Православие и демократия - не антиподы. Креативный урок «Хранители предания в религиях мира» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики

День рождение Иисуса — самое время для того, чтобы священники и политики напоминали нам о «христианских ценностях», на которых якобы основано наше общество. Они редко объясняют, в чем состоят эти христианские ценности, но считают само собой разумеющимся, что все знают, что это такое. А когда начинаешь с этим разбираться, то выясняется, что это что-то вроде любви к ближнему, иногда похожей на демократию, государство благосостояния и права человека.

Здесь ни в коем случае нельзя умалять такую христианскую деятельность, как работа в больницах, помощь нуждающимся и забота о бездомных. Наоборот, это заслуживает добрых слов. Но это всего лишь небольшая часть христианства.

С точки зрения истории религии можно сказать, что христианские ценности не существуют в строго определенной форме и никогда в таковой не существовали. Самодовольная мантра — это хамелеон, фата-моргана, которая исчезает, как только ее начинают исследовать серьезно.

Христианские ценности определялись различными, иногда радикально несовместимыми способами в зависимости от времени, места и основной христианской ориентации. Вот только шесть примеров.

1) Как и нынешние сектантские руководители, глава своей секты Иисус мог призывать людей бросать свои семьи и отказываться от еврейского богатства (Лука 14,26-27: Марк 10,21). Сегодня главное на Рождество — это день рождения Иисуса, а для датчан Рождество — это праздник семьи и оргия дарения подарков. Не многие пасторы говорят об этом, хотя некоторые призывают к этому во весь голос.

2) На ранней стадии христианства существовало мнение, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Послание Иакова 4,4). На протяжении больших периодов истории церкви естественную природу воспринимали как домен Сатаны. В XIX веке папа Пий IX констатировал: «У человека нет никаких обязательств перед животными». Сегодня папа Франциск настаивает на том, что мы должны оберегать Землю как дар Божий. В наше время дружба с миром стала дружбой с Богом.

3) Согласно Третьей книге Моисеевой 20,13, мужчина, занимающийся любовью с мужчиной, должен быть казнен. Согласно Датскому Закону 1683 года, в котором ощущается влияние лютеранства, виновные в мужеложстве должны были подвергаться «сожжению на костре», и это закон действовал до 1866 года. А с 2012 года гомосексуалисты могут сочетаться браком в датской лютеранской Народной церкви. Нечто вроде поворота на 180 градусов. Однако консервативные христианские фундаменталисты постоянно выступают против этого.

4) Согласно Второй книге Моисеевой 22,17, «ведьма» должна быть наказана смертью. Это имело большое значение в позднее средневековье и во время Реформации. Лютер считал, что «ведьмы» были потаскухами Дьявола, и требовал их смерти. И в XVI, и XVII веках в лютеранских Дании и Норвегии с ними так и поступали. Сегодня большинство христиан считает сожжение людей совершенно несовместимым с христианскими ценностями. Но в прошлом такое сжигание было следствием именно христианских ценностей.

5) Иисус сказал, что нужно возлюбить врага своего (Матфей 5,44). Он мог также говорить некоторым неверным, что они должны умереть, если только они не последуют за ним (Лука 13,1-5). Кроме того, Павел мог следующим образом осуждать нехристиан: «Если кто-то не любит Господа, да будет он проклят!» (Первое послание к коринфянам 16,22). С четвертого столетия, когда церковь заключила фатальный пакт с политической властью, многие христиане сочли законным бороться с «еретиками» и язычниками, используя принуждение и силу. Спасение было ведь делом самих грешников, в противном случае они должны были попасть в Ад.

Контекст

Почему христиане не могут понять друг друга?

The Atlantic 01.11.2017

Христиане должны идти в мир

Le Figaro 09.10.2017

Христиане превратили секс в великий грех

Yle 15.09.2017 В XIII веке появились католические суды инквизиции, которые отправляли упрямых еретиков на костер. Лютер и другие ведущие лютеранские теологи несли факел нетерпимости еще дальше и призывали казнить, в частности, перекрещенцев и богохульников. Терпимость по отношению к другим формам религии, кроме своей, не могла быть оправдана перед Богом, потому что это было то же самое, что терпеть марионеток Сатаны на Земле.

Лишь в XVIII-XIX веках начала появляться смена парадигмы ценностей и законодательства. Сегодня многие христиане считают религиозную свободу христианской ценностью.

