Тест теме природное сообщество лес. Тест по биологии «Природные сообщества

9. Ярусность – это: а) сосуществование организмов разных видов;

Задание 2. Дайте определение понятий: ярусность, временное природное сообщество, луг.

Задание 3. Выпишите номера верных утверждений.

1.Растительное сообщество – природная совокупность растений.

3.Первый ярус в сообществе всюду представлен деревьями.

4.Городской парк носит название «агроценоз».

Задание 4. Какое значение в природном сообществе имеют автотрофы? Каковы последствия их исчезновения?

Задание 5. Почему в лесу не накапливаются опадающие ежегодно листья?

Тест по теме: «Природные сообщества» Вариант 2.

Задание 1. Выберите один правильный ответ

  1. Жизнь на Земле невозможна без растений, т.к. они:

а) живые организмы; б) дышат, питаются, растут. в) выделяют кислород;

г) образуют органические вещества.

2. На растительный организм влияет:

а) только неживая природа; б) только другие живые организмы;

в) живая и неживая природа; г) только человек.

3. Смена растительных сообществ происходит под влиянием:

а) смены времен года; б) изменения климата;

в) неодновременного развития растений; г) деятельности человека.

4. Связь живых организмов с окружающей средой изучает наука:

а) география; б) экология; в) фенология; г) биология.

5. Среда обитания – это: а) живая и неживая природа, влияющая на растения;

б) только свет; в) только вода; г) хищники.

6. Сосна занимает верхний ярус, потому что:

а) любит тень; б) влаголюбива; в) любит свет; г) устойчива к засухе.

7. В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а) заметны насекомым; б) заметны людям;в) украшают лес; г) растут на плодородной земле.

8. В процессе обмена веществ растение:

а) только получает вещества из окружающей среды; б) одни вещества получает, другие выделяет;

в) только отдает вещества в окружающую среду; г) передвигает по стеблю питательные вещества.

9. Ярусность – это: а) сосуществование организмов разных видов;

б) использование одними растениями других в качестве опоры;

в) симбиотические взаимоотношения организмов;

г) расчлененность растительного сообщества на горизонтальные слои.

Задание 2 . Дайте определение понятий: фитоценоз, коренное природное сообщество, агроценоз.

Задание 3 .Выпишите номера верных утверждений.

1.Растения разных ярусов живут в неодинаковых условиях.

2. Растительное сообщество – это часть биогеоценоза.

3.Смена растительного сообщества – это его зарастание.

4.Высота растений – важная характеристика каждого яруса.

5.Поле и сад – это агроценозы.

6.Болота и луга – естественные растительные сообщества.

7. Все природные сообщества устойчивы.

Задание 4 . Какое значение в природном сообществе имеют гетеротрофы-преобразователи? Каковы последствия их исчезновения?

Задание 5 .Почему на полях, где растет пшеница, мы не находим колорадского жука?


Своё Спасибо, еще не выражали..

  • Обобщить знания учащихся по теме “Природные сообщества”. Проверить знания, умения и навыки учащихся.
  • Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи, умения сравнивать и делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность.
  • Оборудование.

    • Презентация.
    • Два пустых игровых поля (на доске).
    • Карточки “Х”, “О”.
    • Конверты с заданиями.
    • Тесты (по количеству участников).

    Правила игры

    В игре участвуют 2 команды: одна – “Крестики”, вторая – “Нолики” (определяется после разминки). Задача команд – набрать наибольшее количество баллов. Каждой ячейке игрового поля соответствует определенное задание. Первой выбирает ячейку команда “Крестиков”. В дальнейшем ходы чередуются. Ведущий дает разные задания (но по одной теме) обеим командам. После выполнения задания отвечают обе команды. При правильном ответе каждая команда ставит значок в эту ячейку на своем поле и зарабатывает озвученное в задании количество баллов.

    Команде добавляется 1 балл, если ей удается поставить свои значки так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией.

    Игра окончена, когда все ячейки игрового поля закрыты.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Разминка

    Дети разбиваются на две команды. У каждой команды на столах лежат карточки с буквами. Задание: собрать из букв термины (экология, природное сообщество, невидимые нити, цепь питания – по 2 термина у команды), дать определения. Первая команда, которая справляется с задание, получает название “Крестики”, вторая “Нолики”.

