Процесс очень важен так как. Процесс — результат

Нередко мужчины и женщины старше тридцати вдруг ловят себя на мысли: «Ставишь перед собой цели, карабкаешься, стремишься, добиваешься, и вот, у тебя есть практически все, о чем только можно было … Но отчего-то пусто. И нерадостно».

Часто думают, что достижения в области социальной (карьерной, финансовой) часто противоречат достижениям в области личной, семейной. Может, и так, особенно для женщин, но самым интересным было бы рассмотреть вариант, где, на первый взгляд, есть все — и карьера, и муж, и дети, и достаток. А все равно пусто и неопределенно в душе.

Когда я спрашивал у таких людей, что они думают о прошедшем отрезке времени, в течении которого они добивались поставленных целей, то они редко вообще что-то вспоминают. Точнее, память хранит формальную цепочку событий, человек утешает себя, что многое сделано, мысленно поздравляет себя с достигнутым, но сами по себе воспоминания «не греют». И в этом кроется суть проблемы — жизнь была не прожита, а пробегана, пережита в спешке и суете, во многом себе было отказано, на многом поставлен крест. А от достижений так и нет удовольствия. И даже дети и семья быстро превращаются в рутину — еще бы, человек «достиг» свадьбы, произвел на свет ребенка, но дальнейшая жизнь-то состоит из процесса! А ему уже «скучно жить », ему нужны новые цели, новые «завоевания».

Условно назовем одну категорию людей процессуалами, а другую — результативщиками. Формируются они по-разному. Психология результативщика зарождается в постоянных требованиях со стороны социума, близких: ты должен достичь того-то и того-то, а иначе тебя будут считать неудачником. Результативщик не умеет довольствоваться тем, что есть, он вечно недоволен собой, своим уровнем жизни, он постоянно сравнивает себя с другими (как, скорее всего, сравнивали его родители). И потому всегда находится кто-то или что-то, что не позволяет ему спокойно жить, заставляя ставить все более высокие цели и рваться к ним со всей силой.

Уязвимость этой позиции в том, что у такого человека не всегда хватает времени и желания обдумать: а его ли это цели? И действительно ли ему нужно иметь то, к чему он так упорно стремится? Ведь у всех действительно разные.

И не успев подумать о том, нужно ли конкретно ему означенное богатство или статус или даже семья, результативщик оказывается заложником идей, которые могут на самом деле противоречить его подсознательным стремлениям. Ведь у любого человека в подсознании есть какой-то уголок истинных желаний, если угодно — его миссии в этом мире. Но задумываться об этом тоже нет времени.

Лилиана, успешная бизнес-леди. Муж ее — солидный делец, она — владелица сети салонов красоты. Оба они стремились к достатку, спешили «взять свое», что включало в себя и деньги, и создание семьи, и рождение ребенка. И вдруг в тридцать с лишним лет Лилиана понимает, что совсем не знает свою дочь-подростка, которая «почему-то» начала употреблять наркотики! И «почему-то» совсем не понимает, отчего муж стал к ней равнодушен. Она может легко перечислить все, чего она добилась, но толком не может ответить на вопрос, какие вкусы у мужа, какой он на самом деле, о чем он мечтает, равно как и она для него — несколько абстрактная женщина. И на день рождения он дарит ей все те же розы, хотя она их не любит. Их альбом полон фото из экзотических стран, но когда я прошу описать какой-то романтический миг, миг настоящего единства — она вдруг начинает плакать. Потому что память молчит. И не спасает ни двухэтажная квартира в Сокольниках, ни три норковые шубы, ни даже свое дело — ведь и оно выбрано не по душе. А потому что «престижно, выгодно, стабильно».

Беда всех результативщиков — скука, усталость от того , что их окружает, постоянная тяга к смене партнеров (ведь тот/та уже завоеваны, надо еще!) и установка, что внешний мир должен постоянно давать им стимулы — новые «приманки», развлечения, встряски.

