Певец восстание русских воинов выводы. "Певец во стане русских воинов" Жуковского: анализ стихотворения

В октябре 1812 г. Жуковский пишет одно из самых известных своих произведений «Певец во стане русских воинов». Это и одно из самых ярких стихотворений, посвященных войне 1812 г. Жанр произведения очень разнообразен. Это героическая песнь, кантата, но в нее автором включены и высокое послание, и застольная песнь, и элегические размышления.

Написано стихотворение накануне сражения при Тарутине, в штабе Кутузова. Сюжет стихотворения - не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Он обращается ко всем «ратным и вождям», тем, «кто одной пылает славой», тем, кто первыми «летят в бой». Одиннадцать раз поднимает он кубок - во славу отчизны и русского царя, воинов, «святого братства», «любви» - как бы напоминая о том, что защищают воины, о том, что дорого их сердцу. Полны искренней ненависти к врагу и веры в народ слова поэта. Но это слова уже поэта-воина:

За гибель - гибель, брань за брань,
И казнь тебе, губитель…
Мы села - в пепел; грады - в прах;
В мечи - серпы и плуги.

Слова поэта изредка прерываются возгласами разделяющих его взгляды воинов. Главное для них - освобождение Отчизны, любовь к родине («любовь святая»); защитить свою страну и отомстить врагу призывает поэт:

Сей кубок мщению! други, в строй!
И к небу грозны длани!
Сразить иль пасть! наш роковой
Обет пред богом брани .

Война 1812 г. - война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:

Отчизна к вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!

«Певец…» - яркий образец русской гражданской поэзии. Это обращение к тем, кто прославил Россию на полях сражений (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов) и в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим, с нынешним поколением и новыми героями (Кутузовым, Ермоловым, Раевским, Милорадовичем) и с теми, кто уже сложил голову в этой войне.

Произведение Жуковского тесно связано с традициями высокой оды - это и торжественный пафос («Хвала вам, чада прежних лет!»), обилие славянизмов («рать иноплеменных», «там днесь его могила», «горе подъял ужасну длань» и т.д.); яркие метафоры и перифразы («свирепый пламень брани», погибший - «чести сын», сражающийся воин «летает страхом в тыл врагам»); пышные сравнения, восходящие к фольклору («Орлом шумишь по облакам, // По полю волком рыщешь); дидактические сентенции (обращение к «творцу»); логическая стройность композиции.

Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского. Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги - супостаты) - это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.

Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:

Любви сей полный кубок в дар!
Среди борьбы кровавой,
Друзья, святой питайте жар:
Любовь одно со славой.

Певец поет свою песнь на бранном поле, при свете луны и огней. К нему «воздушными толпами» мчатся герои прошлого.

Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

1. Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов»

Этот период связан с романтическими идейно ‑ художественными исканиями поэта.

Известно, что, получив отказ Екатерины Афанасьевны, матери Машеньки Протасовой, на брак с ее дочерью и запрет на выражение своих чувств, Жуковский в чине поручика московского ополчения направляется в действующую армию, принимает участие в военных действиях против Наполеона и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Впечатления от увиденного легли в основу стихотворения (полный вариант) . При чтении стихотворения следует обратить внимание на сочетание различных эмоциональных состояний лирического «я», соединение черт разных литературных направлений.

Вопросы и задания к стихотворению «Певец во стане русских воинов»

  1. Каково настроение стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?
  2. Как показана в стихотворении история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?
  3. Определите жанр текста и докажите свое мнение.
  4. Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.
  5. Как в стихотворении сочетаются черты классицизма и романтизма? Каковы функции использования архаической лексики?
  6. Назовите черты стихотворения, характерные для романтического стиля.

Вывод

В оде ‑ элегии «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 года, однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.

Сочинение

Сли по стихам В. А. Жуковского попытаться создать образ автора, то нетрудно представить себе погруженного в размышления, вечно опечаленного и тоскующего человека, угнетенного скорым расставанием с земными радостями. Но на самом деле Жуковский был другим. Ему были присущи исключительное трудолюбие, упорство, воля, удивительная крепость духа и твердость характера. Мягкость и меланхолическая поэтичность его натуры сочетались с прочными нравственными принципами, которыми о не поступался в самых сложных жизненных ситуациях. Поэт активно участвовал в общественной жизни. Не остался в стороне от национального подъема в 1812 году, вступив в московское ополчение. Это был самый трудный и героический период войны с Наполеоном. Во время Бородинского сражения Жуковский находился на поле боя, и впечатления от битвы нашли отражение позднее в мемуарном письме («Бородинская годовщина», 1839) и в ряде поэтических произведений. После того как русская армия оставила Москву, Жуковский участвовал в знаменитом Кутузовском марш-маневре, который и завершился Тарутинским сражением. Его патриотические чувства с большой силой выражены в стихотворениях, лучшим из которых по праву считается «Певец во стане русских воинов» (в первой публикации это стихотворение было напечатано с подзаголовком: «Писано после сдачи Москвы перед сражением при Тарутине»).

