Тест по теме природные сообщества. Проверочная работа «Природные сообщества

  • Обобщить знания учащихся по теме “Природные сообщества”. Проверить знания, умения и навыки учащихся.
  • Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи, умения сравнивать и делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность.
  • Оборудование.

    • Презентация.
    • Два пустых игровых поля (на доске).
    • Карточки “Х”, “О”.
    • Конверты с заданиями.
    • Тесты (по количеству участников).

    Правила игры

    В игре участвуют 2 команды: одна – “Крестики”, вторая – “Нолики” (определяется после разминки). Задача команд – набрать наибольшее количество баллов. Каждой ячейке игрового поля соответствует определенное задание. Первой выбирает ячейку команда “Крестиков”. В дальнейшем ходы чередуются. Ведущий дает разные задания (но по одной теме) обеим командам. После выполнения задания отвечают обе команды. При правильном ответе каждая команда ставит значок в эту ячейку на своем поле и зарабатывает озвученное в задании количество баллов.

    Команде добавляется 1 балл, если ей удается поставить свои значки так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией.

    Игра окончена, когда все ячейки игрового поля закрыты.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Разминка

    Дети разбиваются на две команды. У каждой команды на столах лежат карточки с буквами. Задание: собрать из букв термины (экология, природное сообщество, невидимые нити, цепь питания – по 2 термина у команды), дать определения. Первая команда, которая справляется с задание, получает название “Крестики”, вторая “Нолики”.

    Выбирают командира, который будет отвечать за организацию работы в команде. Командиры получают карточки со знаком команды (Х, О).

    Учитель объясняет условия игры. На интерактивной доске основное игровое поле. <Слайд 2. Презентация >. Первую ячейку открывает команда крестиков.

    2. Основная часть

    Ячейка “Изобретательские задачи” < Слайд 3>

    Капитаны выбирают конверты с задачами. Каждая команда зачитывает задачи (2), обсуждает, принимает решение, определяет, кто будет отвечать. Первой отвечает команда крестиков. За

    каждую задачу начисляется 1 балл.

    Задача 1 (“Х”)

    Весной, когда пригревает солнце, из горошин, лежащих в хранилище, вылезают черненькие жучки. Они покручивают черной головкой, расправляют крылья и улетают. В июне они прилетают на гороховое поле, где появляются нежные зеленые бобы. Опускаются они на боб и откладывают яички. Придет время, и из яичек появятся личинки и прогрызут кожицу боба, проникнут в горошину, которая станет им “домом” и “столовой” одновременно. Горох свезут в хранилище, и се повториться сначала. Что же сделать? Как отобрать поврежденные горошины?

    (Горох засыпают в бочки с соленой водой. Добротные горошины опускаются на дно, а использованные всплывают – ведь внутри они пустые. Зараженные зерновкой горошины сжигают вместе с личинками)

    Задача 2 (“Х”)

    Есть у высокой, крепкой лиственницы малюсенький, но грозный враг – лиственничная муха. Она губит шишки лиственницы. Пропадают семена, не успев еще на землю упасть. Боится муха только запаха еловых шишек. Как спасти шишки лиственницы?

    (Решили перехитрить муху, лиственницы замаскировали под елку: на смолистые еловые шишки ведь муха не садится. Сделали из еловых опилок и хвои ароматный настой и опрыскали им лиственницы. Ни одна муха к лиственнице, которая пахнет елкой, и близко не подлетит)

    Задача 1 (“О”)

    Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?

    (Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья – для сохранения тепла)

    Задача 2 (“О”)

    Один год в США, в округе Бостона, необычайно размножились гусеницы, которые несметными полчищами навалились на поля, огороды, сады и уничтожали все подряд – посевы, овощи, плоды на деревьях. Людям грозил голод. Что же предпринять людям? Кого пригласить на выручку?

