Поставить точки кисель там варят из резины. Интерактивная игра "квн"

Конкурс знатоков

русского языка

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

К.Г.Паустовский

Язык словами силен.

Пословица

Пунктуационная разминка Расставьте знаки препинания, чтобы правильно прочитать текст


кисель там варят из резины

кисель там варят из резины

там шины делают из глины собака лает на заборе

кирпич там жгут из молока поет синичка в коридоре

творог готовят из песка играют дети на стене

стекло там плавят из бетона висит картина на окне

плотины строят из картона узоры инея в печурке

обложки там из чугуна горят дрова в руках девчурки

там варят сталь из полотна нарядная там кукла в клетке

кроят рубахи из пластмассы ручной щегол поет салфетки

посуду делают из пряжи там на столе лежат коньки

костюмы шьют из толокна к зиме готовят там очки

едят там вилками компот лежат для бабушки тетрадки

там пьют из чашки бутерброд всегда содержатся в порядке

из хлеба с сыром там котлеты

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в кастрюлях все там варят с солью

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре


кисель там варят, из резины

кисель там варят, из резины

там шины делают, из глины собака лает, на заборе

кирпич там жгут, из молока поет синичка,в коридоре

творог готовят,из песка играют дети, на стене

стекло там плавят,из бетона висит картина, на окне

плотины строят,из картона узоры инея,в печурке

обложки там, из чугуна горят дрова,в руках девчурки

там варят сталь, из полотна нарядная там кукла, в клетке

кроят рубахи, из пластмассы ручной щегол поет, салфетки

посуду делают, из пряжи там на столе лежат, коньки

костюмы шьют.Из толокна … к зиме готовят,там очки

Едят там вилками, компот лежат для бабушки,тетрадки

там пьют из чашки,бутерброд всегда содержатся в порядке.

из хлеба с сыром, там котлеты

из мяса свежего,конфеты

с начинкой сладкой,суп с фасолью

в кастрюлях все там варят с солью, ПРОВЕРЬТЕ!

в реке там рыба,на бугре

мычит корова,в конуре


Лексический турнир



Подберите

Подберите

синоним к слову

промежуток

Простое слово «промежуток»:

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток

Пока начнется новый акт

Мы называем все……………;

На время что-то прекратив,

Мы объявляем…………………;

Дают уставшим…………………;

После урока непременно

Нужна ребятам………………….

Проверь! Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток

Пока начнется новый акт

Мы называем все антракт.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем перерыв.

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим передышку.

После урока непременно

Нужна ребятам перемена.

Назовите пары слов-антонимов в стихотворении


У прохожих на виду

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

А мышонок – высоко,

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен тем,

Что яблоко мало.

А цыпленок – тем, что очень,

Очень, очень велико!!!

А котенку все равно:

Кислое!!!Зачем оно?!

Что вы,-шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок!


У прохожих на виду

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко,

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен тем,

Что яблоко мало.

А цыпленок – тем, что очень,

Очень, очень велико!!!

А котенку все равно:

Кислое!!!Зачем оно?!

Что вы,-шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок!


Найти фразеологизмы



Бывает частенько, что слово – одно,

Возьмем хоть короткое слово ВОДА.




Бывает частенько, что слово – одно,

Бывает частенько, что слово – одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово ВОДА. ПРОВЕРЬ!

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случилось с тобою: ты правил не знал, Работать впустую. Что скажут потом?

Молчал при опросе? Воды в рот набрал. Не дело, мол, воду носить решетом.

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»


КТО ЧТО НЕСЕТ Объясните в каких значениях использован глагол НЕСТИ



Семен портфель несет в руке.

Семен портфель несет в руке.

Павлуша – двойку в дневнике.

Сережа сел на пароход:

Морскую вахту он несет.

Андрюша ходит в силачах –

Рюкзак несет он на плечах.

Задиру Мишу Петр побил –

Несет потери Михаил.

Степан не закрывает рот –

Он чепуху весь день несет.

Семен портфель несет в руке.

Семен портфель несет в руке.

Павлуша – двойку в дневнике.

Сережа сел на пароход:

Морскую вахту он несет.

Андрюша ходит в силачах –

Рюкзак несет он на плечах.

Задиру Мишу Петр побил –

Несет потери Михаил.

Степан не закрывает рот –

Он чепуху весь день несет.

ПРОВЕРЬ!

Вставьте слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА на месте пропусков

Вставьте слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА на месте пропусков

  • 1.Нельзя считать человека____________________

  • 2._______________всегда себя обнаружит, ведь он не владеет правилами этикета.