6) В Третьем рейхе немецкие христиане протестантистско-нацистского движения считали, что разные расы создал Бог, и поэтому «смешение рас» было бунтом против Бога. Некоторые немецкие христиане считали, что немцы были новым богоизбранным народом, который должен спасти мир, что Гитлер был рупором Бога, и что великолепие Царства божьего пришло в Германию с захватом власти Гитлером в 1933 году. Никак не меньше.

Для немецких христиан антисемитизм и яростный национализм нацистов были воплощением христианских ценностей. Для большинства христиан нашего времени нацизм — это воплощение совершенно противоположного. Самое большое зло.

Тем не менее, сегодня есть очень националистически и антисемитски настроенные христиане с нацистскими взглядами. К тому же тех, кто в наше время больше всего настаивают на том, что Дания — это христианская страна, часто можно найти среди тех, кто очень холодно относится к беженцам.

В заключение нужно сказать, что христианские ценности — это чрезвычайно переменчивое понятие, которое может поддерживать все: от целенаправленных массовых убийств до безусловного самопожертвования. В ходе исторического развития эти ценности время от времени совершают настоящий кульбит и начинают означать совершенно противоположное тому, что они означали ранее. И сегодня можно найти христианские организации, которые, с точки зрения ценностей, отличаются друг от друга как день и ночь.

Дело в том, что христианские ценности сами по себе не являются гарантией чего-либо. Это связано не только с тем, что Библия и история христианства являются феноменами, состоящими из громадного количества разных частей, где можно найти все что угодно. Это также связано с тем, что всегда находятся люди, которые дают этим ценностям содержание и краски. И они это делают, исходя из собственных предпочтений и различных потребностей и идеологий различных общественных режимов.

Нечто подобное отличает и ислам, который сегодня используется для того, чтобы узаконить все возможное: от халифата до демократии, от религиозного насилия до религиозной свободы, от патриархальной дискриминации до равноправия полов. И снова главным в религии является человек.

Особенно характерным для христианства является его способность присваивать все. То, что в определенный момент истории христиане с бешеной яростью осуждали, позже они начинают прославлять. Когда, кстати говоря, все уже поддерживают это.

Это, в частности, относится к демократическому правлению и праву на различные свободы. Да, некоторые христиане сегодня воспринимают их как основные христианские ценности. Они мало себе представляют, что демократическое правление и право на различные свободы находится в резком противоречии с главной частью Библии и историей христианства.

Всем хорошего зимнего солнцестояния.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции. Духовная и материальная помощь нуждающимся - органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших цивилизаций, важная часть идеологии и практики различных конфессий.

Социальные функции религии (религиозных организаций):

  • · морально-психологическая поддержка страждущих,
  • · успокоение отчаявшихся,
  • · смягчение социальной напряженности,
  • · улаживание этнических и национальных конфликтов,
  • · нейтрализация общественных язв и неурядиц,
  • · миротворческая,
  • · воспитание морально-нравственных качеств в обществе,
  • · материальная поддержка (милосердие, благотворительность и т.д.)

Религия - система нравственных предпочтений, норм и заповедей, тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. По своему содержанию всякая религиозная мораль - выражение интересов общества, ее действительной основой являются социально-исторические условия. Религия возникла с момента объединения людей в племена, общности, когда стояла необходимость объединения с целью борьбы с бедствиями, врагами. Объединяющая роль религии, основанная на вере в Бога, управляет судьбами людей и требует исполнения заповедей. В средние века роль церкви усиливается, тем самым она берет на себя попечительство и поддержку страждущих.

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе - невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Издавна церковь создавала приходские попечительства - форма организации благотворительной деятельности в России, соединяющая конфессиональные и светские начала. Устраивались богадельни, «убогие дома», «скудельницы», ремесленные школы, больницы, школы. Из церковной казны выделялись деньги на нужды обездоленных, устраивались приюты. В последнее время российские конфессиональные организации активизировали свою социальную активность. Для координации деятельность Православной церкви при Московском патриархе создан специальный отдел по церковной благотворительности и соц. служению. В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Основная проблема на сегодня - налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций, координация их деятельности, совершенствование правовой базы.

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей.

Здоровый индивидуум и здоровое общество - это синонимы. Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое "здоровый образ жизни"? На наш взгляд, здоровый образ жизни - это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

  • · изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
  • · исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
  • · хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эндорфинами, которые образуются в организме человека;
  • · увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;
  • · половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла.

Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди - атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.

Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих принципиальных положений:

  • 1. Одной из причин глубокого кризиса современного состояния человека, отягощенного грузом разнообразных болезненных состояний: сердечно-сосудистых, психических, наркотических, алкогольных и других является духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров.
  • 2. Здоровье человека, его телесно-духовная ценность является тем краеугольным камнем, на котором строятся совместные усилия медицинских, образовательных, спортивных учреждений и религиозных объединений по формированию ценностного отношения к здоровью.
  • 3. Насущными задачами в деле налаживания сотрудничества государственных структур и религиозных объединений являются:
    • - создание по необходимости в медицинских учреждениях условий для проведения религиозных обрядов;
    • - расширение благотворительной помощи со стороны религиозных объединений;
    • - ознакомление медицинских специалистов с религиозными основами биоэтики;
    • - координация действий верующих медиков по обмену опытом в оздоровительной и лечебной деятельности.
  • 4. Особая необходимость диалога между медициной и религией вызвана биоэтическими проблемами: контрацепции, трансплантации органов, генной инженерии, клонирования, эвтаназии и других. Решение их должно осуществляться на основе свободы выбора личностью тех методов воздействия на организм, которые не противоречат её религиозности.
  • 5. Для поддержания здоровья личности и народа в профилактических мероприятиях насущной задачей является создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом, исключающем допинговую соревновательность.
  • 6. Сохраняют актуальность и вопросы гарантирования безопасности от использования оккультных, зависимых состояний, недопущения использования лечебных практик без соответствующего медицинского сопровождения,
  • 7. При оказании религиозно-ориентированной помощи больным и в профилактической работе важно обеспечить межконфессиональное согласие, не превратить это благое дело в источник распрей и вражды. И главным рецептом от этой болезни нетерпимости является учет интересов всех сторон.
  • 3. СВОБОДА СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающимися взаимоотношений между людьми, придерживающихся различных мировоззренческих ориентации, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями и их отношения с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими. Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до предела. Однако в общественной жизни страны в постсоветский период отчетливо проявляются тенденции к конфронтации, претензии одних на исключительное положение в государстве на правах «религии большинства», «господствующей в данном регионе религии», попытка создания политических объединений по вероисповедальному признаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеет место также стремление использовать властные структуры государства для борьбы с ведущими активную миссионерскую деятельность нетрадиционными для России религиозными организациями: католицизмом, кришнаизмом, мунизмом и т. д.

Определенные проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Можно даже сказать, что на место «воинствующего атеизма» приходят элементы «воинствующего клерикализма», которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения. Подобные рецидивы встречаются в деятельности Русской православной церкви, но особенно широкое распространение получили в регионах традиционного распространения ислама, ламаизма. Так, в частности, предпринимаются попытки поставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких как «Закон Божий», «Основы религии», изучение которых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих ориентации: неверующие, представители различных вероисповеданий -- ислама, иудаизма, православия и т. д.

Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть -- это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы совести означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовной жизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации. Реализация принципа свободы совести означает признание необходимости установления в социальном взаимодействии в межличностных взаимоотношениях и в отношениях с властью принципа толерантности (терпимости).

В условиях сакрализованных обществ духовная жизнь человека целиком формировалась на основе той или иной религии. И проблема совести была исключительно религиозной проблемой. Поэтому исторически вопрос о свободе совести сформировался как вопрос о праве человека на выбор того или иного вероисповедания, на основе которого он мог формировать свои нравственные принципы. Таким образом, первоначально свобода совести означала свободу вероисповедания. Борьбу за эту свободу в течение длительного времени вынуждены были вести люди, оказавшиеся по тем или иным причинам под властью людей, государственных структур, навязывающих им иное, чуждое им вероисповедание. Такую борьбу, например, вели евреи, когда их территория была покорена римлянами. Христианство в Римской империи на первых порах было запрещено. И христиане, если они he отрекались от своей веры, подвергались гонениям. Раннехристианские мыслители -- апологеты, отстаивали право для своих сторонников исповедовать христианство наравне с другими религиями.