Когда-то Милан Кундера писал, что скорость прямо пропорциональна силе забвения. Это означает то, что чем быстрее мы идем по жизни, тем меньше мы помним и тем беднее наш внутренний мир, меж тем как человек, желающий по-настоящему наполнить его, невольно замедляет шаги, смакуя каждый шаг, каждое воспоминание или душевное движение, каждый свой вздох.

Процесс

Процессуал же вырастает из интереса к собственному «я». Для него принцип «познай себя» — не пустой звук. Помимо интереса к себе у него есть и не меньший интерес к миру. Он не торопится, а потому познает все куда глубже, чем его оппонент. Именно процессуал может годами наслаждаться одним партнером и ему не знакомо слово «скука», именно он может, посидев пару часов на диване, придумать гениальное решение в области бизнеса и назавтра проснуться богатым. Это он — «баловень судьбы», которому , хотя на самом деле секрет прост: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится» — отвечает профессор Преображенский на вопрос Борменталя. И ведь не скажешь, что герой Булгакова ничего не достиг в жизни! Просто в силу отсутствия спешки процессуал успевает выделить главное и правильно использовать как свои способности, так и возможности мира. Философия процессуала сконцентрирована вокруг того, что каждым мигом жизни стоит насладиться, ведь следующего может и не быть.

Максим — ныне востребованный дизайнер. Поначалу путь его был непрост: он долго искал себя, отказывался работать там, где ему не нравилось, довольствовался малым. Однако, с душой делая ту работу, в которую был фактически влюблен, через какое-то время смог заявить о себе. И стал вкладывать деньги в рекламу своих идей и решений. Еще через пару лет нашелся партнер, готовый вложить деньги в общий бизнес. Дело пошло нормально, образовался достаток. Удалось купить жилье, обзавестись машиной. А через какое-то время встретилась и «женщина мечты». Что интересно — Максим ведет довольно замкнутый образ жизни, часами просиживает за рисунками, выстраивает компьютерные решения для них. Много занимается домом, недавно родившимся ребенком. И никуда не торопится. На него приятно смотреть — он счастлив.

Гонку за результатом, который не был должным образом осмыслен, можно уподобить невротическому реагированию: люди словно убегают от себя, прячутся за достижениями, как будто желая сказать «посмотрите на меня, у вас не может быть ко мне претензий, я вас всех обставил, у меня все есть, уважайте меня!» И звучит это как крик о помощи.

Потому что за этим часто стоит — страх пустоты внутри, страх недооценки окружающих, и выходит, что такой человек редко уверен в себе — иначе он жил бы так, как хочет. И ему было бы все равно, что думают окружающие. Но если нет внутреннего знания себя, нет чувства внутренней правоты — то заслонить себя от правды можно лишь гонкой за результатами. Где главное — не остаться наедине с самим собой.

Многие учат ставить конкретные цели, привязанные к определенной дате, которые можно измерять и так далее (всем известный SMART). Я и сам долго ставил подобные цели. При таком подходе человек ориентируется на результат выполнения поставленной цели, а сам процесс достижения цели упускается. Да и не совсем ясно, что делать с этой целью потом, после ее достижения. Ограничивая цель конкретным результатом, привязанным ко времени, мы тем самым ограничиваем длительность радости, которое мы испытаем при достижении цели.

Что будет если ставить цель, ориентируясь на больше процесс достижения, чем на результат?

Попробую продемонстрировать разницу между постановкой «цели-результата» и «цели-процесса».

Пару примеров различной постановки целей:

Пример первый:

Цель - заработать 10 000 долларов. А что после этого? Можно ли снова зарабатывать меньше, либо нужно ставить цель заработать больше? Допустим, 15 000 долларов. Во втором случае мы снова попадаем в ловушку «что же дальше» и снова оказываемся на карусели в погоне за новым значением одной и той же цели.

