Башкирский конгресс. Заявление конгресса башкирского народа

После череды громких увольнений опытных медиков – руководителей распоряжениями Минздрава Башкирии, причем все они причастны к «клану несогласных», организация выступила с заявлением о состоянии дел в системе здравоохранения Башкортостана. Ситуация оказалась удручающей.

В Башкортостане растет смертность в больницах, в том числе детская. Сокращается количество сельских больниц, увольняется персонал. Как следствие – резкий рост числа смертей, которые можно было предотвратить.

Продолжается чистка кадров: опытных руководителей крупных медучреждений увольняют за гражданскую позицию, нежелание молчать о катастрофе, которая прямо сейчас происходит в республиканском здравоохранении.

«Конгресс башкирского народа» принял заявление, в котором перечислены основные цифры и факты, которые красноречиво говорят о сложившейся ситуации и ее причинах, пишет портал proufu.ru. Публикуем полный текст заявления, процитированное источником.

Заявление РОО «Конгресс Башкирского народа»

«В сфере здравоохранения Республики Башкортостан происходят события, которые трудно объяснить, исходя из норм законодательства. Необходимо принять неотложные решения по исправлению катастрофически ухудшающейся ситуации в этой жизненно важной области. Приводим ниже неполный перечень показателей негативной динамики системы здравоохранения республики за последние пять-семь лет:

– число больничных коек сократилось на 2 216 ед. В разрезе регионов ПФО по числу больничных коек на 10 тыс. населения Башкортостан перешел на 3-е место с конца;

– фельдшерско-акушерских пунктов уменьшилось на 139, то есть 139 деревень остались без ФАП;

– число пациентов, умерших в стационаре, увеличилось на 1 886 чел. Из них число умерших детей в возрасте до одного года увеличилось с 320 до 431 (на 111 чел.)

– число детских оздоровительных лагерей сократилось на 723;

– сократилось на 33,5 тыс. число лечившихся и отдыхавших в санаториях детей и взрослых;

– в 2016 году в Башкортостане родилось на 3 тыс. детей меньше, чем в 2015 году, по темпам падения рождаемости республика оказалась в числе худших регионов страны. Если в РФ снижение рождаемости составило 2,6%, в нашей республике – почти 6%;

– по показателям смертности людей в трудоспособном возрасте, младенческой смертности, общей заболеваемости населения Башкортостан попал в 6-й десяток среди субъектов РФ, то есть практически в хвост списка регионов страны;

– республика стала лидером по потере трудоспособного населения. За последние 3 года на 25% увеличилось количество травм со смертельным исходом. Более чем в 3 раза выросло число несчастных случаев, руководители этих предприятий факты пытались скрыть;

– республика перешла в 6-й десяток медицинского рейтинга в плане обеспеченности врачами, больничными койками, нагрузки на специалистов и мощности медицинских учреждений. И все это при декларируемом росте финансовых вложений в медицину;

– на информатизацию здравоохранения в республике за 2 года направлено почти 500 млн рублей, еще 250 млн добавляют в 2017 году. Но результата нет. Из 31 созданного телемедицинского центра сегодня реально работают 4;

– в тяжелейшем положении оказалось сельское население: на прием к врачу нужно ехать как минимум в райцентр, а чтобы получить более-менее качественное обследование и лечение – в Уфу. Сокращение 139 ФАПов усугубилось тем, что в 2016 году 39 сохранившихся фельдшерско-акушерских пунктов вообще не работали из-за отсутствия специалистов;

По теме

В Башкирии после того, как городской суд Сибая признал Учалинский и Сибайский ГОКи ответчиками по делу о нарушении природного законодательства, устранение окислительных процессов в чадящем уже пять месяцев карьере будут контролировать судебные приставы.

– в последние годы в Уфе были реорганизованы путем объединения больница № 13 и поликлиника № 35, поликлиники № 33 и № 50, больница № 3 и поликлиника № 47, больница № 5 и поликлиника № 40, детская больница № 17 и детская поликлиника № 8 и другие. Объединенные больницы стали трудноуправляемыми, качество их работы только ухудшилось;

– демографическая ситуация с каждым годом только ухудшается, а республика занимает первое место по суицидам.

И все это происходит в условиях затеянной руководством республики кадровой чехарды. Создается впечатление, что Министерство здравоохранения РБ предпринимает действия вопреки здравому смыслу.

Успешно работающие опытные профессионалы, состоявшиеся руководители медицинских учреждений увольняются без объяснения причин, их места занимают те, кто имеет нужные связи с вышестоящим начальством. Наличие «своих людей» наверху, кумовство становятся условием для карьерного роста посредственных, ничем себя не проявивших специалистов.

В последние годы главных врачей фактически стали увольнять по национальному признаку. Всем известно скандальное увольнение (причем дважды) главного врача уфимской больницы № 3, доктора медицинских наук, практикующего хирурга Фанила Булатовича Шамигулова. Опытнейшего врача и успешного руководителя лишили должности, несмотря на отсутствие объективных оснований, на поддержку всего коллектива, не предоставив соответствующей его квалификации работы. Он и сегодня остается востребованным в нашем здравоохранении, но безработным.

Такая же участь ныне постигла , главного врача Республиканского перинатального центра, давно доказавшего свою профессиональную и управленческую состоятельность. Его, незаконно уволенного и восстановленного по решению суда, министр здравоохранения Анвар Акрамович Бакиров повторно лишает занимаемой должности в связи с окончанием срока контракта.

При этом явная перспектива ухудшения показателей работы родильного медицинского учреждения после увольнения опытного управленца министра А. А. Бакирова вовсе не волнует.