В этой романтической оде певец, подобно древнему Бояну, поет славу воинам. Возвышенная и чувствительная душа певца обращена к предкам и к героям-современникам. Давно нет в живых многих славных воинов и «пламень ржавчины сожрал их шлемы и кольчуги», но «дух отцов воскрес в сынах». Певец, собравший на поле недавней брани воинов, оставшихся в живых, призывает друзей наполнить свои кубки и поднять их в память о ратных подвигах дедов и отцов.

Он вспоминает дни славных побед русского воинства под предводительством великих князей Киевской Руси, и перед нами проходит череда реально существовавших исторических деятелей.

Святослав - великий князь киевский. Древние летописи хранят речь великого князя, обащенную к воинам во время похода против греков: «Не посрамим земли русской, ляжем костьми...» Воины, одушевленные словами и примером вождя, устремились на многочисленного неприятеля и одержали победу. Дмитрий Донской вошел в историю как великий князь, одержавший в 1380 году в Куликовской битве победу над монголо-татарами и их ханом Мамаем. Упоминает певец и «чету двух соименных» - царя и великого князя Московского Ивана III и русского царя Ивана IV. Гордится он и победами Петра I, особенно победой над шведами, одержанной в 1709 году под Полтавой. Это сражение навсегда решило участь России. «Обыкновенные последствия войны, - писал в примечаниях Жуковский, - суть всеобщее опустошение и грабительство; но сей знаменитый день был виною благополучия многих миллионов, увенчав труды, подъятые Великим Петром для преобразования своего Отечества. Дерзкий Карл, ворвавшийся в пределы российские с непобедимым войском, едва мог спастися бегством с немногими спутниками...» Восхищается полководческим гением «вождя победы, грозы турок и сарматов, избавителя Италии» Суворова, который окончил свои славные Дни, но дух его, по мнению поэта, «еще предводит полками... и вливает новое мужество в сердца воинов».

Воздав должную хвалу героям минувших лет, певец на поле брани посвящает кубок Отчизне («Отчизне кубок сей, друзья!»), окидывает взглядом «поля, холмы родные, родного неба милый свет, знакомые потоки...» - все, что дорого сердцу каждого воина, и призывает их: «На вражьи грянем силы» за «милый дом», «сонм друзей бесценный», «за царский трон, и прах царей», за «предков прах священный». Поэт поет славу «ратным и вождям», своим товарищам по оружию, восхваляет их мужество, смелость, стойкость, пренебрежение к опасностям ратной жизни. Он восхищается личными качествами и мудростью полководца Кутузова, - «бодрого вождя», «героя под сединами», который ведет свои полки к победе, разделяя с войском и радости побед и тяготы воинской жизни, - «вихрь, и дождь, и труд».

Далее певец поднимает хвалебные кубки в честь прославленных генералов - участников Отечественной войны 1812 года. В этом славном ряду: «Ермолов, витязь юный...», «Раевский, слава наших дней... с отважными сынами...», Коновницын, Платов, Бе-ненгсен, Остерман, Пален, Тормасов, Дохтуров, Багговут (к строкам о К. Ф. Багговуте относились слова Жуковского: «Стихи сии сочинены прежде Тарутинского сражения. Багговут был первою его жертвою»), Воронцов, Щербатов, Строганов. Звучит «хвала бестрепетных вождям» - виднейшим командирам партизанских отрядов: Фигнеру, Давыдову («Давыдов - пламенный боец... в мире счастливый певец вина, любви и славы»). Ему вторят воины:

Вожди славян, хвала и честь!

Свершайте истребленье,

Отчизна к вам взывает: месть!

Вселенная: спасенье!

Также поэт посвящает «кипящий кубок... вождям, сраженным в бое»: Кульневу, Кутайсову, Багратиону:

И честь вам, падшие друзья!

Ликуйте в горней сене;

Там ваша верная семья -

Вождей минувших тени.

Воздав должное героям, певец поднимает кубки за земные непреходящие ценности (любовь, дружбу, отчий дом) и призывает к мщенью «злодею», лестью приманившему «к Москве свои дружины». Он посвящает также «кубок чистым музам в дар... Они в героя вливают бодрость, славы жар, и месть, и жажду боя».

