Члены предложения. Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи Что значит выделить грамматическую основу предложения

Научите, пожалуйста, определять грамматическую основу предложения и получил лучший ответ

Ответ от Ѐаиса Салантий[гуру]
Посоветую не думать о всякой ерунде типа составного именного сказуемого, составного глагольного и прочей хрени) Думайте только о смысле. Просто как в жизни вы умеете объяснять главное.
Что такое грамматическая основа? Это основная мысль предложения, да? Его суть. То, что передает основную мысль, без подробностей, но чтоб основная мысль была понятна- зачем это говорят, что хотели сообщить.
Это, кстати, в русском часто спорно и не всегда просто даже для профессионалов-филологов.
Но суть такая. Находишь подлежащее. Это обычно просто - о ком/чем речь. Дальше убираешь нафих все) И думаешь. Что ОСНОВНОЕ о нем (подлежащем) говорится? Что оно делает? Или каково оно? (это про составное именное как раз). Представь, что у тебя бешеный тариф на мобиле и тебе надо быстро сказать другу только ГЛАВНОЕ из этих предложений. Что ты скажешь? Подробности нафих - тариф такой, что разоришься, если все будешь говорить. Убрать что-то лишнее - друг ни фига не поймет.
Что оставишь? Это и будет грамматическая основа.
Ну вот, возьмем пример из предыдущего ответа (добавив подробностей)
"С этого понедельника она начала худеть по кремлевской диете"
О ком речь? О ней. ОНА - подлежащее.
Дальше. Что о ней главное говорится? Что она НАЧАЛА, так? Если ты другу скажешь "Она начала" - друг что-нибудь поймет? Нет. Он обязательно спросит: "Что начала? " То есть смысл непонятен. Значит, для грамматической основы мало. Итак, что она начала? Начала худеть. Если ты скажешь другу по своему бешено дорогому тарифу "Она начала худеть" - другу поймет основную мысль? Поймет. И говорить, КОГДА она начала худеть, и по какой диете - это уже своему любопытному другу расскажешь при встрече)) А сейчас тебе надо только ОСНОВНУЮ мысль передать. Вот тебе основа ОНА НАЧАЛА ХУДЕТЬ.
Или вот пример с составным именным.
ОН ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ПРИ ТАКОМ ОСВЕЩЕНИИ
Итак. Подлежащее ОН, так? Что ГЛАВНОЕ о нем ты скажешь своему другу? Что он КРАСИВЫЙ, так? И друг поймет, ЧТО ты хочешь ему сказать. А вот если ты не сообщишь другу, что он ОЧЕНЬ красивый (то есть - в какой степени он красивый) и когда именно (при таком освещении) друг ведь все равно поймет главное- что ОН КРАСИВЫЙ. Так?
Вот так и думаешь. Не о всяких там СИС, СГС и прочей лабуде, а о СМЫСЛЕ, ГЛАВНОЙ МЫСЛИ и помня о своем бешено дорогом тарифе))) Чтобы другу было ВСЕ ПОНЯТНО, но без подробностей, которые можно будет рассказать при встрече)))
Источник: Учитель рус. яз и литературы)

Ответ от Наталья Тарасенко [новичек]
Подлежит и сказ


Ответ от Никита Смирнов [новичек]
короч Смотри вот так подлежащие и сказуемое. Сказуемое потчеркивается ---------------
а подлежащие ========================


Ответ от Ggt Ggt [активный]
какая грамматическая основа в предложении " Сам он у царя на подозрении"


Ответ от Кроль [эксперт]
Грамматическая основа предложения - это подлежащее+сказуемое.
ПГС это просто глагол или фразеологизм.
Например, "Я ПРИЕДУ" или "Он ВЫШЕЛ ИЗ СЕБЯ"
CГС это сочетание двух глаголов (второй глагол - инфинитив, т. е. заканчивается на -ть)
Например, "Она НАЧАЛА ХУДЕТЬ"
СИС это сочетание глагола-связки (которая в настоящем времени почти всегда отсутствует) : быть, становиться, казаться, являться, представляться, считаться (и т. д.) и именной части (т. е. имени существительного, прилагательного, числительного, наречия)
Например, "Моя подруга ОТЛИЧНИЦА" или "Он очень КРАСИВЫЙ" или "Вчера БЫЛО ХОЛОДНО"


Ответ от Ѐаботаю Играю [новичек]
Ребята теперь школьники.