Как можно сформулировать эту цель по-другому? Хочу жить в достатке, хочу ни в чем себе не отказывать, хочу, чтобы доход увеличивался на 15% в месяц. Вопросов нет, эта цель не конкретна и вряд ли пройдет проверку СМАРТом, но зато становиться ясно - что с этим делать потом. Быть богатым - не значит заработать определенную сумму денег. Это значит иметь достаток и сбережения, которые постоянно растут и множатся.

Люди, ставя цель заработать какое-то количество денег или купить квартиру или машину, думают, что они станут богатыми. Но это вовсе не так. Люди после достижения таких целей не становятся богатыми, а те кто все же зарабатывают сумму своей мечты не могут понять, почему они не получили ожидаемого счастья и что им делать дальше.

Чем отличается процесс от результата? Что такое процессный подход?

Как научиться проводить улучшения, используя процессный подход?

Что отличает процесс от результата?

Результат — это то, что мы имеем по окончанию наших действий. Например, результатом может быть:

  • количество заработанных денег за период;
  • время, за которое мы пробежали дистанцию;
  • количество бензина, израсходованного за определенное время;
  • вес, который удалось сбросить по окончании диеты;
  • количество своевременных приездов на работу и многое другое.

Все полученные результаты представляют собой показатели, которые мы получаем по итогам определенных действий. Каких действий? Что нас приводит к данным показателям и почему мы получили именно такие, а не иные показатели? Можем ли мы управлять данными показателями, улучшая их и как это сделать? Можем, и для этого мы должны понять, благодаря какой последовательности действий у нас получаются данные результаты. И именно данная последовательность действий с определенными характеристиками будет являться процессом . Процесс отвечает на вопрос: «как мы будем действовать?». Поэтому для того, чтобы на выходе получить другой результат, мы должны менять процесс, т.е. применить процессный подход и тогда, правильно выстроенный процесс нам сможет обеспечить требуемый результат.

Рассмотрим, примеры процессов в связке с их результатами:

Для результата «количество заработанных денег за период», процесс может представлять, например, последовательных действий по привлечению новых клиентов или расширение продуктовой корзины по имеющимся клиентам. Разные подходы по продвижению товаров дают разные результаты. Именно поэтому, для повышения продаж руководители пытаются определить наиболее эффективные методы взаимодействия с клиентами и обучить данным методам своих сотрудников. Эти методы, расписанные во времени их передачи сотрудникам, могут отражать процесс развития сотрудников для формирования у них определенных знаний по продажам, а выстроенная по итогам обучения работа сотрудника определит процесс взаимодействия с клиентами, позволяющий влиять на результат по количеству заработанных денег за период.

Для результата «время преодоления дистанции» процессом может служить график тренировок. Данный график должен говорить о том, как тренировался спортсмен, т.е. какие упражнения, с какой продолжительностью и с какой регулярностью он выполнял.

Для результата «количество бензина, израсходованного за определенное время» процессом может служить маршрут передвижения автомобиля с обозначенной средней скоростью на пройденных участках дороги.

Для результата «вес, который удалось сбросить по окончании диеты» процессом может служить информация о требуемом приеме пищи во время диеты.

Для результата «количество своевременных приездов на работу» процессом послужит последовательность действий, предшествующий приезду на работу. Действия должны быть четко определены и оцифрованы во времени.

Как видно из примеров, для описания процессов, в большинстве случаев, необходимо знать последовательность и время выполняемых действий. Как правило, при правильном отображении протекания процесса, результат можно предугадать с большой долей вероятности. Для корректного предоставления и чтения процесса рекомендуется использовать схематичное отображение, что позволяет наложить основные этапы процесса с их характеристиками на ось времени.

По вопросу: «Что важно для бизнеса?» бытует мнение, что прежде всего нужен результат, а процесс - дело второстепенное. Если Вы в итоге достигаете цели, то, мол, неважно какими средствами это делалось, сколько это Вам стоило. То есть, сам процесс НЕ важен, а важна цель.

Но так ли это? Если цена успеха – например, развалившаяся семья, разорванные отношения, можно ли говорить в таком случае об успехе вообще? Вряд ли.

