Конспект статьи сатиры смелый властелин. Конспект урока на тему " Д.И

>>Сатиры смелый властелин

Сатиры смелый властелин

Фонвизин - это «Недоросль». Он стал собою, Фонвизин ым, написав «Недоросля», как Грибоедов стал Грибоедовым, написав «Горе от ума»... Не комедия состояла при сочинителе, а он при ней. Сегодня «Недоросль» совсем не то, чем был в пору, когда его разыгрывали на нынешнем Марсовом поле и публика «аплодировала пиесу метанием кошельков» (был такой обычай). Ныне часто говорят: это спектакль для школьников. В этом нет ничего обидного: стать книгой для детей - удел наипочетнейший, выпавший на долю сказок Пушкин а, «Робинзона» и «Гулливера», романов Вальтера Скотта, Дюма, Гюго, отчасти даже «Дон Кихота»... Но все же «Недоросль», воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда - почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников: «не хочу учиться, хочу жениться».

«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы...» (Н. В. Гоголь .)

На многих персонажах от древности кора наросла, они обросли предрассудками, вот пример простейший.

Сколько лет Простаковой?.. Зритель почти наверняка скажет; старуха... А ей чуть более тридцати. И уж никак не более сорока.

И Митрофан невежда, но не дурак, нет: ни в умении подластиться к матери, ни в сцене похищения Софьи... Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

Все, решительно все совпадает: голубятня, возраст, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ка служить... » - говорит Мигрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает старик Гринев. И учителя у них одинаковые. «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман» (кучер); парикмахер Бопре «обязан был учить... по-французски, по-немецки и всем наукам». Пушкин даже подчеркнул эти слова не потому ли, что они прямая цитата из «Недоросля »?

Рождение писателя Фонвизина - это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы... «Недоросль» стал общим детищем, общей победою. Фонвизин как писатель - в гоголевской эпохе... с «Женитьбою» и Ревизором» Митрофан и Скотннин ничего, уживутся. Между ними расстояние и большое, но не пропасть.

Умрет Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено - Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности. Ст. Рассадин

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок в 7 классе.Д.И. Фонвизин - " Сатиры смелый властелин"

Учитель Денисова Л.П.

Материала: Урок

Д.И.Фонвизин - " сатиры смелый властелин".

/ урок по комедии Фонвизина "Недоросль" в 7 классе/

Цель: 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски: запись темы урока, эпиграф:

Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества".

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Черты характера помещиков

Сатирические приемы

Критика самодержавно-крапостнической действительности

Трагизм судьбы простого человека

Проблема воспитания и образования молодого поколения

Желание видеть Россию образованной, духовно богатой.

1.Ж адность

2.Деспотизм

3.Хамство

4.Грубость

5.Лесть, подхалимство

6.Корысть

7.Невежество

8.Консерватизм

1.»Говорящие» фамилии

2.Преувеличение отрицательных черт

3.Низменность желаний героев

4.Ремарки

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка " Примерка кафтана”.

Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

2. Какая черта характера проявляется у этой помещицы? /жадность - записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...

Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все,

должен исполнять все её прихоти/.

"Экое скотское рассуждение..."

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же?

/деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты?

/Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. Говорящие фамилии;

2. умышленное преувеличение отрицательных черт. Как называется этот прием? /гипербола/

3. самохарактеристики;

4. желания героев;

5. ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качестваю Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть

чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

А у Простаковой? /вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

У Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка "Экзамен Митрофана".

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая."образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на говорящие Фамилии.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей?

Милон - "Разум, любезность, просвещенность".

Стародум – ‘’Душа и сердце".

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время,

"Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего,

когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет...

Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7-ом

классе

«Система образов а комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

УЧИТЕЛЬ ДЕНИСОВА Л.П.

«Фонвизин - сатиры смелый властелин»

Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски : запись темы урока, эпиграф:

Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества".

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка " Примерка кафтана ”.

    Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

    Какая черта характера проявляется у этой помещицы? / жадность - записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...

Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. "Экое скотское рассуждение..."

