Эссе на тему человек эпохи просвещения. Величайшие достижения эпохи просвещения Человек эпохи просвещения эссе

    Как-то пришлось мне прочитать романтическую сагу о том, что в жизни каждого человека есть два берега – тот, от которого человек отплывает, и тот, к которому должны непременно пристать. Причем второй, думаю, – это необязательно смерть, это, прежде всего,...

    Образование играет очень важную роль в нашей жизни. Это одно из самых ценных приобретений, которое человек может сделать в своей жизни. На протяжении всей истории человечества образование высоко ценилось. Прогресс в основном зависел от высокообразованных...

    мечтает каждый! Прибыльный домашний бизнес! Доход от 35 000 руб в... Способен снимать видео с разрешением 1920х1080 Традиция Олимпийских игр идет из Древней Греции. Мы знаем, что первые Олимпийские игры были проведены в городе Олимпия более 2700...

    Человек создал культуру, а культура - человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования,...

    Проблему истинного мужества раскрыл в своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой на примере настоящего подвига, совершенного русским народом во время Отечественной войны Война в романе «Война и мир» показана как грандиозное народное бедствие, величественное...

    Идёшь, бывало, в лес по нахоженной, давно знакомой тропинке, а перед тобой возникает огромный белый луг. Он был из множества цветущих белых ромашек. Все говорили: «Очень красиво! Луг – белоснежный». Так я и стал называть луг белоснежным. Он был похож...

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия выходят на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. В начале этого столетия в Европе не было романов — их не существовало в нашем, современном понимании этого слова. Широко были популярными рыцарские романы с фантастикой, необыкновенными приключениями. Этот жанр гениально высмеял Сервантес в своем «Дон Кихоте». Позднее появляются так называемые романы-отчеты Даниэля Дефо и Джонатана Свифта — это произведения о выдуманных и не совсем выдуманных путешествиях. Именно от этих писателей и началась просветительская работа: писатели хотели вложить в свои книги как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах.

Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо… Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. И именно на такое благородное дело были направлены мысли писателей. Так, Руссо напишет свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», Вольтер создает произведения в виде дневников, мемуаров. Писателей интересует сам человек, его психология, его физические возможности, естественные наклонности и взаимодействие всего этого человеческого субъекта с жизнью в обществе.

Писателем первой величины этого периода есть Вольтер. Именно о нем сказал Виктор Гюго, который это не человек, это ЭПОХА. Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Человек должен была пользоваться собственным умом, а не полагаться на фатум или волю Божью, так как иначе пришлось бы признать, что от человека ничего не зависит, все в руках Божьих. Нет! — утверждали просветители. Человек должен быть активным, мыслящим существом и собственными руками строить судьбу. Хотя в «Простаке» Вольтер все — таки показал Геркулеса, которого подчинила себе цивилизация. Здравый смысл настоящего человека не смог победить таких «достижений цивилизации», как бесчестие, кощунство, лицемерие.

«Ум сформировал человека, но в жизни им руководит чувство», — твердил Жан Жак Руссо. Что же важнее — ум или чувства? Об этом спорили выдающиеся умы эпохи. Замечательным ответом на вопрос «Что такое Просвещение?» являются слова Канта: «Просвещение — это выход человека из несовершеннолетнего возраста». До определенному времени человек находится под влиянием своих воспитателей, учителей. Но приходит время — и он должен стать самостоятельным и в дальнейшем свободно и публично пользоваться собственным умом. Правда, для этого ему придется сразиться с двумя врагами: леностью и трусливостью. К чему же, в конце концов, приводит человека свобода слова, развитие воображения и ума? Правильно. К революции. Ведь свободное проявление мыслей дает возможность развивать себя, стремиться совершенствоваться во всем, и человек не хочет жить по-старому, он, стремится к новому, лучшему. Возникает исторический конфликт — революция. Просветители хотели достучаться к человеческому сознанию и растолковать, что умом можно решить все конфликты. Но энергия масс была высвобождена и часто становилась неуправляемой, поэтому приводила к насильственным методам изменения социального устройства. Гете и Шиллер иллюзорно мечтали, что общество можно переработать с помощью искусства… Идея прекрасная, но на практике не реализовалась.

В завершение хотелось бы обратиться к эпохальному произведению Вольфганга Гете — «Фауст». Это величайшее произведение мировой литературы о значении человека и смысле его существования на земле. У человека всегда были свои особенности — он часто недоволен тем, что имеет, всегда стремится в поиски идеала. И Фауст готов заложить душу, лишь бы еще раз пройти жизненным путем. К чему это приводит? Найден ли идеал? Можно ли достичь счастья, не принося кому-то несчастье? Много вопросы поставлены философом перед человечеством, и ответа на них человек ищет уже не одно тысячелетие. В «Фаусте» заложен целый комплекс политических, социальных, теософских, философских проблем. В этом произведении автору удалось показать и изменение исторических формаций на земле, и модель мира.

