Разработка урока по обществознанию на тему "культура и политика". Политическая культура план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему Методическая разработка по теме политическая культура

Политическая культура. Функции и типы политической культуры.

учитель истории и обществознания высшей категории.

Новосибирск, МБОУ СОШ №7


План презентации:

  • 1) определение понятия

«политическая культура»;

  • 2) структура политической культуры;
  • 3) функции политической культуры;
  • 4) типы политических культур.

1. Политическая культура.

  • Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения.

2. Структура политической культуры:

  • знания и представления о политике;
  • политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения);
  • политическое сознание;
  • способы практических политических действий;
  • политическое поведение.

3. Функции политической культуры:

  • Идентификация - раскрывает потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в политике.
  • Ориентация - стремление человека к смысловому отображению политических явлений.
  • Адаптация - выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
  • Интеграция - обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и общества.
  • Коммуникация - связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования символов, стереотипов и других средств информации и языка общения

  • а) Патриархальный тип.

1. Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.

2. Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

3. Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.


4. Типы политических культур:

  • б) Подданнический тип.

1. Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.

2. Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе.


4. Типы политических культур:

  • в) Активистский тип.

1. Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.

2. Человек стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборы, демонстрации и т. д.).

3. Человек активно, сознательно участвует в политических процессах в обществе.


Абсентеизм -



1. Основные приёмы и методы работы, используемые в ходе изучения данной темы.

Главной целью данного урока является


  • формирование целостного представления о политической культуре,

  • развитие умений анализа письменных источников, сравнения исторических событий и явлений, типов политической культуры, систематизации полученной информации в виде тезисов, схем, таблиц.
Взаимодействие в малых группах позволяет решать задачу

  • формирования коммуникативной культуры учащихся,

  • углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
Основные методы и приёмы организации:

Работа над понятиями;

Обучение составлению аналитических, сравнительных схем и таблиц;

Анализ конкретных ситуаций политической истории и реальности;

Постановка проблемных вопросов.

Оборудование и материалы:


  • Учебник

  • Словарные мтериалы с разными определениями понятий темы

  • Таблицы «Классификация политической культуры». «Структура политической культуры», «Показатели политической культуры»

  • Документы, предложенные в данной теме

  • Компьтер с доступом в интернет

  • УЭИ «Обществознание -11класс»

Содержание изучаемой темы необычное для восприятия и учителем и учащимися, так как базируется не на привычных классификациях типов политической культуры, а строится на основе альтернативных взглядов и представлений. Поэтому требуется предварительная работа с учащимися по теоретическому осмыслению понятий «политическая культура», «типы политической культуры и их признаки»,

«политическая преемственность», «политическая активность» и др.

Перед учащимися ставится проблема « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»

2.Организационный этап.


  • Сообщение темы занятия,

  • формирование групп учащихся,

  • выдвижение учебных проблем;

  • определение форм самостоятельной работы;

  • разъяснение алгоритма действия каждой группы;

  • предъявление требований к оформлению результатов лабораторной работы.
В каждой группе по 4 человека. Названия групп условно ассоциируются с названиями типов политической культуры.

I группа – «Политическая культура и её виды»;

II группа – «Демократическая политическая культура»;

III группа – «Патриархальная политическая культура»;

V группа – «Революционная политическая культура»;

VI группа – «Мессианская политическая культура».

Алгоритм работы группы №1.

«Политическая культура и её типологии».


  1. Прочитать текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 211;

  2. Прочитать текст Книги для учителя, стр. 289-292;

  3. Составить схему «Элементы политической культуры»;

  4. Составить схему «Типология политической культуры» по Л.Т. Ионину;

  5. Найти общие черты и различия политических культур;

  6. Составить таблицу «Основные признаки политической культуры».
Для сокращения времени весь объём работы разделить на части и выполнять индивидуально.

Алгоритм работы группы №2.

«Демократическая политическая культура».