Угроза увольнения нависла также над главным врачом Республиканского госпиталя ветеранов войны и труда . Он в течение 10 лет эффективно руководит крупным медицинским учреждением, который создан для оказания медицинской помощи самым уважаемым в нашем обществе людям – ветеранам. В коллективе госпиталя трудятся профессионалы своего дела, он всегда был и остается образцовым при руководителе Х. М. Мустафине, который внес огромный вклад в совершенствование медицинской помощи пожилым гражданам, в улучшении состояния их здоровья. Недавно министр здравоохранения РБ А. А. Бакиров «поблагодарил» заслуженного врача и руководителя за труды, объявив ему выговор без достаточных оснований. Чем же руководствуется А. А. Бакиров, лишая работы высокопрофессиональных руководителей? Очень похоже, что он боится повторного гнева главы республики Р. З. Хамитова: в 2014 году Р. З. Хамитов освободил от занимаемой тогда должности А. А. Бакирова (в то время первого заместителя министра здравоохранения) за перебои в обеспечении лекарственными средствами льготных групп населения. Е сли башкиры Ф. Шамигулов и Ф. Байрамгулов уволены министром без причины, то какой-нибудь повод найдется (не найдется – придумают) и для башкира Х. Мустафина – вот настоящая логика действий А. А. Бакирова.

Именно такое – «придуманное» – обвинение прозвучало в выступлении главы республики Р. З. Хамитова перед деятелями башкирского отделения ОНФ. Тогда он заявил, что в госпитале ветеранов войн больных якобы кормили тухлым мясом. При этом Рустэм Закиевич не ссылался на конкретный документ, в данном случае на акт экспертизы, который должен быть составлен специалистами по факту обнаружения недоброкачественных продуктов питания. Главный врач госпиталя Х. М. Мустафин публично оклеветан, обвинен в правонарушении, при этом его вина не установлена на законных основаниях.

Р. З. Хамитов – такой же гражданин, как и остальные жители, и он наравне с другими гражданами должен нести ответственность за свои слова. А за клевету закон предусматривает и уголовную ответственность по ст. 128.1 УК РФ.

К изложенному следует добавить, что Ф. Б. Шамигулов, Ф. М. Байрамгулов, Х. М. Мустафин являются активными общественниками. Именно они в своих выступлениях подвергали критике руководство республики за упущения и бездействие, приведшие к ухудшению социально-экономического положения республики, снижение уровня жизни населения. Не поэтому ли они подвергаются давлению и преследованию со стороны властей Башкортостана?! Причем власти абсолютно не намерены выслушивать доводы общественников и идти на прямой разговор с ними.

Сегодняшняя ситуация в здравоохранении республики, в других социальных направлениях, где рядовой человек на себе испытывает результаты кадровой чистки, безразличие руководителей, отстраненность государственной системы от решения проблем населения усиливают озлобленность и негатив по отношению к властям. Причем проблемы республиканская власть создает там, где их могло бы вообще не быть. Причина тому – некомпетентность руководителей в вопросах управления, высокий уровень коррупции, превышение личных интересов над государственными».

Президиум РОО «Конгресс Башкирского народа»

