Ваши профессиональные предпочтения. Профессиональные интересы и их диагностика Как описать интересы и предпочтения в профессии

Исследование профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте неразрывно связано с изучением профессиональных интересов и склонностей. Как отмечает в своей работе Л.А. Головей, профессиональное самоопределение – сложное психологическое образование, которое включает в себя познавательные интересы, жизненные ориентиры, профессиональную направленность и профессиональные планы . На связь профессионального самоопределения и интересов также указывают Е.Ю. Пряжникова и Т.А. Егоренко, говоря о том, что «выбор профессии может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своим способностям, интересам, склонностям, стремлениям» .

Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов. Существенным в развитии интересов подростка, по мнению С.Л. Рубинштейна, является начинающаяся специализация и дифференциация интересов, их направленность на определенную область деятельности, профессиональную – литературу, технику, искусство, определенную научную сферу, совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростка .

В нашем исследовании приняли участие 2372 восьмиклассника из 49 образовательных комплексов Северного административного округа г.Москвы (1152 девочки и 1220 мальчиков). Для изучения интересов и профессиональных предпочтений обучающихся мы использовали методику «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой) и разработанную нами профориентационную анкету . Полученные данные показывают, что каждый третий мальчик и каждая пятая девочка еще не задумывались о выборе профессии, при этом среди девочек больше тех, кто сомневается в выборе профессии, а среди мальчиков тех, кто определился и уверен в своем выборе (Табл.1).


Таблица 1 Выбор профессии

мальчики

количество

количество

не задумывались о выборе профессии

сомневаются в выборе

определились и уверены в своем выборе

Девочки чаще, чем мальчики считают, что незнание своих способностей и возможностей является основной причиной, по которой они не могут определиться с выбором профессии (62,85% девочек и 50,74% мальчиков). Это может быть связано с тем, что девочки более тревожны и склонны к самоанализу. Плохое знание мира профессий в качестве причины затруднений в выборе профессии назвал каждый пятый подросток (19,7% девочек и 22,05% мальчиков).

Исследование интересов и профессиональных предпочтений подростков проводилось по модифицированной методике «Карта интересов». Методика предполагает оценку степени своего интереса к 17 различным профессиональным сферам по шкале от +2 (очень нравится) до -2 (совсем не нравится). На каждую сферу дается 5 утверждений. Таким образом, максимальный интерес выражается оценкой +10, полное отсутствие интереса оценкой -10. Анализ результатов исследования показал, что в ответах восьмиклассников имеются существенные гендерные различия. В среднем девочки в два раза чаще, чем мальчики выбирают области биологии и медицины, а также область иностранных языков, в четыре раза чаще – области педагогики и психологии, и в шесть раз чаще – область искусства. Мальчики отдают предпочтение точным наукам и технической сфере: в среднем в два раза чаще, чем девочки они выбирают области математики и физики, в шесть раз – область информационных технологий, в восемь раз – военное дело и спорт, в десять раз чаще области техники и транспорта (Табл.2).

Таблица 2

Распределение интереса восьмиклассников к профессиональным областям

Профессиональные области

мальчики

Максимальные положительные

ответы, количество человек

Максимальные положительные

ответы, количество человек

Биология

География, геология

Медицина

Физика, математика

Транспорт

Инфомационные технологии

Психология, педагогика

Военное дело, спорт

Филология, журналистика

Юриспруденция

Сфера обслуживания

Экономика

Иностранные языки

Искусство

Эти данные также подтверждаются результатами анкетирования. Подросткам было предложено выбрать область деятельности или знаний, которая больше всего их интересует, из приведенного списка. В два раза больше мальчиков выбирают область точных наук (математика, физика) – 39,75% , в то время как эту область выбрали 18,32% девочек. Гуманитарную область (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология) выбрали почти в два раза меньше мальчиков, чем девочек (20,74% мальчиков и 47,48% девочек). Также почти в два раза меньше мальчиков выбрали область искусства (музыкальное, театральное, изобразительное) – 15,33% мальчиков и 39,32% девочек.

Среди мальчиков, определившихся с профессией и уверенных в своем выборе, больше всего тех, кто выбрал профессию врача (ее называет каждый седьмой подросток). Следующие по популярности профессии – программист, повар, инженер, военный, машинист, автомеханик, юрист. Наиболее распространенная профессия у девочек – врач (ее назвала каждая четвертая девочка). Далее следуют профессии: архитектор, журналист, психолог, повар, учитель, ветеринар. Как мы видим из этих данных, профессиональные предпочтения подростков имеют гендерные различия – девочки в основном выбирают профессии, связанные с гуманитарной сферой, а мальчики – с областью техники и транспорта.

Нами был также проведен анализ наиболее предпочитаемых восьмиклассниками школьных предметов.

Оказалось, что на 10% девочек больше, чем мальчиков назвали самыми любимыми школьные предметы, относящиеся к гуманитарному циклу (русский язык, литература, иностранный язык). Точные науки (алгебра, геометрия) предпочитают на 10% девочек меньше, чем мальчиков, но такие предметы, как информатика и физика предпочитают в два раза меньше девочек, чем мальчиков. Девочки в два раза чаще мальчиков называют своими любимыми предметы, относящиеся к художественно-эстетическому циклу (ИЗО, музыка, мировая художественная культура). Таким образом, мы видим, что полученные с помощью различных методик данные согласуются: интересы девочек чаще лежат в гуманитарной области. Гуманитарная направленность девочек проявляется в предпочтении школьных предметов гуманитарного цикла, а также в выборе профессий гуманитарного спектра. Мальчики больше интересуются точными науками, сферами техники и транспорта, они выбирают соответствующие профессии и предпочитают предметы, относящиеся к области точных наук. В этой связи представляет интерес исследование влияния увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников Н.М. Щедухиной (2010 г.) . Она предположила, что существует взаимосвязь между планированием профессиональных перспектив и увлечением школьными предметами. Эта связь была обнаружена только по некоторым предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура. Было также установлено, что увлечение школьными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на школьную успеваемость.

