Преподобный феодосий кавказский. Святой преподобный Феодосий Кавказский Чудотворец

В 1932 году в городе Минеральные Воды на юге России появился странный старик. Ему уже было за девяносто лет, а он ходил босиком, одетый в цветную рубашку с яркими цветами, и под насмешливые взгляды прохожих играл с детьми, откликаясь на прозвище Кузюка. Многие знали, что старик этот вернулся из тюрьмы; почти все считали его сумасшедшим. Но мало кто знал, что под обличьем юродивого скрывался знаменитый старец иеросхимонах Феодосий Кашин, один из деятелей Союза Русского Народа, настоятель монастыря Положения пояса Богоматери на Афоне, ученый монах, свободно говоривший на четырнадцати языках.

На милостыню, которую ему подавали, юродивый покупал конфеты и раздавал их детям. Он кормил хлебом птиц, строго приговаривая: "Пойте, только Бога знайте". Мог и кошкам насыпать крошек: "Ешьте, только с молитвой". Глядя на это, люди только качали головой: "Совсем из ума выжил старик".

Наступил 1941 год, началась война. Немцы подступили к Минводам. Как-то Кузюка в своей цветной сорочке подбежал к детскому саду и закричал: "Гулю-гулю, деточки, бегите за мной, бегите" - и побежал в сторону, высоко задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их, выбежали воспитатели. Через минуту раздался взрыв: в здание детского сада угодил немецкий снаряд. Но никто не пострадал, всех спас юродивый.

Иеросхимонах Феодосий Кавказский, Христа ради юродивый, умерший в городе Минеральные Воды в 1948 году, прожил сто семь лет! Он родился 3 (16) мая 1841 года на Пермской земле, в бедной крестьянской семье Кашиных. Мальчика назвали Федором. С юных лет он интересовался богослужением, любил молиться и с восторгом слушал жития святых. Маленький Федя удалялся в лес, где стоял большой камень, залезал на него и молился, подражая великим святым.

Очень рано Федор почувствовал призвание к монашеской жизни. Мальчиком он ушел из дома, каким-то образом попал в Грецию. Там он явился в афонский монастырь Положения пояса Богоматери и попросил принять его. Юный послушник удивлял всех своей серьезностью и глубокой сосредоточенностью на молитве.

Первое время братия монастыря очень притесняла его. Отец Софроний Сахаров писал, что на Афоне монахи подвергаются одному сильному искушению. "Все эти люди принесли жертву, имя которой: "мне мир распялся, и я миру" (Гал. 6, 14). После этой жертвы, не достигая искомого, монах подвергается особому искушению - духовной зависти, подобно тому как Каин, видя, что жертва брата принята Богом, а его отвергнута, от зависти дошел до братоубийства, и монахи если не убивают своего брата физически, то нередко создают для него чрезвычайно трудные духовно условия".

Должно быть, инокам обители тоже трудно было видеть, как юный послушник быстро преуспевает в молитве и других духовных деланиях. В четырнадцать лет он совершил первое чудо - исцелил от недуга беснования жену важного русского чиновника. С иконой Казанской Божьей Матери юноша отправился на пароход, где находилась больная. По его молитвам бес вышел из нее. От вознаграждения Федор отказался.

В 1859 году, восемнадцати лет от роду, Федор был пострижен с монахи с именем Феодосий. Спустя некоторое время молодой монах оказался в Константинополе. Еще через пять лет он прибыл в Иерусалим, чтобы там помогать тысячам русских паломников.

В 1879 году он вернулся на Афон. В 1901 году на Феодосия легли обязанности игумена монастыря. Однако он тяготился обязанностями настоятеля и через шесть лет возвратился в Иерусалим, где принял схиму, а потом вернулся в Россию.

Отец Феодосий поселился на юге России в Краснодарском крае. Здесь он основал пустыньку (маленький монастырь) и выстроил небольшую церковь. В пустыньке было свое хозяйство, козы, пасека. К нему приезжало много людей - он со всеми беседовал на их родном языке. Несколько раз он молча проходил мимо стоящих паломников. Потом начинал говорить, по очереди отвечая каждому на невысказанный вопрос: "Будешь, будешь в монастыре", или: "Благословляю повенчаться", или: "О женитьбе думаешь? Забудь. Один живешь, один и помрешь".

Первое время при советской власти маленький монастырь жил спокойно. Но в 1925 году, освящая воду на Крещенье, отец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя в воду: "Столько здесь рыбок, а останутся только четыре". Что это значило, стало ясно через несколько месяцев: старца арестовали, его духовные дети разошлись кто куда, а в пустыньке остались только четыре женщины. Подробности жизни старца в тюрьме неизвестны.

После тюрьмы он вернулся в Минеральные Воды. Во время войны в Минводах работала медсестрой женщина по имени Елена. Пришло время, когда жизнь совсем стала ей невмоготу: есть нечего, двое детей, сестра-инвалид и престарелая мать. Женщина уже стала думать о том, чтобы избавить себя и родных от напрасных мучений... И вдруг стук в окно. Открывает - там юродивый. Протягивает конфеты: "На вот пока. А хлеб у тебя будет". Всю ночь Елена не спала, а на следующий день пришла к дому старца. "Что же ты надумала, губить четырех человек? - встретил женщину отец Феодосии. - Они были бы в раю, а куда бы пошла твоя душа?". Он велел ей работать и молиться. Потом простился и сказал, что хлеб у нее теперь будет всегда. Скоро слова старца стали сбываться. Для Елены нашлась работа, ей давали хлеб, и семья ее теперь всегда бывала сыта.

Однажды отец Феодосии прибежал на станцию с криком: "Пойдемте на угольный склад, скорее, скорее!". Оказалось, что в эту самую минуту в помещении склада самоубийца уже приготовил себе петлю. Еще несколько минут, и было бы уже поздно.

В доме старца одна комната была жилая, а в другой помещалась домашняя церковь. В своей церкви дедушка Кузюка превращался в строгого старца. Своим духовным детям старец не налагал епитимий, объяснял, как различаются по своей тяжести грехи. "Есть грех по естеству, а есть через естество, - говорил он. - По естеству - это как бы по случайности, если кого осудил, обидел. Вечером почитай "Отче наш", "Богородицу", "Верую", и Господь простит. А через естество - это воровство, убийство, прелюбодеяние и другие тяжелые грехи, их необходимо исповедовать у священника".

В 1948 году священник пригласил старца Феодосия осмотреть только что возобновленную Покровскую церковь. Дело было зимой. Старец, которому уже исполнилось сто семь лет, шел, везя за собой саночки. Около храма он поскользнулся, упал - на тех же саночках его отвезли домой.

8 августа 1948 года старец попросил умыть ему руки крещенской водой, всех благословил и тихо отошел ко Господу. Сотни людей пришли проводить иеросхимонаха Феодосия. Хоронили батюшку на окраине города Минеральные Воды, на кладбище поселка Красный Узел. Многие из присутствовавших на похоронах явственно видели исходившее из гроба сияние...

Преподобный Феодосий, принявший на себя сразу три подвига - монашество, старчество и юродство, был наделен великим даром чудотворений. Люди вспоминают, что однажды по его молитве во время жаркой засухи пошел долгожданный дождь.