Себя же певец отождествляет с Бояном - великим стихотворцем, который своими песнями возбуждал мужество славянских воинов. Именно в этом и сам Жуковский видит призвание и

назначение поэта в дни тяжелых испытаний. И действительно, ода «Певец во стане русских воинов» (1812), получившая широкое распространение в русской армии, принесла Жуковскому славу «Русского Тиртея» и служила целям военно-патриотической агитации в русской армии.

И краткое содержание) происходит в осенённом луной армейском лагере, вскоре после ухода кутузовского войска из отданной Наполеону Москвы. Сидящий среди солдат Певец поёт им возбуждающую боевой дух песню. Он состоит из длинной цепи тостов.

Певец во стане русских воинов. Слова В. Жуковского, музыка Д. Бортнянского. Исполняет Д. Тархов

Первый тост Певец предлагает – за Святослава , Дмитрия Донского и двух князей-Иоаннов. Он указывает при этом на тени предков:

Смотрите, в грозной красоте
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами....

В уста Святославу он влагает переданные летописцем слова его, сказанные перед битвою с греками : «Ляжем зде костьми, мертвые бо срама не имут» в стихе:

Погибнем! мертвым срама нет!

Но кто сей рьяный великан,
Сей витязь полуночи?
Друзья, на спящий вражий стан
Вперил он страшны очи.

Третий кубок – за отчизну. Здесь и помещены всем известные прочувствованные стихи, которые в суровой обстановке военного лагеря выразили в чувстве любви к родине и личную привязанность поэта к родному Мишенскому:

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?

Жуковский оканчивает эту идиллическую картину элегическим вопросом:

О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

«Там все, – продолжает он, – там родших милый дом»... и, снова обращаясь далее к личным чувствам:

Там дева – прелесть наших дней.

Четвертый кубок – за русского царя. Вместо хвалы – здесь краткая клятва в верности и выражение любви к государю.

Пятый кубок – за живых ратных и вождей их. Кутузов изображен здесь склонившим голову, а над ним – парящий орел, согласно распространившемуся в то время слуху о том, что когда он строил полки при Бородине , то над ним пролетел орел при радостных кликах войска.

«Певцы – сотрудники вождям», – говорит он о поэтах. Упомянув о Бояне и Ломоносове , Жуковский обращается к Державину. Он ожидает услышать от престарелого певца екатерининских героев его «лебединую песню» во славу новых подвижников. Здесь упоминает он и о себе. Струны свои называет он незвучными.

Доселе тихим лишь полям
Моя играла лира....
Вдруг жребий выпал: к знаменам!
Прости, и сладость мира,
И отчий край, и круг друзей,
И труд уединенный....

При мысли, что быть может, и ему суждено пасть в битве, он утешается одним, что после него «привычный голос останется в осиротевшей лире».

Одиннадцатый кубок посвящен Богу сил. В сильных стихах, выраженных сжатыми предложениями, поэт указывает здесь и важнейшие условия счастья, и добродетели, как общественные, так и личные, необходимые для водворения этого счастья. Простота, смирение знатных и сильных; разумная умеренность в наслаждении; верность обету и честь; покорность правой власти; самопожертвование другу – и пламень страсти в любви; утешение скорби ближнего и готовность помогать и спасать; борьба с сильным пороком и должное презрение к слабому; должная дань заслугам; наконец, мирная кончина с верою – вот тот кодекс общественных и личных добродетелей, который сложился у нашего поэта и нашел здесь полное свое выражение.

Песнь оканчивается картиной наступающего утра. Элегическая душа поэта при мысли, что многих не окажется в этих рядах, когда новый день склонится к вечеру, – прерывается вестовым выстрелом. Певец предлагает последний (двенадцатый ) кубок – прощанию. Последние стихи песни – завет, который все должны дать перед боем друг другу: здесь – верная любовь, там – сладкое свидание.

Первое, что бросается в глаза при чтении «Певца», - особый эмоциональный строй произведения. Выбрав форму поэтической кантаты (певец и хор), Жуковский как бы материализовал единство певца и воинов, создав песню, звучащую в унисон мыслям и настроениям слушателей. Членение монолога певца на тосты, смена настроений, тем, ритмически разнообразный стих создают атмосферу живого и непосредственного действия. Создается ощущение рождения образа на глазах.

Обращение «друзья-други», «братья» — своеобразный знак приобщения к происходящему. Этому же способствуют разнообразные обстоятельства времени и места, которые следуют за этим обращением и зрительно приближают действие: «здесь светит нам луна! Здесь кров небес над нами», «там все, родимый милый дом! там наши жены, чада!», «...он скоро грянет!», «везде знакомый глас», а также глаголы повелительного наклонения, направленные на соучастие: «смотрите», «внимайте» и т.д.