Ситуация изменилась после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи, а, затем, и других государств Европы. В средневековой Европе католическая церковь была нетерпима ко всякому иноверию и жестоко преследовала его, не останавливаясь перед физическим уничтожением так называемых «еретиков». В России в течение длительного времени существовала аналогичная ситуация. В «Уложении» от 29 января 1646 года царя Алексея Михайловича в главе 1 о богохульниках и церковных мятежниках говорится: «Будет кто иноверцем, какие ни буди веры или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и спася нашего Иисуса Христа или на рожденную его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на святых Его угодников: и про то сыскивати всякими накрепко. Да будет сыщется на то допрямо, и того богохульника, обличив, казнити, сжечь». И мы знаем, что это «Уложение» и другие законодательные акты в полной мере применялись в отношении старообрядцев, отказавшихся принять нововведения Русской православной церкви. Таким образом в Средневековой Европе отклонение от господствующей веры рассматривалось как опасное государственное преступление.

Идеология Эпохи Возрождения в качестве одного из своих важных принципов содержала принцип веротерпимости. Практическое же воплощение этих принципов началось в эпоху Реформации. В знаменитых 95 тезисах М. Лютера уже содержится по существу принцип свободы совести как свободы выбора вероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, вольной проповеди, свободы религиозных союзов. Принцип свободы совести получил свое теоретическое обоснование и развитие в работах философов Нового времени. Английский философ Джон Локк в своих письмах о веротерпимости выдвинул требование отделения церкви от государства. По его мнению, государство должно предоставить людям право религиозного самоопределения, оно не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от определенной принадлежности к религии. Французский мыслитель Ф. Вольтер в 1763 году провозгласил, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы и никто не может принуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Эти идеи получили законодательное закрепление во французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787) и американском Билле о правах (1794).

Россия позже других стран Европы пошла на признание принципа свободы вероисповедания. В «Своде законов Российской империи» изданных в 1875 году, все религии на территории страны делились на три группы государственная (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» -- духоборы, молокане, иудействующие, скопцы, иконоборцы). В «Уложении о наказаниях» особым видом государственного преступления объявлялось отвлечение и совращение из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей и расколов. К виновным в этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь.

Внеисповедное состояние государством вообще не признавалось. В 1894 году к числу запрещенных религий причислены и так называемые «штундисты» -- русское наименование баптистов и евангельских христиан. Их вероисповедание было объявлено вредным, а их молитвенные собрания запрещены. После Февральской революции постановление от 20 марта 1917 года «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» и постановление от 17 июля 1917 года «О свободе совести» были отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием: на жительство, передвижение, приобретение права собственности, занятия ремеслами, торговлей, промышленностью, поступлением на государственную службу, на учебу, участие в выборах и т. д.

Под свободой совести по-прежнему понимались свобода выбора вероисповеданий. При этом, постановления Временного правительства оставляли неизменным господствующее положение Русской православной церкви по отношению к другим религиозным организациям на том основании, что православие является религией большинства населения России. Внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось.После Октябрьского переворота и установления Советской власти был принят Декрет от 23 января 1918 года 06 отделении церкви от государства и школы от церкви») В этом Декрете впервые провозглашалось, что все религии должны быть в равном положении и что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Таким образом, в этом документе впервые принцип свободы совести получил современную форму -- он означал не только свободу выбора вероисповедания, но и свободу не исповедовать никакой религии.

Из изучения истории, да и из самой жизни, мы знаем, что декларация о свободе совести в СССР в значительной мере оставалась декларацией. Ее провозглашали все конституции Советского государства, а принимавшиеся в дополнении к конституциям правовые акты в значительной мере ограничивали реальные возможности религиозных организаций, содержали многочисленные запреты. Вопреки конституционным гарантиям, государство вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций, стремилось оттеснить верующих граждан на периферию общественной жизни. В реальной практике существовали большие ограничения на различные формы деятельности для верующих людей, религиозных активистов. Для них практически была закрыта возможность карьеры в организациях управления, в армии, в системе образования, здравоохранения и т. д. Как отмечают историки-исследователи советского периода Российского общества, в идеологии и практике Советского государства был реализован так называемый «государственный атеизм». Однако, давая отрицательную оценку практике реализации свободы совести в СССР, следует признать положительное значение той новой трактовке принципа свободы совести, которая декларировалась в официальных документах. Эта трактовка в последующем получила свое закрепление в ряде международных документов и стала основой для признания принципа свободы совести в таком виде всем мировым сообществом.

свобода вероисповедание философский картина

Комбинированный урок : «Хранители предания в религиях мира».

