Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
4) прИняли
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?
1) Вожатый ДЕЛЬНОЙ походкой направился в сторону оживлённо обсуждавших результаты конкурса ребят.
2) В левом нижнем углу картины художник сделал удивительно ИСКУСНЫЙ и твёрдый росчерк.
3) ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.
4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов риса
2) пылесошу
3) свыше семисот пятидесяти тысяч
4) дальние деревни
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1) должна учитываться структура предложения.
2) важна грамматическая структура предложения.
3) нужно учитывать структуру предложения.
4) часто не учитывается структура предложения.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.
2) Всё, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.
3) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.
4) Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эсееизма».
2) В наше время непрерывно растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.
3) Цель реферата - передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.
Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1)... (2)В первую очередь к ним относится сама морская вода, запасы которой сегодня поистине колоссальны и составляют 96,5% всего объёма гидросферы. (3)Морская вода - это своеобразная «живая руда», содержащая семьдесят пять химических элементов. (4)Так, ещё древние египтяне и китайцы научились извлекать из неё соль, которую и теперь получают в больших количествах. (5)Интересно то, что соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более пяти тысяч лет и занимают территорию свыше четырёхсот тысяч гектаров, а годовая добыча соли здесь достигает двадцати миллионов тонн. (6)... морская вода служит также важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане нуждается в охране.
2) Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов.
3) Учёным удалось разгадать тайну Мирового океана.
4) Главное богатство глубоководного ложа Океана - залежи железа и марганца.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Вопреки этому
2) Кроме того,
3) Наоборот,
4) Поэтому
А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) соль получают (предложение 4)
2) египтяне научились (предложение 4)
3) интересно то (предложение 5)
4) вода служит (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями
2) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное
4) наречие
А12. Укажите значение слова ПОЛУЧАЮТ в предложении 4.
1) добывают
2) испытывают
3) приобретают
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера: написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) дол_теть, вет_ран, сж_гание
2) архит_ктурный, соб_седование, к_саться
3) бл_стательность, уб..рать, инц_дент
4) сопост_вление, разд_лять, обн_вить
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_остановить, пр_готовить, беспр_кословно
2) без_скусный, без_нициативный, супер_гра
3) не_хваченный, пр_молчать, р_зместить
4) ро_черк, не_гибаемый, и_подтишка
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) перекол_шь, усе_нный
2) распил_шь, подкле_нный
3) услыш_шь, невид_мый
4) засе_шь, стро_вший
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. вышаг_вать
Б. насмешл_вый
В. фасол_вый
Г. выдерж_вать
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
2) С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.
3) (Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.
4) (Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
А19. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.
2) Работу свою Сергеев знал и любил её (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.
3) (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека - по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?
4) Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо - и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Античность в Греции предстала перед в её чистом виде() и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов (1) как известно (2) появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4) Дела да случаи совсем замучили.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.
А27. Прочитайте текст.
Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. И только отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом солнечный свет как его цвет.
2) Солнечный свет - это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.
3) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.
4) Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.
(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.
(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.
(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!
(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом.
(По *)
*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) -
журналист, публицист, политический обозреватель.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 9-12 представлено повествование.
2) В предложениях 17-19 представлено рассуждение.
3) 24 предложение текста содержит описательный фрагмент.
4) Предложение 30 поясняет содержание 29 предложения текста.
А30. В каком предложении используется фразеологизм?
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
B 1. Укажите способ образования слова ВЫЯСНЕНИЕ (предложение 15).
В2. Из предложений 24-26 выпишите все сочинительные союзы.
В3. Из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 12-22 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5. Среди предложений 14-24 найдите предложение с одним обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 13-24 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как _____ («атмосферу, обстановку» в предложении 21, «столкновения, конфликта» в предложении 28) и ______ («общественный» - «личный» в предложении 28). Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как ________ (предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как __________ (предложения 9, 14).
Список терминов:
1) риторический вопрос
5) олицетворение
6) противопоставление
7) ряды однородных членов
8) контекстные синонимы
9) восклицательные предложения
C 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не
согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Диагностический тест В-5
А1. 4
А2. 1
А3. 2
А4. 3
А5. 3
А6. 4
А7. 2
А8. 2
А9. 3
А10. 3
А11. 1
А12. 1
А13. 2
А14. 4
А15. 4
А16. 3
А17. 2
А18. 3
А19. 4
А20. 2
А21. 4
А22. 4
А23. 1
А24. 2
А25 1
А26. 4
А27. 1
А28. 3
А29. 3
А30. 3
В1. суффиксальный
В2. а, тоже
В3. выполнение долга
В4. 18, 21
В5. 21
В6. 22
В7. 8
В8. 8, 2, 6, 7
Основные проблемы
1. Проблема человеческого поступка. Что должно управлять поведением человека, его действиями и поступками?
