Юношеская любовь психология. Любовь в юношеском возрасте: мнение психологов

Как бы родители ни отрицали тот факт, что их ребенок уже вырос и может испытывать чувство влюбленности, рано или поздно это придется признать. Любовь подростков — очень сложный период в жизни детей в возрасте 14 лет. Скорее всего, взрослые знают об этом не понаслышке, а на собственном опыте.

Подростковая любовь в 14 лет

Чувство влюбленности относится к обязательному этапу, который связывают со взрослением человека. Для кого-то эти эмоции остаются теплыми и нежными воспоминаниями на всю жизнь, а кто-то грустит из-за того, что отношения не сложились. Бывает и так, что подростковая влюбленность перерастает в настоящую любовь, которая длится не один десяток лет, а то и всю жизнь. О таких людях говорят, что они настоящие счастливчики.

Часто родители подростков начинают паниковать, когда замечают за своим ребенком признаки влюбленности. Происходит это из-за того, что людям свойственно забывать о своем прошлом опыте. Конечно, родителей в такой ситуации прекрасно можно понять. Им свойственно беспокоиться за безопасность своего ребенка. Но надо постараться понять его, так как именно сейчас у подростка начинается процесс получения опыта общения с противоположным полом.

Признаки влюбленности

Любовь подростков в 14 лет обычно сопровождается следующими признаками:

  1. Резкая смена настроения в течение дня.
  2. Рассеянность и забывчивость. В особенности это касается малозначительных вещей.
  3. Появление новых увлечений и интересов.
  4. Усиленное внимание к своему внешнему виду.
  5. Ухудшение успеваемости в школе.
  6. Постоянный контроль своего смартфона.
  7. Потеря заинтересованности к привычным занятиям и увлечениям.

Первая любовь в 14 лет и ее особенности

Так устроено, что чувство влюбленности строится на инстинктах. Мальчику нравятся девочки. И когда он заводит свои первые отношения, они безумно ему интересны. Эмоции, получаемые от общения с объектом обожания, напоминают состояние легкой эйфории. И пребывать в ней хочется как можно дольше.

Причем подросткам свойственно любить такое состояние гораздо больше человека, который способствует его развитию. А значит, чтобы не допустить потери ощущения «бабочек в животе», подростку свойственно идеализировать возлюбленного, чтобы отношения не сошли на нет. Такое положение дел является абсолютной нормой и практически все через него проходят.

Подростковая любовь — гормональная перестройка

Первая любовь в 14 лет часто возникает по вине биологических процессов организма. В этот период подросткам свойственно присматриваться к противоположному полу. Поэтому неудивительно, что именно в этом возрасте происходит первая влюбленность.

Большинство школьников захватывает предвкушение данного чувства. Они пока не знают, когда и где оно их поджидает, но очень ждут его. Поэтому первая любовь очень желанна и необходима каждому человеку. Чувство учит подростков переживать, испытывать страсть.

Родителям необходимо понимать, что если ваш ребенок не влюблялся или не страдал от безответной любви, а также не переживает из-за отсутствия возникновения данного чувства, то это не всегда хорошо. Ведь лучше прочувствовать первую любовь именно в этом возрасте.

Касаемо мальчиков

В 14 лет девочки любовь как чувство уже осознают. А мальчики, казалось бы, ведут себя абсолютно нелогично, а порой даже очень странно. Изначально им свойственно выражать свои чувства довольно грубо. Все дело в том, что они пока не знают, как справляться с этими эмоциями и что с ними происходит. Таким вот образом проявляется любовь в 13–14 лет.

От страха и неумения выражать свои чувства они могут выглядеть довольно глупо. Им свойственно щипать или толкать понравившуюся девочку или задавать ей массу глупых вопросов. Более того, на глазах возлюбленной он может вести себя очень вызывающе, стараясь привлечь внимание или выглядеть в ее глазах настоящим героем. А также подросткам мужского пола свойственно долго засматриваться на понравившуюся девочку. После чего подходить к ней и «случайно» прикасаться.

А что по поводу девочек?

Когда мальчики в 14 лет любовь как чувство могут еще не осознавать, то девочки очень даже все прекрасно понимают. Поэтому большинству уже отлично известно: если мальчик ее донимает, постоянно смотрит и пристает, то очевидно, что он влюбился. А девочки, на которых мальчишки не обращают внимания, пускай даже довольно странным образом, нередко обижаются и чувствуют себя обделенными вниманием. Нередко они сами пытаются обратить на себя внимание либо спровоцировать на это действие понравившегося парня.

Иногда происходит и так, что девочка, за которой активно ухаживает парень, отвечает ему полным игнорированием. Но в то же время не дает и отказа, неосознанно оставляя надежду. Но продолжает избегать общения с ним, потому что пока никто из них не понимает, как себя вести в состоянии влюбленности. А также отсутствует понимание того, как общаться на тему этих чувств.

Часто девочки бывают очень напористыми в попытках понравиться возлюбленному. Они громко смеются в его присутствии, могут обзывать или дразнить объект обожания. Стеснительным и скромным девочкам свойственно другое поведение. Они пытаются привлечь внимание возлюбленного новой одеждой или прической. А также могут «случайно» сесть с ним на занятии за одну парту.