Решаемая проблема : Кто такие хранители предания и что они хранят?

Цели :

Сформировать представление о хранителях религиозных мировых культур, их роли в сохранении религиозных традиций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религией, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; учить детей выявлять проблемы и формулировать главную мысль текста; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Развивать умение работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;

Осознание ценности нравственности, духовности в человеческой жизни;

Воспитывать терпимость и уважение к людям, отличным от нас, привить интерес к мировой истории; воспитание гражданственности, уважения к предмету.

Планируемый результат :

Предметные: создать условия для знакомства учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа; создать условия для формирования понятий: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама.

Личностные: организовать деятельность, направленную на формирование толерантного, уважительного отношения к мировым религиям.

Метапредметные: организовать совместную поисковую деятельность, направленную на развитие навыков сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста.

Межпредметные связи Литературное чтение, русский язык

Ресурсы : Компьютер, проектор, интерактивный комплекс, презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях

Организация пространства: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.

1. Блок мотивации . Выставка книг у доски (Коран, Библия, Евангелия).

Кто дома рассказал родственникам о священных книгах религий мира?

Что особенно заинтересовало родных в твоем рассказе?

Какая священная книга вас самих заинтересовала больше всего?

Есть ли священные книги у вас дома? Какие?

Где вы могли видеть священные книги?

Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет?

У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске - таблички с надписями «Христианство», «Ислам», «Иудаизм», «Буддизм».

Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках.

(Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда «Три корзины», Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, «Пятикнижие Моисея», Джабраил.)

2. Блок основного содержания .

Работа с понятиями: «хранитель», «жрец», «служитель», «духовенство ».

Чтение текста в учебнике на стр.22

Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции. Древние ритуалы, передавали их своим потомкам, учили их священным правилам (заповедям), согласно которым следуют жить. Эти люди и были хранителями традиций. В древности их называли жрецами, служителями. Так они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учеными, знахарями, прорицателями. С течением времени преемником жрецов стало духовенство.

Духовенство - профессиональные священнослужители той или иной религии. Священнослужители являются толкователями божьих законов, возносят молитвы за людей перед богом, регулируют отношения между людьми, учат людей жить по заповедям. Они являются посредниками между высшими силами и человеком.

3. Блок исследования.

Работа в группах.

Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте её и выполните задания.

Задание для 1 группы. (учебник стр. 22)

  1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций.
  2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.
  3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

*Как верующие евреи называли хранителей предания?

* Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции?

Задание для второй группы. (учебник стр.22)

1. Прочитайте статью «Христианские священнослужители».

*Кто является хранителем предания в христианском учении?

Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

Задание для 3 группы. (учебник стр.23)

1.Прочитайте статью «Мусульманская община».

2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Как в исламе называется церковная организация?

* Кого мусульмане называете «имамом», а кого «хафизмом»?

Задание для 4 группы. (учебник стр.23)

1.Прочитайте статью «Буддийская община».

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Что в буддизме называется «сангхой»?

* Кто хранит религиозные традиции буддистов?

3. Проверка-выступления детей

4. Блок психологической разгрузки.

Тренинг «Импульс»

Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс.

5. Блок творческого разогрева.

1. Задание: просмотр и комментирование иллюстраций в учебнике. Стр.22-23.

2. Задание: заполните таблицу. Хранители предания в религиях мира.

Таблица 1

Проверка самостоятельной работы

Задание: составьте четыре предложения по данным иллюстрациям, используя слова, с которыми вы познакомились на том и предыдущем уроках. Запишите предложения в тетрадь

6.Блок резюме.

Продолжите предложения:

* Сегодня я познакомился (узнал)….

* Самым интересным для меня …

* Мне непонятно…

* Я ещё хотел бы узнать…

Можно составить синквейм

«Хранители предания»

Таблица 2

Организационная структура урока

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

I . Организационный

Настроить учеников на учебную деятельность

Тренинг «Импульс»

Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу.

Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс.

(В классе создан благоприятный психологический настрой).

Личностные :

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи.

II . Проверка

домашнего задания

Проверка усвоения материала;

развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.

1.Интерактивная игра «Тест ногами» (работа в парах).

2 .Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже (слайд 3).

Учащиеся раскладывают карточки по столбикам.

Учащиеся проверяют свои работы.

Личностные:

понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, выступают в диалог, обмениваются мнениями.

lll . Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Есть такое слово «хранитель ». Давайте разберем его, а для этого вспомним, от какого слово она произошло.

