Опыт работы старшего воспитателя детского сада. интеграция фэмп в разных образовательных областях

Городской семинар для воспитателей ДОО и учителей начальных классов СШ по теме: «Реализация Концепции развития математического образования в РФ: детский сад – школа»

подготовила старший воспитатель: Гриценко Ирина Анатольевна

(слайд 1)

Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.

(слайд 2)

Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.

(слайд 3)

Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.

(слайд 4)

Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: (слайд)

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.

(слайд 5)

(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных (слайд 6) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) . (слайд 7)

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных (слайд 8) свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

(слайд 9)

Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. (слайд 10) Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, (слайд 11) где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. (слайд 12- 2р) Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: (слайд 13) «Подпрыгнуть на одной ноге» , «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой» , (слайд 14) «Занять домик определенного цвета или формы» ). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают. (слайд 15)

Используются в режимных моментах подвижные игры математического содержания «Попади в круг» , «Найди себе пару» , «Классы» , (слайд 16) «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами» , «Чья команда забросит больше мячей в корзину» . (слайд 17)

(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений (слайд 18) непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие» , где основной задачей является развитие математического словаря у детей. (слайд 19 - 2р) В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.

(слайд 20) Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения («много» , «один» , «ни одного» , «столько - сколько» , «поровну» , «больше» , «меньше» ) (слайд 21) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;

На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже» , «выше - ниже» , «толще - тоньше» ) ; (слайд 23) отличать изменения общего объема («больше - меньше» , «большой - маленький» ) ; находить более сложные ориентировки в величине предметов (слайд 24) («высокий» , «ниже» , «самый низкий» ) ; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг» , «квадрат» , «треугольник» ) , (слайд 25) а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро» , «день» , «вечер» , «ночь» , «сегодня» , «завтра» , «быстро» , «медленно» ; названия дней недели, месяцев) .

(слайд 26)

Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; (слайд 27) это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

(слайд 28)

Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. (слайд 29) В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок» , «Теремок» , «Репка» , «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.

(слайд 30)

В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.

(слайд 31)

Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, (слайд 32)

осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (например, (слайд 33)

«пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик» , «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры» .)

(слайд 34)

Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. (слайд 35) Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, (слайд 36) форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. (слайд 37) При проведении рисования растений, природы, (слайд 38-2р) отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить объект (слайд 39) (вверху, внизу, справа, слева, (слайд 40) в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.)

(слайд 41-2р)

На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.

Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т.п) . (слайд 42-2р) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве. (игра «Найди свой листик» , «Веселый круг» , игра-танец «Мы вместе» и т.п.) .

Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

(слайд 43)

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. (слайд 44) Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. (слайд 45)

Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (слайд 46) (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.) .

В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина» , «Геоконт» , различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47) («Геометрическое лото» , «Назови соседей» , «Цифры» и др.)

При знакомстве детей с весами знакомим (слайд 48) с измерением массы предмета. Рассказываем какие бывают часы: (слайд 49-2р) (солнечные, цифровые, электронные и т. д.) Полученные знания использут в сюжетно – ролевых играх «Магазин» , «Повар» , «Учитель» (продавец взвешивал товар) (слайд 50)

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности (слайд 51) ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, (слайд 52-2р) и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.

(слайд 53)

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, (слайд 54) когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. (слайд 55) Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. (слайд 56-2р)

(слайд 57)

Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому мы внедряем (слайд 58-2р) новые технологии в свою работу и используем мультимедийное оборудование - как наглядный материл.

(слайд 59-2р)

Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. (слайд 60)

Исх. 38/03 от 22.08.18

В целях формирования компетенций руководителей, педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО») объявляет набор слушателей на программу повышения квалификации:

Формирование элементарных математических представлений, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, используя инновационную парциальную программу «Веселый день дошкольника»

Объем программы повышения квалификации: 36 академических часов

Форма обучения: заочная

ВНИМАНИЕ! По запросу может быть сформирована группа очного обучения в г.Москве или в регионе проживания обучающихся

Требования к слушателям: высшее образование/среднее профессиональное образование.

Данная программа предполагает знакомство с практической методикой использования инновационного подхода для решения традиционных задач математического образования на основе специально созданных дидактических образовательных детских песен для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа будет полезна практикам и применима при реализации любой образовательной программы дошкольной образовательной организации (ДОУ).

В программу включены следующие модули:

1. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»: методология, структура программы, методика ее реализации и содержание учебно-методических комплектов для детей и педагогов, возможности встраивания программы в основную образовательную программу ДОУ.

Учебный модуль выявляет возможности использования парциальной программы для формирования основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Формирование у детей дошкольного возраста математических представлений с использованием специально созданных образовательных пособий на примере комплектов «Разноцветные песни», «Фигуры», «Цифры»:

Математического образования детей дошкольного возраста: цвет, форма, количество и счет;

Сенсорное развитие: формирование представлений о цвете;

Развитие пространственного мышления дошкольников;

Формирование геометрических представлений;

Формирование представлений о числе и счетных операций.

Учебный модуль раскрывает технологии использования оригинального музыкального дидактического материала при изучении важнейших тем, которые включены во все программы математического образования детей дошкольного возраста.

3. Возрастные психологические особенности дошкольника: возрастные психологические особенности и специфика коммуникации с детьми различных возрастных групп

Учебный модуль раскрывает возрастные психологические особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и учит педагогов эффективной коммуникации с детьми в каждой возрастной группе и особенностям управления детским коллективом в целях реализации поставленных педагогических задач.

