Руслан Байсаров: путь становления успешного предпринимателя. Руслан Байсаров

Биография предпринимателя-промышленника и мецената, генерального директора АО «ТЭПК» и главы совета директоров АО «УСК Мост».

Человек известный, хотя его нельзя назвать публичной фигурой. Он успешный бизнесмен и экономист. Руслан Байсаров - основатель, владелец и генеральный директор «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (АО «ТЭПК»), а также владелец блокирующего пакета акций и председатель совета директоров АО «УСК Мост». Эти крупнейшие бизнес-структуры занимаются важнейшими инфраструктурными проектами, которые меняют жизнь целых регионов.

Кроме того, 50-летний бизнесмен чеченского происхождения активно занимается благотворительностью, в частности, помогает детям с онкологическими заболеваниями. Женат, отец шестерых детей.

Кто такой Руслан Байсаров

Уроженец Чечено-Ингушской АССР Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 в селе Пригородное Чеченской республики в многодетной семье представителей чеченского тейпа Хачарой. Семья была небогата, поэтому Руслан с детства работал, стараясь внести свою лепту в семейный бюджет.

После окончания школы в 1985 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт, где не без успеха попробовал себя в новом тогда компьютерном бизнесе.

Обучение прервала армия. Прослужив два года и демобилизовавшись, будущий фигурант списка Forbes сменил профиль обучения и перевелся в Грозненский государственный нефтяной технический университет им.академика М. Д. Миллионщикова, который закончил в 1996-м. В 2001 году Руслан Байсаров получил степень магистра по социологии в столичном МГУ, а в 2018-м защитил кандидатскую диссертацию в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

От владельца салона красоты до «начальника» московской нефти

Бизнесом Руслан Байсаров всерьез занялся в Москве, для начала открыв в престижном месте - Центре международной торговали на Краснопресненской набережной - салон красоты, один из первых в России японских ресторанов, небольшое казино и расположенную по соседству парковку.

В 1997 году Руслан Байсаров вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер», а затем предприниматель решил вернуться к выбранной в вузе специальности и всерьез заняться нефтяным бизнесом.

Розничная сеть Руслана Байсарова «Инфант» перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Структура Байсарова обслуживала не только около 2 тыс. заправок в России, но и различные бюджетные организации, а также госструктуры. Вскоре он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило более полусотни организаций, реализующих 75% объема продаж на московском топливном рынке.

С 2001 по 2004 годы Руслан Байсаров - вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»; в 2004–2005 годах - он вице-президент ОАО «Центральная топливная компания», в состав которого входил Московский нефтеперерабатывающий завод, в то время - основной поставщик нефтепродуктов в московском регионе.

В 2005 году Руслан Байсаров - председатель совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД», тогда же он становится вице-президентом ОАО «Московская нефтегазовая компания» (МНГК). С 2007 года он первый вице-президент компании, под его управлением Московский нефтеперерабатывающий завод, Московская топливная компания и ОАО «Моснефтепродукт».

Согласно Википедии, в 2008 году Руслан Байсаров купил часть активов нефтяной компании Sibir Energy. В 2010 году этот пакет выкупила «Газпром нефть», оценив стоимость активов более чем в 740 млн долларов.

В 2010–2011 годах Руслан Байсаров занимает пост первого вице-президента Центральной топливной компании, с 2011-го - он гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК).

Первая железная дорога в Туве

В 2013 году компания Руслана Байсарова ТЭПК приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

Совсем недавно - в мае прошлого года - АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» (дочерняя структура ТЭПК) и государственное Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключили концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино. Это будет первая в Туве железная дорога, которая свяжет республику с Красноярским краем.

Всего несколько недель назад - в апреле 2019-го - компания АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» подписала договор генерального подряда с ОАО «РЖД» на проектирование и строительство железнодорожной линии «Элегест - Кызыл - Курагино». В правительстве рассчитывают, что реализация столь мощного инфраструктурного проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири, а также создаст новые рабочие места.

Занимаясь железной дорогой, Руслан Байсаров не забывает об угледобыче: в рамках комплексной разработки Элегестского угольного месторождения уже готов проект создания угольного портового терминала в Хабаровском крае.

Инфраструктурные проекты Группы компаний «Мост»

Группа компаний СК «Мост» - также сфера серьезных бизнес-интересов Руслана Байсарова. В 2015 году бизнесмен приобрел 25% акций компании, а спустя год довел свою долю до контрольных 56% и возглавил совет директоров.

«Мост» занимается важнейшими для РФ дальневосточными инфраструктурными проектами - строительством первого железнодорожного моста через реку Амур «Нижнеленинск - Тунцзян» и первого автодорожного моста «Благовещенск - Хэйхэ», которые должны соединить российский Дальний Восток с Китаем.