«Демократическая – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».У. Черчилль


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»,стр. 212-213;

  2. Выделите основные признаки демократической культуры по заданным параметрам таблицы;



  3. Работая с текстом, найдите примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории;

  4. Сделать вывод о наличии или отсутствии демократической культуры в истории России;

  5. Выразите своё отношение к высказыванию У. Черчилля

Алгоритм работы группы №3.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы действуют».Саади


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 213-214;

  2. Выделите основные признаки авторитарной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом, найдите примеры присутствия авторитарной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии авторитарной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Саади.
Алгоритм работы группы №4.

«Патриархальная политическая культура».

«Целью политики является общее благо: народ и власть должны подчиняться закону».Аристотель


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 214-215;

  2. Выделите основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия патриархальной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии патриархальной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Аристотеля.

Алгоритм работы группы №5.

«Революционная политическая культура».

«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».

В. Короленко


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 215-216;

  2. Выделите основные признаки революционной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии революционной культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия революционной культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию В. Короленко.

Алгоритм работы группы №6.

«Мессианская политическая культура».

«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».А. Сумароков


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 216-217;

  2. Выделите основные признаки мессианской политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии мессианской культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия мессианской культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию А. Сумарокова.

Каждая группа работает по собственному алгоритму действий, время работы – 20 минут. В ходе работы учащиеся заполняют графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории. После выполнения задания каждая группа представляет своё выступление. По ходу выступления группы один из её участников заполняет графы таблицы на доске.

Работа первой группы проходит под руководством учителя и является самой сложной по характеру. Поэтому в данную группу целесообразно ввести сильных учащихся. Они изучают текст учебника, знакомятся с дополнительной литературой и в результате составляют схему « Типы политической культуры» и таблицу « Признаки политической культуры».

В ходе выступления первой группы учащиеся знакомятся с понятиями «политическая культура: типы, признаки, особенности», используя дополнительные источники знаний.

К защите проектов

1наш мини проект называется …..

2гланая цель нашей работы….

3 в результате мы создали «продукт»

4 данная работа:

А) дала возможность совершенствовать навыки работы в группах

Б)дала простор нашему творческому воображению и т.д
3. Обсуждение теоретических аспектов изучаемой темы.

Цель нашего урока: создать и защитить мини – проекты по теме «Особенности русской политической культуры»


  • Проект – завершенная и завершающая форма творчески организованной самостоятельной работы уч-ся.
Учитель: Политическая культура – это явление динамическое, развивающееся, её содержание и формы постоянно обогащается историей. Она чутко реагирует на изменение в реалиях окружающего мира. Участники группы №1 представят вам результаты домашней работы. Они расскажут, что такое политическая культура, каковы её типы, характерные признаки.
Выступление группы №1

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки политической культуры».

1 слайд - название.

Группа 1: Ученик: Все народы земли, которые создавали свою государственность, имеют собственные традиции организации власти и государственного управления. В этих традициях можно выделить нечто общее, но в то же время остаётся и то своеобразие которое отличает любой данный народ от другого. Особое сочетание таких традиций у данного народа принято называть политической культурой.

2 слайд. Политическая культура - совокупность специфических для страны, региона, социальной группы или класса и принимаемых большинством граждан или членов сообщества как привычные и правильные форм и методов политических действий.

3 слайд

Политическая культура - одно из главных понятий современной политологии. Автором егосчитается немецкий философ XVIII в. И. Гердер, но формирование теории политической культуры и её

исследование начинается лишь во второй половине ХХ в. Классическоеопределение

политической культуры предложили американские политологи Г. Алмонд иС. Верба. Они определили «политическую культуру как систему ценностей, глубокоукоренившихся в сознании, ориентаций и установок, регулирующих поведение людейв ситуациях, имеющих отношение к политике». Это определение утвердилось в политической науке, однако сохраняются разногласия по многим другим вопросам.

Что включать в политическую культуру? Как соотносятся политическая культура и политическое поведение? Какие существуют типы политических культур?


4 слайд . Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей – нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы: Элементы политической культуры.

  1. Формы политической деятельности – способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги, участие в выборах, референдумах) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства).

  2. Стереотипы – образцы политического поведения в той или иной ситуации . Они могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьёзных злоупотреблений властей практически никогда не обращаются в суд, как на Западе, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.

  3. Политические знания – теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений; доступ к информации о происходящих политических событиях.

