Послевоенная система международных договоров таблица. Послевоенная система международных договоров

Разделы: История и обществознание

Задачи урока:

  • Раскрыть противоречия, возникшие в ходе подготовки и подписания Версальского договора;
  • Показать противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров;
  • Продолжить работу над формированием позитивного и критического мышления, умением находить выход из создавшейся обстановки, находить решения для стабильности в обществе.
  • Продолжить формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, делать анализ исторических событий и выводы.

Основные проблемы:

1. Цели конференции. Противоречия между участниками конференции. Осложняло ли это обстановку, в которой проходила конференция?

2. Какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношениях, и насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система?

3. Извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны уроки из неё, судя по решениям послевоенных международных договоров?

Исторический календарь (см. Приложение)

12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция; “Договор четырех держав”; “Договор пяти держав”; “Договор девяти держав”.

Вопросы и задания

Вопросы

  • Перечислите основные требования стран-победительниц.
  • Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?
  • Какие страны больше всего выигрывали от решений этих конференций, а какие проигрывали?
  • Какие вопросы международных отношений не были решены?
  • Что такое Версальско-Вашингтонская система?
  • Как Версальский договор реализует принцип: “Германия заплатит за все”?
  • “Международный строй, порядок, который держится Версальским миром, держится на вулкане”. Как вы думаете прав ли В.И. Ленин?
  • Какие моменты в настоящем документе могли вызвать будущие международные споры (конфликты)?
  • Задание 1

    Определите, используя документы, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

    1. Раздел Германии на несколько государств.
    2. Возврат Эльзаса и Лотарингии.
    3. Контроль над промышленным районом Рейна.
    4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
    5. Построение системы новых международных отношений и роль “морального руководителя мира”.
    6. Сохранение единой Германии.
    7. Раздел владений Османской империи.
    8. Захват германских владений вне Европы.

    Задание 2.

    Определите, используя документы, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:

    1. Территориальные изменения в Европе и колониях.
    2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
    3. Новое положение Германии в послевоенном мире.
    4. Создание международной организации - Лиги Наций.
    5. Соотношение морских сил Тихоокеанских держав.
    6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
    7. Решение русской проблемы.

    Задание 3.

    Продолжите исторические утверждения:

    1. В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести…
    2. Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию. могла…
    3. Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что…
    4. Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценить как…

    Задание 4.

    1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами? Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
    2. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги наций международные отношения перешли на новый уровень?
    3. В чем заключался “русский вопрос” на конференциях и почему он был не решен?

    Задание 5.

    Анализ исторического утверждения:

    1. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказывался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: “Мандаты являются просто маскировкой для аннексий”. Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?

    2. Т. Драйзер в своей книге “Америку стоит спасать” пишет: “И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну “вне закона”. Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли был хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война.” Так ли это? Докажите или опровергните данное высказывание.

    Задание 6.

    Работа с картой “Мир после Первой мировой войны”.

    Проследите территориальные изменения по решению конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему? Какие страны остались недовольны?

    В заключение учащиеся высказывают точку зрения по основным проблемам.

    Подведение итогов семинарского занятия.

    Государственная итоговая аттестация в XI классах по истории проводится в устной форме по билетам. Каждый из 25 билетов состоит из 3-х вопросов.

    Первый вопрос на проверку знаний курса «Новейшая история 1900 - 1939 гг.» (X класс). Второй вопрос на проверку знаний курса «Новейшая и современная история (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.Третий вопрос на проверку знаний курса «История Отечества в XX - в начале XXI веков (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.

    Просмотр содержимого документа
    «Пересмотр системы послевоенных договоров в 1920-е годы»

    Билет 11

    11.1 Пересмотр системы послевоенных договоров в 1920-е годы

    Финансово-экономические (29 государств);

    Восстановление Центральной и Восточной Европы;

    Российский вопрос: возвращение кредитов, возвращение стоимости национализированных предприятий бывшим владельцам, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю.

    На конференции присутствовала советская делегация (согласились выплачивать царские долги)

    Условия выплаты:

    Запад выплачивает России убытки за интервенцию;

    Предоставление Западом долгосрочных кредитов;

    Российский вопрос остался нерешенным.

    Государства отказываются от выплат военных убытков и долгов;

    Германия отказывается от претензий на выплату стоимости национализированных СССР немецких предприятий;

    Установление дипломатических связей.

    Гаагская конференция, Голландия (июнь - июль 1922 г.)

    Финансово-экономические вопросы

    Обсуждение финансово-экономических претензий западных государств советской России;

    Советская делегация выдвинула Западу свои претензии.

