Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ. Что такое милосердие

Текст из ЕГЭ

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.

(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

(По Ф. Искандеру)

Вступление

Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

Проблема

Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?

Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

Комментарий

Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.

Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.

Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.

Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».

Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

Авторская позиция

Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

Своя позиция

Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.

Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.

И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

Аргумент №1

В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.

У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».

Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.

Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.

Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.

Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

Аргумент №2

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.

Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.

Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.

Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

Заключение

Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.

Сочинение рассуждение по тексту

(1)Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2)Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые - розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(б)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11)Никто не спрашивал, что она кушает, когда ложится спать. (12)Для этого были воспитатели.
(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить; они только подплывали к стеклу, шевелили задумчиво радужными плавниками.
(17)И девочки решили поймать вора. (18)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (19)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (20)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (21)Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(22)- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.
(23)И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (24)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (25)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (26)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (27)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. (28)Смотреть на неё было страшно.
(29)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(30)- Полуночники! (31)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(32)И Инна ответила:
(33)- Нет, нянечка, не пропала. (34)Теперь не пропадёт... (35)Теперь мы уследим.
(По А. Приставкину)

Вариант 1
Милосердие - это доброта сердца, ведь не зря слово это образовалось от слов «милое» и «сердце». Мне кажется, что отсутствие или наличие милосердия во многом определяет поведение человека.
В рассказе А. Приставкина девочки, поймавшие у аквариума малышку с рыбкой, проявили настоящее милосердие. 112
Они не стали ни ругать Люсю, ни наказывать её. Вид этой девчушки поразил их. Она сама была похожа на прозрачных рыбок (предл. 24-28). Девочки поняли, что только страшный голод заставлял Люсеньку есть золотых рыбок.
Выпрошенный девочками среди ночи кусочек хлеба для Люсеньки заставляет поверить, что они вырастут добрыми, неравнодушными людьми (предл. 29-35).
Милосердные люди делают этот мир лучше и добрее.

Вариант 2
Милосердие - это доброта, это умение сердцем почувствовать чужую боль и делами облегчить её. В основе милосердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоящая любовь к человеку.
Разве не эти чувства уничтожили гнев девочек, персонажей рассказа А. Приставкина, как только они увидели похитительницу рыбок раздетой (предл. 25-28)? Жалость к Люсеньке, так похожей на тех же прозрачных рыбок, заставила дрогнуть сердца девочек. И ответ Инны на вопрос ночной няни свидетельствует о том, что малышка не останется без внимания (предл. 34, 35). Я думаю, что этот урок сострадания запомнят все: и Люсенька, и девочки.
Примером милосердия в наши дни может служить поведение людей, которые откликаются на просьбу сдать кровь для больных. Так поступили и мой дедушка, и множество других людей, когда они стали донорами для пострадавших от катастрофы в метро.
Я думаю, милосердие объединяет людей, делает их лучше.

Вариант 3
Милосердие - это доброта в сочетании с жалостью к кому-то, желание помочь. В жизни очень важно быть милосердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности.
Можно представить, что чувствовали девочки из текста А. Приставкина, наблюдая, что одна за другой исчезают золотые рыбки из аквариума. Каково же было их изумление, когда на месте преступления они застали самую маленькую девочку - Люсеньку. Но вид раздетой малышки лишил их дара речи: Люсенька сама была похожа на бескровную рыбку (предл. 26-28). Жалость к ребёнку и доброта заставили девочек понять, что за этой малышкой необходимо присматривать, подкармливать её. Потому и пошла Инна среди ночи на кухню, чтобы попросить для Люси кусочек хлеба (предл. 29-35).
Я думаю, что Люсенька никогда не будет злой, потому что она получила прививку милосердия.
В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» девочка Дина тоже проявила милосердие к пленному офицеру Жилину: видя, как он страдает, помогла ему бежать.
Милосердие способно творить чудеса.

Вариант 4
Милосердие - это сложное понятие, которое включает доброту, сострадание, сердечность, желание позаботиться о слабом, защитить его. Я считаю милосердие одним из самых главных качеств человека.
Девочки из детского дома, о которых мы узнаём из рассказа А. Приставкина, проявили милосердие, когда не стали наказывать Люсеньку за съеденных рыбок. Её хрупкость, измождённость (предл. 26, 27) поразили их. Поэтому они не рассказали ночной няне о воровстве Люсеньки, а попросили у неё немного хлеба для малышки (предл. 29).
Я могу назвать милосердной своего педагога по художественной гимнастике Марину Юрьевну. Она организовала приют для бездомных собак, привлекла для этого неравнодушных горожан. Волонтёры помогают ей находить хозяев для питомцев приюта. Я считаю, его создание было бы невозможным, если бы не доброта всех, кто участвовал и участвует в этом деле.
Милосердие даже самого слабого человека делает сильным.