Большое значение имела малая эпоха Просвещения для развития человечества, для его самопознания. Просветители приблизились к интересам человека, поставили ее в центр Вселенной.

Величайшие достижения эпохи Просвещения

Другие сочинения по теме:

  1. Дефо шел уже шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтон, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под пробным...
  2. Форма урока: комбинированный урок. Цель: сформировать у учащихся понимание значения творчества Шардена во французском искусстве XVIII века. Задачи: 1. Формирование...
  3. Выяснить понятие «Просвещение» и ведущие идеи этой эпохи; раскрыть их отголосок в творчестве Свифта, Дефо, Вольтера, Руссо, Шиллера; подать основные...
  4. Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается...
  5. ХІХ ст. в истории человечества было эпохой настолько же судьбоносной, настолько динамической и противоречивой. Начиналось оно под грохот наполеоновской артиллерии,...
  6. Литература XVIII века, вдохновленная идеями Просвещения, представляет собой замечательное явление. Писатели Просвещения обогатили классическую эстетику идеалом «естественного человека», который руководствуется...
  7. Но никто не поможет, когда перед тобой чистый лист бумаги. Особенно, когда, кажется, что начинаешь повторяться и все давно написанное...
  8. Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств,...
  9. Тысячелетия, которые отделяет Древний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют «Средними веками». Понятие «средние века» ввели в...
  10. Перевод — одна из форм выражения взаимосвязей между литературами. Ему принадлежит важная роль в восприятии одной литературой наследия другой. Украинская...
  11. Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по...
  12. Заслугой Лоэнштейна является разработка характеров, особенно женских. В трагедиях «Ибрагим Паша» (1653), «Клеопатра» (1663), «Софонисба» (1680) Лоэнштейн дал ряд выразительных...
  13. Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность...
  14. Роман «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века,...

Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII века, философов и писателей, выступивших с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно разум, идеи, знания правят миром, они осуждали деспотизм и высмеивали суеверия общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на разумных основаниях побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царство разума и справедливости, которое казалось им совершенно близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю сутки - Просвещением.

Некоронованные монархи Европы Свифт, Дефо, Вольтер, Шиллер, Гете (известнейшие представители Просвещения) призвали человечество до разумных действий, поступков, образов жизни. Дидро, например, хотел "изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех сферах знания и во все времена. Вольтер утверждал, что государственные интересы должны стоять выше личных, превалирующий у человека разум и его законы, всю жизнь объясняется с позиций разума. Человек - совершенная существо, которое природа одарила разнообразными талантами и способностями. Она сама должна отвечать за свои поступки, а поступки должны быть свободными - без учета возмездие за добро или наказания за возможные ошибки.

Правитель должен руководить не как деспот, признает только собственную волю, а как "просвещенный монарх", то есть разумно и справедливо, согласно законам. Появляется новое понимание смысла жизни.

Просветителя казалось, что старые отношения между; людьми были просто неумные и неестественные. И элементарный разум, и сама природа, по мнению просветителей, подсказывают, что все люди равны от рождения. В XVIII в. стала очень популярной идея "естественного человека". Ликвидации феодальных отношений (и установление буржуазного строя) просветители рассматривали как возвращение к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, естественных качеств. "Естественная человек", нормальный человек противопоставлялась дворянину, с его искаженным представлениям о себе, о своих правах. Такой взгляд на человека во многом определял и художественный метод писателей XVIII в. Классическими образцами для пись-менникив-просветителей были замечательные произведения древнегреческого и древнеримского искусства. Вместе с тем следует отметить, что общественно-политическое устройство страны той эпохи не соответствовал разумным понятиям о нормальных отношений между людьми, поэтому в произведениях многих писателей развивались критические темы и мотивы.

Английские писатели Даниэль Дефо ("Робинзон Крузо"), Джонатан Свифт (& #;. Он начал сентиментализм во французской литературе. Его влияние на современников был почти магическим. В "Исповеди" идет речь о счастливой путешествие Руссо с госпожой вараны, которая воскликнула, увидев синий цветок барвинка среди кустов: "Ох! Да это же барвинок цветет! "Руссо любил эту женщину, но жизнь разлучила их. И вот через 18 лет, то увидев барвинок, он вспомнил тот миг, свою любовь и воскликнул: "И я жил". Эти два высказывания стали крылатыми.

