Что улучшает когнитивные функции. Как улучшить свои умственные способности

Устройство организма у всех людей одинаковое, чего нельзя сказать об умственных способностях. Один человек буквально схватывает все «на лету», и способен хранить в своей памяти огромное количество информации, другому же это не удаётся. Причина заключается в работе мозга, а точнее в его когнитивных функциях. Рассмотрим, что это такое, под влиянием каких факторов возникают нарушения и в чем они выражаются.

В буквальном переводе с латыни cognitio - «познание». А когнитивными называют высшие мозговые функции, позволяющие человеку воспринимать, обрабатывать и хранить получаемую информацию. Благодаря этому люди способны взаимодействовать с окружающей средой и обществом.

К этим функциям относят:

  1. Визуальное восприятие. При помощи этой функции человек различает и распознает разные стимулы. Именно это дает возможность осознать, как выглядят окружающие люди и предметы, а также понимать разницу между, например, пультом от телевизора и обувью.
  2. Внимание. Говоря простыми словами, эта функция помогает человеку в реализации мозговой и двигательной активностей. Благодаря ей среди внешних факторов, таких как звуки, запахи и образы, а также внутренних, например, мыслей и эмоций, человек концентрируется на том, что будет для него в данный момент полезно.
  3. Память. Это сложный процесс, который кодирует, хранит и воспроизводит полученные сведения. Он тесно связан со способностью к концентрации внимания, поскольку без этого получить информацию в полном объёме нельзя.
  4. Исполнительные способности. Это тоже можно причислить к когнитивным функциям, поскольку они отвечают за взаимосвязь между фиксацией информации и дальнейшим ее использованием. Такие способности обеспечиваются деятельностью префронтальной коры в головном мозге.
  5. Речь. Эта система коммуникации позволяет людям общаться между собой, а также связано формулировать свои мысли. В обеспечении процесса участвуют различные мозговые отделы, расположенные, по большей части, в левом полушарии.

Иными словами, когнитивные функции мозга помогают воспринимать всё, что окружает человека, составлять об этом свое представление и фиксировать в памяти.

Причины нарушений функций головного мозга

Нарушение когнитивных функций считается верным симптомом того, что произошли расстройства в деятельности мозга. Они могут быть функциональными, когда такое явление временное, и органическими, характеризующимися необратимыми процессами.

К первой категории относятся нарушения, спровоцированные такими факторами:

  • переутомлением;
  • сильным или продолжительным стрессом;
  • эмоциональными и умственными перегрузками.

Органические расстройства возникают на фоне различных заболеваний, когда «сбивается» процесс передачи импульсов в мозге.

Такое нарушение может быть спровоцировано:

  • сахарным диабетом;
  • расстройствами в метаболизме и процессах гомеостаза;
  • гипотиреозом;
  • гипертонией;
  • нарушениями циркуляции крови в мозге;
  • инфарктом миокарда;
  • черепно-мозговыми повреждениями;
  • заболеванием Альцгеймера или Паркинсона;
  • ожирением;
  • употреблением в больших дозах алкоголя или наркотических веществ.

Расстройства когнитивного функционирования подразделяют по степени тяжести. Они могут быть:

  1. Лёгкими. В таком случае отклонения незначительны, у человека наблюдаются проблемы с памятью и вниманием, а также быстрая утомляемость.
  2. Умеренными. Примерно десятая часть таких расстройств постепенно перетекает в болезнь Альцгеймера. Со временем симптомы нарастают, наблюдается ухудшение способности мыслить и запоминать, а также развиваются проблемы с речью.
  3. Тяжелыми. Как правило, эти нарушения возникают в старческом возрасте и характеризуются психическими расстройствами. Признаком такого состояния является дезориентация в пространстве, когда человек постепенно превращается в ребёнка, утрачивая элементарные навыки.

Внимание! В последнем случае больные нуждаются в уходе и постоянном приеме поддерживающих средств. Обслуживать себя самостоятельно они уже не способны.

Как улучшить умственные способности

Улучшению познавательных функций человека способствуют такие занятия, как физические тренировки и обучение, когда он регулярно приобретает какие-либо новые знания и умения. А также на деятельность мозга влияет питание и соблюдение распорядка дня. Кроме того, нужны полноценный отдых и общение, связанное с позитивными эмоциями. А еще существует ряд препаратов, способных улучшить когнитивную деятельность.