  4. Идеалы – оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие либеральных, третьи – националистических.

  5. Ценности – внутренние привязанности, политические ориентиры . Представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать терпимость к различным мнениям, равенство граждан. Поиск компромиссов, патриотизм.
Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы.

5 слайд Типология политической культуры по Л.Т. Ионину презентация

6 слайд
Представление схемы «Структура политической культуры».

презентация

7 слайд


8 слайд

Представление таблицы «Признаки политической культуры». презентация

Учитель: Ещё до возникновения российской государственности, в раннем Средневековье на Руси начали формироваться основы демократической политической культуры.

Участники группы №2 дадут характеристику демократической политической культуре. Приведут примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории.


Выступление группы №2

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки демократической политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Работа сУЭИ.

Учитель: Собирание русских земель московскими государями привело к ужесточению политической власти. Это время рождения российского самодержавия, просуществовавшего вплоть до н20 века и породившего собственную авторитарную политическую культуру.

Участники группы №3 дадут характеристику авторитарной политической культуре

Выступление группы №3. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки авторитарной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


Ученик: Может возникнуть закономерный вопрос: почему влияние авторитарной политической культуры в российской истории в целом гораздо выше, чем в большинстве стран Запада?

Установление самодержавия и крепостного права в России в значительной мере объяснялось потребностями страны от нападений с Запада, востока и юга. Выдающийся историк Вернадский писал, что «самодержавие и крепостное право были ценою, которую русский народ должен был заплатить за своё национальное самосохранение».

Перед Советским Союзом стояли во многом похожие проблемы: требовалось осуществить индустриализацию и тем самым защитить страну от военных угроз. Эта задача была в конечном счёте решена, более того, страна поднялась до уровня сверхдержавы. Перефразируя Вернадского, можно сказать, что авторитарное коммунистическое господство стало ценой, которую Россия, как часть СССР должна была заплатить за величие.

Учитель: 15-16вв это время рождения российского самодержавия и патриархальной политической культуры. Участники группы №4 выделят основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы.

Выступление группы №4. Ученик: патриархальный характер этой политической культуры выражался в том, что государь воспринимался, как отец, строгий, но заботящийся о своих чадах – детях. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки патриархальной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Ученик: «Царь-батюшка» оставался «батюшкой» до тех пор, пока за безграничную любовь своих подданных он платил народу любовью и заботой. Если этого не происходило или народ считал, что этого не происходит, неписаный моральный контракт считался разорванным и начинались крестьянские войны, восстания и бунты.

Учитель :20 век с его тремя русскими революциями: революцией 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской революциями 1917гг – полностью реализовал потенциал революционной политической культуры России.

Участники группы №5 дадут характеристику революционной политической культуре

Выступление группы №5. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки революционной политической культуры».

Ученик: Революционная политическая культура полностью сложилась в Россиик к 19 в. и сочетала в себе три главных направления:


  1. анархизм

  2. народничество

  3. революционный марксизм, основанный на учении Карла Маркса о социалистической революции и возглавляемый В.И. Лениным.
Диск.

Ученик: Роль революционной политической культуры всегда двусмысленна. С одной стороны революции несли огромные жертвы и страдания народы. Но с другой стороны –призыв к революции – это всегда призыв к борьбе против очередного зла во имя свободы и справедливости. Ясно одно: опыт революций всегда обогащает политическую культуру народа.
Учитель: Революция меняет страны и цивилизации. Открывает новые, неведомые доселе исторические горизонты. Так произошло с Советским государством, которое оказалось наследником Российской империи. Участники группы №6 выделят основные признаки мессианской политической культуры.

Выступление группы №6. Ученик: В первые годы советской власти для страны было характерно своеобразное сочетание революционного и мессианского типов политической культуры. Революционность заключалась в разрушении всего старого – старых социальных иерархий, старых классовых разделений, старой культуры, старого образа жизни, религиозных догм, старого искусства, старой школы, старого отношения к труду, старого понимания любви и брака и т.д. В то же время Российская революция претендовала на открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества, на создание всемирного царства свободы и справедливости. слайд

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки мессианской политической культуры».