Ответ от Kamper.ru [новичек]
Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например: "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время. "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени. "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании. Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения. Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост". Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли". Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить". Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились". Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно - связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: "Его мать была медсестрой" - глагол "была" связывает сказуемое с подлежащим, а "медсестрой" несет смысловую нагрузку сказуемого. Т. е. в данном предложении сказуемое - "была медсестрой". Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. "Он бегает быстро". "Сестра звонка не услышала". Формой глагола будущего времени. "Меня будут спрашивать завтра". Формой глагола условного или повелительного наклонения. "Не ходил бы я в тот двор". "Пусть ест то, что хочет". Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено.

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Ответы к заданию.

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?

Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое . Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое . Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.

Солнце встало . Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.

В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.

1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):

Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок будет учиться без усилий.

Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.

Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.

Сегодня я читаю

Мой ребенок учится без усилий.

Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.

Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок учился без усилий.

Вы восхищались достижениями учеников этой школы.

2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).

Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да) . Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.

Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).

Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).

Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется .

3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.

Я кататься с ледяной горки – и он за мной.

Мы работать , а они отдыхать.

4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.

Никиту как ветром сдуло с веранды.

Человечество постепенно сходит с ума.

Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого . В нем можно выделить:

* основной компонент – глагол в начальной форме,

* вспомогательный компонент – чаще всего глагол , но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.

Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.

1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.

Я хочу хорошо сдать экзамены.

Он не боится экспериментировать.

Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.

2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом ), а не другой частью речи.

Сравните.

Она стала актрисой (составное именное сказуемое).

Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).

3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.

Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).

Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).

Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).

Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).

4. Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.

Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).

Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.

Удачи в изучении русского языка!

Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого? Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых . Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.

Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части . Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть . Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были . Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.

В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.

Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения .

В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.

Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.

Любить – значит понять и простить .

Предложение — это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Предложение состоит из главных и второстепенных членов. Главные члены образуют грамматическую основу предложения, которая может включать и два главных члена (подлежащее и сказуемое), и один (подлежащее или сказуемое):

С моря дует ветер . С моря дует . Ветер . На море ветрено .

Подлежащее и сказуемое занимают главные синтаксические позиции в двусоставном предложении, они выражают минимум информации. Например, предложение С моря дул влажный, холодный ветер можно свернуть до минимума Дул ветер , где сохранились основная структура и смысл.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, в том числе абстрактный, явление, действие, признак или состояние которого характеризуется сказуемым. Подлежащее может обозначать:

1) лицо: Кто-то постучал дверь.

2) предмет (в том числе одушевленный): Покраснела рябина , посинела вода .

3) явление: Заря разбрасывает красные полосы по снегу.

4) отвлеченное понятие: С младенчества дух соперничества кипел в нас.

5) состояние: Но задних волн упорный гнев прошиб снега. .

6) качество, свойство: Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети прорвётся моё своеволье .

7) действие, которое является центром мысли говорящего и может быть заменено существительным, образованным от глагола: Спорить — его хобби (=спор).

Способы выражения подлежащего

В роли подлежащего может выступать:

1) имя существительное в форме им. падежа (с конкретным, вещественным или абстрактным значением): Красною кистью рябина зажглась. Комната наполнилась ароматом роз.

2) местоимения-существительные:

а) личные: Я снова слышу голос твой.

б) неопределенные: Кто-то сделал это раньше нас.

в) отрицательные: Ночью меня никто не заметит.

г) местоимения других разрядов в значении существительного: Случилось это в конце октября, во время осенних каникул, а закончилось в первый день занятий. Все едут нам на именины.

3) любая часть речи, способная употребляться в значении имени существительного (субстантивироваться):

а) прилагательное: Неизвестный бросил письмо в ящик и скрылся в темноте.

б) причастие: Танцующие постоянно толкали друг друга.

в) числительное: количественное — Двадцать делиться на четыре ; собирательное — Только однажды сбежали из жилой зоны трое на машине и чемодан хлеба прихватили ; порядковое — Один ходит, другой водит, третий песенку поёт;

г) неизменяемые части речи (союзы, частицы, наречия, междометия): Вокруг слышались только охи и ахи ;

4) инфинитив: Производить эффект — их наслаждение..

II. Словосочетание:

1) выражение с количественным значением: числительное, местоимение или существительное со значением количества, группы, совокупности в сочетании с существительным в форме родительного падежа, в том числе: сочетание собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество..) с существительным в форме род. падежа:

Множество разных трав , ягодных, цветущих, снизу поднималось к этому старому огромному пню.