    Выбирают командира, который будет отвечать за организацию работы в команде. Командиры получают карточки со знаком команды (Х, О).

    Учитель объясняет условия игры. На интерактивной доске основное игровое поле. <Слайд 2. Презентация >. Первую ячейку открывает команда крестиков.

    2. Основная часть

    Ячейка “Изобретательские задачи” < Слайд 3>

    Капитаны выбирают конверты с задачами. Каждая команда зачитывает задачи (2), обсуждает, принимает решение, определяет, кто будет отвечать. Первой отвечает команда крестиков. За

    каждую задачу начисляется 1 балл.

    Задача 1 (“Х”)

    Весной, когда пригревает солнце, из горошин, лежащих в хранилище, вылезают черненькие жучки. Они покручивают черной головкой, расправляют крылья и улетают. В июне они прилетают на гороховое поле, где появляются нежные зеленые бобы. Опускаются они на боб и откладывают яички. Придет время, и из яичек появятся личинки и прогрызут кожицу боба, проникнут в горошину, которая станет им “домом” и “столовой” одновременно. Горох свезут в хранилище, и се повториться сначала. Что же сделать? Как отобрать поврежденные горошины?

    (Горох засыпают в бочки с соленой водой. Добротные горошины опускаются на дно, а использованные всплывают – ведь внутри они пустые. Зараженные зерновкой горошины сжигают вместе с личинками)

    Задача 2 (“Х”)

    Есть у высокой, крепкой лиственницы малюсенький, но грозный враг – лиственничная муха. Она губит шишки лиственницы. Пропадают семена, не успев еще на землю упасть. Боится муха только запаха еловых шишек. Как спасти шишки лиственницы?

    (Решили перехитрить муху, лиственницы замаскировали под елку: на смолистые еловые шишки ведь муха не садится. Сделали из еловых опилок и хвои ароматный настой и опрыскали им лиственницы. Ни одна муха к лиственнице, которая пахнет елкой, и близко не подлетит)

    Задача 1 (“О”)

    Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?

    (Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья – для сохранения тепла)

    Задача 2 (“О”)

    Один год в США, в округе Бостона, необычайно размножились гусеницы, которые несметными полчищами навалились на поля, огороды, сады и уничтожали все подряд – посевы, овощи, плоды на деревьях. Людям грозил голод. Что же предпринять людям? Кого пригласить на выручку?

    (На выручку пришли воробьи. Они были завезены в 1815 году англичанами. Они стаями налетели на поля и сады и быстро истребили вредителей. Благодарные жители Бостона соорудили в главном парке города памятник воробьям)

    Ячейка “Зоологическая” <Слайд 4>

    Расселите животных по природным сообществам.

    Каждая команда подбирает животных в свои природные сообщества.

    Команда “Х”: лес, водоем.

    Команда “О”: луг, водоем. За правильно выполненное задание – 1 балл.

    Список животных:

    • Кукушка
    • Пиявки
    • Белка
    • Кабан
    • Коростель
    • Ящерица
    • Лягушка
    • Шмель
    • Перепел
    • Дятел
    • Цапля
    • Кузнечик

    Ячейка “Экологическая” <Слайд 5–8>

    Восстанови цепь питания, восполнив звенья.

    Каждой команде дается по 2 цепи питания. За правильно восстановленную цепь – 1 балл.

    Ячейка “Загадочная” <Слайд 9>

    Команды отгадывают загадки по очереди. Каждая загадка – 0,5 балла

    Команда “Х” Команда “О”
    Ползет наоборот,
    Задом наперед,
    Все под водой
    Хватает клешнёй.
    (Рак)
    Деток очень я люблю,
    Но не всегда сама кормлю.
    Чужим мамам доверяю,
    Когда по лесу гуляю.
    (Зайчиха)
    Хвостом виляет,
    Зубаста, а не лает.
    (Щука)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик.
    (Стрекоза)
    Лежала между елками
    Подушечка с иголками.
    Тихонечко лежала,
    Потом вдруг убежала.
    (Ёж)
    Черен – да не ворон,
    Рогат – да не бык,
    Шесть ног – да без копыт.
    (Жук)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.
    (Бобры)
    Сделал дыру,
    Вырыл нору,
    Солнце сияет,
    А он и не знает.
    (Крот)

    Ячейка “Поисковая” , <Слайд 10>

    Капитаны выбирают конверт с текстами. Команды читают тексты, отгадывают природное сообщество, рассказывают об особенностях, называют животных. За каждый текст присуждается по 1 баллу.