Ученик: мессианская политическая культура несёт в себе сильный заряд авторитаризма и почти неизбежно ведёт к появлению авторитарных вождей. Это и произошло в Советском Союзе, когда в начале 30-х годов прошлого века под воздействием политики Сталина революционный запал и мессианские ожидания сошли на нет. Их место заняли представления и образцы действий, характерные для авторитарной политической культуры.

На основе всего вышеизложенного можно прийти к следующим важным выводам:


  • Существует преемственность в политической культуры России, т.е. эта политическая культура имеет в основном одни и те же характеристики на всём протяжении российской истории.

  • Постоянно наблюдаются, хотя в разных соотношениях пять основных типов политической культуры.

  • На разных этапах российской истории на передний план общественного сознания выдвигается один или несколько различных типов политической культуры.

  • Из совокупности всех разных типов политических культур ныне складывается национальная русская политическая культура, в становлении которой мы сами принимаем непосредственное участие.

Решение проблемы урока « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»
4.Доказательства результативности деятельности учащихся.

В качестве основного вывода по результатам работы группы проводится анализ высказывания, характеризующего особенность каждой политической культуры.

В заключительной части урока проводится рефлексия учащихся по вопросам:


  • что узнал ранее;

  • что узнал новое для себя;

  • что предстоит узнать.
Работа групп обязательно оценивается.

Критерии оценки: умения

Найти ответ на поставленный проблемный вопрос:

Правильно использовать термины:

Дать развёрнутый анализ проблемы, темы, философского взгляда:

Способность к творческой самореализации:

Развитие устной речи.

При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объёмом информации. Указанные темы даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину изучаемой темы.


Признаки политической культуры

Роль и функция государства

Понимание политической свободы

Права народа по отношению к власти

Характер и границы политического протеста

Исторические периоды.

Факты проявления политической культуры

1. Демократическая политическая культура.

Народное установление и инструмент реализации воли народа.

Свобода граждан выражать собственное мнение и влиять на решения принима-

емые государством


Влиять на решения, принима-

емые именем государства.


Законные и правомерные средства выражение недовольства властями и противодействие властям, использование которых не идёт в разрез с демократическим принципом.

11-14 вв. –период политической раздробленности.

16-17вв-Российское централизованное государство.

19в –эпоха «Великих реформ».

1905-1907гг-первая русская революция.

1917-1991гг –Советский период.

Россия на современном этапе.


Устройство новгородской и псковской республик.

Организация народного самоуправления на разных уровнях (посадские и волостные миры)

Организация земств - органов местного самоуправления.

Учреждение народного представительства -

Государственной думы.

Создание системы демократических политических институтов. Существование множества форм культурного протеста.

Современные организации гражданского общества.


2. Авторитарная политическая культура..

Господствующая сила, решения и указания которой всегда правильны и обязательны для исполнения.

Высказывание мнений, не противореча-

щих точке зрения властей.


Права народа по отношению к властям, даже если они записаны в основополагающих

государственных документах не могут быть реализованы. Подданные принимали идею безграничности верховной власти за счёт умаления собственных прав.


Установленные процедуры выражения протеста и недовольства носят формальный характер.

15-нач20 вв. –период российского самодержавия.

кое господство


Установление самодержавия и крепостного права.

Эпоха Н.С. Хрущева, Л.И.Брежнева.


3 Патриархальная политическая культура.

Государство – заботливый отец, поданные - дети.

Ограничение политической свободы, так же как ограничены права детей

в патриархальных традициях семьи.


Послушание и следование указаниям властей, обеспечиваются изначальным почтением и уважением к мнению отца.

Противодействие властям карается санкциями со стороны государства и моральным негодованием со стороны подданных.

16-нач20 вв. –период российского самодержавия.

20-50гг. 20века - режим личной власти Сталина.


Государь восприни-

мался как царь-батюшка, строгий, но заботящий-

ся о своих подданных.

Сталин – «Отец народов»


4. Революционная политическая культура.

Тотальный слом старого государства и построение нового.

Чужды стабильность и организация. Её идеал - анархия и разрушение.

Относительность любых правил и норм.