2) выражение с избирательным значением: числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом ИЗ:

Один из бокалов упал с подноса и разбился.

3) выражение с собирательным значением: существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения и предлогом С:

4) сочетания, выражающие приблизительное количество с помощью слов около, свыше, больше, меньше : и т.п., заключается в отсутствии формы им. падежа: Больше пятидесяти километров оставалось еще впереди.

5) нечленимые сочетания и составные термины: географические наименования — мыс Доброй Надежды, залив Святого Лаврентия ; названия учреждений, организаций, предприятий — Международный Валютный Фонд, Нижегородский театр драмы ; названия исторических эпох и событий: Древняя Греция, Великая депрессия, Великая французская революция ; названия знаменательных дат, праздников: День Победы, Новый год ; устойчивые сочетания терминологического характера: тупой угол, закон Ома ; крылатые выражения типа: дамоклов меч, ахиллесова пята, аредовы веки;

6) сочетание неопределенного местоимения и поясняющего его слова: Недвижный кто-то , чёрный кто-то людей считает в тишине;

7) описательные обороты: Человек с воображением обязательно сравнил бы осеннюю рябину с огнем. Зёрна глаз твоих осыпались, завяли..

8) выражение с временным значением, в состав которых входят слова НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ:

Конец года выдался напряженным.

СКАЗУЕМОЕ

Сказуемое — это главный член предложения, определяющий подлежащее. Сказуемое характеризует предмет речи во временном плане и в отношении к лицу говорящему. По сути, сказуемое — это то, что говорится о подлежащем: что делает подлежащее? что с ним делается? кто такой (что такое) предмет речи? кем является подлежащее? каков предмет? Сказуемое, выступая в качестве определяющего по отношению к подлежащему, может обозначать:

1) действие: Снова птицы летят издалека к берегам, расторгающим лёд.

2) состояние: На холмах Грузии лежит ночная мгла..

3) свойство выполнять или не выполнять действие: Не пылит дорога, не дрожат листы.

4) качество: Под ним струя светлей лазури ..

5) количество: Значит, девятью восемь — семьдесят два , так?

6) принадлежность: Солнце — моё .

7) родовое понятие: Скворёнушка — маленькая лесная речка .

Классификация сказуемых

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Простым глагольным сказуемым является сказуемое, выраженное глаголом любого наклонения , времени и лица: Потонула (изъяв. накл., пр. вр.) деревня в ухабинах; Дай (повел. накл.), Джим, на счастье лапу мне..; Я написал бы (услов. накл.) восемь строк о свойствах страсти; Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду петь (изъяв. накл., буд. вр.).

Следует обратить внимание на последний пример: в нем сказуемое выражено сложной формой будущего времени (ср.: буду рисовать (несов. вид) — нарисую (сов. вид)). Форма будущего времени глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного слова быть , использованного в нужном лице и числе. Именно этот компонент выражает грамматические значения сказуемого, а его смысл передается инфинитивом. Такое сказуемое относится к простому глагольному:

Буду (будешь, будут) + инфинитив = ПГС

В составе простого глагольного сказуемого могут быть различные частицы, употребляющиеся обычно в разговорном стиле: Пусть он увидит, пусть он поплачет . И пускай со звоном плачут птицы.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено инфинитивом, глагольным междометием : И царица хохотать , и плечами пожимать ; Мартышка в зеркало увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой…

К простым осложненным глагольным сказуемым относятся также фразеологические глагольные сочетания , которым присуще единое значение действия и которые выступают в роли одного члена предложения — сказуемого: тянуть время, влезть в душу, выйти из себя, гнуть спину, болеть душой, витать в облаках..

Составное глагольное сказуемое (СГС)

К составным глагольным сказуемым относятся сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол), стоящим в спрягаемой форме, и инфинитивом .