Рыбий жир

О пользе этого продукта каждый знает с детства, несмотря на популярную поговорку о том, что «ничто так не пугает мир, как ненавистный рыбий жир». Присутствующие в нём полиненасыщенные жирные кислоты, такие как докозагексаеновая и эйкозапентаеновая, благотворно воздействуют на сердце, сосуды и нервную систему. А также они позволяют уравновесить давление и предотвратить образование тромбов. Кроме того, эти ферменты способны влиять на баланс триглицеридов, повышенное содержание которых влечет за собой развитие диабета.

Прием средств на основе рыбьего жира принесёт пользу в любом возрасте. Для недоношенного младенца или маленького ребёнка позитивное влияние заключается в улучшении остроты зрения, повышении познавательных способностей и нормальном развитии мозга. У пожилых пациентов приём рыбьего жира и иных составов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, снижает риск возникновения старческого слабоумия.

Комплекс витаминов группы В

Формулировка «витамины группы B» объединяет ряд элементов, оказывающих позитивное воздействие на человеческий организм. Без этих ферментов нормальное функционирование его невозможно. В результате приёма комплексов возникает ряд положительных эффектов, которые обеспечиваются указанными микроэлементами.

Узнаем об этом больше:

  • улучшается память за счет повышения уровня тиамина (В1) в крови;
  • восстанавливаются показатели артериального давления, нормализуется свертываемость крови за счёт содержания в витаминных комплексах пиридоксина (В6);
  • нормализуется холестериновый и триглицеридовый балансы, активизируется выработка кислот омега-3, снижается риск сосудистых заболеваний благодаря ниацину (В3);
  • замедляются деградационные процессы и снижается выраженность нарушений памяти благодаря кобаламину (B12);
  • уменьшается количество гомоцистеина в крови — это белок, повышенное содержание которого влечет за собой атеросклероз и сердечно-сосудистые заболевания, а также расстройства памяти, такой эффект обеспечивает фолиевая кислота (В9).

Лецитин и холин

Многие ошибочно считают лецитин и холин одним и тем же веществом. На самом деле это ферменты близкородственные, оказывающие влияние на состояние печени и нервной системы.

Лецитин является жировым соединением, которое вырабатывается человеческим организмом. Но можно получить этот фермент и из продуктов питания, животных и растительных. Его содержат печень, яйца, соевые изделия, арахис и пшеничные зародыши. А еще этот компонент встречается в составе мороженого, майонезных соусов, шоколада и маргарина.

Холином называют компонент ацетилхолина, который присутствует в головном мозге. Он необходим для адекватного функционирования памяти и мышечной активности. Получить этот фермент из продуктов питания можно, употребляя в пищу печень, яичные желтки, сою, виноградный сок, капусту и арахис.

Лецитин и холин входят в состав многих витаминных комплексов, как группы В, так и иных многокомпонентных добавок.

Растительные экстракты

Среди средств на основе растительных экстрактов, помогающих улучшить функциональность головного мозга, выделяются следующие:

  1. Готу Кола. Это растение содержит множество соединений, помогающих защитить сердце, сосуды и вещество мозга. Препараты на его основе способствуют улучшению эмоционального состояния человека, нормализации внутричерепного давления, усилению памяти, внимания и интеллектуальных возможностей.
  2. Гинкго Билоба. Этот растительный компонент используется в медицине в процессе терапии различных заболеваний, связанных с функциями сосудов и головного мозга. Препараты на его основе помогают улучшить память и мышление даже у пациентов с болезнью Альцгеймера. А также с помощью этих средств можно предотвратить ряд расстройств, влияющих на когнитивные функции.
  3. Экстракт приморской сосны или Пикногенол. Это соединение является мощным антиоксидантом, а также предупреждает склеивание белков. Его применяют для защиты мозгового вещества, еще он благотворно влияет на нервные клетки, способствует предотвращению инсульта. Приём подобных препаратов помогает нормализовать умственную активность, повысить память и устранить забывчивость.

Важно осознавать, что врождённые способности улучшить невозможно даже с помощью высокоэффективных препаратов. Описанные средства лишь помогут им раскрыться в полной мере, а также уберегут от расстройств, негативно влияющих на когнитивные функции.

Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.

Пейте кофе

Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности, улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.

Пейте вино

Норвежские ученые выяснили, что люди, которые регулярно пьют вино, лучше справляются с когнитивными задачами, чем те, кто отказался от алкоголя. Подобная связь особенно ярко выражена среди женщин. Конечно, вино может помочь только в том случае, когда его количество строго ограничено. Предполагается, что особенности данного напитка основаны на антиоксидантных свойствах вина.

Загорайте

Исследование показало, что люди, у которых в организме уровень витамина D был высоким, лучше справились с контрольными тестами, чем те, у кого была нехватка данного элемента. Витамин D образуется под действием солнечного света.