От какого слово оно образовано?

Что оно обозначает?

Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек?

Ребята перечисляют родственные слова (хранить, хранение, охрана и т.д.).

От слова «хранить»

Хранитель - это человек, который что-то бережет, хранит.

Это люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции, ритуалы, предания, передавали их своим потомкам, учили их священным правилам, согласно которому следует жить

Познавательные:

Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

lV . Формулирование темы и цели урока

Развитие умения анализировать делать вывод;

развитие мышления и грамотной речи учащихся;

воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству).

2. - Посмотрим на фотографии

(слайд 4).

- Ктоизображенна них?

Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия, как жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама.

В церкви, по телевизору…

Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение.

Мудрецы, монахи…

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации.

Личностные:

проявляют уважительное отношение к истории и культуре других народов.

IV . Изучение нового материала

Познакомить с понятиями:

жрец, духовенство, раввин, умма, епископ, имам, мулла, хафиз,

сангха, лама;

развитие умения анализировать, делать вывод;

развитие мышления и грамотной речи уч-ся;

воспитание уважения к профессиональным священнослужителям

1.

Учащийся разбиваются на группы и читают заданный раздел учебника.

Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают в Словарь терминов новые слова: жрец, раввин, епископ, диакон, иерархия, умма, имам, сангха, лама.

Иудейская культура.

Раввин (учитель) - в иудаизме ученое звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы. Присваивается после получения еврейского религиозного образования. Это звание дает право возглавлять общину и быть членом религиозного суда.

В христианстве духовенство составляют три ступени священства, которые образуют иерархию.

Епископ ( архиерей)- высший чин в церкви. Он получает высшую степень благодати. Они могут совершать все таинства и все церковные службы. Они могут не только совершать обычное богослужение, но и посвящать в священнослужители.

Священник (иерей, пресвитер)- второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу.

Диакон - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но совершать их не могут.

Подниматься по ступеням иерархии можно только последовательно, начиная с самой низшей: диакон, священник, епископ.

Все мусульмане - это большая единая община (умма ). Возглавляет ее имам.

Имам - (предводитель)- в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы

(определенные службы, ритуалы). Во время общей обязательной молитвы выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет. Отличия в одежде имама - белый тюрбан и белые рукава.

Мула - арабское мусульманское духовное звание, аналогичное званию имама; настоятель мечети.

Хафиз - человек, знающий Коран наизусть.

Буддийская община называется сингха (собрание). Так называют всех верующих буддистов, а также буддийских монахов. Это люди отказались от всех жизненных благ, живут только на пожертвования других людей и носят специальные оранжевые одежды.

Лама - это учитель, который ведет верующих по пути, указанной Буддой.

Выступление одного из ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией

Коммуникативные: учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные:

осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир его органичном единстве.

Познавательные:

поиск и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные:

ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

V . Физкультминутка

Включаем физкультминутку.

Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем.

VI .

Первичное закрепление (3мин.)

Закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

Беседа (слайд 10).

Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

Как называли служителей в древних религиях?

Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

Что в переводе с греческого обозначает слово «надсматривающий»?

Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т.д.

Чтобы не потерялись никакие традиции.

Жрецами.

Раввинов.

Епископ.

Мулла, хафиз, имам.

Познавательные:

осуществляют логические действия.

Регулятивные:

осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

VII . Самостоятельная работа

Способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся; развивать навыки самостоятельной работы с учебником.

И белые рукава.

Имам ведет в молитве прихожан. Каир , Египет ,1865 год .

Хали́ф (араб. خليفة‎‎, наместник, заместитель) - название самого высокого титула у мусульман . В разные времена взгляды на его содержание были разными. Слово халифат (араб. خليفة‎‎ - Khalīfah - «наследник», «представитель») - означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630-1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама . Для Омейядов и Аббасидов халиф - это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам .

Мулла́ (араб. المُلَّا‎‎ /аль-мулла/ от араб. مَوْلَى‎‎ «наместник; хранитель; хозяин»; перс. ملّا‎, тур. Molla, чеч. Молла, узб. Mulla, индон. Mullah) - арабское мусульманское духовное звание богослова (улемы ), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза ), хадисы и нормы шариата . У суннитов часто употребляется как синоним звания имама , избираемого главы общины верующих. У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов ). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция - лишь толкование Корана и вопросов веры. На Кавказе муллой также называют муэдзинов , «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов ) или Муллой-эффенди(у суннитов).

