Условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта. Общие положения таможенной процедуры реимпорта Товары помещаются под таможенный режим реимпорта если

Что такое реимпорт? Реимпортом товара называется таможенная процедура, которая заключается в обратном ввозе в страну продукции, которую изначально экспортировали в соседние или другие страны. Нормы, касающиеся реимпорта, четко прописываются в 39 главе . Процедура реимпорта вполне реальна только для той продукции, которая сохранила свое состояние, обозначенное еще до вывоза. Реимпорт выполняется без необходимости снова оплачивать таможенные налоги и пошлины при прохождении границы. Как правило, процедура реимпорта характерна для продукции, которую по определенным причинам не смогли реализовать на местном рынке другой страны. Ее также выполняют тогда, когда покупатель отказался от товара по определенным причинам (низкое качество в целом, производственный брак).

Товар, помещенный под реимпорт, приобретает статус продукции, выпущенной для свободного обращения. Важно отметить, что существует собственный срок реимпорта. Он составляет три года с момента вывоза продукции с таможни. Тем не менее, этот срок может продлеваться по специальному решению. Его принимают, как правило, при наличии сложной технической продукции (горнодобывающей, строительной и так далее).

Необходимые документы

Чтобы поместить товар в таможенный режим реимпорта, надо обязательно предоставить в таможенный орган следующий набор документов:

  • информацию об обстоятельствах обратного ввоза продукции, написанную в произвольной форме;
  • сведения о выполненных ремонтных работах, если таковые проводились;
  • документацию, которая подтверждает дату успешного прохождения контроля на границе;
  • таможенную декларацию, которую принял таможенный орган страны в процессе вывоза товаров.

Весь этот набор бумаг надо предъявить представителям таможенного органа не позднее тридцатидневного срока до декларирования продукции. Рассмотрение запроса осуществляется на протяжении тридцати дней, но не более. Если лицо, направившее запрос, получило отказ, надо направить письмо с изложенными причинам отказа. Если необходимые документы или сведения для ФТС отсутствуют, орган письменно уведомляет о том, что нужно предоставить дополнительную информацию. Письмо можно получить на протяжении пятнадцати дней с момента получения соответствующего отказа.

Другие особенности

Несмотря на то, что таможенная процедура реимпорта предусматривает полное отсутствие таможенных налогов или пошлин, законодательством устанавливается уплата пошлин и налогов, которые возвращают в процессе вывоза. Порядок выполнения таких действий прописывается законодательством РФ о сборах и налогах. В процессе реимпорта возвращаются следующие суммы:

  • внутренних налогов и субсидий, которые не уплатили, либо их получили как возмещение при вывозе за пределы Российской Федерации;
  • таможенных ввозимых налогов и пошлин, а также проценты по ним, если они не взимались или были возмещены.

Примечательно, что реимпорт товара это такая процедура, в которой есть ряд обстоятельств, не препятствующих поместить продукцию под ее рамки. Например, при проведении мелкого ремонта, технического обслуживания, а также выполнения ряда других операций, которые выполняются с целью поддержания нормального технического состояния, в котором находилась техника на момент вывоза, эту продукцию все равно можно поместить под реимпорт. Единственным исключением из правил является полный запрет на проведение капитального ремонта продукции. Допускается и временный износ при адекватных условиях транспортировки, эксплуатации и хранения. Запрещается улучшение, либо выполнение ряда других операций, которые автоматически становятся причиной подорожания продукции.

Самой главной особенностью таможенной процедуры реимпорта является обязательная идентификация товаров при их вывозе с таможенной территории таможенного союза. То есть, если при вывозе товара не было таможенного досмотра, то вряд ли таможенные органы разрешат обратный ввоз продукции, так как невозможно распознать в ввезенных товарах ранее вывозимые.

Вы можете заказать услуги.

Статья 292. Содержание таможенной процедуры реимпорта

1. Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

2. Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров таможенного союза, за исключением товаров, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 293 настоящего Кодекса, являющихся продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории таможенного союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 настоящего Кодекса.