2. Проблема соотношения нравственного долга и подвига. Является ли подвигом выполнение человеком своего нравственного долга? Чем определяется готовность человека к подвигу?
3. Проблема воспитания верности нравственному долгу. Что нужно сделать, чтобы высокоморальное поведение стало нормой?
Авторская позиция
1. Высшим нравственным контролером человеческих поступков должна быть совесть, и тогда помощь человеку, попавшему в беду, станет нормой поведения.
2. Выполнение нравственного долга - это норма человеческого поведения, а не подвиг, но именно тот человек, который способен пожертвовать личным благополучием ради помощи другому, готов и к настоящему подвигу.
3. Проявление гуманных свойств человеческой души должно стать для каждого естественной потребность; необходимо исследовать атмосферу, обстановку, позволяющую воспитать в людях верность нравственному долгу.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся , тускло синея сквозь туманную даль, по водянисто-зелёным лугам, и человек , охваченный светлым дыханием весны , крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
Запятые должны быть поставлены на первом и втором местах: это запятые, показывающие границы деепричастного оборота "тускло синея сквозь туманную даль".
Запятые 3 и 4 — это запятые перед и после выраженного причастным оборотом обособленного определения, стоящего после определяемого слова — "охваченный светлым дыханием весны".
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Ответ: 1234
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения - это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС) . Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения- причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2 . Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры . От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения - определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И .
Пример 4 : В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном . Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5 : Человек , |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6 : Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7 .|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего . Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8 . Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9 : |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным . (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь , облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом , |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо , унизанное ярко мерцавшими звёздами .
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
От Гость
ЗАДАНИЕ: выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.
7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.
10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.
17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…
18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.
19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.
21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.
30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Творчество некоторых художников-анималистов посвящено изображению лошадей. (2)Лошади испокон века были ближайшими помощниками человека, и отношение к коню – кормильцу и верному другу – с глубокой древности было особым. (3) _____ пристальное внимание художников к этим грациозным, красивым и одновременно выносливым животным вполне понятно.
1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Внимание художников к лошадям обусловлено тем, что лошади были ближайшими помощниками человека.
2. Лошади испокон века изображались на картинах художников.
3. Выносливые животные с глубокой древности вызывают уважение у человека.
4. Внимание художников-анималистов к лошадям современному человеку не совсем понятно.
5. Особое отношение к коню – кормильцу и верному другу – обусловило пристальное внимание к нему со стороны художников.
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1. По-видимому,
2. К сожалению,
3. Поэтому
4. Потому что
5. Вряд ли
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БЛИЖАЙШИЙ (БЛИЗКИЙ) Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
БЛИЗКИЙ, -ая, -ое.
1. Находящийся, происходящий на небольшом расстоянии, недалеко отстоящий. Близкие выстрелы. Б. путь (недалёкий). Близко (нареч.) жить.
2. Отделённый небольшим промежутком времени. Близкое будущее. Ночь близка.
3. ПОЛН. ф. О родстве: кровно связанный, непосредственный. Б. родственник. Близкая родня. Найти своих близких (сущ.).
4. С кем. Связанный тесным личным общением, дружбой, любовью. Б. приятель. Близкие отношения (дружеские, а также интимные). Они стали близки.
5. Кому (чему). Тесно связанный с кем-чем-н., непосредственно относящийся к кому-чему-н., дорогой кому-чему-н. Близкие интересы. Призывы, близкие массам.
6. По чему, в чём. Сходный, похожий. Б. по содержанию. Б. к подлиннику. Близки во мнениях.
7. К кому (чему). Имеющий свободный доступ куда-н. Журналист, б. к театральным кругам.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
баловАться
договорЁнность
обОдрена
красИвейший
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. ДРУЖЕСКИЕ послания – весьма распространённый жанр в русской поэзии начала XIX века.
2. Описания у Леонида Андреева почти всегда кажутся ЭКЗОТИЧЕСКИМИ.