Солнечный свет

Танцуйте

Танцы и активный отдых снижают риск развития деменции. Кроме того, такие виды занятий улучшают когнитивные способности человека и учат быстро принимать решения.

Следите за питанием

Недостаточно просто есть какой-то продукт, получивший статус «лучшего». В долгосрочной перспективе нужно обеспечить мозг необходимыми витаминами, разными элементами. Самое главное – следить за сахаром, наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3.

Пирамида питания

Играйте в тетрис

С помощью МРТ было установлено, что игра в тетрис повышает активность серого вещества в церебральном кортексе. Более того, подобное занятие помогает сознанию быстрее забывать о недавно случившихся трагедиях и проблемах.

Занимайтесь спортом

Исследования показали, что спортсмены справляются с когнитивными задачами намного лучше, чем люди, далёкие от спорта. Достаточно обычных прогулок на улице, чтобы повысить работоспособность мозга на 10%.

Тренажерный зал

Разрешите себе отдыхать

В определённых ситуациях действительно необходимо полностью концентрироваться на задании и не останавливаться на отдых. Исследователи выяснили, что люди, которые позволяют себе во время работы делать перерывы, обладают намного более хорошей памятью, чем те, кто трудится без отдыха. Достаточно просто оторваться от занятий и подумать о чем-то другом.

Временно откажитесь от еды

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе необходимо правильное и сбалансированное питание, кратковременный отказ от еды может помочь быстро улучшить работоспособность мозга. Исследователи считают, что это появилось в процессе эволюции — мы работаем лучше, если мозг считает, что ему не хватает питания.

Разговаривайте с собой

Ученые пришли к выводу, что во время поиска какой-либо вещи нужно произносить вслух её название, так как это позволяет намного быстрее отыскать нужный предмет.

Эти ранние попытки, с их смешанными результатами, основывались на предпосылке, или по крайней мере надежде, что когнитивная тренировка поможет изменить когнитивные функции. Но все радикально изменилась с появлением новых данных, - что когнитивные упражнения помогают изменить сам . Кажется почти самоочевидным, что так и должно быть.

Когда вы занимаетесь спортом, не только улучшаются ваши атлетические навыки, но и происходит фактический рост мускулов. В отличие от этого, отсутствие упражнений ведет не только к утрате атлетических навыков, но и к фактическому уменьшению мышечной ткани. Или другой, более важный в этой связи пример: у детеныша обезьяны сенсорная депривация порождает фактическую атрофию соответствующей мозговой ткани.

Однако решающие экспериментальные данные начали появляться только недавно. Было известно, что погружение в обогащенную среду способствует излечению повреждений мозга у крыс. Теперь механизмы, лежащие за этим излечением, становятся, наконец, понятными. Сравнивалось выздоровление животных с травматическим повреждением мозга в двух условиях: в стандартном окружении и в окружении, обогащенном необычным количеством разнообразной сенсорной стимуляции. При сравнении в мозге животных этих двух групп обнаружились удивительные различия. Восстановление связей между нервными клетками («ветвление дендритов») было намного более энергичным в стимулированной группе, чем в стандартной группе. Имеются также некоторые свидетельства того, что при энергичных умственных упражнениях улучшается благодаря усиленному росту малых кровеносных сосудов («васкуляризации»). Ученые, такие как Арнольд Шайбель, убеждены, что сходные процессы происходят в человеческом мозге. Систематическая когнитивная активация может способствовать интенсивному ветвлению дендритов у жертв или черепно-мозговой травмы; это в свою очередь облегчает восстановление функции.

Это вызывает другой вопрос: замедляет ли когнитивная активация развитие дегенеративных мозговых расстройств, таких как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь телец Льюи? Эти расстройства характеризуются прогрессирующей атрофией мозга и утратой синаптических связей. Это связано в свою очередь с накоплением патологических микроскопически малых частиц, таких как «амилоидные бляшки» и «нейрофибриллярные клубочки» при болезни Альцгеймера.