Заявление Конгресса башкирского народа Новость о планируемой на 10 октября текущего года конференции, посвященной 80-летию М. Ш. Шаймиева, вызвала недоумение не только у башкирской общественности, но и у основной части политологического сообщества республики. Удивляет название мероприятия, инициаторами которого являются кафедра татарской филологии и культуры БашГУ, а также некий Тюркский национально-просветительский центр «Рамазан» РБ. Конференция именуется, ни много ни мало, так: «Минтимер Шаймиев и диалог культур ХХI века: консолидирующая роль лидера в многонациональном и поликонфессиональном российском обществе». В связи с этим хотелось бы остановиться на вопросе корректности заявленной темы. Действительно ли М. Ш. Шаймиев сыграл выдающуюся роль в консолидации российского общества и диалоге культур или же данное мероприятие является судорожной попыткой его организаторов навязать общественному мнению нашей республики повестку дня, которая актуальна лишь для татарстанской правящей верхушки? Коснемся роли Шаймиева в «консолидации» российского общества и государства. Мало кто помнит, что одновременно с референдумом о сохранении СССР 17 марта 1991 года проводился референдум о введении поста Президента РСФСР (затем – Российской Федерации), который властями тогда Татарской Советской Социалистической Республики был, фактически, проигнорирован, т.е. формально он состоялся, но большинство жителей республики о нем либо не узнали, либо в пунктах голосования отсутствовали соответствующие бюллетени. В то же время Верховный Совет ТССР, председателем которого был М. Ш. Шаймиев, 13 мая 1991 года принял решение о введении поста президента Татарстана, а всего лишь через месяц, 12 июня, в Татарстане прошли выборы президента РТ. Эдвард Уокер, профессор Калифорнийского университета, писал: «Казань хотела продемонстрировать, что законодательство РСФСР не распространяется на ее территорию. Накануне референдума Татарский Верховный Совет ввел дополнение в свою Конституцию, объявив Татарстан суверенным государством и подчеркнув верховенство татарских законов на территории Татарстана как над законами РСФСР, так и над законами СССР…» Это стало лишь прелюдией к более принципиальному шагу. В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали Беловежские соглашения, упразднившие СССР. В ситуации «парада суверенитетов», прокатившегося по стране, необходимо было скорейшим образом подписать Федеративный договор, чтобы предотвратить распад России. Все лидеры автономий, понимая важность данного акта и свою ответственность за единство государства, 31 марта 1992 года подписали данный договор, кроме руководителей Татарстана и Чечни. Последняя к тому времени уже объявила о полной независимости и в принципе не могла участвовать ратификации документа. Очевидно, что демарш Шаймиева был рассчитан на принуждение федерального центра к торгу о политических и экономических привилегиях для собственного клана. Однако, в то время в руках властей бывших автономий и без выкручивания рук Б. Н. Ельцину находились все ресурсы их регионов, поэтому отказ подписывать Федеративный договор было верхом эгоизма и безответственности, расшатывавшим единство страны. Шантажируя Москву, Шаймиев всегда опирался на татарские националистические организации. Бывший руководитель пресс-центра президента РТ Ирек Муртазин пишет, что Татарский общественный центр (ТОЦ) для Шаймиева был тараном в торге с Москвой: «Искусственно возрождая комплекс национальной неполноценности татар, подыгрывая радикально-романтическим порывам лидеров ТОЦ, играя на чувствах людей, удалось создать в республике ощущение предгрозовой атмосферы, так необходимой власти. Многотысячные митинги националов (в организации которых власть принимала самое активное участие, выделяя автобусы, свозя людей из районов), требования радикалов полного отделения республики от России, эскалация сепаратистских настроений стали хорошим подспорьем для политического торга с Москвой. А пока национал-радикалы поднимали кипиш, Шаймиев таскал каштана из мифического межнационального пожара». Сначала ТОЦ, являющийся старейшей национал-сепаратистской организацией Урало-Поволжья, и Шаймиев были своего рода союзники. Но затем, как замечает И. Муртазин, «…наступило время открытого приручения ТОЦ, который в нужные моменты мог обострить ситуацию, продемонстрировав Москве мифическую взрывоопасность «Татарстана без Шаймиева». Со временем национал-радикалы 90-х гг. перестали отвечать задачам текущего момента: многие постарели, другие остепенились, третьи вписались во властные структуры Татарстана. Да и федеральный центр не лыком шит – Кремль давно понял, чего в реальности стоят эти марионеточные ТОЦы, СТМы, марджанисты и кто в действительности дергает их за нитки. Старый наркотик уже не действовал, нужен был более мощный. Для торга с Москвой понадобилась еще более конфликтная и непримиримая молодежь, чем националисты-романтики 90-х. Нужна была некая «вещь в себе», непонятная федералам, для разгадки которой понадобилось бы время, столь необходимое властям Татарстана. А дальше, как говорил ходжа Насреддин, или ишак сдохнет, или султан. И рецепт был найден – радикальный исламизм. Казанский религиовед Раис Сулейманов пишет: «В Татарстане есть много тем, о которых не принято говорить вслух. Первая и самая главная – ваххабитский холдинг. Этот термин был запущен в обиход Валиуллой Якуповым. Он подразумевал то, что ваххабитов, «Хизб ут-Тахрир» и националистов в Татарстане крышуют высокопоставленные чиновники и обладатели больших звезд из правоохранительных органов. В ряде районов республики «бородачей» покрывали главы районных администраций. Большинство власть имущих крышевателей – близкие и дальние родственники Минтимера Шаймиева, друзья его друзей или родственников или просто верные ему люди. За 20 лет своего правления Шаймиев создал во властных органах республики верный себе клан. Обо всем, что связано с Шаймиевым и его кланом, в Татарстане не говорят публично, потому что за эти слова можно и по зубам получить, и головы лишиться. Экс-президент РТ по сей день остался в республике влиятельным человеком и своего рода священной коровой». Шаймиев очнулся от действия этого дурмана лишь тогда, когда ваххабиты убили заместителя муфтия Валиуллу Якупова и тяжело ранили муфтия Ильдуса Файзова, совершили атаку на нефтезавод в Нижнекамске и начали повсеместно жечь православные церкви (это как раз к вопросу о роли Шаймиева в диалоге культур). В одном интервью он даже раскаялся, сказав в свое оправдание, что, мол, не предполагал о столь тяжелых последствиях от такой, казалось бы, хорошей вещи, как религия. Но джинн уже выпущен из бутылки, благодаря вопиющей некомпетентности и безответственности бывшего коммунистического атеиста, решившего поиграть с огнем. Властям Татарстана удалось выкрутиться и на этот раз. После серии терактов началась кампания «борьбы с ваххабизмом». Как по команде, все ваххабитские имамы РТ стали в один голос заявлять о своей приверженности суфизму и осуждать ваххабизм. А один из главарей ваххабитов Рамиль Юнусов, долгое время исполнявший должность имам-хатиба главной мечети Татарстана Кул Шариф, которая находится в шаговой доступности от резиденции Шаймиева в казанском Кремле, тихонечко сбежал в Лондон. Как говорится, все концы в воду. Интересно, какой прием будет изобретен сегодня, чтобы и далее торговаться с Москвой? Ваххабитская карта оказалась бита, что вовсе не говорит об исчерпанности проблемы распространения исламистского радикализма в Татарстане. Перейдем ко второму моменту о мнимой роли Шаймиева в диалоге культур. К сожалению, приходится констатировать, что и эта красивая фраза, выведенная в название конференции, является лишь фиговым листочком для того идеологического концепта, который претворялся в жизнь Шаймиевым на протяжении 20 с лишним лет (на должности 1-го секретаря Татобкома КПСС, председателя ВС ТССР, президента РТ). Данный концепт является современной модификацией старой идеи штата «Идель-Урал» и выражается в лозунге «единой и неделимой татарской нации». На практике это означает, что нет никаких кряшенов, башкир, сибирских тюрков, ногайцев, а есть лишь потенциальные татары, которых, используя все ресурсы Татарстана, нужно превратить в «истинных татар». При этом используются методы, мягко скажем, не совсем спортивные. Достаточно вспомнить историю с вопросом, который задал В. В. Путину директор Белебеевской гимназии Н. Хусаинов. После III конгресса татар в Казань состоялась встреча делегатов форума с В. В. Путиным. Там же присутствовал Президент РБ М. Г. Рахимов. Неожиданно поднялся директор Белебеевской татарской гимназии Н. Хусаинов и сделал провокационное заявление, имевшее целью «подставить» Рахимова в присутствии Путина о том, что татары в РБ угнетены и им живется очень тяжело. Какова была реакция Путина? Журналист Римзиль Валеев вспоминал: «Владимир Путин ловким движением опытного дзюдоиста среагировал на заявление одного из ораторов о том, что быть татарином в Башкортостане нелегко: «А русским в Татарстане? А чеченцам в Москве? Или мордве, украинцам в российских регионах?» От такого разворота темы лично у меня зависла челюсть и до сих пор продолжает висеть». Упомянутый Ирек Муртазин, знающий политическую кухню Татарстан изнутри, пишет: «Посвященные знают, что на подобные мероприятия случайные люди не попадают, и уж тем более не получают в руки микрофон. Все выступления согласовываются. Неделегат конгресса мог оказаться на встрече с Путиным только с благословления если не президента республики, то хотя бы руководителя его аппарата. А «добро» на выступление мог дать только Шаймиев (…). Владимир Путин среагировал вполне адекватно вопросу, в том духе, что «не надо будить лихо, пока оно тихо». Но, увы, дело было сделано, вопрос озвучен, растиражирован СМИ, а попытка переложить проблему с больной головы на другую, тоже не очень здоровую, принесла такой результат, что отношения между дружественными башкирами и татарами явно не стали лучше. И власть вроде бы оказалась не при чем. Как всегда». Это лишь один пример о роли Шаймиева в «диалоге культур», а таких слишком много, чтобы уместить их всех в данном заявлении. Так для чего понадобилась эта конференция и почему ее проводит БашГУ, а не Казанский Федеральный Госуниверситет? Ответ очевиден: в казанском кремле решили, что на фоне ухудшающегося положения татарстанских элит шаймиевского призыва неплохо было бы закинуть удочку в наши воды, авось кто-то да клюнет на дурно пахнущую наживку. Шаймиев и его люди, захватившие в свои руки всю «нефтянку» Татарстана, пекутся не о судьбе народа своей республики, а лишь о собственном благополучии и доминирующем положении, которому, по всей видимости, скоро придет конец. Учитывая все это, Конгресс башкирского народа (КБН) призывает всех, кто так или иначе связан с бесперспективной затеей организации названной конференции, не участвовать в чужой игре за спасение капиталов и статусного положения магнатов Татарстана. КБН считает идею конференции не только неуместной, но и политически вредной для нынешних властей Башкортостана, если им еще дорога собственная репутация. Возвеличивание М. Ш. Шаймиева на башкирской земле является результатом преступной забывчивости нашей интеллигенции, проявлением лицемерия и низкопоклонства команды Хамитова перед правящим кланом соседнего Татарстана. Поэтому КБН требует от республиканских властей и ректората БашГУ отменить запланированное мероприятие. В том случае, если данное заявление не будет принято к сведению, а его требования не будут удовлетворены, КБН оставляет за собой право обратиться с аналогичным по содержанию заявлением в Администрацию Президента РФ, в частности, к заместителю ее руководителя С. В. Кириенко, прекрасно разбирающемуся в проблемах нашего и соседнего регионов.