Общая протяженность железнодорожного моста вместе с подъездными путями превысит 5 км, планируемая пропускная способность - около 21 млн тонн в год. Длина с подъездными путями автодорожного моста - почти 20 км, его пропускная способность, по данным СМИ, - 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5,5 тыс. человек в год.

Кроме того, СК «Мост» участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также в строительстве второго 6,7-километрового Байкальского тоннеля, который позволит в 2,5 раза увеличить объем перевозок на этом участке.Также Руслан Байсаров с 2018 года реализует масштабный проект переустройства железнодорожной сети Сахалина под общероссийский стандарт ширины колеи - 1520 мм, что позволит значительно повысить объемы перевозимых по ней грузов.

В декабре 2018 года компания Руслана Байсарова завершила работы в морском порту «Сабетта» на арктическом побережье в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ». Обновленный порт обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов.

СК «Мост» реализует проекты и в Москве. В конце 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что строительная корпорация Руслана Байсарова завершила прокладку первого в столице двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии в рамках строительства новой Некрасовской линии метро. Как отметил заммэра столицы по строительству Марат Хуснуллин, проект тоннеля от станции «Окская» до станции «Стахановская» был сдан в срок, несмотря на тяжелейшие геологические условия и плотную жилую застройку в этом районе.

Благотворительность

Руслан Байсаров не забывает о социальной роли и ответственности большого бизнеса, он активно занимается благотворительностью. Впрочем, о своих благотворительных проектах бизнесмен особо не распространяется.

Но кое-что просачивается в СМИ: так, в 2009 году Руслан Байсаров участвовал в благотворительном аукционе, в ходе которого выложил 200 тысяч евро за небольшую роль для начинающей актрисы в фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Деньги пошли на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Отец шестерых детей

Руслан Байсаров женат, он отец шестерых детей. Первой женой бизнесмена была фотомодель Татьяна Ковтунова, в 1993 году у пары родилась дочь Камила.

Второй супругой Байсарова стала певица Кристина Орбакайте, в 1998 году у них родился сын Дени. Также у бизнесмена есть 16-летний сын Илман и 14-летняя дочь Дали.

В 2009 году Байсаров женился на своей односельчанке Мадине Гайтаевой, выпускнице факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, у пары в браке родились два сына - Амир и Амин.

Биография жизни известного российского бизнесмена Руслана Байсарова родом из Чеченской республики содержит множество неожиданных поворотов. Незаурядные качества личности и характера позволили ему стать не только успешным и состоятельным топ-менеджером, но и сохранить хорошие отношениями с теми, с кем начинал свое становление. К примеру, режиссер Федор Бондарчук признался, что считает Байсарова лучшим другом юности.

Биография будущего успешного предпринимателя начиналась как у любого простого жителя страны. Руслан Сулимович Байсаров появился на свет в августе 1968 года в чеченском селе Пригородное. По происхождению чеченец одного из наиболее уважаемых кланов в республике – хачарой. Родители будущего участника списка Forbes не располагали излишними средствами.

Семья была многодетной, но дружной. Отец Сулим и мать Касират воспитывали всех детей согласно традициям чеченского народа. С детства Сулим с женой прививали детям любовь к труду, ответственность за свои поступки, почитание и уважение старших. Дети сызмальства помогали родителям. Руслан рос активным, смекалистым мальчиком. В компаниях друзей был негласным лидером. Привык с детства зарабатывать «свою копеечку». В одном из интервью Байсаров рассказывал, как продавал яблоки, чтобы заработать деньги.


Образование

Отучившись десять лет в родной школе, парень принял решение поступать в московский вуз, что у него получилось с первого раза. Закончить инженерно-строительный институт не удалось – призвали в ряды вооруженных сил. Отслужив положенный срок, решил не доучиваться в предыдущем вузе и был перезачислен в нефтяной институт на своей родине, в городе Грозном. И только в 1996 году дипломированный инженера-экономист Байсаров возвратился обратно в Москву.

Именно во время студенчества укрепилась врожденная предпринимательская хватка. Руслан Байсаров начал продавать привезенные из-за границы компьютеры. Это занятие помогло заработать первые большие деньги и стало своеобразной предпосылкой будущей деятельности. После Байсаров Руслан поступает в Московский университет. Спустя пару лет завершает обучение в нем магистром социологии.

В 2018 году в результате успешной защиты исследовательской работы в университете МИСиС Руслан Сулимович Байсаров был отмечен кандидатской степенью в области технических наук.

Карьера Руслана Байсарова

Первые шаги в поприще предпринимательства Руслан Байсаров сделал в 1997 году: на заработанные деньги от реализации адаптированной для российского рынка оргтехники основал салон красоты. Тогда же были учреждены ночной клуб, казино, первый в столице ресторан с деликатесами из страны восходящего солнца и парковка. Компания, носившая название «Инфант силвер», была основана в партнерстве с Федором Бондарчуком, который до сих пор является близким другом Байсарова, и с сыном режиссера Никиты Михалкова – Степаном Михалковым. Расположение заведений в центральной части столицы и грамотное их продвижение позволяло получать неплохие доходы.