Еще старше

Любовь в 14–15 лет приобретает уже совершенно другие формы. Подростки готовы говорить между собой откровенно. Они уже прекрасно понимают свои чувства и осознают эмоции. В этом возрасте становятся неуместными глупые «подкаты» в виде щипков или громкого смеха.

Девушки и парни серьезно обеспокоены вопросом о том, как подойти к человеку, а также на какую тему начать разговор, чтобы не показаться скучным или навязчивым.

Это очень важный этап в развитии подростка, когда он начинает осознавать, что понравившийся ему человек может быть неидеальным. Девочки в этот период учатся правильно принимать ухаживания, а парни — ухаживать.

Польза подростковой любви

Состоя в отношениях, подросток учится:

  1. Разговаривать не только о своих увлечениях и интересах, но и слушать своего собеседника. А также давать огромное количество времени партнеру, чтобы он высказался.
  2. Стараются не перегружать друг друга своими проблемами и жизненными неурядицами.
  3. Создавать беседу таким образом, чтобы она стала более доверительной. Для этого задаются вопросы о возможных проблемах и личных переживаниях.
  4. Учится говорить о чувствах, а не только о происходящих ситуациях и событиях.
  5. А также плавно переходить от разговора к объятиям и поцелуям.

То есть человеку в таких отношениях свойственно получать множество важных умений и навыков, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни.

Заявить о чувствах

Как признаться в любви девушке в 14 лет? В этом возрасте стеснительность берет верх. Часто это связывают со страхом, что объект обожания может отвергнуть чувства. Чтобы побороть чувство собственной неуверенности, необходимо продумать ситуацию в худшем варианте.

Следует рассмотреть возможные варианты отказа. И понять для себя, действительно ли так страшно будет получить отказ. Возможно, в вашей ситуации это покажется полным пустяком, которых в жизни может быть немало.

Конечно, отказ всегда слышать больно и неприятно. Более того, ваши чувства на этом могут закончиться. Иногда подросткам свойственно обманывать самих себя. Им кажется, что они боятся признаться в любви. А на самом деле за этим скрывается нежелание беспокоить человека, у которого скорее всего взаимных чувств нет.

Тут важно разобраться в ситуации и понять, что абсолютно любая реакция этого человека не зависит исключительно от тебя. А принимать признание или его отвергать — это исключительно выбор личности на основе ее чувств и эмоций. И вряд ли это решение кардинально поменяется после твоего признания. Но пока подросток не сделает первый шаг, чтобы заявить о своих чувствах, он не узнает ответа на свой вопрос.

Сейчас признание можно осуществить при помощи мессенджера или социальных сетей. Помимо этого, можно сделать это анонимно. А там уже все зависит от реакции девушки.

А можно ли назвать любовь подростков настоящей?

От психологов можно нередко услышать о том, что любовь в таком возрасте является лишь репетицией настоящего чувства. Несмотря на то что в подростках просыпаются потребность сближаться и поддерживать отношения на романтической ноте. На самом деле для них собственные интересы и переживания всегда остаются на первом месте. Поэтому принято говорить, что школьников привлекает не столько симпатичный объект противоположного пола, сколько эмоции, получаемые от чувств, которые он испытывает.

Такая стадия «любовного эгоизма» — совершенно нормальный процесс развития.

Следует отметить, что настоящая любовь в 14 лет — явление довольно редкое. Чаще всего такой возраст характерен для мимолетных увлечений и кратковременной влюбленности. Но это ничуть не сказывается на силе и качестве эмоций, которые свойственно переживать подросткам.

Поэтому родителям не стоит говорить детям о том, что это все временное явление, которое не относится к настоящей любви. А также делать акцент на том, что такие чувства не возникают в 14 лет и прочее. В такой ситуации необходимо серьезно относиться к чувствам своего ребенка. Но ни в коем случае не паниковать и не бить тревогу, а постараться поддержать подростка.

Реакция родителей

Как известно, чувство влюбленности затрагивает практически всех подростков. И для родителей наступает довольно сложный период, ведь в данный процесс нежелательно вмешиваться. Но несмотря на это, необходимо помнить, что чувства могут привести к печальным последствиям.

Пытаясь помочь, родители начинают активно узнавать у подростка о его личной жизни. Школьник, в свою очередь, воспринимает это как нападение на его личные границы свободы. На этой почве возникает немало конфликтов, которые проще предупредить, чем решать впоследствии. Не выдерживая долгого сопротивления, родители начинают идти на крайние меры и запрещают ребенку общаться с объектом обожания. А на испорченные отношения с собственным ребенком в данной ситуации мало кто обращает внимания, считая, что в скором времени все само по себе наладится.

- 49.49 Кб

Российская федерация

Министерство образования и науки

Тюменский государственный университет

Институт психологии и педагогики.

Контрольная

Психология развития и возрастная психология

Любовь в юношеском возрасте

Выполнила:

Клёнова Лариса

Проверил:

Семеновских Т.В.

