святой Евхаристии. В.А.Жуковская вспоминает слова самого "старца". ""Я тебе все как есть докажу. Понимаешь? До тридцати годов грешить можно, а там надо к Богу оборотиться, а как научишься мысли к Богу отдавать, опять можно им грешить (он сделал неприличный жест), только где-то тогда будет особый – но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой, понимаешь? Все можно, ты не верь попам, они глупы, всей тайны не знают, я тебе всю правду докажу. Грех на то и дан, штоб раскаяться, а покаяние – душе радость, телу сила, понимаешь? Знаешь што, поговей на первой неделе, что придет?" "Зачем?" – спросила я. <...> "Грех понимать надо. Вот попы – они ни... в грехе не понимают. А грех само в жизни главное" (выд. сост.). "Почему главное?" – переспросила я, недоумевая. Распутин прищурился: "Хошь знать, так грех только тому, кто его ищет, а если скрозь него идти и мысли у Бога держать, нет тебе ни в чем греха, понимаешь? А без греха жизни нет, потому покаяния нет, а покаяния нет – радости нет. Хошь я тебе грех покажу? Поговей вот на первой неделе, что придет, и приходи ко мне после причастия, когда рай-то у тебя в душе будет. Вот я грех-то тебе и покажу. На ногах не стоишь! <...> Я тебе тоже сказал: пойди поговей и приходи ко мне чистенька. Почему не причастилась да не пришла?" "Ну что же было бы?" – спросила я. Он прищурился: "Взял бы я тебя, вот што! Ух и хорошо чистеньку!" – он скрипнул зубами". Тут даже сказать нечего. Призывать человека после причастия ("когда у тебя рай в душе") к смертному греху – это просто беснование какое-то. Как, интересно, почитатели "старца" прокомментируют это свидетельство? Скорее всего, поступят, как поступают обычно, скажут, что эти архивные свидетельства – клевета врагов Отечества.

Григорий Распутин – известная и неоднозначная личность в отечественной истории, споры о которой ведутся уже целое столетие. Его жизнь наполнена массой необъяснимых событий и фактов, связанных с приближенностью к семье императора и влиянием на судьбу Русской империи. Одни историки считают его безнравственным шарлатаном и мошенником, а другие уверены, что Распутин был настоящим провидцем и целителем, что позволило ему приобрести влияние на царскую семью.

Родился Распутин Григорий Ефимович 21 января 1869 года в семье простого крестьянина Ефима Яковлевича и Анны Васильевны, проживавших в селе Покровское Тобольской губернии. На следующий день после рождения мальчика крестили в церкви с именем Григорий, что означает «бодрствующий».

Гриша стал четвертым и единственно выжившим ребенком у родителей – его старшие братья и сестры умирали еще в младенчестве из-за слабого здоровья. При этом он также с самого рождения был слабеньким, поэтому не мог вдоволь играть со сверстниками, что и стало причиной его замкнутости и тяги к уединению. Именно в раннем детстве Распутин ощутил привязанность к Богу и религии.


При этом он старался помогать отцу пасти скот, ходить в извоз, убирать урожай и участвовать в любых земледельческих работах. Школы в Покровском селе не было, поэтому рос Григорий безграмотным, как и все односельчане, но выделялся среди других своей болезненностью, за что его считали ущербным.

В 14 лет Распутин серьезно заболел и был почти при смерти, но внезапно его состояние стало улучшаться, что, по его словам, случилось благодаря Матери Божьей, исцелившей его. С того момента Григорий стал глубоко познавать Евангелие и, не умея даже читать, смог заучить тексты молитв наизусть. В тот период у крестьянского сына проснулся дар прозорливости, уготовивший ему впоследствии драматичную судьбу.


Монах Григорий Распутин

В 18 лет Григорий Распутин совершил первое паломничество в Верхотурский монастырь, но решил не брать монашеский обет, а продолжить странствование по святым местам мира, дойдя до греческой горы Афон и Иерусалима. Тогда ему удалось завязать контакты со многими монахами, странниками и представителями духовенства, что в будущем историки связали с политическим смыслом его деятельности.

Царская семья

Биография Григория Распутина изменила свое направление в 1903 году, когда он прибыл в Петербург, и перед ним открылись дворцовые двери. В самом начале своего приезда в столицу Российской империи «опытный странник» не имел даже средств к существованию, поэтому обратился к ректору духовной академии епископу Сергию за помощью. Он познакомил его с духовником царской семьи архиепископом Феофаном, уже наслышанном к тому времени о пророческом даре Распутина, легенды о котором ходили по всей стране.