Бизнес в сфере развлечений стал прибыльным стартапом для будущего известного предпринимателя. В конце 90-х годов он решает изменить вектор приложения своего таланта и уйти в нефтезаправочный сектор. Топливный бизнес получает схожее название «Инфант». Компания перегоняла около полутора тонн черного золота в год на столичном нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивала моторным топливом не только более двух тысяч российских автозаправочных станций, но и созданным под руководством Руслана Байсарова новаторским программным продуктом, обеспечивающим обработку электронных платежей – системы карточек для приобретения бензина водителями компаний с крупными автопарками, среди которых были многие государственные учреждения России.

Успехи и предпринимательская хватка бизнесмена привлекли внимание основных игроков добывающей промышленности. В 1998 году Байсаров был назначен вице-президентом Московской топливной ассоциации, члены которой обеспечивали реализацию более половины от всего объема топливного потребления столичного региона.


Тремя годами позже Руслан Сулимович, оставаясь на том же самом в МНГК, стал еще и вице-президентом Центральной топливной компании (ЦТК), в обязанности которого входило управление всеми крупными активами в топливной сфере столичного региона.

В 2010-М РУСЛАН БАЙСАРОВ ВЫГОДНО ПРОДАЛ ПАКЕТ В SIBIR ENERGY, ОБЛАДАТЕЛЕМ КОТОРОГО СТАЛ ДВУМЯ ГОДАМИ РАНЕЕ, «ГАЗПРОМНЕФТИ». СУММА СДЕЛКИ – 740 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛ.

В 2010 году Байсаров получает еще одно повышение и становится первым вице-президентом ЦТК.

Переворотный момент в карьере Руслана Байсарова наступил через год, когда он объявил об оставлении нефтяной отрасли для того чтобы возглавить свои проекты. И вскоре бизнесмен становится руководителем основанной им Тувинской энергетической промышленной корпорации.

В 2015 году покупает четверть, а в следующем году удваивает свой пакет, доведя его до контрольного, в известной Группе компаний СК Мост.


Активы Руслана Байсарова

В 2018 году журналисты Forbes оценили активы Руслана Байсарова на уровне 900 млн долл., что позволило им сохранить его имя в числе списка двухсот самых богатых людей страны, занимающихся предпринимательской деятельностью.


Дети Руслана Байсарова

У Руслана Байсарова шестеро детей.

Впервые ощутил себя отцом в 1993 году с появлением на свет дочери Камилы в первом браке, который просуществовал недолго.

В 1997 году Руслан Байсаров встретился с Кристиной Орбакайте, дочерью примадонны российского шоу-бизнеса Аллы Пугачевой. Есть свидетельства, что в московской мечети пара прошла свадебный обряд по мусульманскому обычаю.

Через год у Байсарова и Орбакайте появился на свет сын Дени. После расставания родителей мальчик жил с матерью, но был привязан к отцу, часто у него гостил. В 2009 году внимание общественности оказалось прикованным к возникшему спору по поводу местожительства Дени Руслановича. Кристина Орбакайте заявляла, что Руслан Байсаров брал с собой сына во время поездок в Чечню без ее согласия.


Байсаров объяснял, что сын сам захотел пожить с ним, о чем Дени заявил на состоявшейся тогда пресс-конференции. Бывшим супругам удалось прийти к согласию и подписать документ, впоследствии утвержденный судом, согласно которому во время гастролей и мероприятий матери мальчик будет проживать с отцом, когда же отец будет отсутствовать по работе – поедет к маме. Решение принималось на основании показаний мальчика, который признался, что по собственной воле решил остаться с папой. Сейчас совершеннолетний Дени Русланович общается с обоими родителям.

Руслан Байсаров становится многодетным отцом, благодаря появлению сына Илмана в 2003 году и дочери Дали – в 2005-м. Позже Руслан Сулимович стал еще более счастливым с рождением еще двух сыновей Амира и Амина.

В настоящее время Руслан Байсаров женат на Мадине Гайтаевой.

Руслан Байсаров сам участвует в воспитании детей. Особое внимание обращает на их образование, обучение обычаям своего народа. Все свое свободное время отдает своим детям.

Постоянно проживает в Подмосковье.

Руслан Байсаров сегодня


Руслан Байсаров считается наиболее известным представителем бизнес-сообщества Чеченской республики в России. Сейчас бизнесмен целеустремленно развивает деятельность в Республике Тыва, где его компания осваивает угольное месторождение Элегест. Весной 2019 года компания под руководством Руслана Байсарова ТЭПК «Кызыл-Курагино» оформила контракт с Российскими железными дорогами, которые обязуются выступить подрядчиком постройки новой железной дороги, призванной связать Республику Тыва с основными железнодорожными путями Урала и Сибири.