Множество подвигов и чудес, совершенных отцом Феодосием, скрыто от нас. Но об одном из них люди до сих пор хорошо помнят. Это произошло в первые годы войны. В Минеральных Водах больница находилась рядом с железной дорогой. Однажды во время налета немецкой авиации увидели отца Феодосия, который, бежал по шпалам с крестом в руке. Он подбежал к стоявшей на рельсах цистерне с бензином, осенил ее крестным знамением и налег, пытаясь сдвинуть вагоны с места, И тут рабочие с изумлением увидели, что вагоны тронулись и покатились по путям! Отец Феодосии катил их дальше и дальше. Раздался взрыв. На путях, где стояла цистерна, появилась большая воронка от снаряда. Трудно даже представить, что бы произошло, если б снаряд попал в цистерну...

После смерти отца Феодосия люди часто становились свидетелями таких необычных явлений, как свет от могилы старца и исходящее от нее тонкое благоухание. Больные выздоравливали, приложившись к могиле старца, помазав больное место маслом из горящей у мощей лампадки, прочитав акафист святому. Исцелялись люди и в источнике преподобного Феодосия.

11 апреля 1995 года на могиле старца Феодосия была отслужена лития, после которой начали вскрывать могилу. Через несколько часов мощи святого были обретены - в костях. На голове святого сохранился головной убор - монашеская камилавка.

Рака с мощами преподобного Феодосия Кавказского в Свято-Покровском храме города Минеральные Воды

Сейчас мощи преподобного Феодосия Кавказского находятся в Свято-Покровском храме города Минеральные Воды. Ежедневно к старцу приезжает множество паломников. Чудеса по молитвам к преподобному Феодосию происходят постоянно.

***

Молитва преподобному Феодосию Кавказскому:

  • Молитва преподобному Феодосию Кавказскому . В восемнадцать лет принял монашество на Афоне, после революции взял на себя крест юродства. "Безумный" старик Кузюка многократно проявлял свою прозорливость, спасал от неминуемой гибели множество людей, еще больше людей направлял к правде и вере, исцелял больных. К преподобному Феодосию Кавказскому молитвенного обращаются за помощью в болезнях, отчаянных положениях, заключении, о вразумлении желающих самоубийства, о даровании веры и терпения, избавления от малодушия.

Акафист преподобному Феодосию Кавказскому:

Канон преподобному Феодосию Кавказскому:

  • Канон преподобному Феодосию Кавказскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Феодосие Кавказском:

  • - Православный форум "Братья и сестры"

Житие и чудеса Преподобного Феодосия Кавказского

Будущий преподобный родился в бедной крестьянской семье в Пермской губернии. Год его рождения спорный - или 1800-й или 1841-й (16 мая н. ст.) . Родители святого, Федор и Екатерина Кашины, нарекли мальчика Феодором. По преданию, повивальная бабка предсказала новорожденному судьбу великого священника, увидев его в "монашеской камилавке". И действительно - с детских лет Федя полюбил молитву. Еще маленьким удалялся он в лес, где проводил время наедине с Богом, молясь на большом камне. Ему даже был голос: "Камень, на котором ты молишься, называется Раев". Был и другой случай, указывающий на то, что мальчик отмечен Богом. Однажды из красного угла вылетел голубь, сел ему на руку, а затем, вспорхнув и описав круг, скрылся за иконами.

Предание говорит, что еще будучи совсем юным, Федя покинул дом и добрался с богомольцами до Афона. Там, у врат обители Положения пояса Богоматери, он попросился войти: "Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду все вам делать". Мальчика пустили, а игумен даже взял его себе в келейники. Путь его был тернист. В четырнадцатилетнем возрасте отрок исцелил одержимую бесом жену генерала. На вопрос, кому же он молится, Федор отвечал: "Золотенькой Божией Мамочке". Для исполнения воинского долга игумен отправил его на родину. Но Федора признали негодным к военной службе и он вернулся в обитель. А в 1859 году молодой послушник был пострижен в монахи с именем Феодосий.

Пять лет прослужил он в Царьграде (Константинополе) в афонском подворье, называемом "Русский странноприимный дом Положения пояса Богоматери". Затем, по преданию, святой служил в Иерусалиме. В 1879 году - возвращение на Афон. В 1901-м, после смерти игумена Иоанникия, Феодосий становится во главе обители. Однако, вскоре сложив с себя обязанности настоятеля, он вернулся в Иерусалим, где принял схиму с тем же именем. Оттуда, вместе со своей духовной дочерью, инокиней Татианой, старец вернулся в Россию, везя с собой драгоценные святыньки.

Устроился отец Феодосий в 27 километрах от станицы Крымской, там, где сейчас располагается поселок Горный, выстроил небольшую церковь, вокруг - келии, завел хозяйство - коз, пасеку. Из недр земных на прежде сухом месте забил родник. В пустыньку потянулись послушницы, среди которых было многих детей, в частности, Люба и две Анны. Одну Анну родители отказались отпустить к старцу. О. Феодосий дал ее матери яйцо: "На тебе Петьку, он будет петь, как Петр отрекся от Господа." Из яйца вылупился драчливый петушок. И действительно, Анна вышла замуж за Петра, драчуна и пьяницу, родила от него двух калек.

Прозорливый старец предвидел и свой арест. "Будете разговляться, а меня с вами не будет. Поезжайте в Минводы, живите там," - говорил он. В 1927 году, на Крещение, в воде появилось много чудесных рыбок, о которых отец Феодосий сказал, что останутся только четыре. (После его ареста в пустыньке осталось только четыре послушницы). Пришедшим его арестовывать старец умыл ноги, накормил. Его отправили в ссылку, куда за ним последовала Люба. Другие послушницы, м. Тавифа и м. Наталия, перебрались в Минводы, где купили небольшой домик. Туда же вернулся после ссылки и о. Феодосий. Там он жил до своей кончины, там же принимал и приходивших к нему людей. Причащал, исцелял, давал советы, некоторых постригал в монахи. Посетители приносили гостинцы, но преподобный брал не у всех. "К Богу пришли?" - спрашивал старец приходящих и нему.

Однажды он спас от самоубийства человека, от которого ушла жена. Жена вернулась. Вассе, жене ростовского коменданта, исцелил отрубленный палец. А свою почитательницу Антонину Порфирьевну Донченко (в схиме - Ангелину) с дочерью Ларисой накормил необыкновенным пловом. "Но вот диво дивное, берем и берем ложками, а кушанье не убывает," - вспоминала она. Во время одного из своих визитов, Антонина никак не могла сосредоточиться на словах старца. Тогда он взял крест и начал ходить вкруговую по комнате, крестя каждый угол. Выгнал беса, тогда она сразу поняла, о чем говорил преподобный: какие сады на небе, реки молочные, реки медовые, какие большие фрукты, какие душистые цветы без ветра качают своими головками, а Ангелочки летают и ножками цепляют за цветочки.

О. Феодосий вылечил от туберкулеза сестру Антонины, Юлю, предсказав ей горькую жизнь в замужестве. Параскеве, их матери, он даже хотел дать постриг, но она не успела приехать и замерзла в лесу.

Многих старец постригал тайно. Григория, военкома Кавказских Минеральных Вод, он постриг вместе с семьей, предварительно обвенчав с женой и покрестив их дочь Зою. Жили тихо, справляя семейной общинкой монашеское правило. Монах Михаил - такое имя получил в постриге военком - и в миру являл собой пример христианской добродетели. Шестнадцатилетнего Федю, будущего епископа Лазаря, святой постриг во иноческий чин, сказав: "Пожалуй, я тебе, Федя, крылышки приделаю". Монахиня Мариамна (в миру - Мария) тоже была пострижена отцом Феодосием. Господь даровал ей разумение славянской грамоты. Болящей Вере Афанасьевне Моза преподобный нарек в постриге имя в честь великомученицы Варвары и часто говорил, что когда умрет, оставит на нее свою паству. Она отошла ко Господу в 1961 году и была похоронена недалеко от могилы старца.

