Конспект по экологии комнатных растениях. Конспект занятия на тему: Комнатные растения и экология жилища

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16» города Алейска

Интегрированное занятие по экологии

«Мир комнатных растений»

г. Алейск, 2017 год

Интегрированное занятие «Мир комнатных растений»

Цели : Создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях: их пользе, строении, многообразии.

Задачи :

  • Обучающие:
  • учить различать комнатные растения по внешнему виду;
  • Учить совершенствованию синтаксической стороны речи;
  • учить составлять сложноподчиненные предложения.
  • Развивающие:
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • развивать внимание и наблюдательность;
  • развивать умение слушать, вступать в диалог;
  • развивать зрительное внимание, мышление;
  • развивать общую моторику рук.
  • Воспитательные:
  • воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
  • воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

  • комнатное растение: герань, папоротник, фикус, фиалка, и другие;
  • картинки с изображением комнатных растений группы;
  • лейки, лопатка, салфетки, пульверизаторы;
  • горшок, земля;
  • карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа:

  • наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
  • рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
  • уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
  • наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы;
  • наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу заходит Кузя в рука держит горшок с цветком.

Воспитатель : Что-то наш Кузя грустный.

Кузенька, что у тебя случилось?

Кузя : Мой цветок был таким красивым, и вдруг что-то произошло.

Воспитатель: Его любимое растение было таким красивым, как на картине (показываю картинку) , а теперь стало вот таким, (показывает растение) . Не знаю, что с ним случилось, жалко растение.

Воспитатель : Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем, ему ласковые слова.

(Дети говорят добрые, ласковые слова: хорошее, не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым и т д)

Воспитатель : Ребята, почему Кузино растение стало таким? (ответы детей) . Послушайте, о чём просит растение. Кузя твоё растение нужно полить и оно поправится.

Воспитатель : А мы можем помочь Кузе?

Дети : Да.

Воспитатель: Как?

Дети: Будем учить Кузю поливать растение.

Воспитатель : Кузя, а ты посиди и учись, как надо ухаживать за комнатными растениями. Ребята, посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют? (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) А вы как думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей).

Обобщаю ответы детей: «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут». Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название. Какие название комнатных растений вы знаете? Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань). Это растение называется «герань» или «пеларгония». Ещё его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Давайте посмотрим, какие части есть у герани?

Обобщаю ответы детей: «Листья у герани округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатым кругом у края».

Воспитатель: Какого цвета бывают лепестки герани?

Ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель: А где находится корни герани?

Дети : В земле.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем растению нужны корни?
Обобщаю ответы детей: «Корни растения находится в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам».
(Сопровождает рассказ показом.)

Воспитатель: А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья? Какого цвета цветы?
Дети : У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают разных цветов.

(Показывает детям фиалки разных цветов)

Проводится игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоит три комнатных растения, например, герань, фиалка, папоротник. Называю каждое растение. Затем прошу детей отвернуться и закрыть глаза, и убираю одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Игра проводится 2-3 раза.

Физкультминутка

На окне в горшочке (Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, руки вверх, широко в сторону)

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки (Ладони повернуть вверх)

Повернут цветочки.

Повернут бутоны, (Руки соединить над головой, медленно развести в стороны)

В солнышке утонут.

Воспитатель: А вы знаете, как называется это растение? (Показывает фикус ).

Дети: Фикус.

Воспитатель : У него красивые большие листья. Ваня, покажи, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляет горшки на парты) . Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водой . (Дети протирают листочки. Я помогаю тем, у кого не получается).

Воспитатель : Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём. (Раздает леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения ).

Воспитатель: По-разному поливают растения осенью, зимой, весной, и летом. Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Растения надо поливать отстоявшиеся водой, комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Опыт 1. Растение теряет воду через испарение

Воспитатель: Мы с вами поливали растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растения теряет влагу через испарение, Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке крепкой лентой. Поставим на 2-3 часа на окно. Посмотри, каким стал пакет изнутри?

Дети : Влажным.

Воспитатель: Почему?
Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица.

Упражнение « Закончи предложение»

Воспитатель : Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.

Комнатные растения необходимо поливать…

Женя …для того, чтобы они не завяли.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Даша…для того, чтобы они могли дышать.

Повторяет предложение целиком.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

Ваня…для того, чтобы они могли хорошо расти.

Повторяет предложение целиком.

Комнатные растения нужны человеку…

Артем…для того, чтобы они украшали его дом

Повторяет предложение целиком.

Опыт 2. Посадка растения

Воспитатель : Что нужно, чтобы посадить растение?

Дети: Цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива.
Воспитатель: Взгляните на веточку, которую мы сорвали у комнатного растения. Что произошло с веточкой, пока она стояла в стакане с водой?