Введение3

Что такое юность?4

Аспекты любви в юности с точки зрения разных авторов5

Общая характеристика юношеской любви……………………………………… …………………………………………….4

Факторы, оказывающие влияние на близость установленных романтических отношений……………………………………………………… ……………………….8

Соотношение любви и дружбы………………………………………… ……………...9

Что происходит в любви…………………………………………………………… …10

Анализ проблемы юношеской любви……………………………………… ………..12

Выводы……………………………………………………………… …………………17

Введение. Во введении необходимо показать проблему освещаемую (в контрольной) в рамках выбранной темы; далее – соответствующие цель и задачи Вашей работы.

Романтическая любовь в юношеском возрасте – одна из ключевых тем, пронизывающих всю жизнь юного человека. Ее ценность подчеркивается как всем обществом, так и отдельными референтными группами. Считается, что «любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей. Это высшая форма реализации отношения к другому человеку. Любовь открывает неповторимую уникальность Другого, переносит «центр тяготения» личного бытия на Другого - любимого человека» 1 . В то же время романтическая любовь связана с массой переживаний и вопросов (самоидентификации, собственной ценности и ценности другого, самой необходимости этого чувства и его места в структуре ценностей современного человека).

Цель настоящей работы – систематизировать подходы наиболее известных авторов к пониманию юношеской любви и вынести суждение о существенных аспектах этой проблемы. Это позволит рассматривать явление юношеской любви (ЮЛ) более полно и всесторонне, с учетом различных аспектов, влияющих на нее, и дать собственное определение ЮЛ.

Задачи работы:

  1. Провести обзор существующих подходов к проблеме ЮЛ
  2. Проанализировать проблему ЮЛ и сделать выводы о наиболее существенных ее аспектах

Обзор некоторых существующих подходов к проблеме юношеской любви.

Юность - возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю Ю., т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю Ю. (от 18 до 23 лет), которую иногда называют также периодом молодости. 2

Романтическая любовь в ранней юности оценивается как первая любовь, которая в силу присущих ей специфических особенностей (особой эмоциональности, наличии большого количества иллюзий, наивности, незрелости, романтичности) становится важным событием в жизни человека. 3

1) Общая характеристика юношеской любви

2) Факторы, оказывающие влияние на близость установленных романтических отношений

3) Соотношение любви и дружбы

4) Что происходит в любви

Рассмотрим эти аспекты более подробно:

  1. Общая характеристика юношеской любви

Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость. Возраст юности в этом смысле весьма противоречив.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации-ухаживания, например во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т. п. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой - довольно неопределенны 4 .

Любовные чувства юношей, как и взрослых, индивидуальны и многообразны. Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.

Первая гипотеза: идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то воображаемый, идеальный образ любимого, с которым они сравнивают своих избранников.

Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака.

Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон - всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная единица измерения. Идеал же - живой, развивающийся образец. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.

Вторая гипотеза: выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. По мнению Фрейда, напряженность любовных переживаний объясняется главным образом переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объективному видению. Недаром любовь издревле называли слепой. Психологические исследования подтверждают, что влюбленные часто идеализируют друг друга, особенно в начале романа, причем женщины склонны к этому больше, чем мужчины.

Однако сводить романтическую любовь к идеализации также неверно. Если бы дело обстояло так и только так, любовь всегда и довольно быстро завершалась бы разочарованием, что не соответствует истине. Если любовь - лишь временное ослепление, то самые сильные увлечения должны быть присущи неуравновешенным натурам. В отдельных крайних случаях, вероятно, так оно и есть. Но далеко не во всех.

Кроме того, приписывание любимому человеку достоинств, которых у него не находят окружающие, не всегда ошибочно. Многие философы и поэты, говоря о «любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания. Подобно тому как физическая слепота, лишая человека зрительных восприятий, обостряет другие органы чувств, любовь, притупляя рассудок, иногда наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые, потенциальные качества любимого. Велика и преобразующая сила самой любви. Девушка, которая знает, что она любима, в самом деле расцветает, становится красивее не только в глазах

Третья гипотеза: в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а, наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала, по пословице: «Та и красавица, которую сердце полюбит». Видимо, и здесь есть доля истины. Не случайно высокое совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие - в духе третьей гипотезы.

По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других - имеет место идеализация, в третьих - идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах - наука сказать не может. 5

2) Факторы, оказывающие влияние на близость установленных романтических отношений.

Проанализировав несколько источников я выделила два фактора:

1.Для появления любви в юности абсолютно необходимо научиться искренне и открыто устанавливать межличностные контакты. Молодые люди подходят к кризису интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах (Э. Эриксон). Нужно отметить, что неуверенность в своей идентичности, т.е. неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми, необходимых для ощущения жизненного счастья. «Образ Я» оказывается не настолько прочным, чтобы соединиться с другим. Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого, молодой человек «изолирует» себя или же вступает в формальные связи. Успешному разрешению кризиса интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя. 6 По этой причине в эмоционально личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых. Характер любовных чувств и привязанностей личности зависит от ее общих коммуникативных качеств. 7

2.Особую значимость сохраняет в юношестве общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям для юности характерны процесс обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне. А отношения становятся партнерскими, в которых и взрослый ребенок, зачастую уже с собственной семьей, и родители помогают друг другу в процессе собственного развития.