Известно, как о. Феодосий во время войны спас детей. Вбежав в школу, дед Кузюк (так еще называли преподобного), шутками увел детей за собой, а потом на место школы упала бомба. Или еще - вагон на рельсах стоит, а старец толкает его, приговаривая: "Господи, благослови". Подошел патруль: "Что ты, дед, делаешь?" - "Так Божичка повелел". Отец Феодосий ушел, а через некоторое время на то место, где стоял вагон, попала бомба, а в вагоне находились снаряды. Если бы бомба попала в вагон, от города бы ничего не осталось. Антонине Порфирьевне старец предсказал грядущий голод, а потерявшим своих родственников во время войны говорил, живы ли они.

Себя он иносказательно называл "мой дяденька", (последние семнадцать лет жизни он нес подвиг юродства): "Когда мои деточки стоят, мой дяденька отдыхает. А когда мои деточки падают, мой дяденька день и ночь молится за них".

"Нам, детям, говорили: не называйте его батюшкой, он Дедушка," - вспоминала Александра, послушница отца Феодосия. Марию, одну из своих почитательниц, преподобный как-то спросил: "Как ты думаешь, сколько мне лет?" - "Один Боженька знает, я не знаю". - "Истинно говорю тебе и неложно, Господь свидетель, мне тысяча лет". Потом опять говорит: "Как ты думаешь, сколько мне лет?" - "Боженька знает, я не знаю". - "Истинно говорю и неложно, Господь свидетель, мне шестьсот лет". Помедлив немного, в третий раз спрашивает: "Как ты думаешь, Мария, сколько мне лет?" - "Один Боженька знает, я не знаю". - "Истинно, неложно говорю, Господь свидетель, мне четыреста лет". Святых Христовых Таин приобщался он у отца Евгения, тоже афонского монаха, на станции Кавказской.

Однажды зимой, в последний год своей жизни, старец Феодосий упал и сильно ушибся. Его на саночках отвезли домой.

Святой провидел и свою кончину. За три дня до своей смерти он сказал: "Через три дня конец свету". И еще: "Когда хозяин уйдет, все животные будут плакать: и корова, и курочка". Так и сбылось - ревела корова, кудахтали куры, жалобно мяукала кошка. Одна женщина незадолго до его смерти видела облако, а в нем Господь держит душу преподобного. "Я уже был мертв, но упросил Боженьку оставить меня пожить еще немного," - признавался старец.

Летом 1948 года он умер. Хоронили без музыки, зная, что Дедушка этого не любил. От гроба шло такое сияние, что фотографу было трудно снимать. Когда же пронесли гроб до окраины города, подошли четыре красивых юноши, с волосами до плеч, в белых длиннополых сорочках, черных брюках и легких сапожках. Они подняли гроб и несли его без перемены до самого кладбища. Когда стали созывать на поминальную трапезу, оказалось, что юноши исчезли.

Своим духовным чадам старец Феодосий часто говорил: "Кто будет меня призывать, с тем я всегда рядом буду".

Иеросхимонах Феодосий (в миру Кашин Федор Федорович) родился 3/16 мая 1841 года в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Родители его, Федор и Екатерина, были добрые люди, исповедовали православную веру христианскую и жили благочестиво. Тому же учили и своих детей. При рождении Федора повивальная бабка приняла его в рубашке. При этом она сказала родителям: "Будет великий священник, родился в монашеской камилавочке".

Господь от чрева материнского избрал его своим служителем и сподобил его особенных благодатных дарований, так что совсем в малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенцем летами, разумом далеко предвосходил свой возраст.

Благодатный край, украшенный лесами и реками, благотворно действовал и на душу мальчика. Достигнув двухлетнего возраста, Федор воспылал пламенной любовью к Богу и выразил свою любовь в детской молитве, которую впитал с молоком матери.

Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. Если случалось ему быть одному дома, при закрытых дверях, он приспособился открывать дверь, поставив стульчик на лавку, стоящую вдоль стены и концом упирающуюся в угол, около которого была дверь: встав на стульчик, он доставал щеколду и открывал дверь. Таким образом и ночью, когда, уставшие от дневных забот, все засыпали, юный молитвенник открывал дверь и выходил в лес, на опушке которого стояла изба Кашиных, творить молитву горячо любимому Богу. В лесу был большой камень, на котором маленький Федор долго по-детски горячо молился. Однажды во время молитвы был к нему голос: "Камень, на котором ты молишься, – Раев". Так он и называл его: "Раев камень".

Семья, в которой рос Федор, была большая, и собирались все вместе обычно во время обеда: тогда небольшая изба едва вмещала всех жильцов. Однажды, когда все собрались к обеду и уселись за стол, от Святого угла, прямо из икон, вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Федора, тот с любовью погладил его, а мать сказала: "Отпусти голубя, хватит тебе с ним играть, надо кушать". Федор поднял голубя на руке, насколько мог, голубь поднялся с детской ручки и скрылся за иконами. Все очень удивились такому чудному гостю и обрадовались, а спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.

Отец со старшими детьми трудился во дворе или на поле, а мать, управив дела на кухне, садилась за прялку. За этим занятием она всегда пела своим певучим приятным голосом псалмы и молитвы, а Федор, примостившись у ног матери, любил их слушать и, не отходя от нее, запоминал слова. В детстве все называли его Батюшкой, помня слова повивальной бабки. Так он и рос в своей семье тихим, спокойным молитвенником, укрепляясь духом и телом.

После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки; там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу; никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать, где родители. Он ответил, что у него нет родителей. Тогда у него спросили: "Куда же ты едешь?" – "На Афон, в святую обитель", – ответил он. Все были удивлены его ответом: малыш, а дает такой умный ответ. Оказалось, что среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был таким тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть; так он вместе с паломниками и приехал на Афон как сирота.

На Афоне паломники подошли к воротам "Положения Пояса Богоматери". У ворот стоял привратник. Мальчик упал в ноги, поклонился и попросил позвать игумена. Не понять нам Промысла Божия, не понять, кто научил дитя такому поведению, – все в руках Божиих. Привратник пришел к игумену и говорит: "Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена". Игумен удивился и подошел к воротам: там стояло несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился игумену и сказал: "Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду вам все делать". Игумен обратился к мужчинам с вопросом, чей это мальчик; оказалось, что ничей, одинокий; рассказали игумену, что он ехал на пароходе в обитель как сирота. Игумен еще больше удивился и, увидев своими духовными очами Промысел Божий, принял его в обитель и устроил на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте и был на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но мальчик переносил все невзгоды с любовью и смирением.

Когда Федору исполнилось 14 лет, Афон посетил русский генерал. Он привез свою больную жену, одержимую нечистым духом, для получения исцеления, так как больной было во сне сказано, что на Афоне она получит исцеление. Вход в Афон женщине воспрещается, и она находилась на пароходе, а генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему все и просил у него помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен исцелить ее.