Вариант 5
Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.
История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Люсеньку, им не было до неё дела (предл. 11). Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Беззащитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку (предл. 24), которую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хлебом для малышки (предл. 29).
В России живёт много милосердных людей. По телевидению регулярно благодарят зрителей за то, что они помогли собрать деньги детям на дорогостоящее лечение или всем миром не оставили в беде регион, пострадавший от природного катаклизма.
Милосердие объединяет людей, и это прекрасно!

Вариант 6
Я думаю, что милосердие - это гуманность, жалостливость, сердобольность, доброта. Милосердие проверяется только поступками человека.
Обратимся за примером к тексту А. Приставкина. Когда обнаружилось, что рыбок из аквариума воровала Люсенька, читатель увидел её глазами девочек. «Смотреть на неё было страшно» (предл. 28), «худенькое, без кровинки, тельце» (предл. 26), прозрачная кожа (предл. 27). Истощённость Люсеньки заставила девочек тут же простить ей воровство, и в этом они проявили настоящее милосердие!
В нашей жизни тоже немало примеров истинного милосердия. Всем известны благотворительные фонды Чулпан Хаматовой и Натальи Водяновой. Думаю, не что иное, как милосердие, подтолкнуло этих людей к решению использовать свою славу в благом деле. Результат их деятельности - тысячи спасённых жизней по всей стране и десятки детских площадок в разных районах России.
Чем больше будет в нашей жизни милосердия, тем меньше в ней будет горя и страданий.

Кто не вредит и не обидит,

И злом не воздает за зло:

Сыны сынов своих увидит

И в жизни всякое добро...

Г. Державин

Милосердие, я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, самым выстраданным словом в произведениях писателей, оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей. В наше трудное в экономическом отношении время это чувство особенно четко обозначилось.

Я живу в новом микрорайоне Москвы. Возле подъезда нашей многоэтажки стоит скамья, и каждый раз, уходя и приходя из школы, я видела сидящую на ней старушку. Она всегда почему-то была одна. Мама мне про нее рассказала, что когда-то она была актрисой в театре, имела много денег и поклонников и даже была Героем Социалистического Труда, но все это осталось позади, и вот теперь она стара и одинока. От мамы про нее я также узнала, что старушки из нашего подъезда ее недолюбливают и не общаются с ней, потому что считают какой-то особенной, вроде аристократки. Им кажется, что она смотрит на них свысока и т.д. Мальчишки нашего двора эту старушку тоже не любят. Однажды произошел такой случай. Старушка не могла прожить на свою маленькую пенсию и собирала во дворе бутылки. Компания дворовых ребят проходила мимо, и один парень по прозвищу Раскольников, потому что фамилия у него была Сокольников, поднял пустую бутылку и хотел было сунуть ее в сетку старушке, но ребята рассмеялись и кто-то громко сказал: “Исторический момент! Наш Раскольников крадется к старухе, ощупывая ледяной рукой топор под мышкой, осматриваясь - впереди у него что? - все: слава, любовь, свобода. Но единственное препятствие - старуха!” Наш Раскольников растерялся, сконфузился и замер на месте, полшага не дойдя до старушки. Она тоже с любопытством смотрела на говорящего. Парень продолжал: “Смелее, Раскольников! Преступленья - нет. Плевать на наказанье! Убей старуху! На ней красный плащ, и у нее лысая голова. Она собирает в нашем дворе бутылки из-под вина, оставленные ангелами для высшей цели, а она их сдает в приемные пункты и все сводит насмарку своей бесполезной жизнью. А еще она разбивает бутылки, которые не принимают на пунктах, об асфальт, и в результате все собачки в нашем дворе - с перевязанными лапами. Она ненавидит наших собачек! Я первый бескорыстно указал тебе ее. Вот она перед тобой. У нее красный плащ и лысая голова!”

