Конспект занятия февраль конец зимы. Последний месяц зимы

Январь – году начало, зимы середка.

Январь – батюшка год начинает, зиму величает.

Февраль силен метелью, март – капелью

Февраль богат снегом – апрель водою.

Ведущий: Все пословицы и приметы складывались народом и покон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы с играем в игру, вторая называется «Золотые ворота».

Подвижная игра: «Золотые ворота»

Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

Ведущий: Поиграли немного, а теперь можно и отдохнуть, садитесь все на стульчики, нам пора отправляться дальше.

Посмотрите все сюда

Отправляться в путь пора

Зазвенел наш колокольчик

И со вторым звоном к нам спешит в гости январь.

Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением января, читает стихотворение

Январь – начало года,

Силен его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

Ведущий: Ребята, расскажите мне во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забава?

Дети: лепим снеговика, строим крепости, катаемся на санках, коньках, лыжах, играем в снежки.

Ведущий: Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.

Психогимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок) .

Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком) .

И станет ком снеговиком («Рисуют» снеговика из трех разного размера кругов) .

Его улыбка так светла! (изображают улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показываю глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу) .

Но солнце припечет слегка – (медленно приседают)

Увы – (пожимают плечами)

И нет снеговика. (разводят руки в стороны)

Ведущий: В январе как правило крепчают морозы, зимние вечера длинные, и чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?

Дети называют русские народные сказки.

Ведущий: у меня тоже есть книга со сказка, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне, пожалуйста, закончить сказку и назовите ее. Но у меня есть маленькое условие, тот, кто догадается что за сказа, поднимает руки, и ни кому не говорит название этой сказки. На столе у меня будут лежать картинки с изображением сказок, тот кого я вызову, подходит к столу и находит ту сказу, которую мы свами составили, показывает ее вам. Если правильно, мы все вместе скажем, как она называется. Готовы. Слушайте меня внимательно.

Викторина по русским народным сказками

«Колобок»

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился

По дорожке …. (покатился)

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню (пел) .

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый …. (мишка)

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую (лису)

От нее уйти не смог.

Что за сказка? …. (Колобок)

«Волк и семеро козлят»

Жили семеро ребят –

Белых маленьких… (козлят)

Мама их любила,

Молочком … (кормила)

Тут – зубами щелк да щелк –

Появился серый …. (волк)

Как коза запел тот зверь:

Отворите, детки …. (дверь)

Ваша матушка пришла,

Молочка вам … .(принесла) .

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки

«…. и … .»

«Маша и медведь»

Маша в коробе сидит,

Далеко она (глядит)

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее …. (медведь)

Вместе с пирогами.

Путь не близки,

Дальний путь.

Хочет Миша …. (отдохнуть)

Только Маша не дает

На пенек присесть.

И румяные пирожок

По дороге …. (съесть)

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у на какая книжка

Это «…. и… »

Ведущий: Посмотрите у нас на столе остались картинки с эпизодами из сказок, которые мы не назвали. Я их буду показывать, а вы мне называть сказки.

Ведущий: Ребята, чтобы ярче светило солнце, поскорее пришла весна, люди выходили на улицу и играли в игру «Гори, гори ясно».

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Описание игры. Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает с колокольчиком по середине круга.

Дети идут по кругу и приговаривают слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят.

После этих слов дети останавливаются, и те, между кем будет ведущий с колокольчиком, на слова «Раз, два, три беги», бегут по кругу в разные стороны. Кто вперед возьмет колокольчик, тот и будет водящим. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Посмотрите все сюда

Отправляться в путь пора

Зазвенел наш колокольчик

И с третьим звоном к нам спешит в гости февраль.

Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением февраля, читает стихотворение

Февраль задумчивой и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на березе легкий иней

Прозрачно- дымный, как вуаль.

Еще ветра, еще морозы,

И снег искрится при луне

Но искры желтые мимозы

Лепечут сладко о весне.

Твое ли сердце белой птицей,

Взмахнув крылами, пола ниц?

Заря малиновое дымится…

Уходит время белых птиц.

Ведущий: ребята, подумайте и ответьте на вопрос, о каких белых птицах идет речь?

Дети отвечают о снежинках.

Ведущий: правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады. (мороз)

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Бело коса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Ведущий: Ребята, посмотрите сколько выпало снега превратилось в снежки. я предлагаю вам собрать его, но для начало постройтесь в одну шеренгу, вспомните названия зимних месяцев и называйте из по порядку. Вы разделились на команды: первая команда – декабрь, вторая – январь, третья – февраль. Начинаем игру.