В марте 2019 года в новостях СМИ сообщили о стыковке первой железнодорожной переправы из России (Нижнеленинское) в Китай (Туцзян) через реку Амур специалистами группы компаний СК Мост Руслана Байсарова. В конце мая ГК СК Мост состыковала и первый автодорожный переход – из Благовещенска в Хэйхэ. Длина первого моста вместе с подходами составляет около 5,3 км, второго – 19,9 км.

Руслан Сулимович Байсаров – один из самых успешных бизнесменов России, постоянный участник рейтинга «Форбс». Создатель и хозяин «Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации», глава совета директоров ГК СК «Мост» – компаний-гигантов, которые сегодня занимаются крупнейшими инфраструктурными проектами, преобразующими жизнь целых регионов России. Компании Байсарова строят автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, порты, причалы и многое другое по всей стране. Благотворитель и меценат.

Детство и юность

Образ успешного российского бизнесмена, как правило, представляется большинству однозначно – парень из хорошей, влиятельной семьи, с «путевкой в жизнь», западным образованием и серьезным начальным капиталом. Однако история Руслана Байсарова совершенно другая. Он родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное Грозненского района Чеченской республики в небогатой многодетной семье, где лишних денег не водилось. Мама будущего бизнесмена Касират и папа Сулим давали детям необходимое, а вот зарабатывать карманные деньги парню пришлось научиться самому, причем с самого раннего детства. Мальчик собирал бутылки из-под кефира и сдавал их. А первым бизнесом Руслана стала продажа яблок, которые он покупал у мужчин, стороживших государственные сады, а потом перепродавал желающим.

Позже, во время учебы в Московском инженерно-строительном институте, куда парень поступил сразу после школы, он продолжил эту линию, продавая уже иностранные продукты, печенье и конфеты, а затем – и первые в стране привезенные из-за границы компьютеры, которые сами студенты перепрограммировали для русских пользователей. Однако в 1986 году бизнес пришлось прервать – Руслана призвали в армию, в которой он отслужил два года.

Образование

После армии будущий бизнесмен продолжил получать образование. Причем, его «роман с науками» растянулся на долгие годы. Для начала Руслан перевелся в нефтяной институт имени академика Миллионщикова в Грозном, в котором, как вспоминает, мечтал учиться всегда, и окончил его в 1996 году. Спустя пять лет получил степень магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова. Еще через 13 лет в одном из столичных университетов защитил созданную на основе своей бизнес-деятельности диссертацию по теме, связанной с угольной промышленностью и освоением Элегестского месторождения, получив ученую степень кандидат технических наук.

Первые успехи в бизнесе

Первым серьезным бизнес-проектом предпринимателя стал салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. А позже вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер». Для 1990-х годов этот проект стал настоящим прорывом – японский ресторан, один из первых в Москве, стильный ночной клуб с внешней парковкой вернули хороший имидж ЦМТ, заброшенному в предыдущие годы. Однако, этот бизнес вскоре пришлось оставить – причиной стала всем известная печальная особенность того времени – хаос и бандитизм. «Я понял, что лучше уйти из этого ЦМТ, иначе под удар попадет моя семья», - в одном из интервью вспоминал Байсаров. И действительно ушел, забрав с собой только рабочий стол и решение следующий бизнес-проект создавать с учетом своей специальности.

Руслан Сулимович Байсаров (в центре)

Развитие карьеры Руслана Байсарова

Это решение стало судьбоносным и в дальнейшем определило развитие карьеры Руслана Байсарова. В конце девяностых с головой ушел в нефтяной бизнес. Созданная им ранее розничная структура «Инфант» в сотрудничестве с Московским нефтеперерабатывающим заводом перерабатывала порядка полутора миллионов тонн нефти в год, обслуживая около 2000 АЗС по всей России, бюджетные организации, госструктуры. Когда Руслан стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, объемы увеличились еще больше.

Далее карьера бизнесмена пошла в гору еще стремительней: с начала двухтысячных и вплоть до 2011 года он был топ-менеджером ряда профильных предприятий – ведущих на топливном рынке столицы. Уже к 2010-м бизнес достиг такого развития, что у предпринимателя появились средства для серьезных инвестиций. В частности, он приобрел права на часть активов нефтяной компании «Sibir Energy». Затем пакет был выгодно продан. А уже в 2011 году сразу с поста первого вице-президента «Центральной топливной компании» бизнесмен переместился в кресло гендиректора АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) – компании, которую сам же учредил. Еще через четыре года в портфеле инвестора появился стратегический актив – он приобрел сначала 25%, а через год еще 31% группы компаний СК «Мост», совет директоров которой возглавляет.