    Достичь договоренностей не удалось

    Вопрос подписания нового договора с Турцией странами-победительницами

    Турция стала независимой страной;

    Юридически закрепился распад Османской империи, и были установлены новые границы Турции;

    Ликвидация режима капитуляции и установление международного финансового контроля над Турцией;

    Турция обязалась выплатить часть долгов Османской империи;

    Принята конвенция о черноморских проливах Босфор и Дарданеллы (свободный проход для кораблей).

    Создание системы коллективной безопасности

    Участники: Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, Германия, Польша, Чехословакия

    Подписаны:

    1) Рейнский гарантийный пакт:

    Германия, Франция и Бельгия брали на себя обязательства

    сохранения западных границ Германии, которые были установлены Версальским мирным договором;

    2) подписание Францией договоров с Чехословакией и Польшей о предоставлении им помощи в случаи нападения Германии;

    3) арбитражный договор между Германией, Францией и Бельгией об урегулировании всех спорных вопросов.

    Вывод: Германия признала новые границы стран и вступила в Лигу Наций (1926 г.). Вопросы войны решала Лига Наций. Так была создана системы коллективной безопасности в Европе

    Пакт Бриана-Келлога (август 1928 г.)

    Этот договор об отказе от политики войны

    Апрель 1927 г. - франко-американский договор «О вечной дружбе и отказ от войн»

    Август 1928 г. – подписали договор Бриана-Келлога 15(+65) государств

    Значение пакта:

    Мирное разрешение конфликтов;

    Слайд 2

    1. Перечислите основные требования стран-победительниц.

    2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?

    3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?

    4. Какие вопросы международных отношений не были решены?

    5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

    Слайд 3

    Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

    1. Раздел Германии на несколько слабых государств.

    2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна.

    4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.

    5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.

    6. Сохранение единой Германии.

    7. Раздел владений Османской империи.

    8. Захват германских владений вне Европы.

    Слайд 4

    Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:

    1. Территориальные изменения в Европе и колониях.

    2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.

    3. Новое положение Германии в послевоенном мире.

    4. Создание международной организации - Лиги Наций.

    5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав.

    6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.

    7. Решение русской проблемы.

    Слайд 5

    1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?

    2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной.

    3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень?

    4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен?

    5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.

    Слайд 6

    Продолжите историческое утверждение:

    В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...

    Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...

    Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...

    Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...

    Слайд 7

    Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».

    Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание

    Слайд 8

    Посмотреть все слайды

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока для 11-го класса

    Подготовила: Зайцева Виктория Анатольевна, учитель истории МБОУ «Черноморская средняя школа №2»

    Тема: Послевоенная система международных договоров.

    Цель: образовательная: донести учащимся сведения о послевоенных конференциях; развивающая: развивать умения работы с картой, анализом учебного материала; логическое мышление, зрительную и слуховую виды памяти; воспитательная: в ходе изучения темы воспитывать уважение к государствам, которые на фоне длительного военного конфликта смогли выйти из войны и продолжать дипломатические отношения в мирном русле.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник, рабочие тетради, проектор.

    Методы работы: рассказ, диалог, беседа, ИКТ, наглядность, работа в парах.

    Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Опрос ДЗ:
    1. О каком государстве и периоде идет речь? Он избран был до принятия новой конституции. Носил должность «начальника государства». Позже установил диктатуру и принялся за реформы, получившие название «режим санации» (Польское государство)
    2. Королевство СХС входило в состав… (Югославии)
    3. Президентом какого государства был избран Карл Зейц? (Австрия)
    4. Это государство менее чем за 2 года поменяло 3-ды государственное устройство: от Народной Республики до установления советской власти и возврата к монархии. (Венгрия)
    5. Правительством какого государства являлась Центральная Рада? (УНР)
    6. Главой какого государства являлся Карл Маннергейм? (Финляндия)
    7. С 1919 по 1933 гг. это государство было объявлено республикой. (Веймарская республика)

    Новый материал

    План:

    1.Требования стран-победительниц и противоречия между ними

    2.Парижская мирная конференция 1919-1920 гг.

    3. Создание коммунистического интернационала

    4. Значение парижской мирной конференции

    5. Версальский мирный договор

    6. Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг.

    7. Версальско-Вашингтонская система.

    Работа с презентацией.

    Работа с источником: Устав Лиги Наций

    Подводя итог урока, стоит отметить, что тема изученного урока сложна, но мы совместно с нею справились.

    Домашнее задание: П. 4, повт. П. 1-3. Подготовить сообщение об одном из лидеров Парижской мирной конференции.