Вспомогательный глагол + инфинитив = СГС

В качестве вспомогательного глагола могут выступать:

а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия: начать, начинать, стать, приниматься, продолжать, кончать, прекратить, бросить: начал читать, продолжил петь;

б) модальные глаголы, обозначающие намерение, волеизъявление, способность, предрасположенность, желание: хотеть, желать, уметь, мочь, намереваться, ухитряться, разучиться, суметь, готовиться, мечтать, надеяться;

в) глаголы, выражающие эмоциональное состояние: бояться, страшиться, стыдиться, стесняться, осмелиться, остерегаться, решиться, любить, ненавидеть, привыкнуть: боится спрашивать, осмелился зайти, люблю бегать;

г) некоторые безличные глаголы: следует, стоит, требуется и др.: стоит заметить, следует задуматься;

д) краткие имена прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её, но с другим значением: рад, горазд, намерен, должен, способен, волен: волен выбирать, способен выучить, рад помочь;

е) имена существительные: мастер, мастерица, охотник, охотница, любитель, любительница: мастерица рассказывать, любитель танцевать;

ж) слова состояния можно, нельзя, надо : можно признаться, надо задуматься;

з) фразеологические сочетания: иметь честь, дать обещание, гореть нетерпением: гореть желанием услышать, иметь намерение отдохнуть.

Составное именное сказуемое (СИС)

Составное именное сказуемое состоит из глагольной связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части : Муж её был молод, красив, добр, честен и обожал свою супругу . Если сказуемое имеет значение настоящего времени, связка есть может отсутствовать(составное именное сказуемое с нулевой связкой): По вечерам над ресторанами теплый воздух дик и глух .

Глагольная связка + именная часть = СИС

В роли глагола-связки могут выступать:

а) глагол быть в различных формах времени и наклонения — отвлеченная связка (лишена вещественного содержания): Поэт поэту есть кунак ; в форме настоящего времени эта связка представлена формой есть (Имя существительное есть часть речи , которая ..) или формально отсутствовать: Он директор . В последнем случае формальное отсутствие связки, или нулевая связка , является показателем настоящего времени;

б) глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлеченная, или полузнаменательная, связка (передает грамматические значения и частично вносить в сказуемое и лексическое значение, но не может являться самостоятельным сказуемым, так как не выражает смысла без именной части никогда, так как нельзя, например сказать Он мне доводится или Она выглядит ): стать, делаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представляться, казаться, зваться, называться, слыть, считаться: Её сестра звалась Татьяна Онегин жил анахоретом.. ;

в) глагол, полностью сохраняющий своё лексическое значение, обозначающий состояние, движение и т.д., которые в других предложениях могут быть самостоятельным сказуемым, а в данном не передают суть авторского замысла о подлежащем, а следовательно, не могут считаться самостоятельным сказуемым без именной части — знаменательная, или вещественная, связка идти, бежать, бродить, сидеть, вернуться, стоять, лежать, работать, родиться, жить: Изба паромщика стояла брошенная, нежилая .

В качестве именной части сказуемого могут выступать все именные и некоторые другие части речи:

1) имя существительное в формах именительного или творительного падежей: О, если б вы понимали, что сын ваш в России самый лучший поэт!

2) имя прилагательное в полной и краткой формах, в формах разных степеней: Как часто по берегам твоим бродил я тихий и туманный ; Эта улица мне знакома , и знаком этот низенький дом;

3) причастие (краткое и полное, страдательное и действительное): Только не сжата полоска одна….;

4) местоимение: Солнце — моё ;

5) числительное или количественно-именное сочетание: Моё любимое число — девять ; Глубина там — три метра ;

6) наречия: Ведь я ей несколько сродни ;

7) междометия: Ваши замечания мне тьфу! ;

8) неразложимым словосочетанием: Басни навсегда остались для меня камнем преткновения .

    В двусоставных предложениях грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое .

    В односоставных предложениях есть только один главный компонент — он и будет грамматической основой (назывные предложения (с подлежащим ), а **определнно-личные , неопределнно-личные, **обобщнно-личные и безличные (со сказуемым ).

    В первую очередь нужно найти подлежащее в предложении. Подлежащее обозначает, о ком или о чм идт речь. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?. Следует помнить, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи (местоимением, прилагательным, причастием, числительным) неопределнной формой глагола (инфинитивом)…)

    Далее нужно определить сказуемое . Сказуемое отвечает на вопросы глаголов и обозначает действие, совершаемое подлежащим. По своему составу сказуемое может быть простым и составным (именным и глагольным) и сложным.

    Для того, чтобы правильно определить грамматическую основу предложения, нужно внимательно прочитать его и определить, простое это предложение или сложное, которое может состоять из двух и более простых предложений. Если предложение простое , то у него будет одна грамматическая основа. Если оно сложное , то несколько .