  • 3.Только полные_____________________________

могут обходиться без книг.
  • 4.Только----------------------никогда не уступит пожилому человеку место в транспорте.


  • 1.Нельзя считать человека невеждой

только потому, что он не сразу назвал автора романа «Два капитана».
  • 2.Невежа всегда себя обнаружит, ведь он не владеет правилами этикета.

  • 3.Только полные невежды могут обходиться без книг.

  • 4.Только невежа никогда не уступит пожилому человеку место в транспорте.

ПРОВЕРЬ!

Невежда – человек не ведающий, не знающий.

Невежа – невоспитанный, невежливый человек.

Веселая фонетика

Веселая фонетика

Закричал охотник:

_Ой!

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки!

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Исправьте текст.Какую важную лингвистическую мысль он иллюстрирует?




Проверь!

Проверь!

Закричал охотник:

_Ой!

Звери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки!

Маки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно грачей.

Старый дедушка Пахом

На коне скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лес свою листву.

Мама с дочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают чайки над волнами.

Звук – выразитель смысла. Замена звука в слове превращает его в другое или совсем разрушает.




Секреты словообразования

Секреты словообразования

Определите загаданное существительное, запишите его и еще несколько слов, образованных тем же способом

Есть лужайка в нашей школе

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно 45 минут.

В школе - -кони и лужайка?

Что за чудо, угадай-ка!

Проверь!

Проверь!

Это спортзал – сложное слово/сбербанк, стенгазета/

Есть лужайка в нашей школе

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно 45 минут.

В школе - -кони и лужайка?

Что за чудо, угадай-ка!

В лингвистике широко известна фраза Л.В.Щербы

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Лингвисты с помощью этой модели показывают действие в русском языке разных грамматических законов.

Разберите это предложение по членам и определите, какой частью речи выражен каждый из них.

определение-при- подлежащее- обстоят.- сказуемое- дополнение союз

лагательное существ. наречие глагол существ.

Глокая куздра штеко будланула бокра и

сказуемое- дополнение-

глагол существительное

кудрячит бокренка.

Занятие 2. Ещё раз поговорим о точке и запятой

1. Восстановите точки.

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят

едят там вилками компот

там пьют из чашки бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в тарелках все там варят с солью

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

2. Нужна ли запятая?

Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми.

УСТАНОВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ.

Такое завещание оставил своим наследникам один правитель, и они, воспользовавшись оплошностью богача, присвоили себе кругленькую сумму.

А теперь вы поставьте запятую в завещании.

________________________________________________________________________________

Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решили послать родителям телеграмму в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.

Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Помните ли вы подобное задание, которое было дано Вите Перестукину, герою повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»?

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.

Верните запятую.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Верните запятую в предложение:

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Запятая заблудилась.

Запятая в тексте есть, но стоит не на своем месте. Прочитайте, что из этого вышло.

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

Вот что значит

ЗАПЯТАЯ!

Верните запятые на место. Прочитайте правильный текст.

4. Загадки знаков препинания.

Сколько пальцев у Незнайки?

Незнайка написал сочинение: Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Отредактируйте текст. Что у вас получилось?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Телеграмма.

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: Делегация выезжает утром встречайте.

Телеграмма вызвала недоумение сотрудников.

Как вы думаете, почему? Как можно ее понять?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Куда делся товарищ Петра?

Внимательно прочитайте 2 предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?

На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.

Почему во втором предложении встреченных стало меньше? Куда делся товарищ Петра?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Определите смысл.

Данные предложения одинаковы по своему словарному составу, но смысл их различен. Как вы думаете, отчего это зависит?

Коля пел так, как пели все. – Коля пел, так как пели все.

Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге. – Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная школа – интернат № 66»

Подготовила

учитель русского языка и чтения

Барсукова Л.С.

Новокузнецк – 2017

Тема: Секреты пунктуации

Задачи: в игровой форме научить обучающихся использовать знания по пунктуации, доказать важность правильного использования знаков пунктуации; развивать умение переносить опыт, воспроизводить знания в новых условиях; воспитывать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Форма: конкурс знатоков правил пунктуации .

Оборудование: эпиграф « Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки!»,

карточки с заданиями, названия команд: «Знатоки», «Эрудиты».

Ход игры

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о знаках препинания, их роли в речи, выяснить, как ребята умеют пользоваться имеющимися знаниями по пунктуации. Участниками конкурса знатоков, который мы назвали «Секреты пунктуации» будут ребята 9а и 9 б классов. Команды «Знатоки» и «Эрудиты».

(Команды получают таблички с названиями).

Желаем всем успехов и победы.

    Понятие о синтаксисе и пунктуации. Вступительное слово учителя и обучающихся.

