Типы социальных характеров фромм. Тип характера по классификации Э

В отличие от Фрейда и Юнга Э. Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию. Он стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная и конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Эрих Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем обществ. Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы “убежать от свободы”. Первый из них — авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я"”. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях . При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства — деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. “Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть”. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой . Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Он отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам, В своей книге “Искусство любви”, одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктам! Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей . Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Основные экзистенциальные потребности человека

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека

Потребность в установлении связей

Потребность в установлении связей, Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться. принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством “продуктивной любви”, помогаю людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

Потребность в преодолении

Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении свое; пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

Потребность в корнях

Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью . К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

Потребность в идентичности

Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Каждый человек должен быть способным сказать: “Я — это я”. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя я как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

Потребность в системе взглядов и преданности

Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходимо стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта системаориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни.Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Социальные типы характера

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл “основными ориентациями характера”. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Фромм выделял пять социальных типов характера , превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы . К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивным представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разным людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные типы

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни t находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни -скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому а добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, “накопители” ч тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность, оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал “рыночную” личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

Продуктивный характер

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность — людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

Э. Фромм одним из первых в основу типов положил социологические факторы. Он подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропосоциологических факторов в формировании характера. На основе их он выделил пять типов характера, которые разделил на два больших класса: непродуктивные, или нездоровые, и продуктивные, или здоровые. К первым он отнес четыре типа: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный. По Фромму, продуктивный тип - это психически идеально здоровый тип. Как обычно подчеркивают ученые, которые занимаются типологией, типы характеров не существуют в чистом виде, и Фромм также подчеркивал, что непродуктивный и продуктивный классы у разных людей сочетаются в различных соотношениях.

Рецептивный тип

Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Весь мир кажется им источником приятных переживаний. Они хотят, чтобы их любили. Им больше нравиться быть любимыми, чем самим любить.

Они не очень умеют действовать без посторонней помощи или поддержки. Обычно это идеалисты, часто витающие в облаках. Их можно легко обмануть, поэтому они очень часто попадаются на удочку разного рода мошенников и прохвостов.

Эксплуатирующий тип

Характеризуются сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение характеризуется агрессивностью. Своей активностью, настойчивостью, изобретательностью. Они добиваются своих жизненных целей. Они люди действия. И от других тоже требуют активности.

Окружающая действительность и люди являются для эксплуатирующих типов средствами для достижения их целей.

В эмоциональном плане они сдержаны.

Накапливающий тип

Как видно из названия, это люди, которые имеет тягу к накоплению, будь то деньги или недвижимость, власть или любовь. За свое они держатся зубами, избегая рискованных поступков. Этим людям свойственен консерватизм. Они характеризуются сдержанностью, предусмотрительностью, спокойствием и терпимостью к чужим мнениям. Они надежны, не склонны к переменам, подозрительны и упрямы, живут прошлым.

Рыночный тип

Э. Фромм считал рыночный тип характера наиболее типичным продуктом современного общества, рыночный тип наиболее характерен для жителей США и западноевропейских стран. Он характеризуется направленностью на внешний мир. Главное в рынке- товарно-денежные отношения. Для этого типа людей личность также служит товаром, а уже исходя из этого ставится цель: продать себя как личность.

Такая личность считает, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. То есть у товара должна быть «упаковка и маркетинг». Такие люди уделяют внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях (хотя иногда это противоречит морали, но в интересах дела моралью пренебрегают), готовы стать любящими (внешне), лишь бы добиться успеха при продаже себя потенциальным «заказчикам».

Э. Фромм характеризует их как поверхностных, бестактных, безнравственных при достижении успеха, неразборчивых в средствах и одновременно открытыми, любознательными и щедрыми.

Продуктивный тип

Продуктивный тип, по Э. Фромму, характеризуется честностью перед самим собой и во взаимоотношениях другими, независимостью в суждениях и поступках, горячей любовью к людям и животным, продуктивным творческим мышлением. Люди продуктивного типа часто увлекаются общественной деятельностью.

