Работа по обогащению словаря младших школьников. Методы и приемы обогащения словаря младших школьников

Министерство образования республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

"Юлъяльская начальная школа"

Обогащение словарного запаса младших школьников

учителя начальных классов

Севодняевой Эльвиры Николаевны

с. Юлъялы

Одобрено методическим объединением

учителей начальных классов

Дата ______________________

Председатель _____________ (___________________)

расшифровка подписи

Директор школы __________(____________________)

расшифровка подписи

План:

Введение.

1. Обогащение словарного запаса учащихся.

2. Организация процесса обогащения словарного запаса учащихся.

1) Принципы методики обогащения словарного запаса учащихся.

2) Приемы семантизации слов.

3) Словарно-семантические упражнения.

3. Место словарно-семантической работы на уроках русского языка.

4. Организация работы по обогащению словаря учащихся.

1) Работа со словарями.

2) Изучение синонимов.

3) Изучение антонимов.

4) Работа над фразеологизмами.

5) Работа с пословицами и поговорками.

6) Выполнение различных видов творческих работ.

Заключение.

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами. (А. Шибаев.)

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. (К. Паустовский.)

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся. Слово в программе начальных классов рассматривается в лексическом и грамматическом плане.

На протяжении всех четырёх лет обучения должно придаваться большое значение словарной работе. Эти упражнения носят практический характер, они выполняются в связи с изучением грамматики, состава слова и правописания. Теоретических сведений по лексике учащимся начальных классов не сообщается. На материале уроков чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают предметы, явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется их словарный запас. Во втором классе детям дается представление о составе слова. В третьем классе изучается состав слова полностью и осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, со значениями наиболее распространенных суффиксов и приставок. На основе изучения состава слова усваивается правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных корня. В третьем классе дети овладевают способами проверки: изменением формы слова, подбором однокоренных слов. От класса к классу усложняется и языковой материал – даются слова с более сложной морфологической структурой, относящиеся к разным частям речи.

В ходе изучения состава слова и частей речи проводятся упражнения лексического характера по усвоению разнообразных значений слов, относящихся к разным частям речи, и правильному, точному, уместному их употреблению в предложениях, словосочетаниях; а также словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. При отборе слов следует учитывать следующие критерии:

1) практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности учащихся в процессе овладения литературным курсом;

2) частотность употребления слова, т. е. регулярное использование его в речевой практике школьников в связи с изучением программного материала;

3) семантическая доступность слова - критерий, требующий учитывать способность осмыслить сущность явления, которое обозначается словом;

4) качественная полноценность слова со стороны семантической, эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и орфографической.

Поклассные алфавитные словники помогут организовать и орфоэпическую работу со словом. В них содержатся сведения о правильном произношении и ударении слов, включается информация об образовании некоторых грамматических форм, вызывающих затруднения, у учащихся.

Словарная система языка отличается от других систем (фонетической и грамматической), во-первых, неисчислимостью своих единиц, во-вторых, постоянной их изменчивостью в связи с семантической, словообразовательной и стилистической подвижностью лексики.

Словарный фонд языка огромен, но он практически не употребляется говорящими во всем его объеме. Говорящие используют лишь часть словарного состава языка в зависимости от степени образованности и степени овладения культурой. В обиходной речи говорящие обычно используют около 3 000 слов.

Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение всей жизни человека. Тем более эта задача недостижима в школе. Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса у ученика, тем речь его богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов, над которыми целесообразно работать на уроках русского языка. Реализация этой идеи наталкивается на ряд трудностей: не изучен в достаточной мере словарный запас учащихся, с которым они приходят в школу; имеет место значительный разброс в объеме словарного запаса учащихся одного возраста; в речи учащихся встречаются диалектные и просторечные слова.

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся в основном определялось: лексикой упражнений учебников, текстами изложений, темами сочинений. По отношению к ним разрабатывались методы работы над семантикой слов и их употреблением в речи. Эта работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, но его совершенствование в данном случае происходит нецеленаправленно и полностью зависит от субъективности в отборе текстов авторами учебников и сборников изложений.