Исполком Всемирного курултая (конгресса) башкир от имени башкирского народа выражает категорическое несогласие и крайнюю озабоченность в связи с искажением истории Республики Башкортостан и попыткой пересмотра прошлого нашего народа на страницах коллективной монографии «История татар Западного Приуралья», изданной уважаемым Институтом истории имени Ш. Марджани Академии наук Татарстана.

Безусловно, ученые и общественность Башкортостана могли бы только приветствовать данный труд своих коллег в случае отсутствия целенаправленных фактов фальсификаций, предвзятости и умышленного искажения истории не только Западного Приуралья, но и всего Южного Урала.

Но, к сожалению, монография, которая, вероятно, задумывалась как научный проект, усилиями таких ученых Татарстана, как Р. Хакимов, Д. Исхаков, М. Ахметзянов стала воплощением «политического заказа» ряда ультрарадикальных татарских общественников, которые традиционно ведут работу по сталкиванию двух братских – башкирского и татарского – народов и пытаются в самом центре России разжечь межнациональный конфликт, стравливая между собой жителей двух крупнейших республик Поволжья и Урала.

К примеру, уважаемые авторы пытаются доказать, что башкиры не являлись древним автохтонным этносом, проживающим на Южном Урале, Зауралье и Приуралье. Игнорируются широко известные труды о происхождении, древней и средневековой истории башкирского народа (В.Н. Татищев, П.И. Рычков, С.И. Руденко, А.З. Валиди, А.Н. Усманов, Р.Г. Кузеев, С.А. Плетнева, Н.А. Мажитов, А.З. Асфандияров и другие).

В монографии безосновательно утверждается, что в северо-западных районах современного Башкортостана издревле жили лишь татары.

Но в то же время даже татарские ученые не могут отрицать тот факт, что этноним «башкорт» в разных фонетических вариациях встречается в источниках раннего средневековья. В 922 году секретариатом посольства Ал-Муктадира к волжским булгарам Ахмедом Ибн-Фадланом было зафиксировано проживание башкир на Южном Урале и что они относятся к тюркскому племени. (Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., 1956, Харьков, с.130 ). Татарские ученые не нашли ничего лучшего, как назвать «башгирдов» Ибн-Фадлана мадъярами.

Весьма показательно, что в коллектив авторов был включен археолог В.А. Иванов из Республики Башкортостан, выступающий сторонником угорской теории происхождения башкир. Он пытается обосновать взгляд о том, что в Западном Приуралье обитали угро-мадъяры вплоть до XIII – XIV вв. Хотя известно, что разработки В. Иванова по археологии Приуралья уже давно стали объектом жесткой критики со стороны его коллег, известных археологов Р. Гольдиной и В. Напольских, уличивших В. Иванова в фальсификации фактов и допущении им грубых методологических ошибок.

В монографии сделана безуспешная попытка пересмотра принадлежности обнаруженных на территории Республики Башкортостан археологических объектов предкам тех или иных этносов в угоду угоро-татарской версии истории Приуралья и Южного Урала.

Татарские историки продолжают упорно насаждать взгляд о доминирующем влиянии Волжской Булгарии не только на Предуралье, но и на весь Южный Урал. В то же время, в пределах Башкортостана они не могут указать ни одного булгарского памятника домонгольского периода, а указанные ими могильники чияликской культуры являются наследием предков башкир.

Археологи Башкортостана В. Овсянников, Г. Гарустович подвергли убедительной критике позицию ученого А. Аксанова, который пытается отнести укрепленные поселения на р. Белой к периоду Казанского ханства. Они доказали, что археологических памятников, оставленных казанским ханством на берегах Белой, нет, и не было в помине!