Пренебрежительное отношение к власти. Декларативный характер народовластия.

Анархия и разрушение всего старого, призыв к революции.

20 век

Революция 1905 года и последующее свержение самодержавия в 1917 году,

Октябрьская революция.

80-е годы 20века-горбачёвская перестройка.


5. Мессианская политическая культура.

Изначальная предназначенность государства к осуществлению некой миссии, его признанность встать во главе человечества

Создание всемирного царства свободы и справедливости

Человек целиком во власти государства.

Тотальный государственный контроль


Разрушение всего старого.

Открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества


Советское государство в 20-30 годы

Идея мировой революции.

учащиеся заполняют две последние графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура и политика

1. Понятие культуры

Слово«культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом - о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, чтокультура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры (1, С. 147).

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношении. Его главные проблемы -- понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость (3,С. 69).

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно -- к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.

Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, она понимается как «технология производства и воспроизводства человека и общества», своего рода «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе (5, С. 78). Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрения роли знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу (6, С. 17).

При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» -- носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п.), но без учета личного фактора.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе (5,С. 98).

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждой из них обращено внимание на существенную сторону культуры.Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

2.Культура и сферы человеческой деятельности

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен - политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно,в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы (1,С. 153).

Существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека.

Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традициейи, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке (3, С. 69).

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер.Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.

Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре -- это традиция: элементы культурного наследия -- идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.-- сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память (2, С. 34).

Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры.

Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться, что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.

культура политика общество

3. Культура и политика. Влияние культуры на политику

Культура сопутствует человечеству на всем протяжении его исторического пути. С исторической точки зрения, политика - явление более позднего периода общественного развития.

В разные времена отношения между культурой и политикой складывались по-разному.

Пожалуй, лишь в марксистской доктрине делается наиболее рельефный прогноз отношений между политикой и культурой. Согласно ей, пространство политики будет, постоянно видоизменяясь, сворачиваться, - в связи с исчезновением при коммунизме государства как института, - а пространство культуры непрерывно расширяться, заменяя своими специфическими способами регулирования социальных отношений способы чисто политические. Под такого рода специфическими способами регулирования понимаются знания, нормы, ценности, воспроизводимые в обществе через систему образования, музеи, театры, кинематограф, книги, средства массовой коммуникации, праздники, язык и т.д. в отличие от политических способов, реализуемых с помощью партий, госаппарата, суда, полиции, службу безопасности, армию, тюрьмы и пр. (1,С. 183)

В каком-то смысле получается, что Человек Культуры, Человек Будущего стоит вне политики по определению. Конкретно - исторически, конечно, преждевременно говорить об актуальности постановки проблемы в таком аспекте в силу существующей социально-экономической дифференциации, как всего человечества, так и отдельных типов общества.

Вместе с тем политологи сегодня уже не могут игнорировать культурологического аспекта функционирования общества в целом и политической сферы жизни в частности. И дело не в том, что очень часто упрощенно понимают политику как "дело грязное", замешанное на насильственных методах, а культуру как нечто "сеющее разумное, доброе, светлое" (5, С. 56).

Заблуждение, кроящееся в формулировании оппозиции "культура-политика" на таком основании, базируется на недопонимании того, что и культура, в свою очередь, может заключать в себе репрессивное начало, если она складывается как монополия знаний, норм и ценностей, обслуживающей существующий истэблишмент. Такая ситуация характерна, например, для тоталитарных режимов, жестко регулирующих информационные и межкультурные потоки. Чрезмерная монополизация системы социальной регуляции может возникать и в рамках демократических режимов. То есть характер самого политического режима не является гарантом культурного плюрализма, а лишь указывает на масштабы его границ и динамику поступательного развития общества.

Культура и политика взаимодействуют между собой как регуляторы жизнедеятельности общества. Политика может прибегать и к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре: столкновение христианства и язычества, колонизаторский опыт ассимиляции, большевистская политика 20-х годов, ставящая в жесткие идеологические рамки деятелей культуры и т.д.

Культура, в свою очередь, не оставаясь "беззубой", воздействует на политику через критику, духовные принципы, мировоззренческие представления, ценности, традиции. Политики, не учитывающие культурологический аспект в своей деятельности, обречены.