    Текст 1 (“Х”)

    Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.

    Текст 2 (“Х”)

    Вечером или в плохую погоду в траве можно услышать резкий крик, напоминающий звук “дерг!”. Это кричит луговая птица. Не надейтесь его рассмотреть: он не поднимается в воздух, а быстро бегает среди травы, но делает это так ловко, что не колышется ни одна травинка.

    (Коростель или дергач)

    Текст 1 (“О”)

    Теплый летний день. Чудесный ковер цветущих трав раскинулся вокруг нас. Над цветами бесшумно порхают бабочки, деловито гудят пчелы и шмели, стрекочут кузнечики. Как хорошо!

    Текст 2 (“О”)

    Очень интересно увидеть весной над лугом одну летающую птицу. Она носится в воздухе, то поднимаясь вверх, то резко падая вниз, тогда слышен звук, похожий на голос барашка. Самое интересное заключается в том, что эти звуки птица издает не голосом, а перьями хвоста и крыльев. Воздушные потоки проникая между перьями, заставляют их быстро дрожать, и тогда слышится блеяние: “бее-е-е”. За этот звук птицу прозвали в народе “небесным барашком”.Гнездится птица на земле и выводит четырех птенцов.

    Ячейка “Кто чем питается” <Слайд 11–12>

    Команда “Х”: Можно ли отнести стрекозу к хищникам, докажите?

    (Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу. )

    Команда “О”: Можно ли отнести щуку к хищникам, докажите?

    (Стремительная хищная рыба, У неё сильные плавники и хвост. Темная со светлыми крапинками окраска легко скрывает её среди водорослей в воде. Нападает из засады, глотая целиком мальков и мелкую рыбу, может хватать утят – вот зачем ей широкая пасть с острыми, загнутыми внутрь зубами)

    Команда “Х”: Для чего нужны в природе животные-хищники?

    (Хищные животные имеются среди всех групп животных – зверей, птиц, насекомых, рыб. Они хорошо приспособлены к поиску и ловле добычи. Животные хищники очень нужны в природе: они регулируют численность других животных, уничтожают неприспособленных и больных. К хищным животным относятся многие знакомые виды. Но иногда это звучит неожиданно: лягушка. Соловей, ящерица, водомерка, божья коровка – хищники)

    Команда “О”: Как вы думаете, какие из животных – растительноядные, хищные, всеядные – наиболее приспособлены к жизни в природе? Почему?

    (Всеядные. Им легче найти подходящую пищу. Всеядные птицы, например остаются зимовать, обходясь зимой растительной пищей, хотя летом являются насекомоядными)

    За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Ячейка “Проверь себя” < Слайд 13>

    Обе команды получают тест (у каждой команды свой), выполняют самостоятельно, затем дается 7 минут на обсуждение спорных вопросов, после чего происходит отчет команд о проделанной работе. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.

    1. К какому ярусу относятся растения: сирень, жимолость, шиповник, кизильник?

    2. К какому ярусу относятся растения: брусника, черника, кислица, майник, земляника?

    а) мхи и лишайники – 1 ярус б) травы и кустарники – 2 ярус в) кустарники – 3 ярус г) деревья – 4 ярус

    3. Разнообразные лишайники на деревьях – это показатели:

    а) чистоты воздуха б) загрязненной атмосферы в) заболоченной местности г) загрязненной почвы

    4. Какие из перечисленных животных не живут на деревьях?

    а) короед б) дятел в) белка г) полевка

    5. Кто помогает опылять растения верхних ярусов леса?

    а) насекомые б) ветер в) звери г) птицы

    6. Кто опыляет цветки растений нижних ярусов?

    а) ветер б) птицы в)земноводные г) насекомые

    7. Какие животные не живут в почве?

    а) грибы-плесени б) муравьи в) кроты г) еловые усачи

    8. Дополни цепь питания: растения – лесная мышь – ? – бактерии гниения?