    Устав Лиги Наций

    Статья 11. Лига Наций не может оставаться бездеятельным органом на случай военных действий или угрозы войны, направленных против одного из членов организации.

    Статья 12. Любые разногласия между членами Лиги, представляют угрозу миру, должны рассматриваться арбитражным судом.

    Статья 13. Члены организации обязаны признавать и выполнять решения, вынесенные этим судом.

    Статья 16. Если один из членов Лиги прибегнет к войне вопреки всем взятым на себя обязательствам, то он считается агрессором по отношению к остальным членам Лиги. Члены Лиги обязаны немедленно прервать с ним все торговые и финансовые отношения, запретить гражданам своих государств вступать в контакты с гражданами государства, нарушившего договор.

    Закрепление: работа в парах. Ученикам предлагается задать вопрос соседу по парте и оценить его ответ: он полый и исчерпываемый, заслуживающий оценки «5», он частичен, но правилен и заслуживает оценки «4», он краток и охарактеризует поверхностную ориентированность в теме и заслуживает оценки «3»; ответ не верен и требует дальнейшего изучения.

    Устав Лиги Наций

    Статья 11. Лига Наций не может оставаться бездеятельным органом на случай военных действий или угрозы войны, направленных против одного из членов организации.

    Статья 12. Любые разногласия между членами Лиги, представляют угрозу миру, должны рассматриваться арбитражным судом.

    Статья 13. Члены организации обязаны признавать и выполнять решения, вынесенные этим судом.

    Статья 16. Если один из членов Лиги прибегнет к войне вопреки всем взятым на себя обязательствам, то он считается агрессором по отношению к остальным членам Лиги. Члены Лиги обязаны немедленно прервать с ним все торговые и финансовые отношения, запретить гражданам своих государств вступать в контакты с гражданами государства, нарушившего договор.

    Закрепление: работа в парах. Ученикам предлагается задать вопрос соседу по парте и оценить его ответ: он полый и исчерпываемый, заслуживающий оценки «5», он частичен, но правилен и заслуживает оценки «4», он краток и охарактеризует поверхностную ориентированность в теме и заслуживает оценки «3»; ответ не верен и требует дальнейшего изучения.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тема: Послевоенная система международных договоров

    Подумайте: Почему в первое послевоенное время Франция, Великобритания США и Япония выступили против правительства В.И. Ленина?

    План урока: 1.Требования стран-победительниц и противоречия между ними 2.Парижская мирная конференция 3. Создание коммунистического интернационала 4. Значение парижской мирной конференции 5. Версальский мирный договор 6. Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг. 7. Версальско-Вашингтонская система.

    Какова цель урока? В чем её актуальность?

    Каким самым главным и быстрым требованием должно быть по отношению к блоку государств-агрессоров?

    В к. 1918 – н.1919 гг. германская армия была отведена на территорию бывшей Германской империи и разоружалась

    Единой австро-венгерской армии не существовало Турецкие и болгарские силы деморализованы

    В России по военным заказам было сосредоточено огромное количество продовольствия и военных запасов

    Итак, Почему в первое послевоенное время Франция, Великобритания США и Япония выступили против правительства В.И. Ленина?

    Франция Премьер-министр Р. Пуанкаре Президент Ж. Клемансо

    1. Максимальное ослабление Германии 2. Возвращение Эльзаса и Лотарингии 3. Контроль над промышленным районом Рейна 4. Присоединение германских колоний в Африке и турецких владений в Средиземном море

    Великобритания Премьер-министр Ллойд Джордж

    1. Раздел Османской империи 2. Захват зависимых от Германии территорий вне Европы 3. Сохранность Германии; ее экономический контроль

    США Вудро Вильсон

    Роль «морального руководителя» всего мира Против территориальных захватов земель Против контрибуции стран Четверного союза Против наращивания военной мощи

    Италия, Япония, Сербия, Бельгия, Румыния, Греция, Китай Преследовали свои национальные интересы и стремились к присоединению пограничных территорий за счет проигравших войну государств

    Россия Была отстранена от разработки программы послевоенного устройства мира и не приняла участие в международной конференции, работавшей в Париже с 18 января 1919 г. по 28 июня 1919 г.

    Спрогнозируйте итог Парижской мирной конференции

    Принятие Устава…

    Проанализируйте отрывок Устава Лиги Наций Какова основная её цель?

    Охарактеризуйте неофициальный символ Коммунистического интернационала и образец членского билета

    Учебник С. 52 «Версальский мирный договор» Чтение и анализ вслух.

    Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг. Учебник С. 53. Договор 4 держав: … Договор 5 держав… Договор 9 держав…

    Таким образом, на ваш взгляд, Версальско-Вашингтонская мирная система имела недостатки? И если имела, то назовите их.