    (На выручку пришли воробьи. Они были завезены в 1815 году англичанами. Они стаями налетели на поля и сады и быстро истребили вредителей. Благодарные жители Бостона соорудили в главном парке города памятник воробьям)

    Ячейка “Зоологическая” <Слайд 4>

    Расселите животных по природным сообществам.

    Каждая команда подбирает животных в свои природные сообщества.

    Команда “Х”: лес, водоем.

    Команда “О”: луг, водоем. За правильно выполненное задание – 1 балл.

    Список животных:

    • Кукушка
    • Пиявки
    • Белка
    • Кабан
    • Коростель
    • Ящерица
    • Лягушка
    • Шмель
    • Перепел
    • Дятел
    • Цапля
    • Кузнечик

    Ячейка “Экологическая” <Слайд 5–8>

    Восстанови цепь питания, восполнив звенья.

    Каждой команде дается по 2 цепи питания. За правильно восстановленную цепь – 1 балл.

    Ячейка “Загадочная” <Слайд 9>

    Команды отгадывают загадки по очереди. Каждая загадка – 0,5 балла

    Команда “Х” Команда “О”
    Ползет наоборот,
    Задом наперед,
    Все под водой
    Хватает клешнёй.
    (Рак)
    Деток очень я люблю,
    Но не всегда сама кормлю.
    Чужим мамам доверяю,
    Когда по лесу гуляю.
    (Зайчиха)
    Хвостом виляет,
    Зубаста, а не лает.
    (Щука)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик.
    (Стрекоза)
    Лежала между елками
    Подушечка с иголками.
    Тихонечко лежала,
    Потом вдруг убежала.
    (Ёж)
    Черен – да не ворон,
    Рогат – да не бык,
    Шесть ног – да без копыт.
    (Жук)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.
    (Бобры)
    Сделал дыру,
    Вырыл нору,
    Солнце сияет,
    А он и не знает.
    (Крот)

    Ячейка “Поисковая” , <Слайд 10>

    Капитаны выбирают конверт с текстами. Команды читают тексты, отгадывают природное сообщество, рассказывают об особенностях, называют животных. За каждый текст присуждается по 1 баллу.

    Текст 1 (“Х”)

    Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.

    Текст 2 (“Х”)

    Вечером или в плохую погоду в траве можно услышать резкий крик, напоминающий звук “дерг!”. Это кричит луговая птица. Не надейтесь его рассмотреть: он не поднимается в воздух, а быстро бегает среди травы, но делает это так ловко, что не колышется ни одна травинка.

    (Коростель или дергач)

    Текст 1 (“О”)

    Теплый летний день. Чудесный ковер цветущих трав раскинулся вокруг нас. Над цветами бесшумно порхают бабочки, деловито гудят пчелы и шмели, стрекочут кузнечики. Как хорошо!

    Текст 2 (“О”)

    Очень интересно увидеть весной над лугом одну летающую птицу. Она носится в воздухе, то поднимаясь вверх, то резко падая вниз, тогда слышен звук, похожий на голос барашка. Самое интересное заключается в том, что эти звуки птица издает не голосом, а перьями хвоста и крыльев. Воздушные потоки проникая между перьями, заставляют их быстро дрожать, и тогда слышится блеяние: “бее-е-е”. За этот звук птицу прозвали в народе “небесным барашком”.Гнездится птица на земле и выводит четырех птенцов.

    Ячейка “Кто чем питается” <Слайд 11–12>

    Команда “Х”: Можно ли отнести стрекозу к хищникам, докажите?

    (Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу. )

    Команда “О”: Можно ли отнести щуку к хищникам, докажите?

    (Стремительная хищная рыба, У неё сильные плавники и хвост. Темная со светлыми крапинками окраска легко скрывает её среди водорослей в воде. Нападает из засады, глотая целиком мальков и мелкую рыбу, может хватать утят – вот зачем ей широкая пасть с острыми, загнутыми внутрь зубами)

    Команда “Х”: Для чего нужны в природе животные-хищники?