    А) ласка б) лось в) дятел г) тетерев

    9 Лесная подстилка – это:

    а) травы и кустарники б) опавшие листья и отмершие части растений в) плоды и семена деревьев

    10. Лесная подстилка перегнивает под действием:

    а) воды б) высоких температур в) живущих в ней микробов, грибов, бактерии г) ветра

    1. Какие из перечисленных растений не растут на берегах озер Ленинградской области?

    а) ряска б) осока в) стрелолист г) ирисы

    2. Какие растения не плавают на поверхности воды?

    а) кувшинка б) кувшинка желтая в) водокрас г) белокрыльник

    3. Какое растение называют “водяной чумой”?

    а) водокрас б) элодею в) кувшинку г) камыш

    4. Какое из перечисленных растений называют насекомоядным? Оно ловит маленьких рачков. Один ученый насчитал в растении длиной 20 см 15 тысяч рачков.

    а) пузырчатка б) водокрас в) ряска г) хвощ

    5. Какие из перечисленных растений взяты под охрану?

    а) кувшинка белая б) элодея в) камыш г) роголистник

    6. К какой группе относятся эти обитатели водоема: лягушка, тритон, жаба?

    а) звери б) рыбы в) земноводные г) моллюски

    7. Какую рыбу нельзя встретить в водоемах Ленинградской области?

    а) ерш б) судак в) рыба-пила г) щука д) сиг е) корюшка

    8. Какие животные непосредственно не связаны с сообществом водоема?

    а) цапля б) жук-плавунец в) кряква г) ласка

    9. Отгадай животное. Живет по берегам тихих речек, ведет ночной образ жизни, строит хатки, плотины?

    а) ондатра б) бобр в) нутрия г) выдра

    10. Индикаторами каких водоемов являются ерш, окунь, судак, щука?

    а) чистых водоемов б) загрязненных водоемов в) очень грязных водоемов г) проточных водоемов

    Ячейка “Ботаническая” <Слайд 14>

    Посади растения в их природном сообществе.

    Каждая команда подбирает растения в свои природные сообщества. За правильно выполненное задание – 1 балл.

    Команда “Х”: лес, водоем

    Команда “О”: луг, водоем

    • Сосна
    • Стрелолист
    • Тысячелистник
    • Бересклет
    • Колокольчик
    • Кувшинка
    • Тростник
    • Мышиный горошек
    • Осина
    • Рогоз

    Ячейка “Видио-диктант” <Слайд 15–16>

    Каждая команда просматривает 5 слайдов с изображением природных сообществ. После окончания просмотра игроки должны назвать природные сообщества и их представителей в порядке показа. За правильно выполненное задание команда получает – 5 баллов.

    Команда “Х”: лес, луг, лес, водоем (озеро), водоем (болото)

    Команда “О”: луг, лес, водоем (пруд), луг, водоем (река)

    3. Итог урока

    Урок заканчивается подведением итогов работы, подсчетом баллов и выставлением отметок за работу каждой команде и (или) отдельно каждому ученику.

    Литература

    1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. “Окружающий мир”, 3 класс, 1 часть, М.: 2011, УМК “Перспектива”.
    2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. “Окружающий мир”, рабочая тетрадь, 3 класс, 1 часть, М.: 2011, УМК “Перспектива”.
    3. Плешаков А.А. “От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов”, М.: 1998.
    4. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 3 класс, М.: 2007.
    5. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. “Окружающий мир. Природоведение. Экология” Информационно-развивающие задания для учащихся начальной школы, СПб, 2001.
    6. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. “1000 загадок (популярное пособие для родителей и педагогов)”, Ярославль, 1996.
    7. Дьячковская Г.Т. Окружающий мир, 2–4 классы, олимпиадные задания, Волгоград, 2006
    8. Каткова Е.Г. Занимательные задания и проверочные вопросы по естествознанию, 3–4 классы, М.: “Интеллект-Центр”, 2003.
    9. Дерим Оглу Е.Н. Фролова Н.В. Природоведение и экология, 4 класс, 2001.