Э. Фромм считал, что общество раздирается противоречиями, результатом чего являются одиночество, изоляция и отчужденность. От этого состояния человек избавляется «бегством от себя и самообманом». Продуктивной личности удается оставаться самой собой только благодаря трем составляющим.

Во-первых, это творческое логическое мышление. Во-вторых, это продуктивная любовь, которая дает возможность любить все живое на земле, которая наделяет человека такими качествами, как забота обо всех живых существах и особенно о близких, ответственность, уважение и знание.

И наконец, третьей составляющей является общественно полезный труд, который предоставляет человеку возможность самовыражения. Результатом всех трех составляющих является зрелая, полноценная, целостная и продуктивная личность.

По большому счету, продуктивный тип личности Э. Фромма - это идеальный тип. Всем трем характеристикам в полной мере вряд ли кто-то соответствует, но Фромм считал, что этого соответствия можно достигнуть, если произойдет коренная социальная реформа и общество станет совершенным.

Фромм считал принадлежность характера человека к определенному типу или, как он говорил, к определенной ориентации, постоянной, стабильной и не меняющейся со временем.

Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Первые четыре типа, по Фромму , – непродуктивные:

Рецептивные типы – убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Их можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых, сентиментальных.

Эксплуатирующие типы – берут все, что им нужно, или о чем они мечтают, силой и изобретательностью. Они не способны к творчеству, добиваются любви, обладания, идей, эмоций, заимствуя все это у других. Их негативные черты – агрессивность, надменность, самонадеянность, эгоцентризм, склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Накапливающие типы – пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов они тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность, по Фрейду: ригидные, подозрительные, упрямые. Их положительные качества – предусмотрительность, лояльность, сдержанность.

Рыночный тип – исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми, готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947). Их ключевые черты характера: бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах, опустошенность. Их положительные качества – открытость, любознательность, щедрость (см. выше таблицу позитивных и негативных качеств этого типа личности).

В противоположность непродуктивной ориентации продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Он независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально полезные поступки. Сила продуктивной любви дает возможность человеку любить все живое на Земле. Для него характерны заботливость, ответственность, уважительность, хорошие знания и способность к творческому самовыражению. Его отличает зрелая, целостная структура характера.

Фромм полагал, что в результате коренной социальной реформы эта ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Но, по сути, продуктивная личность – это идеал человека и вряд ли кто-либо достигал всех характеристик этой личности.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Социальные типы характеров в типологии Э. Фромма

Э. Фромм одним из первых в основу типов положил социологические факторы. Он подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропосоциологических факторов в формировании характера. На основе их он выделил пять типов характера, которые разделил на два больших класса: непродуктивные, или нездоровые, и продуктивные, или здоровые. К первым он отнес четыре типа: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный. По Фромму, продуктивный тип - это психически идеально здоровый тип. Как обычно подчеркивают ученые, которые занимаются типологией, типы характеров не существуют в чистом виде, и Фромм также подчеркивал, что непродуктивный и продуктивный классы у разных людей сочетаются в различных соотношениях.

Рецептивный тип

Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Весь мир кажется им источником приятных переживаний. Они хотят, чтобы их любили. Им больше нравиться быть любимыми, чем самим любить.

Они не очень умеют действовать без посторонней помощи или поддержки. Обычно это идеалисты, часто витающие в облаках. Их можно легко обмануть, поэтому они очень часто попадаются на удочку разного рода мошенников и прохвостов.

Эксплуатирующий тип

Характеризуются сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение характеризуется агрессивностью. Своей активностью, настойчивостью, изобретательностью. Они добиваются своих жизненных целей. Они люди действия. И от других тоже требуют активности.

Окружающая действительность и люди являются для эксплуатирующих типов средствами для достижения их целей.

В эмоциональном плане они сдержаны.

Накапливающий тип

Как видно из названия, это люди, которые имеет тягу к накоплению, будь то деньги или недвижимость, власть или любовь. За свое они держатся зубами, избегая рискованных поступков. Этим людям свойственен консерватизм. Они характеризуются сдержанностью, предусмотрительностью, спокойствием и терпимостью к чужим мнениям. Они надежны, не склонны к переменам, подозрительны и упрямы, живут прошлым.