    (Хищные животные имеются среди всех групп животных – зверей, птиц, насекомых, рыб. Они хорошо приспособлены к поиску и ловле добычи. Животные хищники очень нужны в природе: они регулируют численность других животных, уничтожают неприспособленных и больных. К хищным животным относятся многие знакомые виды. Но иногда это звучит неожиданно: лягушка. Соловей, ящерица, водомерка, божья коровка – хищники)

    Команда “О”: Как вы думаете, какие из животных – растительноядные, хищные, всеядные – наиболее приспособлены к жизни в природе? Почему?

    (Всеядные. Им легче найти подходящую пищу. Всеядные птицы, например остаются зимовать, обходясь зимой растительной пищей, хотя летом являются насекомоядными)

    За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Ячейка “Проверь себя” < Слайд 13>

    Обе команды получают тест (у каждой команды свой), выполняют самостоятельно, затем дается 7 минут на обсуждение спорных вопросов, после чего происходит отчет команд о проделанной работе. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.

    1. К какому ярусу относятся растения: сирень, жимолость, шиповник, кизильник?

    2. К какому ярусу относятся растения: брусника, черника, кислица, майник, земляника?

    а) мхи и лишайники – 1 ярус б) травы и кустарники – 2 ярус в) кустарники – 3 ярус г) деревья – 4 ярус

    3. Разнообразные лишайники на деревьях – это показатели:

    а) чистоты воздуха б) загрязненной атмосферы в) заболоченной местности г) загрязненной почвы

    4. Какие из перечисленных животных не живут на деревьях?

    а) короед б) дятел в) белка г) полевка

    5. Кто помогает опылять растения верхних ярусов леса?

    а) насекомые б) ветер в) звери г) птицы

    6. Кто опыляет цветки растений нижних ярусов?

    а) ветер б) птицы в)земноводные г) насекомые

    7. Какие животные не живут в почве?

    а) грибы-плесени б) муравьи в) кроты г) еловые усачи

    8. Дополни цепь питания: растения – лесная мышь – ? – бактерии гниения?

    А) ласка б) лось в) дятел г) тетерев

    9 Лесная подстилка – это:

    а) травы и кустарники б) опавшие листья и отмершие части растений в) плоды и семена деревьев

    10. Лесная подстилка перегнивает под действием:

    а) воды б) высоких температур в) живущих в ней микробов, грибов, бактерии г) ветра

    1. Какие из перечисленных растений не растут на берегах озер Ленинградской области?

    а) ряска б) осока в) стрелолист г) ирисы

    2. Какие растения не плавают на поверхности воды?

    а) кувшинка б) кувшинка желтая в) водокрас г) белокрыльник

    3. Какое растение называют “водяной чумой”?

    а) водокрас б) элодею в) кувшинку г) камыш

    4. Какое из перечисленных растений называют насекомоядным? Оно ловит маленьких рачков. Один ученый насчитал в растении длиной 20 см 15 тысяч рачков.

    а) пузырчатка б) водокрас в) ряска г) хвощ

    5. Какие из перечисленных растений взяты под охрану?

    а) кувшинка белая б) элодея в) камыш г) роголистник

    6. К какой группе относятся эти обитатели водоема: лягушка, тритон, жаба?

    а) звери б) рыбы в) земноводные г) моллюски

    7. Какую рыбу нельзя встретить в водоемах Ленинградской области?

    а) ерш б) судак в) рыба-пила г) щука д) сиг е) корюшка

    8. Какие животные непосредственно не связаны с сообществом водоема?

    а) цапля б) жук-плавунец в) кряква г) ласка

    9. Отгадай животное. Живет по берегам тихих речек, ведет ночной образ жизни, строит хатки, плотины?

    а) ондатра б) бобр в) нутрия г) выдра

    10. Индикаторами каких водоемов являются ерш, окунь, судак, щука?