В отличие от травмы головы или инсульта, деменции являются медленными, постепенно прогрессирующими расстройствами. Это означает, что эффективность лечения должна оцениваться не только в отношении того, обращает ли оно ход течения болезни (это, по крайней мере пока, было бы нереалистичным ожиданием), но также потому, замедляет ли это лечение развитие болезни. Существуют, однако, данные, что когнитивные упражнения могут временно улучшить , даже в абсолютном смысле. Ученые в Институте Макса Планка в Германии использовали позитронно-эмиссионную томографию (PET) для изучения эффектов когнитивных упражнений и нейростимулирующих лекарств на метаболизм глюкозы в мозге у людей на ранней стадии когнитивного упадка. В комбинации эти две формы терапии улучшили глюкозный метаболизм мозга. Немецкое исследование изучало изменения в физиологии неактивированного мозга, его фонового состояния, а также изменения в типах мозговой активации, когда мозг стимулируется когнитивной задачей. Развитие технологии нейровизуализации мозга открывает окно для наблюдения мозговых механизмов психических процессов, которое казалось немыслимым в прошлом. Сейчас возможно прямое наблюдение того, что происходит в мозге, когда человек занят умственной активностью.

Годами принималось за аксиому, что мозг теряет свою пластичность и способность к изменению по мере того, как мы движемся от детства к взрослости. Сегодня, однако, появляются все новые данные, что мозг сохраняет пластичность и во взрослом возрасте и, возможно, на всем протяжении жизни. Раньше предполагалось, что во взрослом организме умирающие нейронные клетки не восстанавливаются. Хотя давно было известно, что новые клетки могут развиваться у птиц (благодаря работе ученого из Рокфеллеровского университета Фернандо Ноттебома) и крыс (благодаря работе Джозефа Альтмана из Университета Индианы), эти данные игнорировались на том основании, что они являются скорее исключением, чем правилом. Но недавняя работа Элизабет Гоулд из Принстонского университета и Брюса МакЮэна из Рокфеллеровского университета показала, что новые продолжают появляться у взрослых обезьян-мартышек.

Рост новых нейронных клеток был продемонстрирован в , структуре мозга, играющей особую роль для . В другом исследовании Элизабет Гоулд и ее коллеги обнаружили продолжающийся рост новых нейронов в коре взрослых обезьян-макак. Новые добавляются к гетеромодальной коре в префронтальной, нижней и задней теменной областях - в зонах мозга, участвующих в наиболее сложных аспектах переработки информации.

Новые данные, полученные как на животных, так и на людях, открывают совершенно новый путь осмысления эффектов когнитивных упражнений. Вместо того, чтобы пытаться сформировать или трансформировать специфические психические процессы, попробуй перестроить сам мозг.

Хотя большинству из нас понятно, что психические процессы являются процессами мозговыми, лежащая за различными подходами к когнитивной тренировке, различна. Ранние попытки акцентировали отдельные функции, надеясь, что в результате мозговые структуры, соответствующие этой функции, могут быть как-то модифицированы. Новый подход подчеркивает обобщенные, широкие влияния когнитивных упражнений на мозг. Игрок в теннис или гольф, ежедневно тренируясь, может стремиться к улучшению определенной техники игры. Это соответствует специфической, ориентированной на задачу, когнитивной тренировке. Или же он может надеяться, что, тренируя некоторые определенные аспекты техники, он улучшит другие аспекты техники и тем самым игру в целом. Это соответствует тренировке всей функциональной системы. Или, наконец, он может начать цикл тренировок с целью улучшить не столько игру как таковую, но само тело, которое играет: повысить общую силу, координацию и выносливость. Это соответствует попытке улучшить функцию мозга. Третья цель намного более амбициозна, чем первые две, но новые данные дают основание полагать, что она достижима, по крайней мере в принципе.

Изучение животных показывает, что рост «мощи мозга» путем когнитивной активации - отнюдь не фантазия. Ученые в знаменитом Институте биологических исследований Солка в южной Калифорнии проверяли эффекты воздействия обогащенного окружения на взрослых мышей. Они обнаружили, что у мышей, помещенных в клетки, оборудованные колесами, туннелями и другими игрушками, развивалось до 15% больше нервных клеток, чем у мышей, оставшихся в стандартных клетках. «Стимулированные» мыши также лучше, чем «нестимулированные», выполняли различные тесты на «мышиный интеллект». Они были способны лучше и быстрее обучаться лабиринтам.

Эти находки важны в двух отношениях. Во-первых, они развенчивают старое представление о том, что новые нейроны не могут развиваться во взрослом мозге, - они могут. Во-вторых, эти находки с драматической ясностью демонстрируют, что когнитивная стимуляция может изменить структуру самого мозга и улучшить его способность к переработке информации. Рост новых нейронов был особенно заметен в зубчатой извилине гиппокампа, структуре на медиальной поверхности височной доли, которая считается особенно важной для памяти.