Авторы данной монографии решились на преднамеренную фальсификацию даже источников по башкирской истории. Так, М. Ахмедзянов, ссылаясь лишь на собственные т. н. «исследования», пытается без каких-либо оснований не признавать башкирских родословных («шежере»). Множество башкирских родословий (шежере юрматинских, минских, табынских, усерганских, бурзянских, юрмийских, тамьянских и других башкирских родов ), в которых обязательно присутствует башкирская этнонимия и описываются факты башкирской истории, этим автором выдаются за татарские.

Самым неправдоподобным принципом в монографии стал тезис о том, что башкиры не являются естественно сформированным субъектом исторического процесса, а специально созданным царскими властями служебно-сословным образованием. И это несмотря на бесспорные факты: именно после двухвекового противостояния башкир чиновничьему произволу и башкирских восстаний, царские власти были вынуждены учредить в 1798 году кантонную систему управления Башкирией. Более того, в 1865 г. в связи с отменой кантонной системы управления башкиры были окончательно выведены из военно-служивого сословия. И отнесение башкир к военно-казачьему сословию не отменяла их принадлежность к башкирскому этносу.

Поражает тот факт, что Р. Хакимов не нашел ничего лучше, как обвинить таких известных ученых как С.И. Руденко и Р.Г. Кузеев в подрыве этнической идентичности татарского народа. Эти ученые представлены врагами татарского народа, так как этнограф С.И. Руденко игнорируется как один из первых объективных исследователей башкирской идентичности, а Р.Г. Кузеев, якобы по заданию советского руководства БАССР, пытался показать исконность проживания башкирского народа на территории современного Башкортостана.

Данная монография далека от объективности и непредвзятости в освещении исторических процессов, связанных с формированием тюркских народов. Подобные издания, публикуемые при содействии и под покровительством государственных научных институтов, подрывают единство народов Российской Федерации. Они создают межнациональную напряженность и объективные условия для конфликтов. Подобные публикации являются миной замедленного действия, заложенной под многовековые дружественные отношения между башкирским и татарским народами.

Считаем, что назрела необходимость в подготовке и проведении полномасштабной международной научно-практической конференции по проблемам этногенеза башкирского народа в целях недопущения дальнейшей эскалации антибашкиризма в исторических исследованиях некоторых татарских историков и усиления противоречий и противостояния между учеными двух соседних национальных республик.

Ученых из Института истории им. Ш. Марджани призываем впредь воздерживаться в своих исследованиях от непродуманных, искажающих историю башкирского народа выводов.

Тех авторов монографии, которым всего дороже научная истина, а не «политический заказ» хозяев издательства, тех ученых, которые были введены в заблуждение и статьи которых были использованы для выпуска этого сборника фальсификаций, призываем публично выступить в средствах массовой информации и внести ясность в позицию коллектива авторов по всем пунктам настоящего заявления.

Недавно в Уфе в Конгресс-холле прошел IV Всемирный курултай башкир, в котором приняли участие более 400 делегатов и 200 гостей. Собрание более, чем солидное. Особенно, если вспомнить, что на нем представлены башкирские диаспоры разных российских регионов и многих стран мира.

И вот этим уважаемым людям , руководство республике, полностью взявшее ВКБ под свою плотную опеку, подсунуло совсем «не по теме» повестку дня. Судите сами: «Главными темами конгресса явились развитие предпринимательства, туризма, культуры, образования». Так сообщили официальные СМИ. Ни одного конкретного вопроса по национальному движению. Ни намека на работу с башкирами из других регионов и стран в духовном плане. Ни одного упоминания о проблемах современного башкирского движения и путях их решения. Ни слова о башкирской молодежи и ее организациях.

Оно и понятно. Документы к Конгрессу готовились в администрации Главы республики, где представителей коренного народа отнюдь не много. Среди же немногочисленных башкир, типа Салавата Сагитова, которому и были поручены подготовка и проведение съезда ВКБ, в основном люди, которых сама башкирская общественность давно уже не считает своими.

Под их эгидой проводилась и вся оргработа по Конгрессу. Вот что пишет один из членов Исполкома: «Решение о проведение Съезда в общих чертах было принято еще 2014 году. Конкретную дату установило Правительство РБ. Этим же постановлением был создан Оргкомитет. То есть налицо грубое вмешательство органов власти в деятельность общественной организации. Правительственный оргкомитет по факту и признанию Румиля Азнабаева составил порядок ведения, назначил приглашенных гостей, выступающих, доклады и секции съезда. Вопреки Уставу по которому порядок выборов делегатов лежит на Исполкоме Оргкомитет назначил делегатов из районов и субъектов. По факту это руководители районов и их заместители. Итоговые документы Съезда, будущие члены исполкома уже определены Белым домом, что также признано Азнабаевым».

Как видим, башкиры были цинично обмануты в своем ожидании действительно Всебашкирского международного, а главное – эффективного, форума. Об этом еще до конгресса говорили многие авторитетные деятели национального башкирского движения. Они просили прислушаться к представителям различных национальных организаций, прежде всего, молодежных. Руководство республики обещало. Но… увы и ах! Снова обмануло.

ВКБ под строгим патронажем «Белого Дома» избрал , взамен Румиля Азнабаева, одиозного и набившего оскомину практически у всего башкирского национального движения, нового председателя Исполкома. Им стал доктор, генеральный директор Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии Амир Ишемгулов. В своем первом слове на новом посту он сказал:
- Теперь пришло наше поколение, наше время. Я готов не только свою энергию, но и жизнь отдать на благо своего народа. В наше сложное время мы должны сохранить свою нацию.

Судя по всему, новый председатель поторопился. Во всяком случае, по составу руководства республики и новым назначениям, сделанным Главой Рустэмом Хамитовым, не видно, чтобы действительно пришло время башкир. О том, что сам Глава (до этого года и вовсе президент РБ) по национальности татарин, знают все. И сколько бы он не бил себя в грудь, утверждая, что башкир, документы говорят об обратном. Да и не в документах дело (как известно, «бьют не по паспорту, а по лицу»). Оно в реальных поступках. А Рустэм Закиевич, обещая башкирам все, сразу же о своих словах забывает. Сколько он говорил, что в руководстве республики преобладают лица коренной национальности? Много. И что же? Опять обман.