    а) чистых водоемов б) загрязненных водоемов в) очень грязных водоемов г) проточных водоемов

    Ячейка “Ботаническая” <Слайд 14>

    Посади растения в их природном сообществе.

    Каждая команда подбирает растения в свои природные сообщества. За правильно выполненное задание – 1 балл.

    Команда “Х”: лес, водоем

    Команда “О”: луг, водоем

    • Сосна
    • Стрелолист
    • Тысячелистник
    • Бересклет
    • Колокольчик
    • Кувшинка
    • Тростник
    • Мышиный горошек
    • Осина
    • Рогоз

    Ячейка “Видио-диктант” <Слайд 15–16>

    Каждая команда просматривает 5 слайдов с изображением природных сообществ. После окончания просмотра игроки должны назвать природные сообщества и их представителей в порядке показа. За правильно выполненное задание команда получает – 5 баллов.

    Команда “Х”: лес, луг, лес, водоем (озеро), водоем (болото)

    Команда “О”: луг, лес, водоем (пруд), луг, водоем (река)

    3. Итог урока

    Урок заканчивается подведением итогов работы, подсчетом баллов и выставлением отметок за работу каждой команде и (или) отдельно каждому ученику.

    Литература

    1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. “Окружающий мир”, 3 класс, 1 часть, М.: 2011, УМК “Перспектива”.
    2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. “Окружающий мир”, рабочая тетрадь, 3 класс, 1 часть, М.: 2011, УМК “Перспектива”.
    3. Плешаков А.А. “От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов”, М.: 1998.
    4. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 3 класс, М.: 2007.
    5. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. “Окружающий мир. Природоведение. Экология” Информационно-развивающие задания для учащихся начальной школы, СПб, 2001.
    6. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. “1000 загадок (популярное пособие для родителей и педагогов)”, Ярославль, 1996.
    7. Дьячковская Г.Т. Окружающий мир, 2–4 классы, олимпиадные задания, Волгоград, 2006
    8. Каткова Е.Г. Занимательные задания и проверочные вопросы по естествознанию, 3–4 классы, М.: “Интеллект-Центр”, 2003.
    9. Дерим Оглу Е.Н. Фролова Н.В. Природоведение и экология, 4 класс, 2001.

    Тест по биологии Природные сообщества для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

    1 вариант

    1. Природное сообщество образуют располагающиеся на одной территории

    1) пни елей
    2) автомобили
    3) вулканы
    4) живые организмы

    2. Все виды взаимодействий природного сообщества и окружающей среды представляют собой

    3. Организмы, осуществляющие процесс фотосинтеза в экосистеме, принято называть

    4. Остатками мёртвых тел и выделениями живых организмов питаются

    5.

    А. Животные в экосистеме способны существовать обособ­ленно без других живых организмов.
    Б. Виды птиц широколиственного леса отличаются от на­бора видов птиц, обитающих в степи.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) неверны оба суждения

    6.

    К разрушителям органического вещества и тел живой при­роды в природном сообществе относятся

    1) бактерии
    2) водоросли
    3) почвенные черви
    4) хищные звери
    5) грибы
    6) цветковые растения

    7. Установите соответствие между организмом и его ролью в экосистеме.

    Организм

    1. Ель
    2. Лисица
    3. Мышь
    4. Берёза
    5. Лягушка

    Роль в экосистеме

    А. Производители
    Б. Потребители

    8. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания широколиственного леса.

    1) филин
    2) липа
    3) зяблик
    4) бабочка

    2 вариант

    1. Примером природного сообщества служит

    1) свалка отходов
    2) бензозаправочная станция
    3) моховая кочка
    4) очистное сооружение

    2. Система сложных взаимоотношений сообщества живых ор­ганизмов с окружающей средой представляет собой

    3. Растительноядных и хищных животных, обитающих в экосистеме, относят к группе

    4. Пищевые связи, которые устанавливаются между организмами в сообществе, — это

    1) экосистема
    2) биогеоценоз
    3) цепь питания
    4) факторы неживой природы

    5. Верны ли следующие утверждения?