С императором Николаем II Григорий Ефимович познакомился в тяжелое для России время. Тогда страну охватили политические забастовки, революционные движения, направленные на свержение царской власти. Именно в тот период простому сибирскому крестьянину удалось произвести на царя мощное впечатление, вызвавшее желание у Николая Второго часами беседовать со странником-провидцем.

Таким образом «старец» приобрел колоссальное влияние на императорскую семью, в особенности, на . Историки уверены, что сближение Распутина с императорской семьей произошло благодаря помощи Григория в лечении сына и наследника престола Алексея, больного гемофилией, перед которой в те времена была бессильна традиционная медицина.


Существует версия, что Григорий Распутин был для царя не только целителем, но и главным советником, так как имел дар прозорливости. «Божий человек», как называли крестьянина в царской семье, умел заглядывать в душу людей, раскрывать императору Николаю все помыслы ближайших царевых приближенных, которые получали высокие посты при Дворе только после согласования с Распутиным.

Кроме этого Григорий Ефимович участвовал во всех государственных делах, стараясь предохранить Россию от мировой войны, которая, по его убеждению, принесла бы народу неисчислимые страдания, всеобщее недовольство и революцию. Это не входило в планы разжигателей мировой войны, которые устроили заговор против провидца, направленный на устранение Распутина.

Заговор и убийство

Прежде чем совершить убийство Григория Распутина, противники пытались уничтожить его духовно. Его обвиняли в хлыстовстве, колдовстве, пьянстве, развратном поведении. Но Николай II не желал принимать во внимание никаких доводов, так как свято верил старцу и продолжал все государственные тайны обсуждать с ним.


Поэтому в 1914 году возник «антираспутинский» заговор, инициаторами которого стали князь , великий князь Николай Николаевич младший, который позже стал главнокомандующим всеми военными силами Российской империи в период Первой мировой войны, и Владимир Пуришкевич, являвшийся в то время действительным статским советником.

С первого раза убить Григория Распутина не удалось – он был тяжело ранен в селе Покровском Хионией Гусевой. В тот период, пока он находился на грани между жизнью и смертью, Николай II принял решение участвовать в войне и объявил мобилизацию. При этом он продолжал советоваться с выздоравливающим провидцем о правильности своих военных действий, что снова не входило в планы царских недоброжелателей.


Поэтому было принято решение довести заговор против Распутина до конца. 29 декабря (по новому стилю) 1916 года старца пригласили во Дворец князя Юсупова для встречи с известной красавицей, княжьей женой Ириной, нуждавшейся в знахарской помощи Григория Ефимовича. Там его стали угощать отравленной ядом едой и напитками, но цианистый калий не убил Распутина, что заставило заговорщиков застрелить его.

После нескольких выстрелов в спину старец продолжал бороться за жизнь и даже смог выбежать на улицу, пытаясь скрыться от убийц. После непродолжительной погони, сопровождавшейся стрельбой, целитель упал на землю и был подвержен жестокому избиению преследователями. Затем измученного и забитого старца связали и бросили с Петровского моста в Неву. По данным историков, оказавшись в ледяной воде, Распутин умер только через несколько часов.


Николай II поручил расследование убийства Григория Распутина директору Департамента полиции Алексею Васильеву, который вышел на «след» убийц знахаря. Через 2,5 месяца после смерти старца император Николай Второй был свергнут с престола, а глава нового Временного правительства приказал поспешно прекратить следствие по делу Распутина.

Личная жизнь

Личная жизнь Григория Распутина также таинственна, как и его судьба. Известно, что еще в 1900 году во время паломничества по святым местам мира он женился на такой же как он крестьянке-паломнице Прасковье Дубровиной, ставшей его единственной спутницей жизни. В семье Распутиных родилось трое детей – Матрена, Варвара и Дмитрий.


После убийства Григория Распутина жена и дети старца подверглись репрессиям со стороны советской власти. Их считали в стране «злостными элементами», поэтому в 1930-е года все крестьянское хозяйство и дом сына Распутина были национализированы, а родственники знахаря были арестованы органами НКВД и высланы в спецпоселения на Север, после чего их след полностью потерялся. Вырваться из рук советской власти удалось лишь дочери , которая после революции эмигрировала во Францию, а после переехала в США.

Предсказания Григория Распутина

Несмотря на то, что советская власть считала старца шарлатаном, предсказания Григория Распутина, оставленные им на 11-ти страницах, после его смерти тщательно скрывались от общественности. В своем «завещании» Николаю Второму провидец указывал на совершение в стране нескольких революционных переворотов и предупреждал царя об убийстве всей императорской семьи по «заказу» новых властей.


Также Распутин предсказывал создание СССР и его неизбежный распад. Старец предугадал, что Россия победит Германию во Второй мировой войне и станет великой державой. При этом он предвидел терроризм в начале XXI века, который начнет процветать на Западе.