3. Шумейко был единственный визитёр, который, вернувшись в Москву, прислал нам БЛАГОДАРНОЕ письмо.
4. Сюжетные приёмы, стилистика, формальные приёмы, которые были актуальны совсем недавно, для нового поколения УСТАРЕЛИ.
5. Сам Великанов отметил это на ГОДОВОМ отчетном собрании в присущей ему несколько нелогичной манере.
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ДВУХСТАХ метрах
косвенных ПАДЕЖОВ
спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева
ЛЯГТЕ на пол
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Прочитав эту статью, я стала ещё больше гордиться за свой язык. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Существует множество произведений в литературе, посвящённые женщине | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Автор сказки «Конька-горбунка» П. Ершов родился и жил в Сибири. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Прогуливаясь по приморскому парку, до неё доносился плеск волн. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Я рассказал и убедил слушателей в реальности описываемых мною событий. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
8
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ум..лчать
пров..рять
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
н..рекание, пр..ступок
в..бешённый, ра..двоение
пр..поднятое, пр..образить
в..тревоженный, ни..вергаться
пр..язык, не..хватный
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
вытерп..в
кресл..це
танц..вать
магни..вый
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
выполн..шь
возвраща..мый
продерж..мся
погон..шься
кле..вший
12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Я выбрался из снега и, (не)споря больше с ветром, повернул обратно.
2. Дор – это поле, но только (не)простое поле, а среди леса.
3. Добрая сила есть могущество, (не)прибегающее к жестокости.
4. Английская улица (не)предназначена быть местом встреч и прогулок.
5. Тишь загустела ещё больше и сделалась совсем (не)правдоподобной.
13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Я ТО(ЖЕ) должен буду рассказать ему ЧТО(НИБУДЬ) особенное.
2. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.
3. (B)СЛЕДСТВИЕ КАКОЙ(ТО) задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд.
4. Отсюда открывался вид на излучину реки с порожистым перекатом (ПО)СЕРЕДИНЕ и высокой аркой моста (В)ДАЛИ.
5. (C)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Виднеющаяся среди сосен крыша, краше(1)ая яркой масля(2)ой краской, избавила нас от долгих поисков. По выровне(3)ой и посыпа(4)ой гравием дорожке подходим к дому и стучимся в одну из ставен. «Что ж, хозяин, принимай непроше(5)ых гостей», – шутливо говорит кто-то из нас.
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Россия – это объединение рас и объединение народов это свободная соборность и единство в разности.
2. Нет ничего на свете дороже и святее человеческой жизни и человеческого достоинства.
3. Я медленно уходил от грозы преодолел густой ельник и вышел в сухой березняк.
4. По отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне но и о его гражданской ценности.
5. Газоны и цветники разграничиваются песчаными дорожками и мраморными античными скульптурами.
16
Великолепный вид открылся перед нами: вьётся река (1) синея сквозь туманную даль меж зелёных лугов и невысоких холмов (2) и (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет человек, радостнее становится у него на душе.
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Широко известны былины про славных богатырей: Микулу, Вольгу, Садко и (1) конечно (2) про трёх знаменитых защитников Русской земли – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Разумеется (3) в былинах немало вымысла, но (4) всё же (5) в них рассказывается о реальных событиях и людях.
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прихожая (1) где висело зеркало с подставкой для перчаток (2) и стоял дубовый баул (3) на который легко было наскочить коленом (4) суживалась в очень тесный коридор.
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда он учился в университете (1) ему казалось (2) что медицину скоро постигнет участь алхимии и метафизики (3) теперь же (4) когда он читает по ночам (5) медицина трогает его (6) и возбуждает в нём удивление и даже восторг.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
ИЩИТЕ СЕРАФИМА
(1)Серафим – черновицкий ветеринар. (2)Подчёркиваю, черновицкий. (3)А это много значит. (4)Черновицкие люди особенные. (5)Очень похожи на одесситов. (6)Любят поговорить, солнце, детей и животных. (7)Поэтому фразу «Скажи мне, кто твой друг...» и далее по тексту Серафим произносит совсем не так, как другие. (8)А эмоционально. (9)Жестикулируя. (10)И немножко с угрозой. (11)Для профилактики. (12)Примерно так: (13)«Я, конечно, скажу тебе, кто ты есть такой, когда увижу, кто живёт у тебя дома, в каком состоянии и в каких условиях».