Методисты русского языка осознавали указанный недостаток и искали пути его преодоления. Учитывая необходимость в отборе слов для словарной работы, одни ученые за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов называем грамматико-орфографическим направлением в словарной работе, а второй – семантическим.

Большое внимание грамматико-орфографической работе уделялось в 50-е годы, когда перед школой прежде всего ставилась задача повышения орфографической грамотности. Составлялись списки слов, распределенных по грамматическим и орфографическим темам. Эти слова рекомендовалось использовать при подготовке к сочинениям. В силу односторонней грамматико-орфографической направленности в подборе слов лексическая подготовка к сочинениям оказывалась неадекватной ни теме, ни жанру, ни стилю связного высказывания.

Семантическое направление отражает тематический подход к отбору слов. Это направление усиливало свое влияние в годы, когда ставилась задача формирования не только правописных, но и речевых навыков. В советской методике у истоков этого направления были М. А. Рыбникова, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, П. М. Петрова, М.П.Каноныкин. Слова, отбираемые по смысловым темам и лексико-семантическим группам, предназначались для лексической подготовки к сочинениям и решали эту задачу лучше, так как были лишены грамматико-орфографической односторонности, свойственной первому направлению.

Открытие системного характера лексики обосновывает перспективность семантического направления в отборе слов для обогащения словарного запаса учащихся. Еще в XIX веке лингвисты Н. В. Крушевский и М. М. Покровский обратили внимание на ассоциативно-семантические связи слов. Дальнейшие исследования системного характера лексики привели к открытию семантических связей слов - семантических полей слов. Анализ лексики по семантическим полям выявил смысловые группы слов в кругу разных частей речи и лексико-семантические группы слов в кругу одной и той же части речи.

Дальнейшие исследования системного характера лексики привели к созданию теории лексической парадигмы, по которой то или иное слово группирует вокруг себя смысловые (тематические) слова, родственные слова, слова, находящиеся в лексико-семантических связях, - синонимы и антонимы. Из этих частей лексической парадигмы для обогащения словарного запаса учащихся наибольшее значение имеют смысловые (тематические), лексико - семантические группы слов и слова-синонимы, поэтому отбор слов должен вестись по этим трем группам.

Думаю, что большинство педагогов считают, что умение говорить четко, правильно, ясно излагать свои мысли, использовать в речи яркие образные выражения, это необходимое умение, которым дети должны овладеть в школе. Именно на формирование и совершенствование навыка правильной речи направлена работа учителей на уроках риторики, русского языка, литературного чтения. Одно из главных мест в этой работе занимает работа по обогащению словаря школьников.

Что же подразумевается под развитием речи младших школьников? Это систематическая работа над уточнением представлений ребят о словах, их происхождении, знакомство с новыми словами и активному включению этих слов в лексикон учащихся, совершенствованию словообразовательных навыков. Нужно учить ребят вдумчиво использовать слова и их формы, формировать умение грамотно оформлять свои мысли в предложениях.

В этой статье и презентации описываются приемы работы по обогащению и активизации словаря младших школьников , используемые мной на логопедических занятиях. Условно ее можно представить несколькими блоками.

1. Уточнение смысла слова, его семантики;

2. Использование нового слова в собственной речи;

3. Осознанному выбору подходящей формы слова.

Приемы обогащения и активизации словаря

Работая над увеличением словарного запаса у учащихся, учитель одновременно решает две задачи: количественное и качественное его обогащение. Рост словарного запаса в количественном объеме немыслим без его качественного улучшения. Увеличить словарь школьников в количественном отношении можно при чтении текстов, привлекая внимание учеников к тем словам, которые им неизвестны. Например: читая стихотворение Е. Стюарт «Весна пришла», нужно обратить внимание учеников на слова карнизы, недужится. Объяснить этимологию этих слов.

Стоит привлечь внимание ребят к словам, имеющие несколько значений, особенно с переносными значениями слов. Эта работа направлена на обогащение количественного состава словарного запаса и помогает детям глубже понять значение слова и механизм возникновения его переносного значения.