Статья 293. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

1. Под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары:

1) помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:

эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 294 настоящего Кодекса;

2) помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, если эти товары ввозятся в течение срока временного вывоза и находятся в том же состоянии за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), а также изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;

3) помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если эти товары ввозятся в течение срока переработки и находятся в том же состоянии, в котором они были вывезены с таможенной территории таможенного союза, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

4) являющиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт и эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки, за исключением продуктов переработки товаров, при выпуске которых под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта (дефектов), явившегося (явившихся) причиной безвозмездного (гарантийного) ремонта этих товаров.

2. В отношении отдельных категорий товаров решением Комиссии таможенного союза могут быть установлены сроки, превышающие срок, указанный в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи.

3. При реимпорте возмещение, налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких, налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.

4. Декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступать лицо, являвшееся декларантом одной из таможенных процедур, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с которой товары были вывезены с таможенной территории таможенного союза.

Таможенным законодательством таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступать иное лицо.

5. Товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в государстве-члене таможенного союза, в котором они были помещены под одну из таможенных процедур, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 294. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

1. Для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории таможенного союза.

2. Для подтверждения сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, декларант представляет таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров, и документы, подтверждающие дату перемещения товаров через таможенную границупри их вывозе.

Статья 295. Возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин

В отношении товаров, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 293 настоящего Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 (шести) месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

Реимпорт товара это таможенная процедура, заключающаяся в обратном ввозе в страну товаров, которые ранее были экспортированы зарубеж. Нормы, регулирующие реимпорт, содержаться в главе 39 Таможенного кодека Таможенного союза. Таможенная процедура реимпорта выполняется без повторной уплаты таможенных пошлин и налогов при прохождении границы. Таможенная процедура реимпорта возможна для товаров, которые остались в том же состоянии, что и до вывоза. Как правило, реимпорт характерен для не реализованного товара или от тех, от которых отказался покупатель по каким либо причинам (например товар некачественный или бракованный).

Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров выпущенных для свободного обращения. Таможенный режим реимпорта может быть использован до истечения трехлетнего срока со дня вывоза товара с таможенной территории. Однако в некоторых случаях этот срок может быть продлён по специальному решению, например для сложного технического оборудования (строительного, горнодобывающего и. т. д.).

Для помещения товара в таможенный режим реимпорта необходимо предоставить в таможенный орган:

  • Сведения об обстоятельствах обратного ввоза товаров написанные в произвольной форме;
  • Сведения о ремонте, если он проводился;
  • Документы, подтверждающие дату перемещения товара через границу;
  • Таможенную декларацию, принятую таможенным органом России при вывозе товаров.

Всё это необходимо предоставить таможенному органу не позднее, чем за 30 дней до декларирования товаров. Запрос рассматривается не более 30 дней. При отказе лицу, направившему запрос, направляется письмо с изложением причин отказа. В случае отсутствия необходимых документов или сведений ФТС в течение 15 дней письменно уведомляет о необходимости предоставить дополнительную информацию.

Не смотря на то, что реимпорт осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов, законодательно установлена уплата налогов и пошлин которые были возвращены при вывозе в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Итак, при реимпорте в бюджет возвращают:

  • Суммы внутренних субсидий и налогов, которые были не уплачены или были получены в качестве возмещением при вывозе с территории России;
  • Суммы ввозимых таможенных пошлин, налогов и проценты по ним, если они были возмещены или не взимались.

Использование товаров для получения прибыли, а так же их ремонт (кроме капитального), техобслуживание и другие операции, которые необходимы для сохранения потребительских свойств и поддержания состояния, в котором они находились на день вывоза с территории Российской Федерации, не препятствуют помещению их под процедуру реимпорта. Так же допускается временный износ при нормальных условиях эксплуатации, транспортировки или хранения. Однако не допускается модернизация или любая другая операция, приведшая к увеличению стоимости товара по сравнению со стоимостью на день вывоза.