Я в ужасе смотрела, что произойдет дальше. А произошло вот что: последние слова дворового оратора вывели Раскольникова из шокового состояния. Он криво улыбнулся и отшвырнул бутылку в сторону. Старушка сама подошла и подняла бутылку. Потом она без всякого зла и даже с полуулыбкой на иссохшем лице тихо сказала, обращаясь к компании парней: “Ну что вы, разве можно кого-нибудь убивать за красный плащ и некрасивую старость?” Повернулась и тихо пошла к своей скамье. Парни засмеялись и пошли своим путем. А я пришла домой, в расстроенных чувствах позвонила подруге и все ей рассказала про этот неприятный случай. Подруга меня успокоила, сказав, что ребята готовятся сдавать экзамены в вуз и отрабатывают знание тем для сочинений. И еще она добавила, что насчет битого стекла во дворе замечание парни сделали верное. Ее собака тоже недавно порезала себе лапу...

Честно говоря, меня саму тоже стала раздражать эта старушка. Сидит, смотрит, как наблюдатель какой-то у нашего подъезда. Каким-то образом наш учитель узнал о случае с Раскольниковым и старушкой. Он завел разговор о милосердии, привел много примеров и посоветовал ребятам извиниться перед несчастной женщиной, а вместо того, чтобы ерничать, лучше подарить ей коробку конфет, для нее это будет большая моральная поддержка. Ребята согласились. После занятий я пошла вместе с ними, чтобы посмотреть на этот акт милосердия. Конфеты должен был вручить старушке тот самый парень, который подначивал Раскольникова. Когда мы подошли к подъезду, то увидели, что на скамье рядом с нашей старушкой сидит и разговаривает какая-то молодая и красивая женщина.

Мы остановились поодаль, а наш исполнитель миссии милосердия картинно, с вытянутой вперед рукой с коробкой конфет подошел к сидящим. Старушка вся засветилась, заулыбалась и даже руками всплеснула - видимо, догадалась, в чем дело. Она уже и руку протянула навстречу коробке. Но здесь произошло ужасное: парень вдруг громогласно заявил: “Красота спасет мир!” - и сунул коробку конфет молодой красотке. Та, кокетливо улыбаясь, спокойно приняла подарок и сказала: “Из вас, молодой человек, будет толк...” Я так расстроилась, что даже побоялась на старушку взглянуть, чтоб не расплакаться, и не пошла домой, чтобы не проходить мимо нее. Ребята как-то вяло хохотнули, и кто-то сказал: “Ну, ты крутой, настоящий Достоевский!”

Пройдясь по улице и успокоившись, я вернулась к подъезду. Старушки на скамье, к моему счастью, не было. Я даже облегченно вздохнула, проскакивая мимо этой скамьи в подъезд. Утром, идя в школу, я тоже не увидела старушку. Не было ее и вечером, и на следующий день. И вообще, я ее больше никогда не видела. Говорят, что она умерла. Приехал какой-то дальний родственник и увез гроб с покойной на грузовике. Вот так закончилась жизнь этой старушки - незаметно и печально. Я рассказала про это в школе тем ребятам. Они молча выслушали и молча разошлись. Говорить было не о чем. Но я много после думала о том, что все же произошло. А произошло страшное: всех нас, участников этой истории, теперь всю жизнь будет мучить совесть, что мы так поступили. Страшно и оттого, что все, оказывается, в нашем мире можно легко поставить с ног на голову: писатель Достоевский, который даже слезе ребенка придавал великое значение, стал в этой истории орудием зла; молодая красивая женщина, взявшая конфеты и похвалившая хама, навряд ли спасет какой-нибудь мир своей красотой, потому что глупа и большого о себе мнения, а парень, издевавшийся над несчастной старостью, наверняка обречен на несчастье жить с такими людьми, как он сам, потому что другие с ним жить не смогут.

Итак, я считаю, что милосердие имеет для человека в жизни два значения: первое - облагораживающее душу твою и помогающее другим людям преодолеть одиночество и холод жизни, и второе - ускоряющее процесс разрушения личности, которая лишена милосердия. Я желаю всем людям встречаться с милосердием в первом, благородном варианте.

Кто не вредит и не обидит,

И злом не воздает за зло:

Сыны сынов своих увидит

И в жизни всякое добро...

Г. Державин

Милосердие, я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, самым выстраданным словом в произведениях писателей, оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей. В наше трудное в экономическом отношении время это чувство особенно четко обозначилось.