Пользуясь приемом привлечения внимания учеников к малоупотребимым словам, учитель меняет словарный запас детей не только в количественном, но и в качественном объеме. Однако знание детьми определенных слов не всегда выражается в использовании их в самостоятельной речи младшего школьника. И учителя понимают, что если ребенок не может употребить слово, с которым он познакомился недавно, то это говорит о том, что он его не усвоил. Усвоение слова приходит с опытом составления предложений, с развитием умения употребить слово в зависимости от соседства с другими словами, от цели высказывания. Избавить ребенка от большого количества ошибок в речи помогут упражнения направленные на употребление новых слов в различных контекстах.

Таким образом, конечной целью работы по обогащению словаря младших школьников является использование детьми слов в собственных высказываниях. Активную и пассивную часть словаря выделяют в речи каждого носителя языка с точки зрения употребления слов в речи. Основное отличие активного словаря от пассивного проявляется, прежде всего, в уровне владения словом. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. Если ученик осознаёт значение слова, умеет правильно сочетать его с другими словами и уместно употреблять в своей речи, значит, данное слово входит в его активный словарный запас. Если же слово в сознании ученика соотносится с реалией или понятием, и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), но не умеет правильно употребить или не употребляет в речи, то такое слово входит в пассивный словарный запас учащегося.

В детском возрасте границы между активным и пассивным словарём в словарном запасе довольно подвижны: активный словарь увеличивается не только за счёт новых слов, но и за счёт перехода пассивных слов в активный словарный запас.

Задача учителя помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, тем самым переводя их в активный словарный запас.

В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.

«Родной язык - это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных. Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945 г. Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать чувство слова».

На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой.

Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления - это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Овладение языком - процесс творческий. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-дошкольный и школьный периоды.

В дошкольном, а порой и в школьном возрасте язык усваивается стихийно, в речевой деятельности. Стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Следовательно, перед школой стоит ряд задач. Задачи по развитию речи детей сформулированы М.Р. Львовым Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.. Во-первых, в школе происходит усвоение литературной языковой нормы. Во-вторых, в школе учащиеся овладевают навыками чтения и письма и вместе с ними - особенностями устной и письменной речи. И, наконец, третье направление работы школы по развитию речи - это совершенствование культуры речи.

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи младших школьников. Наряду с такими качествами как правильность, логичность, точность, развитая речь характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью. Однако развитие речи нельзя сводить к обучению умелому использованию средств языка. В чём же тогда состоит работа учителя по совершенствованию детской речи? Чтобы совершенствование собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений: а) над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать: мысли, чувства, возникающие у детей,- это потенциальные предметы их речевой деятельности; б) над осознанием школьника системы языка, назначением различных языковых единиц, правил их функционирования, обогащением арсенала средств, используемых детьми; в) над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать мысли; г) над умением отбирать содержание высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом.

Обогащение лексического запаса детей идет в неразрывном взаимодействии с развитием речи. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Характеризуя речевую деятельность, нельзя не сказать о её видах.

В 70-80 годы под влиянием лингвистики и психолингвистики в методике стали определяться новые подходы к работе по развитию речи школьников. Появилось глубокое убеждение, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе - такая система не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний. Интересными, отражающими современный подход к работе над речью младших школьников являются книги «Речь. Речь. Речь» Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1990. и «Речевые секреты». Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1992. В них в яркой увлекательной форме представлен богаты теоретико-практический материал, который учитель с успехом может использовать.

Конкретное содержание работы в том или ином классе определенно новой программой курса «Речь и культура общения». Речь и культура общения / Начальная школа, 1990. №8. Разработка проблемы продолжается. На повестку дня в исследовательском плане поставлен вопрос о пересмотре всего курса русского, о придании ему более выраженной речевой или коммуникативной направленности. Признание психологами того факта, что речь теперь является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельности положило начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиции теории речевой деятельности. Сначала этот подход определили применительно к русскому языку как иностранному (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.), а сравнительно недавно, стали разрабатываться в методике обучения русскому языку как родному (В.И.Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, А.Ю Купалов). Реализация данного подхода и должна обеспечить более успешную работу по развитию речи.

Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения - развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи» Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.. Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:

Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

Развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

Формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Младшим школьникам очень трудно дается освоение этих слов. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

В среднем взрослый человек использует для ежедневного общения около 3 тыс. слов. Однако его словарный запас состоит примерно из 20 тыс. слов. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспевает в жизни.

Американский педиатр Сюзен Канизарес, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, считает, что чем больше ребенок знает слов, тем выше вероятность того, что он быстрее начнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе и, в результате, из него вырастет человек с высоким интеллектом.

По подсчетам Канизарес, в возрасте 2-3 лет ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запас увеличивается до 500 - 1,2 тыс. слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5 -2 тыс. слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу, обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов (от 3000 до 7000 слов). Потребность в общении определяет развитие речи.

Обогащение словаря младших школьников

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным,

в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, без руководства со стороны учителя.

Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.

С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать задания следующего характера:

  1. узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
  2. подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
  3. подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
  4. работа над прямым и переносным значением слов;
  5. употребление речевых оборотов;
  6. работа с пословицами и поговорками;
  7. работа со словарями;
  8. выполнение различных видов творческих работ.

Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка

одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8 – 10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.

Прежде чем предложить материал для работы, представлю список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений. При отборе лексического материала учитывается степень доступности и употребительности слов. Они принадлежат к числу лексем, с которыми дети так или иначе встречались в речи окружающих, в печатных источниках, в радио- и телепередачах : верность, верный, верить, внимание, внимательный, гостеприимство, гостеприимный, гуманность,гуманный, доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный, доверие, доверчивый, доверять, дружба, дружный, дружить, жестокость, жестокий, ожесточиться, забота, заботливый, заботиться, ласка, ласковый, ласкать, милосердие, милосердный, ненависть, ненавистный, ненавидеть, нежность, нежный, нежить, наивность, наивный, насмешка, насмешливый, насмехаться, отзывчивость, отзывчивый, отзываться, преданность, преданный, простота, простой, равнодушие, равнодушный, тактичность, тактичный, совесть, совестливый, уважение, уважаемый, уважительный, чуткий, чуткость, человечность, человечный, правда, правдивый, ложь, лживый, лгать.

Приведу упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.

  1. К слову доброта подберите однокоренные слова.Кого называют равнодушным человеком?
  2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы? На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике. Что они обозначают?

д.брота об. зательный п. з. ботился

бл. годарность вр. ждебный высм. ять

с. весть н. смешливый оск. рбить

  1. Определите, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жесткий, гуманный.

  1. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

Клевета и ложь – не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого

Отнять.

5.Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя сущес

Твительное.

Верный -…, внимательная-…, добрая-…, жестокое-…, равнодушный-…,

Гостеприимная-…, заботливое-…, нежная-…, ласковое-… .

Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.

6.Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.

(Дружеский, дружный) класс, (жестокий, жёсткий) человек, (скрытный, скрытый) характер, (обидчивая, обидная) женщина, (радушное, равнодушное)

угощение, (гуманная, гуманитарная) помощь.

7.Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам

Отрицание не (пишется слитно).

Сердечный – не…. .

Добрый - ….. .

Чуткий - …. .

Отзывчивый - …. .

Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.

8.Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спря-

Жения в один столбик, глаголы 2-го спряжения – во второй.

1.Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2.Вдруг ре станешь друг. 3.Друга за деньги не купишь. 4.Русский человек добро помнит. 5.Не одежда красит человека, а добрые дела. Друга узнаешь в опасности. 6.После драки кулаками не машут.

Что вы знаете о настоящей дружбе? Составьте рассказ на тему “О моём

Друге (подруге)”.

9.Как вы понимаете значение данных оборотов речи?

Владеть собой, выдержать характер, много думать о себе, рука об руку,

От всего сердца, от чистого сердца, принять близко к сердцу.

10.Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.

1. Моя хата с краю, я ничего не знаю.

2. В чужой лодке всегда больше рыбки.

3. Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.

(Равнодушие, зависть, жадность).

Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать

формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить

детям следующие упражнения.