Реимпорт товаров является одной из (ст. 202), и определяет для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории союза.
Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.
Следует иметь в виду, что действующая правовая база, регулирующая таможенные правоотношения в реимпорте, содержится в документах Таможенного союза и национальном законодательстве.
Нормы, регулирующие реимпорт, включены в главу 39 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК союза) и главу 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур .
Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров, например несоблюдение условий контракта. В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозом товаров.
Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта.
Содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров Таможенного союза с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории союза. Обратный ввоз таких товаров на территорию союза будет сопровождаться процедурой реимпорта, который завершает временный вывоз товаров.
Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежали бы уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечало бы прежде всего экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со статьей 292 ТК союза содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории союза, на указанную территорию с соблюдением сроков , установленных статьей 293 ТК союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 293 ТК союза, которые являются продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ТК союза. Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК союза предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот , налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК союза.
Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК союза).
Правовое положение товаров, помещенных под процедуру реимпорта, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения , т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.
Важным признаком содержания данной процедуры является, как уже указывалось, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Помещение обратно ввозимых товаров в реимпорт сопровождается рядом условий, которые содержатся в статье 293 ТК союза.
Прежде всего указанная статья перечисляет таможенные процедуры, сопровождавшие вывоз товаров с таможенной территории союза, которые допускают впоследствии воспользоваться реимпортом. Такими процедурами выступают экспорт; переработка на таможенной территории, если вывозились продукты переработки; временный вывоз; переработка вне таможенной территории, если ввозятся товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, либо продукты переработки товаров, которые вывозились с целью переработки для безвозмездного (гарантийного) ремонта.
Помещение товаров под реимпорт обусловливается соблюдением сроков возврата товаров на таможенную территорию союза.
Товары, вывезенные в процедуре экспорта или являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории и затем вывезенные в процедуре реэкспорта, могут быть помещены под реимпорт, если указанные товары помещаются под данную процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при их вывозе с таможенной территории союза, или в иной срок, установленный пунктом 2 статьи 293 ТК союза.
Пункт 2 статьи 293 ТК союза предусматривает возможность установления решением Комиссии Таможенного союза срока, превышающего три года. В целях реализации данного положения решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" определены категории товаров, для которых срок помещения под процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК союза, куда входят товары, использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, а также товары, вывезенные в процедуре экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под процедуру реимпорта. Таким образом, в решении Комиссии определена цель вывоза товаров.
Порядок продления срока реимпорта товаров в рассматриваемом случае установлен ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 286).
Для продления срока декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров направляет мотивированный запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т.е. в Федеральную таможенную службу. В запросе должны быть изложены обстоятельства вывоза товаров с приложением таможенной декларации , сопровождавшей вывоз товаров, а также документы :