Главное место в творчестве выдающегося английского романиста, журналиста, поэта, общественного деятеля Даниэля Дефо принадлежит романа. Это прежде всего "Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо" За свою жизнь Дефо написал целый ряд романов: "Мемуары кавалера", "Капитан Карлтон", "Приключения капитана Синглтона", "Радости и горе знаменитой Молль Флендерс" и др. Роман "Робинзон Крузо" прославил имя Дефо. Во всем мире книга вызвала многочисленные подражания, переработки и переводы. В произведении рассказывается о моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у американского побережья, недалеко от устья большой реки Ориноко, оказавшись на берегу после аварии корбаля. Эта история под пером Дефо превращается в гимн человеку, его неисчерпаемым возможностям и способности преодолеть любые трудности на пути самоутверждения. Немецкая литература эпохи Просвещения - это произведения Готгольда Лессинга, Иоганна Гете, Фридриха Шиллера и др. "Наибольший из немцев" Иоганн Гете стоял в центре эпохи, его трагедия "Фауст", по словам Пушкина, - "огромное творение поэтического духа". Фауст и Мефистофель олицетворяют два начала человеческого бытия - безграничное стремление идти вперед и критический сомнение. Испытав множество вариантов познания смысла жизни, Фауст приходит к выводу: Лишь тот жизни и судьбы достоин, Кто бьется с каждым днем их. Эти слова великого Гете остаются на века торжественным гимном силе, уму и труда, гимном человечеству, которое стремится к вершинам счастья, мира и радости.

Гете служил министром у герцога Карла Августа Саксен-Веймарского, был тайным советником и членом государственного совета, руководил военными и финансовыми делами. Он надеялся на проведение прогрессивных реформ, но со временем убедился в невозможности их осуществления и все отходил от государственных дел, больше времени уделяя творчества, науке. До последнего дня своей жизни И. В. Гете продолжал литературную и научную деятельность. Он говорил: "Пока не кончился день, будем высоко держать голову, и пока мы в состоянии творить, не падать духом.

XVIII столетие - одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями - так называемой «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией 1789-1795 гг.,- именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи - прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости. Но оно не было узкоидеологическим движением буржуазии, направленным против феодализма - и только, как это иногда утверждают. Знаменитый философ XVIII столетия, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия». Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий характер. Одной из важных задач просветителей была широкая популяризация идей: недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг.

Энциклопедии, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний, отвергающей убеждения, основанные на невежестве и предрассудках. Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное наименование XVIII в. Но отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждения в безграничных возможностях человеческого ума, в отличие от рационализма XVII столетия, считающего единственно достоверным рассудочное познание мира, мировоззрение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом. Вот почему в эту эпоху одинаково часто встречаются и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его - чувствительнее», - утверждают французские энциклопедисты. По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит - неискреннего, «искусственного». Точно так же меняется на протяжении века характер и степень просветительского оптимизма, веры в разумное и гармоничное устройство мира. Поначалу успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о вселенной как о едином и гармоничном целом, где все в конечном счете направлено к добру и благу. Этапным событием, которое внесло значительные сомнения в эти убеждения, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 г.: город был разрушен на 23, 60 тысяч жителей его погибло. Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, посвятившего печальному событию, изменившему его представление о вселенной, «Поэму о Лиссабоне». Уже по одному этому примеру видно, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в ученых трактатах, но и в художественных произведениях - поэтических, прозаических. Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «секуляризации мысли». Получает распространение своеобразная светская форма религии - деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь. Эта жизнь развивается по твердым, раз и навсегда установленным законам, познать которые могут здравый смысл и наука. Но не стоит думать, что эпоха Просвещения была скучным, сухим «ученым» веком: люди этого времени умели, по словам О. Мандельштама, «ходить по морскому дну идей, как по паркету», ценили увлекательность и остроумие, любили, когда смешивается «глас рассудка с блеском легкой болтовни» (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувствительность, эмоциональность, не стеснялись слез. Разнообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось в ее основных стилях и направлениях. Главным из них являются классицизм, рококо и сентиментализм.