  1. Сочинения на темы:” Моя любимая мамочка” ,” Мой самый любимый человек” ,” О моём друге” ,” Какие люди мне нравятся” , “Теплое слово и в мороз согреет” ,” У сильного бессильный виноват” ,” Как можно позаботиться о близких людях” и т.д.
  2. Прочитайте. Чем похожи эти произведения?

Вежливый человек

На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.

Внимательный человек

Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла руки и

хотела обедать. Вдруг она заметила , что бабушка лежит в постели.

Внучка выключила радио и накормила бабушку, дала ей лекарство, а

потом сама пошла обедать.

Объясните значение слов вежливый и внимательный.

  1. Творческий диктант.

Сила не право

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани

куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла

и плакала.

Выбежал из дома старший брат Мити, Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу

и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел.

Что сказал Мите отец?

Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих

отношений имеет большое значение для формирования навыков письма,

для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей,

потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное

И заботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.

Муниципальное образовательное учреждение

Романовская средняя общеобразовательная школа

Педагогический проект

на тему:

«Обогащение словарного запаса

учащихся в начальной школе»

МОУ Романовская средняя

общеобразовательная школа

Краткая аннотация проекта

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребёнка писать словарные слова без ошибок? Поэтому

необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе не вызывает сомнений. А усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений. В своей работе я подробно остановилась на каждом из шести видов упражнений в работе над словами с непроверяемыми гласными. Они помогают активизировать деятельность детей, повышают интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывают внимание к слову, обогащают словарный запас. Вся система работы над словарными словами делится на четыре этапа. Каждый из этапов я подробно рассматриваю в своей работе и привожу различные виды заданий. Остановилась также на работе с «Маленькими словариками», которые ученики ведут с первого класса, т. к. систематическое использование «Словариков» на уроках повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, формирует понятие о слове, как функциональной системе. Таким образом благодаря систематической словарной работе у школьников повышается мотивация к изучаемому предмету, снижается уровень тревожности при устных ответах на уроках русского языка . Следовательно, словарная работа должна быть продуманной и системной.


I. Введение

II. Цели и задачи словарной работы в начальной школе

III. Виды упражнений, формирующие навыки самостоятельной работы учащихся

IV. Основные этапы в работе со словарными словами

а) Первичное восприятие нового слова

б) Слуховой образ слова

в) Правописание слова

г) Зрительный образ слова

V. Использование «Маленьких словариков» для повышения грамотности учащихся.

VI. Заключение

VII. Литература

VIII. Приложения

В последнее время обучение русскому языку в школе существенно изменилось. Ведущее место в работе над языком прочно заняла проблема развитие речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. Обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа.

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребёнка писать словарные слова без ошибок?

Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и литературного чтения мы часто встречаемся с ответами, бедные в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом.

Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому, что их нет в активном словарном запасе учащихся. Необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе не вызывает сомнений.

Наиболее остро проблема лексической организации словарной работы встаёт в младших классах.

Актуальность проблемы определила цель – создать систему словарной работы в начальной школе.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :

Определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;

Показать методику организации комплексной работы над словарными словами;

Раскрыть основные приёмы формирования орфографического навыка у школьников в процессе работы над «трудными словами»;

Показать пути совершенствования речевого потенциала учащихся через обогащение их лексическими средствами.

Была выдвинута гипотеза: эффективность словарной работы на уроках русского языка зависит от следующих условий:

Осуществления комплексной работы над словом;

Проведение систематического лексического анализа языковой единицы;

Формирования орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа;

Использование лексико-орфографических упражнений на каждом уроке русского языка;

Проведения работы над орфографической грамотностью в контексте обогащения словаря младших школьников.

Объектом изучения стал учебный процесс в начальной школе.

В качестве предмета выступила организация словарной работы младших школьников.

Практическая значимость и новизна заключается в том, что система словарной работы в начальной школе (Приложение 1) представляет собой эффективную методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся.


Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Я стараюсь найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Можно проклассифицировать виды упражнений в работе над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, составляющим систему языка.

1) Фонетические упражнения .

