Смешной случай из жизни. Алгоритм знания изученного материала

1) Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Иванов) 2) Иногда слышался плеск, взлетали брызги: это в холодных струях играла рыба. (Э. Шим) 3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. Баратынский) 4) Поражает в Крыму одно: все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (Ф. Абрамов) 5) Реки Севера имеют свой, особый запах: они пахнут древесиной, ибо по ним сплавляют лес. (Ф. Абрамов) 6) Весна нынче идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима.(Ф. Абрамов) 7) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. Пелевин) 8) Прифронтовая полоса ожила: туда, к линии огня, шли и ехали войска, грузовики с боеприпасами, двигалась различная техника, оттуда везли раненых. (А. Иванов) 9) Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода.(П. Проскурин) 10) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. Гоголь) 11) Предстоящего дела в разговоре не касались: все было обговорено и спланировано заранее. (С. Майоров) 12) Дорога, по которой можно было подъехать прямо к дому, оказалась перекрыта: шли ремонтные работы.(А. Маринина) 13) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.(В. Шукшин) 14) Место тут великолепное: крутой обрыв спускается вниз, дивный вид на море. 15) Цель его визита была ясна: убедиться, что принятые меры мудры. 16) Мои ожидания не были напрасны: слева мелькнул крутой обрыв глубокого ущелья, с травой на дне, того самого ущелья, в которое нам предстояло углубиться. (И. Ефремов) 17) На перевале оглянулась назад: внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор, белели выбеленные домики, на покатой крыше мельницы, отражаясь, искрились солнечные лучи. (М. Шолохов) 18) Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья.(А. Пушкин) 19) И знай: пока живут леса, не умирают чудеса. (О. Константинова) 20) Переведя дыхание, огляделась: за окном уже светало, следовательно, время приближалось к девяти. (Е. Яковлева) 21) Дверь за моей спиной скрипнула, я оглянулась: две пары любопытных глаз следили за происходящим из коридора. (Е. Яковлева) 22) Выхожу на веранду и глазам своим не верю: у ворот стоит лошадь. (Ф. Искандер) 23) Я только хочу, чтобы ты знал: к желанной цели тебя приведет не мечта, а разум и труд. (В. Шукшин) 24) Ветер улегся, тайга молчала; только доносился короткий и легкий треск: наверное, лопалась мерзлая кора на соснах. (Э. Шим) 25) Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то оно раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. (И. Соколов-Микитов) 26) Гуляют над землей сырые размашистые ветры, с каждым днем все выше восходит солнце, журчат по долинам, по оврагам, по дорогам и улицам сверкающие ручьи, парят-томятся сбросившие белые одежды поля, поголубел лед на большой Волге, и вот уже слышны отдаленные трески и гулкое позванивание: лед лопается и скоро освободит реку от долгого заточения. А потом зазеленеют поля и леса, вспыхнут на небе белые подушки кучевых облаков, прогремят майские грозы, и мир заполнится запахами цветущих трав и солнца. (А. Жуков) 27) Трудно заметить залегшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. Соколов-Микитов)

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Саргассово море – одно из самых солёных мест Атлантики. (2)3десь хорошо перемешиваются поверхностные и глубинные воды, а прогретая вода с поверхности опускается на 400 м, согревая глубины до +17°С. (З)Солёность и высокая температура мешают развитию фитопланктона, ____ зоопланктонных организмов, питающихся одноклеточными водорослями, здесь тоже мало, и воды Саргассова моря исключительно прозрачны.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Благодаря солёности и высокой температуре, мешающим развитию фитоплактона, воды Саргассова моря исключительно прозрачны.

2. Поскольку вода с поверхности опускается на 400 м, согревая глубины, то в водах Саргассова моря плохо развивается фитопланктон.

3. Воды Саргассова моря исключительно прозрачны благодаря солёности и высокой температуре, мешающим развитию фитоплактона.

4. Организмов, питающихся одноклеточными водорослями, в Саргассовом море очень мало.