В своих предсказаниях Григорий Ефимович не обошел вниманием и проблемы ислама, четко указав на то, что в ряде стран образуется исламский фундаментализм, который в современном мире именуют ваххабизмом. Распутин утверждал, что в конце первого десятилетия 21 века власть на Востоке, а именно в Ираке, Саудовской Аравии и Кувейте, будет захвачена исламскими фундаменталистами, которые объявят США «джихад».


После этого, согласно предсказаниям Распутина, возникнет серьезный военный конфликт, который продлится 7 лет и станет последним в истории человечества. Правда, Распутин предрек во время этого конфликта одно большое сражение, во время которого с обеих сторон погибнет не менее, чем по миллиону человек.

Григорий Распутин является одной из самых загадочных и мистических личностей в русской . Одни считают его пророком, который был способен спасти от революции, а другие обвиняют в шарлатанстве и безнравственности.

Он родился в глухой крестьянской деревне, а последние годы жизни провел в окружении царской семьи, которая боготворила его и считала святым человеком.

Предлагаем вашему вниманию главные события его , а также самые интересные факты из его жизни.

Краткая биография Распутина

Григорий Ефимович Распутин родился 21 января 1869 г. в селе Покровское Тобольской губернии. Он рос в простой семье и собственными глазами видел все тяжести и горести крестьянской жизни.

Его мать звали Анной Васильевной, а отца Ефимом Яковлевичем, – он работал ямщиком.

Детство и юность

Биография Распутина была отмечена с самого рождения, ведь маленький Гриша был у родителей единственным ребенком, которому удалось выжить. До него в семье Распутиных родилось трое детей, однако все они умерли еще в младенчестве.

Григорий вел достаточно уединенный образ жизни и мало общался со сверстниками. Причиной тому было слабое здоровье, из-за которого его дразнили и избегали с ним общения.

Еще будучи ребенком Распутин начал проявлять живой интерес к религии, которая будет сопровождать его на протяжении всей биографии.

С раннего детства ему нравилось быть рядом с отцом и помогать ему по хозяйству.

Поскольку в селе в котором рос Распутин не было школы, Гриша не получил никакого образования, впрочем, как и другие дети.

Однажды в 14-летнем возрасте он настолько сильно заболел, что был близок к смерти. Но вдруг, каким-то чудесным образом состояние его здоровья улучшилось, и он полностью выздоровел.

Мальчику показалось, что своим исцелением он обязан Божьей Матери. Именно с этого момента своей биографии, юноша начал разными способами изучать Священное Писание и заучивать молитвы.

Паломничество

Вскоре подросток обнаружил у себя пророческий дар, который в будущем сделает его знаменитым и кардинально повлияет как на его собственную жизнь, так и во многом на жизнь Российской империи.

По исполнении 18 лет, Григорий Распутин решает совершить паломничество в Верхотурский монастырь. Затем он, не останавливаясь, продолжает свои скитания, в результате чего посещает Афон в Греции, и Иерусалим.

В этот период биографии Распутин знакомится с разными монахами и представителями духовенства.

Царская семья и Распутин

Жизнь Григория Распутина коренным образом изменилась, когда в 35 лет он посетил .

Вначале он испытывал серьезные финансовые трудности. Но поскольку во время странствий ему удалось познакомиться с разными духовными деятелями, Григорию была оказана поддержка по линии церкви.

Так, епископ Сергий не только помог ему материально, но и познакомил его с архиепископом Феофаном, который был духовником царской семьи. На тот момент времени многие уже были наслышаны о прозорливом даре необычного странника по имени Григорий.

В начале 20-го века Россия переживала не самые лучшие времена. В государстве в одном месте за другим происходили забастовки крестьян, сопровождавшиеся попытками свержения действующей власти.

Ко всему этому прибавилась русско-японская война, закончившаяся , который стал возможен благодаря особым дипломатическим качествам .

Именно в этот период Распутин знакомится с и производит на него сильное впечатление. Это событие становится поворотным пунктом в биографии Григория Распутина.

Уже скоро император сам ищет случая поговорить со странником на разные темы. Когда Григорий Ефимович познакомился с императрицей Александрой Федоровной, он расположил ее к себе еще больше, чем ее царственного мужа.

Стоит заметить, что такие близкие отношения с царской семьей объяснялись еще и тем, что Распутин участвовал в лечении их сына Алексея, болевшего гемофилией.

Доктора не могли ничем помочь несчастному мальчику, а вот старцу каким-то чудесным образом удавалось его лечить и благотворно влиять на него. Из-за этого императрица боготворила и всячески защищала своего «спасителя», считая его человеком, ниспосланным свыше.