Рыночный тип

Э. Фромм считал рыночный тип характера наиболее типичным продуктом современного общества, рыночный тип наиболее характерен для жителей США и западноевропейских стран.

Классификация социальных характеров по Э. Фромму

Он характеризуется направленностью на внешний мир. Главное в рынке- товарно-денежные отношения. Для этого типа людей личность также служит товаром, а уже исходя из этого ставится цель: продать себя как личность.

Такая личность считает, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. То есть у товара должна быть «упаковка и маркетинг». Такие люди уделяют внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях (хотя иногда это противоречит морали, но в интересах дела моралью пренебрегают), готовы стать любящими (внешне), лишь бы добиться успеха при продаже себя потенциальным «заказчикам».

Э. Фромм характеризует их как поверхностных, бестактных, безнравственных при достижении успеха, неразборчивых в средствах и одновременно открытыми, любознательными и щедрыми.

Продуктивный тип

Продуктивный тип, по Э. Фромму, характеризуется честностью перед самим собой и во взаимоотношениях другими, независимостью в суждениях и поступках, горячей любовью к людям и животным, продуктивным творческим мышлением. Люди продуктивного типа часто увлекаются общественной деятельностью.

Э. Фромм считал, что общество раздирается противоречиями, результатом чего являются одиночество, изоляция и отчужденность. От этого состояния человек избавляется «бегством от себя и самообманом». Продуктивной личности удается оставаться самой собой только благодаря трем составляющим.

Во-первых, это творческое логическое мышление. Во-вторых, это продуктивная любовь, которая дает возможность любить все живое на земле, которая наделяет человека такими качествами, как забота обо всех живых существах и особенно о близких, ответственность, уважение и знание.

И наконец, третьей составляющей является общественно полезный труд, который предоставляет человеку возможность самовыражения. Результатом всех трех составляющих является зрелая, полноценная, целостная и продуктивная личность.

По большому счету, продуктивный тип личности Э. Фромма - это идеальный тип. Всем трем характеристикам в полной мере вряд ли кто-то соответствует, но Фромм считал, что этого соответствия можно достигнуть, если произойдет коренная социальная реформа и общество станет совершенным.

Фромм считал принадлежность характера человека к определенному типу или, как он говорил, к определенной ориентации, постоянной, стабильной и не меняющейся со временем.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 16Следующая ⇒

Экзистенциальные потребности человека

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я - это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

<Фромм полагал, что религия часто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей смысл их жизни.>

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности - то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Социальные типы характера

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению.

Типы социального характера по Э. Фромму

К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности - предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз - «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947, р. 73).

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества - открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип - независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека (Fromm, 1968). Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Читайте также:

  1. II. Цели и задачи настоящей Концепции
  2. V. Расчет потребности в удобрениях и средствах защиты растений
  3. VII. Информационные/читательские потребности подростков в правовой литературе
  4. Авторы Библейской Концепции заложили мысль о «десятине» и терпимости, потому что знали, где десятина, там рабство и без терпимости никак нельзя.
  5. Алкоголь, табак и иные средства воздействия на генетику и психику человека, как глобальное средство управления
  6. Базисные концепции организационного поведения
  7. Будничное богослужение: особенности вседневной вечерни и утрени с пением «Бог Господь» согласно 9-й главе Типикона.
  8. В создании водной среды, необходимой для развития зародыша человека,
  9. В такой обстановке Дания вышла из войны, и в 1629 г. в Любеке был подписан мирный договор, согласно которому датское правительство обязалось не вмешиваться в дела империи.
  10. В Учении Живая Этика даётся семеричный состав человека, о котором говорится также во всех древних эзотерических Учениях.
  11. Ведомость потребности в строительных машинах и средствах малой механизации по объекту
  12. Ведомость потребности материалов