Для восьмиклассников следующий учебный год является определяющим. В девятом классе им нужно будет решить: получать среднее профессиональное образование или, выбрав профиль, продолжать обучение в десятом классе. Как пишет в своем исследовании О.В. Кузнецова, 87,5% десятиклассников и 80% учащихся 11 класса считают, что для успешного выбора профильного обучения необходимо знание своих психологических качеств (способностей, интересов, личностных особенностей). Подростки отмечают важность приобретения углублѐнных знаний по интересующим их дисциплинам школьной программы. Школьники считают, что профильное обучение даѐт возможность «заниматься только теми предметами, которые помогут в профессии», «лучше осознать предметы», «улучшить свою успеваемость», «раскрыть свои способности», «развивать свои навыки и таланты». Профильное обучение – «это помощь для поступления в ВУЗ», «возможность углублѐнно изучать любимые предметы», «шанс улучшить свои знания» .

На наш взгляд, необходимо проводить систематический мониторинг интересов и профессиональных предпочтений обучающихся с 8 по 11 класс с целью выявления подростков с несформированными интересами и предпочтениями для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ними. Также целесообразно включать в программы по школьным предметам материал по профессиональному самоопределению: знакомство с профессиями, которые можно получить в рамках данной предметной области, профессиональные пробы (практические занятия в рамках программы). Необходимо организовывать проектную и исследовательскую деятельность в рамках программы, предметные конкурсы, олимпиады и викторины. Положительные результаты также дает интеграция предметов различных областей – например, проведение совместных уроков по литературе и технологии, биологии и физике. Подобные мероприятия будут способствовать развитию интересов подростков и, следовательно, профессиональному самоопределению.

Список литературы

1. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы.На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – М.: МГППУ, 2011. – 297с.

2. Кузнецова, О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г.: - М., 2011. – С.117-121.

3. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1 № 2. С.111-122 URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

5. Филимонова О.Г. Модификация карты интересов // Газета «Школьный психолог», 2007. № 2.

6. Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n4/Scheduhina.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

Инструкция . Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет Вам соотнести Ваши склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг Ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании Вашей профессиональной карьеры.

Если Вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест может помочь Вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой.

Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои ответы на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ниже приводятся различные виды деятельностей, которые отражают широкий круг интересов и установок. Обведите букву "Д° в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером Вам подходит, нравится, или Вы считаете, что он Вам подойдет. Если тот или иной вид деятельности Вам не нравится, не подходит, или Вы от него не в восторге, то обведите букву "Н".

Р Деятельности

1. Пройти курс обучения работам по дереву

2. Работать на легковом автомобиле

3. Ремонтировать хозяйственные постройки

4. Ремонтировать электроприборы

5. Настраивать музыкальную стереосистему

6. Мастерить по дому

7. Работать на дачном участке

8. Пройти курс обучения на автомеханика

9. Самостоятельно ремонтировать квартиру

10. Решать технические проблемы

11. Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейную машину, пишущую машинку и т.п.)

И Деятельности

1. Работать в научно-исследовательской лаборатории

2. Применять математику для решения практических проблем

3. Изучать научные теории

4. Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций

6. Находить решения сложных проблем

7. Посещать научный музей

8. Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам

9. Пройти курс математической статистики

10. Размышлять над научными проблемами

11. Освоить новую научную дисциплину

А Деятельности

1. Играть на музыкальном инструменте

2. Писать для журнала или газеты

3. Воплощать в драматическое произведение рассказ, или художественный замысел

4. Играть в ансамбле, группе или оркестре

5. Конструировать мебель или одежду

6. Писать портреты или заниматься фотографией

7. Пройти курсы по дизайну

8. Выпускать журнал или газет/

9. Заниматься рисунком или живописью

11. Создавать декоративные изделия (чеканка, резьба, выжигание)

С Деятельности

1. Работать в сфере социальной поддержки и защиты

2. Обучаться на курсах по психологии человеческих взаимоотношений

3. Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними

4. Дискутировать по вопросам отношений между людьми

5. Обучать других выполнять какую-либо работу

7. Помогать людям, страдающим физическими недостатками

8. Помогать советом в трудных ситуациях

9. Преподавать в учебных заведениях

10. Заботиться о детях или помогать пожилым людям

11. Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов

П Деятельности

1. Быть руководителем проекта или какого- либо мероприятия

2. Пройти курсы или семинар для руководителей

4. Участвовать в политических кампаниях

5. Организовать собственное дело и руководить им

6. Принимать решения в важных и ответственных делах

7. Оказывать влияние на других людей

8. Присутствовать на аукционах, торгах

9. Руководить работой других

10. Следить за конъюнктурой рынка

11. Организовывать и проводить выборные кампании

К Деятельности

2. Работать с микрокалькулятором

3. Провести инвентаризацию материальных ресурсов

4. Записывать свои расходы

5. Проводить проверку документации на предмет выявления ошибки или пропажи

6. Производить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе

7. Вести деловую переписку

8. Управлять оргтехникой, вычислительными машинами в учреждении

9. Заполнять стандартные формы, подробные анкеты

10. Обучаться на бухгалтерских курсах

11. Оформлять и печатать деловые бумаги

СПОСОБНОСТИ

Обведите "Д" для тех видов умений, которыми Вы обладаете и которые Вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите "Н" для тех видов умений и способностей, которыми Вы никогда не обладали, а соответствушую деятельность никогда не осуществляли или осуществляли плохо.