Эстетическим обоснованием этой неразрывной связи является приобщение певца к высокой патриотической поэзии и «возвышенным певцам». «Гремят их лиры», «гимн гремел священный», «Державин грянет в струны», «и звучно грянет слава», «оне (музы) в героя // Вливают бодрость, славы жар...», «певцы сотрудники вождям, Их песни жизнь победам» - все эти характеристики создают облик певца-патриота, определяют его место в общей борьбе.

Синтез личного и гражданского в произведении «Певец во стане русских воинов» Жуковского приводит к слиянию ораторского, торжественного и элегического, интимного начал. По верному замечанию И.М. Семенко, «патриотизм впервые явился здесь одновременно и гражданской, и личной темой». Своеобразные кличи: «Дружнее руку в руку!», «Меч во длань!», «Погибнем! мертвым срама нет!», «И смело в бой кровавый...» обретают тем большую эмоциональную силу, чем ощутимее рождаются из картин окружающего мира. «Поля, холмы родные», «родного неба милый свет», «родимый, милый дом», жены, дети, матери — воспоминание обо всем этом и вызывает святой гнев, призыв отдать «всю нашу кровь». Эмоциональное, лирическое и повествовательное, описательное в «Певце» внутренне уравновешиваются, что и дало основание назвать это произведение «поэмой» (Г.А. Гуковский).

Жуковский не просто идет на сближение картин войны и мира. Он пытается воссоздать эти две стихии как равноправные и соотнесенные друг с другом. Поэтому в словаре «Певца во стане русских воинов» все время происходит стыковка двух групп понятий и эпитетов: бранное поле, бранные споры, бранные знамена, бранные латы, кровавый бой, кровавый пир, кровавая месть, гневный взор, грозная брань, смелые дружины и веселые сновидения, синяя даль, ранняя poca, светлый день, тихий светлый брег, светлые облака, тихий стан, милый свет, златые игры и т.д. Принципиальное новаторство Жуковского заключалось именно в том, что он членит повествование на картины-тосты, с помощью хора акцентируя суть той или иной темы.

Сам момент прерывистости повествования позволил через внутренне законченные эпизоды воссоздать страницы летописи Отечественной войны. В этом смысле «Певец во стане русских воинов» Жуковского сконцентрировал многие темы и настроения лирики этих лет, создав поэтическую сюиту.

Говоря о жанровой природе «Певца» и новаторстве Жуковского, нельзя не отметить особую роль образа певца в организации материала, в повествовании, в создании своеобразной музыкальной аранжировки текста. «Певец» воспринимался не только своим содержанием, проблематикой, но и всем строем чувств, всей музыкой слов, всей интонацией фраз. Интимизация, одомашнивание, одушевление и оживотворение гражданского патриотического чувства — важнейшее открытие и достижение Жуковского-лирика. Не случайно, прочитав гражданское, почти политическое послание Жуковского «Императору Александру», Пушкин предельно точно и лаконично заметил: «Вот как русский поэт говорит русскому царю», подчеркнув особое значение не столько «что», сколько «как», т.е. особый тон, манеру разговора, внутреннее достоинство подданного, но не раболепствующего.

Используя традицию героического гимна, антифонной песни, Жуковский расширяет и обогащает их возможности. Сам образ «стана русских воинов» определяет размах и мощь звучания. Из замкнутого пространства комнатных дружеских пирушек, дворцовых церемоний, салонных собраний песнь вырывается на простор бранного поля, солдатского бивуака. Возникает многогранный образ родины-матери, ее просторов. Не случайно из тоста в тост лейтмотивом проходят слова о «стране родной». Здесь и «родного неба милый свет», «и поля, холмы родные», «и ранняя poca», и «милая мать».

Сближая одическую и элегическую традиции, Жуковский создал оригинальный синтез стилей и малых поэтических форм. По общему масштабу звучания, многоплановости изображения «Певец во стане русских воинов» — героическая кантата. В этом смысле произведение Жуковского заняло особое место в лирике Отечественной войны 1812 г., выразив чувства и настроения ее участников. С точки зрения поэтического развития самого Жуковского «Певец во стане русских воинов» стал важным этапом в формировании его романтической поэтики.

Наконец, созданный в самом горниле битв Отечественной войны, «Певец во стане русских воинов» не только воплотил поэтический опыт поколения, но и стал своеобразной точкой отсчета в поисках «счастливого ученика Жуковского», молодого Пушкина. Без «Певца» невозможно понять открытия Батюшкова, Ф. Глинки в области исторической элегии, споры о сущности лирической поэзии декабристов, их опыты в области гражданской поэзии.