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. «Говорящие» фамилии и имена;

2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/

3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

- Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

- А у Простаковой? / вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

- у Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка "Экзамен Митрофана".

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая "образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей ?

Милон - "Разум, любезность, просвещенность".

Стародум – ‘’Душа и сердце".

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет...

Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"?

2. Чему вас научила комедия?

Список литературы

1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961

Урок литературы в 8 классе на тему: «Сатиры смелый властелин» (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».)

Цели урока:

  1. Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
  2. Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
  3. Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Ход урока.

…Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

(А.С. Пушкин)

  1. Вступительное слово учителя.

Замечательный русский писатель 18 века Дмитрий Иванович Фонвизин вошёл в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии «Недоросль». Дар сатирика сочетался в нём с темпераментом прирождённого публициста. Сама императрица Екатерина II страшилась остроты фонвизинской сатиры, а непревзойдённым мастерством писателя в этой области восхищался в своё время Пушкин А.С.(чтение эпиграфа к уроку). Поражает оно нас и поныне.

«Недоросль» - центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии 18 века. Для А.С. Пушкина «Недоросль» - «комедия народная».

  1. Анализ произведения.

Каков жанр произведения? Что такое «комедия»?

А) Словарь С.И. Ожегова: драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Б) Словарь В.И.Даля: драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде.

В) Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»: жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

Чем интересна комедия? В чём вы видите смысл пьесы?

Кто для вас главный герой комедии? Митрофан? Заглавием выделен он.

А кто такой «недоросль»? Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова:

НЕ́ДОРОСЛЬ .

1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон. ).

В основе комедии лежит две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина. Какие? (проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания).

Целью нашего урока будет найти в комедии решение этих проблем. Но давайте вспомним, а что же такое «нравственность»? Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова:

НРА́ВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. Определим одних и других (оформление записи в тетради).

Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин.

Отрицательные: Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

К каким сокровищам стремится Простакова? К небесным (духовным) или земным (материальным)? Конечно, земным и учит этому сына.

А схож ли Митрофан с дядюшкой своим? (он пошёл в Скотининых «любовью к свинкам»).

О чём говорит их родовая фамилия? (В ней прямое указание на сходство со свиньями, которым не дано увидеть мир небесный в силу строения тела – у свиней нет шеи, они не могут поднять голову вверх. Всё духовное воспринимается ими как зло, помеха. На протяжении всей комедии выявляется сущность Простаковых, Скотининых. Здесь жалкий их мир хочет прорваться в мир благородный, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро и действует при этом весьма энергично, разными способами.)

Проследим сцену из 1 действия пьесы, предварительно записав в тетрадь реплику Стародума:

«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства».

(инсценирование уч-ся 5-7 явлений 1 действия).

Чем смешна и одновременно страшна эта сцена?

Является ли в комедии невежество, деспотизм, т.е. недостойное человека, безнравственное поведение в обществе, чем-то исключительным или необычным? (Простакова, Скотинин, да и другие домочадцы, живут, по их мнению, вполне нормальной жизнью. Всевластие, крепостное право освободило их от необходимости что-нибудь знать. Да и зачем уметь что-то делать! Если все прорехи можно залатать обдиранием крепостных мужиков? Рабство развращает и растлевает самих помещиков).

Любая система взглядов как мировоззрение нуждается в ПРЕМСТВЕННОСТИ (что это ? В Большом Энциклопедическом словаре: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций. )

В следовании определённым традициям. И эти традиции прослеживаются в мировоззрении недоросля.

По христианской морали именно отец ответственен за нравственное воспитание детей. Особое значение имеет духовное завещание отца, определяющее нравственный путь потомков. Фонвизин предлагает два завещания – отца Стародума и отца Скотинина.

Какие выводы мы сделаем из их сравнения? (сказав детям об идеальных взаимоотношениях, завещанных в Священном Писании – «Жёны, повинуйтесь мужьям своим… Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всём…». В единстве семьи и долга и заключена сокровенная тайна семьи и сила общества. В христианской семье муж и жена становятся как бы совестью друг друга, болея друг за друга душой. И любовь их поднимается на высшую ступень, о которой апостол Павел сказал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь нге превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» - обнаруживаем нарушение христианских нравственных норм в семействе Простаковых).