5. Воды Саргассова моря исключительно прозрачны, потому что в нём хорошо перемешиваются поверхностные и глубинные воды.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. вряд ли

3. видимо,

4. поэтому

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕСТО, -а, мн. места, мест, местам, ср.

1. Пространство, к-рое занято кем-чем-н., на к-ром что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места на м. М. в вагоне. Положить на м. (туда, куда следует). На месте кто-что-н. (там, где надо). Проводить до места (до нужного пункта). На месте убить (наповал). Ни с места! (не двигайся!). Рабочее м. (место, где производится работа). На месте решить (никуда не обращаясь). Места себе не находить (перен.: быть в волнении). Сердце или душа не на месте у кого-н. (перен.: чувствует себя неспокойно, тревожится).

2. Участок на земной поверхности, местность (в 1 знач.). Живописные места.

3. Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. М. в вагоне, каюте. Плацкартное м. Больничная палата на четыре места. Номер люкс на одно м. (одноместный). Свободных мест нет (объявление в ресторане, гостинице).

4. Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. Занять первое м. в соревновании.

5. Должность, служба. Вакантное м. Искать м. Остаться без места.

Какая-н. определённая часть, отдельный момент из книги, повествования, текста. Самое интересное м. в пьесе. Существенные места в статье. На самом интересном месте (также перен.: в самый интересный момент; разг.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвее

довезЁнный

вероисповедАние

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Она унесла с собой ДВОЙСТВЕННОЕ чувство: Иван и нравился ей, и в то же время был противен.

2. Сегодня эти дома УСТАРЕЛИ и нуждаются в реконструкции.

3. За нарушение требований инструкции пользователь несёт ДИСЦИПЛИНИРОВАННУЮ ответственность.

4. Николай Сергеевич – человек добрый, мягкий, ДОВЕРЧИВЫЙ, ясный и поэтому недалёкий.

5. С каждым годом РЫБОЛОВНЫЙ спорт становится всё более популярным.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

варенье из АБРИКОСОВ

НОВЕЙШИЕ технологии

ПОЛОЖИ на стол

больше ПЯТЬ ТЫСЯЧ километров

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Поэзия убеждает человека не только в возможности счастья, но и сама вносит счастье и мир. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Листва, обмытой росой, радовавшая глаз яркостью, теперь потускнела. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В журнале «Огоньке» по- прежнему можно найти много интересного материала. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Окрашивая верхушки деревьев малиновым цветом, начало светать. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Сразу по прибытию я вышла на балкон, вокруг – волшебное море, вдали – Аю-Даг. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

инц..дент

подж..гать

оп..лчение

аб..риген

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..морский, пр..остановить

и..целить, ра..долье

пр..бабка, пр..молчать

бе..донный, во..певающий

пр..обладать, пр..школьный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

уклонч..вый

присва..вать

пальт..цо

подмиг..вать

изменч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А(Я).

они хвал..тся

бор..щийся

стел..щийся

шепч..щие

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (не)думая.

2. Большой двор, (не)смотря на сильный зной, был оживлён.

3. Из-за каменных зданий солнца (не)видно.

4. Врагов (не)было только у беркута и коршуна.

5. Лось – зверь далеко (не)простой.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Молния умертвила часть ветвей, обращённых к востоку, но ЗА(ТО) остальные ветки (ПО)ПРЕЖНЕМУ цвели и плодоносили.

2. Тульский пряник вкусный-вкусный: (С)ВЕРХУ корочка, (С)НИЗУ корочка, а посередине сладость.

3. Во время диктанта я (С)БОКУ посмотрел в тетрадь соседа и ужаснулся, ПОТОМУ(ЧТО) в каждой фразе было по ошибке.

4. Они свернули (В)СТОРОНУ и шли по скошенному полю то прямо, то забирая (НА)ПРАВО.

5. Прилетели первые скворцы и ТУТ(ЖЕ), (НЕ)СМОТРЯ на усталость после долгого перелёта, начали оживлённую работу.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег или привяза(3)ы двойными канатами к причалам, но и сюда докатывались рассерже(4)ые волны.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Солнце уже заливает своим светом лес и поле и речку.

2. Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.

3. Настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.

4. Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.

5. Левитан прятался от дачников тосковал по ночной певунье и писал этюды.

16

Большая низкая лампа с непрозрачным абажуром (1) стоявшая на письменном столе (2) освещала только поверхность стола да полпотолка (3) образуя на нём (4) дрожащее круглое пятно.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Две стихии – море и ветер (1) казалось (2) сговорились, чтобы не дать мне достигнуть цели. Преодолеть это расстояние при тихой погоде было бы не трудно, а сейчас оно (3) казалось (4) огромным.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

У всех (1) кто прошёл войну (2) терял своих лучших товарищей (3) есть острое ощущение того (4) что жить надо достойно.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В незапамятные времена здесь было большое болото (1) которое потом высохло (2) и заросло (3) и сейчас о нём напоминал только вековой мох (4) небольшие окна-колодцы в этом мху (5) да обилие багульника.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В 1931 г. инженеры открыли линейный ускоритель.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Быть или казаться?

(2)Своеобразно возникает эта проблема в жизни людей свободных профессий – актёров, литераторов, музыкантов. (З)Многим из них веками было свойственно стремление выделиться, подчеркнуть свою исключительность, принадлежность к избранному кругу. (4)Так появились выражения: «поэтическая причёска», «актёрская физиономия», «художественный беспорядок». (5)Поэтические кудри до плеч, бархатные куртки и банты художников, шевелюры музыкантов описаны в литературе, запечатлены в живописи и на фотографиях. (6)Высмеяны в карикатурах и эпиграммах. (7)Менялась мода, а вместе с ней и её художественно-артистическое ответвление. (8)Помните провинциального «первого любовника» в одном из рассказов Чехова?

(9)Молодого человека в прюнелевых* ботиночках и с томным голосом, который хвастается своими любовными победами?

(10)Настоящим актёрам, поэтам, музыкантам не приходится заботиться о том, чтобы их узнавали по оригинальности одежды и манер. (11)Такое стремление – почти всегда признак внутренней неуверенности.

(12)Первыми известными литераторами, с которыми я познакомился в юности, были Михаил Аркадьевич Светлов, Константин Георгиевич Паустовский, Александр Иосифович Роскин, Рувим Исаевич Фраерман – каждый личность, да какая! (13)Но напрасно стараться вспомнить, чем отличался их облик от облика любого представителя интеллигентной профессии тридцатых годов. (14)Ничем!

(15)Вот у меня на столе одна из фотографий Светлова. (16)Он сидит на сцене Центрального Дома литераторов в день своего последнего юбилея. (17)Тёмный костюм, незаметный галстук, ни намека на оригинальность или фатовство.

(18)Огромная витрина с довоенными фотографиями литераторов, погибших на фронтах Отечественной войны. (19)Какие скромные костюмы, пиджаки, куртки, кепки, рубашки! (20)И какие прекрасные, незаурядные лица! (21)Зато вспомните, как вызывающе импозантен, демонстративно-элегантен был некий литератор в неоконченном «Театральном романе» Булгакова и какую сатирическую злость автора вызывало его демонстративное пижонство и сибаритство!

(22)В годы моего довоенного студенчества нас не занимало, как мы одеты. (23)Донашивали одежду школьных лет, покупали дешёвые бумажные свитера, тяжёлые ботинки на кожимите или парусиновые туфли. (24)Многие ходили на занятия в байковых лыжных костюмах – они отличались бесформенностью, унылыми расцветками, но большой практичностью.

(25)Молодые люди, не совсем равнодушные к моде, носили домодельные пуловеры, выпуская поверх выреза воротничок рубашки.

(26)Так был одет обаятельный молодой герой из антифашистского фильма, снятого по роману Фейхтвангера «Семья Оппенгейм».