«Интересными стали отношения с родителями. Вдруг появилось такое ощущение, что тебя пустили за ширму кукольного театра или дали прочитать рецепт пирога из сказки. Теперь ты видишь, как все делается. Ты видишь все возможности и трудности». Ж., 19 лет.

Если в семье доверительные отношения, между членами семьи пристутствует чувство уважения, то при появлении любовных чувств у юноши или девушки в этой семье они смогут получить должную поддержку и помощь. Ведь взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Они остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей. Но одновременно они хотят - и имеют на это полное право! - оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания.

3) Соотношение любви и дружбы

Дружба и любовь в юношеском возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отношений могут возникнуть ухаживания. 8

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Обычно юноши, ориентированные на широкое групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать настоящую дружбу редкой и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки, снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем.

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидентом (лицом с которым обсуждаются, личные проблемы) обычно бывает друг своего пола„ то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной; близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16-18 лет мажет довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьям, замыкается в себе. 9

4)Что происходит в любви

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Что происходит в любви………………………………………………………………10
Анализ проблемы юношеской любви………………………………………………..12
Выводы…………………………………………………………………………………17

Подростковая любовь – это самое раннее переживание романтических чувств, вызванное изменениями гормонального фона и перестройкой социального взаимодействия. Данные ощущения самые яркие и заставляют совершать довольно рискованные поступки и не верить старшим о мимолетности ощущений. Такое происходит за счет отсутствия переживаний романтического опыта, восприятия происходящего как чего-то волшебного, вечного и единственного.

Критика к происходящему снижена, ведь у подростка отсутствуют практические навыки в переживании любовных чувств, выборе подходящего партнера и общей оценки ситуации.

Истории подростковой любви часто имеют печальный конец именно потому, что призваны предоставить определенный жизненный и душевный опыт, провести инициацию зрелости душевного мира, и только малый процент пар способен пронести зародившееся первое чувство через всю оставшуюся жизнь.

Проблемы подростковой любви возникают из-за того, что люди еще не определились в собственной личности, жизненном пути, но уже пытаются сделать окончательный выбор спутника – в итоге дорожки могут разойтись столь далеко, что можно обнаружить рядом с собой абсолютно чужого, незнакомого, а порой и неприятного человека.

Смысл подростковой влюбленности сводится к познанию своих новых физиологических реакций и погружением в мир удовольствий. Вместе с новыми возможностями, предоставляемыми половым созреванием, подростковый возраст также дарит больше свободы, а радость ночных прогулок, первых алкогольных вечеринок и самостоятельных путешествий, разделенная с кем-то усиливается во много раз. Если же подобный новый образ жизни разделяет спутник противоположного пола, то ощущение самостоятельности и взрослости переполняет.

Психология подростковой любви схожа с эпидемией, когда вслед за первой образовавшейся парой буквально за неделю появляются еще несколько, а потом и все классы и соседние дворы разбиваются на влюбленных. Связан подобный эффект с сильным стремлением к подражанию у подростков – они копируют взрослых, любимых исполнителей, героев фильмов, а если присмотреться к самим гуляющим подросткам, то можно заметить малый процент индивидуальностей, обычно вся группа выглядит и носит одно и то же.

Подростковая влюбленность является проявлением собственной привлекательности и многие только ждут, пока спадет запрет от сверстников и дружить с противоположным полом станет круто, а не зазорно. В то же время, есть пары, создающиеся по принципу нахождения в теме социальных позиций – когда человек понимает, что сейчас модно начать с кем-то встречаться просто ради поддержания своего имиджа (очень схоже с тем, как в детстве требовали игрушку, которая есть у всех).

Однако разница причин отношений или просто появления чувства влюбленности, а также вне зависимости от окончания (романтической свадьбой или несчастьем и полугодовой ), именно подростковая любовь помогает научиться многим базовым и крайне необходимым вещам. В таких отношениях развивается умение слушать партнера, замечать чужие желания и предоставлять им свободу; развиваются коммуникативные навыки, а именно возможность углублять беседу, развивать ее интерес и строить диалог, так, чтобы другой человек мог раскрыться и стать ближе.

Признаки влюбленности подростка

Весь переходный возраст является довольно кризисным периодом: изменяется поведение, вкусы, предпочтения и эмоциональные реакции. Можно понять обеспокоенность родителей происходящим и немного помочь им разобраться, с чем конкретно связаны появившиеся изменения. Возможно, не стоит сразу бить тревогу об употреблении наркотиков, когда чрезмерно прекрасное настроение вызвано повышенным уровнем эндорфинов от переживания первой любви.

Обычно, влюбившись, все стараются проводить больше времени со своей пассией, поэтому то, что меняется в поведении подростка – это время, проводимое вне дома вечером. Романтика скверов и парков с фонарями, возможность спрятаться, помогает молодым пережить смущение первых проявлений чувств и погрузиться в атмосферу, наблюдаемую ранее на романтических экранах.