Я живу в новом микрорайоне Москвы. Возле подъезда нашей многоэтажки стоит скамья, и каждый раз, уходя и приходя из школы, я видела сидящую на ней старушку. Она всегда почему-то была одна. Мама мне про нее рассказала, что когда-то она была актрисой в театре, имела много денег и поклонников и даже была Героем Социалистического Труда, но все это осталось позади, и вот теперь она стара и одинока. От мамы про нее я также узнала, что старушки из нашего подъезда ее недолюбливают и не общаются с ней, потому что считают какой-то особенной, вроде аристократки. Им кажется, что она смотрит на них свысока и т.д. Мальчишки нашего двора эту старушку тоже не любят. Однажды произошел такой случай. Старушка не могла прожить на свою маленькую пенсию и собирала во дворе бутылки. Компания дворовых ребят проходила мимо, и один парень по прозвищу Раскольников, потому что фамилия у него была Сокольников, поднял пустую бутылку и хотел было сунуть ее в сетку старушке, но ребята рассмеялись и кто-то громко сказал: “Исторический момент! Наш Раскольников крадется к старухе, ощупывая ледяной рукой топор под мышкой, осматриваясь - впереди у него что? - все: слава, любовь, свобода. Но единственное препятствие - старуха!” Наш Раскольников растерялся, сконфузился и замер на месте, полшага не дойдя до старушки. Она тоже с любопытством смотрела на говорящего. Парень продолжал: “Смелее, Раскольников! Преступленья - нет. Плевать на наказанье! Убей старуху! На ней красный плащ, и у нее лысая голова. Она собирает в нашем дворе бутылки из-под вина, оставленные ангелами для высшей цели, а она их сдает в приемные пункты и все сводит насмарку своей бесполезной жизнью. А еще она разбивает бутылки, которые не принимают на пунктах, об асфальт, и в результате все собачки в нашем дворе - с перевязанными лапами. Она ненавидит наших собачек! Я первый бескорыстно указал тебе ее. Вот она перед тобой. У нее красный плащ и лысая голова!”

Я в ужасе смотрела, что произойдет дальше. А произошло вот что: последние слова дворового оратора вывели Раскольникова из шокового состояния. Он криво улыбнулся и отшвырнул бутылку в сторону. Старушка сама подошла и подняла бутылку. Потом она без всякого зла и даже с полуулыбкой на иссохшем лице тихо сказала, обращаясь к компании парней: “Ну что вы, разве можно кого-нибудь убивать за красный плащ и некрасивую старость?” Повернулась и тихо пошла к своей скамье. Парни засмеялись и пошли своим путем. А я пришла домой, в расстроенных чувствах позвонила подруге и все ей рассказала про этот неприятный случай. Подруга меня успокоила, сказав, что ребята готовятся сдавать экзамены в вуз и отрабатывают знание тем для сочинений. И еще она добавила, что насчет битого стекла во дворе замечание парни сделали верное. Ее собака тоже недавно порезала себе лапу...

Честно говоря, меня саму тоже стала раздражать эта старушка. Сидит, смотрит, как наблюдатель какой-то у нашего подъезда. Каким-то образом наш учитель узнал о случае с Раскольниковым и старушкой. Он завел разговор о милосердии, привел много примеров и посоветовал ребятам извиниться перед несчастной женщиной, а вместо того, чтобы ерничать, лучше подарить ей коробку конфет, для нее это будет большая моральная поддержка. Ребята согласились. После занятий я пошла вместе с ними, чтобы посмотреть на этот акт милосердия. Конфеты должен был вручить старушке тот самый парень, который подначивал Раскольникова. Когда мы подошли к подъезду, то увидели, что на скамье рядом с нашей старушкой сидит и разговаривает какая-то молодая и красивая женщина.

Мы остановились поодаль, а наш исполнитель миссии милосердия картинно, с вытянутой вперед рукой с коробкой конфет подошел к сидящим. Старушка вся засветилась, заулыбалась и даже руками всплеснула - видимо, догадалась, в чем дело. Она уже и руку протянула навстречу коробке. Но здесь произошло ужасное: парень вдруг громогласно заявил: “Красота спасет мир!” - и сунул коробку конфет молодой красотке. Та, кокетливо улыбаясь, спокойно приняла подарок и сказала: “Из вас, молодой человек, будет толк...” Я так расстроилась, что даже побоялась на старушку взглянуть, чтоб не расплакаться, и не пошла домой, чтобы не проходить мимо нее. Ребята как-то вяло хохотнули, и кто-то сказал: “Ну, ты крутой, настоящий Достоевский!”