Представьте, ребята, что мы смотрим мультфильм. Сначала на экран выбежали поодиночке слова с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, правильно, умело, и, сделать, увлечении, же, она, интересный, строить. (Слова прикрепляются на доске).

Вам, ребята, понятно, что происходит?

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи. Каким?

Но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.

Но кто-то невидимый начал их передвигать, соединять, друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определённом порядке. И вот что получилось на экране:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной!

(Учитель на доске оформляет запись)

Но всё равно что-то затрудняет чтение текста! Чего же не достаёт? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.

Может кто – нибудь попробует расставить знаки препинания.

(Ученик пытается расставить знаки препинания)

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, – жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Что же произошло? А произошло то, что в определённый момент начали действовать синтаксис и пунктуация. Синтаксис означает порядок, пунктуация – точка.

Но разве только точка является знаком препинания?

(Ответы ребят)

III. Обучающиеся рассказывают стихотворения о знаках препинания.

Восклицательный знак

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня свергает с пьедестала.

Вопросительный знак

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу!

Запятая

Что запятая – закорючка?

Ничто, малюсенькая штучка.

А если вспомнить, если взвесить:

«Помиловать нельзя повесить».

Точка

Со мною связано явление,

Весьма далёкое от строчки:

Меняет время точку зрения.

А почему?

Дошло до точки.

Многоточие

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

Между знаками препинания иногда бывают разногласия.

Знаки препинания

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы: кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие, прикатило многоточие

И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые: мы особы занятые.

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая, закричало – Нет, постой!

Я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу: за порядком я слежу.

Нет… - сказало многоточие, еле глазками ворочая, -

Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился: - То есть как?

Восклицательный знак возмутился: - То есть как!

Так, - сказала точка, точка-одиночка. –

Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас!

Ребята, так какие же знаки важнее?

Конечно, нужны все, потому что ими мы пользуемся в разных речевых ситуациях.

    Конкурс знатоков знаков пунктуации.

    Команды получают карточки с текстом, в котором нет знаков препинания. Им важно найти границы предложений и поставить нужный знак.

Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с поседевшей бородой что делает он в чаще леса почему так внимательно оглядывает деревья и кусты это, похоже, старый лесник он так сроднился с могучим лесом, что и сам кажется хозяином дремучей чащи.

За быстроту команда получает дополнительный жетон, за каждый правильный знак – жетон.

    А теперь поработайте с запятыми, которые себя считают важнее всех. Расставьте нужные запятые в предложениях.

Почему у сороки такое прозвище? По бокам пёрышки у неё совсем белые а голова и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост. Перья в нём не просто чёрные а с красивым зеленоватым отливом. Сорока ловкая подвижная суетливая птица. К зиме сороки вороны галки разлетаются по деревням и ищут себе еду.

    Коллективная работа с текстом телеграммы:

Встречайте пятого выезжаю поездом 21 вагон 3 Маша

Что остаётся неясным в тексте телеграммы? Устраните неясность, изменяя порядок слов или используя знаки препинания. Какой способ более удобен в телеграмме?

    Работа со стихотворением, смысл которого искажён из-за того, что в нём нет запятых.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поёт салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Вторая команда получает другое стихотворение.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют.

Жетоны команды получают за правильно поставленные запятые.

    Работа команд с текстом Л.Н.Толстого «После бала». Найти быстрее предложение, в котором больше всего знаков препинания - страница 130 – 131 учебника чтения 8 класса. За быстроту – жетон.

    Подведение итогов конкурса.

Какой же вывод мы сделаем из всей проделанной сегодня работы. Нужно ли использовать знаки препинания.

Выводы ребят.

Учитель подводит собственный итог.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не

происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого – нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Так давайте же не уподобимся этому человеку, а будем пользоваться всеми знаками пунктуации!

Награждение победителей и участников конкурса.