Поскольку родительский контроль все еще присутствует, и у молодых людей нет возможности проводить вместе сутки напролет, то заполнить голод эмоционального общения во время домашнего пребывания они могут телефонными разговорами и переписками. Даже те, кто обычно избегал разговоров по телефону, начинают усиленно пользоваться им, ведь слышать голос любимого человека очень хочется. В ход идут видео-вызовы и постоянные переписки, то есть подросток и так проводящий много времени в гаджетах начинает зависать там еще больше, только игрушки сменяются усиленным использованием других программ.

Влюбленные подростки могут слать друг другу фотографии практически каждого своего шага и нового открытия (утренняя чашка кофе, прочитанная цитата, птичка, севшая на соседнее окно). Они начинают смотреть вместе фильмы, включая конференцию и находясь каждый у себя дома – возможности современных средств связи позволяют обходить запреты родителей, находясь в постоянном и комфортном общении со своим любимым. Единственной яркой разницей будет то, что теперь на мобильном появится блокировка, а чтобы поговорить, подросток будет уходить в другую комнату. Это не связано с криминальными тайнами или чем-то запретным, просто существует большая эмоциональная потребность сохранить интимность первого чувства.

Могут увеличиться просьбы о карманных деньгах, причем независимо от пола. Мальчики будут тратить все свои сбережения на милые подарочки, цветы, угощения, а девочки будут покупать себе новые платья и украшения, чтобы казаться еще красивее. Не всегда уместно полностью удовлетворять возрастание материальных потребностей подростка, можно показать ему способы самостоятельного зарабатывания денег.

Эксперименты и повышенное внимание к своей внешности – это внешняя потребность во внимании и желание нравиться. За счет отсутствия опыта и совпадения вкусов, подросток не всегда может осуществлять это гармонично. Безусловно, гигиена поддерживается на высоком уровне, все выглаживается и выстирывается, но и пирсинг делается чрезмерный, и волосы выкрашиваются в кислотные цвета.

Изменяется эмоциональная сфера – человек становится более ранимым, тонко чувствующим и не зависящим от окружающих факторов. Так, если отношения складываются взаимно, то счастливую никто не сможет омрачить, а вот если влюбленность без ответа, то и горю не будет предела. Легкая ранимость приводит к быстрому душевному закрытию от всех, поэтому привычная критика о том, что пассия недостойна страдающего, может вызвать не облегчение, а только отвернуть человека и заставить больше не раскрывать свои переживания.

Если родители позволяют себе рыться в вещах подростка (что вскоре всплывет и доверие будет утрачено окончательно), то они могут найти контрацептивы. Некоторых это пугает, поскольку родители оказываются не готовы к признанию таких проявлений взрослости, но это говорит о заботе и как раз логическом подходе к ситуации.

Взрослые помнят себя и свои переживания от подростковой любви, поэтому будут пытаться уберечь подростка от всех негативных проявлений, однако делать это будут не совсем качественными методами. Правда в том, что это первое чувство ничем не остановить – оно самое яркое и свежее, именно его променяют на все возможности и имеющиеся перспективы.

Влюбленным подросткам, оставшимся без поддержки в своем выборе, рекомендуется выбрать нейтральную позицию – не стоит конфликтовать, но и чрезмерно посвящать семью в свои переживания также не стоит. Нужно стараться, чтобы не страдали другие части жизни, пока вы развиваете свои отношения. То есть выделяйте время для учебы и друзей (вы можете делать это вместе), помогайте дома (например, устраивайте в субботу родительский день).

Чем больше вы сможете создать успеха в самых разнообразных частях своей жизни, тем меньше будут переживания и упреки со стороны взрослых, ведь боятся они не столько неправильности вашего выбора, сколько потерянных возможностей. Да и самим вам дальше будет легче – пока все влюбленные парочки провалят экзамены, вы поступите в выбранное заведение и заложить дальнейший фундамент для крепких отношений.

Что же касается части самого взаимодействия с партнером, то лучше всего не спешить погружаться в его мир полностью, теряя свою индивидуальность. Помните, о том, что гормональные всплески порой играют злую шутку и человек, удовлетворяющий в постели, может оказаться тем, кто подставит в других жизненных ситуациях.

Пока механизм распознавания собственных реакций не выработан, лучше немного притормаживать и давать себе время подумать. Тащите свою пассию во все места, где вам нравится, посвящайте в занятия, без которых вы не можете – если это ваш человек, то подобное времяпровождение только укрепит отношения.
И не стесняйтесь спрашивать мнение окружающих и значимых для вас людей – если уже десятый знакомый говорит об одном и том же негативном качестве, которое вы не может разглядеть в избраннике, возможно, стоит попытаться смотреть внимательнее, а не ссориться с десятым другом.

