Консерватизм способы решения социальных проблем. Социализм и пути решения проблем современного человека

Предмет: ИСТОРИЯ

Романова Наталья Викторовна

Учитель истории

Ачинский кадетский корпус

Методика проведения урока.

    Класс: 8

    Название курса: "Новая история"

    Название темы: Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство .

Цели урока:
    Познакомить с общественными течениями: либерализм, консерватизм, социализм;
    Определить, как они повлияли на развитие общества и какую роль они определили государству в общественной жизни;

    Развить речь, логическое мышление;

    Формировать умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать;

    Развить познавательный интерес у учащихся.

Программное обеспечение:

    Microsof Power Point , Microsoft Word .

    ООО «Кирилл и Мефодий» и библиотека электронных наглядных пособий «Новая история 8 класс»

Техническое обеспечение:

Мультимедийные проектор и экран, сканер, принтер.

План урока:

1. Изучение новой темы:

    Актуализация новой темы;

    Беседа;

    Работа с текстом;

    Работа над таблицей;

    Сценка по теме;

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание творческого характера .

Ход урока:

    Изучение новой темы.

    Актуализация новой темы.

Учитель:

Как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Какова роль государства в жизни общества? Какие права имеет каждый из нас? Эти вопросы будоражили умы философов-мыслителей многие столетия.

В середине XIX век в Европе произошёл всплеск новых идей, который привел к поразительному скачку в науке, побудил европейцев подвергнуть сомнению всю государственную и общественную систему.

Жан Жак Руссо утверждал, что «человеческий разум способен сам найти ответ на любые вопросы».

Как вы считаете, что он этим хотел сказать?

Общество в этот период перестает ощущать себя массой. Превалирует мнение, что каждый человек наделен личными правами и никто, даже государство, не вправе навязать ему свою волю.

Поднимались вопросы не только о месте человека в мире, но и о новой системе управления обществом, которую создал промышленный класс Запада.

Поэтому возникла проблема, как простроить отношения между обществом и государством.

Пытаясь решить эту проблему люди умственного труда, в XIX веке в Западной Европе определились в трех основных общественно-политических учениях.

Тема нашего урока «Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство»

С лайд 1:тема урока.

Как вы считаете, что мы должны будем узнать при изучении этой темы?

Мы должны будем познакомиться с основными общественно-политическими учениями, проследить каким образом повлияли они на развитие общества, и какую роль определили государству в общественной жизни.

Это серьезная тема, очень важно разобраться в ней, так как материал изученный сегодня пригодится вам в 9 классе.

    Беседа, работа с текстом.

Слайд 2:работа с терминами

Вопросы:

    Подумайте, что обозначают эти термины?

    Пользуясь словарем в учебнике выпишете определения в тетради?

    Работа над таблицей, работа с текстом.

Учитель:

Проследим основные принципы каждого течения с точки зрения того, какая роль отводилась государству в экономической жизни, как предлагалось решить социальные проблемы и какими личными свободами мог обладать человек (заполнять таблицу разделившись по рядам работая с текстом учебника).

Задание: 1. социализм (72-74стр. - «Почему появились социалистические учения?», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди»)

2. консерватизм (72стр. - «Сохранять традиционные ценности»)

3. либерализм (70-72стр. - «Разрешено все, что не запрещено»)

Слайд 3: таблица.

Вопросы в процессе заполнения таблицы:

    Консерваторы: каким виделся путь развития общества представителям консерватизма?; как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?

    Либералы: каким виделся путь развития общества представителям либерализма?; какие положения их учения кажутся вам актуальными для сегодняшнего общества?

    Социалисты: чем было вызвано появление социального учения?

Мы проследили основные принципы консервативного, либерального и социалистического учений.

    Сценка по теме.

Учитель:

Представьте, что мы стали свидетелями разговора трех прохожих на улице Лондона в XIX веке.

Сценка:

    Здравствуй, Уильям! Давно мы с тобой не виделись! Как у тебя дела?

    У меня все хорошо! Вот иду с мессы. А ты слышал, какие в мире дела творятся? Храни боже нашего короля!

    А я совсем недавно приехал из Франции и знаешь, на следующем заседании в парламенте, буду поднимать вопрос о защите прав бедных, чтобы предотвратить революционные настроения в стране! Мне кажется, правительство должно выбрать курс социальных реформ – это может сгладить классовое недовольства!

    Я сомневаюсь в этом. Лучше бы все оставалось как раньше! А ты, Бен, как думаешь?