Запрос рассматривается в срок не более 30 дней, при определенных условиях и более, например когда представлены не все необходимые документы. В таком случае запрос рассматривается в течение 15 дней со дня их представления.
Обращает на себя внимание положение статьи 286 Закона, в соответствии с которым решение о продлении срока реимпорта товаров принимает начальник структурного подразделения Федеральной таможенной службы, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицо, его замещающее.
Решение о продлении срока должно быть доведено до сведения декларанта и таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товаров в реимпорте. В связи с этим возникает вопрос: какой таможенный орган будет извещаться о принятом решении (РТУ, таможня, таможенный пост)?
Кроме процедур экспорта и переработки на таможенной территории, товары могут быть вывезены в процедуре временного вывоза, в этом случае они должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза.
Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки.
Еще одним условием для реимпорта является то, что обратно ввозимые товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.
Свои особенности данное условие (неизменность состояния) имеет в отношении товаров, вывезенных в процедуре временного вывоза, которая допускает иные изменения при использовании товаров при временном вывозе.
Неизменность состояния не касается продуктов переработки товаров, вывезенных в процедуре переработки вне таможенной территории союза с целью безвозмездного (гарантийного) ремонта, поскольку при ремонте качество товара меняется, например неисправное изделие доводится до работоспособного состояния.
Требованием для реимпорта является необходимость представления таможенному органу документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории союза . Такими документами являются таможенная декларация, принятая при вывозе товаров, а также документы:
1) подтверждающие обстоятельства вывоза товаров;
2) свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза;
3) содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились.
Следует обратить внимание на то, что перечень документов ограничен. Представляется, что формулировка "документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров" потребует дополнительных разъяснений, так как возникают вопросы, что следует понимать под такими документами: внешнеторговый контракт, лицензии, разрешения и т.д.?
Анализ условий помещения товаров под процедуру реимпорта делает необходимым более внимательно рассмотреть требование о неизменности состояния ввозимых товаров.
ТК союза принимает во внимание только изменения, вызванные естественным износом или убылью, произошедшими при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения.
Следует отметить, что состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, при погрузке, выгрузке в результате неправильных действий товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т.е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар нередко подлежит возвращению поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ в ряде случаев возможно только на предприятии - изготовителе продукции.
При помещении такого товара под режим реимпорта необходимо соблюдение неизменности, в связи с чем возникнут соответствующие вопросы со стороны таможенных органов. Такие вопросы возникали при применении статьи 235 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая также содержала требование о неизменности в той же редакции.
Возврат поврежденного товара можно осуществить в режиме выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивали таможенные органы, но тогда необходимы уплата таможенных пошлин, налогов, что приведет к дополнительным расходам, и соблюдение мер нетарифного регулирования.
Следует отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Конвенция) учитывает рассматриваемое обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 специального приложения B Конвенции устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в негодность во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей.
Особенностью рассматриваемой процедуры является то, что ее декларантом может быть лицо, выступавшее декларантом одной из процедур, сопровождавших вывоз товаров с таможенной территории союза. В то же время пункт 4 статьи 293 ТК союза устанавливает, что таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом процедуры реимпорта может выступать иное лицо. Остается только предполагать, почему такие случаи не перечислены, но поскольку такая формула в ТК союза имеется, то можно прийти к выводу, что они имеют место, тем более что Конвенция предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3).
ТК союза ограничивает круг таможенных органов, в которые возможно подать декларацию о реимпорте, такая операция допускается в государстве - члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из процедур, указанных выше.
Как уже указывалось, реимпорт осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но в то же время реимпорт предполагает возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.
Например, при экспорте товаров происходит освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, возможны какие-либо субсидии для поддержки экспорта, выплачиваемые экспортеру, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Таким образом, при реимпорте участник внешнеторговой деятельности возвращается в первоначальное положение.
ТК союза предусматривает два порядка возмещения таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины возмещаются, например, когда обратно в реимпорте ввозятся продукты переработки товаров, помещенных ранее под процедуру переработки на таможенной территории и вывезенные в процедуре реэкспорта. Ввоз товаров на переработку на таможенной территории союза происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки, поэтому обратный ввоз продуктов переработки влечет возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов.
Возмещение налогов, субсидий и иных сумм производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статья 288 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает, что при реимпорте подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных сумм, о которых уже указывалось.
Ответственность за уплату указанных платежей возлагается на декларанта, причем рассматриваемые платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в процедуре реимпорта.
Некоторые товары могут вывозиться в процедуре экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных пошлин, который возможен, если товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 ТК союза, т.е. товары, помещенные под процедуру экспорта, и продукты переработки товаров, помещавшихся под переработку на таможенной территории союза, вывезенные в процедуре реэкспорта, помещены под реимпорт не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под процедуру экспорта. Обращает на себя внимание, что исчисление срока начинается не со дня пересечения товарами таможенной границы, а со дня их выпуска в экспорте.
Содержание положений, регулирующих процедуру реимпорта, вызывают вопросы: возможно ли помещение под данную процедуру части ранее вывезенного товара, допускается ли реимпорт в отношении товаров, уже помещенных под какую-либо таможенную процедуру после обратного ввоза на территорию союза и не перечисленных в пункте 1 статьи 293 ТК союза, например помещенных под процедуру таможенного склада или магазина беспошлинной торговли?

Реимпорт – это процедура, при которой в страну ввозятся товары, которые до этого были экспортированы с ее терриории.

На зарубежной территории они не должны были быть подвергнуты ремонту или модернизации, а причиной возвращения могут быть выявленные дефекты или неликвидность товара.

Иными словами, это процесс, когда товар хотели продать за границу и даже вывезли с территории России, но по тем или иным причинам вернули его обратно. Налоги и сборы, которые полагается платить при перевозке груза через границу, в этом случае не платятся.