Несчастная любовь подростков

Помочь подростку пережить могут друзья, родители, и даже книги. То, как будет проходить данный этап, во многом определяет дальнейшее развитие личной жизни человека, возможность выбирать партнера, противостоять недостойному обращению и вообще готовность строить какие-либо отношения. Некоторые обжигаются настолько сильно, а потом, замыкаясь в себе, не дают выхода чувствам, что так и живут без полноценных отношений. Естественно у этих людей есть романы и возможно даже душевные привязанности, но всё проходит трагично, не принося душевной наполненности, в чем-то повторяя неудачный подростковый опыт.

Помочь пережить подростковую любовь могут именно родители – они способны предоставить поддержку и сгладить возможные негативные последствия.

Снисходительно относитесь к капризам и некоторым нарушениям принятых норм впервые дни эмоционального потрясения. Девочке вполне можно купить новое платье, если она его очень хочет – так повышается самооценка, а мальчикам можно позволить прогулять несколько уроков на спортивной площадке – так выплескивается агрессия и боль.

Родителям важно в этой ситуации быть за ребенка, за его внутренние переживания, являющиеся более важными сейчас, чем социальные условности – так сохраняется доверительный контакт. Как бы не зашкаливал уровень переживания, нельзя залезать в переписки, подслушивать разговоры и начинать следить за ребенком – лучше задавать прямые вопросы или показывать свою постоянную готовность прийти на помощь и поддержать принятое решение.

Насторожиться следует, если после несчастной подростковой любви начинают возникать суицидальные мысли и высказывания – некоторые из них только демонстративные и проявляются когда необходимо привлечь к себе внимание, другие произносятся из-за потери жизненных ориентиров на фоне яркости переживаемых эмоций. Только тихая подготовка с равнодушным отношением к окружающей реальности является тревожным сигналом и возможной помощи специалиста, все остальные варианты решаются переключением внимания и новыми впечатлениями.

Как вести себя родителям

Родителей влюбленность их ребенка пугает не меньше, чем самого юного романтика, поэтому многие пытаются все вернуть обратно, игнорируя законы развития психики. Именно тут кроется главная ошибка – непринятие. Чем больше сопротивление наступившим личностным изменениям, тем больше в итоге пропасть между родителями и подростком. Никакие запреты и игнорирование не остановят наступившее чувство влюбленности, но вот легко вырабатывают у подростка ощущение своей непонятности и одиночества. Критика и авторитарные требования, касающиеся увлечений и времяпровождения, вызывают молчание и противостояние. Если родители сильно перегнут диктаторскую линию поведения, то в итоге ребенок может даже уйти из дома, придя к выводу, что находиться среди чужих людей не имеет смысла.

Вместо осуждения и высказывания своих опасений, родителям рекомендуется задавать вопросы. О том, чем именно привлекает этот человек или что у них общего, как к нему относятся друзья, в чем его успехи и слабости. Заметив, что родители также проявляют интерес к объекту симпатии, подросток начнет активнее делиться переживаниями. Лучше, если внимание будет проявлять того же пола, что и ребенок – тут возможны различные секреты, советы и передача опыта, и возможность обойти моменты, вызывающие стеснение и стыд. Но это не является обязательным, есть немало случаев, когда за советами о выстраивании отношений, девочки шли именно к папам, а за пониманием чего же хочет возлюбленная, мальчики обращались к мамам. Главное, что должно отсутствовать – это критика объекта любви, ведь любое негативное замечание превращает высказавшего его во врага.

Приглашайте того, кто нравится вашему ребенку в гости, дайте понять, что ваш дом открыт для его присутствия. Они все равно будут встречаться, так пусть это будет лучше уютная и теплая квартира, чем темные подъезды или холодные улицы. Кроме того подобная позиция позволит установить хорошие отношения сразу со всей парой – вы сможете самостоятельно оценить пассию своего ребенка и задать интересующие вопросы, а не проводить самостоятельное расследование, изучая профили в соцсетях.

Все, что позволено родителям – это задавать нужные вопросы, заставляющие задуматься самого подростка о том, что происходит, куда это ведет и что он получает в итоге. Невозможно всех уберечь от ошибок и душевной боли, потому в ситуации, когда все идет под откос, родителям важно морально готовиться, удерживать доверительный контакт и быть в ресурсе оказать поддержку. Это опыт необходимый ребенку, а если вы силой выдернете его из этой ситуации, то только останетесь виноватым и непонимающим.

Не вмешивайтесь и не пытайтесь расстроить отношения случайно или чужими руками – подростки крайне чувствительны к таким манипуляциям и из духа противоречия могут только сильнее вцепиться в неподходящего человека. Лучше повышайте постоянно самооценку своего ребенка, чтобы этот уровень позволял выбирать достойных и не вестись на манипуляции.

Помните о том, что это еще отношения не совсем взрослых людей, и вы являетесь главным, потому предоставляйте больше свободы, например, отпуская подольше погулять, но никогда не отступайте от установленных границ. Не позволяйте сдвигать время прихода домой без предварительной договоренности. Так же вы имеете право требовать выполнения порученных домашних обязанностей и связанных с учебой заданий – это будет даваться все сложнее, но главное соблюдать границу. Сейчас вы – это единственный человек, думающий о будущем, сам подросток полностью поглощен любовью и готов бросить ради нее всю свою жизнь и планы.