Игумен велел всей братии, кроме Федора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении: она объяснила, что видела совсем юного монаха. Игумен велел позвать Федора, и, когда тот подошел, женщина увидела его и закричала бычьим голосом: "Вот этот меня изгонит". Все были очень удивлены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил его: "Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва?" – "Золотенькой Божией Мамочке". Игумен велел Федору взять икону Божией Матери, полить на нее водичкой и принести ему эту воду. "Отче, дай мне подержать пост три дня" – просил Федор. Игумен благословил его на трехдневный пост, а по прошествии его Федор взял икону Казанской Божией Матери, полил ее водичкой, горячо помолился и с игуменом принес эту воду на пароход больной женщине. Как только женщина увидела их идущих к пароходу с водой, она стала громко кричать: "Куда ты меня гонишь?". Отслужили молебен над больной, покропили ее водичкой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Федору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал: "Отдайте это игумену, на святую обитель, а я великий грешник, недостойный такой награды, ибо сам Целитель душ и телес наших через свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от ее недуга, их и благодарите". Это было первое чудо, сотворенное послушником Федором.

Федор должен был принимать постриг, и игумену было открыто, что у Федора есть родители и он должен взять у них благословение. Игумен позвал Федора и сказал ему все, что ему было открыто в видении и, благословив, отпустил его к родителям. И отправился Федор в далекую Пермь на поиски своих родителей.

Отыскав местечко, где, по видению игумена, должны проживать его родители, и расспросив местных жителей, он наконец подошел к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег.

Встретила его мать и на просьбу о ночлеге впустила в дом; сама присела на лавочку у окна, где всегда неизменно пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам. Справившись с волнением, Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их житии, кто чем занимается, кто жив, кто отошел ко Господу. Мать всех называла, обо всех рассказывала и потом со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок и что она в печали и не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца, если бы, мол, знала, что умер, похоронила бы, как подобает, тогда и не предавалась бы такой печали.

Федор с участием расспрашивал о мальчике, спросил, какие приметы у него были. Мать, вся в слезах при этих воспоминаниях, сказала, что за правым ушком у него была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына, и, казалось, радости ее не будет конца. Кто может передать материнскую печаль и радость!

Родители благословили Федора иконой Казанской Божией Матери, и он, радостный и счастливый, с благословением родителей отбыл снова на Афон в свою обитель. Наступил 1859 год, и в 18 лет Федора, по прибытии в обитель, постригли в монахи с именем Феодосий. Это же имя носил преподобный Феодосий Печерский, чья память празднуется в день его рождения. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха.

Позже иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим. Прибыв в Святую Землю, он обошел святые места, поклонился всем святыням. Обойдя Святую Землю, Феодосий пришел в Иерусалим и остался служить у Гроба Господня. К тому времени Господь дал ему дар говорить на 14-ти языках.

После служения у гроба Господня в Иерусалиме о. Феодосий в 1879 г. отец Феодосий отправился на Афон – место начала своей духовной жизни, своего детства и принятия пострига. Вернувшись после столь длительного отсутствия в обитель Положения Пояса Богоматери, он, по откровению свыше, остался служить в ней в послушании настоятеля Иоанникия до 1901 г., а с 1901 г., после смерти отца Иоанникия, он, по преемственному праву, стал настоятелем обители. Отец Феодосий тяготился своими новыми обязанностями, ибо надо было много хлопотать по руководству обителью, а его влекло к живой молитве к Богу, и в 1907 г., по усиленнной просьбе, он освободился от должности настоятеля и отправился в Иерусалим, где принял схиму.

В 1908 г., по Промыслу Божию, в Иерусалим из России, из станицы Платнировской, заехал отставной генерал и, встретившись с отцом Феодосием, настоятельно просил его приехать в Россию. После некоторых хлопот он получил разрешение на выезд отца Феодосия в Россию. Иеросхимонах Феодосий возвращается в Россию и поселяется в станице Платнировской, где прожил больше года. Молва о необыкновенном старце мгновенно распространилась среди окрестных жителей. К нему стали стекаться паломники. Люди увидели в нем истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о людских нуждах. Обладая даром духовного прозрения, он многих исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.

По откровению Божию, отец Феодосий из станицы Платнировской переселился в пустынь в 27 км от г.Крымска, недалеко от теперешнего поселка Горного. Там в ущелье на большом камне он молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, да и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье.

На склоне двух горных возвышенностей, на небольшой поляне, на указанном Богородицей месте отец Феодосий с помощью близживущих крестьян построил небольшую церковь и просфорню, а также кельи в виде куреней из жердей и соломы.

К источнику живой воды, исходящей из уст благочестивого старца Феодосия, потянулись жаждущие и ищущие пути ко спасению, ищущие наставлений и утешений в слове Божием. Он принимал до пятисот человек в день. Здесь же по молитвам о. Феодосия забил из-под земли цельбоносный источник.

В 1925 г., за две недели до Пасхи, Батюшка велел матушкам Талиде и Елене печь пасху и красить яички. Они очень удивились: такой пост и еще двенадцать дней до праздника – и вдруг печь пасхи, но послушание выполнили, и все было сохранено до страстной пятницы, а в страстную пятницу Батюшка отслужил обедню, освятил пасхи и яички и сказал: "Будете разговляться, а меня с вами не будет, потом вы езжайте в Минводы и будете там жить".

Как только он это сделал и сказал, пришли трое военных и сказали: "Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости". "А я вас уже жду" – ответил Батюшка.

У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги, накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни. Все плакали, а он сказал: "Что вы плачете, молиться надо, Господь в эти дни страдал, молитесь". Еще раз благословил всех и сказал военным: "Я готов". Его увезли в Новороссийск, где он пробыл месяц. Через месяц этапом он был отправлен в ссылку на Соловки. Этап проходил через Краснодар, там он тоже пробыл месяц, еще месяц – в Ростове, а затем отправили, уже без задержек, до места назначения.

В ссылке отец Феодосий пробыл 6 лет. В 1931 г. его освободили и он приехал в Минводы. Здесь батюшка приобрел себе хату и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку (тогда это считалось смешным), играл с детьми и дети его называли "дедушка Кузюка". В Минеральных Водах он продолжал духовно наставлять и спасать людей – о.Феодосий принадлежал к Катакомбной Церкви – тайно служил, совершал требы, постригал в монашество.

Через несколько дворов от Батюшки, на улице Озерной, жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное наказание, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем, а через несколько дворов на квартире стояли военные, и вот она замыслила свести туда свою дочь, чтобы та блудом добывала себе пропитание.

Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца и видит, что отец Феодосий что-то бросил ей в дверь, какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег, одни тридцатки. Она подумала, что старик выжил из ума (он ведь юродствовал), спутал свой двор с ее двором и по ошибке бросил деньги, как бы спрятал их, – юродивый ведь, и вид у него такой, не знает, по своему неразумению, куда бросить деньги. Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит: "Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите". "Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души", – ответил ей Батюшка. Она не поняла, что он говорит о себе, и говорит ему: "А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок". "Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло", – сказал ей Батюшка. Поняла тогда женщина, что ведомы ему ее мысли, упала на колени и со слезами благодарила Бога и Его милосердие, обнимала ноги Батюшке и слезами омывала их. Он же поднял ее и сказал: "Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии". Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых она воспитала честными, добропорядочными людьми. Одному Господу ведомо, откуда Батюшка взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство, и ведь себе не оставил ни единой бумажки.

Ночью как-то пришел Батюшка к железнодорожнику Петру и говорит: "Пойдем скорее на угольный склад". Дочь их Люба поднялась и пошла за Батюшкой, дорогой вспомнила и говорит: "Я книжку угольную не взяла" – "Сегодня она не нужна, иди быстрее", – ответил Батюшка. Подходят к воротам склада, а у ворот стоит молодой человек. Батюшка говорит ему: "Что же ты хочешь делать с собой, подумал ли ты, куда пойдет твоя душа! Воспитывай детей своих и молись Богу. У тебя ведь жена и двое детей, а ты собрался душу свою отдать диаволу". Люба осмотрелась и видит: над его головой на воротах – веревочная петля. Человек собирался повеситься, а Батюшка спас его душу, не дав диаволу его добычу. Не допустил Господь погибели, но ждет покаяния.