1. О словах, которые помогают спрашивать, рассказано в стихотво- рении С. Маршака: Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, – Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где. На самом деле их не шесть, а гораздо больше. Вспомните их. Назови- те слова, выражающие одновременно вопрос и удивление. *2. «Точку поставить легче всего,» – наверное, думаете вы и с «лёг- костью в мыслях необыкновенной» ставите её часто не там, где нужно. Расставьте точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмасс посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи 101 прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят. *3. Расставьте точки в следующих текстах: Едят там вилками компот там пьют из чашки бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкий суп с фасолью в тарелках всё там варят с солью В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. 4. На чём держится предложение? – «Это совсем нетрудно», – скажет кто-то из вас. Посмотрим, так ли это. Найдите грамматические основы в следующих предложениях: 102 1. Всё понятно старику, Старику часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «Ку-ку!» (С. Михалков). *2. Хозяин твой и мил, и знаменит. И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. (С. Есенин). *3. Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. (А. Пушкин). *4. Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский). *5. Овраг, где протекала река, был так глубок, что ре- бята не могли видеть лес. Наш город украшает зелёный парк. Поднявший меч от меча и погибнет. 5. Если подлежащее или сказуемое «не откликнулось»? Как называ- ются такие предложения? Найдите их в текстах: I. 1) Одна ласточка не делает весны. 2) После драки кулаками не машут. 3) Торопливым людям не хватает мудрости. 4) Дело мастера бо- ится. 5) Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. 6) Ночь. Темнота. Мерцающие вдалеке огни. 103 *II. 1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное ут- ром проверяй вечером. 3) Смелость города берёт. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть. 6) Клин клином вышибают. 7) Селёд- ка соли не боится. 8) Соль едят во всём мире. 9) Огонь маслом не залива- ют. 10) Два медведя в одной берлоге не уживутся. *III. 1) Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. 2) Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. 3) Свободный труд – вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. 4) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. 5) Что бы ни случилось, не теряй бодрости. *IV. 1) Тот, кто обуздал гнев, победил сильного врага. 2) Лишь тот, кто ночью переправляется через реку, оценит ясный день. 3) Есть не- большая птичка, которая мирно сосуществует с крокодилом. Она выклё- вывает остатки пищи, которые застревают у него между зубов. 6. Может ли подлежащее состоять из 5–8 слов? Докажите свою точку зрения. *7. Найдите многословные подлежащие в этих предложениях: 1) И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. 2) Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят. 3) Очков с полдю- жины она себе достала. 4) А шквал унёс в море десятка два шлюпок. 5) Меня окружат тысячи удивлённых глаз… И потянутся ко мне тысячи тёплых ладошек. 8. Объедините в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл. Постройте предложения, в которых бы фразеологизм был каким- либо членом предложения. В случае затруднения пользуйтесь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова. 104 I. 1) Клевать носом неожиданно 2) Как снег на голову медленно 3) Вылетело из головы дремать 4) В час по чайной ложке забыл *II. Выполните то же задание: 1) Повесил нос обманывал 2) Держал язык за зубами приуныл 3) Вставляет палки в колёса помалкивал 4) Надул губы догонял 5) Пускал пыль в глаза обиделся 6) Наступал на пятки хвастался 7) Втирал очки мешает 8) Зуб на зуб не попадает поправился 9) Сделал из мухи слона надоело 10) В зубах навязло преувеличил 11) Нашёл дорогу к сердцу замёрз 9. Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару: 1) О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него ……… гора с плеч свалилась. 2) О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него …… зуб на зуб не попадает. 3) О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него…… пятки сверкают. 4) Если человек испытывает большое облегчение, то говорят, что у него……. душа ушла в пятки. 5) Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он……. сбился с ног. 105 6) Если человек утомился от хлопот и беготни, то говорят, что он……. сел в калошу. Что представляют собой отрывки предложений, находящиеся спра- ва? 10. Исправьте ошибки. Объясните, какой из четырёх типов ошибок допущен в каждом примере: 1) Пропущена именная часть в составном именном сказуемом или указан только глагол в неопределённой форме, входящий в это сказуемое. 2) Не обнаружен глагол в неопределённой форме, входящий в со- ставное глагольное сказуемое. 3) Подлежащее не найдено или перепутано со второстепенным чле- ном; с именной частью составного сказуемого. 4) Именное составное сказуемое без глагола-связки перепутано с оп- ределением. Ведь каждый день над нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей. Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. *Богатство языка есть богатство мыслей. Старайся перелистать и пересмотреть на своём веку возможно больше разных книг. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. 11. «Лукавая запятая». Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рука- ва выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только пе- ред этими словами, а в третьем – вообще не стоит? Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки. Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. 106 Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание ново- го проекта. *Проверьте себя в других предложениях: Раскрыв рот, он подставил его под струю холодной воды. Говорил он ладно и складно, и все слушали его раскрыв рот. Знаешь ли ты, зачем я прискакал сюда сломя голову вчера поутру? Гусары! Возьмите его! Да сказать нашему лекарю, чтоб он перевя- зал ему рану и берёг его как зеницу ока. За него дрожу, как за зеницу ока, чтоб конфетной не был красотой оболган (В. Маяковский). 12. На «глоком» языке. Однажды академик Л. В. Щерба предложил студентам разобрать та- кое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бок- рёнка. Попробуйте разобрать его и вы. Какими частями речи выражены члены предложения в нём? *Разберите ещё предложения на этом «глоком» языке: Молясный болодильник перемехал кувицу. Помалее провекнули перетяющиеся бредолаги. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу. (Г. Г. Граник. С. М. Бондаренко). 13. Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко в книге «Секреты пунктуации» рассказывают, что «следом» исчезнувшей связки есть является тире меж- ду подлежащим и сказуемым. Например: Надежда – мой компас земной. Но этот «след» остаётся не всегда. Ср.: Голова без знаний как фонарь без свечи. Попытайтесь сами установить, в каких предложениях этот «след» (тире) есть, а в каких – нет: 107 Доброе начало половина дела. Семь загадочное число. Человек неучёный что топор неточёный (Посл.). Сады сажать жизнь украшать. Не уметь хорошо выражать своих мыслей недостаток. Берёзки в лесу точно девушки в белых сарафанах. Детские глазёнки будто цветы в поле. Сердце не камень. Курганы в степи словно спелые арбузы. Мелкий осенний дождь вот сущее бедствие для рыболова. *Ум одежда, которая никогда не износится. За горою есть ещё горы, за мудрецом есть ещё мудрецы. Тучам солнце не закрыть, войне мира не победить. Многие змеи вовсе не ядовиты. Много звёзд украшение неба, много знаний украшение ума. Деревенские дети это очень любопытные существа. Глубокая ночь тиха, знающий человек скромен. Её глаза точно озёра. Дружба с хорошим человеком лунный свет, дружба с плохим змеи- ный яд. Хотеть значит мочь. Наскоро делать переделывать. У лжи ноги коротки. 14. Прочтите выразительно следующие стихотворные отрывки, за- метьте, где в них пропущены слова. «Прислушайтесь» к паузам. Расставьте в отрывках знаки препинания. Вспомните, как называются такие предло- жения. 108 Медь откликается Корочка хлеба Звоном, Хрустом, Дерево Дождик Шумом зелёным, Лепетом грустным. (О. Дриз). *Дерево славится плодами, а человек трудами. Стирка очищает одежду, разговор сердце В беде храни мужество, а в довольстве скромность. Вещь хороша новая, а друг старый. Гвоздь бережёт подкову, подкова коня, конь храбреца, храбрец от- чизну. 15. Таинственное число семь. Чтобы по ходу письма быстро «улавливать» деление сложного пред- ложения на части, нужно научиться быстро осуществлять синтаксический «счёт в уме». Тогда будут правильно поставлены знаки препинания. Сосчитайте количество частей сложных предложений (тексты даны без знаков препинания) и расставьте знаки. Сколько частей вы обнаружи- ли? Ревёт ли зверь в лесу глухом Трубит ли рог гремит ли гром Поёт ли дева за холмом На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А. Пушкин). *Гремела атака и пули звенели И ровно строчил пулемёт И девушка наша в походной шинели Горящей Каховкой идёт. (М. Светлов). 109 *Вот уж снег последний в поле тает Тёплый пар восходит от земли И кувшинчик синий расцветает И зовут друг друга журавли. (А. Толстой). 16. Синтаксические «карлики». Замечали ли вы, что в сложных предложениях часто бывают синтак- сические «карлики» – коротенькие предложения, состоящие из одного – трёх слов, которые легко пропустить. Настройтесь, пожалуйста, на поиски «затерянных карликов» в следующих предложениях. Знаки препинания не расставлены, чтобы они не были для вас подсказкой. Известно что участники первых лунных экспедиций подверглись по возвращению из космоса многодневному карантину чтобы не занести на землю «лунные микробы» однако на Луне никаких микробов не оказалось. Любопытно что в прошлом веке во многих странах Западной Евро- пы новогодний Дед Мороз не был таким весёлым добряком каким мы его знаем теперь. Считается что вьетнамцы становятся на год старше в день Ново- го года а день их действительного рождения не принимается во внимание. Рассказывают что в старину если на Новый год на улице появлялся трубочист люди бежали за ним чтобы испачкаться сажей так как это должно было принести счастье. *В задних рядах люди начали вставать чтобы видеть что происхо- дит на сцене. Неизвестно что ещё рассказал бы Глеб Скамейкин про море но в это время к нам подошёл Володя. Казалось что зелень покрылась разноцветными лоскутками. Что было с учителем танцев дальше неизвестно. 110

…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»:


Едят там вилками компот там пьют из чашек бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкой суп с фасолью в тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.


Занимательная задача из пособия А.И. Зарецкого. Расставьте запятые шестью способами в предложении: Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись, среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись, среди ночи, в испуге, вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.