1. Потребности человека

Возможности и потребности человека

1.2 Индивидуальные потребности человека

Индивид — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями. У индивида, собственно, и индивидуальные биологические, и социальные потребности…

Возможности и потребности человека

1.3 Семейные потребности человека

Семья — первичная и основная биосоциальная ячейка человеческого общества, представляющая собой группу людей, объединенных любовью, браком и кровными узами. Семья характеризуется тремя основными признаками: совместным проживанием ее членов…

Воспитание способности самоуправления и самосовершенствования

1.4 ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи. Начинать анализ нужно с потребностей. В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма…

Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

Потребности самоактуализации.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е…

Личность и направленность личности в психологии

2.2.1 Потребности

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий…

Мотивация деятельности человека

Глава 1. Потребности человека

Источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека: поскольку человек нуждается в определенных условиях существования…

Направленность и мотивы деятельности личности

2. Потребности

Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования…

Особенности потребностей аффилиации

1.1 Потребности и их особенности

Потребность — это свойство живых организмов, выражающее исходную форму их активного и избирательного отношения к предметному миру. Также потребность может определяться как субъективное состояние человека, выражающее его нужду…

Потребности личности

1. Понятие потребности

Общепризнано, что потребности — это движущая сила человеческой деятельности, поведения.

Социальные типы характера по Фромму

В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей — от биологической трактовки до социально-экономической…

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

3. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности

1. Мотивация и основные функции мотивации. Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели…

Протекание психологических процессов у человека

1.1 Эмоции и потребности

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом…

Роль природной и социальной сферы в формировании потребностей человека

3. Потребности человека: морально-этический аспект

Формирование потребностей человека — сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения…

Топология и теория поля К. Левина

3. Потребности

По мнению Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности)…

Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии

2. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека

Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество…

Социальные типы характера, по Э. Фромму

В связи с широкой постановкой проблем личности и поиском путей их решения Фромм пришел к выводу о значимости теории социального характера и выявлении его определенных типов. Здесь он продолжает традицию всего неофрейдизма и постфрейдизма, выдвигая концепцию социального характера на видное место в своем творчестве. Перед этим мы видели, как это же самое делали и А.

Типология социальных характеров Э. Фромма.

Адлер, и К. Юнг, и К. Хорни. У каждого из них был, конечно же, свой подход к рассмотрению этой проблемы, свои основания для типологизации характера . Нам же важно отметить наличие самого подхода к проблеме.

Социальный характер у Фромма — это форма связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Он отличает социальный характер, являющийся ядром общества, от индивидуального характера . Разница состоит в том, что индивидуальный характер присущ людям в рамках одной культуры, тогда как социальный характер служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой.

Характер — это форма кристаллизации психической энергии человека, которая позволяет использовать ее как производительную силу в социальной жизни . В работе «Человек для себя» ученый пишет: «…фундаментальная основа характера мне видится… в специфического вида отношениях личности с миром. В процессе жизни человек вступает в отношения с миром 1) посредством овладения вещами и их ассимиляции и 2) посредством отношений с людьми (и с самим собой). Первое я называю процессом ассимиляции; второе — процессом социализации» [Фромм. Минск. 1992. С. 62]. Фромм считает, что ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, и определяют суть его характера . На основе такого подхода к характеру он дает следующую его дефиницию: «характер можно определить как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции, и социализации» [Там же. С. 63].

Рассмотрев характер на уровне психологии личности, Фромм затем переходит к его социологическому анализу. «Тот факт, — пишет он, — что большинство членов некоего социального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера и что можно говорить о «социальном характере», репрезентирующем суть склада характера , общую большинству членов данной культуры, указывает на степень участия в формировании характера социальных и культурных моделей» [Там же. С. 64].