Любовь в юношеском возрасте способна творить чудеса. Это настолько искреннее, светлое, нежное, трепетное чувство, но в тоже время оно очень хрупкое. Боль от неразделенной любви является самой глубокой и проникновенной по ощущениям.

Психология любви в юношеском возрасте достаточно шаткая и требует крайне обходительного отношения. Так как это первое чувство и подросток еще не испытывал до этого подобных эмоций, то справиться над собой ему очень тяжело. По мнению психологов, эту школу жизни должен пройти каждый, но облегчить последствия неразделенной любви, а она встречается довольно часто, помогут определенные советы и наставления.

Эти рекомендации относятся не к самим подросткам лично, а к их родителям. Все дело в том, что детская психология не расположена к самостоятельному решению проблем. А вот наставления родителей могут скоординировать поведение своих детей в нужное русло. Первым делом не нужно препятствовать первой любви подростка. Не смотря на то, что для каждой мамы и каждого папы его ребенок всегда остается ребенком, следует рассматривать этот период в другом ракурсе. Ведь в это время подростку, как никогда, нужен дельный совет. С ним нужно разговаривать на равных, чтобы он не ощущал разницы в возрасте. Можно рассказать подростку свою историю любви, только с теми эмоциями, которые были в юности, а не на данный момент, когда за плечами уже есть опыт.

Когда ребенок почувствует свою значимость для родителей в качестве личности, ему будет намного проще открыться и рассказать о своих переживаниях. Но на этом не стоит останавливаться. Родителям нельзя навязывать свое мнение подростку, потому что в юношеском возрасте это вызовет обратную реакцию. И даже если мнение ребенка совпадало с родительским нравоучением, он сделает обязательно все также только в зеркальном отражении.

Юношеский возраст - это период становления человека как личности. В организме подростка происходит ряд реакций, которые характеризуются не только физиологическим развитием, но и психологическим. Этот возраст называют еще переходным.

Очень тяжело приходится родителям в этот период времени. Их ребенок начинает замыкаться в себе, появляются тайны, секреты. И чтобы разобраться во всем этом понадобится много усилий. Психологи рекомендуют на время убрать шутки из общения со своим чадом, которые могут его ранить, особенно на тему влюбленности.

При обсуждении объекта обожания следует проявлять уважение к нему, даже если родитель не одобряет выбор своего ребенка. Ни в коем случае нельзя настаивать на разрыве отношений. Это только оттолкнет подростка от родителей. Наоборот, следует подружиться с подружкой или дружком своего чада. Лучше всего - пригласить ее (его) в гости, и лично удостовериться в их взаимоотношениях и чувствах. Родителям следует помнить, что все их страхи могут воплотиться в жизнь при неправильном обращении с подростком, резких замечаниях, подшучиваниях, высмеиваниях и так далее.

Для девочек любовь в юношеском возрасте таит какую-то сказку. Юная леди под первой любовью понимает платоническое общение. Это стихи про первые чувства, совместные прогулки, соприкосновение рук и так далее. В общем, все это в совокупности можно назвать романтикой. Для мальчишек же первые чувства не имеют подобного эффекта, по крайней мере у большинства. Всплеск эмоций, неконтролируемость, физиологические изменения порой разбрасывают их чувства в разные объекты вожделения.

Чаще всего девушкам - подросткам симпатичны более зрелые парни. Это происходит из-за того, что юноши в этом возрасте развиваются медленнее представительниц прекрасного пола. И вот поэтому интересы противоположных полов совпадают на возрастной разнице в четыре-пять лет.

Когда родители знакомятся с взрослым избранником своей дочери, не стоит паниковать. Ведь можно смело отнять от его возраста четыре года. Многие родители бояться половой близости своего ребенка в таком возрасте. Но следует помнить, что развитие любовных отношений подростков - это не обязательно постель.

Юношеская любовь - то чувство, о котором вспоминается всю жизнь. И не имеет значение, была ли она ответной или нет. Просто те чувства, которые испытываются в подростковом возрасте не повторятся больше никогда. Искренность, нежность, самопожертвование, трепет - вот сопутствующие чувства первой любви.

Любовь -- это достояние общественно развитого человека.

В наше время нередко можно услышать разговоры о том, что научно-техническая революция и ускоренный темп жизни привели к снижению эмоциональной сферы личности, к рационализации духовной жизни человека, в том числе и любви. Сторонники такой точки зрения считают, что «любовь -- это пустые разговоры», «любовь -- привычка друг к другу», «по любви женятся те, кто не может жениться по расчету» .

Но наша эмоциональная сфера сегодня не стала беднее. Дело в том, что к любви мы предъявляем все больше и больше требований. И в этом, кстати, видится одна из причин разводов.

Наиболее сложным для психолога является вопрос, который часто задают молодые люди: «Как зарождается любовь?» Специалисты (в частности, психолог Л. С. Алексеева) считают, что встреча будущих супругов оказывается подготовленной соответствующими состояниями человека и наличием у него предварительных «схем», или «эталонов» будущего супруга или супруги.