Не успела башкирская общественность отойти от очередного надувательства с проведенным Всемирным Курултаем башкир, как буквально через пару дней получила подтверждение новому обману. Рустэм Хамитов прямо на заседании Госсобрания РБ, в присутствии депутатов, подписал указ о назначении Премьер-министром республики татарина Рустэма Марданова.
Теперь высшие должности в Республике Башкортостан занимают два татарина (Хамитов и Марданов) и русский (Константин Толкачев, председатель Государственного Собрания - Курултая). Такого даже в советское время не было. Да и вообще, никогда не было со времени образования БАССР.

Не башкиры занимают и другие основные должности в нашей республике. Читаем сегодняшнюю информацию о совещании по борьбе с терроризмом и экстремизмом у Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Из Башкортостана присутствовали: главный федеральный инспектор по Республики Башкортостан Андрей Чечеватов, прокурор Республики Башкортостан Андрей Назаров, начальник УФСБ России по Республике Башкортостан Олег Гайденко, министр внутренних дел по Республике Башкортостан Михаил Закомалдин, и.о. начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Марат Латыпов. На все руководство силовых структур республики лишь один башкир. И тот исполняющий обязанности начальника. И что он им станет - не факт.. А вот у других, скажем в делегациях Татарстана или Чувашии, совсем иная картина. Я не за тупую угоду национальности. Но борьба с всякого рода экстремизмом, терроризмом в любой многонациональной стране, республике эффективна тогда, когда ее ведут и возглавляют, в том числе, а в идеале – прежде всего, представители разных народов, в первую очередь того, что является в данном регионе основным, наиболее многочисленным. В Башкортостане совсем не так.

Все это явные просчеты в национальной политике нынешнего руководства региона. Более того, откровенный обман башкир и кураторами внутренней политики, и самим Главой РБ. А такое отношение к целому народу, который все-таки доминирует в республике, и чье имя она носит, чревато.

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на российских просторах, здесь в силу целого клубка внутренних противоречий продолжает жить своей собственной жизнью, порой приводя к жесткому противостоянию между различными акторами политического поля республики.

Очередным эпизодом таких политических войн стал учредительный съезд новой башкирской организации "Конгресс башкирского народа Республики Башкортостан", состоявшийся еще в начале мая. Его организаторы говорили о "бедственном положении коренного народа Башкортостана (т.е. башкир)", которое они стремятся исправить. Однако при внимательном рассмотрении весь "интерес" организаторов данного мероприятия, судя по их выступлениям, имеет весьма узкую сферу, и сводился он в большей степени к недовольству кадровой политикой, проводимой нынешними властями республики.

ОПЕРАЦИЯ ПО "АНШЛЮСУ" ТАТАРСТАНОМ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ БАШКОРТОСТАНА

Так, по словам Фиргата Байрамгулова, который вел само мероприятие и был избран по его итогам председателем этой организации, "в составе руководства республики татар – 47%, башкир – 28%, русских – 15% и 8% представителей других национальностей, а ключевые должности, контролирующие финансовые потоки, занимают татары, близкие к руководству". То есть, как мы видим, весь вопрос сводится к проблеме усилившейся острой конкуренции за высокие чиновничьи посты. И оказавшиеся за бортом этих процессов, видимо, решили, что теперь им пора объединиться.

Если взглянуть на состав президиума новой организации, то может возникнуть ощущение, что находишься не на заседании "Конгресса башкирского народа", а на конгрессе бывших башкирских главврачей: из четырех членов президиума трое – бывшие главврачи. Об этих людях известно крайне мало: ранее они не были замечены на общественном поприще, да и проблемы башкирского народа, видимо, их особо не заботили. Эту врачебную "тройку" разбавил лишь бывший директор Института гуманитарных исследований Академии наук Башкортостана (ныне закрытого) Ильгиз Султанмуратов – достаточно известный в башкирской среде пострахимовского времени. До появления на этом собрании он уже успел побывать председателем полугосударственного Всемирного курултая башкир в 2010-2011 годах. Тогда его попытка “спасти нацию" окончилась довольно плачевно, т.к. сами же башкирские общественники со скандалом выгнали его с этого поста, обвиняя в предательстве "башкирских" интересов и активно используя при этом свой излюбленный "железный" аргумент – кровное происхождение. Дело в том, что по слухам публично заявляемое им башкирское происхождение – "бумажное" (т.е. ненастоящее), а в реальности он сам – татарин.

Среди выступавших был и телеведущий, руководитель скандально известного многотомника "История башкирских родов" Салават Хамидуллин. Свое выступление на съезде организации он посвятил самой главной проблеме, которая не дает спокойно спать не только ему, но и главному спонсору его "многотомника", бывшему президенту Башкортостана Муртазе Рахимову – проблеме татарской экспансии или, как любит говорить сам экс-президент, "татаризации" Башкортостана. Согласно представленной Хамидуллиным картине, в настоящее время осуществляется плановая операция по "аншлюсу" Татарстаном западной части нынешнего Башкортостана. В этом "тайном плане", по мнению телеведущего БСТ, активное участие принимают не только власти Башкортостана во главе с Рустэмом Хамитовым, но и власти Татарстана, татарские национальные объединения обеих республик, татарские краеведы, Институт истории имени Ш.Марджани Академии наук Татарстана. В общем, силами Салавата Хамидуллина раскрыт целый всетатарский заговор.

О чем говорит этот собрание?

Первое – Башкортостан, как и все последние 30 лет, остается всё той же ареной перманентных политических баталий между разными центрами силы. И национальный вопрос, поднятый на этом съезде, является, пожалуй, его главным источником и движущей силой.

Второе, что обращает на себя внимание – это состав участников. Помимо бывших главврачей и разоблачителей "всемирного татарского заговора", на съезде были бывшие чиновники, выгнанные со своих теплых кресел за банальное воровство, что, однако, не помешало им заявить о "притеснении их по национальному признаку" (хотя на их прежних местах и в должности глав их министерств по-прежнему сидят представители "титульного" этноса).