За год до войны раба Божия Александра приехала к отцу Феодосию, а он ей говорит: "Будет война, такая страшная, как Страшный Суд: люди будут гибнуть, они отошли от Господа, забыли Бога, и разнесет их ветер войны, как пепел, и признака не останется, а кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствия".

Во время Отечественной войны 1941-1945 гг. отец Феодосий показал себя одним из самых ревностных молитвенников о победе России, служа панихиды по погибшим воинам, тем более, что Господь открывал ему даже имена некоторых из них. Используя свое положение юродивого, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и, опять-таки, совершал необыкновенной силы чудеса.

Когда немцы подступили к Минводам, был такой случай. Быстро-быстро подбегает отец Феодосий к детсаду и говорит детям: "Гулю, гулю... деточки, бегите за мной, бегите". Забавы ради дети побежали за дедушкой, а воспитатели за детьми побежали. В это время снаряд угодил прямо в здание детсада и разрушил его, но никто не погиб, все ушли за дедушкой, и он их спас.

Городская больница находилась рядом с железнодорожными путями, а на путях стояли три вагона со снарядами. Стрелочник смотрит, а дедушка Кузюка бежит быстро-быстро, в одной руке держит крест, а другой пытается столкнуть вагоны с места. Стрелочник думает: "Ну дед чудной, ему ли сдвинуть такую силу". Только он так подумал, глянул, - и глазам своим не верит: вагоны потихоньку сдвинулись и покатились от того места, где стояли, и тотчас же в это место упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работающим невдалеке.

Много таких случаев хранит народная память. Некоторые из свидетельств записаны, другие передаются из уст в уста.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшой хатке. Там было сыро, потолки низкие. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Своих духовных детей он учил: "Скажешь не больше семи слов в сутки – спасен будешь". Креститься учил не только одним крестом, а с умной молитвой. Говорил перед смертью: "Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду..."

Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечки в его комнате сутками не потухали... Советовал своим чадам читать почаще "Откровение Иоанна Богослова": "Тогда страх Божий у вас будет".

Подошла однажды Антонина к отцу Феодосию, а он говорит ей: "Молил я Боженьку: "Возьми меня Боженька, сколько же мне жить?"А Боженька сказал: "Поживи еще немного, у тебя миллион духовных детей, ты их всех любишь и всю тварь жалеешь". Стало быть, я еще немножко поживу".

Советскую церковь сергианскую схимонах Феодосий никогда не признавал и в нее никогда не ходил... Но однажды его начали усиленно приглашать те "священники", которых он не признавал таковыми, хотя бы придти в храм посмотреть, что все у них "по-старому". И старец отправился, везя за собой саночки. Была зима. Он с трудом добирался. И уже у самого храма поскользнулся, упал и сильно разбился. Его окровавленным доставили домой. Так Господь показал на этом праведнике, что даже и заходить в храм тех, кто признает советскую власть властью "от Бога", – даже заходить в такой храм нельзя.

Скончался о.Феодосий на 148-м году жизни 8 августа 1948 года. Когда он отошел ко Господу, то в святом углу, как на Пасху, зазвонили колокола. Чин погребения совершён неизвестным катакомбным священником.

Перед выносом на кладбище люди просили сфотографировать батюшку, но не смогли этого сделать, потому что от гроба исходило такое сияние, что сфотографировать было невозможно. Тогда фотограф сказал: "Кто был этот человек? Такое сияние вокруг него!"

Когда вынесли гроб и донесли до окраины города, к гробу подошли четыре юноши, такие красивые, с длинными волосами, в белых сорочках, в черных брюках и легких сапожках, подняли на руки гроб и несли до самого кладбища. Когда гроб опустили в могилу, засыпали, собрались уходить с кладбища и идти поминать, захотели пригласить тех юношей, но их не оказалось среди присутствовавших и никто не видел, куда они подевались. Так никто и не знает, кто это был.

И после смерти отец Феодосий не оставил своих духовных чад. На его могилки и до наших дней совершаются неисчислимые чудеса.

Какие еще чудеса явит нам иерусалимский старец? Скольких исцелит, скольких приведет к вере, скольким поможет? Его молитвами да спасет нас Господь!

Изведенный из недр по молитвам преподобного Феодосия святой источник выложен известняком. Рядом находится увенчанная иконами небольшая часовня. Еженедельно по вторникам и пятницам иеромонах Зосима служит в часовне молебен преподобному Феодосию. Из станицы Нижнебаканской батюшка привозит с собой написанную в Краснодаре икону старца с частицей его мощей. Перед этой иконой всем миром поют акафист отцу Феодосию. В день памяти преподобного Феодосия 8 августа 1997 года Высокопреосвященнейший Исидор - архиепископ Краснодарский и Кубанский - освятил место пустыньки и благословил устройство здесь монашеского скита.

Поместное празднование памяти этого святого установлено митрополитом Гедеоном в день его успения 8 августа (26 июля по старому стилю).

С 1998 года мощи о. Феодосия покоятся в Покровском Соборе г. Минводы, и тысячи богомольцев ежегодно стекаются сюда, чтобы поклониться этим святым мощам.

По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского в Минеральных Водах торжественно отметили память преподобноисповедника Феодосия Кавказского. Тысячи и тысячи людей из разных уголков России и зарубежья стремятся посетить в эти дни Покровский собор, где пребывают святые мощи преподобного.

Торжества начались 7 августа всенощным бдением. Затем в течении всей ночи в храме совершалось богослужение. В 3 часа ночи началась ранняя Божественная литургия, которую совершили насельники Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря, за которой причащались около пятисот человек, в 5 часов утра была совершена 2-я Божественная литургия, за которой причащались около трехсот человек.

В 9 часов началась поздняя Божественная литургия, которую возглавил настоятель Покровского собора протоиерей Илия Агеев, ему сослужили благочинные и клирики Пятигорской епархии, а также гости из Москвы и Марселя, причащалось более трехсот человек. Затем был совершен крестный ход вокруг храма.

Богослужение завершилось, но паломники, в течении всего дня, непрестанным потоком, прибывали в храм, чтобы в этот праздничный день, помолиться возле раки с мощами преподобноисповедника.

Преподобный Феодосий Кавказский

Иеромонах Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился 4 ноября 1862 года в Пермской губернии.

Родители его, Федор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений.

Неудивительно, что, обладая глубоким религиозным настроением и стремлением к подвижнической жизни, Феодор Кашин в 1889 году направил свои стопы в Святую Гору Афон. В Иверском монастыре в течение нескольких десятилетий он прошел путь от послушника до настоятеля подведомственной этому древнему монастырю келии Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы и через 8 лет был рукоположен в священный сан.

Вот что гласит свидетельство о рукоположении "русского уроженца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за такового признаваемого", которое совершил 12 декабря 1897 года Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. "Так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди /:/; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником".

С 1909 по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня.

В 1913 году иеромонах Феодосий вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Северный Кавказ, где и поселился в станице Кавказской с намерением устроить там "больницу-богадельню с домовой церковью".

После 1917 года иеромонах Феодосий, поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в 27 километрах от города Крымска, где постепенно сформировалась женская иноческая община. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и осужден к 3 месяцам лишения свободы.

В 1929 году постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Чуть позже концлагерь заменили на высылку в Казахстан.