Каждой ступени развития общества присущ свой социальный характер. Фромм рассматривает свойственные современному ему этапу капитализма типы социального характера , связывая их с двумя ориентациями: неплодотворными и плодотворными. При этом основное внимание уделяется типам характера в связи с неплодотворной ориентацией, что в общем-то становится понятным с учетом негативного восприятия им капиталистического общества, в котором он жил, и его резко критическим анализом в целом ряде работ. Основными типами социального характера неплодотворной ориентации являются: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский, рыночный. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Рецептивный (пассивный) характер (или ориентация) означает, что человек стремится обрести что-либо извне, т.е. Из внешнего источника. Люди с таким типом характера зависят не только от авторитетов, дающих им знания и оказывающих помощь, но и вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Это люди, которые не могут взять на себя бремя решения и тяжесть ответственности. Рецептивную ориентацию Фромм называет берущей.

Эксплуататорский тип характера близок к рецептивному тем, что люди, которым он присущ, видят источник получения всего и вся вовне. Однако отличие состоит в том, что они не надеются получить от других что-либо в дар, а отнимают у них желаемое силой или хитростью. Фромм пишет: «Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что при надлежит другим, и недооценивать свое собственное» [Там же. С. 69]. Эксплуататорскую ориентацию он называет овладевающей.

Характер – это прижизненное образование, он формируется в процессе воспитания, обучения в сходных условиях.

На протяжении жизни человек вступает в отношения с миром посредством овладения вещами и посредством взаимодействия с людьми. И форма этих отношений зависит от его характера.

Человек в процессе жизни научается действовать полуавтоматически в тех или иных ситуациях. И в этих действиях отражается суть характера. Характер также дает возможность приспосабливаться к социуму. Таким образом, функция характера позволяет человеку действовать последовательно и разумно.

Основная роль в формировании характера принадлежит семье. Ребенок копирует поведение родителей, так формируется его характер. Также на формирование характера ребенка в процессе взросления отчасти влияют психические и материальные особенности, свойственные его окружающей среде. А также особенности темперамента.

Эрих Фромм исследовал типы характера и представил их в форме НЕПЛОДОТВОРНОЙ и ПЛОДОТВОРНОЙ ориентации. Они представлены раздельно, хотя обычно характер каждой личности состоит из сочетания нескольких ориентаций, при этом одна из них доминирует. Рассмотрим их через призму любви и мышления.

Типы характера неплодотворной ориентации:

Типы характера плодотворной ориентации:

РЕЦЕПТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

При такой ориентации человеку представляется что «все хорошее», будь то материальные блага, положительные эмоции, знания, находится вовне.

При таком положении дел, людям свойственно не давать, а получать.

Они не привыкли дарить любовь, а лишь только получать ее. Таки образом они попадают в собственную ловушку. Становятся неразборчивы в выборе партнера, бросаются на всех, кто предлагает им любовь или ее подобие. Становятся чрезвычайно чувствительными при всяком отдалении партнера, зависимыми от отношений.

То же касается и интеллектуальной сферы. Такие люди не добывают самостоятельно информацию. Они ищут человека, способного повести за собой и дать им уже готовую нужную информацию.

В случае, когда человек религиозен, он ждет от Всевышнего ВСЕГО, не проявляя при этом никакой активности.

Людям с такой ориентацией во всех сферах жизни требуется «магический помощник». Это вынуждает их быть верными другим людям. Они не в состоянии сказать «нет» и таким образом попадают в зависимость от других. Они становятся очень услужливыми. Не способными ничего делать без посторонней помощи. Они чувствуют себя небезопасно без поддержки окружающих. Как результат, они не способны принимать самостоятельно решения и брать на себя ответственность.

Люди рецептивной ориентации очень любят выпить и поесть. Тем самым они подавляют свою тревогу. Их движения и жесты плавные, как бы манящие.

А вообще мироощущение таких людей оптимистичное и дружелюбное. У них есть определенное доверие к миру, и они становятся тревожными лишь при возможной утрате «источника питания».

ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР

Данная ориентация сходна с рецептивной. У людей такого типа также есть представление о том, что все хорошее находится вовне. Основное отличие в том, что они не ждут даров от других, а отнимают желаемое хитростью и силой. Они склонные переоценивать то, что есть у других, и недооценивать то, что есть у себя. Такая ориентация распространяется на все сферы жизни.

В любви они присваивают только человека, принадлежащего кому-то другому, их не интересуют люди свободные от отношений.