(27)Нам казалось, что это выглядит по-европейски. (28)О настоящих импортных вещах никто и не слыхивал. (29)Одежду, не мудрствуя лукаво, поставлял «Москвошвей», мы её носили. (30)О том, как она выглядела, можно прочитать в опубликованном в те годы фельетоне Ильфа и Петрова «Директивный бантик». (31)Читали, хохотали, но продолжали носить изделия «Москвошвея», – а куда денешься!

(32)Драм из-за того, что нечего надеть, среди моих сверстников не помню. (ЗЗ)Пока у меня самого не возникли впервые переживания на этой почве. (34)Был я тогда студентом I курса. (35)Осенью оказалось, что моё пальто, купленное ещё в восьмом классе, носить более невозможно. (36)Я получал стипендию, подрабатывал переводами, но вклад мой в семейный бюджет был невелик. (37)Просить у родителей, а тем более требовать новое пальто мне, восемнадцатилетнему, было стыдно. (38)Мама извлекла из сундука папино осеннее пальто-реглан, сшитое из верблюжьего сукна в начале двадцатых годов. (39)Я оторопел. (40)Пальто доходило мне до пят, было бутылочно-зелёного цвета и застёгивалось на огромные костяные пуговицы. (41)Сейчас оно, вероятно, заставило бы модников побледнеть от зависти.

(42)– Весьма эффектно!– сказала в утешение моя тётя, вызванная на консультацию, и ушла хохотать в другую комнату. (43)Я покорился судьбе. (44)В ту пору мы увлекались Александром Грином. (45)Такое пальто вполне могло бы облекать одного из его героев. (46)Почувствуют ли это сходство мои товарищи? (47)Примирит ли оно с моим пугающим видом любимую девушку? (48)Чтобы подчеркнуть суровый романтизм своего одеяния, я в огромную петлю на лацкане вместо пуговицы просовывал большой палец правой руки, зажимая четырьмя остальными грубую ткань пальто, ходил подчёркнуто широкими шагами, мрачно насупившись и нервно комкая ткань, казавшуюся мне столь же суровой, как моя жизнь в роли одного из героев Грина. (49)Но этого сходства не оценил никто из нашей компании. (50)Только мой друг Женька сказал однажды, когда мы возвращались из института домой.