Докажите (жена занимает главенствующее положение, на втором месте сын, муж- на последнем. Отец не выполняет своё назначение, не яавляется примером нравственности для сына. Очевидно отсутствие любви между супругами). Зачитаем в д.4 явл.2 слова Стародума, подтверждающие это.

У Простаковой ненависть к просвещению. Но как вы думаете, можно ли о ней сказать, что она «…очень неглупый по-своему человек»? (Она в свою пользу трактует Указ Петра III от.18 февраля 1761 г. Об отмене обязательной военной или гражданской 25-летней службы дворян, введённой при императрице Анне Иоановне в 1736 году. Простакова по-своему понимает Указ о дворянской вольности, не желая увидеть в нём обязанности, но разглядев права. Она видит в Указе то, что хочет увидеть, что ей выгодно, что оправдывает её поведение. Она явно не глупа, а умна по-своему).

Причина «перетолковывания высоченных указов» вовсе не в невежестве дворянства, а в их убеждённости в своей безнаказанности, в осознании своего могущества.

Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

Заглянем в Большой Энциклопедический словарь

ДЕГРАДАЦИЯ, постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.

Кульминационным пунктом в разработке этой темы является сцена экзамена Митрофана (4 действие).

Эта убийственная по силе заключённого в ней сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых.

В конце пьесы жестокосердную помещицу, безнравственную «презлую фурию» мучит стыд за то, что у неё отняли самое ценное, что наполняло её жизнь, что придавало ей смысл – власть. Простакова враз потеряла всё, что ей было дано: правительство отбирает в опеку её поместье, сын заявляет о нелюбви к матери.

Обратим своё внимание на 2 явление 4 действия. Что советует Стародум своёй племяннице, чтобы она была счастлива «…сколько в свете быть возможно».

Может быть фразы Стародума вам покажутся архаичными по форме, но так ли архаичны мысли о воспитании, чести, о любви к Отчизне, привязанности к её прошлому и будущему?

И разве перевелись чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы? Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», т.е. людей, живущих лишь сугубо частными интересами? Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к детям не могут не волновать и сегодня!

3. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Моё отношение к системе воспитания Простаковых».

Ресурсы:

  1. http://www.slovopedia.com/2/207/254610.html
  2. Журнал «Литература в школе» №1, 2000. Е.И. Щекина. Проблемы нравственности в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль».

«Фонвизин — сатиры смелый властелин»

Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски : запись темы урока, эпиграф:

Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества».

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Черты характера помещиков

Сатирические приемы

    Критика самодержавно-крапостнической действительности

    Трагизм судьбы простого человека

    Проблема воспитания и образования молодого поколения

    Желание видеть Россию образованной, духовно богатой.

1.Ж адность

2.Деспотизм

3.Хамство

4.Грубость

5.Лесть, подхалимство

6.Корысть

7.Невежество

8.Консерватизм

2.Умышленное преувеличе-ние отрицательных черт. Черта-доминанта

3.Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин — «сатиры смелый властелин»…

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

«Сатира — это не » невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества».

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка » Примерка кафтана”.

    Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

    Какая черта характера проявляется у этой помещицы? / жадность записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем…

Именно эта черта — ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. «Экое скотское рассуждение…»

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. «Говорящие» фамилии и имена;

2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/

3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами — помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

— А у Простаковой? / вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

— у Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться», а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка «Экзамен Митрофана».

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая «образованность»своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

— Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России — молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей ?

Милон — «Разум, любезность, просвещенность».

Стародум – ‘’Душа и сердце».

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: «Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. «

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема — желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет…

Хочется, чтобы пьесу «Недоросль» вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

1. Актуальна ли пьеса «Недоросль»?

2. Чему вас научила комедия?

Список литературы

1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961

  • Разделы сайта