(14)Своих пациентов Серафим знает по имени, по запаху, по окрасу, по голосу и в лицо. (15)С теми, кто плохо обращается со своими домашними питомцами, Серафим ссорится навсегда и перестаёт здороваться вообще. (16)Например, Лёва Гольд. (17)Казался приличным человеком, пока у него черепаха не поселилась. (18)Хорошая девочка, спокойная, нетребовательная. (19)Верите ли – удрала! (20)Лёва открыл дверь сантехнику. (21)Черепаха в прихожей уже неделю дежурила, топталась, ждала удобного случая. (22)Как только дверь открыли, она ломанулась и сбежала. (23)Искали, конечно. (24)Потом знакомые говорили, что видели Лёвину черепаху на улице. (25)Неслась вдоль осевой по Киевскому шоссе. (26)И исчезла. (27)3а горизонтом. (28)А потому что музыку не надо было громко включать, девиц водить. (29)И топать. (30)А черепахи, к сведению, яблоки ломтиками едят и листики салатные-капустные. (31)А не чипсы с беконом. (32)Всё. (ЗЗ)Прощай, Лёва Гольд, ты животное. (34)Тебе даже плюшевого зайца нельзя доверить. (35)Живи один.
(З6)Теперь – Маргарита у Агосьянцев. (37)Кошечка. (38)Кто сказал, кошка? (39)Это у вас кошка. (40)А у Агосьянцев – нежная, ласковая, гордая, независимая, обидчивая, чарующая, обворожительная ко-шеч-ка. (41)Серафим предупредил: растолстела. (42)С мячиком играет? (43)Мышей ловит? (44)Да кто ж ей позволит! (45)Но ведь грацию теряет. (46)Вчера с батареи упала во сне. (47)В ведро с водой. (48)Конфуз. (49)Жизнью перестала интересоваться. (50)В марте. (51)Гиподинамия. (52)Мало двигается. (53)Лишний вес. (54)Целлюлит. (55)Закормили. (56)Вот животные!
(57)У Томика – попугай. (58)Хулиган и матершинник. (59)Кутила беспечный. (60)Любит клевать шоколад и молодые женские ноги. (61)То ещё воспитание. (62)Пора на учёт ставить. (63)В спецприёмник полиции. (64)Монеты ворует, украшения. (65)Криминальный элемент. (66)В этом случае – только суровые меры. (67)Попугая – на полированную поверхность. (68)Чтоб скользил и падал. (69)И мольбы о помощи не слышать. (70)Сразу замолкает, дуется, осознаёт ошибки. (71)С хозяином сложнее. (72)Этот с первого раза не понимает. (73)Повторять надо. (74)Воспитывать.
(75)У Бердянских – ослик Сократ. (76)Большая умница. (77)Сам надевает шляпу и каждый день ходит к ближайшему кафе в городском парке. (78)Консумацией занимается. (79)Раскручивает посетителей на слоёные пирожные. (80)Других не ест. (81)Когда видит Серафима, закрывает шляпой глаза и думает, что спрятался. (82)Осёл. (83)Что с него возьмёшь. (84)Хотя догадливый. (85)3нает, что Серафим домой отведёт. (86)И как минимум на неделю он, Сократ, останется под строгим надзором и без «Наполеона».
(87)У Осадчих – коза юная, Марианна. (88)Мечтательна, глупа, влюбчива. (89)Назойлива. (90)Выведут на лужайку – задумается. (91)Стоит, пялится по сторонам. (92)Мечтает. (93)В хорошую погоду вообще отвязывается. (94)Бредёт на стадион. (95)Пристаёт к людям. (96)Клянчит. (97)Мужчина, угостите, мол, сигареткой. (98)3а матч может пачку «Мальборо» сжевать. (99)Подсела. (100)На табак и футбол. (101)Растлили козу, животные. (102)Теперь лечи её от зависимости.
(103)У Бессмертных – поросёнок Фёдор. (104)Пытлив, любознателен. (105)Всё время из своего сарайчика в окошко смотрит. (106)Наблюдает. (107)За птицами, собаками, прохожими. (108)Хозяева, животные такие, говорят: может, зарежем его? (109)Столько ест, а не толстеет совсем. (110)А Серафим: да вы что, в самом деле?! (111)Да он, Фёдор, не поправляется, потому что всё у него в ум идёт! (112)Лучше читать его учите. (113)А то сам надоедать начнёт. (114)Потому как его, Фёдорово, счастье – в беспрерывном познании.