Давайте посмотрим на этот вопрос несколько глубже и убедимся, что

противопоставлять процесс и результат - неправильно. В деле достижения любой цели важно и то, и другое.

Если сравнивать бизнес со спортом, а такое сравнение вполне уместно, ведь элемент соревнования и конкуренции присутствует здесь, то можно сказать, что результат забега всегда зависит от того, как был поставлен процесс, то есть, от тренировки. Спортсмен, тренируясь, мечтает, об олимпийской награде. Но если тренировки ему неинтересны, если он не наслаждается победами над самим собой, вряд ли он «добежит» до своей мечты, так как ему, образно говоря, не хватит «дыхания».

Если брать во внимание тот факт, что многие современные бизнесмены учат брать в основу своего бизнеса хобби, любимое дело, то, очевидно, что они уделят процессу немалое внимание.

Если дело, которым Вы занимаетесь, Вам нравится, то Вы будете более творчески подходить к решению поставленных задач. Бывает, что работая на результат, человек ещё не видит плодов своего дела, но именно интерес питает его, именно увлекательность процесса помогает ему преодолеть трудности.

Руководители, для которых цель важнее всего, могут относиться с пренебрежением к своим сотрудникам. Да, в бизнесе порою нужна жесткость, и в конечном итоге, смысл любой работы в результате, но очень важно, когда сам процесс человеку или команде доставляет удовольствие. Иначе какой в ней смысл? Момент получения венца славы краткосрочен, а вот путь к этой награде может быть длинною в жизнь. И если сам процесс, сам путь достижения цели был неинтересен, какой тогда смысл в награде?

Процесс, результат и модель совершенства

Существуют модели совершенного бизнеса (модели совершенства, более сокращенно), на основании которых предприятия могут делать самооценку. Эти модели также применяются для целей организации и проведения престижных конкурсов, например, Премия Европейского фонда по управлению качеством. Подобные Премии существуют в СНГ и в РФ (не надо это путать с многочисленными премиями, работающими по принципу «заплати – лети»).

Так вот, модель совершенства построена так, что в ней процессы и результаты присутствуют в пропорции 50 на 50. То есть, совершенный бизнес тогда совершенен, когда в нем одинаково хорошо развиты и процессы, и есть устойчивые позитивные результаты.

Из чего исходят, создавая подобные модели в пропорции 50 на 50? Из того, что если есть достойный результат, но процессы предприятия (бизнеса) не отстроены совершенным образом, то очень сомнительна повторяемость результатов. Получается, что предприятие (бизнес), демонстрирующее прекрасный результат (в том числе на протяжении длительного периода времени), но не способный также классно продемонстрировать свои процессы, может в дальнейшем не подтвердить марку успешного предприятия. Вот так.

В тоже время, бывает и наоборот: процессы отстроены, хоть на выставке достижений демонстрируй, а результата, достойного этим процессам, увы, нет. Это может означать или то, что эти процессы только что выстроены, и результаты придется немного подождать. Или это означает предприятия (бизнеса) на процесс.

Ситуация под названием «процесс ради процесса» – это путь к росту издержек, к демотивации персонала, к подмене понятий, и, в конечном итоге, это путь к бюрократизации бизнеса и потере конкурентных преимуществ.

Значит, если плохо как превалирование результата над процессом, так и фокус на процессы во вред результатам, то надо добиваться «золотой середины», пропорции 50 на 50.

Остается понять, как оцифровывать процессы и результаты, как определять эти пропорции между процессами и результатами, основываясь, например, на уже упомянутых моделях совершенства. Но это, как говорится, уже совсем другая история….

Выбери себе работу по душе,
и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни

Конфуций

В прошлом году был у меня такой случай. Занималась я с одним мальчиком. Он учился в 11-ом классе. Отличный парень, доброжелательный, интеллигентный, очень приятный в общении. В школе поёт, танцует. Но вот с математикой было у него, мягко говоря, не очень. Когда-то он готовился со мной к ГИА по математике в 9-ом классе. И вот опять пришел в 11-ом. Цель – сдать ЕГЭ по математике хотя бы на минимальные баллы.