Дети: У веточки появились корни.

Воспитатель: Правильно у веточки появились корни. Теперь мы можем высадить эту веточку в горшок с землёй, ведь теперь у неё есть корни, которые будут питать молодое растение. Берём цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? В цветочный горшок мы насыплем камни – это дренаж. Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням.

Логоритмика «Вот такие! »

Воспитатель: А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать у вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будите изображать их и говорить «Вот такие!»

Воспитатель : Какие у кактуса иголки?

Дети показывают растопыренные пальцы.

Дети : Вот такие!

Воспитатель : Какие пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Дети: Вот такие!

Воспитатель: Какие цветы у глоксинии?

Дети наклоняются, опускают руки.

Дети : Вот такие!

Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Кузю ухаживать за ними.

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что помогли Кузе и растениям?
(Эмоционально разделить радость детей). Предлагаю сделать Кузе подарок – нарисовать «Цветы в горшочке».

Воспитатель:

Пускай сугробы во дворе И снег почти не тает, Сегодня март в календаре – Весна в права вступает!

ПОНЕДЕЛЬНИК Беседа «Из чего сделаны гнёзда?» НОД «Тайны птичьего мира» Наблюдение - за сорокой Подвижная игра «С кочки на кочку» ЧХЛ «Воробьишка» М. Горький

ВТОРНИК Отгадывание загадок по теме «Птицы» НОД «Красивая птичка» Наблюдение за воробьём Подвижная игра «Птичка и кошка»

СРЕДА Д/И «Кто больше назовёт действий» НОД «Домик для скворца» Наблюдение за состоянием снега. Подвижная игра «Перелёт птиц» Словесная игра «Что за птица»

ЧЕРВЕРГ Выставка «Друзья пернатые» НОД «Составление рассказа по картинке» Наблюдение за синицами Подвижная игра «Скок по скок..» ЧХЛ «Весна, весна» Е. Баратынский.

ПЯТНИЦА Д/И «Что вы видите вокруг?» Пазлы «Птицы» НОД лепка «Птичка» Наблюдение за поведение птиц Подвижная игра «Ворона»

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Король птиц»

ЧХЛ по теме «Птицы наши друзья. Вместе с детьми следить за птицами. Ознакомиться с информацией на стенде «Птицы наши друзья (задания,загадки, СТИХИ) Вместе с детьми понаблюдать за птицами прилетевшими в наши края. Пригласить на развлечение «Король птиц»

В понедельник прочесть произведение М. Горького «Воробьишка». Подготовить загадки по теме «Птицы». Во вторник попросить родителей принести спичечные коробки. Подготовить выставку «Друзья пернатые». В четверг просесть произведение Е. Баратынского «Весна, весна».6..Впятницу подготовить музыкальный зал для проведения развлечения «Король птиц».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Конспект занятия по экологии в средней группе

«Мир комнатных растений».

Воспитатель:Плешачкова В.В., 01.08.2017

Цель: расширять представление детей о комнатных растениях,

их пользе, строении, учить различать комнатные растения по внешнему

Материал: комнатные растения: герань (пеларгония), огонёк (бальзамин), монстера, папоротник, фиалки.

Интеграция: труд, художественное творчество.

Воспитатель:

Дети сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир комнатных растений.

Посмотрите как много в нашей группе комнатных растений.

Дети, а почему эти растения называются комнатными?

А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?

(ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, чтобы было красиво.

Комнатными растениями человек украшает свой дом.

Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают комнату от пыли и грязи.

Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Дети, а какие комнатные растения вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель:

Дети, знаете вы вот это комнатное растение?

(показываю герань)

Это растение называется «герань» или «пеларгония»

Дети, давайте мы вами рассмотрим это растение.

1 что это (стебель)

2 что это (листочки)

3 а что в кашпо (корни)

Молодцы, у цветка есть стебель, листья, корни.

Какой формы листочки у герани?

(округлой)

Какого цвета листья?

(ярко зелёного)

Листья у герани округлой формы, ярко зелёного цвета с коричневым кругом у края или белой каймой.

Дети, а какого цвета цветки у герани?

(ответы детей)

Воспитатель:

Цветы у герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые.

Цветы герани собраны в соцветия, как будто зонтик.

Дети, а где корни у герани?

(ответы детей)

Дети, а как вы думаете, для чего нужны корни растению?

(ответы детей)

Правильно, корни находятся в кашпо, чтобы растение не упало и крепко держалось, а ещё корни впитывают воду и поднимают её в стебли, листья, цветки.

Чтобы растение не завяло его надо поливать:

(воспитатель, а затем дети – как правильно)

Стих про герань.