    А. Все живые организмы сообщества влияют друг на друга.
    Б. Сети питания в экосистеме более разветвлённые, чем цепи питания.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) неверны оба суждения

    6. Выберите три верных утверждения.

    К группе потребителей в экосистеме относят

    1) лютик
    2) зайца
    3) медведя
    4) ель
    5) сову
    6) жука-могильщика

    7. У становите соответствие между организмом и его ролью в экосистеме.

    Организм

    1. Бактерии гниения
    2. Почвенные черви
    3. Гадюка
    4. Белка
    5. Сорока

    Роль в экосистеме

    А. Потребители
    Б. Разрушители

    8. Установите верную последовательность звеньев в цепи пи­тания.

    1) росомаха
    2) дождевой червь
    3) листовой опад
    4) крот

    Ответ на тест по биологии Природные сообщества
    1 вариант
    1-4
    2-1
    3-2
    4-3
    5-2
    6-135
    7-АББАБ
    8-2431
    2 вариант
    1-3
    2-1
    3-2
    4-3
    5-3
    6-235
    7-ББААА
    8-3241

    Экологические факторы, действующие на организм.

    биотические

    абиотические

    оба ответа правильные

    Какое влияние оказывает на растение свет?

    рост, цветение, плодоношение

    прорастание семян

    оба ответа правильные

    Свет — экологический фактор, определяющий жизнь растений, большинство которых фотоавтотрофны. Лучистая энергия Солнца — предпосылка земной жизни. Солнечный свет регулирует рост и развитие растений, а также может оказывать повреждающее действие. Свет — один из важнейших факторов в жизни зелёного растения, так как он является источником энергии в процессе фотосинтеза. Влияет он и на другие функции растительного организма — на его рост, цветение, плодоношение , а так же и на прорастание семян . Отношение растений к свету различно, по этому признаку различают три группы: светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые.

    Влияние живых организмов на растения.

    животные питаются, опыляют

    затемняют, используют в качестве опоры

    оба ответа правильные

    Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена . Крупные растения могут затенять молодые, мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры. Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, обогащают почву перегноем и минеральными веществами.

    Влияние растения на окружающую среду.

    изменяют состав воздуха, почвы

    закрепляют и предохраняют почву от разрушения

    оба ответа правильные

    Растения изменяют состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Изменяют состав почвы — поглощают из неё одни вещества и выделяют в неё другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя почвы от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев.

    Характерные особенности светолюбивых растений.

    свет влияет на форму растения

    свет влияет на окраску растения: стебель, лист

    оба ответа правильные

    Светолюбивые растения живут только на освещённых солнцем открытых местах, где довольно редкий растительный покров. Свет оказывает большое влияние на форму растений . Растущие на открытом месте, как правило, невысокие, разветвлённые, с широкой кроной. Светолюбивые растения имеют характерное строение листьев. Они обычно небольшие, плотные, с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами. У многих растений листья покрыты восковым налётом или волосками, что предохраняет их от прямого воздействия солнечных лучей. Хорошо развиты механические ткани и корневая система.

    Характерные особенности тенелюбивых растений.

    слабо развиты механические и проводящие ткани

    листовые пластинки хрупкие и тонкие. Устьица на верхней и нижней сторонах листа

    оба ответа правильные

    Тенелюбивые растения не выносят сильного освещения и хорошо растут только в затенённых местах. Это травянистые растения еловых лесов и дубрав. Как правило листовые пластинки хрупкие и тонкие. Слабо развиты механические и проводящие ткани, устьица расположены на верхней и нижней сторонах листа. К ним относятся травянистые растения еловых лесов и дубрав: вороний глаз, майник двулистный, веретеница, многие лесные папоротники.

    Характерные особенности водных растений.