XIX Туман частью поднимался, открывая мокрые камышовые крыши, частью превращался в росу, увлажая дорогу и траву около заборов. Дым везде валил из труб. Народ выходил из станицы - кто на работы, кто на реку, кто на кордоны. Охотники шли рядом по сырой, поросшей травою дороге. Собаки, махая хвостами и оглядываясь на хозяина, бежали по сторонам. Мириады комаров вились в воздухе и преследовали охотников, покрывая их спины, лица и руки. Пахло травой и лесною сыростью. Оленин беспрестанно оглядывался на арбу, в которой сидела Марьянка и хворостиной подгоняла быков. Было тихо. Звуки станицы, слышные прежде, теперь уже не доходили до охотников; только собаки трещали по тернам, и изредка откликались птицы. Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах. Он знал тоже, что в лесу для пешехода ружье есть сильная защита. Не то чтоб ему было страшно, но он чувствовал, что другому на его месте могло быть страшно, и, с особенным напряжением вглядываясь в туманный, сырой лес, вслушиваясь в редкие слабые звуки, перехватывал ружье и испытывал приятное и новое для него чувство. Дядя Ерошка, идя впереди, при каждой луже, на которой были двойчатые следы зверя, останавливался и, внимательно разглядывая, указывал их Оленину. Он почти не говорил, только изредка и шепотом делал свои замечания. Дорога, по которой они шли, была когда-то проезжена арбой и давно заросла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и заросл, что ничего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито сверху донизу диким виноградником; внизу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся заросла ежевичником и камышом с серыми колеблющимися махалками. Местами большие звериные и маленькие, как туннели, фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса. Сила растительности этого не пробитого скотом леса на каждом шагу поражала Оленина, который не видал еще ничего подобного. Этот лес, опасность, старик с своим таинственным шепотом, Марьянка с своим мужественным стройным станом и горы - все это казалось сном Оленину. - Фазана посадил, - прошептал старик, оглядываясь и надвигая себе на лицо шапку. - Мурло-то закрой: фазан, - он сердито махнул на Оленина и полез дальше, почти на четвереньках, - мурла человечьего не любит. Оленин еще был сзади, когда старик остановился и стал оглядывать дерево. Петух тордокнул с дерева на собаку, лаявшую на него, и Оленин увидал фазана. Но в то же время раздался выстрел, как из пушки, из здоровенного ружья Ерошки, и петух вспорхнул, теряя перья, и упал наземь. Подходя к старику, Оленин спугнул другого. Выпростав ружье, он повел и ударил. Фазан взвился колом кверху и потом, как камень, цепляясь за ветки, упал в чащу. - Молодец! - смеясь, прокричал старик, не умевший стрелять влет. Подобрав фазанов, они пошли дальше. Оленин, возбужденный движением и похвалой, все заговаривал с стариком. - Стой! Сюда пойдем, - перебил его старик, - вчера тут олений след видал. Свернув в чащу и пройдя шагов триста, они выбрались на полянку, поросшую камышом и местами залитую водой. Оленин все отставал от старого охотника, и дядя Ерошка, шагах в двадцати впереди его, нагнулся, значительно кивая и махая ему рукой. Добравшись до него, Оленин увидал след ноги человека, на который ему указывал старик. - Видишь? - Вижу. Что ж? - сказал Оленин, стараясь говорить как можно спокойнее. - Человека след. Невольно в голове его мелькнула мысль о Куперовом Патфайндере и абреках, а глядя на таинственность, с которою шел старик, он не решался спросить и был в сомнении, опасность или охота причиняли эту таинственность. - Не, это мой след, а во,-просто ответил старики указал траву, под которою был виден чуть заметный след зверя. Старик пошел дальше. Оленин не отставал от него. Пройдя шагов двадцать и спускаясь книзу, они пришли в чащу, к разлапистой груше, под которою земля была черна и оставался свежий звериный помет. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, темную и прохладную. - Утром тут был, - вздохнув, сказал старик, - видать, логово отпотело, свежо. Вдруг страшный треск послышался в лесу, шагах в десяти от них. Оба вздрогнули и схватились за ружья, но ничего не видно было; только слышно было, как ломались сучья. Равномерный, быстрый топот галопа послышался на мгновенье, из треска перешел в гул, все дальше, дальше, шире и шире разносившийся по тихому лесу. Что-то как бы оборвалось в сердце Оленина. Он тщетно всматривался в зеленую чащу и наконец оглянулся на старика. Дядя Ерошка, прижав ружье к груди, стоял неподвижно; шапка его была сбита назад, глаза горели необыкновенным блеском, и открытый рот, из которого злобно выставлялись съеденные желтые зубы, замер в своем положении. - Рогаль, - проговорил он. И, отчаянно бросив наземь ружье, стал дергать себя за седую бороду. - Тут стоял! С дорожки подойти бы! Дурак! Дурак! - И он злобно ухватил себя за бороду. - Дурак! Свинья! - твердил он, больно дергая себя за бороду. Над лесом в тумане как будто пролетало что-то; все дальше и дальше, шире и тире гудел бег поднятого оленя... Уж сумерками Оленин вернулся с стариком, усталый, голодный и сильный. Обед был готов. Он поел, выпил с стариком, так что ему стало тепло и весело, и вышел на крылечко. Опять перед глазами подымались горы на закате. Опять старик рассказывал свои бесконечные истории про охоту, про абреков, про душенек, про беззаботное, удалое житье. Опять Марьяна-красавица входила, выходила и переходила через двор. Под рубахой обозначалось могучее девственное тело красавицы.

В сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Поставьте вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места.