    Я тоже думаю, что это не решит наших проблем! Однако, и все как было оставлять нет смысла. Я считаю, что все зло от частной собственности, ее надо отменить! Тогда не будет ни бедных, ни богатых, а, следовательно, и классовая борьба прекратится. Вот каково мое мнение!

Задание: исходя из разговора спорящих определите, кто к какому течению принадлежит. Свой ответ аргументируйте.

Существует мнение, что ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является «единственным» истинно правильным. Поэтому, как оппозиция друг другу существует несколько учений. И с наиболее популярными мы сегодня познакомились.

    Закрепление изученного материала.

Задание: отметьте идеи, принадлежащие консерватизму, либерализму, социализму.

    Развитие общества может привезти к утрате основополагающих традиций и ценностей.

    На смену государству капиталистов придет государство диктатуры пролетариата.

    Свободный рынок, конкуренция, предпринимательство, сохранение частной собственности.

    Приверженность тому, что прошло испытание временем.

    Разрешено все, что не запрещено законом.

    Человек сам несет ответственность за собственное благосостояние.

    Реформы отвлекают трудящихся от главной цели – мировой революции.

    Ликвидация частной собственности приведет к исчезновению эксплуатации и классов.

    Государство имеет право вмешиваться в экономическую сферу, однако частная собственность сохраняется.

    Подведение итогов.

Вопросы:

    С какими общественно-политическими учениями вы сегодня познакомились?

    Каково было влияние этих учений на развитие общества?

(Ответ: люди стали политически активными, сами начали отстаивать свои права.)

Те социально- политические процессы, которые были начаты в XIX веке, привели к образованию во II половине XX века современных правовых европейских государств.

Мы все восхищаемся уровнем жизни, состоянием прав европейцев. И как видим это результат длительной общественной борьбы.

Слайд: итоги урока.

    Домашнее задание творческого характера.

На основе изученных вами учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время.

«Социальная работа» - В содержании собеседования (экзамена)структурно выделяются две взаимосвязанные части. Обучение в магистратуре осуществляется по дневной форме обучения на бюджетной и договорной основах. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты. Социальная работа с молодежью.

- … был предложен науке английским ученым Г.Спенсером. Был создан величественный механизм политической власти римских Пап. Возникла потребность объединения разрозненных общин под единой церковной властью. Условия функционирования социальных институтов. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

«Социальная психология» - Федеральный компонент: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ магистерская программа. Цель и задачи программы: Сферы деятельности выпускников магистратуры. Психолого-педагогический Факультет. Национально-региональный компонент (дисциплины по выбору): Теоретическая часть История, методология, а также современные проблемы науки и производства.

«Социальная реклама» - Государственные - возрождение патриотизма, - благополучие семейных отношений, - исполнение гражданских обязанностей населения. Пользоваться юмором в рекламе следует осторожно. За уважение к старшим в транспорте и на улицах, против возрастного эгоизма. Телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама.

«Молодежь как социальная группа» - Трудовая деятельность понятие молодежной субкультуры. Возрастание степени свободы в обучение не всем по плечу. Значение образования- будущее связывается с хорошим получением знаний. Какое образование лучше. Термины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура. Подумать над проблемами молодежи как социальной группы в провинции?

«Социальная политика» - Направления социальной политики России: Противоречивость сигналов. Средний класс уничтожен, созданы условия для кланово-мафиозного капитализма. Инструменты влияния на социальную политику. Социальная политика: Демографические процессы –старение населения, безработица, увеличение числа домохозяйств с 1 человеком..



Роль государства в экономике - либерализм

  • Главная ценность – свобода

  • Идеал – рыночная экономика

  • Государство не должно вмешиваться в экономику

  • Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная


Позиция по социальному вопросу - либерализм

  • Личность свободна и сама несет ответственность за свое благосостояние.

  • Все люди равны, у всех есть равные возможности


Пути решения социальных проблем - либерализм

  • Реформы, проводимые властью


Пределы свободы - либерализм

  • Человек от рождения обладает неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу и т.д.

  • «Разрешено все, что не запрещено законом» - полная свобода во всем.

  • Свободным может быть только тот, кто может нести ответственность за свои решения, т.е. собственники ли образованный человек.