    незначительная поверхность тела

    мощная корневая система

    нет правильного ответа

    Большинство живущих в воде растений имеет очень большую поверхность тела. Они поглощают воду и растворённые в ней вещества всей поверхностью тела, в связи с чем корневая система развита слабо, а иногда и совсем отсутствует. Устьиц на подводных листьях нет.

    Типы растительных сообществ.

    леса, луга, болота

    степи, тундра

    оба ответа правильные

    Растительность — это совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории. В зависимости от преобладания тех или иных видов и условий существования растительные сообщества объединяются в большие группы. Каждый тип растительности имеет свои характерные черты, по которым его можно отличить от других. Луга и степи — это заросли трав высотой по колено, по пояс или выше человеческого роста. Одни луговые и степные травы проходят путь от прорастания до плодоношения и гибели за один сезон, другие — за два, а третьи живут на протяжении годов и десятилетий. Болотами называют сообщества растений, частично погружённых в воду и частично выступающих из неё. Они сформированы злаками, осоками, мхами, кустарничками. Растения тундры развиваются очень медленно. Тундровые растения, как правило, низкорослые — снег укрывает и пригибает их. В пустынях где дожди идут каждый год, развиваются сообщества эфемеров. После весенних дождей растения покрывают почву ковром и за 3-8 недель успевают вырасти и принести плоды, а многолетники — ещё и запастись питательными веществами. Размер эфемеров зависит от увлажнённости — растения, которые в богатые влагой годы достигают размера 30-39 см, а в сухие годы вырастают до 3-4 см. некоторые виды пустынных растений имеют мелкие, почти незаметные листья или вовсе без них обходятся — фотосинтез осуществляют стебли. У других растений во влажный сезон листья крупные, а в сухой — мелкие.

    Жизненные формы растений, составляющие лиственный лес.

    первый ярус: дуб, липа, берёза

    первый ярус: травы, черёмуха

    первый ярус: травы и папоротники

    Сообщества растений возникают не случайно: они складываются постепенно в течение многих тысячелетий. В результате разные виды растений в сообществе приспосабливаются к совместному обитанию. Ярусность наиболее хорошо выражена в сообществах леса. В лиственном лесу дубы, липы, берёзы и другие крупные деревья образуют первый верхний ярус.

    Естественная смена растительных сообществ может быть вызвана...

    изменениями в климате

    составом или структурой почв; жизнедеятельностью самих растений

    оба ответа правильные

    Естественная смена растительных сообществ может быть вызвана изменениями в климате, составом или структурой почв, жизнедеятельностью самих растений. Под влиянием этих причин в сообществе одни растения могут появляться, а другие исчезать. В лесных сообществах также происходит смена растительности. Под пологом берёзового леса прекрасно растут теневыносливые ели. Идут годы. Ель вырастает и занимает верхний ярус леса. Старые берёзы гибнут. А молодые светолюбивые берёзы выжить не могут — слишком мало света для них под еловыми кронами. Постепенно происходит смена растительности и в нижнем ярусе. Таким образом, происходит смена берёзового леса еловым.

    Родоначальники царства зелёных растений.

    одноклеточные водоросли

    бактерии

    лишайники

    Водоросли – древнейшая группа низших одноклеточных и многоклеточных растений, содержащих хлорофилл и вырабатывающих органические вещества в процессе фотосинтеза. Водоросли появились на Земле а протерозое – примерно 2,5 млрд лет назад.

    «Природные сообщества»

    1.

    2.

    3. Подпиши ярусы леса

    Рыжая плутовка с острыми ушами и длинным хвостом, охотница за птицами и мышами - это __________________________________.

    5. Перечисли виды водоёмов:

    6. Закончи предложения:

    В лесу растут ____________________________________________, а на лугу - _________________________________________________. У всех насекомых на теле есть насечки и у них 6 ног. У муравья на теле насечки, значит он _____________________________________.

    7. О каком природном сообществе идёт речь. Подчеркни правильный ответ.