При применении данной процедуры отсутствует уплата таможенных платежей, а сами товары переходят в категорию товаров свободного обращения.

В соответствии с действующим законодательством, данная таможенная процедура относится к группе завершающих и несет в себе финальный этап процесса перемещения товаров, ранее вывезенных с территории России. На заключительном этапе груз возвращается обратно на таможенную территорию РФ.

Условия помещения товаров в процесс реимпорта

В соответствии с действующим таможенным законодательством, под процедуру может помещаться продукция, отвечающая следующим признакам:

  • Продукция предназначалась для экспорта, либо это продукции переработки, или реэкспортные товары при условии, что процесс реимпорта начат не позже, чем через три года после момента пересечения товаром границы. Продукция должна находиться в своем изначально состоянии, исключение составляет естественная убыль, предусмотренная при правильных условиях хранения и транспортировки. Разумеется, на таможню должны быть предоставлены все соответствующие, корректно составленные документы.
  • Продукция находится в процессе временного вывоза, при условии, что соблюдены сроки и состояние товара неизменно.
  • Груз, проходящий по процессу переработки за пределами таможенной территории. Главным условием здесь так же является первоначальное состояние товара, которое должно остаться неизменным, допускается только естественные потери, предусмотренные при соблюдении условий хранения и перевозки.
  • Продукция, которая получилась после переработки товара за пределами таможенной территории. Однако, лишь в том случае, если переработка была произведена в безвозмездных или гарантийных целях.

Действующий Таможенный Кодекс достаточно четко обозначается, при каких условиях продукция может быть помещена под процесс реимпорта.

Необходимые документы

Какие же документы требуются при оформлении таможенной процедуры? В первую очередь владелец либо перевозчик груза должен предоставить на таможню информацию о том, как и при каких обстоятельствах товар пересек российскую границу. Обязательными являются и сведения о произведенном ремонте, если он был за пределами Российской Федерации.

В качестве подтверждающих документов подается декларация, которая составлялась на данный груз в момент выезда с российской территории, документы, в которых указан день пересечения государственной границы в момент выезда, а также иные бумаги, которые могут подтвердить достоверность заявленной информации.

Условия для возврата вывозных пошлин

  • Вернуть ранее заплаченную сумму таможенных сборов возможно лишь в том случае, если груз возвращается на территорию Российской Федерации не позже чем через полгода после пересечения границы в другом направлении.
  • Возврат происходит после подачи владельцем или перевозчиком корректно составленного заявления в адрес таможни, с приложением к нему документов, подтверждающих права на продукцию, а также факт пересечения границы. При наличии иных документов, подтверждающих достоверность любых, указанных в заявлении сведений, их также стоит приложить к заявлению.
  • В том случае, если таможня возвращает весь пакет документов без рассмотрения или решения, владелец груза вправе повторно направить заявление на возврат уплаченных пошлин.
  • Возврат денег осуществляется только в рублях и только безналичным путем.

Основания для отказа

Разумеется, Таможенным Кодексом предусмотрен и ряд случаев, когда таможенный орган вправе отказать лицу, подавшему прошение о возврате денег.

  1. Человек, подавший заявление, и тот, кто платил таможенные сборы – два разных физических лица, не являющихся правопреемниками друг друга.
  2. Нарушены сроки подачи заявления.
  3. Подпись на заявлении проставлена человеком, не имеющим соответствующих должностных полномочий.
  4. Указанные в заявлении сведения недостоверны, либо содержат недостаточно информации, подтверждающей факт вывоза груза за границу, либо каких-то иных существенных сведений.
  5. Уплаченные пошлины не поступили на счет Казначейства, либо не прошли через таможенную кассу.
  6. Наличие у человека, подавшего заявление, задолженности перед бюджетом по уплате иных таможенных платежей. В таком случае удерживается размер этого долга, а остальная сумма – возвращается.

Суть процесса реимпорта

Итак, реимпорт достаточно широко распространен в области внешней торговли, поскольку в реальности очень часто возникают ситуации, требующие возвращения груза обратно на территорию того государства, с которой его ранее экспортировали. В Российской Федерации правовая сторона вопроса отражена в Таможенном Кодексе, а также в Федеральном законе «о таможенном регулировании...»

