Проектная деятельность учащихся внеурочной деятельности. Тема: «Организация проектной деятельности по информатике во внеурочной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Метод проектов как проблема реформы образования. Организации проектного обучения в школе. Создание условий проектной деятельности в учебном процессе. Проектные умения младшего школьника. Система действий учителя при организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Сравнение проектной деятельности и исследования. Обеспечение эффективности реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе. Описание опытно-экспериментальной работы по реализации метода проектов на уроках математики в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Концептуальные основы организации проектной деятельности старшеклассников. Основные принципы проектной технологии обучения. Классификация проектов по истории и обществознанию. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2014

    Анализ особенностей использования метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы. Изучение опыта применения проектной технологии при подготовке и проведении воспитательного мероприятия "Все начинается с любви".

    статья , добавлен 04.12.2012

    Анализ возможности организации проектного обучения в школе экспериментального типа. Характеристика метода проектов как актуальной проблемы периода реформы образования. Изучение системы действий учителя при организации проектной деятельности школьников.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2015

    Психологические особенности старшего школьного возраста. Дидактическая литература об организации проектной деятельности в школе. Анализ программ по Истории России в 9 классе. Роль учебных и методических пособий в организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Понятие и специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности. Сущность метода проектов, его типы и принципы организации данной деятельности. Критерии оценки результатов проектной деятельности на уроках иностранного языка, ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике. Организация проектной деятельности на примере проекта "Строительство дачи" в 9 классе.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

Харитонова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 3 с УИОП»

города Котовска Тамбовской области

Статья «Проектная деятельность во внеурочное время»

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Проект с латинского - это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза». Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.

Цели проектной деятельности:

    воспитывать гражданскую позицию учащихся;

    способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

    формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

    развивать значимые личностные качества младших школьников;

    развивать моторику;

    воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

    формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

    вооружение детей методами научного познания;

    ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

    развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

    по количеству детей;

    по времени проведения проекта;

    по месту проведения;

    по теме.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

Существующие типы проектов:

    исследовательские;

    информационные;

    творческие;

    игровые;

    практические.

По количеству участников проекты могут быть:

    личностные;

    парные;

    групповые.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

    краткосрочные;

    средней продолжительности;

    долгосрочные.

Стадии работы над проектом:

Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио.

Портфолио – это папка, в которой собраны рабочие материалы проекта (черновики, результаты исследования, рисунки, фотографии и т.п.).

Защита проектов происходит на:

    конкурсах;

    отчетах;

    выставках;

    конференциях;

    праздниках;

    акциях.

Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.

Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу. Основная школа будущего - это школа проектов.

Метод проектов во внеурочной деятельности

Работу выполнила учитель начальных. классов Иванова Наталья Анатольевна г. Сыктывкар 2015г


Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных и образовательных потребностей детей.

Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени и выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.




Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.


«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой


6 Цели проектного обучения :

  • Развивать у школьников исследовательские умения.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.
  • Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
  • Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.


Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

На первом этапе перед учащимися ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе ученики должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.


На втором этапе возникающие образы будущего изделия. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, родителей, опыт учителя, а также рабочие инструменты и приспособления, которые имеются в наличии. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений.


На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.


На четвертом заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда? В завершении всего оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект перед одноклассниками, родителями, школой.



а. п. скурвидас

с. новотроицкое константиновского района амурской области

муниципальное общеобразовательное учреждение
новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 2 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».


Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деят
PPT / 18.97 Мб

В.А.Сухомлинский

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Внеурочная работа в школе складывается в основном из трёх компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная проектная деятельность учащихся.

СЛАЙД 3 Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков, активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

С 2011 года в своём классе веду кружок «Мои первые проекты». Работу в данном направлении я разделила на три этапа.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

СЛАЙД 4 На данном этапе рекомендуется применять тренинговые игры - занятия , которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы.

Следует особо подчеркнуть, что методика работы над проектами в первом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. СЛАЙД 5 Поэтому «проект» в первом классе - это, скорее, сообщение на заданную тему. Мы готовим детей к дальнейшей исследовательско-поисковой работе, знакомим с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им.

Постепенно ставлю перед учеником новые, более сложные задачи, повышаю требования.

СЛАЙД 6 Так в проекте, впервые предложенном учащимся первого класса в начале учебного года, я не устанавливала объём работы и не выдвигала строгие требования по содержанию и оформлению. От ребят требовались лишь:

СЛАЙД 7 аккуратность, разборчивость письма, эстетика и культура оформления;

СЛАЙД 8 соответствие и подбор иллюстраций, рисунков .