В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его "дедушкой Кузюкой". Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Минераловодские жители рассказывают множество необычных случаев, в которых отец Феодосий приоткрывал завесу будущего.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшом домике. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечи в его комнате сутками не угасали. Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. В храме отец Феодосий буквально преобразился, его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности.

Житие отца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Дивна и смерть отца Феодосия. К счастью, остались еще в живых свидетели и очевидцы его кончины, наступившей 8 августа 1948 года. Раба Божия Антонина рассказывает: "Перед смертью, видя нашу растерянность и наше горе, отец Феодосий утешал нас словами: "Обо мне не беспокойтесь. Бог все управит".

Вот что рассказывает о погребении исповедника житель Минеральных Вод С. Г. Дидик. "После смерти отца Феодосия отпевали — Николай, что из Грозного, другие священники. Народу было — не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес — легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают: Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал — смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой".

Отец Феодосий прожил на земле долгую и богоугодную жизнь. Многих наставил мудрым советом и указал путь в жизнь вечную. Сам блаженный старец говорил своим духовным детям, что мог бы жить еще, но уже — пора.

Он часто говорил перед смертью: "Кто меня будет поминать, с тем всегда рядом буду". И слова эти исполнились. Верующие люди давно почитают преподобного Феодосия, совершают паломничество к месту его погребения, и многие, очень многие получают просимое. Народная тропа к могилке старца не зарастает и поныне. Да и как же могло быть иначе, ведь у Бога все живы, наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38).

Тысячи и тысячи верующих людей Кавказа и всей Руси Великой стремятся к могилке и святым мощам преподобного, имея живую веру в то, что они получат просимое предстательством и молитвами старца Феодосия — нашего кавказского угодника Божия.

Память и почитание в церковном сознании преподобного Феодосия как истинного угодника Божия и молитвенника за землю Кавказскую, находившие отражение в сердцах многих и многих православных христиан, как в пределах Ставропольской епархии, так и во всей России, привели к рассмотрению Епархиальным советом Ставропольской епархии вопроса о прославлении в лике местночтимых святых старца Феодосия как покровителя и молитвенника земли Кавказской, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения и ради преданной любви к Богу и людям подвиги молитвы, поста, воздержания, юродства, темничного заточения, стояние у Гроба Господня совершившего.

По тщательному изучению данного вопроса комиссией по канонизации святых при Ставропольском епархиальном управлении, в начале 1995 года Епархиальный совет, воздав хвалу и благодарение Господу Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определил обратиться с прошением к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II благословить почитание в лике местночтимых святых исповедника Феодосия и совершать память ежегодно 8 августа — в день его блаженной кончины.

11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника.

8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину блаженной кончины Старца совершилось перенесение останков старца Феодосия из Михаило-Архангельского храма в Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших не только со всего Кавказа, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.

Источники:

1. РГИА. Ф. 796, оп. 204, 5 отд., 1 ст., д. 44

2. Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, № п20857. Дело №66943.

3. Письмо архимандрита Леонида (Сеннова), начальника Русской духовной Миссии в Иерусалиме № 249 от 12. 09. 1912 г.

Мало кто в те 1930-1940 годы знал, что под обличьем юродивого скрывался знаменитый старец иеросхимонах Феодосий (Кашин), один из деятелей Союза русского народа, бывший настоятель монастыря Положения пояса Богоматери на Афоне, ученый монах, свободно говоривший на четырнадцати языках...

Преподобный Феодосий, принявший на себя сразу три подвига - монашество, старчество и юродство, был наделен великим даром чудотворений. Сотни людей по молитвам старца пришли к Православию. Сегодня к святым мощам праведника, которые покоятся в храме Покрова Божьей Матери в Минеральных Водах, приезжают со всех концов России.

Старец Феодосий родился 3 (16) мая 1841 года на Пермской земле в благочестивой бедной крестьянской семье. При крещении мальчику, как и отцу его, было дано имя Феодор.

С раннего детства он уже интересовался богослужением, любил молиться и с восторгом слушал жития святых. Маленький Федя удалялся в лес, где стоял большой камень, залезал на него и молился, подражая великим святым.

После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки; там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу; никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя.

Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать, где родители.

Он ответил, что у него нет родителей. Тогда мальчика спросили:

Куда же ты едешь?

– На Афон, в святую обитель, – ответил он.

Все были удивлены его ответом: малыш, а дает такой умный ответ. Оказалось, что среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть; так он вместе с паломниками и приехал на Афон как сирота.

Когда паломники подошли к воротам монастыря «Положения Пояса Богородицы», мальчик упал в ноги привратнику и попросил позвать игумена.

Привратник доложил:

Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена.

Игумен удивился и подошел к воротам: там стояло несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился ему и сказал:

Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду вам все делать.

Игумен обратился к мужчинам с вопросом, чей это мальчик, те рассказали о нем. Игумен еще больше удивился и, увидев Промысл Божий, принял Федора в обитель.

Так мальчик рос, обучался грамоте и был на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но Федор переносил все невзгоды с любовью и смирением.

Когда ему исполнилось 14 лет, Афон посетил один русский генерал. Он привез свою больную жену, одержимую нечистым духом, для получения исцеления, так как больной было во сне сказано, что на Афоне она его получит.

Вход в Афон женщинам воспрещается, и она находилась на пароходе. А генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему свою историю и просил помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен исцелить ее.

Игумен велел всей братии, кроме Федора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении: она объяснила, что видела совсем юного монаха.

Тогда игумен велел позвать Федора. Когда тот явился, женщина увидела его и закричала бычьим голосом:

Вот этот меня изгонит!

Все были очень удивлены, так как считали Федора последним между братии. Игумен спросил его:

Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва?

– Золотенькой Божией Мамочке!

Игумен велел Федору взять икону Божией Матери, полить на нее водой и принести ему эту воду.

Отче, дай мне подержать пост три дня, – попросил Федор.

Игумен благословил на трехдневный пост, а по прошествии его Федор взял икону Казанской Божией Матери, полил ее водой, горячо помолился и с игуменом принес эту воду на пароход больной женщине. Как только она увидела их, идущих к пароходу с водой, стала громко кричать:

Куда ты меня гонишь?!

Отслужили молебен над больной, покропили ее водой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Федору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал:

Отдайте это игумену, на святую обитель, а я великий грешник, недостойный такой награды, ибо сам Целитель душ и телес наших через свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от ее недуга, их и благодарите.

Это было первое чудо, сотворенное будущим старцем.

В 1859 году, восемнадцати лет от роду, Федор должен был принимать постриг, и игумену было открыто, что у него есть родители, поэтому юноша должен взять у них благословение.

Игумен позвал Федора, сказал ему то, что было открыто в видении и, благословив, отпустил к родителям. И отправился Федор в далекую Пермь на поиски своих родителей.

Отыскав место, где, по видению игумена, должны проживать его родители, расспросив местных жителей, он подошел к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег.

Встретила его мать и на просьбу о ночлеге впустила в дом. Сама присела на лавочку у окна, где всегда пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам.

Справившись с волнением, Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их жизни.

Мать всех называла, обо всех рассказывала и потом со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок и что она в печали и не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца.

Федор с участием расспрашивал о мальчике, спросил, какие приметы у него были. Мать сказала, что за правым ушком у него была большая родинка.

Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны и показал за правым ухом большую родинку.

Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына!

Родители благословили Федора иконой Казанской Божией Матери, и он, радостный и счастливый, с благословением родителей отбыл снова на Афон в свою обитель.

По прибытии он принял постриг в иноки с именем Феодосий. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха.