С.С.Коренблит – руководитель проекта «Веселый день дошкольника», композитор, музыкант, автор Концепции парциальной программы и всероссийского образовательного проекта «ВеДеДо», а также музыки и аранжировок песенного музыкального материала.

Е.В.Соловьева – психолог, кандидат педагогических наук, доцент; автор книг и статей по методике дошкольного образования и возрастной психологии, развивающих книг и пособий для детей; соавтор ПП «Веселый день дошкольника» и УМК для детей и педагогов

Участники получают удостоверение о повышении квалификации государственного образовательного учреждения установленного образца объемом 36 ак.часов

Стоимость участия составляет 8 550 руб. (НДС не облагается)

Набор на обучение ведется постоянно: подаете заявку, оплачиваете и приступаете к обучению!

Для оформления заявки на обучение необходимо на сайте ИРДПО в разделе

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель математического развития дошкольников

Всестороннее развитие личности ребенка.

Подготовка к успешному обучению в школе.

Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Принципы обучения математике

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Коррекционная направленность и др.

Особенности практического метода:

Выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

Широкое использование дидактического материала;

Возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;



Выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

Использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

Демонстрационный и раздаточный;

Сюжетный и бессюжетный;

Объемный и плоскостной;

Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

Фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

Новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

По мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

Одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

Новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

Требования к самодельному наглядному материалу:

Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

Эстетичность;

Реальность;

Разнообразие;

Однородность;

Прочность;

Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.);

Достаточное количество...

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

Требования к речи воспитателя:

Эмоциональная;

Грамотная;

Доступная;

Достаточно громкая;

Приветливая;

В младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

В старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

Грамотная;

Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

С нужными математическими терминами;

Достаточно громкая...

Приемы ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

Точность, конкретность, лаконизм;

Логическая последовательность;

Разнообразие формулировок;

Небольшое, но достаточное количество;

Избегать подсказывающих вопросов;

Умело пользоваться дополнительными вопросами;

Давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

Краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

На поставленный вопрос;

Самостоятельные и осознанные;

Точные, ясные;

Достаточно громкие;

Грамматически правильные...

Лекция № 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ В ДОУ

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия.

2. Ход занятия.

3. Итог занятия.

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

Если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

Вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5. Используется разнообразный наглядный материал.

6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Интеграция формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)


в разных образовательных областях
(слайд 1)
Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.
(слайд 2)
Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.


Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.
(слайд 3)
Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.
(слайд 4)
Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: (слайд)
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.
(слайд 5)


(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных (слайд 6) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). (слайд 7)
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных (слайд 8) свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
(слайд 9)
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. (слайд 10) Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, (слайд 11) где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. (слайд 12- 2р) Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения: (слайд 13) «Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», (слайд 14) «Занять домик определенного цвета или формы»). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают. (слайд 15)


(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений (слайд 18) непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. (слайд 19 - 2р) В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.
(слайд 20) Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения (слайд 21) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;
На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления; (слайд 23) отличать изменения общего объема; находить более сложные ориентировки в величине предметов(слайд 24) ; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры, (слайд 25) а так же пространственные отношения и временные обозначения.
(слайд 26)
Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; (слайд 27) это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
(слайд 28)
Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. (слайд 29) В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.
(слайд 30)
В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.
(слайд 31)
Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, (слайд 32) осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (слайд 33)
(слайд 34)
Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. (слайд 35)Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, (слайд 36)форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. (слайд 37) При проведении рисования растений, природы, (слайд 38-2р)отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить объект (слайд 39) , (слайд 40) (слайд 41-2р)
На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.
Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким (слайд 42-2р) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве.


Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
(слайд 43)
Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. (слайд 44) Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. (слайд 45)
Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (слайд 46) (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.).
В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина», «Геоконт», различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47)
При знакомстве детей с весами знакомим (слайд 48) с измерением массы предмета. Рассказываем какие бывают часы: (слайд 49-2р) (слайд 50)
Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности (слайд 51) ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, (слайд 52-2р) и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
(слайд 53)
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, (слайд 54) когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. (слайд 55) Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. (слайд 56-2р)
(слайд 57)
Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому мы внедряем (слайд 58-2р) новые технологии в свою работу и используем мультимедийное оборудование - как наглядный материл.
(слайд 59-2р)
Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. (слайд 60)

Ирина Скрябина
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования

«Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО »

Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития , успешность продвижения ребенка в этой области знаний".

Л. А. Венгер

С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.

Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования . Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию , это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации

Двигательная;

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно – исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

элементарной трудовой деятельности;

Конструирование из различных материалов ;

изобразительной ;

Музыкальной.

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие» , а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников » в содержание Федерального государственного образовательного стандарта .

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы , она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения , а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений .

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников , умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, фоормирует память, внимание, воображение , речь.

Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются : количество и счёт, величина, форма , ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач :

Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме , пространстве и времени как основы математического развития ;

формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

Овладение математической терминологией ;

Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов :

Принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала , позволяющего обобщить понятия «число» , «множество» , «форма » ;

Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий ;

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы :

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

Сравнение;

Метод моделирования и конструирования;

Метод вопросов;

Метод повторения;

Решение логических задач;

Экспериментирование и опыты

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах :

Организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

Демонстрационные опыты;

Сенсорные праздники на основе народного календаря;

Театрализация с математическим содержанием ;

Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы , специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры .

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста . Таким образом , дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок . Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами , которые подлежат преобразованию . Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации) . Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть :

трансформируемой ;

Полуфункциональной;

Вариативной;

Доступной;