Выбор пути, политической системы, стоящий перед обществом, непосредственно связан также скультурной и цивилизационнойсамоидентификацией (самоопределением).

Россия в конце XX столетия решает ту же проблему: каким путем идти, какие политические механизмы использовать для достижения целей модернизации? "Взять все лучшее" у Запада и применить к своей ситуации не удастся в силу социокультурных особенностей российского образа мысли, традиций русской культуры. Каждый народ должен пройти свой путь с учетом культурных традиций. Баланс мирового опыта развития и особенностей национально-культурных традиций определяет, в конечном итоге, успешность процесса модернизации общественной жизни.

Религиозная культура, религиозные традиции непосредственно результируют в политической сфере общественной жизни. Говоря об "исламском факторе", мы вспоминаем иранскую революцию с ее лидером аятоллой Хомейни, события в Афганистане, пакистанско-индийский конфликт, Югославию, Чечню. Ислам становится одним из мобилизующих факторов нации, народа в культурной самоидентификации в контексте претензий на политическое самовыражение (5, С. 58).

Европа стала свидетельницей религиозных войн. Походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь - эти страницы истории хорошо знакомы.

В условиях идеологического вакуума, идеологического плюрализма может усиливаться роль религиозного фактора как мобилизующего и столь необходимого политикам для реализации своих программ или даже просто для улучшения своего имиджа. Так, позиция Ватикана, скажем, по вопросу об абортах, не может игнорироваться политическими лидерами Италии, если они не хотят лишиться поддержки изрядной доли электората.

Культурные традиции зачастую самым парадоксальным образом опосредуются политикой. В 70-е годы в Заире членом Народной партии вслед за отцом, матерью, братьями и сестрами становился каждый новорожденный, исходя из живучих традиций родоплеменной организации общественной жизни этой африканской страны: если ты из нашего племени - значит ты член этой партии. Каждый получал значок с изображением своего вождя, т.е. лидера партии. В политической картине Африки, истоках многих возникающих там кровопролитных столкновений, трудно разобраться без учета действия данного фактора.

Столкновение различных культурных систем может принимать межгосударственную или внутригосударственную окраску, может глобализироваться или иметь локальный характер. Таким образом, заявляет о себе ислам, являясь политикообразующим фактором или в рамках одного государства или в межгосударственных отношениях. Примером другого рода являются отношения Восток-Запад, как отношения цивилизационных систем во многом с не совпадающими основополагающими культурными ценностями. Развивающийся капитализм XIX столетия в своей колонизаторской практике зачастую исходил из представлений о местном населении как о варварах, дикарях, которых необходимо "окультуривать". Навязывание стандартов и ценностей чужого образа жизни не могло не встретить сопротивления, со временем политизированного в виде национально-освободительных движений и революций.

Этнографы, социологи (Н.Миклухо-Маклай, Дж. Фрезер, М. Мид и др.) своей исследовательской работой по изучению культуры первобытных народов, аборигенов внесли огромный вклад в просвещение самих "просветителей", и в формирование общественного мнения. Гуманистический пафос их трудов состоит в указании на самоценность любой, даже самой небольшой, культурной системы как частички разноликого человечества, понимании того, что мировая культура существует благодаря такому разнообразию, недопустимости их унификации в угоду политической конъюнктуры (4,С. 97).

Идея эпохи Просвещения о благородном политике, "просвещенном монархе" в XX веке начала осуществляться в виде системы специальной подготовки образования будущей политической элиты. Впервые в истории человечества общество стало целенаправленно прилагать усилия в подготовке политических лидеров, учить политической деятельности. Культура через систему образования напрямую начинает оказывать влияние на кадровую политику, систему продвижения политических лидеров, цивилизованность политических отношений. Образовательный ценз сегодня во многом является определяющим профессиональную пригодность к политической деятельности того или иного кандидата в глазах электората, гражданского общества в целом.

Одним из знаменательных итогов XX столетия является то обстоятельство, что в современном мире культурная политика составляет неотъемлемый атрибут политики любого государства.