    Тест по биологии Природные сообщества для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

    1 вариант

    1. Природное сообщество образуют располагающиеся на одной территории

    1) пни елей
    2) автомобили
    3) вулканы
    4) живые организмы

    2. Все виды взаимодействий природного сообщества и окружающей среды представляют собой

    3. Организмы, осуществляющие процесс фотосинтеза в экосистеме, принято называть

    4. Остатками мёртвых тел и выделениями живых организмов питаются

    5.

    А. Животные в экосистеме способны существовать обособ­ленно без других живых организмов.
    Б. Виды птиц широколиственного леса отличаются от на­бора видов птиц, обитающих в степи.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) неверны оба суждения

    6.

    К разрушителям органического вещества и тел живой при­роды в природном сообществе относятся

    1) бактерии
    2) водоросли
    3) почвенные черви
    4) хищные звери
    5) грибы
    6) цветковые растения

    7. Установите соответствие между организмом и его ролью в экосистеме.

    Организм

    1. Ель
    2. Лисица
    3. Мышь
    4. Берёза
    5. Лягушка

    Роль в экосистеме

    А. Производители
    Б. Потребители

    8. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания широколиственного леса.

    1) филин
    2) липа
    3) зяблик
    4) бабочка

    2 вариант

    1. Примером природного сообщества служит

    1) свалка отходов
    2) бензозаправочная станция
    3) моховая кочка
    4) очистное сооружение

    2. Система сложных взаимоотношений сообщества живых ор­ганизмов с окружающей средой представляет собой

    3. Растительноядных и хищных животных, обитающих в экосистеме, относят к группе

    4. Пищевые связи, которые устанавливаются между организмами в сообществе, — это

    1) экосистема
    2) биогеоценоз
    3) цепь питания
    4) факторы неживой природы

    5. Верны ли следующие утверждения?

    А. Все живые организмы сообщества влияют друг на друга.
    Б. Сети питания в экосистеме более разветвлённые, чем цепи питания.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) неверны оба суждения

    6. Выберите три верных утверждения.

    К группе потребителей в экосистеме относят

    1) лютик
    2) зайца
    3) медведя
    4) ель
    5) сову
    6) жука-могильщика

    7. У становите соответствие между организмом и его ролью в экосистеме.

    Организм

    1. Бактерии гниения
    2. Почвенные черви
    3. Гадюка
    4. Белка
    5. Сорока

    Роль в экосистеме

    А. Потребители
    Б. Разрушители

    8. Установите верную последовательность звеньев в цепи пи­тания.

    1) росомаха
    2) дождевой червь
    3) листовой опад
    4) крот

    Ответ на тест по биологии Природные сообщества
    1 вариант
    1-4
    2-1
    3-2
    4-3
    5-2
    6-135
    7-АББАБ
    8-2431
    2 вариант
    1-3
    2-1
    3-2
    4-3
    5-3
    6-235
    7-ББААА
    8-3241

    3. На деревьях обитают…

    в) кроты, лоси, черви.

    4. В лесной подстилке живут…

    в) лисички, рыжики, маслята.

    в) суслик, дрофа, косуля.

    Тест «Лес - природное сообщество».

    1. Лес называют природным сообществом, потому что…

    а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

    б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;

    в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.

    2. В лесу растения образуют ярусы:

    а) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кустарники;

    б) верхний – деревья, средний – травянистые растения, нижний – кустарники;

    в) верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники.

    3. На деревьях обитают…

    а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи;

    в) кроты, лоси, черви.

    4. В лесной подстилке живут…

    а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки;

    в) божьи коровки, жуки – короеды, лесные мыши.

    5. К съедобным грибам относятся:

    а) мухоморы, желчный гриб, ложные опята; б) дождевики, бледная поганка, валуй;

    в) лисички, рыжики, маслята.

    6. Выберите группу животных и растений лесного сообщества:

    а) колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель;

    б) ель, сосна, берёза, малина, земляника, кукушка, дятел, лось;

    в) пшеница, рожь, кукуруза, картофель.

    7. Найдите животных нашего края:

    а) соболь, тигр, белка – летяга; б) лось, кабан, жук – короед;

    в) суслик, дрофа, косуля.

    8. Кому из животных помогает лесная подстилка:

    а) голодным животным; б) маленьким животным;

    в) тем животным, которые впадают в спячку.