Му ллы на приёме у шаха Сафави

Система раввинских должностей образует иерархию, высшая ступень - ашкеназский и сефардский верховные раввины; за ними следуют судьи (даяним ) Высшего апелляционного суда, затем - даяним региональныхбатей-дин , многочисленные раввины (наблюдающие за кашрутом , за миквами и т. п.), региональные раввины, назначаемые местными религиозными советами, и, наконец, раввины синагог.

Раввин , иллюстрация Татьяны Дорониной.

Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось ранее. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Любая религиозная система подразумевает наличие Бога - некоей абсолютной истины, творца всего сущего; всеведущего высшего разума, управляющего миром; всеобщего мирового начала . Бог является главной религиозной ценностью и главной целью. От Бога исходят указание человеку стратегии поведения и контроль над ее исполнением и волеизъявление, которому человек должен покориться, а в случае непокорности будет наказан. Соответственно, обязанностями верующего является исполнение воли Бога, соответствие Божественным законам.

Все многообразие религиозных ценностей - в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для приближения к Богу, следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Бог выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога.

Религиозные ценности можно условно разделить на две группы: источники религиозной морали и собственно нормы религиозной морали и нравственности. К первой группе относятся Бог, закон Божий, церковь, Священные Писания и т.д. Также сюда можно отнести веру, свободу и прочее, т.к. они предполагают исполнение морально-нравственных обязанностей: следование долгу, ответственность и т.д. Религиозная мораль - это совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. По сути, она представляет собой регламентированные в писаниях парадигмы сознания, правила и образцы поведения, приближающие человека к Абсолюту.

Воплощаясь в жизнь, принципы религиозной морали становятся нормами поведения и восприятия мира. Так, известный психоаналитик Отто фон Кернберг выделяет следующие продукты ценностей зрелой религиозности:

Строгий запрет убийства, продолжающий и опирающийся на запрет отцеубийства и детоубийства;

Запрет инцеста в самом широком смысле. Он включает регулирование сексуальных отношений, охраняющее любовь и супружеские пары;

Уважение к правам других людей и терпимое отношение к неминуемым проявлениям примитивной агрессии, зависти, жадности и корыстолюбия;

Способность не стать рабом своих чувств;

Терпимость, доверие и надежда на "лучшее" и "хорошее", не закрывая при этом глаза на "злое", не отрицая его;

Доверие к высшей моральной власти или высшему моральному принципу, соответствующему общему идеалу человечества;

Работа и творчество (креативность) как вклад в создание "доброго" и "хорошего";

Развитие стремления вновь исправить нарушенное или разрушенное, стремление к реанимации;

Борьба против разрушения.

Сделаем попытку выделить особенности религиозной системы ценностей:

§ Всеобъемлемость. Религиозная система ценностей, наряду с ориентацией на высшие духовные материи, включает также и регуляцию «мирской» жизни.

§ Универсальность. Религия создает ценности, общеобязательные для всех людей независимо от их социального положения, материального достатка и прочих мирских характеристик. Кроме того, религиозные предписания распространяются на все сферы человеческой жизни.

§ Статус аксиом. Религиозные ценности не требуют доказательств, так как имеют Божественное происхождение.

§ Наличие конечной цели. Конечной целью в религиозной системе ценностей является Бог. Следовательно, выполнение правил религиозной морали осуществляется не ради самого выполнения, а ради удовлетворения Бога и, в конечном счете, приобщения к Нему.

§ Выход за рамки материальных нужд. Религия наделяет жизнь духовным смыслом, дарует высокое предназначение, утверждает стремление к вечному.

§ Градация ценностей. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» -- от земных и обыденных до божественных и небесных.

§ Тенденция к консервации ценностей и культурных традиций. Поскольку ценности, данные Богом, абсолютны и идеальны, то, следовательно, они не должны подвергаться изменениям.

§ Ответственность перед Богом. В отличие от других систем ценностей, в которых предполагается ответственность только перед собой и социумом, религиозная система оперирует понятием «грех» (грех рассматривается как нарушение предписываемых норм) и подразумевает наказание «свыше».

§ Возможность искупления греха раскаянием. Человек, нарушивший религиозную норму, имеет возможность реабилитироваться.