Подвижная игра «Убери снежки веником»

Дети построены на три команды. Задача игры: по одному брать снежок из обруча и толкая его веником, забить в ворота. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Подведение итогов.

Ведущий: ребята, февраль – это последний месяц зимы. Именно в конце февраля, люди провожают заму и зазывают весну, везде идут народные гулянье, и этот праздник называют «Масленица». По традиции на масленицу пекут блины и поют песни. Мы тоже с вами знаем русский народный хоровод «Блины».

Дети исполняют хоровод «Блины»

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы узнали названия месяцев, новые игры, в которые можно играть зимой, пословицы и приметы о зиме.

Конспект занятия по познанию в старшей группе
Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».
Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о зиме.
Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал: Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.Ход занятия
1. Оргмомент- Ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).
2.Беседа о зимних месяцах
- Молодцы! А какое время года у нас сейчас?
Ответы детей: (Зима)
- После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).
- Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)
- Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее)
Воспитатель: (вывешивается иллюстрация декабря)
-Принесла Вам загадки, читает загадку про декабрь:
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (Декабрь)
- Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так: студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»
-Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей).
-В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).
(вывешивается иллюстрация января)
Щиплит уши, щиплит нос
Лезет в валенки мороз
Брызнет в воду, упадет.
Не вода уже, а лед. (Январь)
-Второй месяц зимы – это январь. Как в старину называли январь?
-В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
-Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?
(дети называют зимние забавы)
(вывешивается иллюстрация февраля)
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели (Февраль)
- Последний месяц зимы – февраль. Как в старину называли февраль?
-В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
- Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами много гуляем на улице
-Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках.
-Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет, много веток укрыто снегом и инеем.)
-Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)-А что такое снежинки? На что они похожи?
Ответы детей:
3.Физминутка
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Снег, снег, белый снег -
Беленький снежок.
Мы на саночки садимся Парами бегут по кругу. Один ребенок отводит руки назад, второй держится за них («саночки»)
И под горку быстро мчимся
Снег, снег, белый снег -
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали, Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж, ноги скользят по полу.
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег -
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили, «Лепят снежки» (ладошки держат «чашечкой»).
Даже куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег - Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево.
Вышла кукла лучше всех!
Дети к вечеру устали Покачиваются, руки под голову («спят»).
И в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег -
Спят ребята крепче всех!
4.Вопросы про сказки на зимнюю тематику
Воспитатель:
-Скажите, пожалуйста, дети, а в каких сказках говорится о зиме?
Ответы детей
(Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.)
В какой сказке девочка зимой искала подснежники?
В какой сказке девочка сбивала снежную перину?
В какой сказке девочке помог северный олень
В какой сказке девочка не любила солнце.
В какой сказке у оленя из-под копыт сыпались серебряные монетки.
В какой сказке «битый небитого» везет
Воспитатель:
-Молодцы ребята вы знаете много сказок, ребята мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, наверное, вы очень любите зиму. А загадки мои отгадать сумеете?
5. Загадки.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
-= Мороз =-
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
-= Снеговик =-
Зима на крыши серые
Бросает семена -
Растит морковки белые
Под крышами она.
-= Сосулька =-
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
-= Снег =-
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
-=Мороз =-
С неба – звездой,
В ладошку – водой.
-= Снежинка =-
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
-= лед =-
6.Зимние приметы
-Молодцы, все загадки мои отгадали. А давайте вспомним, какие народные приметы о зиме вы знаете.
Ответы детей:
Мало снегу зимой - лето с редкими дождями.
Снежная зима - к затяжной весне и к дождливому лету.
Теплая зима - к холодному лету.
Сухая и холодная зима - к сухому и жаркому лету.
Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.
В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.
Морозный январь - урожайный год.
7.Рефлексия.
- Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки)
-Про какое время года говорили?
-Про какие месяца?
- Интересно было? Какие новые слова вы узнали?

Тема занятия: Лютень

Программное содержание : Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Развивать у дошкольников любознательность, внимание, мелкую моторику, воображение. Закреплять знания о приметах времен года. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.

Материал: круги Луллия по временам года (три круга: солнце, растительность, занятия взрослых и игры детей). Карандаши, бумага. Часы «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям подойти к окну и рассмотреть за окном погоду.

Когда мы рассматриваем погоду за окном, что мы должны отметить и описать? (солнце, облака, ветер, деревья, одежду людей)

Проводится дидактическая игра «Рассмотри и выложи!»

Дети должны определить и выложить на столе основные приметы времени года.

Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах надо установить стрелку на времени года - зима, синяя часть часов).