Возникновение новых клеток («пролиферация нейронов») во взрослом мозге представляется связанной с так называемыми нейробластами, предшественниками нейронов, которые в свою очередь развиваются из общих клеточных «полуфабрикатов», называемых стволовыми клетками. Эти стволовые клетки и нейробласты продолжают расти в течение взрослости, но обычно они не выживают, чтобы стать нейронами. Исследование Института Солка дает основание предполагать, что когнитивная стимуляция повышает шансы выживания для нейробластов, позволяя им стать полноценными нейронами.

Из всех применений когнитивных упражнений особенно многообещающей является их профилактическая роль, помогающая людям дольше наслаждаться своим когнитивным здоровьем. Как житейские наблюдения, так и формальные исследования показали, что образование дарует защитный эффект от деменции. Для высокообразованных людей вероятность того, что они заболеют деменцией, меньше. Исследовательская Сеть успешного старения при Фонде МакАртура финансировала изучение индикаторов когнитивных изменений у пожилых людей. Выяснилось, что образование является наиболее мощным индикатором когнитивной сохранности в старческом возрасте.

Механизм этой связи не вполне понятен. Защищает ли от деменции образ жизни, связанный с образованием, или же некоторые люди рождаются с особенно «успешной» нейробиологией, которая одновременно и делает их лучшими кандидатами для высшего образования, и защищает их от деменции? Разумно предположить, что защищает от деменции скорее именно природа деятельности, связанной с высшим образованием, чем само образование. Высокообразованные люди - в силу самой природы их профессий - с большей вероятностью, чем менее образованные, вовлекаются в пожизненную энергичную умственную деятельность.

Если допустить, что неврологическое заболевание, вызывающее деменцию, поражает обе группы с равной частотой, то неврологическое заболевание равной серьезности будет иметь менее разрушительное воздействие на хорошо тренированный мозг, чем на плохо тренированный мозг. Это произойдет в силу дополнительных резервов, которые имеет хорошо тренированный мозг благодаря дополнительным нейронным связям и кровеносным сосудам. Равная степень структурного повреждения произведет меньшее функциональное разрушение. И опять на ум приходит аналогия между когнитивной тренированностью и физической тренированностью. Случай сестры Марии представляет этот феномен с драматической и примечательной ясностью. Она успешно выполняла когнитивные тесты до самой своей смерти в возрасте 101 года. И это несмотря на тот факт, что посмертное исследование ее мозга обнаружило многочисленные нейрофибриллярные клубочки и амилоидные бляшки, - признаки болезни Альцгеймера. Похоже, что сестра Мария имела здоровый ум внутри мозга, пораженного болезнью Альцгеймера!

Сестра Мария принадлежала к Школе сестер из Нотр-Дама, широко изученной и описанной группе монахинь из г. Манкато в штате Миннесота. Примечательные своим долголетием, они известны также полным отсутствием среди них болезни Альцгеймера. Этот феномен был единодушно приписан пожизненной привычке быть когнитивно активными. Монахини постоянно упражняли свои умы загадками, карточными играми, обсуждением текущей политики и другими умственными занятиями. Более того, монахини, окончившие колледж, которые преподавали и систематически участвовали в других требующих умственных усилий активностях, в среднем жили дольше, чем менее образованные монахини. Эти наблюдения когнитивного здоровья монахинь оказались столь убедительными, что было запланировано посмертное исследование для изучения отношения между когнитивной стимуляцией и дендритным разрастанием.

В случае монахинь защитный эффект когнитивных упражнений мозга был кумулятивным, действующим на протяжении всей их жизни. В архивах были найдены автобиографии монахинь, написанные ими в возрасте от 20 до 30 лет. Когда было изучено отношение между этими ранними сочинениями и преобладанием деменции в поздние годы, возникла поразительная картина. Те монахини, которые в своей юности писали более грамматически правильные и концептуально богатые эссе, сохраняли свою умственную бодрость значительно дольше в жизни, чем те монахини, которые писали простой фактуальной прозой, когда были молодыми.

Эти находки вызвали в популярной прессе спекуляции о том, что при деменции речь идет о заболевании, длящемся всю жизнь, которое начинает воздействовать на некоторых людей субклинически на раннем этапе их жизни, вынуждая их писать более простую прозу. Но столь же вероятно, что те же аспекты организации мозга, которые делают некоторых людей «умнее» других, также наделяют их защитным эффектом в отношении деменции на позднем этапе жизни. Возможно также, что монахини, которые рано развили в себе привычку напрягать свой ум и, по-видимому, сохранили эту привычку, приобрели защиту для своего мозга, которая оказалась столь важной в их поздние годы.