Были на съезде и различные деятели культуры, шоу-бизнеса и т.д. – те, кто считает, что к ним отнеслись несправедливо именно из-за их национального происхождения. Интересно только, где были эти "борцы за справедливость", когда их татарских коллег в годы правления Муртазы Рахимова не просто притесняли за их этническое происхождение, но и устраивали им форменные травли, из-за чего кто-то был вынужден уезжать за пределы республики, а кто-то и вовсе кончал жизнь самоубийством (как, например, певец Госфилармонии Венер Мустафин)?

Не было здесь тех, кто по логике вещей должен был бы присутствовать на подобного рода собраниях – самих активистов башкирских организаций. Характерно, что непримиримая часть башкирской национальной интеллигенции, критикующая нынешние власти республики, весьма сдержанно отнеслась к этому съезду. Судя по всему, они не были приглашены на это мероприятие. Прямых выступлений против "конгресса" с их стороны ожидаемо не прозвучало (ведь известный принцип "враг моего врага – мой друг" еще никто не отменял), однако, судя по их открытым высказываниям, они весьма скептически отнеслись к своим потенциальным союзникам, вполне обоснованно посчитав, что подавляющая их часть преследует только свои личные интересы. И ярким подтверждением этому послужил тот факт, что новоиспеченные "спасители" не удосужились хотя бы почтить память зверски убитой за несколько дней до этого на почве ксенофобии и национальной нетерпимости башкирки в соседней Челябинской области. Хотя, в принципе, это и неудивительно. Участников этого действа, судя по их выступлениям, больше интересовали судьба их личной карьеры и "татарский заговор" против республики – тут уж явно не до убийства соотечественницы. Тем более, что это случилось в другом регионе – республиканские власти к делу не пришьешь. А предъявить федеральным властям за "майские указы" и несбалансированные налоговые поборы с субъектов РФ, в результате которых регионы вынуждены не только ходить с протянутой рукой, но и сокращать количество школ и больниц, видимо, кишка тонка.

КОПАЮТ ПОД ХАМИТОВА ПРИ ПОМОЩИ РАХИМОВА

Сам тон выступлений и поднятых там тем ясно показывает, что его организаторы напрямую копают под нынешние республиканские власти, а конкретно под Рустэма Хамитова. Напомним, что это не первое выступление, направленное против нынешних властей Башкортостана. В конце 2015 года под подобными лозунгами прошло собрание объединения "Аркадаш", а в декабре 2016 года – так называемый "башкирский йыйын". "Аркадаш", возглавляемый бывшими членами Исполкома Курултая башкир, созывался с главной целью оказать поддержку экс-премьеру республики Раилю Сарбаеву на выборах в Государственную Думу. Теперь же неожиданная активизация людей, далеких от общественной жизни и, собственно, проблем башкирского народа, напрямую связана с очередными витком слухов о скорой отставке Рустэма Хамитова. По факту мы наблюдаем попытку поймать возможную волну и предстать (в благоприятном случае) в качестве победителей, добившихся отставки главы республики. По сообщениям разных источников, куратором и "благославителем" этого мероприятия был сам экс-президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Дополнительным подтверждением этому служит тот факт, что в числе присутствовавших на данном собрании была и Рауфа Рахимова – племянница экс-президента, владелица прорахимовского новостного портала "Проуфу" и газеты "Бонус". Стоит отметить, что на страницах этих изданий на протяжении, пожалуй, уже последних шести лет регулярно печатаются прогнозы о скорой отставке Хамитова.

Стоит отметить, что в новейшей истории Башкортостана уже существовала организация с похожим названием "Башкирский национальный конгресс", лидером которой был известный башкирский националист Айрат Дильмухаметов (ныне осужденный по экстремистской статье). И в отличие от нынешнего "Башкирского конгресса" он стоял в жесткой оппозиции к, казалось, всесильному тогда Муртазе Рахимову, что было исключением из всяких правил, ведь главной и единственной общественной опорой первого президента Башкортостана всегда являлись башкирские национальные организации. И уже тогда благодаря этому и сотрудничеству с Координационным Советом (который тогда недвусмысленно называли татарской оппозицией) он, непонятый многими башкирскими националистами, занимал положение "белой вороны".

БАШКИРЫ И ТАТАРЫ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ

Теперь же времена изменились. Уже сами башкирские организации вовсю примеряют на себя "оппозиционные наряды". Только в отличие от своих оппонентов – татарских организаций, бывших в аналогичной позиции 10 лет назад, их протесты не выглядят столь убедительными для внешнего наблюдателя, ведь за эти годы им так и не удалось привлечь на свою сторону другие политические силы. То есть свой Координационный Совет башкирским национальным организациям создать никак не удаётся. Оно и понятно, ведь никто не хочет быть на стороне тех, кто вздыхает о "беззаботных" рахимовских временах, призывая вернуть весьма своебразные "порядки и нравы".

А что касается пресловутой дебашкиризации и татаризации, то из уст бывших чиновников звучат они крайне неубедительно. Никаких реальных доказательств этого так и не представлено, кроме взятых откуда-то с потолка цифр о том, что башкир в высшей власти осталось около 28%. Если бы "конгрессмены" действительно были людьми, невинно пострадавшими в результате, как они выражаются, политики "этноцида", то напрашивается вполне очевидный вопрос – почему эти "борцы" не подают судебные иски? В период разгула "рахимовщины" людей, заподозренных в нелояльности к властям республики, совершенно открыто преследовали за их гражданскую позицию (в том числе, и членов татарских общественных организаций). И несмотря на заранее известную ангажированность республиканских судов, эти люди всё равно обращались с исками, подавая затем в вышестоящие инстанции, доходя вплоть до Европейского суда по правам человека, и нередко добивались там правды.

Что же мешает "башкирским конгрессменам" прибегнуть к такой практике? Только одно: они сами ясно понимают, что правда не на их стороне, и никакого "этноцида" башкирского народа нет и в помине. Они, судя по всему, просто мечтают о реванше и возврату в рахимовские времена, когда за одну лишь принадлежность к "правильному" этносу раздавались должности, титулы, звания вне зависимости от личностных и профессиональных качеств самих субъектов.