Спустя некоторое время молодой монах отправился в Константинополь. Еще через пять лет он прибыл в Иерусалим, чтобы там помогать тысячам русских паломников. Служил на Святой Земле у Гроба Господня,

В 1879 году он вернулся на Афон. В 1901 году на Феодосия легли обязанности игумена монастыря, однако он тяготился ими и через шесть лет возвратился в Иерусалим, где принял схиму.

В 1908 году он возвратился в Россию. Это был год скорбный для нашего Отечества: отошел ко Господу один из величайших русских святых - Праведный Иоанн Кронштадтский.

Несомненно, Промысел Божий привел отца Феодосия в Россию именно тогда, когда она лишилась земной молитвы великого подвижника и заступника, провидца, столь точно предсказавшего русскому народу все его скорые неисчислимые бедствия.

Старец Феодосий поселился на юге России, в Краснодарском крае, неподалеку от Новороссийска, вблизи Горненской обители Темные Буки.

Здесь он построил церковь. Было это так. Семь дней и ночей, не принимая пищи, батюшка молился, подобно Серафиму Саровскому, стоя на большом камне, и увидел Пресвятую Богородицу, указующую ему на небольшую полянку, где, едва Пречистая исчезла, вспыхнули голубые цветы барвинка. Всем миром строили храм - отцу Феодосию помогали крестьяне из окрестных селений.

Молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно: к нему стали приходить за благословением и советом. Несколько раз он молча проходил мимо стоящих паломников. Потом начинал говорить, по очереди отвечая каждому на невысказанный вопрос:

Будешь, будешь в монастыре!

Благословляю повенчаться!

О женитьбе думаешь? Забудь. Один живешь, один и помрешь...

Ежедневно он принимал до пятисот человек. Одних он обличал, других исцелял от болезней, направляя всех на путь спасения.

И повторился его молитвами еще один подвиг Серафима Саровского - возле его пустыньки забил из-под земли целебный источник, который помогал даже безнадежно больным. О том сохранились и свидетельства врачей.

Первое время при советской власти его пустынька жила спокойно. Беспризорные дети, одинокие старики, которые находили здесь приют, были не в тягость: паломники всегда приезжали с продуктами.

В 1925 году, освящая на Крещение воду, старец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя на неё:

Столько здесь рыбок, а останутся только четыре...

Перед Пасхой старец благословил своих духовных детей печь куличи и красить яйца, освятил всё и сказал:

Будете разговляться, а меня с вами не будет.

В этот миг постучали. За порогом стояли трое в форме:

Собирайся отец в гости.

Я вас давно дожидаюсь, - поклонился старец.

Власти, напуганные огромной популярностью старца, решили изолировать его. Отправили на шесть лет – сначала на Соловки, потом в ссылку в Казахстан.

Когда старца арестовали, его духовные дети, которые только теперь поняли его слова на Крещение, разошлись кто куда, а в пустыньке остались только четыре женщины.

В 1931 году в Минводах появился странный старик. Ему уже было за девяносто лет, а он ходил круглый год босиком, в цветной крестьянской рубахе и с деревянным иерейским крестом на груди. Под насмешливые взгляды прохожих играл с детьми, откликаясь на прозвище дедушка Кузюка.

По слухам, старик этот вернулся из тюрьмы. Почти все считали его сумасшедшим.

Но мало кто знал, что под обличьем юродивого скрывался знаменитый старец иеросхимонах Феодосий (Кашин), один из деятелей Союза русского народа, бывший настоятель монастыря Положения пояса Богоматери на Афоне, ученый монах, свободно говоривший на четырнадцати языках.

Дети любили доброго старичка, у которого всегда были припрятаны для них леденцы. Он шутил и балагурил, рассказывал им загадочные притчи, часто говорил с самим собою. На милостыню, которую ему подавали, юродивый покупал не только конфеты ребятишкам. Он кормил хлебом птиц, строго приговаривая:

Пойте, только Бога знайте!

Мог и кошкам насыпать крошек:

Ешьте, только с молитвой!

Глядя на это, окружающие только качали головой:

Совсем из ума выжил старик...

А старец Феодосий, принявший подвиг юродства, между тем проповедовал, назидал, необычными речами приоткрывал завесу будущего, творил чудеса. Он ведь понимал, что теперь, в самое черное, богоборческое время, ему уж не дадут нигде построить храм.

Через несколько дворов от старца жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное наказание, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем. Через несколько дворов на квартире стояли военные. И вот женщина замыслила свести туда свою юную дочь, чтобы та блудом добывала себе пропитание.

Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца и увидела, что дедушка Кузюка что-то бросил ей в дверь - какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег. Женщина подумала, что старик выжил из ума, спутал свой двор с ее двором и по ошибке бросил деньги, как бы спрятал их.

Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит:

Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите.

Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души, – ответил ей старец.

Женщина не поняла, что он это о себе, и говорит ему:

А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок.

Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло.

Поняла тогда женщина, что ведомы ему ее мысли, упала на колени и со слезами благодарила Бога и Его милосердие.

Он же поднял ее и сказал:

Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии. Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых она воспитала честными, добропорядочными людьми.

Одному Господу ведомо, откуда старец взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство, и ведь себе не оставил ни единой бумажки.

Те, кто нашел в себе силы не отступиться от Православия, знали, что ночами в домике своем, перед святыми иконами, старец часами молился о спасении Отечества и народа русского, так же, как прежде, принимал страждущих, исповедовал, причащал.

В доме старца одна комната была жилая. В другой – помещалась домашняя церковь, где дедушка Кузюка превращался в строгого старца.

Своим духовным детям старец не налагал епитимий. Он объяснял, как различаются по своей тяжести грехи.

Есть грех по естеству, а есть через естество, - говорил он. - По естеству - это как бы по случайности, если кого осудил, обидел. Вечером почитай «Отче наш», «Богородицу», «Верую», и Господь простит. А через естество - это воровство, убийство, прелюбодеяние и другие тяжелые грехи, их необходимо исповедовать у священника.

Из воспоминаний А.П. Донченко:

Однажды приехали к отцу Феодосию из Ростова семь женщин. Шесть из них он принял, исповедал, причастил, а седьмой сказал: «Езжай домой, отдай жене мужа, а детям отца. Покаешься перед Богом, приедешь – приму».

Отец Феодосий всегда говорил: «Читай молитву Иисусову, идёшь ли, сидишь ли, надобно уйти умом и вниманием от всего мирского, не иметь никакой мысли, кроме молитвенных слов: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешную!»

Из воспоминаний Н.Д.Жученко:

Уже после ссылки жил батюшка Феодосий с послушницами в небольшой хатке, сыро там было, потолки низкие. Батюшка креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Перед смертью старец часто говорил: «Кто будет поминать меня, с тем я всегда рядом буду».

И шли, и шли, и шли к нему страждущие, стекались уже со всей Руси, ибо мало на ней осталось мест, где православный мог преклонить голову к алтарю и исповедаться.

Он предсказал Великую Отечественную войну, сказав своим духовным детям:

Будет война, такая же страшная, как Страшный Суд. Великое множество людей погибнет - такие недорогие они стали для Бога, совсем про Него забыли... Молитесь же Богу и просите у Него смерти с покаянием, ибо ужасы неизбежны...

Есть свидетельство, что накануне войны старец освятил землю и велел своим послушницам разбросать ее под Новороссийском в тех местах, где впоследствии шли наиболее ожесточенные бои.

Во время Великой Отечественной войны чудеса он являл особенно часто.