Насколько универсально защитное влияние когнитивной стимуляции на умственный упадок? Похоже, что универсально, ибо этот эффект может быть продемонстрирован также и для других видов. Это было продемонстрировано Делу с коллегами для крыс-самцов вида Спраг-Дейли. Животные с различным задачам были менее подвержены возрастному дефекту памяти, чем крысы без истории «умственных упражнений».

«Используй вещь, или ты ее потеряешь» - старое изречение. Кажется, что оно прямо и буквально применимо к . Два ученых из Университета штата Пенсильвания, Уорнер Шайе и Шерри Уиллис опубликовали статью с интригующим названием: «Можно ли сделать обратимым упадок интеллектуального функционирования у взрослых людей?». Авторы исследовали группу индивидов в возрасте от 64 до 95 лет, которые страдали когнитивным упадком многих умственных функций на протяжении более чем 14 лет. Может ли относительно короткий тренировочный цикл восстановить их мыслительные процессы до исходного уровня, компенсировать 14 лет упадка пространственной ориентации и индуктивного мышления? Во многих случаях ответом оказалось «да». Более того, когнитивная реабилитация была генерализованной; она могла быть продемонстрирована многими независимыми тестами различных когнитивных функций, причем не только на тех задачах, которые использовались при тренировке. Эффект был длительным; у многих участников он мог быть продемонстрирован через семь лет после завершения тренировочного цикла. Авторы пришли к заключению, что тренировочный цикл реактивировал когнитивные навыки, которые начали «ржаветь» от недостатка применения.

Если от когнитивных упражнений логично ожидать терапевтических эффектов, то почему ранние попытки когнитивной реабилитации эффектов повреждения мозга имели весьма относительный успех? Для этого есть разные основания. Первое основание лежит в самом различии между когнитивной тренировкой поврежденного мозга и когнитивными упражнениями неповрежденного или почти неповрежденного мозга, между лечением и профилактикой. Известно, что легче предотвратить заболевание, чем лечить его. Тяжело поврежденный мозг будет меньше поддаваться терапии, чем здоровый мозг - профилактике.

Второе основание относится к тому, как когнитивные упражнения традиционно формулировались в рамках «старой» философии. В попытке нацелиться на специфическую, очень узкую когнитивную функцию, использовались узкие когнитивные упражнения. Логично, что чем более широка когнитивная тренировочная программа, тем более общими являются эффекты. Используя аналогию с физической тренированностью, можно сказать, что индивид, который проводит все тренировочное время, повторяя одно и то же упражнение, не может ожидать улучшения своей сердечно-сосудистой системы. Для этой цели нужна комбинация различных упражнений.

Третье основание относится к способам измерения эффектов лечения. Измеряя эффекты одного когнитивного упражнения способностью выполнять другую когнитивную задачу, мы делаем предположение о специфической природе терапевтических эффектов, которые пытаемся измерить. Неудача с поиском эффекта может, разумеется, быть результатом действительного отсутствия эффекта. Но она так же легко может быть отражением нашей неудачи в поиске измерения, подходящего для его фиксации. Так как мы стараемся усилить лежащие в основе биологические процессы, было бы лучше измерять эти процессы прямо. И действительно, когда эффекты когнитивных упражнений оценивались позитронно-эмиссионной томографией (PET), был обнаружен улучшившийся метаболизм глюкозы (важный маркер ).

Четвертое основание относится к тому, чем являются разумные ожидания эффектов когнитивной тренировки. Если общие функции мозга усиливаются в результате таких тренировок, то ожидаемый эффект может быть широким, но относительно малым в любой узкой сфере.

В любом случае, современные данные о размножении нейронных клеток на всем протяжении жизни вдохнули новую жизнь в концепцию когнитивных упражнений и дали им новое обоснование.

Для того, чтобы голова работала хорошо, а умственная работа была эффективной, нужно соблюдать несколько важных условий. Одно из главных - полезная еда.

Активизация мозгового кровообращения, поддержание в чистоте кровеносных сосудов, питание клеток коры головного мозга, - все это зависит от того, какие вещества будут поступать в кровь при переваривании пищи.

В этой статье мы рассмотрим 5 основных направлений усиления когнитивных способностей с помощью рекомендаций по питанию и конкретных продуктов.

1. Улучшение памяти

Для хорошей работы памяти в рационе должно быть достаточное количество белковой пищи, так как протеин расщепляется на аминокислоты, необходимые для нормальной памяти.

Жиры служат строительным материалом для клеток мозга, но среди них обязательно должны быть ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, Омега-6 и Омега-9.

Углеводы - это источник глюкозы, необходимой для умственной работы, причем преимущество должно отдаваться медленным углеводам, которые расщепляются небыстро, но обеспечивают энергией надолго. И без минералов, витаминов, органических кислот и других веществ полноценное долговременное запоминание просто невозможно.