    Сначала опредилите, простое или сложное предложение перед вами. Простое предложение — это односоставное, а сложное, это двухсоставное. Далее определяем подлежащие в первом предложении (при варианте сложных предложений)с помощью вопросов кто?, Что?, потом выделяем сказуемое с помощью вопросов что делал? что сделал?, что такое?. После этого проделываем ту же процедуру в следующем предложении.

    В простом предложении выделяем подлежащие и сказуемое только один раз.

    Подробнее посмотрите на предложенной картинке —

    Пример из головы — Собака съела мясо, которое купила хозяйка. Подлежащие в первом предложении — Собака, сказуемое — съела; подлежащие во втором предложении — хозяйка, сказуемое купила.

    Прежде всего надо понять, что такое грамматическая основа. Грамматическая основа предложения является его ядром и определяет основной смысл преложения.

    Грамматическую основу предложения составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

    Попробуем определить грамматическую основу предложения на простом примере:

    Я отвечаю на этот вопрос.

    В этом предложении подлежащим выступает я, а сказуемым — отвечаю.

    Грамматической основой этого предложения есть словосочетание я отвечаю.

    Гляжу с момента моего окончания школы ничего не изменилось в это вопросе. Это радует. В качестве основы предложения выступают подлежащее и сказуемое. Самый распространенный случай — в предложении есть и подлежащее и сказуемое. Сказуемое глагол, а подлежащее существительное или местоимение. Например: Я сделал уроки. Сказуемое сделал, подлежащее местоимении я. На часто бывают и такие предложения: Проснулся. Сделал уроки. В них как мы видим нет подлежащего. Бывает что и нет сказуемого, например: Утро. Для начала определяем ест ли в нашем предложении подлежащее и сказуемое, потом определяем какими частями речи они являются, от них выстраивает связь к остальным словам.

    Грамматическую основу найти в предложении не составит труда, если знать, что это такое.

    Подлежащее + сказуемое. сколько найдете таких сочетаний, столько основ и будет в предложении. Должно быть или одно подлежащее или одно сказуемое.

    Грамматической основой предложения является его важная структурная часть. И вот эта часть по сути и определяет важный и весь смысл данной фразы.

    И такую грамматическую основу именно в лингвистике называют как- предикативное ядро.И такие грамматические явления имеются во многих мировых языках.

    вот это вам в помощь самые простые правила о том,как научиться выделять такую основу:

    И вот несколько примеров,каким образом и какие части речи могут выражать подлежащие.

    Нужно всегда анализировать предложение,чтобы понять его суть и смысловую нагрузку.И тогда будет несложно определять его грамматическую основу.

    Грамматическая основа-это главная часть предложения и практически в каждом предложении, данная основа состоит из двух главных членов предложения. Грамматическую основу предложения, иногда называют предикативным ядром или предикативной основой.

    К главным членам предложения, относятся сказуемое и подлежащее, в некоторых случаях,в предложении может быть только один главный член.

    Для того, что бы выделить грамматическую основу предложения, необходимо выделить сказуемое и подлежащее данного предложения.

    Тут вс просто как в английском. Есть в предложении подлежащее (отвечает на вопрос кто и что), затем сказуемое (что делал, что сделал), Определение (для чего, для кого), и дополнение (это остальное). Вот таким образом можно разобрать предложение

    Грамматическая основа предложения в двусоставных предложениях состоит из подлежащего и сказуемого . Видео ниже представляет собой объяснение темы для тех, кто впервые сталкивается с этими понятиями, — для пятиклассников .

    Это просто, а дальше начинаются сложности, потому что подлежащее часто ассоциируют с именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, а сказуемое — с глаголом, поэтому любые отклонения от этого упрощнного преставления вызывает недоумение.

    Подлежащее называет то или что, о чм идт речь в предложении, а выражено оно может быть как отдельными словами, так и целыми словосочетаниями, см. таблицу ниже:

    Здесь важно обратить внимание на то, что в конструкции

    числительное / несколько, множесто, часть, большинство, меньшинство + существительное

    сказуемое согласуется со словами множество, часть, большинство, меньшинство, а не за идущим за ним существительным, поэтому должно стоять в единственном числе ! Обо всех сложных или запутанных случаях такого рода можно прочитать здесь.