То же касается и интеллектуальной деятельности. Им свойственен плагиат, не смотря на то, что это зачастую талантливые и интеллектуально развитые люди. Они вполне могли бы создавать собственные творения. Но чужие вещи им кажутся более привлекательными, чем те, которые они способны создать сами.

Они используют и эксплуатируют всех и все, из чего можно хоть что-то выжать. Каждый объект взаимодействия они оценивают как предмет полезности. Их главный девиз: «Краденый плод – самый сладкий».

Людям с эксплуататорской ориентацией свойственны подозрительность, цинизм, ревность, зависть. Жесты и движения их резкие и агрессивные. Очень часто они делают язвительные замечания в адрес других людей. Язвительная гримаса – их отличительная черта.

СТЯЖАТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР

Люди со стяжательской ориентацией мало верят в то, что можно что-то получить из внешнего мира. Их безопасность строится на стяжательстве и экономии. Траты они воспринимают как угрозу своей безопасности. Их цель – как можно больше приносить в дом и ничего не отдавать.

Их скупость распространяется на все сферы жизни. Как на материальные ценности, так и на чувства и мысли.

В любовных отношениях, они стараются завладеть любимыми, при этом не отдавать свою любовь. Близость с другими людьми они воспринимают как угрозу, они или отстраняются или овладевают людьми, чтобы устранить угрозу. Они очень подозрительны. Их девиз «Мое – это мое, а твое – это твое».

Движения и жесты людей со стяжательской ориентацией чопорные. Губы плотно сжаты. Им свойственна педантичная аккуратность.

Внешний мир для людей стяжательской ориентации представляет собой угрозу вторжения в его оборонную позицию. Их ригидная и бесплодная аккуратность является выражением потребности устранения контакта с внешним миром. Вещи из внешнего мира они воспринимают как опасные и нечистые.

Также характерными чертами данного типа людей являются навязчивая пунктуальность и упрямство. Это своего рода подчинение внешнего мира себе. Упрямо стоять на своем – это ответ на внешнюю угрозу.

РЫНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР

Рыночная ориентация развилась в доминирующую только в современную эпоху. Свободный рынок, основанный на конкуренции, взрастил данный тип людей. Первостепеннее труда становится продажа.

Современный человек воспринимает себя и как товар для продажи на рынке, и как продавца. Вне зависимости от того какая у человека профессия, меновой ценностью является определенный товар или личность, эта профессия должна пользоваться спросом. На современном рынке не достаточно владеть знанием и умением для выполнения определенной задачи, но нужно еще быть способным вступать в состязания с другими. Успех в данном случае зависит не столько от того что ты знаешь и умеешь, но и от того, как ты умеешь продавать свою личность. Для этого необходимо обладать знаниями, какой вид личности пользуется наивысшим спросом.

Эти знания человек получает на протяжении всего процесса воспитания: в семье, в социальных учреждениях, с обложек журналов, СМИ, кино и из других источников, в которых демонстрируются внешний вид и жизненные истории преуспевающих людей.

В случае если у человека мерилом ценности личности являются превратности рынка, его самоуважение и чувство собственного достоинства разрушаются. Зрелый и плодотворный индивид ощущает себя независимым существом.

При рыночной ориентации важное значение для человека играет не его самореализация, а его успех в процессе продажи. Его силы, и то, что ими создано, отчуждаются от него, становятся чем-то отличным, скрытым от него; чем-то, что другие будут использовать и оценивать. Он с ними не идентичен.

Такая ситуация ставит человека с рыночной ориентацией в полную зависимость от того, как другие воспринимают его. Такие люди предоставлены сами себе, страшатся неудачи, жаждут угодить, не щадят других и не ждут пощады.

Следует отметить, что при описании неплодотворных характеров были представлены только их отрицательные стороны.

ПЛОДОТВОРНЫЙ ХАРАКТЕР


Плодотворная ориентация олицетворяет собой развитый характер, являющийся целью человеческого развития и идеалом гуманистической этики.

Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку к восприятию мира во всех сферах человеческого опыта, включая ментальную, эмоциональную, сенсорную реакцию на самого себя, на других людей, на вещи. Плодотворность – это способность человека использовать свои силы и реализовывать свои возможности (идти и добиваться), быть свободным и независимым от контроля и насилия.

Сущность «плодотворной любви» одна и та же, будь то любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви: забота, ответственность, уважение, знание.

Способностью любить обладает не каждый человек. Это качество привлекает других людей. Любить человека плодотворно, значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, за развитие всех его человеческих сил. Но без уважения, т.е. принятия человека таким, каков он есть, и знания любимого человека любовь превращается в собственничество.

Плодотворная любовь ставит знак равенства между любовью к одному человеку и любовью ко всему человечеству. Любовь к одному индивиду можно отнести к чему-то случайному и поверхностному.

Символ высшей степени любви – материнская любовь, которая подразумевает безусловность, основанную только на материнском отклике на потребности ребенка.

Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

При плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету, а заинтересован в нем. В противном случае мышление становится бессодержательным и неплодотворным. Взаимосвязь субъекта и объекта наибольшим образом стимулирует мышление.

Плодотворное мышление характеризуется также и объективностью, т.е. думающий видит объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, как хотелось бы его видеть. Объективность требует от думающего, и видеть себя, каков ты есть, т.е. осознавать, каким образом ты связан с объектом изучения.

Плодотворная деятельность, будь то мышление, любовь, возможна только при ритмичной смене активности и покоя. Это способность человека, когда это необходимо оставаться в покое и наедине с собой. Если плодотворная активность парализована, это приводит или к неактивности, или к сверхактивности. Лень и вынужденная активность являются двумя симптомами нарушения правильного функционирования человека. С таким нарушением у человека обнаруживается неспособность либо выполнять работу, либо неспособность наслаждаться досугом и покоем.

Свобода от давления, добродетель, возможность прислушаться к самому себе – факторы, способствующие развитию плодотворного характера.

В окончании следует ответить, что различные ориентации характера соединяются в различные комбинации, каждая из них качественно меняется в зависимости от уровня наличествующей в ней плодотворности. А если добавить еще и различие в , то количество комбинаций растет в геометрической прогрессии.

До встречи снова на

В отличие от Фрейда и Юнга Э. Фромм не имел медицинского образования. Стоит заметить, что он изучал психологию, социологию и философию. Стоит заметить, что он стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная и конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении ϲʙᴏего исторического анализа Эрих Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время будет одиночество, изоляция и отчужденность. При всем этом он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной ϲʙᴏбоды в развитии всех ϲʙᴏих потенциальных возможностей. При этом значительная степень автономии и ϲʙᴏбоды выбора, кᴏᴛᴏᴩыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С позиции Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная ϲʙᴏбода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как ϶ᴛᴏ имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между ϲʙᴏбодой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за ϲʙᴏбоду и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, ɥᴛᴏбы обладать властью над ϲʙᴏей жизнью и иметь право выбора, но им также крайне важно чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность ϶ᴛᴏго конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем обществ. Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие ϲʙᴏбоде? Важно заметить, что один путь — отказаться от ϲʙᴏбоды и подавить ϲʙᴏю индивидуальность. Фромм оповествовал несколько стратегий, используемых людьми, ɥᴛᴏбы “убежать от ϲʙᴏбоды”. Первый из них — авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, ɥᴛᴏбы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я"”. Авторитаризм пробудет как в мазохистских, так и в садистских тенденциях . При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. К примеру, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства — деструктивность. Следуя ϶ᴛᴏй тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Отметим, что термин конформность автомата Фромм применял к человеку, кᴏᴛᴏᴩый использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. “Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и по϶ᴛᴏму становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть”. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от ϲʙᴏего окружения. Стоит заметить, что они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от ϲʙᴏбоды, существует также опыт позитивной ϲʙᴏбоды, благодаря кᴏᴛᴏᴩому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при ϶ᴛᴏм ощущения единения с другими людьми и обществом. Стоит заметить, что он называл вид ϲʙᴏбоды, при кᴏᴛᴏᴩой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной ϲʙᴏбодой . Достижение позитивной ϲʙᴏбоды требует от людей спонтанной активности в жизни. Стоит заметить, что он отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, кᴏᴛᴏᴩые обычно действуют в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам, В ϲʙᴏей книге “Искусство любви”, одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — ϶ᴛᴏ ключевые компоненты, с помощью кᴏᴛᴏᴩых осуществляется развитие позитивной ϲʙᴏбоды посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при ϶ᴛᴏм ϲʙᴏим ощущением индивидуальности или целостности.