Роль государства в экономике - консерватизм

  • Цель – сохранение традиций, религии и порядка

  • Государство имеет право на вмешательство в экономику, если это нужно для сохранения традиций

  • Власть государства никем и ничем не ограничена

  • Идеал – абсолютная монархия


Позиция по социальному вопросу - консерватизм

  • Сохранение старого сословного слоя

  • Не верят в возможность социального равенства


Пути решения социальных проблем - консерватизм

  • Народ должен подчиняться, государство может применить насилие против революций

  • Реформы – как крайнее средство, для предотвращения социальных взрывов


Пределы свободы - Консерватизм

  • Государство подчиняет себе личность

  • Свобода выражается в соблюдении традиций, религиозном смирении


Роль государства в экономике - Социализм

  • Уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции

  • Государство полностью контролирует экономику, помогает неимущим

  • МАРКСИЗМ – форма правления – ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА (власть рабочих)

  • АНАРХИЗМ – гос-во нужно уничтожить


Позиция по социальному вопросу - социализм

  • Все люди должны иметь равные права и блага

  • Государство само решает все социальные вопросы, обеспечивая трудящимся их права


Пути решения социальных проблем - социализм

  • Социалистическая революция

  • Уничтожение неравенства и класса собственников


Пределы свободы - социализм

  • Свобода достигается обеспечением всех благ и ограничивается государством

  • Труд обязателен для всех

  • Предпринимательство и частная собственность запрещены


Вопрос 01. Объясните утверждения, приведённые в параграфе: «Разрешено всё, что не запрещено законом», «Сохранять традиционные ценности!», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди», «Собственность есть кража».

Фраза «Разрешено всё, что не запрещено законом» буквально означает, что в спорных случаях человек имеет право делать то, что делать, если закон это не запрещает. Человек свободен проявлять свою инициативу. Это утверждение характерно для либералов, частную инициативу как раз приветствовавших во всех сферах, особенно в экономике.

Расшифровывать призыв «Сохранять традиционные ценности!», полагаю, не надо. Он характерен для консерваторов, от радикальных (например, в России), которые в штыки воспринимали практически любые новшества, до умеренных (например, в Великобритании), которые сами порой предлагали реформы, но призывали взвешивать любые решения об изменениях, выступали против реформ ради реформ.

Начиная с античности люди искали золотой век в прошлом, называя так то один, то другой период истории. Но в XIX веке стали говорить «Золотой век человечества не позади нас, а впереди». Таким образом выражалась безграничная вера в прогресс, в решение всех проблем в будущем благодаря прогрессу. Эту веру поколебала только I мировая война, которая показала, что прогресс приносит не только невиданные ранее улучшения человеческой жизни, но и средства уничтожения людей, о которых раньше не могли даже помыслить.

Одним из принципов социалистов стал «Собственность есть кража». Непосредственно эта фраза принадлежит анархисту по фамилии Прудон, но такие убеждения были характерны также для других социалистов. Социалисты, особенно радикальные, считали, что только когда все ресурсы находится в ведении общества (на практике получилось, государства), распределение благ будет справедливым. Собственность означает, что кто-то может владеть большим, чем заслуживает и из-за этого у других не будет необходимого.

Вопрос 02. Охарактеризуйте а основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека.

Ответ. Либералы выступали за максимально допустимую в рамках законов общества свободу человека, но при условии ответственности человека за свои действия. Они особенно подчёркивали важность индивидуальных прав каждого человека. Для того, чтобы государство не посягало на права гражданина, оно должно быть основано на принципе разделения властей, иметь другие механизмы взаиморегулирования частей и контроля общества над государством. В экономической сфере по их мнению свобода должна быть максимальной, только тогда экономика будет развиваться и регулировать сама себя.

Вопрос 03. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека.

Ответ. В то время, как либералы отводили государству лишь минимальную роль наказания преступников, консерваторы исходили из древнеримской ещё пословицы «Человек человеку – волк» и утверждали, что для того, чтобы люди не притесняли друг друга нужно сильное государство, которое должно регулировать отношения между людьми. Достигаться это должно было по их мнению сохранением традиционной структурой общества с неравенством прав, но и обязанностей разных слоёв общества.

Вопрос 04. Расскажите об основных принципах марксистского учения.

Ответ. Марксизм – это учение о построении коммунизма, в котором вся собственность должна быть сосредоточена в руках всего общества и распределяться по принципу: от каждого по способностям, каждому по труду. Построить коммунизм должен был пролетариат как наиболее прогрессивный класс во главе с партией пролетариата, захватив власть насильственным путём.

Вопрос 05. Заполните таблицу «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».