  1. Фрукты, ягоды и овощи. Давно известно о положительном . Среди них особенно ценны помидоры, так как содержат ликопен, защищающий нейроны от разрушения, лук, чеснок и все зеленые овощи, потому что в их составе - витамины группы В, фолиевая кислота и цинк. Из фруктов стоит выделить бананы, поставляющие в кровь глюкозу и витамины В, лимоны, так как в них большое количество витамина С, и красные яблоки, богатые веществами антоцианами. Из ягод для улучшения памяти стоит выбрать голубику, чернику, виноград и черную смородину.
  2. Жирная рыба и морепродукты. При необходимости много и надолго запоминать, морскую жирную рыбу нужно есть не менее 2 раз в неделю, а лучше чаще. Самая полезная рыба - сельдь, форель, тунец, семга, скумбрия и лосось, а из морепродуктов - мидии, креветки и устрицы.
  3. Кофе. Основное действующее вещество - кофеин. Многочисленные исследования показали, что , причем не кратковременную, а долговременную. То есть чтобы хорошо запомнить информацию, недостаточно выпить кофе непосредственно перед учебой или работой: это не поможет. Нужно, чтобы кофе был в рационе занимающегося умственным трудом в небольшом количестве, но постоянно.
  4. Чай. В чае, особенно зеленом, тоже содержится кофеин, который улучшает свойства памяти. Но в чае обнаружен также фермент галлат эпигаллокатехина, которого нет в других продуктах и который так полезен для улучшения запоминания. Подробнее смотрите в отдельной статье.
  5. Орехи. Крайне . Витамин Е, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, растительный белок, лецитин, - все это крайне необходимо, если приходится много запоминать. Аминкислота триптофан, которой тоже в избытке в орехах, помогает выработке серотонина, который тоже способствует качественному запоминанию.
  6. Горький шоколад. Кофеин, теобромин, фенетиламин, содержащиеся в шоколаде, способствуют хорошему усвоению информации. И хотя молочный шоколад не так полезен, но даже он улучшает зрительную и вербальную память. - обладает также способностью увеличивать скорость запоминания информации любой сложности.
  7. Розмарин. Эфирное масло розмарина, употребляемое внутрь или используемое для ароматерапии, . К тому же, химические соединения этого растения защищают клетки мозга от свободных радикалов.

2. Концентрация внимания

Улучшить концентрацию внимания возможно не только волевым усилием. Употребление следующих продуктов заметно помогает повысить эту умственную способность.

  1. Жирная морская рыба. Положительное известно давно. У людей, жалующихся на неумение концентрироваться, в рационе обычно не хватает жирных морепродуктов. Ситуацию может исправить употребление лосося, скумбрии, форели, сельди для начала 3 раза, а после нормализации работы мозга, - 2 раза в неделю.
  2. Зеленый чай. Содержащиеся в нем кофеин и L-теанин помогают усилить , бдительность и способность надолго сосредотачиваться. Существует гипотеза, что если употреблять этот напиток с молоком высокого процента жирности, то эффект концентрации повысится.
  3. Черника. Эта ягоды полезна во многих случаях. Но в плане стимулятора внимания она бесценна: антиоксиданты, проантоцианидины, ресвератрол и дубильные вещества позволяют в течение 5 часов работать сосредоточенно и внимательно.
  4. Орехи. Практически любые орехи должны быть добавками к блюдам или самостоятельными перекусами в рационе тех людей, которым требуется способность удерживать внимание.

3. Энергия и бодрость

Позитивное влияние многих полезных веществ на головной мозг позволяет сохранять энергию и бодрость. Это в первую очередь натуральные растительные продукты.

  1. Фрукты и овощи. Бананы, инжир, авокадо, шпинат и морковь - это те растительные продукты, которые обязательно должны быть в меню человека, которому требуется большое количество энергии. В них - оптимальное соотношение витаминов, минералов, клетчатки и углеводов, . А такой фрукт, как апельсин, диетологи даже не советуют употреблять вечером, так велика его сила, которая может даже нарушить сон.
  2. Кофе. Это известный энергетик. Но его секрет в том, что через 25 минут после его употребления обязательно нужно выпить обычной воды: это не даст появиться упадку сил, нормализует работу почек и восстановит водный баланс в организме, не допустив обезвоживания и последующей сонливости и усталости. можно эффективно использовать и другие , в том числе и энергетические .
  3. Чай. Большое количество витаминов, минералов, кофеина, эфирных масел и других специфических веществ делает напитки из зеленого и черного чая незаменимыми для восстановления и поддержания сил. смотрите в отдельном материале.
  4. Имбирь. Улучшая кровообращение мозга, активизируя обменные процессы, снабжая организм большим количеством стимулирующих веществ, имбирь по праву считается растением людей умственного труда.
  5. Эфирные масла. Аромат бергамота, апельсина, лайма, лимона и грейпфрута и улучшают деятельность головного мозга.