  1. 1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
    2. Как только папа ушёл, я живо оделся в студенческий сюртук и пришёл.
    3. Вот и теперь, когда я вошёл в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
    4. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
    5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. (По Л. Толстому.)
    6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу. (А. Чехов.)
  2. 1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (В. Арсеньев.)
    2. Пурпурное, тёмное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем тёмной зелени лугов. (М. Горький.)
    3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

124. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным времени. Спишите. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся.

1. Придя домой, когда уже см..ркалось, Мешков застал одного Володю. 2. Перед тем как взят..ся за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обн..жал грудь и становился у окна. 3. До тех пор пока (не)узнаешь(?) горя, (не)станеш(?) взрослым. 4. Я тебя отлично вид..ла, пока ты стоял позади толпы. 5. Все смотрели на дверь, оставле(н, нн)ую (полу)открытой, с тех пор как пришла Лиза. 6. Когда Меркурий Авдеевич подош..л к бульвару, аллея была пуста. 7. Она с..дела на постел.. до тех пор, пока ра(с, сс)вет (не)проч..ртил ровненькие л..неечки в щелях став..н.

(К. Федин.)

125. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным места. Спишите. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Отметьте значком Х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

  1. Откуда ветер, оттуда и счастье.
  2. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  3. Где тонко, там и рвётся.
  4. Где любовь да совет, там и горя нет.

126. Спишите. В сложных предложениях после главного поставьте вопрос к придаточному и определите его вид. Расставьте пропущенные запятые. В простых предложениях подчеркните с помощью условных обозначений обстоятельства места.

1. Однажды, чаще всего в студё(н, нн)ую ноч(?), река останавли-ва..тся. И там где она сердито громоздила льдины остаёмся нагромождение т..росов. 2. Я всё смотрел на поле открывш..ся передо мной и силился вспомнить где я ещё его видел? <...> A-а, вспомнил. Я видел такое(же) поле, только с жёлтыми хлебами, на картине у школьного учителя. 3. Там где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела ещё оставалось тёмное, яростное окно ещё (не)замерзшей воды. 4. Над обрывом где уже (не)было деревьев, только таволга акация колючки и выводки горной репы я остановился. 5. Плохо в наших горных местах с сен..косными угодьями. <...> И вот в таком вот месте откуда сено спустить зимой сподручно только отчая(н, нн)ым мужикам на не менее отчая(н, нн)ых и диких конишках считался покос удачным. 6. Куда отправят работать? 7. Я много раз, с разных мест смотрел туда где сливаются Енисей и Манна.

(По В. Астафьеву.)

127. Прочитайте. Определите тип текстов. Подберите одно общее заглавие для двух отрывков. Сформулируйте главную мысль первого фрагмента. С помощью каких сложноподчинённых предложений описано бережное отношение к памяти А. С. Пушкина?

В каких сложноподчинённых предложениях во втором отрывке показано разрушительное для природы течение времени?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы или союзные слова соединяют в сложноподчинённых предложениях придаточные предложения с главными? Покажите это графически.

I. Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей а живой. Он наполнен теплом приветлив и свет..л. И живёт в полной п.рмонии с природой. Когда в рощах цв..тут сосны душистая пыльца обл..ком стоит над домом. А когда на куртинах распускается с..рень ж..смин и ш..повник в доме станов..тся особенно ар..матно. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они (не)только собра(н, нн)ы в большие пышные букеты как делал. .сь (в)старь но и просто ра(с, сс)тавлены в подходящих местах. Когда на уса..ьбе расцв..тают липы тогда дом пропитывае..ся зап..хами воска и мёда.

II. После жизни Пушкина многое переменилось в Тригорском. Маленькая кокетливая берёзка стала ныне старым дряхлым деревом юные когда(то) липы «Аллеи Керн» пр..вратились в древних инвалидов на ств..лах которых душ..грейки из мха и лишайника. Пор..дела ганнибаловская Еловая аллея. Время ун..сло многое. Произ..шла и смена пород деревьев. Там где шумели берёзы и липовые рощи т. .перь разросся ельник осина ольшаник. Там где цвели каштаны теперь луговые травы. Многое изм..нилось.