Дороги будущего

В настоящее время капитал Руслана Байсарова оценивается экспертами приблизительно в 900 миллионов долларов, что позволяет ему ежегодно входить в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России». Что важно, далеко не все предприниматели, попадающие в этот список, могут похвастаться тем, что заработали свои средства, занимаясь преобразованием страны, но деятельность Байсарова именно об этом. Компании, принадлежащие бизнесмену, сегодня активно занимаются строительством российских дорог, следствием чего является улучшение качества жизни людей, живущих в России. У компаний, принадлежащих бизнесмену, большой опыт в строительстве мостовых сооружений, прокладки дорог и тоннелей. Они строили:

  • в преддверии Олимпиады - автомобильную и железную дороги в Сочи от Адлера до Красной Поляны;
  • перед саммитом АТЭС - мост на остров Русский (кстати, именно его можно увидеть на 2000-рублевой купюре);
  • морской арктический порт Сабетта на полуострове Ямал, обеспечивающий круглогодичную навигацию по Северному морскому пути;
  • кроме того, компании Байсарова участвуют в сооружении Московского метрополитена и занимаются модернизацией многокилометровой железнодорожной магистрали на Сахалине.


Руслан Байсаров

Настоящее время

Сегодняшние проекты бизнесмена – это продвижение на Дальний Восток и модернизация БАМа и Транссиба. Будучи реализованными, они помогут активней развивать угольные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, укрепят позиции государства на мировых рынках, создадут десятки тысяч рабочих мест. Только некоторые из проектов, поражающих своими масштабами, уникальностью исполнения, применяемых технологий, а главное имеющих огромное значение для экономики (два первых планируются к завершению в 2019 году, а третий в том же году стартовал):

  • второй Байкальский тоннель на границе Иркутской области и Бурятии, который почти вдвое увеличит пропускную способность на участке Лена – Северобайкальск;
  • под занавес года завершится строительство первого железнодорожного и первого автомобильного мостов через реку Амур, которые соединят Россию с Китаем;
  • прокладка ветки от тувинского Элегеста до красноярского Курагино, генподрядчиком строительства выступают Российские железные дороги (договор подписан лично главой перевозчика и Русланом Байсаровым).

Строительство ветки – событие поистине историческое для Республики Тыва, поскольку это будет самая первая в регионе железная дорога. Она не просто обеспечит вывоз угля с месторождения ТЭПК, а в целом послужит развитию экономики региона. И что немаловажно – обеспечит местному населению транспортную доступность, связав дорогу с федеральной сетью.

Семья и личная жизнь

Обычно личная жизнь таких крупных предпринимателей, каким является Байсаров, общественности не известна. Однако с предпринимателем вышло иначе, в силу того, что у него с 1997-го по 2003-й год были отношения с известной певицей Кристиной Орбакайте. В этом браке родился старший сын предпринимателя.


Гендиректор АО "ТЭПК" Руслан Байсаров

Сегодня Руслан Сулимович Байсаров богат и еще в одном смысле – он является примерным папой шестерых детей, воспитанию и развитию каждого из которых посвящает все свободное время. Это: дочь Камилла от первого брака; сын Дени от Кристины Орбакайте; сын Илман, дочь Дали; сыновья Амир и Амин, которых он воспитывает с нынешней женой Мадиной.

Увлечения

Во многом дети и жена разделяют и увлечения отца, которым он посвящает свободное время, а это конный спорт, горные лыжи и многое другое. Также в семье бизнесмена очень ценятся традиции, праздники принято отмечать всем вместе. И кто бы где ни находился, все многочисленные родственники на важные даты обязательно съезжаются в большой дом бизнесмена в Подмосковье.

Не забывает бизнесмен и о науке. Так, например, когда в 2013 году компания предпринимателя получила лицензию на разработку месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне, на месте будущего строительства, где могли находиться ценные исторические артефакты, по инициативе инвестора вместе с Русским географическим обществом были проведены раскопки. Для этого специально создавалась научная экспедиция с составом более 700 участников.

Благотворительность

Об этой стороне своей деятельности сам бизнесмен распространяться не любит. Однако, достоверно известно, что он помогает детям с онкологическими заболеваниями – так, например, в 2009 году в рамках благотворительного вечера, организованного Федором Бондарчуком, предприниматель перечислил 200 тысяч евро на лечение детей с онкологией. А еще Руслан Байсаров помогает жителям Чечни, регулярно доставляя продукты питания в сельские поселения Чеченской республики накануне памятных и значимых дат, за что жители выражают ему искреннюю благодарность.

В этом году по-прежнему входит в число двух сотен самых богатых российских бизнесменов по версии журнала «Forbes». По мнению этого авторитетного издания, один из самых крупных объектов бизнеса Байсарова - «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК) с принадлежащей ей правами на освоение Элегестского угольного месторождения. Руслан Сулимович был инициатором идеи и стоял у истоков создания этой компании.