На окне в такую рань

Распускается герань

Круглые листочки

Пышные цветочки

Даже очень хороши

Так решили мы.

А вот перед нами ещё одно замечательное растение.

Дети, что это за растение?

(ответы детей – огонёк)

Это бальзамин (огонёк).

В народе его ещё называют (огонёк), за его цветочки похожие на огоньки.

Давайте полюбуемся на это растение.

Это растение похоже на куст, не очень высокое, много листьев, листья маленькие (мелкие).

Цветочки маленькие и их много и они бывают разного цвета.

Цветёт это растение круглый год.

Стих об этом растении.

Стоит за окошком

Весенний денёк

Стоит на окошке

Цветок огонёк

Малиновым цветом

Цветут лепестки

Как будто и вправду

Зажглись огоньки

Его поливаю, его берегу

Его подарить никому не могу.

Воспитатель:

Дети, а как называется это растение?

(показываю фиалку)

Это растение называется фиалка.

Посмотрите внимательно и скажите, что есть у фиалки?

Какой формы листья

Какого цвета

Есть ли цветки

Какого цвета

У фиалки есть листья, цветки(если цветёт), стебель и корень.

Стебель у фиалки очень короткий.

Листья крепятся от корня.

Цветки у фиалки разного цвета – белые, розовые, фиолетовые, сиреневые.

Стихи о фиалке.

Фиалки цветут на окне

Сиреневым ярким цветом

С утра улыбаются мне

Они солидарны с летом.

Фиалки цветут для души

Как раз на мои именины

Свежи и так хороши

Ещё по- детски ранимы.

Физкультминутка.

Я прошу тебя цветок

Подними-ка свой листок

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка

А теперь росой умойся

Отряхнись и успокойся

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

Воспитатель:

Дети, а теперь давайте обобщим всё, о чём сегодня узнали.

У всех растений есть:

  1. цветки, когда растение цветёт.

А кто знает, какое сейчас время года?

(ответы детей)

Весной природа оживает, оживают и комнатные растения. После зимнего отдыха, с началом роста, растения надо обильно поливать и поставить на окно где много солнечного света.

А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Чтобы было если».

Чтобы было, если растение поставили в тёмное место?

(ответы детей)

Чтобы было, если растение забыли полить?

(ответы детей)

Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать.

(ответы детей)

Дети, я вам хочу сказать, что вы все молодцы, теперь вы знаете как ухаживать за растениями, чтобы в нашей группе было ещё красивее.

Давайте послушаем ещё одно стихотворение.

Прыгают синицы

Под окном моим

Радуются птицы

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно

Где зимою лето

Где цветов полно.

А сейчас мы с вами сядем за столы и раскрасим цветик- семицветик.

Раскрасим отдельно лепестки, листочки, и соберём его в аппликацию на отдельном листе.

Посмотрите, красивый получился цветок?

На этом наше путешествие закончилось.

Дети, вам понравилось наше путешествие?

(ответы детей)

Закрепить знание о классификации растений;

Познакомить учащихся с видами комнатных растений;

Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;

Научить правильному уходу за комнатными растениями;

Развивать практические умения учащихся;

Стимулировать развитие познавательных способностей;

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Знать о комнатных растениях, уметь ухаживать за ними;

Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, цветы в горшках, кластер, рисунки листьев, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

Мы с вами говорили о том, что все объекты природы принято разделять на две большие группы: живая и неживая природа. Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили предметы живой и неживой природы.

Игра "Угадай-ка"

Учитель перечисляет объекты живой и неживой природы. Если называются объекты живой природы, учащиеся должны поднять руки.

Слова: снег, гроза, цветы, дождь, ландыши, ветер, дерево, сугроб, животное, туман, трава, облако, куст.

Вы хорошо разбираетесь в теме. А в чем различия между явлениями живой и неживой природы? Выделите главные функции, которые помогают определить, что перед вами объекты живой природы:

Они дышат, размножаются, питаются, растут, стареют, погибают.

III. Подготовка к восприятию темы

Мы с вами говорили о растениях, о цветах. Вспомните, какие цветы вы уже знаете? (настурция, пионы, розы, хризантемы)

Эти цветы растут на улице, в скверах и парках, на клумбах и в садах. Они цветут весной и осенью, радуют нас ароматом, яркими красками и красивыми формами. Вспомните, как называют такие растения? (цветочно-декоративные)

Одни цветы радуют нас в лесах, на лугу и в поле. Это ландыши, лютики, маки, васильки. Другие человек выращивает сам. Кто не знает о красоте розы, о великолепии георгин или не радуется ярким краскам пионов.

А как называют эти две группы цветов? (дикорастущие и культурные)

Задание на интерактивной доске.

Подчеркните синим цветом дикорастущие цветы, а зеленым - культурные.