    Определение сказуемого также вызывает ряд сложностей. Чего бы проще один глагол — простое глагольное сказуемое, ан-нет, в форме будущего времени сказуемое состоит из двух слов, но при этом остатся простым! Следуя данному ниже простому алгоритму, можно определить сказуемое правильно:

    Приведнные ниже видео наглядно представляют виды сказуемого и способы его правильного определения:

    А также это видео (нужно пойти по ссылке, потому что видео не вставляется в текст ответа).

    В неполных предложениях грамматическая основа теряет подлежащие или сказуемое, потому что оно подразумевается, но не произносится. Неполные предложения всегда нужно рассматривать в контексте , потому что именно по нему восстанавливаются грамматическая основа.

    Подразумевается, что гуляет именно Димка, смысл восстанавливается по предыдущему предложению. С объяснение особенностей неполных предложений и простым, но интересным тестом на усвоение материала можно ознакомиться здесь.

    От неполных предложений нужно отличать односоставные . В них грамматическая основа изначально выражена либо подлежащим (назывное предложение), либо сказуемым (определнно-личное, неопределенно-личное, безличное, инфинитивное предложение). Односоставные предложения часто могут быть логически изменены в двусоставные, например:

    Тебе передали книгу

    • это неопределнно-личное предложение, которое можно трансформировать в Кто-то передал тебе книгу, но при этом подлежащие придумывается, а не восстанавливается из контекста (вместо кто-то может стоять другое слово), и сказуемое при этом изменяет грамматическую форму (со множественного числа в единственное).

    Подробнее об односоставных предложениях можно узнать здесь.

    Грамматическая основа предложения или предикативное ядро состоит из подлежащего и сказуемого (в двусоставных предложениях) или одного из них (в односоставных предложениях).

    Соответственно, чтобы выделить грамматическую основу предложения необходимо найти подлежащее (отвечает на вопрос Что? / Кто? и обозначает о чм или о ком идт речь) и связанное с ним сказуемое (как правило, глагол, обозначающий действие подлежащего или его характеристику).

Предложение - основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения - наличие грамматической основы.

Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого
в двусоставных предложениях или одного из них в односоставных).

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, и может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и числительным, прилагательным и причастием в именительном падеже в роли существительного: Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось .

Также подлежащее может быть выражено следующими конструкциями:

  • числительное/несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное
    в родительном падеже: У князя в сакле собралось множество народа; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке;
  • кое-кто, каждый, многое /прилагательное + из + существительное в родительном падеже: Лучший из учеников быстро решил эту задачу;
  • кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного: Что-то такое ничтожное завязано в платке;
  • существительное/местоимение + с + существительное/местоимение в творительном падеже (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!): Мы с Ваней пошли по лесной дороге (сказуемое во множ. ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату (сказуемое в ед. ч.);
  • инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие: Прожить по-барски - это дворянское дело.
  • любая часть речи в предметном значении (в значении существительного): Твои завтра мне надоели. Прозвучало громкое "ура" .

Сказуемое в русском языке представлено тремя видами - простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное .

Простое глагольное сказуемое

Это самый простой тип сказуемого - оно выражено глаголом в каком-либо наклонении: он играет; пришел бы ты пораньше .

К простым глагольным относятся и следующие сказуемые:

Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное).

Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение).

Он вышел из себя (фразеологизм).

Они ждали, ждали и не дождались (повторение одного глагола в разных формах).

Весны ждала, ждала природа (повторение одинаковых глагольных форм).

Обижайся не обижайся , а все равно будет по-моему (повторение одного глагола с частицей не).

Пойду прогуляюсь (сочетание разных глаголов в одинаковой форме).

Тарелка бум на пол (глагольное междометие, согласование с подлежащим отсутствует).

Мальчик тут же плясать (инфинитив).

Составное глагольное сказуемое

Это сказуемое строится по схеме: вспомогательный глагол + инфинитив.

Он хочет поступить в институт.

Я долго не мог с ними встретиться .

Ты должен учиться .

В качестве вспомогательного элемента чаще всего выступают фазисные глаголы (те, которые обозначают фазу действия - начать, продолжать, стать, бросить) или модальные слова (должен, обязан, хочет).

Составное именное сказуемое

Такое сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки. Именная часть выражается прилагательным, существительным, наречием, причастием, местоимением и др.

Погода была хорошая .

Книга - верный друг .

У него характер твёрже стали.

Трава скошена .

Вечер тих .

Ошибка была налицо .

Дважды два - четыре .

Эта тетрадь моя .