Хорошо, занимаемся мы с ним. Наступил момент, когда мы подошли к решению прототипов. Начали с В1. Я напомнила ему всё про проценты, показала решение двух-трёх задач. «Всё понятно?» — «Да, всё понятно». – « Хорошо, реши к следующему занятию 20 вариантов прототипов В1».

Приходит он в следующий раз. «Всё сделал?» — «Да». – «Вопросы есть?» — «Нет, всё ясно». – «Хорошо, давай посмотрим». — Ни одного правильно решённого задания! НИ ОДНОГО ИЗ 20!!!

Другой пример. Уже в этом году. Тоже одиннадцатиклассник. На первой встрече спрашиваю его: «Сколько задач обычно ты успеваешь решить на контрольных?» — «Все». – «А отметки?» — «2 или 3».

Для меня такие случаи долгое время были загадкой. Как так? Замечательные ребята, неглупые, не лентяи, и учиться хотят, и отметки хотят получать хорошие. В чем дело?

Ответ я получила неожиданно на одном тренинге по тайм-менеджменту. Оказывается, существуют два типа людей: «люди процесса» (процессеры) и «люди результата» (результатеры).

Для «людей результата» основной ценностью является конечная цель работы. Они наиболее эффективны, когда знают ответ на вопрос: зачем это делать?

Это люди, для которых главное – получить результат. Они стремятся завершить любое дело как можно скорее (иногда даже с ущербом для качества). Такие люди говорят: «Победитель всегда прав. Цель оправдывает средства».

В школе это ученик, который стремится получить хорошую оценку, причем всё равно, каким способом, не обязательно честным.

Пример из взрослой жизни – это люди, которым не важно, где и кем работать, лишь бы много платили. Они без колебаний уходят с любой работы, если там начинают мало платить.

«Люди процесса» — несколько другие. Они не то чтобы не стремятся к результату, все мы стремимся к результату, но для них ценностью является сам процесс.

Такой человек может в некоторых случаях сказать, что и процесс является для него конечным результатом. Он говорит: «Главное не победа, а участие».

Для таких людей не так важна зарплата, как хороший коллектив, какие-то блага, которые возникают в процессе работы, интерес и т.д.

В школе это ученик, которому нравится решать трудные математические задачи или читать «Войну и мир» не потому, что задали, а потому, что интересно.

Другой пример: женщины, которые обожают вышивать. Для них аккуратно класть стежок к стежку – это так приятно, такое удовольствие!

А дети, часами самозабвенно играющие в футбол! Разве они играют только ради того, чтобы забить гол? Нет, им нравится сам процесс игры. Дети вообще, во что бы ни играли, полностью отдаются игре, полностью в процессе, наслаждаются им.

Однако по мере взросления, особенно в школе, человека начинают сильно настраивать на результат. Результат, нужен результат! И часто получается, что ученик уже не получает удовольствие от самого процесса познания, а стремится только к отметкам. За них хвалят, за них ругают. И родители прежде всего спрашивают: «Сколько ты получил?» А не спрашивают: «Что ты узнал на уроках?»

Вот и у тех ребят, про которых я рассказывала в самом начале, сформировано представление, что главное – это результат, то есть решенные задачи. А то, что задачи решены кое-как, неверно, — это не суть важно.

Как правильнее поступать здесь репетитору?

Во-первых, надо хорошо знать предмет и представлять, где у ученика могут быть ошибки, чтобы очень быстро их обнаружить.

Во-вторых, следует понимать, что происходит (это я и стараюсь объяснить в данной статье). Ребята не хотят плохого, просто они так понимают задание (надо было прорешать эти прототипы, вот я их и прорешал, а разбираться в тонкостях мне неинтересно).

В-третьих, надо довести до ученика, что его цель – научиться решать такие задачи, чтобы достичь более глобальной цели в его жизни. В случае одиннадцатиклассников – это сдать ЕГЭ на нужном уровне.