Классицизм XVIII столетия по-прежнему стремится развивать идеи «правильного искусства», старается добиться ясности языка и стройности композиции. Упорядочивая действительность в художественных образах, классицизм интересуется прежде всего нравственными проблемами гражданской жизни. Напротив, литература рококо (это слово образовано от фр. наименования морской раковины - рокайль) обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманную снисходительность к его слабостям, ищет легкости, непринужденности и изящества художественного языка, предпочитает остроумно-иронический тон повествования. Сентиментализм делает акцент на изображении чувств человека, его эмоциональной жизни, уповает на искренность и сочувствие, утверждает превосходство «сердца» над «умом», в конце концов противопоставляет рассудочности чувствительность. В зависимости от этого складывается и система жанров каждого из направлений: так, классицизм особенно прочно удерживается в «высоких» жанрах - трагедии, эпопее; рококо предпочитает любовно-психологическую комедию, сентиментализм развивается в новом «смешанном» жанре драмы. Но во всех направлениях на первый план выходят разнообразные прозаические жанры - новелла, роман, философская повесть. Несмотря на то что в этот период развивается и поэзия - поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, все же эпоха Просвещения заслужила репутацию «века прозы». В отличие от предшествующего литературного этапа, когда основные художественные направления - барокко и классицизм - выразительно противостояли друг другу, эстетические течения XVIII в. часто смешиваются, переплетаются, образуют компромиссное единство. К тому же картина литературной жизни столетия усложняется и тем, что в нее вплетаются различные просветительские и непросветительские идейно-художественные устремления. Просветительское движение дало толчок развитию разнообразной публицистики, особое значение приобрели с начала XVIII в. газеты и журналы, многие писатели этой эпохи были одновременно журналистами или начинали свою деятельность как журналисты. Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего - роман воспитания. Именно в них просветительская тенденциозность, пафос преобразования человека, назидательность находят наиболее яркое выражение. Эпоха Просвещения была временем более тесного, чем раньше, общения и взаимодействия национальных литератур и культур. Результатом этого стало создание единой европейской, а затем и всемирной литературы. Знаменитыми стали слова великого немецкого просветителя Гёте, подводящего итог культурного развития XVIII в.: «Сейчас мы вступаем в эпоху мировой литературы».

Требования преподавателя:
Задание ориентировано на творческое осмысление проблематики первой части лекционного курса и семинарских занятий.

Осуществляется в форме эссе, которое создается студентами в рамках проблемного поля: «Человек эпохи Просвещения». Студентам предоставляется возможность самостоятельно сформулировать (детализировать) тему с обязательным условием ее соответствия поставленной проблеме.

Выполнение данного задания способствует развитию важнейших профессиональных компетенций будущего учителя истории – способность ориентироваться в научных концепциях, умение анализировать материал, творчески осмыслить средства его подачи.

При выполнении задания следует учесть, что оценка эссе как учебной работы отражает не только выявленный уро​вень знаний, но и соблюдение автором жанровой специфики. Эссе – это небольшая по объему письменная работа (до 4-5 стра​ниц), сочетающая свободные, субъективные рассуждения по поставленному вопросу с элементами научного анализа. Эссе не претендует на расширенную трактовку или комплексное раскрытие поставленной проблемы, а напоминает участие в дискуссии или проведении презентации. Эссе считается твор​ческой работой и не может обладать ни реферативным, ни описательным характером. Оно «балансирует» между научно​стью, публицистичностью и художественностью. При написа​нии эссе ставятся вопросы, требующие аналитического подхо​да и четкой системы аргументации, но ход размышлений дол​жен продемонстрировать оригинальный авторский подход. При написании эссе не требуется наукообразное обоснование актуальности и новизны, цели и задач темы. Однако пред​полагается некий «ввод» читателя в тему. Для постановки проблемы в эссе часто используется «точка удивления» – нео​жиданный ход в раскрытии темы, с помощью которой можно удивить, смутить или заинтриговать читателя. Парадоксаль​ность – одна из ключевых жанровых черт эссе, но не мень​шее значение имеет четкая авторская позиция. Как правило, в эссе ход размышлений автора подкрепляется логическими доказательствами и яркими цитатами (цитаты используют​ся без библиографических ссылок), приводятся интересные факты, подбираются аналогии и ассоциации. Можно исполь​зовать «ловушки» для привлечения внимания: сомнительную цитату, стихотворные строки, необычный факт, зрительный образ и т. п. Выгодно отличаются эссе, где используются сред​ства художественной выразительности: метафоры, аллегори​ческие и притчевые образы, символы. Итоговые размышле​ния не оформляются в качестве формального заключения, но текст должен иметь смысловую завершенность.

Минимальное количество баллов – 4. Максимальное количество баллов – 8.

От 5 до 7 баллов: содержание соответствует условиям учебного задания и показывает хорошее знакомство автора с концепцией просветительского взгляда на мир и закономерности развития общества, равно как и с другими историческими концепциями; задание выполнено точно в соответствии с требованиями; оформление полностью соответствует требованиям.

8 баллов: содержание соответствует условиям учебного задания и показывает наличие у автора не только глубоких знаний по теме, но и широкой исторической эрудиции; задание выполнено точно в соответствии с требованиями; рассуждения автора носят аналитический и оригинальный характер; оформление полностью соответствует требованиям.