Реимпорт может являться самостоятельным процессом, а может быль финальной частью других процедур, например временного вывоза. Здесь подразумевается, что продукция вывозилась с российской территории не определенный срок, а затем возвращается обратно.

В том случае, если товары предназначались на экспорт, благополучно покинули территорию России, а затем открылись некие обстоятельства, требующие их возвращения назад, то здесь реимпорт будет отдельной, не имеющей отношения к экспорту процедурой, поскольку процесс экспорта был завершен с моментом пересечения грузом российской границы.

В правовом аспекте продукция, находящаяся в процессе реимпорта, считаются товарами для свободного обращения, иными словами, на территории Российской Федерации эта продукция может находиться в обороте без каких-либо ограничений.

Ключевым моментом является отсутствие таможенных платежей, которые в иных случаях обязательны и составляют немалую долю в затратах перевозчика.

Существует ряд условий, обязательных для выполнения, в том случае, если товары помещаются под процедуру реимпорта. Они все перечислены в Таможенном Кодексе.

  1. Во-первых, перечислен ряд других процессов, после которых груз может быть заявлен как реимпортируемый.
  2. Другим условием является состояние продукции. Оно должно быть первоначальным и неизменным, за исключением допустимого естественного износа. Однако, условие неизменности не применяется к продуктам переработки товара, вывезенного в процессе переработки за пределами таможенной территории для целей бесплатного ремонта. Это связано с тем, что во время ремонта, разумеется, состояние товара меняется.
  3. Обязательным является предоставление на таможню документов, в которых содержится информация о факте выезда груза с территории государства. Как правило, это таможенная декларация, о также могут быть и другие документы, содержащие сведения о том, когда и как груз пересек границу.
  4. Внимания заслуживает тот факт, что перечень документов не слишком широк. Достаточно расплывчатая формулировка про «прочие документы» может повлечь за собой множество вопросов, подойдет ли сюда лицензия или контракт и тому подобные.

Рассматривая условия применения к грузу реимпортной процедуры, стоит обратить внимание на требование о состоянии продукции. В Кодексе указано, что допускается лишь естественная убыль, происходящая в процессе соблюдения условий транспортировки и хранения.

Однако, состояние груза может поменяться вследствие, к примеру, неправильных действий при погрузке. Это может случиться до момента передачи товара заказчику, иными словами, перед владельцем встает необходимость ремонта, либо оперативной поставки нового товара.

Бывают ситуации, когда товар с повреждениями должен быть возвращен поставщику, поскольку полученные повреждения могут быть устранены только на заводе-изготовителе. И при применении к такому грузу процедуры реимпорта, у таможни могут возникнуть вопросы, связанные с требованием о неизменном состоянии. Как правило, органы настаивают на применении к такой продукции процедуры выпуска для внутреннего использования, которая несет в себе необходимость уплаты таможенных пошлин.

Таможенный Кодекс вводит ограничение на перечень таможенных органов, где можно задекларировать груз как подлежащий реимпорту, это возможно только в той стране Таможенного союза, где был начат предыдущий таможенный процесс.

Как было сказано выше, при реимпорте отсутствует оплата ввозных пошлин, но одновременно с этим в данном процессе происходит возмещение налогов, когда такая сумма не уплачивалась, либо была возвращена, либо была субсидирована.

К примеру, в процессе экспортирования товара осуществляется освобождение от выплаты суммы НДС, получена субсидия в рамках поддержки экспортера и возмещается оплата процентов по кредиту. Таким образом, в процессе осуществления реимпорта товара, владелец товара возвращается в исходную точку.

Таможенным кодексом предусмотрены два алгоритма возмещения пошлин и иных платежей. Однако, несмотря на то, что процедура достаточно подробно регламентирована законодательными документами, при осуществлении торговой деятельности неизбежно возникают вопросы.

Можно ли задекларировать как реимпортный товар часть груза, ранее покинувшего территорию России? Или возможно ли применить данную процедуру к товарам, находящихся в режиме таможенного склада, после их возвращения на территорию России из-за рубежа?