Р Способности

1. Я могу выполнять простой ремонт телевизора или радиоприемника

2. Я могу ремонтировать мебель

3. Я могу использовать электромеханические инструменты (пилу, дрель, токарный или шлифовальный станки) для работ по дереву

5. Я могу сделать простой электрический ремонт

6. Я могу заменить масло или резину в легковой машине

7. Я могу сделать масштабный чертеж

8. Я могу пользоваться большинством столярных инструментов

9. Я могу производить простой слесарный ремонт

11. Я могу использовать электроизмерительные приборы

И Способности

1. Я могу использовать компьютер при изучении научной проблемы

2. Я могу разобраться в физических свойствах многих веществ

3. Я могу расшифровать простые химические формулы

4. Я могу использовать калькулятор или логарифмическую линейку для научных исследований

5. Я могу применять микроскоп для решения научных задач

6. Я могу использовать математическую статистику для решения научных проблем

7. Я могу описать основные функции человеческого организма

8. Я могу применять логарифмические таблицы

9. Я могу написать реферат по проблеме

10. Я могу назвать три блюда с высоким содержанием белка

11. Я могу кратко и четко изложить какую-либо научную теорию

А Способности

1. Я могу написать рассказ

3. Я могу писать красками, акварелью, лепить скульптуру

4. Я могу обрисовать или описать человека так, что его можно узнать

5. Я могу создать сценическое воплощение идеи или сюжета

7. Я могу разрабатывать дизайн для упаковки продуктов

8. Я могу декорировать рабочие помещения учреждений

9. Я могу играть в пьесе

10. Я могу сам изготовить простые украшения для дома

11. Я могу выполнить художественный фотоснимок, слайд

С Способности

1. Я могу хорошо принять гостей

2. Мне легко помогать другим в принятии решений

3. Я участвовал в акциях благотворительности

4. Мне легко объяснять какие-либо вещи другим

5. Я могу возглавить групповую дискуссию

6. Мне легко удается создавать людям хорошее настроение

7. Мне легко разговаривать с любыми людьми

8. Мне легко удается помогать людям планировать их будущее

9. Мне легко тренировать других

10. Мне легко учить других

11. Я хорошо разбираюсь в людях
П Способности

1. Я могу организовать работу других

2. Я легко оцениваю собственные достоинства

3. Я легко могу заинтересовать других

4. Я могу организовать и управлять кампанией по продаже

5. Я хороший продавец

6. Я легко планирую стратегию для достижения цели

7. Я хороший публичный оратор

8. Я знаю как стать лидером, добивающимся успехов

9. Я могу отстаивать свою точку зрения

10. Я могу начать свое собственное дело

11. Я могу развить в себе желаемые качества

К Способности

1. Я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы

2. Я могу легко получить необходимую информацию по телефону

3. Я могу вести учет доходов и расходов

4. Я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса

5. Я могу печатать на машинке достаточно быстро

6. Я могу составлять деловые письма

7. Я могу управлять редактором текстов на компьютере

8. Я могу создавать обстановку для деловых встреч

9. Я могу работать на копировальной машине

10. Я могу быстро замечать ошибки в расчетах, текстах

11. Я могу успешно пользоваться каталогами

КАРЬЕРЫ

Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, государственных учреждениях, различных видах искусства и науки. Обведите "Д" для тех видов карьер, которые Вас интересуют или нравятся Вам. Обведите "Н" для тех видов карьер, которые Вам не нравятся или Вы находите их неинтересными.

Р Карьеры

1. Плотник

3. Автомеханик

4. Специалист по электронной аппаратуре

7. Сварщик

8. Радиоинженер

9. Инженер-механик

10. Гравировщик, изготовитель печатей, штампов

11. Экономист-плановик производства

12. Инженер-конструктор по разработке инструментов

13. Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней

14. Оператор энергетической установки И Карьеры

1. Инженер-конструктор

2. Техник медицинской лаборатории

5. Издатель научного или научно-популярного журнала

6. Ботаник

8. Антрополог

9. Семейный врач

10. Метеоролог

11. Научный работник в области социальных наук

12. Биолог

13. Научный работник исследовательской лаборатории

А Карьеры

1. Писатель

2. Фотограф

3. Музыкант-аранжировщик

7. Музыкант-исполнитель

8. Эксперт по живописи

9. Журналист

10. Художник по копиям (копиист)

11. Издатель газеты

13. Архитектор

14. Дизайнер

С Карьеры

1. Преподаватель высшей школы

2. Работник в социальной области

3. Логопед

4. Учитель школы

5. Психолог

6. Специалист по семейному консультированию

7. Преподаватель общественных и социальных наук

8. Сотрудник службы социальной поддержки

9. Инструктор молодежного лагеря

10. Консультант по выбору профессии

11. Социолог

12. Инспектор по делам несовершеннолетних

13. Сотрудник службы "телефон доверия"