Помимо ϶ᴛᴏго, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Стоит заметить, что они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктам! Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к ϲʙᴏбоде и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей . Дихотомия ϲʙᴏбода-безопасность, ϶ᴛᴏт универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Основные экзистенциальные потребности человека

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека

Потребность в установлении связей

Потребность в установлении связей, Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям крайне важно о ком-то заботиться. принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством “продуктивной любви”, помогаю людям трудиться вместе и в то же время сохранять ϲʙᴏю индивидуальность. В случае если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только ϲʙᴏи эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

Потребность в преодолении

Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении ϲʙᴏе; пассивной животной природы, ɥᴛᴏбы стать активными и творческими созидателями ϲʙᴏей жизни. Уместно отметить, что оптимальное разрешение ϶ᴛᴏй потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства ϲʙᴏбоды и собственной значимости. Невозможность удовлетворения ϶ᴛᴏй жизненно важной потребности будет причиной деструктивности.

Потребность в корнях

Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, ɥᴛᴏбы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью . К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, кᴏᴛᴏᴩую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. По϶ᴛᴏму на протяжении всей ϲʙᴏей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, кᴏᴛᴏᴩое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со ϲʙᴏими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения ϲʙᴏей потребности в корнях, не способны ощущать ϲʙᴏю личностную целостность и ϲʙᴏбоду.

Потребность в идентичности

Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря кᴏᴛᴏᴩой они чувствуют ϲʙᴏю непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Отметим, что каждый человек должен быть способным сказать: “Я — ϶ᴛᴏ я”. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием ϲʙᴏей индивидуальности воспринимают себя я как хозяев ϲʙᴏей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

Потребность в системе взглядов и преданности

Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям крайне важно стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Кстати, эта системаориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Стоит заметить, что он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в т.ч. и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни.Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Социальные типы характера

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение данных потребностей зависит от типа социальных условий, в кᴏᴛᴏᴩых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, кᴏᴛᴏᴩые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл “основными ориентациями характера”. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Фромм выделял пять социальных типов характера , превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в кᴏᴛᴏᴩом живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы . К категории непродуктивных ᴏᴛʜᴏϲᴙтся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивным представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из данных типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разным людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные типы

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни t находится вне их самих. Стоит заметить, что они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни -скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. В случае если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы

Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Стоит заметить, что они тоже неспособны к творчеству, и по϶ᴛᴏму а добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все ϶ᴛᴏ у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера будут агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на ϲʙᴏи накопления. В отличие от первых двух типов, “накопители” ч тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Стоит заметить, что они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некᴏᴛᴏᴩые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность, оценивается как товар, кᴏᴛᴏᴩый можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, кᴏᴛᴏᴩая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал “рыночную” личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

Продуктивный характер

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с позиции Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней пробудет способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и по϶ᴛᴏму оϲʙᴏбождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность — людям горячо любить все живое на Земле (биофилия) Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, присущих всем людям, будет зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма — идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. При всем этом Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в кᴏᴛᴏᴩом находят удовлетворение базисные потребности человека. Стоит заметить, что он называл ϶ᴛᴏ общество гуманистическим общинным социализмом.

Отметим, что теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис состоял в том, ɥᴛό структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Основные типологии личности принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Социальная типология характеров Э. Фромму") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Основные типологии личности в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Основные типологии личности, 2015. Социальная типология характеров Э. Фромму.

(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016