    Вариант 1. 1. Укажи группу, в которой указаны только растения луга. А) Полынь, ковыль, пион. Б) Тимофеевка, клевер, тысячелистник, одуванчик. В) Брусника, черника, малина. 2. Укажи группу, в которой указаны только животные луга. А) Рябчик, глухарь, соболь, белка. Б) Кобылка, перепел, сова, лебедь. В) Кузнечик, трясогузка, шмель, мышь. 3. Укажи группу, в которой правильно названы растения озера. А) Рогоз, тростник, камыш. Б) Колокольчик, василёк, ромашка. В) Овёс, типчак, полынь. 4. Укажи группу, в которой правильно названы животные озера . А) Утки, цапли, аисты. Б) Чайки, трясогузки, тетерева. В) Лебеди, совы, орлы. 5. Укажи группу, в которой правильно приведены примеры естественных водоёмов. А) Реки, моря, озёра, ручьи. Б) Реки, моря, океаны. В) Каналы, пруды, водохранилища. 6. Какая из цепей питания указана правильно? А) Жаворонок – василёк - кузнечик. Б) Камыш - комар – лягушка - выдра. В) Заяц – лиса - лось. 7.Из какой группы можно составить цепь питания? А) Лиса, дятел, малина. Б) Дуб, волк, кабан. В) Орёл, рожь, сова. а) Капуста – гусеница - ………………………….. – орёл; б) Водоросли - ………………………….. – щука. 9. В тексте допущена ошибка. Найди её. Высокая густая рожь на поле - это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Днём над полем летают полевые луни, отыскивая мышей, хомяков. Ближе к ночи – какие-то тени видны над рожью. Это совы вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить мышей и полёвок. Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые – вредители поля: слизни, тля, дождевые черви, гусеницы. Но у зерновых есть друзья, которые их берегут. Это насекомоядные зверьки: землеройки, ежи, насекомоядные птицы. Дуб, щука, клёст, тимофеевка, кузнечик, осина, жук - короед, водомерка, шмель, земляника, ряска, лиса, землеройка, кедр, клевер.

    Вариант 2. 1. Укажи строчку, в которой указаны только насекомые луга. А) Пчёлы, шмели, бабочки, кобылки. Б) Комары, стрекозы, жуки-плавунцы. В) Майские жуки, короеды, гусеницы. 2.Какие растения луга заготавливают для корма домашних животных? А) Ромашка, василёк, лютик. Б) Мятлик, тимофеевка, клевер. В) Колокольчик, камыш, кувшинка. 3. Укажи строчку, в которой правильно названы животные озера . А) Раки, окуни, тюлени, цапля. Б) Прудовики, беззубки, стрекоза, ёж. В) Водомерки, выдра, лягушки, моллюски. 4. Укажи строчку, в которой правильно названы растения водоёма, прикрепляющиеся ко дну. А) Осока, зелёные водоросли, стрелолист. Б) Кубышка, кувшинка, камыш. В) Тростник, рогоз, ряска. 5. Укажи строчку, в которой правильно приведены примеры искусственных водоёмов. А) Моря, реки, озёра. Б) Каналы, ручьи, реки. В) Водохранилища, пруды, каналы. 6. Из какой группы можно составить цепь питания? А) Медведь, мёд, пчела. Б) Щука, водоросли, плотва. В) Рожь, кузнечик, мышь. 7. Какая из цепей питания указана правильно? А) Рожь – мышь – змея – орёл. Б) Сосна – дятел – жук-короед. В) Слизни – капуста – жаба. 8. Вставь пропущенное звено в цепи питания: а) капуста – ……………… - божья коровка; б) рогоз - ……………………… - лягушка - цапля. 9.В тексте допущена ошибка. Найди её. У самых берегов озера возвышаются стройные заросли рогоза с тёмно – коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками тёмно – фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и мятлика. По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям легко узнаем кувшинку. Летом поверхность озера затягивается ряской. Стрекозы на лету схватывают мух, комаров и других насекомых. По гладкой водной поверхности легко скользит клоп – водомерка. Жук-плавунец поедает головастиков и мальков рыб. Ошибка: 10. Распредели представителей живой природы на группы (сообщества). Назови их. Пчела, кукушка, берёза, лягушка, лиса, тимофеевка, белка, ель, тростник, окунь, рогоз, кузнечик, клевер, крот.