14. Священнослужитель

П Карьеры

1. Управляющий фирмой

2. Управляющий гостиницей

3. Директор на радио и телевидении

4. Агент по продаже недвижимости (домов, земельных участков)

5. Управляющий распродажей

6. Заведующий отделом маркетинга"

7. Управляющий магазином

10. Посредник в торговых операциях

11. Продавец, торговый работник

13. Брокер на бирже

14. Начальник спортивной команды

К Карьеры

1. Экономист

2. Счетовод

3. Секретарь-машинистка

4. Кассир а банке

5. Инспектор в банке

6. Налоговый инспектор

7. Ревизор

8. Контролер кредитов

9. Оператор ЭВМ

10. Судебный исполнитель

11. Архивариус

12. Бухгалтер

13. Нотариус

14. Библиотекарь

Описание методики

“Опросник профессиональных предпочтений” (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж.Холландом. Сущность теории Дж.Холланда можно свести к следующим основным положениям:

1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).

Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультур-ное влияние, физическое окружение и т.д. Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к

развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.

2. Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.

В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больший процент людей С-типа, чем, например, Р-типа.

В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам.

3. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблем и брать на себя соответствующие запросам роли.

Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип, ищет, соответственно, социальное и т.д. Аналогично и соответствующее окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.

Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов. Другой составной частью окружения является досуг человека, его времяпрепровождение вне работы.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.

Описание типов по Холланду

Реалистический тип - мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами.животными, машинами) и их прак-тичеким использованием.

Механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты)

Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы

Любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам

Способности, которыми обладает Р-тип

Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость

Механические способности, изобретательность

Математические способности

Эмоциональная стабильность, надежность

Практичность, бережливость

Упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность

Скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность

Независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей

Ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность

Работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично

Предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать что, как и когда надо делать

Не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений

Более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними

Предпочитаемое окружение

природа, сельская местность

Наименьшее взаимодействие с другими людьми

Ситуации, требующие небрежной одежды

Организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (вооруженные силы, УВД и т.п.)

Фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты

Транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия

Типичные хобби

Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств

Строительные и восстановительные работы

Фермерство, обустройство дачи, огодничество, садоводство

Охота, рыболовство, туризм

Управление моторными видами транспорта

Физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе

Профессии Р-типа

Плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, миллиционер, ветеринар, водитель,сварщик

Исследовательский тип

Предпочитаемые виды деятельности

Сбор информации, ее систематизация, анализ

Выполнение сложных или абстрактных заданий

Решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий

Независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя

Выполнение научной или лабораторной работы

Предпочитают размышления действиям

Способности, которыми обладает И-тип

математические способности

Аналитические навыки

Научные склонности, склонности к рациональному логичному анализу

Навыки письменного изложения мысли

Рациональность, эрудированность Личностные качества и ценности

независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работ/

Сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность

Любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность

Уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки

Стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию

Более всего несхож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-типа слишком много проблем и вопросов. Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение

Слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях,

Организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты

Ограниченность общения с другими людьми

Типичные хобби

работа (И-тип часто полностью поглощен свое работой и работает по много часов в день)

Сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принци пов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.)

Компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение литературы

Чтение научной литературы

Артистический тип

Предпочитаемые виды деятельности

художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.)

Игра на музыкальных инструментах

Исполнительская актерская деятельность

Способности, которыми обладает А-тип

Воображение, креативность

Музыкальные способности

Артистические способности

Вербально-лингвистические способности

Чувство гармонии, вкуса

независимость, самостоятельность, нонконформизм

Импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность

Непрактичность, беспорядочность

Интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, “правополушарность”

Стремление к самовыражению, демонстративность

Оригинальность, открытость, свобода от условностей

Допускает альтернативные варианты решения проблем

Более всего несхож с Т-типом, близок к И- и С-типу

Предпочитаемое окружение

неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.п.)

Организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т.п.)

Типичные хобби

фотография, рисование, живопись

Посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев, концертов

Сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование

Игра на музыкальных инструментах, занятие танцами

Профессии А-типа

артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея

Социальный тип

Предпочитаемые виды деятельности

ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами

Обучение, объяснение, разъяснение

Оказание помощи, консультирование, советование

Организация групповых мероприятий, ведение дискуссий

Способности, которыми обладает С-тип

вербальные способности

Навыки общения и взаимодействия с людьми

Преподавательские, ораторские способности

Навыки слушания

Личностные характеристики и ценности

Гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность

Кооперативность, настроенность на других, понимание других

Тактичные, эмоционально теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные

Более всего несхож с Р-типом и близок к А- и П-типам

Предпочитаемое окружение

Социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала

Медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы

Агентства социальной защиты

Типичные хобби

Организация развлечения других

Посещение общественных мероприятий, собраний

Добровольное выполнение благотворительной и социальной работы

Профессии С-типа

учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель

Предпринимательский тип

Предпочитаемые виды деятельности

работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха

Финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности

Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство

Проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами

Проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.