Кроме ТЭПК, Байсаров владеет (контрольный пакет акций) и управляет Группой компаний СК Мост - крупнейшей строительной организацией в России , без участия которой не обходится ни одна значимая стройка транспортной инфраструктуры и гидротехнических сооружений.

Инженер, экономист, социолог

Руслан Байсаров появился на свет 9 августа 1968 года в семье Сулима и Касират Байсаровых, проживающих в родовом селе их древнего рода Пригородное Грозненского района Чечено-Ингушской АССР.

Демобилизовавшись, Руслан продолжил получение высшего образования в Грозненском нефтяном институте (ГГНТУ), где и получил в 1996 году диплом инженера-экономиста.

Но Байсаров не остановился на достигнутом, и в 2001 году он успешно защищает степень магистра социологии в МГУ .

Учёная степень кандидата технических наук была присвоена Р. С. Байсарову Диссертационным советом МИСиС совсем недавно, в 2018 году.

Путь Руслана Байсарова к своему делу

По воспоминаниям самого Байсарова, так как он рос в малообеспеченной многодетной семье, ему с раннего детства приходилось заниматься добыванием денег. Поэтому, попав в перестроечную Москву, юноша не растерялся, а с головой окунулся в дух предпринимательства, только зарождавшийся в России. Студентом московского вуза он и заработал первые серьёзные деньги, занимаясь продажей дефицитных импортных товаров. Полученный таким образом начальный капитал был успешно приумножен - в Совинцентре (Москва) Руслан открыл

Игровой клуб,

Спорткомплекс,

Салон красоты,

Ресторан.

На рубеже веков Руслан Байсаров резко сменил сферу деятельности, с головой погрузившись в переработку и продажу нефти. Его компания «Инфант» стремительно завоевывала столичный рынок нефтепродуктов. Заслужив признание коллег-нефтяников, был избран членом совета директоров Российского топливного союза и вице-президентом Московской топливной ассоциации. Занимал руководящие должности на ключевых постах ведущих предприятий Москвы и Центра России.

В 2011 году Руслан Байсаров в очередной раз кардинально меняет сферу приложения своих бизнес-талантов. Он уходит из «нефтянки» и решает заняться собственными проектами. Именно в 2011 году Байсаров основал и возглавил «Тувинскую энергетическую промышленную корпорацию» (ТЭПК).

В 2013 году ТЭПК приобрела лицензию на освоение Элегестского угольного месторождения. Это месторождение имеет самые большие изведанные запасы угля в России. Для его успешной разработки необходимо построить транспортную магистраль Элегест-Кызыл-Курагино протяжённостью 410 километров. Будущая линия свяжет богатейшее месторождение угля страны с Транссибирской магистралью, что позволит Республике Тыва получить доступ к главной транспортной артерии России. На протяжении всего маршрута планируется возвести 127 мостов и 8 тоннелей. Общая длина этих сложнейших инженерных сооружений - 27 километров. Железная дорога Элегест - Кызыл - Курагино - самый крупный инвестиционный проект Сибири на сегодняшний день и является стержневым объектом федерального инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь».

Для успешного освоения Элегестского угольного месторождения будет построен угольный портовый терминал в Хабаровском крае, что даст прямой доступ к потребителям угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 2016 году Руслан Байсаров закрыл сделку по приобретению контрольного пакета акций Группы компаний СК Мост, одного из крупнейших российский холдингов в отрасли строительства. В организации успешно функционируют 12 мостостроительных и 3 тоннельных отряда.

Руслан Сулимович - председатель совета директоров АО «УСК Мост».

В настоящее время Группа компаний СК Мост реализует такие системообразующие спецобъекты транспортной сетки страны и гидротехнические сооружения федерального уровня, как:

Прокладка Второго Байкальского тоннеля в рамках модернизации БАМа,

Возведение трансграничных с Китаем мостов Нижнеленинское (ЕАО) - Тунцзян (КНР) и Благовещенск (Амурская область) - Хэйхэ (КНР),

Переоборудование ж\д Сахалина с формата 1067 мм на общероссийский стандарт 1520 мм,

Проходка тоннелей в рамках расширения Московского метро

В начале 2019 года закончено строительство портовых сооружений для порта Сабетта в рамках проекта Ямал СПГ.

Отметивший 21-летие Дени Байсаров, сын известного отечественного бизнесмена Руслана Байсарова и певицы Кристины Орбакайте, подтверждает истину - родители продолжаются в детях.

Парень не только на редкость красив, но и явно с предпринимательскими задатками: имеет диплом по программе международного бакалавриата (International Baccalaureate), окончил курсы Oxford Study Courses в Кембридже, теперь в одном из ведущих вузов Великобритании изучает бизнес-основы.

Неудивительно, что на Дени - старшего из четырех сыновей Руслана Байсарова -рассчитывает отец как на главного помощника и делового партнера. А бизнес этого российского предпринимателя чеченского происхождения весьма обширен. Его составляют две крупные структуры - группа компаний СК Мост, занимающаяся строительством масштабных чрезвычайно важных для страны инфраструктурных объектов и «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК), деятельность которой связана с освоением богатого залежами угля Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

НА БЛАГО СТРАНЫ

Тувинский проект Руслана Байсарова — это три проекта в одном:

  • возведение горно-обогатительного комплекса;
  • прокладка железнодорожной ветки «Элегест-Кызыл-Курагино» ;
  • строительство угольного портового терминала в Хабаровском крае.

И железная дорога, и угольный терминал имеют огромную важность для развития регионов, где они будут находиться.

В одном из интервью Руслан Сулимович напомнил, что министр экономического развития Максим Орешкин, назначенный куратором Республики Тыва, и глава Минтранса Евгений Дитрих отметили «безусловную важность и значимость» железной дороги для тувинского региона. Это первый подобный объект в республике, который увеличит масштабы грузового сообщения до 15 миллионов тонн в год.

Кроме того, по словам Байсарова, ветка протяженностью 410 километров будет интегрирована в структуры БАМа и Транссиба и свяжет Туву со всей Россией. Надо ли объяснять, что стройка даст серьезный толчок к развитию местной промышленности, создаст новые рабочие места, поднимет региональную экономику. Поступления в бюджеты разных уровней планируются в существенных размерах.

ТУВИНСКАЯ «ДОРОГА ЖИЗНИ»

При этом по самой Туве пройдет только 120 километров, оставшиеся - по Красноярскому краю, но в республике уже сравнили ветку «Элегест-Кызыл-Курагино» с Великим шелковым путем - настолько долгожданное это строительство.

Руслан Байсаров проявил свой интерес к Элегесткому угольному месторождению несколько лет назад. В мае прошлого года между АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова и Росжелдором было заключено концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино.

В апреле текущего года структура предпринимателя и ОАО «РЖД» подписали договор генерального подряда на проектирование и строительство железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино». А правительство РФ включило проект по строительству дороги в состав комплексного инвестпроекта «Енисейская Сибирь». Теперь можно не сомневаться, что тувинский проект, официально получивший высокий статус, будет точно реализован. Что же касается качества реализации, в нем можно не сомневаться, ведь Байсаров уже неоднократно своим личным опытом доказывал состоятельность всех своих начинаний.

Специалисты ТЭПК заблаговременно и до мелочей продумали, как должна строиться железнодорожная линия. В частности, учли, с какими трудностями они могут столкнуться при проведении работ в сложных геологических условиях. К примеру, уже ясно, что будет проложено восемь тоннелей через горы и построено около 127 мостов - вместе почти 27 километров. Поэтому привлечение РЖД к реализации проекта обусловлено накопленным опытом данной компании в области строительства аналогичных объектов.

В обозримом будущем первый элегестский уголь начнет свой путь по железной дороге из Тувы по стране и за рубеж, где востребованность твердого топлива растет с каждым годом. Ради удовлетворения этих потребностей Руслан Байсаров инвестирует средства в строительство морского угольного терминала в Хабаровском крае. Через него будет осуществляться транспортировка груза в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

СТАРТОВЫЙ РЫВОК

Сегодня Руслан Байсаров - успешный бизнесмен, размах бизнес-интересов которого ощущался еще с юности. Так, долгое время приоритетным направлением деятельности Руслана Сулимовича была нефтехимическая отрасль. До этого, как и многие известные сегодня предприниматели, начинавшие свой путь в 90-х, он занимался клубной и ресторанной сферами деятельности, что, безусловно, принесло Байсарову бесценный опыт.

Занятие же нефтяным бизнесом было предопределено: и специальностью - окончил Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, и местом рождения - экономику Республики Чечня преимущественно представляет нефтегазовый сектор. Вот и Руслан Байсаров, по его же признанию, «нефтью мечтал заниматься с детства».

Он родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное, что под Грозным, в тогда еще Чечено-Ингушской АССР. Байсаров - из многодетной и небогатой семьи, поэтому рано возникшее у мальчишки желание зарабатывать понятно. Руслан Сулимович вспоминал, как в детстве собирал бутылки из-под кефира и продавал на базаре яблоки. Так что еще в школе у него водились собственные деньги. В студенческие годы, после получения аттестата о среднем образовании в 1985 году Байсаров сначала поступил в Московский инженерно-строительный институт (в Нефтяной институт перевелся уже после службы в армии), торговал разными товарами вплоть до компьютеров. Тогда же заработал свои первые серьезные деньги - 50 тысяч рублей - достаточно существенные по тем временам, на которые купил первый свой автомобиль - «шестерку».

Получение диплома о высшем образовании и специальности «инженер-экономист» в 1996 году определило его дальнейший путь в «нефтянке». Позднее была и магистратура в МГУ по социологии, и защита кандидатской в «МИСиС». Перед Байсаровым буквально сразу начали открываться двери крупных столичных топливных компаний, в которых предприниматель неизменно занимал руководящие посты, а также состоял в совете директоров Российского топливного союза. Одним из первых заметных приобретений бизнесмена стали активы Sibir Energy, которые он купил в 2008 году. В 2011 году Руслан Байсаров заявил об уходе из нефтяной сферы, объяснив свое решение желанием реализовать собственные проекты.

НАДЕЖНЫЙ ПАРТНЕР ГОСУДАРСТВА

В 2015 году Руслан Сулимович приобрел четверть акционерного капитала Группы компаний СК «Мост», годом позже он приобрел контрольный пакет акций (56%) и возглавил совет директоров. История Группы компаний, старейшей на строительном рынке, началась около тридцати лет назад на БАМе. До сих пор костяк коллектива составляют бамовцы, что среди профессионалов считается неофициальным знаком качества.

Визитной карточкой предприятия стали больше 335 новых мостов и больше 2,3 тысяч реконструированных мостовых сооружений через Волгу, Дон, Каму, Оку, Самару, Яузу и другие реки. Среди значимых автодорожных объектов - транспортные развязки, мосты и путепроводы в Москве, Санкт-Петербурге, Кисловодске, Тюмени, Пензе, Хабаровске и в других городах. В общей сложности по всей России специалисты ГК СК «Мост» построили более 2,5 тысяч объектов.

Государство неоднократно доверяло компании стратегически важные объекты. Например, к зимней Олимпиаде в Сочи «Мост» строил главную транспортную артерию - скоростную совмещенную автомобильную и железную дорогу, соединившую Адлер и Красную поляну. В рекордные сроки были проложены 30 километров тоннелей и 21 километр мостовых сооружений и эстакад, в том числе единственный на Юге России 810-метровый вантовый мост, возведенный в горах.

Кроме того, к саммиту АТЭС в 2012 году компания построила мостовой переход через пролив Босфор Восточный во Владивостоке на остров Русский. Этот уникальный объект, кстати, изображен на купюре номиналом в 2 тысячи рублей.

Компания также:

  • прокладывала Рокский автомобильный тоннель на 93-м километре Транскавказской магистрали;
  • пробивала новый Кузнецовский тоннель на Дальневосточной железной дороге;
  • участвовала в возведении инфраструктурных объектов морского арктического порта «Сабетта»;
  • строила тоннели на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях столичного метро.

«МОСТ» БАЙСАРОВА - НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ

В настоящее время ГК СК Мост Руслана Байсарова, объединяющая 12 мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, также на передовых рубежах. Высокая мобильность, современное оборудование и накопленный опыт позволяют строителям начать работу в любой точке России в течение одного месяца. Сейчас компания Руслана Байсарова возводит два международных моста через Амур между РФ и КНР. По словам Байсарова, строящиеся объекты придадут «новый импульс к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем и укрепят позиции России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона».

Один из мостов возводится между Благовещенском и Хэйхэ , его протяженность вместе подходами составляет 19,9 километров, а еще один важный инфраструктурный объект строительства - первый железнодорожный мостовой переход через Амур в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область). В марте 2019 года российские и китайские специалисты состыковали обе части сооружения. Уникальность мостового перехода в том, что он рассчитан на поочередное прохождение поездов с различной колеей: 1520 миллиметров - для российских поездов и 1435 миллиметров - для китайских.

«Безусловно, это очень важный проект, который укрепит торгово-экономические связи двух стран, сократит существующие маршруты до потребителей в КНР и Юго-Восточной Азии более чем на 1700 километров», - отметил Руслан Байсаров.

Кроме того, ГК СК Мост проводит переустройство железнодорожных путей Сахалинского региона (Дальневосточная железная дорога) с колеи 1067 миллиметров на общесетевую ширину колеи - 1520 миллиметров. Еще один стратегический объект компании Байсарова на Дальнем Востоке - строительство Второго Байкальского тоннеля, расположенного на границе Иркутской области и Бурятии. После ввода в строй, казалось бы, небольшого участка протяженностью 6,7 километров пропускная способность участка, по мнению экспертов, может увеличиться в 2,5 раза.

ВОСПИТАНИЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Руслан Байсаров верит в будущее своей страны и сам работает на ее перспективу и на перспективу собственной семьи, такой же большой, как и та, в которой он родился. У Руслана Сулимовича шесть детей: четыре сына и две дочери. Несмотря на занятость, бизнесмен старается проводить время со своими детьми и уделяет большое внимание их воспитанию. На праздники по традиции вся семья Байсарова собирается вместе.