Однажды юродивый подбежал к детскому саду, закричал:

Гули-гули, за мной, деточки, бегите за мной!

Он побежал в сторону, высоко задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их, выбежали воспитатели. Когда все они отдалились от здания на изрядное расстояние, раздался ужасный взрыв: это в детский сад попал немецкий снаряд. По милости Божией никто не погиб..

Множество подвигов и чудес, совершенных старцем, скрыто от нас. Но об одном из них люди до сих пор хорошо помнят.

Это произошло в первые годы войны. В Минеральных Водах больница тогда находилась рядом с железной дорогой.

Из воспоминаний железнодорожника:

На рельсах стояли три вагона со снарядами. Идет дедушка Кузюка, одной рукой сжимает крест, другой толкает вагоны. Я подумал: «Ну, дед чудной, сдвинуть ли ему такую махину?!»

И вдруг глазам своим не поверил: вагоны как игрушечные сдвинулись с места. Чуть позже на то место, где они раньше стояли, упала бомба, не причинив больнице вреда.

Во время войны в Минводах работала медсестрой женщина по имени Елена. Пришло время, когда жизнь совсем стала ей невмоготу: есть нечего, двое детей, сестра-инвалид и престарелая мать. Женщина уже стала думать о том, чтобы избавить себя и родных от напрасных мучений...

И вдруг стук в окно. Открывает - там юродивый. Протягивает конфеты:

На вот пока. А хлеб у тебя будет...

Всю ночь Елена не спала, а на следующий день пришла к дому старца.

Что же ты надумала, губить четырех человек? – ласково укорил он женщину. - Они были бы в раю, а куда бы пошла твоя душа?

Старец велел ей молиться. На прощанье сказал:

А хлеб у тебя теперь будет всегда...

Скоро слова его стали сбываться. Для Елены нашлась работа, ей давали хлеб, и семья ее бывала сыта.

Во время Великой Отечественной войны старец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе нашей страны над фашизмом, постоянно молясь о здравии защитников Отечества и об упокоении погибших воинов, тем более что Господь открывал ему имена некоторых из них.

Как и большинство православных подвижников, Старец Феодосий предвидел свою кончину. Примерно за месяц до нее он (будучи уже в немощи) попросил, чтобы его отвезли к только что возобновленному храму Покрова Божией Матери. Войдя в храм без посторонней помощи, старец преобразился: глаза его засияли, он преисполнился сил, несколько часов молился об укреплении и благоденствии Русской православной церкви. Он вышел весь в слезах... После того памятного дня не раз повторял:

Церковь Православная не будет лишена Благодати, пока будет приноситься бескровная жертва, и Евхаристия будет совершаться без отклонения.

Однако старец предрекал:

В последние времена будут крестить людей, не подготовленных к Таинству Крещения как надобно, и мало кто будет должным образом готовиться к Святому Таинству Причащения.

За день до кончины он вдруг поднялся, будто совсем здоровый, вышел на улицу, собрал детей, с которыми так любил играть, и целый день бегал с шумной ватагой, шутил, как прежде. Затем вернулся в свой домик, слег и уже не вставал. Послушницам сказал:

Я на малое время скроюсь, так сейчас угодно Богу, но когда придет Господь во славе Своей, глазам не поверите, ГДЕ я буду...

8 августа 1948 года старец попросил умыть ему руки крещенской водой, всех благословил и тихо отошел ко Господу.

Перед выносом на кладбище люди просили сфотографировать старца, но не смогли этого сделать, потому что от гроба исходило такое сияние, что сфотографировать было невозможно.

Тогда фотограф сказал:

Кто был этот человек? Такое сияние вокруг него!

Сотни людей пришли проводить иеросхимонаха Феодосия. Хоронили батюшку на окраине города Минеральные Воды, на кладбище поселка Красный Узел.

По дороге на кладбище к несшим гроб с телом отца Феодосия мужчинам подошли четверо юношей в длиннополых белых рубашках и шелковых черных брюках, белокурые, похожие, будто братья-близнецы, и попросили дать им понести гроб дальше. Несли они его легко, будто не чувствовали тяжести.

Рядом с ними шел и молился мужчина средних лет, с лицом иконописным и суровым, в длинных черных одеждах, с волосами, подхваченными черной лентой. На кладбище он долго отпевал старца, читая Священное Писание наизусть. Это поразило даже людей воцерковленных.

Мужчину и юношей хотели, как и всех, пригласить на поминальный обед. Но не нашли: а между тем кладбище было в чистом поле, все кругом не на одну версту видно... Позже одна из послушниц старца Феодосия рассказала другим о явленном ей откровении: - Удивительные юноши, несшие гроб, были Ангелы Божии, обряд же отпевания совершил сам Иоанн Креститель.

Наставления старца его духовные дети запомнили на всю жизнь:

Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью. Ближних же своих спасайте, сколь можете - тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым - даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние.

Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу, а то думают - умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается - земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот все терпит.

Кто не больше семи слов в сутки скажет, тот спасен будет. Молчание оберегает от всякого зла...

После блаженной кончины старца люди часто становились свидетелями таких необычных явлений, как свет от могилы старца и исходящее от нее тонкое благоухание. Больные выздоравливали, приложившись к могиле, помазав больное место маслом из горящей у мощей лампадки, прочитав акафист уже отмеченному Господом, но еще не прославленному на земле святому.

Исцелялись люди и в святом источнике. Преподобный Феодосий Кавказский открыл в свое время источник «Казанской иконы Божьей Матери». Находится он возле села Татарка в двух километрах от краевого центра. Множество паломников и в будни, и в праздники прибывают сюда - молятся здесь у небольшого иконостаса и совершают омовение родниковой водой. Говорят, излечивает она от многих болезней, приносит покой и умиротворение душе.

Старец Феодосий всегда уклонялся от человеческого прославления, но Сам Бог прославил прославляющего Его как на Земле пред людьми всевозможными чудесами, так и на небе пред Ангелами своими. Господь продолжает прославлять старца и в наши дни, даровав нам в его лице великого молитвенника и заступника.

В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на заседании епархиального совета под председательством Высокопреосвященнейшего Гедеона был поднят вопрос об изучении жизни и деятельности отца Феодосия и его всенародном прославлении.

Угоднику Божию и молитвеннику за Землю Русскую составлено краткое житие, написаны акафист, тропарь, кондак, икона.

11 апреля 1995 года у могилы старца Феодосия собрались епархиальная комиссия во главе с председателем - митрофорным протоиереем отцом Павлом Рожковым и духовенство Минераловодческого благочиния.

После литии об усопшем была вскрыта его могила. На главе старца были длинные волосы, борода и головной убор - вроде камилавки. Удивительно то, что, по словам повивальной бабки, будущий старец родился в монашеской камилавке, в ней же он был обнаружен во время обретения мощей.

В гробу лежали небольшая икона и погребальный крест, в руке старца была зажата записка послушниц с их именами с просьбой помолиться о рабах Божиих.

Процессия с честными останками преподобного Феодосия последовала в Свято-Михайловский храм поселка Красный Узел.

Владыка Гедеон благословил местное почитание иеросхимонаха Феодосия как покровителя и усердного молитвенника земли Кавказской. Дано благословение честные останки старца считать мощами. С этого времени во всех храмах Ставропольского края старца Феодосия почитают служением молебнов, перед его святым образом читается акафист преподобному Феодосию Кавказскому.

Знаменательно, что прославление Кавказского чудотворца случилось в день празднования иконы Иверской Божией Матери. Под покровом Небесной Вратарницы много лет на Афоне подвизался старец Феодосий