4. Повышение работоспособности

Физическую и умственную работоспособность повысит специальная , в которой хорошо сбалансированы углеводы и протеины. В таком меню должны быть разные по составу продукты.

  1. Бананы. Эти фрукты необходимы и спортсменам, которые тратят много мышечной энергии, и всем, кто занимается умственным трудом, поскольку и триптофан для поддержания тонуса и бодрости. Обязательны бананы детям и подросткам, для развития которых нужно много сил.
  2. Овес. Оптимальное соотношение минералов и медленных углеводов делает блюда из этой крупы незаменимыми в первой половине дня, чтобы энергии хватило надолго.
  3. Свекла. Корнеплод содержит много витаминов, углеводов и минералов, которые помогают насыщать организм и поддерживать его выносливость. Спортсмены даже специально пьют перед тренировками и соревнованиями свекольный сок с этой целью.
  4. Гранат. Калий, магний, особенно железо органические кислоты и сахара очень полезны для восстановления сил после больших нагрузок. Также .

5. Борьба с хронической усталостью

При синдроме хронической усталости ни в коем случае нельзя прибегать к таким энергетикам, как кофе, чай, сладости, шоколад и пр. Это даст временный прилив энергии, который потом только усугубит плохое самочувствие.

При хронической усталости необходимо увеличить в меню количество энергетически ценных продуктов, которые медленно усваиваются, но зато дают энергию надолго, а также содержат все необходимые вещества для поддержания центральной нервной системы.

  1. Куриное мясо. Это один из самых полезных при хронической усталости животных продуктов, так как, помимо ценного белка, содержит селен и витамины группы В.
  2. Злаки. Каши и хлеб должны быть из цельных злаков: в этом случае, благодаря им, организм получит большое количество минеральных веществ, в крови будет поддерживаться нужный уровень сахара, и будет хватать энергии надолго.
  3. Фрукты. Гранаты и апельсины содержат минерал, без которого невозможно преодолеть такое заболевание, как синдром хронической усталости: железо участвует в кроветворных процессах и поддерживает самочувствие на должном уровне.
  4. Семена и орехи. Семена льна, подсолнечника, тыквы, все виды орехов снабжают организм полезными ненасыщенными жирными кислотами, без которых вообще не может быть нормального тонуса организма. Это кладезь витаминов и минеральных веществ, которые находятся в этом продукте в концентрированном виде. К тому же в них содержится довольно большое количество растительного белка, что тоже важно для поддержания сил и вывода из состояния хронической усталости.

Таким образом, на эффективность работы головного мозга влияет множество факторов. И правильно подобранное питание - это основа нормализации его работы и поддержания работоспособности.

Мыслительный процесс и процесс восприятия – две стороны одной «медали». И они не только являются тем, что присуще абсолютно каждому из нас, но и представляют собой одну из основных составляющих нашей жизни.

Любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда по той или иной причине требуется в максимально ускоренном темпе что-то сделать, например, во всех подробностях разработать какой-то проект, понять, о чём идёт речь в изучаемом материале и т.п. Но далеко не все обладают способностью сделать это так, чтобы это было и быстро и эффективно одновременно. И дело здесь заключается, главным образом, в том, что у всех разные когнитивные способности, т.е. способности к восприятию.

Но очень хорошая новость состоит в том, что, независимо от того, каковы когнитивные способности того или иного человека, он может их повысить. И если вы подумали, что для этого нужно проходить массу разных тестов, разбираться в себе и использовать всевозможные развивающие методики, то и здесь мы хотим вас обрадовать: это, пусть и полезно и, конечно же, эффективно, но совсем не обязательно. вы можете, живя своей привычной жизнью, и, быть может, внося в неё совсем незначительные изменения.

И в этой статье мы расскажем вам о том, как вы можете это сделать.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно. Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем. Но умеренное употребление не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию. Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга. По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организма посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания. Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи. По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов. Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты. Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина. Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (бать может, даже )!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью и работе без отдыха. Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи. Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда. вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы). Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности. Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга». Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д. К тому же, разговоры с собой нередко помогают .

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по .

Познавайте и живите с умом!