Еще в XVIII веке государство не имело регулярной полиции, армии, базировалось на исключительном праве мужчин участвовать в выборах. В XIX в. государство не имело в своей собственности фабрик, заводов, не содержало университетской системы образования, не отвечало за национальную экономическую политику или за качество системы снабжения.

Сегодня мы наблюдаем процесс, как культура из прерогативы отдельного индивида становится предметом, за состояние дел которого публичную ответственность несет и государство.

По-разному в разных странах решались и решаются эти задачи. Большевистская культурная политика 20-х годов, идеи Мао-Цзедуна, известные как культурная революция (перестройка системы производства, распространения и использования культурных ценностей, изменение функций, содержания и форм культуры, обусловленное революцией в экономической и политической системе), - являют собой пример жесткой политизированности культуры в целях "революционного преобразования" общества.

Декрет Совета народных комиссаров "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", подписанный Лениным 26 декабря 1919 г., излагал сначала цель: "предоставление всему народу возможности сознательного участия в политической жизни страны", а затем и средства: "Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет,не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте..." Параграф 8 декрета предупреждал: "Уклоняющиеся от установленных повинностей... привлекаются к уголовной ответственности".(2, С. 61)

"Восстание парижского пролетариата с захватом власти произошло 18 марта 1871, а пала Парижская Коммуна 22 мая того же года. Как долго просуществовала она?" Автор методики добавляет: "Естественно, что в этом случае арифметика перестает служить оружием в руках буржуазных идеологов". Досталось даже Бабе-Яге, "хозяйке леса и зверей", изображавшейся как настоящий эксплуататор, угнетающий своих слуг-зверей.

Вся мировая культура рассматривалась через идеологическую призму с определенной классовой позиции. Политически оформлялось "закрытое общество", ориентированное на мировую революцию.

Ни в Китае, ни в России эта политическая доктрина не выдержала испытания временем. Культура, следуя своим законам, вновь заставила вернуться к поиску механизмов, отвечающих законам разнообразия в единстве, динамики через взаимодействие и взаимообогащение.

"Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету", - говорил И. Геббельс, министр информации и пропаганды в гитлеровской Германии. За словами последовали дела: жгли книги И. Гете, Г. Гейне, Ф. Шиллера Вызов, брошенный фашизмом Культуре, Человечество огромной ценой преодолело, отстояв право каждого Человека на движение к Свободе через Красоту.

Идеологизированность отношений политики и культуры в годы "холодной войны" (40-е - 60-е гг. XX в.) не способствовала развитию межгосударственных, межкультурных отношений.

Увлечение молодежью музыкой Биттлз политизировано рассматривалось тогда как "влияние буржуазной пропаганды", а гастроли Большого театра за рубежом, - в свою очередь как "демонстрация достижений советского образа жизни".

В исламских государствах очень жестко регулируются процессы потребления и воспроизводства культурных ценностей. В Иране, например, к таким вопросам относится даже женская мода (длина юбки, ношение чадры, допустимая степень обнаженности тела и пр.). Западная рок-музыка здесь расценивается с позиций тлетворного влияния на молодежь и не поощряется духовными руководителями этой страны.

Современный мир в культурном отношении становится более интегрированным, менее разобщенным не в последнюю очередь под воздействием средств массовой коммуникации и информации, а также процессу демократизации образования. Знакомство с культурами других народов, понимание особенностей их образа мышления помогает осознать единство человеческого рода во всем многообразии его проявлений как особо значимую ценность планетарного масштаба.

Культура показывает свою самодостаточность в отношении государства, определяя действие интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в рамках его границ. Разнородность культур явилась фактором распада Османской империи, Британской империи, Югославии, Чехословакии, СССР. Напротив, в Италии и Германии XIX в., Германии XX в. культура выступила интегрирующим основанием для национального воссоединения.

В отличие от государства, культура не нуждается в границах, политической независимости. Многие народы по политическим причинам оказываются разбросанными по всему миру, но они организуются через землячества, национальные школы, диаспоры, поддерживают связи с соотечественниками, не желая терять культурной самоидентификации,

Список использованной литературы

Кин Ц. Политика и культура: уроки истории // Вопросы литературы.- 1991. - №1. С. 146-191.