Во времена первого президента Муртазы Рахимова, практически обожествляемого новоявленными "борцами" за "спасение" башкирского народа, его противники попросту не смогли бы провести свои заседания в открыто арендованном зале (кстати, заседание "конгресса" прошло в пятизвездочном отеле "Шератон" в центре Уфы). К примеру, первый съезд Региональной национально-культурной автономии татар в декабре 2004 года вынужденно был проведен в Москве, т.к. башкирский Белый дом запретил кому-либо в республике сдать помещение для проведения этого мероприятия. Такая же история повторилась и в 2009 году, когда съезд провели уже под открытым небом. А типографии неугодных республиканским властям газет горели, тиражи и сами редактора регулярно подвергались арестам.

В годы же "антибашкирской политики" информационные издания, финансируемые бывшим президентом Башкортостана, где в круглосуточном режиме поносят нынешние власти, попутно прославляя мнимые "достижения" своего спонсора, спокойно функционируют. Никто не громит их офисы, никто не запрещает им размещать рекламу своего ресурса, а сами рекламодатели не боятся использовать их площадки. Всё это было бы просто немыслимо при их "патроне". Поэтому их выступление можно лишь назвать борьбой элит, противостоянием между старой рахимовской кликой и новыми людьми, пришедшими к власти уже во времена правления Рустэма Хамитова. Но не более того.

РУСТЭМ ХАМИТОВ НЕ ОПРАВДАЛ НАДЕЖД

В то же время стоит отметить, что в возникшей ситуации определенная вина лежит на самих властях и лично Рустэме Хамитове. Несмотря на многочисленные обращения от широкой общественности республики, оказавшей ему высокий уровень доверия в момент прихода его в уфимский Белый дом в 2010 году, он не смог воспользоваться этим для полной и быстрой очистки управленческого аппарата от рахимовских кадров. Этот процесс затянулся на неприлично долгий срок, что оказало в итоге плохую службу самому Хамитову. Бывшая властная элита после первоначального шока смогла быстро оправиться и со временем организовала сопротивление. И даже более того, в нынешних коридорах власти и поныне немало их сторонников, которые, проявляя внешнюю лояльность, в действительности, за спиной своего шефа занимаются его дискредитацией. Можно ли представить себе подобное, к примеру, в Татарстане или любом другом регионе нашей страны? Быть "хорошим" для всех у Рустэма Хамитова не получилось.

Несомненно, башкирская общественность должна очиститься от таких конъюнктурщиков и "борцов за личные привилегии" и быть более конструктивной, учитывая права и других этносов, проживающих в республике. Только тогда их переживания за будущее башкирского народа и борьба за его этнокультурные права не будут восприниматься представителями других этносов и политических групп всего лишь как эпизод межклановой борьбы. А сами власти республики не должны мешать им, чтобы у "борцов за личные привилегии" не было оснований поднимать необоснованные истерики про "антибашкирскую" политику.

Конечно же, стоит отметить, что в реальности ни о какой якобы "татаризации" Башкортостана или даже хотя бы учете национальных интересов татар республики в нынешней ситуации говорить не приходится. Ведь ни одна из принципиальных проблем этноязыкового и этнокультурного развития татар Башкортостана, поднимавшихся еще в период правления Муртазы Рахимова, до сих пор по существу не решена. В частности, не решен вопрос о статусе татарского языка, хотя, по хорошему, все необходимые условия и предпосылки для этого имеются. Та же история и с другими более "мелкими" вопросами (образование, открытие татарской редакции на БСТ, отказ от увековечивания выдающихся татарских общественных деятелей и т.д.). То есть Хамитов и его политическая команда, намеренно отказавшись решать "татарский вопрос" по существу, в итоге не только не смогли "подружиться" с татарофобски настроенной бывшей властной элитой, но и, по сути, отталкивают от себя татароязычную часть населения республики (больше 35% населения РБ). Пока упорно игнорируются национальные права татар Башкортостана, говорить о преодолении рахимовского политического "наследия" говорить не приходится.

Всё это – яркое свидетельство того, что нынешние власти республики проводят, в целом, невнятную национальную политику. Не ликвидировав всю несправедливость и порочность рахимовской системы, они не смогут рассчитывать на поддержку татарского населения Башкортостана. То есть теряют потенциального союзника, который больше всех остальных групп заинтересован в недопущении политического реванша бывшей рахимовской элиты. Ведь как показывает данное собрание "Башкирского конгресса", татарофобия является их главным идеологическим рупором. В случае гипотетического осуществления их реванша, несомненно будет реанимирована прежняя политика "башкиризации", правда, вероятно с еще более удвоенной силой, и тогда необоснованные истерики про отделение татарской части республики уже способны обрести реальные очертания, что абсолютно невыгодно, в том числе, и федеральным властям. В общем, властям республиканским уже давно пора сделать соответствующие выводы и перестать изображать "невинность", ведь история им может этого не простить.

Профессор, бывший замминистра экономики Республики Башкортостан, председатель Курултая западных (татароязычных) башкир​ Ринат Гатауллин считает, что проведение нынешнего конгресса является попыткой реинкарнации рахимовщины – системы коррупции, прикрывающейся национальной риторикой:

– Попытка вызвана оживлением слухов о предстоящей отставке Хамитова. Рахимовцы хотят присвоить себе заслуги по вытеснению Хамитова из власти и припугнуть следующего башлыка, мол, это ждет и тебя, если не будешь слушаться Бабая. Возможно, Бабай решил таким образом припугнуть заодно и Путина, чтобы отстали от его сына Урала. Перед выборами Кремлю не нужна дестабилизация в республике. Сами по себе собравшиеся ничего не представляют, но за ними миллиарды Бабая и его отпрыска. Всё это заявка о том, что в Башкортостане есть третья сила. И татарофобия – одна из атрибутов рахимовщины.

Пока готовился этот материал, нам стало известно, что члены башкирских организаций, в том числе и "Конгресс башкирского народа Республики Башкортостан", направили письмо президенту России Владимиру Путину.

Айрат Арсланов, Идель.Реалии