Слова на интерактивной доске: роза, пион, хризантема, ландыш, чертополох, ромашка, мак, анютины глазки, подснежник.

IV. Объяснение новой темы

Есть еще группа растений, которые выращивает человек.

Отгадайте загадку:

Очищают воздух, создают уют, на окнах зеленеют, круглый год цветут.

(Комнатные растения)

Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?

Составление кластера по ответам учащихся (Растения: украшают комнату, лечат, очищают воздух, создают уют)

Перед учащимися выставлены цветы в горшках с табличками.

Посмотрите на наши комнатные цветы. Прочитайте названия на табличках. Эти названия очень красивые, но есть и очень трудные. Мы должны запомнить их, чтобы знать, как правильно за ними ухаживать и какую пользу приносят эти растения.

Хлорофитум: очищает воздух от бактерий и поглощает токсины. Часто поливать не нужно, но можно добавить в почву несколько таблеток активированного угля, чтобы усилить свойства растения.

Драцена: незаменима, если в комнате пол застелен линолеумом. Драцена поглощает бензол, который выделяется из синтетики, а также неплохо поглощает выхлопные газы, попадающие в помещение.

Диффенбахия: любит свет, но не прямые лучи солнца. Ее нельзя трогать руками, потому что сок листьев может вызвать аллергию. Прекрасно очищает воздух.

Фикус: лучше ставить возле окон, которые выходят на дорогу или на промышленные предприятия. Хорошо очищает воздух, поглощает токсины и вредные вещества. Зимой фикус лучше не поливать, а опрыскивать листья из пульверизатора.

Герань: выделяет вещества, которые обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего ставить в спальне. Герань очень любит солнце и много воды.

Кактус: снижает ионизацию воздуха и защищает от электромагнитного излучения. Любит солнце и воду.

Алоэ: сок алоэ известен лечебными свойствами, он обеззараживает, убивает микробы.

Пеперомия: защищает нас от простуды, потому что уничтожает вирусы, вызывающие ОРВИ. Пеперомию лучше ставить в теневой стороне комнаты.

Некоторые комнатные растения не только радуют нас необычной формой листьев, необычной окраской. Замечено, что они гасят отрицательные эмоции. Это бегония, папоротник и традесканция.

Цветы и растения не бывают похожи друг на друга, они различаются по форме и цвету и каждое растение, каждый цветок по своему уникален.

Видеопрезентация на тему "Вальс цветов":

Презентация наглядно демонстрирует, как каждому цвету соответствует свой цветок, образуя тем самым букет и радугу цветов (в прямом и переносном смысле ).

Физминутка:

Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

V. Закрепление

1) Игра "Третий лишний"

На доске ряд слов, из которых нужно исключить лишнее:

Алоэ, календула, герань;

Настурция, фикус, кактус;

Каланхоэ, пеперомия, астра.

2) Игра "Найди пару"

3) Игра "Найди хозяина"

Учитель показывает рисунки листьев. Учащиеся должны угадать, какому растению они принадлежат.

4) Закончите предложение: Я люблю комнатные растения, потому что….

VI. Обобщение знаний

Комнатные растения радуют нас, делают комнату уютной, очищают воздух в помещении. Растения в доме приносят большую пользу. Но нужно правильно ухаживать за ними. Как вы думаете, что любят растения? (Свет и воду)

Посмотрите внимательно на таблички возле наших растений. Светлый кружок означает, что растение любит свет. Заштрихованный кружок показывает, что это растение предпочитает расти в тени. Буква "Т" означает, что растение теплолюбивое. Его лучше ставить ближе к источникам отопления. Буква "М" значит, что растение морозостойкое. Оно спокойно выдержит низкую температуру.

Задание: расставьте цветы по местам, в соответствии с теми особенностями растений, о которых вы узнали.

Прочитайте внимательно памятку об уходе за комнатными растениями.

1) Большинство цветов нужно ставить ближе к свету, но избегать попадания прямых солнечных лучей.

2) Летом поливать каждый день, зимой - реже.

3) Нельзя поливать растения холодной водой.

4) Лейку при поливе нужно держать низко, чтобы почва не размывалась.

5) крупные гладкие листья протирают влажной тряпочкой.

6) Рыхлить почву нужно после полива, когда почва немного подсохнет. Рыхлят только верхний слой, не задевая корни растения.

7) Прикормку, пересадку проводят весной и в начале осени.

Какие ошибки при уходе за растениями вы допускали?

VII. Рефлексия и оценивание учащихся

Что нового вы узнали на уроке?

О каких еще растениях вы хотели бы поговорить?

Что осталось непонятным?

Какое задание было интересно выполнять?

VIII. Домашнее задание

Нарисуйте любое комнатное растение и подготовьте небольшой рассказ о нем.