Способности, которыми обладает П-тип

организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения

Руководящие и лидерские способности

Социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия

Склонность к предпринимательской деятельности

Личностные качества и ценности

стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу

Амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность

Экстравертированность, социабельность, коммуникабельность

Ориентация на деньги, власть, материальное благополучие

Оптимистичность, энергичность, любовь к популярности

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами

Предпочитаемое окружение

посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами

Промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы

Типичные хобби

членство в клубах и организациях, посещение собраний

Спортивные состязания или в качестве зрителя или участника, богатый отдых

Развлечения, организация вечеринок, увеселений

Политическая деятельность

Профессии П-типа

коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер Конвенциональный тип Предпочитаемые виды деятельности

работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности

Управление оффисным оборудованием

Ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг

Написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм

Способности, которыми обладает К-тип

Арифметические способности

Канцелярские способности

Ручная тонкая моторика

Организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность

Личностные качества и ценности

сознательность, упорство, практичность, честность

Самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность

Бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии

Для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы

Наиболее несхож с типом А, ближе всего к типам Р и П

Предпочитаемое окружение

данный тип, также как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль

Большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы

Отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции

Хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой

Типичные хобби

Коллекционирование (марки, монеты и т.п.)

Постройка моделей

Проекты улучшения жилища

Участие в гражданских и общественных организациях

Игры с ясными и четкими правилами
Профессии К-типа

бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь

Отношения между типами. Гексагон Холланда

Взамоотношения между шестью выделенными типами описывается, согласно теории Дж.Холланда, гексагоном - шестиугольником, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р-И-А - С-П-К. Гексагон Холланда является основой для понимания его теории, интерпретации получаемых результатов и демонстрации психологического сходства - различия между типами.

На основе шестиугольной модели Холланд постулировал 4 дополнительных понятия, расширяющих объяснительную силу его теории.

1.Однородность

Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так.социальный и артистический типы более схожи друг с другом, чем, например, исследовательский и предпринимателький. Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной. Одна из функций гексагона - помочь определить однородность личности и (или) окружения. Чем ближе друг к другу на гексагоне расположены типы, составляющие содержание конкретной личности, тем она более однородна. Например, реалистический индивид, который также имеет интерес к исследовательской и конвенциональной деятельности (РИК), личностно более однороден, чем реалист, ориентированный на социальную и предпринимательскую активность (РПС).

2.Дифференцированность

Некоторые личности или окружения более “чистые”, т.е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую к другим. Тогда как есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в равной степени. Индивиды или окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях рассматриваются как слабо дифференцированные. Эмпирически степень дифференцированное-™ личности определяется по выраженности баллов по методике СНП.

3.Конгруэнтность

В соответствии с данным понятием разные типы личности требуют соответствующего окружения. О конгруэнтности можно говорить в том случае, когда индивид живет и работает в окружении того же типа, к которому принадлежит и он сам. Неконгруэнтность, например, будет иметь место в том случае, если реалистический тип будет работать или жить в окружении социального типа. Для определения степени конгруэнтности личности и окружения можно использовать гексагон Холланда, однако это легче сделать с помощью таблицы 1, построенной на его основе.

Таблица 1

Степень сходства (+) и различия (-) между личностью и окружением

Тип окружения

Тип личности

Проведение тестирования. Опросник профессиональных предпочтений можно проводить как индивидуально, так и группе. Величина группы не ограничена. Обследуемым раздаются тестовые тетради и бланки ответов. Перед началом тестирования испытуемым зачитываются следующая инструкция:

“Данный тест - Опросник Профессиональных Предпочтений - разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет Вам соотнести Ваши склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг ваших запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании Вашей профессиональной карьеры.

Если Вы уже размышляли о выборе профессии или о ее смене, то данный тест может помочь Вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты разрешения этих вопросов. При заполнении опросника не следует торопиться. Вы получите гораздо более ощутимый результат, если будете вдумчиво работать с данной методикой”.

Опросник Профессиональных Предпочтений включает в себя три субтеста:”Деятель-ности”,”Способности”,”Карьеры”. Каждая из них предваряется инструкцией.

Инструкция к субтесту “Деятельности”:

“Ниже приводятся виды деятельностей, отражающий широкий круг интересов человека. Обведите букву “Д” (Да) в бланке ответов, если вид деятельности под соответствующим номером Вам нравится, подходит или подойдет (Если инструкция зачитывается вслух, здесь следует отметить, что не обязательно реально заниматься или планировать заняться той или иной деятельностью. Главное, чтобы она нравилась, привлекала). Если тот или иной вид деятельности Вам не нравится, не подходит Вам и не привлекает Вас, то обведите букву “Н” (Нет).(3десь необходимо обратить внимание тестируемых на то, чтобы они отмечали буквы “Д” или “Н” для каждого пункта опросника и не пропускали ни одного из них.)

Инструкция к субтесту “Способности”:

“Обведите букву “Д” для тех видов умений, которыми Вы обладаете и которые Вы можете применять грамотно и компетентно. Обведите “Н” для тех видов видов умений, способностей, которыми Вы никогда не обладали, а соответствующую деятельность никогда не осуществляли или осуществляли плохо.”

Инструкция к субтесту “Карьеры”:

“Ниже приводится перечень карьер в бизнесе, промышленности, правительстве, различных видах искусства и науки. Обведите “Д” для тех видов карьер, которые Вас интересуют или нравятся Вам. Обведите” Н” для тех видов карьер, которые Вам не нравятся или Вы находите их неинтересными”.

После этого необходимо напомнить обследуемым, чтобы они не забыли заполнить все пункты паспортных данных, указанных на бланке ответов. Время заполнения опросника не ограничено, обычно оно проходит в течении 1 5s20 минут. После окончания работы каждый испытуемый должен проверить нет ли пропущенных пунктов теста и правильно ли обведены буквы “Д” и “Н”.