Пройдясь по улице и успокоившись, я вернулась к подъезду. Старушки на скамье, к моему счастью, не было. Я даже облегченно вздохнула, проскакивая мимо этой скамьи в подъезд. Утром, идя в школу, я тоже не увидела старушку. Не было ее и вечером, и на следующий день. И вообще, я ее больше никогда не видела. Говорят, что она умерла. Приехал какой-то дальний родственник и увез гроб с покойной на грузовике. Вот так закончилась жизнь этой старушки - незаметно и печально. Я рассказала про это в школе тем ребятам. Они молча выслушали и молча разошлись. Говорить было не о чем. Но я много после думала о том, что все же произошло. А произошло страшное: всех нас, участников этой истории, теперь всю жизнь будет мучить совесть, что мы так поступили. Страшно и оттого, что все, оказывается, в нашем мире можно легко поставить с ног на голову: писатель Достоевский, который даже слезе ребенка придавал великое значение, стал в этой истории орудием зла; молодая красивая женщина, взявшая конфеты и похвалившая хама, навряд ли спасет какой-нибудь мир своей красотой, потому что глупа и большого о себе мнения, а парень, издевавшийся над несчастной старостью, наверняка обречен на несчастье жить с такими людьми, как он сам, потому что другие с ним жить не смогут.

Итак, я считаю, что милосердие имеет для человека в жизни два значения: первое - облагораживающее душу твою и помогающее другим людям преодолеть одиночество и холод жизни, и второе - ускоряющее процесс разрушения личности, которая лишена милосердия. Я желаю всем людям встречаться с милосердием в первом, благородном варианте.

/ / / Что такое милосердие?

Часто мы взываем к милосердию. Мне не раз приходилось слышать, что милосердие – это самая лучшая и гуманная черта характера. Примером милосердия для меня является Мать Тереза, которая посвятила всю свою жизнь заботе о нуждающихся. Я понимаю милосердие как качество, благодаря которому каждый поступок человека понимается правильно, когда интересы ближнего ставятся выше собственных, когда хочешь безвозмездно помогать тем, у кого сложная жизненная ситуация. Для меня милосердие равно великодушию. Когда человек может относиться к другим снисходительно и быть внимательным к людям. Были ли примеры милосердия в русской литературе?

У Распутина в произведении «Уроки французского» Лидия Михайловна – пример милосердия. Женщина ради помощи своему ученику переступает все педагогические принципы и начинает играть с ним на деньги. Она не делает это ради развлечений. Учительница помогает своему ученику материально, потому что она понимает, как сложно выжить ребенку без средств. Кроме этого, ученик развивается и духовно. Лидия Михайловна ведет со своим учеником беседы не только о французском языке, но о жизни, учит его доброте и милосердию. За это ученик будет благодарен ей всю жизнь. Когда учительница теряет свое место в школе, она не расстраивается, потому что она делала благое дело из милосердия и желания помочь.

В «Судьбе человека» Михаила Шолохова понятие милосердия занимает центральную позицию. потерял на войне все и остался совершенно один. Даже в такой сложный период жизни у него нашлось время для милосердия. Он увидел маленького мальчика-сироту и решил взять его к себе. Андрей соврал малышу, что является его отцом. Милосердие сделало ребенка самым счастливым человеком на Земле. Главный герой понимает, каково придется Ванечке, если он останется один. Даже в самое сложное время у человека должно быть чувство милосердия, потому что оно сможет сделать ее проще.

– еще один пример милосердия. Она отдает часть своего приданого чужим людям только потому, что она понимает, что другим людям оно нужнее. Как много людей сейчас готовы расстаться с любимыми и дорогими вещами в пользу других? Мне кажется, что таких мало. Материальное благополучие ничто по сравнению с помощью нуждающимся.

Милосердие для меня – это такое качество, когда человек готов отдать последнее, чтобы помочь другому человеку. Когда ничего не важно, кроме других людей и их благополучия. Мне кажется, что только глубоко гуманные люди могут быть милосердными, чтобы безвозмездно помогать тем, кто в этом нуждается. Люди, которые помогают другим из чувства собственного долга, достойны уважения. Даже если ради милосердия нужно от чего-то отказаться, то эта жертва оправдана.