Вначале фиксируются внешние признаки, при этом наиболее информативными для оценки привлекательности другого человека являются телосложение, форма лица, глаза и губы (считается, что мужчины более взыскательны к внешности женщин). Фиксируется и то, насколько данный человек отличается от других.

Сформированное первое впечатление вызывает определенный отклик - потребность в установлении контакта с избранником для проверки его соответствия своему образу и избежания ошибок.

При непосредственном общении выясняются ценностные ориентации друг друга, взгляды, установки, отношения к нормам и правилам и т. д. Положительное начальное впечатление, совпадение взглядов и ценностных ориентаций вызывает появление «эмоции триумфа», которая всецело завладевает человеком. Свое эмоциональное состояние человек объясняет себе как возникшую любовь. Она пробуждает активность человека, обостряет его стремление к общению и взаимопониманию с возлюбленным.

Молодые люди часто принимают состояние влюбленности за любовь. Конечно, любовь начинается с увлечения, с симпатии, но не всегда влюбленность перерастает в любовь. Существенное отличие между этими близкими чувствами заключается в отношении к объекту любви.

Если человек испытывает сильное и яркое чувство, но сосредоточен главным образом на себе и своих переживаниях,-- то это, скорее всего, влюбленность. В любви же центр тяжести чувств сконцентрирован на любимом человеке, на его интересах, заботах, чувствах.

Юным, а порой и взрослым, очень важно разобраться в своем чувстве, понять, любовь это или увлечение. Попытки выделить критерии любви делаются давно. В последнее время к решению этой проблемы подключились психологи. Ниже приводятся отдельные критерии любви, которые можно обсудить. Возможно, в беседе выявятся и другие критерии любви.

Критерии любви-привязанности:

ь Появление положительных эмоций и чувств при встрече с любимым (любимой) или воспоминании о нем (ней).

ь Наличие постоянной потребности общения с любимым (любимой).

ь Проявление общих или сходных взглядов на окружающий мир, наличие схожего мировоззрения, общих интересов, идеалов, устремлений.

ь Интерес к духовной, профессиональной, общественной жизни друг друга, а также к привычкам друг друга, вкусам, настроению, к делам и т.п.

ь Сочувствие, сопереживание в трудные моменты жизни.

ь Проявление чувства ревности как естественного чувства взаимного обладания и близости двух любящих людей.

ь Наличие критерия «Ромео и Джульетты», т.е. готовности остаться с любимым (любимой), даже если все родные и окружающие против этого выбора.

ь Стремление любящих к браку и желание иметь детей.

Я предлагаю вам некоторые высказывания великих людей на данную тему. Какие из них вам наиболее близки?

В.Г. Белинский : «Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет... но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму»

Гегель : «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя...»

А.И. Герцен : «Любовь и дружба -- взаимное эхо: они дают столько, сколько берут»

Л. Дюма-сын: «Любовь без уважения не может ни далеко зайти, ни высоко подняться, это -- однокрылый ангел»

Д.И. Писарев : «Любить человека и не мешать ему в жизни, не отравлять его существования непрошеными заботами и навязчивым участием -- это такой фокус, который немногим по силам»

А. Сент-Экзюпери : «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении -- вот что значит любить»

Юношеская любовь имеет свои особенности. Большинство юных подготовлено к встрече с нею развитием своего организма, уровнем сознания. Из умных книг, хороших кинокартин, из рассказов старших товарищей, родителей, родственников большинство юношей и девушек уже знают, что любовь -- это удивительное, прекрасное чувство, это нравственная ценность. И они ждут ее, стремятся скорее ее испытать. Наступает время свиданий, объятий, поцелуев. В этот период первое увлечение, первая симпатия кажется многим настоящей любовью на всю жизнь.

Но, как известно, первая юношеская любовь очень редко заканчивается созданием семьи. По-видимому, эта любовь необходима для проверки биологической и социально-психологической зрелости личности. Память каждого человека сохраняет первую юношескую любовь, и спустя многие годы он вспоминает о ней без горечи и обиды.

Юношей и девушек особенно беспокоят внешние проявления их любви. Отсюда частые вопросы: «Как вести себя на первом свидании?», «Когда можно впервые поцеловаться?», «Может ли девушка назначить свидание?» и т. п. На эти вопросы молодые люди хотят получить точный ответ: что можно, а чего нельзя. Мать или отец вполне могут ответить на такие вопросы своих детей. Но эти ответы будут очень разными. Кто-то будет опираться на свой жизненный опыт, кто-то на культурные ценности своего времени, а кто-то посоветует пойти за голосом своего сердца.

Я предлагаю вам так называемую «Шкалу любви и симпатии», разработанную психологами Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной, которая поможет вам лучше понять себя.

Шкала любви и симпатии

Инструкция: Ниже даны 14 утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).

Варианты ответа : да, это так; вероятно, это так; вряд ли это так; это совсем не так.

Но и эта шкала не даст вам никаких однозначных ответов. Только вы сами можете ответить себе на этот вопрос. Да и так ли важно для вас навесить «ярлык» на собственные чувства, не лучше ли радоваться жизни и научиться проживать то, с чем вы соприкоснулись в данный момент.