Обработка результатов. Для обработки результатов необходимо подсчитать количество положительных ответов (Да) для шкалы Р субтеста “Деятельности” и записать это число под данной шкалой в соответствующей графе бланка ответов. То же самое следует проделать и с остальными шкалами: И,А,С,П,К. Аналогичным образом обрабатываются ответы по субтесту “Способности” и “Карьеры”. Затем необходимо сложить все три числа, которые относятся к шкале Р и полученную сумму записать в графе “Сумма “Д” по трем субтестам” Бланка ответов. Тоже самое нужно проделать и по остальным шкалам: И,А,С,П,К. Затем следует вписать букву с самым высоким баллом в первую клетку графы “КОД”. Во вторую клетку этой графы надо вписать букву со следующим по величине количеством баллов. Буква с третьим по величине количеством баллов вносится в третью клетку. Если двум буквам соответствует одинаковое количество баллов, то они обе заносятся в графу “КОД” в любом порядке. Полученный набор букв составляет код данного испытуемого. Если обследование

проводится индивидуально или в небольшой группе, то после краткой инструкции подсчет кода испытуемые могут провести самостоятельно.

Интерпретация результатов.

1. Полученный код испытуемого показывает степень его соответствия каждому из шести типов. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого с данным типом и тем сильнее его интересы в этой области. Первая буква кода указывает на тип, которому испытуемый соответствует больше всего, вторая буква - тип, которому он соответствует чуть меньше, и третья - тип, с еще меньшим соответствием. Типы, которые не вошли в буквенный код - это типы, которым обследуемый практически не соответствует.

2. Используя гексагон Холланда можно определить однородность и дифференциро-ванность личности испытуемого. Если в код испытуемого входят буквы, которые расположены рядом друг с другом в шестиугольнике, то можно говорить об однородности личности. Если же в состав кода испытуемого входят буквы далеко отстоящие друг от друга, то об однородности личности говорить не приходится.

а). Если первые две буквы кода испытуемого РИ, РК, ИР, ИА, АИ, AC, CA, СП, ПС, ПК, КП, КР, то можно говорить о высокой однородности интересов личности.

б). Если первые две буквы кода испытуемого РА, РП, ИС, ИК, АР, АП, СИ, СК, ПА, ПР, КС, КИ, то однородность личности средняя.

в). Если первые две буквы кода испытуемого PC, ИП, АК, СР, ПИ, КА, то однородность личности низкая.

Индивиды с кодами высокой и средней совместимости легче найдут удовлетворение профессией, если их код хорошо совместим с кодом их профессии. Испытуемые с кодами низкой однородности труднее находят удовлетворение профессией, даже если их код хорошо подходит к коду профессии.

Одним из путей помощи обследуемым с низкой однородностью личности является подбор профессии или карьеры по первой букве кода. Интересы же, относящиеся к противоположному типу могут удовлетворяться вне сферы работы, в хобби, в досуговых формах деятельности. Для помощи таким людям в приложении к данному руководству приводится перечень различных досуговых форм активности, которые соответствуют разным типам личности.

Для определения дифференцированности интересов личности необходимо определить разность между баллами по методике ОПП. Если разность между баллами меньше 8-ми единиц то она считается незначимой и различия по шкалам рассматриваются как несущественные. Это свидетельствует о слабой дифференцированное™ личности и ее интересов. Так, обследуемый, имеющий следующие результаты по тесту Р=30, И=25, П=23 должен рассматриваться как имеющий слабо дифференцированную сферу интересов и составные части его кода фактически являются одинаковыми.

Сходную интерпретацию можно провести по разности между высшим и низшим баллами по всем шести шкалам. Если разность между высшей и низшей суммой баллов составляет 19 единиц и более, то можно говорить о достаточно четкой определенности сферы интересов личности. Если разность между высшим и низшим баллами составляет 15 единиц и ниже, то круг интересов данного испытуемого недостаточно определен. Его интересы примерно одинаковы во всех 6-ти типах.

7 ПЕДАГОГИКА " И ВОСПИТАНИЕ А

профессиональные предпочтения и личностные особенности будущих юристов

Т.Д. Дубовицкая, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Стерлита-макского филиала Башкирского государственного университета, доктор психологических наук

Выбор будущей профессии, подготовка и последующая самореализация в ней составляют в совокупности один из важнейших аспектов жизнедеятельности человека. И неудивительно, что так много психологических исследований в последние десятилетия посвящены проблеме профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии. В частности, А. Маслоу считал, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой. К. Ясперс связывал самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. В. Франкл видел полноценность человеческой жизни в умении человека находить новый смысл в конкретном деле и во всей своей жизни. И.С. Кон утверждает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Вот почему так важно, чтобы обеспечение конкурентоспособности специалиста являлось не только целью обучения, но и его личной целью.

Профессиональная деятельность, как известно, предъявляет специфические требования к человеку, ее осуществляющему, в том числе и к чертам

личности. В свою очередь, успешное выполнение профессиональной деятельности предполагает осознание человеком предъявляемых ею требований и их соответствия личностным особенностям. При этом правомерно ожидать, что вряд ли человек будет выбирать ту профессию, в которой он, по его мнению, не сможет добиться успехов. В этой связи возникает вопрос: насколько сам человек соотносит свои личностные особенности со своими профессиональными предпочтениями?

Среди факторов, влияющих на выбор профессии и успешность самореализации в ней, несомненно, важную роль играют личностные черты и свойства самого человека. Человек как бы «примеряет» профессию к себе, отдавая в итоге предпочтение той, в получении и самореализации которой, по его мнению, он сможет добиться наибольших успехов. При этом в целом в оценке своих возможностей и способностей могут проявляться три варианта: адекватная оценка, неверие в себя и завышенная оценка. К сожалению, даже если у человека объективно есть и возможнос-

ти, и способности для достижения успеха, его неверие в себя выступает тем фактором, который не позволяет ему развиваться и реализовываться в желаемом направлении. И в то же время при сильном стремлении, даже имея серьезные конституциональные дефекты, человек находит способы компенсации недостающих способностей и добивается успехов. Тем более, когда речь идет уже о фактически будущих специалистах, которые получают профессиональную подготовку и реально знакомы с будущей профессией.

В нашем исследовании была поставлена задача выявить взаимосвязь предпочитаемой профессии и свойственных человеку черт личности. В качестве испытуемых выступили студенты четвертого и пятого курсов юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, всего 75 человек (25 юношей и 50 девушек).

Как известно, юридические профессии очень сильно отличаются друг от друга и предъявляют разные требования к работникам, что, в свою очередь, определяет и престижность различных юридических профессий. В связи с этим студентам сначала было предложено проранжировать несколько юридических профессий по степени их предпочтения. В качестве ранжируемых выступили профессии судьи, прокурора, адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта. Полученные ранги впоследствии были преобразованы в баллы. Затем студенты были протестированы с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла. Результаты ранжирования юридичес-

ких профессий и теста Р. Кеттелла были подвергнуты корреляционному анализу. Рассмотрим полученные результаты.

Ранжирование позволило выявить три группы профессий, не отличавшихся по степени предпочтения внутри группы, но явно отличающихся друг от друга между группами. Первая группа (самые престижные профессии) - судья, прокурор; вторая группа (средний уровень) - адвокат, нотариус; третья группа (наименее престижные) - юрисконсульт, следователь. Причем юноши и девушки не отличались в распределении своих профессиональных предпочтений. Хотя известно, например, что прокуроров-женщин практически не бывает. В то же время профессия следователя, хотя и оказалась на последнем месте, но является, как известно, одной из наиболее востребованных юридических профессий.

Интересные результаты были получены в ходе вычисления корреляций предпочитаемых профессий и личностных черт студентов по тесту Кеттел-ла. У юношей, в частности, выявлены следующие значимые корреляции (р < 0,05).

Предпочтение профессии судьи прямо пропорционально коррелирует с фактором N (прямолинейность - дипломатичность) и отрицательно коррелирует с фактором Q4 (расслабленность - напряженность). То есть юноши, отдающие предпочтение профессии судьи, характеризуются дипломатичностью, проявляющейся в эмоциональной выдержанности, проницательности, осторожности, расчетливости, умении находить выход из сложных ситуаций.

В то же время им также свойственна расслабленность, проявляющаяся в спокойствии, апатичности, излишней удовлетворенности, невозмутимости.

Предпочтение профессии прокурора отрицательно коррелирует с фактором С (эмоциональная нестабильность

Эмоциональная стабильность). То есть для юношей, отдающих предпочтение профессии прокурора, свойственны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, переменчивость настроения, неустойчивость интересов, низкая толерантность, раздражительность, утомляемость. И действительно, профессия прокурора позволяет проявлять данные качества, но насколько это идет на пользу дела - остается под вопросом.

Предпочтение профессии следователя отрицательно коррелирует с факторами О (низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения) и N (прямолинейность

Дипломатичность). В этой связи таким юношам присущи склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, потворство своим желаниям, неорганизованность, импульсивность, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность. Также им свойственны прямолинейность, бестактность, непосредственность, простота вкусов, довольство имеющимся, недисциплинированность. Возможно, проявление данных качеств позволяет следователю быть креативным и действовать по своему усмотрению, но именно этими качествами, по-видимому, можно объяснить и самую низкую популярность

данной профессии среди будущих юристов.

У девушек выявлены несколько иные значимые корреляции предпочитаемых профессий и личностных черт.

Предпочтение профессии прокурора у девушек прямо пропорционально коррелирует с такими факторами, как Ь (доверчивость - подозрительность), О (спокойствие - тревожность), Q4 (расслабленность - напряженность). Тем самым профессия прокурора соотносится с такими личностными особенностями девушек, как осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность; беспокойство, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой; собранность, энергичность, беспокойство, фрустрированность, раздражительность. Как можно заметить, перечисленный набор качеств ничего хорошего не привносит в профессию прокурора. По-видимому, именно в силу этого женщины в данную профессию практически не допускаются.

Предпочтение профессии адвоката прямо пропорционально коррелирует у девушек с фактором Б (сдержанность - экспрессивность). То есть профессию адвоката предпочитают девушки, характеризующиеся жизнерадостностью, восторженностью, импульсивностью, эмоциональной яркостью в отношениях между людьми, динамичностью общения, эмоциональным лидерством в группе. Перечисленные качества дейс-

твительно могут помочь в работе адвоката.