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Фамилия, имя_______________________________________

    Проверочная работа по окружающему миру

    «Природные сообщества»

    1. Живые существа обитают в одном месте и связаны друг с другом. Такое объединение живых существ называют_________

    _______________________________________________________

    2. Что не относится к природным сообществам?

    а) лес; б) луг; в) почва; г) водоём.

    3. Подпиши ярусы леса

    4.Узнай животного по описанию:

    Маленький зверёк с длинным тонким хвостом кормится на поле всё лето и осень, на зиму прячет зерно в подземные норы - это ________.

    5. Перечисли виды водоёмов: _____________________________________________________.

    6. Закончи предложения:

    В лесу растут ____________________________________________, а на лугу - __________________________________________________. У всех насекомых на теле есть насечки и у них 6 ног. У муравья на теле насечки, значит он ______________________________________.

    Называют доктором леса, спасает деревья от насекомых ________.

    7. О каком природном сообществе идёт речь. Подчеркни правильный ответ.

    Здесь растут кустарники и травянистые растения, обитает множество животных. Есть здесь и грибы.

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Чудесный ковёр трав раскинулся вокруг. Над цветами - бесшумно порхают бабочки, гудят пчёлы и шмели:

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Горох, фасоль, арахис - _____________________________________

    Морская звезда

    10.

    Перечисли плодовые культуры, которые растут в саду:________________________________________________________________________________________________________.

    Чудесный ковёр трав раскинулся вокруг. Над цветами бесшумно порхают бабочки, гудят пчёлы и шмели:

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Это удивительный дом, населённый многочисленными жильцами, которые приспособились к жизни в воде или у воды:

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    8. Запиши названия групп полевых культур:

    Пшеница, рожь, гречиха, рис, кукуруза - _______________________

    Горох, фасоль, арахис - ______________________________________

    Тыква, капуста, картофель, баклажан, морковь - _________________

    Подсолнечник - ____________________________________________

    Лён, хлопчатник - ___________________________________________

    9. Соедини стрелками место обитания с животными и растениями:

    Морская звезда

    10. Участок земли, занятый плодовыми культурами – это __________.

    Перечисли плодовые культуры, которые растут в саду:__________________________________________________________________________________________________________________.

    Проверочный тест по теме «Природные сообщества»

    Учени______3 класса___________________________

    1.Что такое природное сообщество?

    а) сложное единство живой и неживой природы;

    б) единство растений, животных, людей;

    в) вода воздух полезные ископаемые, почва;

    г) деревья, кустарники, грибы, травы.

    2.Что не относится к природным сообществам?

    а) лес; б) луг; в) почва; г) водоём.

    3. О каком природном сообществе идёт речь?

    Здесь растут кустарники и травянистые растения, обитает множество животных. Есть здесь и грибы.

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Чудесный ковёр трав раскинулся вокруг. Над цветами бесшумно порхают бабочки, гудят пчёлы и шмели.

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Это удивительный дом, населённый многочисленными жильцами, которые приспособились к жизни в воде или у воды.

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    4. Главные растения леса.

    5. Главные растения луга.

    а) кустарники; б) деревья; в) травы; г) водоросли.

    6. К какому из природных сообществ относятся данные обитатели?

    Голубянка, тысячелистник, перепел, кобылка

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Стрелолист, бобр, камыш, катушка

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    Ласка, бересклет, слизень, дрозд

    а) лес; б) луг; в) водоём.

    7. Кого называют «живыми фильтрами»?

    а) раков; б) беззубок; в) щук; г) тритонов

    8. О чём идёт речь: из почвы-в растения, из растений-в тела животных, а с остатками растений и животных-снова в почву?

    а) цепь питания; б) круговорот воды в природе; в) круговорот веществ.

    9. Главный участник круговорота веществ?

    а) грибы; б) животные; в) бактерии; г) растения.

    10. Помощник бактериям в круговороте веществ.

    а) кроты; б) грибы; в) пиявки; г) жуки.