Это и немудрено, ведь как еще может отреагировать мать на ситуацию, когда ее единственный сын жестоко мучается от приступов болезни, а врачи ничего не могут сделать. Стоило же дивному старцу взять на руки больного Алексея, как он тут же затихал.


Царская семья и Распутин

По мнению историков и биографов царя, Николай 2 неоднократно советовался с Распутиным по разным политическим вопросам. Об этом знали многие представители власти, в связи с чем Распутина просто ненавидели.

Ведь ни один министр или советник не мог повлиять на мнение императора так, как это удавалось безграмотному мужику, пришедшему из глубинки.

Таким образом, Григорий Распутин принимал участие во всех государственных делах. Стоит также заметить, что в этот период своей биографии он делал все возможное, чтобы Россия не была втянута в Первую мировую войну.

Вследствие этого он нажил себе немало могущественных врагов из числа чиновников и дворянства.

Заговор и убийство Распутина

Итак, против Распутина был составлен заговор. Изначально его хотели политически уничтожить посредством различных обвинений.

Его обвиняли в бесконечном пьянстве, распутном поведении, магии и других грехах. Однако императорская чета не воспринимала эту информацию серьезно и продолжала ему всецело доверять.

Когда эта идея не увенчалось успехом, его решили уничтожить буквально. В заговоре против Распутина участвовали князь Феликс Юсупов, Великий князь Николай Николаевич младший и Владимир Пуришкевич, занимавший пост статского советника.

Первая неудачная попытка убийства была предпринята Хионией Гусевой. Женщина ножом проткнула Распутину живот, но тот все же выжил, хотя рана была действительно серьезной.

В тот момент, когда он лежал в больнице, император принял решение участвовать в военном конфликте. Однако Николай 2 по-прежнему полностью доверял «своему другу» и советовался с ним в правильности тех или иных действий. Это еще больше возбуждало ненависть у противников царя.

С каждым днем ситуация накалялась, и группа заговорщиков решила во что бы то ни стало убить Григория Распутина. 29 декабря 1916 г. они пригласили его во дворец князя Юсупова, под предлогом знакомства с одной красавицей, искавшей с ним встречи.

Старца провели в подвал, заверив, что сейчас к ним присоединится и сама дама. Распутин ничего не подозревая спокойно спустился вниз. Там он увидел накрытый стол с изысканными угощениями и его любимым вином – мадерой.

В ожидании ему предложили отведать пирожных, которые были предварительно отравлены цианистым калием. Однако после того как он их съел, по каким-то непонятным причинам яд не оказал никакого воздействия.

Это навело сверхъестественный ужас на заговорщиков. Время же было крайне ограничено, поэтому в результате недолгих рассуждений они решили застрелить Распутина из пистолета.

В него было совершено несколько выстрелов в спину, но и на этот раз он не умер, и даже смог выбежать на улицу. Там в него стреляли еще несколько раз, после чего убийцы начали избивать его руками и ногами.

Затем тело убитого завернули в ковер и выбросили в реку. Ниже вы можете посмотреть тело Распутина, извлеченное из реки.



Интересен факт, что медицинская экспертиза доказала, что даже будучи в ледяной воде, после отравленных пирожных и множества выстрелов в упор Распутин еще несколько часов был жив.

Личная жизнь Распутина

Личная жизнь Григория Распутина, как, собственно, и вся его биография, окутана множеством тайн. Достоверно известно лишь то, что его супругой была некая Прасковья Дубровина, родившая ему дочерей Матрену и Варвару, а также сына Дмитрия.


Распутин со своими детьми

В 30-е годы 20 века советская власть арестовала их и выслала в специальные поселения на Севере. Их дальнейшая судьба неизвестна, кроме Матрены, которой в будущем удалось сбежать во Францию.

Предсказания Григория Распутина

В конце жизни Распутин сделал несколько предсказаний о судьбе императора Николая II и о будущем России. В них он пророчил, что Россию ждет несколько революций и что император со всей его семьей будут убиты.

В дополнение к этому старец предвидел создание Советского Союза и его последующий распад. Также Распутин предрек России победу над Германией в великой войне и превращении ее в могущественное государство.

Говорил он и о наших днях. Например, Распутин утверждал, что начало 21 века будет сопровождаться терроризмом, который начнет процветать на Западе.

Еще он пророчествовал о том, что в будущем будет образован исламский фундаментализм, известный сегодня как ваххабизм.

Фото Распутина

Вдова Григория Распутина Параскева Феодоровна с сыном Дмитрием и его женой. Сзади стоит домработница.
Точное воссоздание места убийства Григория Распутина
Убийцы Распутина (слева направо): Дмитрий Романов, Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич

Если вам понравилась краткая биография Григория Распутина – поделитесь ею с друзьями.

Если же вам вообще нравятся биографии и – подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. С нами всегда интересно.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.