Культурология. Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

Плиев А. Политика и художественная культура. // Вопросы литературы.- 1989. - №10. С. 67-87.

Политическая социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Сморгунов Л. Политология. - СПб.: Питер, 1995.

Ширяев Л.А. Политика и судьбы отечественной культуры // Диалог. - 1998. - №7. С. 16-18.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Взаимосвязь культуры и общества. Анализ основных подходов к пониманию культуры и ее функций. Социальные функции культуры. Совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культурные различия и взаимопонимание между людьми.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Понятие о культурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс). Культурные процессы - изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Наука в системе культуры. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Понятие культуры. Социализация - функция культуры. Отбор культурных форм. Общие черты различных культур. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры. Культура как основа общества. Структура культуры. Роль языка в культуре и жизни общества.

    реферат , добавлен 12.11.2003

    Культура как одно из древнейших явлений человеческой жизни. Этапы становления древнейшей культуры, характерные особенности искусства на самых ранних стадиях человеческой цивилизации. Материальная культура первобытных людей, анализ архаичной культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Ранние и поздние исторические слои этноса. Структура национальной и мировой культуры, ее социальное влияние на человека и общество.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    творческая работа , добавлен 01.05.2009

    Происхождение и смысл термина культура. Культура как необходимое условие человеческой жизни. Характеристика пранародов, культурных народов. Методы постижения смысла истории. Многообразие локальных цивилизаций. Возможности будущего славянской культуры.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Культурные нормы и их соблюдение. Функции, классификация, основные виды культурных норм. Привычки и манеры, этикет, обычаи, традиции и обряды, церемония и ритуал, нравы и запреты, закон и право, верования, знания и мифы. Нормативная система культуры.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

1 слайд

2 слайд

Политическая культура – это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы

3 слайд

Понятие политической культуры Узкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Широкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства Политические институты общества

4 слайд

Структура политической культуры Функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений, воспитание и регулирование социально-политических конфликтов Политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, обычаи и нормы Политическое поведение: политические действия, политическое участие, политическая деятельность

5 слайд

Формы политической культуры Политические знания, убеждения Навыки, умения участвовать в политической жизни Уровни политической культуры Политическая культура общества Политическая культура социальной или национальной группы Политическая культура личности

6 слайд

Типы политических культур по Г. Алмонду и В. Вербе (амер. политол.) Патриархальный, или тип общин Подданнический, или тип субъекта Активистский, или тип участника «Культура гражданина» или смешанный тип Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных Присутствует сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, низкая индивидуальная активность Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремиться влиять на власть Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях

7 слайд

Функции (роли) политической культуры Познавательная Воспитательная Регулятивная Это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики Это конечное воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества, а в конечном итоге включение самих масс в этот процесс Это повышение политической информированности и компетенции, совершенствование интеллектуальных способностей

8 слайд

Функции (роли) политической культуры Защитная Коммуникативная Интегративная Это консолидация всех слоев, классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и принципов политического общежития Это передача политической культуры общества через СМИ новым поколением, обмен политической информацией Это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экологической сфер общества

9 слайд

Особенности политической культуры современной России Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие Предрасположен-ность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов Подданническое отношение к любому центру реальной власти Правовой нигилизм Заидеологизирован-ность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам Низкая компетентность в управлении делами общества и государства Неразвитость гражданских позиций

10 слайд

Проблема. Все ли в политической деятельности и ее результатах является политической культурой? Можно ли говорить о политической культуре гитлеровского фашизма или сталинской диктатуры? Оценочный подход (ценностный подход) Не вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.к. культура по определению – ценности, созданные человеком) Описательный подход (деятельностный подход) Вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.е. культура по определению – все созданное человеком)

12 слайд

Различия правовой и политической культур Правовая культура в большей мере, чем политическая, подразумевает четкое знание нормативной стороны дела Политическая культура больше подразумевает знание принципов и концепций политической жизни Политическая культура учащегося Желание и умение самостоятельно осмысливать политическую информацию, в том числе о деятельности правительства Способность и готовность к политическому диалогу Проявление нравственной убежденности и гражданской позиции Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался