Склонение составных порядковых числительных. Склонение имен числительных Как склоняются сложные порядковые числительные

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных характеризуется многообразием форм и типов.

1.1.1.Числительное один склоняется как указательное местоимение

Падеж Мужской род Средний род Женский род Множественное число
Им. П. один одно Одна одни
Р.П. одного одного Одной одних
Д.П. одному одному Одной одним
В.П. один одно Одну одни
Т.П. одним одним Одной одними
П.П. (об) одном (об) одном (об) одной (об) одних

1.1.2. Числительные два, три, четыре образуют особое склонение

Им.П. два Три четыре
Р.П. двух Трёх четырёх
Д.П. двум Трём четырём
В.П. Два Три четыре
Тв.П. двумя Тремя четырьмя
П.П. (о) двух трёх четырёх

1.1.3. Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать склоняются как существительные третьего склонения

Им. П. семь пятнадцать тридцать
Р.П. семи пятнадцати тридцати
Д.П. семи пятнадцати тридцати
В.П. семь пятнадцать тридцать
Тв.П. семью пятнадцатью тридцатью
П.П. семи пятнадцати тридцати

1.1.4. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы

Им.П. Сорок Девяносто Сто
Р.П. Сорока Девяноста Ста
Д.П. Сорока Девяноста Ста
В.П. Сорок Девяносто Сто
Тв.П. Сорока Девяноста Ста
П.П. сорока Девяноста Ста

1.1.5. Числительные от пятидесяти до восьмидесяти при склонении изменяют обе части по образцу существительных третьего склонения.

Им.П. Пятьдесят Семьдесят
Р.П. Пятидесяти Семидесяти
Д.П. Пятидесяти Семидесяти
В.П. Пятьдесят Семьдесят
Тв.П. Пятьюдесятью Семьюдесятью
П.П. (о) пятидесяти (о) семидесяти

1.1.6. Числительные от двухсот до девятисот при склонении также изменяют обе части

Им.П. Двести Четыреста Девятьсот
Р.П. Двухсот Четырёхсот Девятисот
Д.П. Двумстам Четырёмстам Девятистам
В.П. Двести Четыреста Девятьсот
Тв.П. Двумястами Четырьмястами Девятьюстами
П.П. (о) двухстах (о) четырёхстах (о) девятистах


1.1.7. Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего склонения

Порядковые числительные имеют падежные окончания относительных прилагательных

1.3.Склонение собирательных числительных

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа

2. Употребление падежных форм числительных

2.1.При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово.

Например,

В окружности озеро составило около тысячи девятисот шестидесяти пяти метров.

Это было в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году.

2.2. Различаются стилистической окраской формы восьмью (разговорная) и восемью (книжная). Разговорный оттенок имеет также числительное полтораста.

2.3. В сочетании с предлогом по в распределительном значении возможно вариантное употребление форм винительного и дательного падежей количественных числительных пять, десять, двадцать, сорок и т.п.: по пять рублей/по пяти рублей. Современной литературной норме соответствует использование в подобных срочетаниях форм винительного падежа. Традиционное употребление форм дательного падежа более характерно для письменной речи. Слова тысяча, миллион, миллиард употребляются в форме дательного падежа: по тысяче/по миллиону/по миллиарду рублей.

2.4. Параллельные формы творительного падежа тысячей и тысячью по-разному согласуются с существительными: с тысячей рублей/с тысячью рублями.

Можно практиковаться в склонении числительных (как, впрочем, и других слов) следующим образом:

Что у меня есть? (Им.п.)

Чего у меня нет? (Род. п.)

Чему я рад? (Дат.п.)

Что я отдал? (Вин.п.)

Чем я расплатился? (Тв.п.)

О чем я подумал? (Предл. П.)


Справка: компетентностный подход. http://wwwumo.ifmo.ruplenum_met_01.doc; http://ec.europa.eu/education/policies/2010/consultations_en.html; http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu/index.php?option=com_frontpage&Itemed=1

Примерная программа дисциплины «Русский язык и культура речи» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения/ Сидорова М. Ю., Кукушкина О. В., Григорьева О. Н., Литневская Е. И.Издание официальноеМ., 2000.

Данная статья станет шпаргалкой для тех, кто хочет узнать, как склонять по падежам имена числительные.

Склоняя имена числительные по падежам, многие люди делают ошибки. Сплошь и рядом можно увидеть неправильные окончания. И если в устной речи это не так бросается в глаза, то в письменной сразу видно ошибки. Сложность правильного склонения данной части речи заключается в том, что нет единого правила. Чтобы правильно склонять имена числительные, следует знать несколько правил.

Важно: Имена числительные не склоняются по шаблону или единому образцу. Существует несколько типов склонений.

Типы склонений количественных

Типы склонений порядковых

Более детально разберем на примерах в предложениях, а также в обобщающих таблицах.

Как правильно склонять числительные количественные от 0 до 10 миллиардов: правило, таблица, примеры с существительными

Важно: Количественные — один из разрядов имен числительных, имеют род и отвечают на вопрос «сколько?».

Выше мы уже рассматривали обобщенные правила склонения числительных. Теперь рассмотрим, как правильно склонять имена числительные количественные на примере таблицы.

Если вам нужно, например, просклонять число 300 или 900, достаточно посмотреть таблицу, чтобы понять принцип.

Таблица 1

Падеж 300 (триста) 900 (девятьсот)
И. триста девятьсот
Р. трехсот девятисот
Д. тремстам девятистам
В. триста девятьсот
Т. тремястами девятьюстами
П. (о) трехстах (о) девятистах

Рассмотрим примеры с существительными:

1. Для покупки велосипеда Роману не хватило одной тысячи двухсот рублей.
2. Подаренными ста рублями Маша хотела распорядиться самостоятельно.

Как правильно склонять числительные порядковые: правило, таблица, примеры с существительными

Важно: Разряд порядковые числительные обозначают номер объекта при счете. Отвечают на вопрос «какой», «какая», «какое», «какие». Например: пятый мяч, тридцать первая миля.

Таблица 2

Падеж Третий Тридцатый
И. третий тридцатый
Р. третьего тридцатого
Д. третьему тридцатому
В. третьего тридцатый, тридцатого
Т. третьим тридцатым
П. (о) третьем (о) тридцатом

Примеры с существительными:

  1. Вторая участница конкурса показала лучшие результаты.
  2. Ване пошел десятый год.
  3. Четвертого друга не оказалось дома.


Сравнительная таблица количественных и порядковых числительных

Как правильно склонять числительные собирательные: правило, таблица, примеры с существительными

Важно: Собирательные числительные являются более узким разрядом, чем количественные. Употребляются с существительными, служат для обобщения нескольких объектов к одному целому. Например, трое друзей, семеро козлят.

Таблица 3

Падеж Шесть Два
И. шестеро двое
Р. шестерых двоих
Д. шестерым двоим
В. шестерых двоих
Т. шестерыми двоими (двумя)
П. (о) шестерых (о) двоих

Примеры предложений:

  1. Пятеро учеников приняли участие в ежегодной олимпиаде по математике.
  2. Ужин для двоих в ресторане станет лучшим подарком в день влюбленных.
  3. Наша кошка привела шестерых котят.

Как правильно склонять числительные составные: правило, таблица, примеры с существительными

Важно: Имена числительные подразделяются по составу на: простые, сложные, составные. Составные складываются из двух и более слов. Например: сорок два, триста двадцать пять, тысяча девятьсот восемьдесят восьмой.

Склоняя по падежам составные числительные, не забывайте изменять все слова, см. табл. 4.

Таблица 4

Падеж Двадцать семь Триста сорок пять
И. двадцать семь триста сорок пять
Р. двадцати семи трехсот сорока пяти
Д. двадцати семи тремстам сорока пяти
В. двадцать семь триста сорок пять
Т. двадцати семью тремястами сорока пятью
П. (о) двадцати семи (о) трехстах сорока пяти

Примеры предложений с составными числительными:

  1. Победа в Великой Отечественной войне произошла в тысяча девятьсот сорок пятом году.
  2. В двадцати двух домах сделали капитальный ремонт.
  3. Собрание провели с двумястами сорока тремя работниками компании.

Важно: В разговорной речи склонение составных числительных упрощается. Допустимо склонять только первое и последнее слово или только последнее.



Склонение составных числительных

Как правильно склонять числительные сложные: правило, таблица, примеры с существительными

Примеры сложных числительных: восемьдесят, двухсоттысячный, четыреста. Сложные числительные объединяют в одном слове два корня: пять+сот.



Таблица «Склонение сложных числительных»

Примеры предложений со сложными числительными:

  1. Детский сад посещает более двухсот детей разных возрастов.
  2. Шестидесяти школьникам выдали путевки в санаторий.
  3. На конкурс было подано более трехсот заявок.

Как правильно склонять числительные дробные обыкновенных дробей по падежам: правило, таблица, примеры с существительными

Дроби состоят из количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных. Например 1⁄2 — одна вторая; 4⁄5 — четыре пятых.

Для правильного склонения дробного числа, необходимо просклонять все его части.

Таблица 5

Примеры с существительными:

  1. Одну третью ложки соли добавьте в тесто.
  2. К двум целым трем шестым добавьте две целых одну восьмую.

Как правильно склонять числительные дробные десятичных дробей по падежам: правило, таблица, примеры с существительными

Отдельно рассмотрим склонение десятичных дробей в табл.6.

Таблица 6

Падеж 1/10 1/100 1/1000
И. одна десятая одна сотая одна тысячная
Р. одной десятой одной сотой одной тысячной
Д. одной десятой одной сотой одной тысячной
В. одну десятую одну сотую одну тысячную
Т. одной десятой одной сотой одной тысячной
П. (о) одной десятой (о) одной сотой (о) одной тысячной

Примеры с существительными:

  1. Одну десятую километра уже прошли.
  2. На одной сотой участка уже выполнены работы.


Дробные числительные

Как правильно склонять числительные смешанных чисел по падежам: правила, примеры

Важно: Если в дроби целых ноль, например 0,5, то слово «целых» не склоняется.

Таблица 7

Примеры предложений с дробными числительными:

  1. Четыре целых пять сотых умножьте на три целых семь сотых.
  2. От трех целых двух сотых отнимите одну десятую.

Склонение числительного полтора, полтораста по падежам: особенности склонения

Особенность склонения этих числительных заключаются в том, что для именительного и винительного падежей — одна форма, для других падежей — другая. Это видно в таблице, приведенной ниже.



Таблица «Склонение полтора, полтораста»

Склонение числительного один, одна по падежам: особенности склонения

Числительное один склоняется точно таким же образом, как местоимение «этот».



Таблица «Склонение числа один»

Склонение числительного два, две по падежам: особенности склонения



Таблица «Склонение числительного два, две»

Склонение числительного оба, обе по падежам: особенности склонения

Слова оба, обе — это собирательные числительные. В таблице на рисунке ниже показано, как следует склонять эти слова.



Таблица «Склонение числительных оба, обе»

Теперь вы знаете, как склонять имена числительные. А если забыли, можно прочитать еще раз эту статью.

Видео: Правила склонения числительных

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 37. СКЛОНЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Сравните, как склоняются простые и сложные количественные и порядковые числительные. Чем отличается их склонение?

Семь домов

Седьмой дом

Семи домов

Седьмого дома

Семи домам

Седьмому дому

Семь домов

Седьмой дом

Семью домами

Седьмым домом

(о) семи домах

(о) седьмом доме

Семьсот знаков

Семисотый

Семисот знаков

Семисотого

Семистам знакам

Семисотому

Семьсот знаков

Семисотого

Семьюстами знаками

Семисотым

(о) семистах знаках

(о) семисотом

Порядковые числительные склоняются, как прилагательные, и их окончания определяются по вопросу, например: вагону (какому?) седьмому.

У сложных порядковых числительных при склонении первая часть всегда имеет форму родительного падежа (кроме числительных девяносто, сто): шестидесятого, пятисотого.

При склонении составных порядковых числительных

Изменяется только последнее слово, например:

И. сто шестьдесят четвертый

Р. сто шестьдесят четвертого

Д. сто шестьдесят четвертому

В. сто шестьдесят четвертый

Тв. сто шестьдесят четвертым

Пр. (о) сто шестьдесят четвертом

234. I. Прочитайте текст.

Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не 1 год, а иногда от 5 до 7 лет. Создателю книги – писцу – нужно было иметь четкий и красивый почерк.

II. Выпишите предложения с числительными, заменяя цифры словами. Сделайте морфологический разбор этих числительных.

235. I. Рассмотрите таблицу и сравните, как склоняются составные количественные и порядковые числительные. В чем различие в их склонении?

Количественные составные числительные

Порядковые составные числительные

И. тысяча девятьсот пятьдесят

Тысяча девятьсот пятидесятый

Р. тысячи девятисот пятидесяти

Тысяча девятьсот пятидесятого

Д. тысяче девятистам пятидесяти

Тысяча девятьсот пятидесятому

В. тысяча девятьсот пятьдесят

Тысяча девятьсот пятидесятый

Тв. тысячью девятьюстами пятьюдесятью

Тысяча девятьсот пятидесятым

Пр. (о) тысяче девятистах пятидесяти

(о) тысяча девятьсот пятидесятом

II. Используя таблицу, устно просклоняйте сочетание 2014 год.

– Если порядковые числительные входят в состав названий праздников, событий, знаменательных дат, то они пишутся с прописной буквы: Девятое мая, Восьмое марта.

Если порядковое числительное в этих названиях написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая, 8 Марта.

В словосочетаниях порядкового числительного и существительного, обозначающих число и месяц года, имя существительное ставится в родительном падеже: перед первым апреля.

236. Составьте три-четыре предложения, включающие названия любимых вами праздников. Сделайте морфологический разбор одного из употребленных числительных.

237. Раскройте скобки и запишите цифры словами.

238. Прочитайте вслух данное предложение. Выпишите из него количественные числительные словами, определите их разряд по составу, образуйте и запишите порядковые числительные.

Объясните постановку знаков препинания в предложении.

Знаете ли вы, что в японском языке сейчас используется 4000 – 6000 иероглифов, в китайском – 600, в русском – 33 буквы, в молдавском – 31, французском, английском – 26, в немецком – 23, в греческом – 22?

239. I. Прочитайте текст. Запишите данные в нем порядковые числительные с существительными, которые с ними согласуются. Определите их падеж.

Торжественная закладка храма Христа Спасителя в Москве состоялась 10 сентября 1849 года. Освящение храма прошло только на 44 год его существования и состоялось 26 мая 1883 года.

Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (уложено 30 миллионов кирпичей) продолжались 10 лет. В 1860 году завершили все отделочные работы, сняли строительные леса, и храм впервые явил всю свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь храм – памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти!

Москва. Храм Христа Спасителя (восстановлен в 1994-1997 гг.)

II. Объясните правописание прописных букв в словах текста.

240. Письменно переведите текст с украинского языка на русский, записывая числа словами. Сделайте морфологический разбор одного из числительных.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Потічок – ручеек.

Кордон – граница.

Витоки – истоки.

Упродовж – на протяжении.

Дніпро починається в Росії з невеликого потічка*. Однак ближче до кордону* з Україною це потужна ріка (третя за величиною в Європі), яка поповнює води притоками. їх на 2200-кілометровому шляху Дніпра від витоків* аж 15 380. Тут зосереджено 80 відсотків наших водних ресурсів. Річка судноплавна впродовж* 2000 кілометрів. Цьому сприяє каскад із 6 водоймищ, якими зарегульовано 44 кубічні кілометри води. Цією водою користуються майже 30 мільйонів українців.

(Из газеты)

ОБОБЩАЕМ ИЗУЧЕННОЕ

1. Ответьте на вопросы, выполните задания.

– Какова роль числительных в речи? Приведите примеры.

– Числительные употребляются преимущественно в сочетании с существительными. Почему? Проиллюстрируйте это примерами.

– Три друга – трое друзей. Чем отличаются числительные в этих словосочетаниях?

2. Составьте и запишите словосочетания “числительное + существительное”.

Четверо, четыре (подруги). Трое, три (ножницы). Пятеро, пять (апельсины). Семеро, семь (ребята). Двое, два (килограммы).

3. Выполните тестовые задания. Выберите правильный ответ из данных.

1. В каком ряду все числительные – простые?

А шестьсот, сорок, двадцать пять

Б три, сто, миллион

В пять тысяч, три седьмых, девять

Г двадцать два, одна третья, второй

2. Нужен ли ь в числительных девятисот у восемнадцать?

А нужен в первом слове, во втором – не нужен

Б в первом не нужен, во втором – нужен

В в обоих словах не нужен

Г в обоих словах нужен

4. Прочитайте, правильно произнося числительные.

К 1 4 прибавить 75 от 55 отнять 11

С 47 сложить 68 от 78 отнять 60

5. Запишите число 555 словами. Просклоняйте письменно это числительное. Подчеркните окончания. Расскажите о склонении составных числительных.

6. Прочитайте дроби. Запишите их словами.

7.1. Прочитайте текст. Запишите вы деленные чи ела словами. Расскажите об употреблении и правописании записанных числительных.

О кошачьих

В лесах, пустынях, приречных зарослях, горах живет около 36 видов хищников семейства, кошачьих. Самые маленькие представители диких кошек длиной до 46 сантиметров, весом чуть менее 3 килограммов, а самые крупные – около 4 метров и около 400 килограммов.

Когда-то в Закавказье обычным зверем считался лев, а. в Индии до сих пор сохранилось свыше 100 диких львов.

Раньше гепарды использовались как на охоте, так и на торжественных приемах. Эго одно из самых быстроногих животных. Гепард развивает скорость до 112 километров в час. Рядом с ним еще недавно обитал тигр. Эти животные живут дольше других кошек – до 50 лет.

Бок о бок с тигром живут леопард, рысь, дикий лесной кот.

II. Сделайте морфологический разбор одного из записанных числительных.

8. Запишите словами данные в тексте числа. Определите разряд записанных числительных. Перескажите текст,

Лесной кот

Киевский метрополитен был открыт б ноября 1960 года. Современное киевское метро (по данным на 2013 год) имеет 3 действующих линии и 52 станции, из которых б – наземные. Станция “Арсенальная” считается самой глубокой в Европе. Она находится на глубине 105,5 метра. В 201 2 году, по версии одной из авторитетных британских газет, станция “Золотые ворота” вошла в список 22 самых красивых станций метрополитена Европы.

(По свободной энциклопедии Википедии)

9. І. Прочитайте текст и озаглавьте его.

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в 1817 году. В детстве маленький Ваня любил музыку, сам научился играть на скрипке. Но самым большим увлечением было рисование. Главным “героем” его картин стало море. Художника манила к себе до конца не постижимая стихия, ее постоянная изменчивость.

За всю свою жизнь художник написал около 6000 картин.

“Девятый вал” – самая известная картина художника. У моряков есть понятие “девятый вал” – это самая сильная волна во время шторма, несущая гибель и разрушение. Мощные волны заполняют собой все пространство картины и, кажется, предвещают гибель людей, судорожно цепляющихся за обломки корабля.

Но лучи солнца, которые пронизывают воду, вселяют уверенность, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы.

II. Определите синтаксическую роль числительных в тексте.

III. Рассмотрите репродукцию картины И. Айвазовского “Девятый вал” и опишите ее, используя и мена числительные.

И. Айвазовский. Девятый вал




Схожі записи:

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    Урок 67 Дом и его оформление Узнаем больше о доме и его оформлении 472. Послушай стихотворение. О чем оно? На улице дождь непрерывный, А дома...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 25. КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ I. Прочитайте текст молча. Выпишите прилагательные, распределив их в...

    4. ТЕКСТ ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА АБЗАЦЫ 11 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Я иду по родному городу. Как же я люблю Москву! Мне даже...

    ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА § 62. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 375. I. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. В какой части текста она выражена?...

    Урок 12. ТИПЫ ТЕКСТОВ Учимся различать типы текстов и их особенности 67. Прочитай отрывок из стихотворения. Каким настроением он проникнут? Осень тихо плачет за окошком,...

    Урок 35 Буква ъ Учимся правильно произносить и писать слова с ъ 249. Почитай вслед за учителем стихотворение-шутку. Правильно выговаривай звуки в выделенных словах. Мягкий...

    Урок 18 Сочетания же, ше, це Учимся правильно произносить и писать слова с буквосочетаниями же, ше, це 132. Прочитай пословицу вслед за учителем. Сравни произношение...

    Урок 40. ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Учимся пересказывать текст с дополнительным творческим заданием 242. Прочитай и выучи скороговорку. Постарайся как можно быстрее ее проговорить....

    4 класс Части речи Имя прилагательное Творительный падеж имен прилагательных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Над ночным городом,...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1 1. Из чего состоит текст? На какие части делится текст? Что такое предложение? С какой буквы пишется первое...

    Урок 16. ИЗЛОЖЕНИЕ Совершенствуем умение писать изложение 94. Прочитай стихотворение. О чем оно? Чтоб составить пересказ, Есть один совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ЗВУКИ РЕЧИ 1 1. Приводи примеры звуков в природе: как шумят деревья, как кричит петух, как завывает вьюга… 2. Сколько букв...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §41 Неопределенные местоимения. Не в неопределенных местоимениях 381 1. Прочитайте стихотворение. Предположите, о ком идет речь в этом стихотворении. Почему возможны разные предположения?...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §28 Написание н и нн в суффиксах прилагательных 262 1. Выпишите в один столбик имена прилагательные, в которых пишется две буквы н....

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним...

    6. СЛОВО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ 20 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Здесь живут все, кто выступает в цирке. Это ученый гусь. А это дрессированный козел...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 10 1.Выучи стихотворение “Переплетчица” наизусть. Запиши его по памяти. Обозначь орфограммы. 2. Ответь на каждый вопрос одним словом...

    Урок 58. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Узнаем о художественной литературе кик хранительнице моральных (нравственных1) ценностей 372. Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы? 1....

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Расскажи по схеме, что ты знаешь о строении текста. 2. Что такое абзац? Что такое предложение? Из...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ УЧИМСЯ ДОБРОТЕ ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ 14 1. Прочитай тексты-диалоги1. Какие вопросы в них задаются?...

Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся. В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть.

Употребление количественных числительных с существительными:

1. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 43, 84….), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаемость: нельзя сказать ни «двадцать два суток», ни «двадцать две суток», ни «двадцать двое суток». В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка или грамматическая перестройка предложения, например, вместо «22 суток» можно сказать: двадцать два дня, в течение двадцати двух суток и т. п. В деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук.

2. В сочетаниях два (три, четыре) и более… управляемое существительное ставится в родительном падеже единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы, четыре и более ценных предложения. Иначе говоря, существительное ставится в зависимость от числительных два, три, четыре, а не от слова более (ср. возможность перестановки: два варианта и более).

3. Дробные количественные числительные всегда управляют Р.п. существительного: 93,6 (девяносто три целых шесть десятых) процента, 7,3 (семь целых три десятых) километра. Другими словами, при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число.

4. Числительное полтора/ы во всех падежах, кроме именительного и винительного, сочетается с формой множественного числа последующего существительного: около полутора (Р.п.) десятков (мн.ч., Р.п.) человек (мн.ч., Р.п.) – полутора (Т.п.).тысячами (мн.ч., Т.п.) рублей (мн.ч., Р.п.).

Слово сутки не имеет формы единственного числа, поэтому сочетание полтора/ы суток небезупречно. Заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора : Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?

5. Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро . Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми: 1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины); 2) с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей); 3) с названиями детенышей животных (семеро козлят); 4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); 5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре носка, т.е. две пары носков; 6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

Правила наращения падежного окончания в порядковых числительных. Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным:

1. По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 27-й объект (двадцать седьмой объект, 70-я годовщина (семидесятая годовщина), в 13-м подъезде (в тринадцатом подъезде).

2. Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 27-го (двадцать седьмого объекта), к 27-му студенту (к двадцать седьмому студенту).

3. Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 7-й, 8-й вагоны; 70-е и 90-е годы .

4. Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 5-й вагоны, 70, 80, 90-е годы .

5. Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:

а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах ;

б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 13-м – 20-х рядах .

Наращение не используется:

1. В записи количественных числительных: издание в 4 томах; работа 5 сотрудников; кинофильм из 8 серий.

3. Если число обозначено римской цифрой: II Международная конференция; XXI век, Людовик XIV.

4. В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).

Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.

Написание дат:

1. Написание дат, состоящих из числа месяца, порядкового номера месяца и года. Если в состав даты входит день месяца (число), месяц и год, то указанные элементы могут иметь следующее написание: 02.09.99, 01.01.2014, 2 февраля 2015 г., 2 февраля 2015 года.

Если обозначение даты в тексте состоит только из года, слово «год» пишется полностью: план на 2015 год, смета на 2015 год.

Если дата в тексте состоит из месяца и года, квартала и года, полугодия и года, то она имеет следующее написание: в октябре 2000 г., в октябре-ноябре 2000 г., в I квартале 2000 г., в III-IV кварталах 2000 г., в первом полугодии 2000 г.

2. Написание слова «год» при цифрах даты. Слова «год», «годы» сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия. Если дата состоит только из года, то слово «год» пишется полностью: План оргтехмероприятий на 2016 год.

Требуется опускать слово «год» при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания.

Рекомендуется опускать слово «год» при его цифровом обозначении, как правило, при датах в круглых скобках. Обычно это даты рождения, смерти, рождения и смерти рядом с именем какого-либо лица, дата создания или издания произведения, стоящая после его названия, дата исторического события и т.п.: «Экспертиза в инвестиционном процессе Германии (1999)».

3. Обозначение периодов. Календарные сроки в тексте пишутся следующим образом: 23-28 августа 2012 года, 30 августа - 4 сентября 2013 г., в октябре 2014 г., но: за 8 месяцев 2014 года, в 2013 году, с 2012 по 2015 год, в 2013-2015 годах.

Все виды не календарных лет (бюджетный, операционный, отчетный, учебный год, театральный сезон), т.е. начинающихся в одном году, а заканчивающихся в другом, пишут через косую черту: в 2014/15 учебном году, отчетный 2014/15 год.

В остальных случаях между годами ставится тире, причем второй год пишут полностью, например: освободить от взимания налога в 2015-2016 годах.

Квартал обозначается римской цифрой, а полугодие пишется полностью: I квартал 2013 г., во втором полугодии 2014 г.

При римских цифрах падежные окончания (наращения) не ставятся: в I квартале (но не в I-м квартале).

4. Названия праздников. В названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные: Восьмое марта, Новый год, День российской печати, но: День Победы, Рождество Христово.

Если начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное при этом не имеет наращения: 1 Мая, 8 Марта.

· При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть. Именно эта часть имеет форму порядкового числительного, совпадающую с формой полных прилагательных: тысяча девятьсот сорок первый год - в тысяча девятьсот сорок пятом году;

· Остальные же части имеют форму количественных числительных, но не изменяются: две тысячи третий год - до две тысячи третьего года.

Собирательные числительные.

· Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро и т.д.) употребляются только в следующих случаях:

1. с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев );

2. с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);

3. с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток);

4. с личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;

5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

· Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц - неправильно).

· Собирательные числительные выражают только количество от двух до десяти. Поэтому при указании на число более десяти лиц мужского пола, детёнышей животных следует употреблять количественные числительные:двенадцать друзей, сорок пять медвежат.

4. Числительное оба, полтора, полтораста.

· Числительное оба имеет две родовые формы: оба - мужской и средний род,обе - женский род: в обоих государствах, в обеих странах .

полтора (полтора рубля, полторы тысячи ). Кроме того, в косвенных падежах данное числительное имеет форму полутора (около полутора тысяч рублей ).

· Аналогичную форму в косвенных падежах имеет числительное полтораста (около полутораста рублей ).

Дробные числительные.

· При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым .

Словосочетания «числительное плюс существительное» в именительном и косвенных падежах.

· В именительном падеже числительное управляет родительным падежом существительного (отдать пятьдесят пять рублей ).

· В косвенных падежах главным словом становится существительное, а числительное согласуется с ним (о пятидесяти пяти рублях ).



· Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление зависимым существительным в родительном падеже: миллион рублей, о миллионе рублей .

Число существительных, употребляемых при числительных.

· При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительных (два дня, четыре яблока ), при числительных от пяти и далее существительное ставится в форму множественного числа (пять дней ).

· Числительное полтора в именительном и винительном падежах управляет существительным в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа (полтора часа - около полутора часов ).

· То же самое относится к числительному полтораста .

8. Обозначение количества более десяти при существительных, которые не имеют формы единственного числа .

· Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре , с существительными, не имеющими формы единственного числа (22 суток - двадцать двое суток ), недопустимы в литературной речи. Возможны только сочетания типа двадцать одни сутки, двадцать пять суток .

· В случае необходимости указания на соответствующее число надо заменить существительное, не имеющее формы единственного числа, на синонимичное, которое имеет обе формы числа (двадцать два дня ).

· При существительных ножницы, щипцы и т.д. можно использовать слова типа штука и др. (двадцать три штуки ножниц ).

Обозначение даты.

В словосочетаниях, обозначающих даты, числительное всегда должно управлять родительным падежом существительного: Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабр я (недекабрю ); Письмо датировано двадцать третьим декабр я 1943 года (не 23 декабрём ).

МЕСТОИМЕНИЕ



Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.