(По С. Гейченко.)

128. Время можно выразить различными синтаксическими средствами. Перестройте каждое предложение, используя для выражения времени разные синтаксические средства.

Образец:

    1. С наступлением вечера температура резко упала.- Наступил вечер, и температура резко упала.- Едва наступил вечер, температура резко упала.

    2. Придя домой, я сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Когда я пришёл домой, то сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Я пришёл домой и сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

1. С пр..ходом нового трен..ра тренироваться стало гораздо интереснее. 2. После постройк.. моста через овраг молодёжь с самых отд..ленных улиц зач..стила на стадион. 3. Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви.. интонации основной мысли высказывания. 4. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр..гласил труппу дать несколько предст..влений для учеников.

129. Составьте по данным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

130. Составьте четыре сложноподчинённых предложения с придаточными места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему «Я путешествую...».

Возможное начало (для связного текста):

Не один раз в своём воображении я совершал(а) путешествие в разные страны. Я летел(а) самолётом туда...

Вопрос: Допишите сложноподчинённые предложения. 1 Пассажир торопливо вышел из вагона,..... .2...., солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.3 Туристы поднялись на рассвете,... .4 По крутому откосу ребята спустились к реке,... . 5 .... за окнами мелькали поля, леса и перелески. 6 Они свернули в сторону и шли по скошенному полю,.... . 7 Была грустная августовская ночь, грустная потому, ... .

Допишите сложноподчинённые предложения. 1 Пассажир торопливо вышел из вагона,..... .2...., солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.3 Туристы поднялись на рассвете,... .4 По крутому откосу ребята спустились к реке,... . 5 .... за окнами мелькали поля, леса и перелески. 6 Они свернули в сторону и шли по скошенному полю,.... . 7 Была грустная августовская ночь, грустная потому, ... .

Ответы:

1. ..., чтобы успеть на свой рейсовый автобус. 2. Когда мы вышли из дома на улицу,... 3. ..., потому что начали взбираться на гору поздним вечером. или: ..., чтобы посмотреть на удивительно красивый восход солнца над красным морем 4. ..., чтобы искупаться и утолить чувтво жажды 5. Когда мы с папой ехали домой с курорта,... 6. ..., потому что на другой дороге было грязно и трава не была скошена 7. ..., что конец лета становился все ближе

Похожие вопросы

  • с какими веществами реагируют оксиды? подскажите,пожалуйста:)
  • Объясните слово "вещий" к кому в большей степени по вашему мнению оно относится.(песнь о вещем олеге)
  • Стороны параллелограмма равны 32 и 64.Высота опущенная на первую сторону равна 48.Найдите высоту опущенную на вторую сторону параллелограмма.
  • Помогитттеее: W(C) = 62,1% W(H) = 10,3% W(O) = 27,6% ____________ CxHyOz - ?
  • Из четырех неравенств: 2x > 70; x 25; x > 5 два истинны и два ложны. Найдите значение x, если известно, что оно целое.
  • на рисунке 44 построены графики движенния двух машин, следующих из города А в город В, расстояние между которыми 200км. с помощью этих графиков ответьте на вопросы: а)какое время была в пути 1 машина, 2 машина? б) какая машина начала свое движение раньше? в) с какой скоростью двигалась каждая машина? г) какая машина прибыла в город В раньше? д) что означает точка пересечения графиков?
  • Как называется запись а=15*2 1)числовым выражением 2)буквенным выражением 3)произведением 4)уравнением
  • Учащимся для определения качественного состава было выдано кристаллическое вещество – средняя соль, катион которой не является ионом металла. При взаимодействии данного вещества с гидроксидом натрия выделяется газ с резким раздражающим запахом, а при приливании к раствору выданного вещества раствора нитрата серебра выпадает осадок жёлтого цвета. Запишите химическую формулу и название неизвестного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе его исследования.
  • Разделы сайта