Дети учатся легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умеют производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Это способствует формированию фонема тического слуха.

Например:

Игра «Прочитай слово»

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили. □□герь, □□рёза, □□бята

Игра «Собери словарное слово из слогов»

КА, ЗА, МО, ПУС, РОЗ, ТА, ТРАК, БЕ, ТОР, РЁ.

Прочитай транскрипцию и запиши словарные слова.

[С А Б А К А]

[М’ И Д В’ Э Т’]

Игра «Ступеньки»

Запишите слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

2) Орфографические упражнения.

Такие упражнения развивают орфографическую зоркость учащихся. Дети подчёркивают «опасное место» в слове.

Например:

Взяли р_бята

Л_паты и санки.

Шубы надели и шапки ушанки (А. Барто)

Вот и стал я столяром,

Зар_ботал т_пором.

Я по этой части

Знаменитый мастер! (С. Маршак)

«Завтр_ , - думал я вч_ра, -

Сяду завтр_кать с утра.»

Завтр_к тут, а где же завтр_ ?

Я с_годня сел за завтр_к. (В. Берестов)

3) Словообразовательные упражнения.

Большой интерес у детей вызывает работы над составом слова. При повторении морфемного состава слова совершенствуются умения распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять словарные слова в письменной речи.

Например:

Составьте слова по схемам, какие словарные слова зашифрованы?

берёз ^□ дерев^□ город^□

Игра «Собери слово»

Узнайте слово, которое задумано.

Задуманное слово, однокоренное со словом «красивый». Приставка, как в слове «пошёл». Суффикс, как в слове «берёзка». Окончание, как в слове «печка».

Ответ: покраска

Игра «Найди лишнее слово»

Игра помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки.

Осина, осинка, подосиновик, осинник, осине, осиновый

Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

Рисунок (рисовать, нарисованный, рисуночек).

Мороз (морозный, морозит, морозно, заморозки)

Адрес (адресный, адресок, адресовать)

4) Морфологические упражнения.

Такие упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

Например:

Выпишите из словаря пять существительных и пять прилагательных.

Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?)…………., о корове (какой?)…………….,

газеты (какой?)…………., ракетой (какой?)………..

Составьте предложения с данными словосочетаниями, определите склонение существительных.

Интересный случай.

Аккуратный ученик.

Берёзовая аллея.

Русский язык.

«Замени одним словом». Измените это слово по падежам.

Кто живёт в лесу?

В чем хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растёт на огороде?

5) Синтаксические упражнения.

Упражнение ставит перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений.

Например:

Выпишите из данных предложений словосочетания со словарными словами.

Определите главное слово, поставьте вопрос к зависимому.

В поле стояла кудрявая берёзка.

Рано утром звонко запел соседских петух.

Мой папа дал объявление в газету.

Пунктограмма.

Восстанови предложение по рисункам

https://pandia.ru/text/79/152/images/image002_93.jpg" width="95" height="119 src=">

|_________________ __________ ____________ ____________________.

|___________ __________ _________ _________ ____________

|____ _______________ ________________ ____________ ______________

|____________ ___________________ ________________ _________________

Антонимы" href="/text/category/antonimi/" rel="bookmark">антонимами , составляют с ними словосочетания и предложения.

Например:

Дополните предложение подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный …

Квартира была закрыта на…

Билет в театр… десять рублей

Телефон… на тумбочке

Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря.

Сапоги, ботинки – это обувь, а …, … - это одежда.

Заяц, …, …, … - это звери, а …, …, … - это птицы.

Платье, …, …, … - это ….

К данным словам подберите антонимы, придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

Весело, девочка, хороший.

К данным словам подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

Багаж, вместе, дорога, машина.

Разнообразие упражнений при работе с трудными словами помогает активизировать деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. (Приложение)

Всю работу я рассматриваю, как единство двух видов направлений:

словарно-лексическое и словарно-орфографическое. Эти аспекты стали этапами работы над словом. Выстраивая этапы работы над словом, учитывая особенности класса, была разработана единая система, в основу которой заложен алгоритм работы со словарным словом. Эту работу начинаю с первого класса, постепенно усложняя этапы в соответствии с учебной программой . Эта система представляет собой четыре этапа. Рассмотрю каждый этап подробнее.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ.

I этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова:

а) Чтение загадок, сказок, весёлых стихов; (Приложение 2)

б) Определение предмета, о котором идет речь;

в) Рассматривание предметной картинки;

г) Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место.

III этап. Запись слова с «окошком», постановка орфографической задачи.

После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово, показывая «опасное» место пропуском буквы.

IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:

1) Постановка цели. Предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2) Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

3) Сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках.

4) Подбор однокоренных слов.

5) Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания. (Приложение)

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях мы использовали такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Ассоциативная связь может быть по цвету, месторасположению, количеству, форме, действию, материалу, звучанию, вкусу, назначению, массе и т. д.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

Записать словарное слово и поставить ударение.

1) Выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

2) Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму.

3) Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив слова.

4) Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок) и (или) пересечение слов через сомнительную орфограмму.

Объект словарной работы - слово - является сложной и многогранной единицей языка. Для эффективного усвоения трудных слов, необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание). Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход.

Для этого с первого класса ученики ведут «Маленькие словарики». В процессе работы со «Словариками» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенком значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словариков» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о слове как функционирующей системе. (Приложение)

Таким образом, благодаря систематической словарной работе у школьников повышается мотивация к изучаемому предмету, снижается уровень тревожности при устных ответах на уроках русского языка. Дети отмечают хорошее настроение, как до урока, так после него.

Эффективность работы со словарным словом подтверждается результатами словарных диктантов. Количество ошибок сокращается в несколько раз, о чём свидетельствуют следующие показатели:

1) Русский язык возглавил тройку любимых предметов, набрав 54%.

2) Речевой потенциал возрос на 51%.

3) Усложнилась фразовая организация высказываний, увеличилась длина предложений (6-8 слов).

4) Повысился показатель орфографической грамотности: 2 класс – 71%,

Заключение.

Словарная работа должна строго продуманной и системной. Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим. Основным прием словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, должно быть использование этимологии. Знакомство со словом, как лексической единицей, с элементами лексической системы должно начинаться в первом классе и происходить в процессе различных наблюдений над языком. Лексико-орфографические упражнения должны иметь место на каждом уроке русского языка, чётко вплетаясь в канву урока и участвуя в решении его задач. Наряду с толкованием затруднительных для понимания слов и обработкой правописания учитель должен также проводить работу по включению подобных слов в активный словарь школьников, приучая детей к осмысленному употреблению названых слов в речи.

Литература

Волина язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996. Купров работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3. Львов синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003. Потецкая словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. - М., 2003. Шанский фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.

Приложение

Э Т А П Ы

НАПРАВЛЕНИЯ

https://pandia.ru/text/79/152/images/image015_28.gif" width="69" height="50">

Лексическая работа

Лексико-орфографические упражнения

Толкование; - диктанты;

Этимология; - работа над словом;

Синонимия; - работа над словосочетанием, предложением;

Антонимия; - создание текстов

Фразеология

183" valign="top" style="width:137.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1.0pt; padding:0cm 1.4pt 0cm 1.4pt">

Лексика.

Небольшого пугливого

зверька семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.

Трусливый.

Робкий, несмелый,

боязливый, пугливый.

Это слова разные по звучанию, но близкие по значению.

Храбрый, смелый, отважный, мужественный.

Это слова противоположные по значению.

К именам прилагательным.

Мужской род.

Медведь.

Одушевленное имя

сущ., м. р., 2 скл., с безударной гласной Е в

первом слоге.

В слове «медведь»

6 звуков, 7 букв.

Запись в тетрадях:

МЕДВЕДЬ-МЕД, ВЕ-

ДАЮЩИЙ= «знающий,

где есть мед».

Работа у доски (комментированное письмо).

Из _._ на _._ = ~ ~ - .

Медведица бурая,

медведица большая.

С именем сущ.

Согласование.

Во втором. Это передается с помощью прил.

Именно они делают

нашу речь живописной.

Без них речь бедна и