СЛАЙД 9 Для облегчения работы над проектом в классе находится плакат с тремя кармашками, который зрительно повторяет план исследования и помогает дома работать над выбранным объектом. Плакат висит постоянно, и дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.

СЛАЙД 10 С первого класса начинаю вовлекать учащихся в мини-проекты. Включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

СЛАЙД 11, 12 Дальнейшее выполнение проектной работы (конец учебного года) предусматривает другие требования: регламентируется объём работы, возрастает уровень самостоятельности, требуется от ученика самооценка результатов деятельности.

Второй этап - соответствует второму классу начальной школы.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

СЛАЙД 13,14,15,16 В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

СЛАЙД 17 На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

СЛАЙД 18 Я веду кружок «Мои первые проекты» уже третий год. Мои ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему проекта. Я могу лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

Из классификации проектов по продолжительности я выбрала мини-проекты (на одно занятие), краткосрочные (на несколько занятий) и долгосрочные (от месяца и до нескольких месяцев).

СЛАЙД 19 Особое внимание уделяю краткосрочным коллективным проектам. Класс делю на группы: группа художников, писателей, экологов и т.п. (в зависимости от предмета). Задаю конкретную тему, ставлю проблему (чаще всего это какая-либо нестандартная ситуация). Например: «Что произошло бы с нашей планетой, если бы исчезли птицы», «Как бы я жил, если б не умел писать, читать». Группы готовят план (несложный, простой), распределяют обязанности каждого участника. По истечению времени каждая группа выступает перед классом с подготовленным материалом. На заключительном занятии производится защита проектов. При подготовке к этому занятию идет кропотливая коллективная работа: ученики согласовывают свои выступления, связывают их в единый рассказ, обсуждают тематическое оформление кабинета . СЛАЙД 20 Защита проекта проходит в форме праздничного, торжественного мероприятия.

Привлекая к этой работе родителей, прошу, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектом за детей, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. СЛАЙД 21 С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Защиту проектов провожу на разных уровнях: СЛАЙД 22 на родительских собраниях, СЛАЙД 23 на школьной и СЛАЙД 24 районной детских конференциях.

В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. А еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

СЛАЙД 25 Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты - ответы на вопросы). Презентация должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией провожу психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

СЛАЙД 26 Проектная деятельность имеет большое значение в обучении и воспитании. В своей педагогической практике также использую семейные проекты, в защите которых дети участвуют совместно с родителями. Как правило, эти проекты длительные. Они требуют определенной подготовки, наличия отдельных навыков, профессиональных умений, индивидуального материала (строительного, природного, бросового).

Работая над методом проектирования, убедилась в том, что у детей вырабатывается навык самостоятельности в получении знаний. То есть в словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность.

СЛАЙД 27 Более важен с точки зрения развития ребёнка не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, правильно ее ранжировать, выделять главное, усваивать её в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями.

СЛАЙД 28 Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Опыт исследовательской работы является, возможно, одним из самых полезных для ребенка за годы учебы. Он учит анализировать, сравнивать, логически мыслить, учит решать творческие задачи. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. СЛАЙД 29 П.А. Кропоткин писал: “Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения”.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске новых открытий вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

Список литературы

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - № 6. - 1995

Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2010

Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Начальная школа.-2010.-№10

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004

Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008 (Методическая библиотека)

Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведущее место среди таких методов, я считаю, принадлежит сегодня методу проектов. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руко­водством С.Т. Шацкого внедряла его в образователь­ную практику.

Развитие метода проектов в школах России свя­зано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шуль­гин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев.

Географическая любознательность учащихся из-за ограниченного времени не может быть удовлетворена на уроках. Поэтому школьников, проявляющих повышенный интерес к географии, внеурочная работа представляет необходимое дополнение к учебным занятиям.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение краеведческого музея, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем. Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться. Целями проектного обучения является развитие у школьников исследовательских умений, критического мышления, умение искать пути решения поставленной задачи, творчески подходить к способу подачи материала, сотрудничать. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности.:

Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», альманах).

Проекты отличаются друг от друга:

Р езультатом:

Поделки (рассказ «Путешествие капельки», рисунки «Природные зоны мира», открытки «Народы мира», макет «Вулкан», модель Земли);

Мероприятия (спектакли, викторины, географический КВН);

Числом детей:

Индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

Работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка викторин);

Коллективная деятельность (одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей);

Продолжительностью (от нескольк их часов до нескольких месяцев).

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Литература

1. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении. Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

2. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2004.