Профессия следователя прямо пропорционально коррелирует у девушек с фактором В (интеллект) и обратно пропорционально с фактором А (замкнутость - общительность). Эта профессия действительно требует незаурядного интеллекта, сообразительности, высокого уровня вербальной культуры, и девушки, предпочитающие данную профессию, здесь вполне могут преуспеть. Более высокая замкнутость, выражающаяся в скрытности, склонности к объективности, излишней строгости в оценке людей, - это также то, что позволяет женщине-следователю быть успешной в своей работе. Следует отметить, что девушки, предпочитающие профессию следователя, отличаются в лучшую сторону по своим личностным качествам от юношей, предпочитающих эту же профессию. И на практике это действительно так. Не зря, наверное, в последние годы женщины-следователи стали популярными героями детективов.

Фактор А (замкнутость - общительность) у девушек прямо пропорционально коррелирует с предпочтением профессий нотариуса и юрисконсульта, что совсем неудивительно. Готовность к сотрудничеству, внимание к людям, активность в устранении конфликтов, легкость в установлении непосредственных межличностных контактов - это те качества, которые в первую очередь необходимы нотариусам и юрисконсультам.

Для девушек предпочтение профессии юрисконсульта характеризуется обратно пропорциональной корре-

ляцией с факторами Ь (доверчивость

Подозрительность) и Q4 (расслабленность - напряженность), что также весьма значимо для их успешности в профессии. Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость, уступчивость в сочетании со спокойствием, невозмутимостью помогают успешному решению многих проблем, с которыми сталкивается юрисконсульт. Низкий же престиж данной профессии обусловлен связанной с перечисленными качествами низкой мотивацией. Как известно, юрисконсульт нередко ограничен и в своем карьерном росте, и в материальном вознаграждении.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутое предположение о взаимосвязи профессиональных предпочтений и личностных качеств будущих специалистов. Также получила объяснение низкая

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст

  • Личность несовершеннолетнего правонарушителя: тенденции развития и возможности реабилитации

    ЗАЙЦЕВ Г.К., МИХАЙЛОВА Н.Я. - 2009 г.

  • Должно присутствовать указание и перечисление основных навыков соискателя. Без этого пункта резюме просто не будет иметь никакой значимости, оно будет бессодержательным и бессмысленным. Очень важно сделать так, чтобы информация, указанная в данной графе не прошла мимо работодателя, а стала Вашей сильной стороной.

    Блок о профессиональных навыков по своей сути является перечислением всех способностей соискателя, а значит, должен нести максимум информации с помощью минимальных средств. Тот багаж опыта, который приобрел соискатель на предыдущем рабочем месте и считается его профессиональными навыками.

    Зачем указывать в резюме навыки и умения

    Если резюме претендует на звание , то блок с названием «профессиональные навыки» должен быть не просто заполнен – навыки должны быть описаны лаконично, интересно и качественно. Основной целью заполнения данного блока дать понять работодателю, что Вы подходите для данной вакансии с точки зрения имеющегося у Вас опыта.

    Именно опыт является основой для информации под данным заголовком. Иногда бывает так, что у соискателя огромный опыт работы, он сменил несколько мест и имеет длительный общий стаж. В этом случае полная информация может занимать очень много места, что не совсем уместно для хорошего резюме. Рекрутеру придется долго изучать такое резюме, тратить на нее свое время. Есть вероятность, что он просто не станет этого делать и отправит резюме в список неподходящих. Для того, чтобы этого не произошло, информацию нужно структурировать и описать кратко и лаконично, указать только самые важные пункты.

    Как описать профессиональные навыки

    Каких принципов стоит придерживаться при описании своих профессиональных навыков?

    1. Во-первых, эти навыки должны соответствовать той вакансии, на которую претендуете. Вовсе не обязательно указывать опыт, который не имеет никакого отношения к месту работы, необходимому для Вас.
    2. Графа «профессиональные навыки» в резюме должна быть презентабельной, иначе ее написание просто не имеет никакого смысла.
    3. И, наконец, информация должна быть указана лаконично и легко восприниматься.

    Соответствие требованиям вакансии

    Недаром данное правило является первым в списке. Одной из самых распространенных ошибок является обильное описание ненужной информации.

    Очень важно проанализировать должностные обязанности той вакансии, на которую Вы претендуете. Для этого нужно прочитать несколько требований к похожим вакансиям, понять, какие качества являются основными, а самые лучшие зафиксировать у себя в резюме.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Прогрессивная и регрессивная стадии профессионального развития личности. Профессиональное самоопределение личности в период молодости. Процесс профессионального самоопределения. Профессиональное консультирование в рамках школьной профориентации.

      курсовая работа , добавлен 02.07.2008

      Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования, его социально-педагогические основы. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Методы оказания психологической помощи при выборе профессии.

      курсовая работа , добавлен 20.12.2010

      Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивация старших школьников в выборе профессии. Исследование проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Формы профориентационной работы в выборе профессии у старшеклассников.

      курсовая работа , добавлен 28.03.2016

      Профессиональное самоопределение молодежи как основа профессионального выбора. Методические основы исследования данного процесса. Особенности профессионального самоопределения молодежи. Направления профориентации молодежи и пути ее совершенствования.

      курсовая работа , добавлен 17.06.2017

      Профориентация как комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение школьника. Формы и методы школьной профориентации, ее цели и задачи. Анализ практики психологического консультирования подростков в 9-х классах.

      реферат , добавлен 22.01.2015

      Основания профессионального самоопределения учащегося. Психологические характеристики подросткового и раннего юношеского возрастов. Выбор профессии учащимся. Специфика профконсультирования. Схема построения профконсультационного мероприятия.

      курсовая работа , добавлен 03.05.2003

      курсовая работа , добавлен 05.10.2009