    Работа в парах

    Домашнее задание: П. 4, повт. П.1-3, подготовить сообщение об одном из лидеров Парижской мирной конференции.


    Через некоторое время по окончанию I мировой войны страны-победительницы установили новую систему мира. Главным документом системы является Версальский мирный договор, заключенный в Версале в июне 1919 года с одной стороны Германией, с другой – странами-победительницами. Его основной частью стал статус Лиги Наций.

    Версальская конференция началась 18 января 1919 года. Каждая из стран-победительниц на конференции преследовала свои интересы, отношение наций друг к другу были недоверчивые, им нужно было пройти вместе трудный путь. Всего участниками стали делегации из 27 стран. Но все самые важные вопросы были вынесены на совещание «Совета десяти». Здесь присутствовали представители 5-ти стран: Франции, Японии, Англии, США и Италии. Самые жесткие требования выдвигала делегация из Франции - ослабление и расчленение Германии.

    После достижения Версальского мирного договора были объявлены некоторые условия мира:

    • Германия теряет значительную часть своих территорий, которые отходят Франции;
    • Германия теряет все свои колонии;
    • Армия Германии должна сократиться до ста тысяч человек, кроме того необходимо распустить ее генеральный штаб, авиацию и военную флотилию;
    • Германия должна выплатить странам-победителям репарации.

    На основании этого мирного договора и строилась вся эта система. Но это не стало гарантией стабилизации отношений. В ряде европейских стран продолжали идти гражданские внутренние войны. Тогда США предложили провести еще одну конференцию для урегулирования конфликтов в Вашингтоне.

    В 1921 году США заключили свое соглашение без упоминании о Лиге Наций. Правительство Америки выдвинуло «14 пунктов» мира, СССР же предоставил “Декрет о мире”. Несмотря на то, что договор, подписанный США должен был сплотить мировую общественность, из-за него возникла масса разногласий, в последствии породивших новую войну.

    Договоры и итоги Версальской системы во время Вашингтонской конференции

    Всего странами-участницами Вашингтонской конференции было подписано три соглашения:

    • «Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция, Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-участниц в Тихом океане.
    • «Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование ограниченного числа морских вооружений стран.
    • «Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В основном договор был направлен на проблемы Китая.

    Окончание Вашингтонской конференции считается началом новой модели отношений между странами. Итогом Версальской системы стало возникновение новых центров силы внутри государств, которые смогли наладить международные взаимоотношения. Была снята послевоенная напряженность в отношениях между великими державами.

    Принципы Версальской системы мира

    • Путем создания Лиги Наций была обеспечена безопасность европейских стран. До этого времени уже были попытки создания такого органа, но в послевоенное время он получил юридическое подтверждение. Теперь европейские страны стали объединяться для защиты общих интересов и сохранения мира.
    • Одним из принципов Версальской системы мира стало строгое соблюдение норм международного права.
    • Германия лишилась всех своих колоний. Франция и Англия так же могут лишиться своих колоний. Полностью был подавлен империализм и колониализм в Европе.
    • Было подписано соглашение о соблюдение принципе демилитаризма: государству нужно столько оружия, сколько необходимо для защиты территории.
    • На смену принципа единоличности приходит принцип коллегиальности: все международные вопросы должны решаться совместно европейскими государствами.

    Причины развала и кризисы Версальско-Вашингтонской системы

    Среди основных причин развала Версальской системы можно назвать:

    • Cистема охватывала далеко не все мировые державы. В первую очередь в нее не входили гаранты США и СССР. Без этих двух стран невозможно было обеспечить стабильность в Европе. В Европе была установлена такая система, при которой на континенте не должно быть стран с большими возможностями, чем у остальных.
    • Одной из главных слабостью Версальской системы считается неразвитая схема экономического международного взаимодействия. Новая система полностью рвала экономические связи между Восточной и Центральной Европой. Отсутствовал один единый экономический рынок, вместо него было десятки обособленных рынков. Возник экономический раскол в Европе, преодолеть который экономически развитые страны так и не смогли.

    Проверьте свои знания

    Когда был заключен Версальский мирный договор?

    Correct! Wrong!

    Продолжить >>

    Какое количество стран приняло участие в Версальской конференции?

    Correct! Wrong!

    Продолжить >>

    Как назывался договор, подписанный в декабре 1921г во время Вашингтонской конференции?

    Correct! Wrong!

    Продолжить >>

    Какая из стран лишилась всех своих колоний во время Версальской системы мира?

    Correct! Wrong!