Андрей, на какое время года нам указывают приметы за окном? (приметы за окном нам указывают на то, что время года - зима)

Марина, какие приметы зимы ты выложила на своем столе? (Солнца на небе нет, оно спряталось за тучку. Из тучки идет сильный снег. На деревьях и земле лежит снег. На улице сильный ветер. Люди надели шубы, шапки, шарфы и варежки.)

Наступила зима. На улице снег падает тихо-тихо.

Как можно назвать по-другому это явление? (снегопад)

Когда идет снегопад, есть ветер или его нет? (когда идет снегопад, ветра нет. Поэтому и говорят снег падает ~ снегопад)

А если подует сильный ветер и закрутит в воздухе снег, как можно назвать такое явление природы? (метель)

А если ветер, который кружит снег, очень, очень сильный, как можно назвать такое явление природы? (снежная вьюга)

Возьмите карандаши и попробуйте изобразить на листе бумаги вверху снегопад, внизу метель, а посередине листа снежную вьюгу.

У нас за окном сейчас снегопад, метель или вьюга? (ответы детей обсуждаются)

Какое время года после зимы придет к нам? (весна)

Кто из вас знает, как называется последний месяц зимы? (февраль)

В далекие времена наши дедушки и бабушки все примечали, да эти приметы в слова одевали. Послушайте такую пословицу: «Вьюги да метели под февраль полетели!»

Как вы думаете, почему так говорили на Руси? (в этом месяце всегда бывают вьюги и метели)

На Руси, когда придет месяц февраль, обычно еще и так говорят: «Февраль пришел лютый! Ты как обутый?»

Как вы думаете, почему так говорили на Руси? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что зимой самое главное - ноги в тепле держать, т.е. одеваться надо тепло)

Как вы понимаете слово лютый? (колючий, злой, страшный, сильный и т.д.)

Февраль очень злой месяц зимы. Этот месяц самый голодный для всех лесных и домашних животных. Ведь они тоже не очень любят, когда дует сильный ветер, много снега, а еды мало.

Но в середине февраля происходит удивительная встреча. Этот день 15 февраля так и называют - сретение ~ встреча. В этот день весна-красна пытается посмотреть, сильна ли матушка зима, а может быть, уже и нет?

Как вы думаете, кто с кем встречается в середине февраля? (зима встречается с весной)

Встретятся зима да весна и начинают свою силу показывать друг другу.

Кто же из них сильнее, как вы думаете? (ответы детей обсуждаются)

Каждый к этой встрече готовится. Весна-красна просит солнце красное:

Солнышко-колоколнышко,

Выгляни, посвети.

Весну-красну встречай!

Зиму лютую прогоняй!

Кто догадался, почему весна в помощники к себе солнце зовет? (ответы детей обсуждаются)

Как вы думаете, зима-матушка хочет уступить свое место весне? (ответы детей обсуждаются)

Конечно, зима никак не хочет уступить свое место весне, вот и придумывает она разные чудеса:

То метелью заметет;

То притворится зимой тихой, да снежной - снегопадом обернется;

А то завоет, заохает, да как начнет всех пугать: замету, занесу, завьюжу.

Кто из вас догадался, кого себе в помощники зима позовет, чтобы замести, завьюжить и не пустить весну-красну? (ветер).

Да только на Руси говорят: «Зима как не пугает, а все равно тает!», «Как ты, февраль, ни злись, как ни хмурься, а весной все равно уже повеяло», «Февраль силен метелью, а март - капелью!»

О каких временах года говорится в этих пословицах? (о зиме и весне)

Проводится дидактическая игра «Когда это бывает?»

Детям раздают круги Луллия с сюжетными карточками по временам года. Дети должны на всех кругах подобрать сюжетные карточки по временам года и рассказать:

На самом маленьком круге состояние солнца: солнце с лучами, за тучкой, без лучей и т.д.

На втором круге деревья и растения по временам года: с листочками, с желтыми листочками, заснеженные деревья и т.д.

На третьем круге занятия взрослых и детей в разное время года: купаются в реке, катаются на санках, собирают овощи на грядке и т.д.

Это время года лето. Потому что светит ярко солнце. На деревьях зеленые листочки, цветут цветы. Люди загорают и купаются в речке.

Это время года весна. На деревьях появляются зеленые листочки. По дорожкам бегут ручейки. Солнце светит, но лучики пока еще маленькие. Люди сняли теплые вещи, и надели куртки и резиновые сапоги. И т.д.

В конце занятия дети еще раз смотрят в окно и отмечают, какой за окном февраль, лютый или нет? Встретилась ли зима с весной?

Тема урока: Зима: покой природы.
Задачи:

— познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

— научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

— воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование:

для учителя — презентация;

для учеников – учебник, тетрадь. Ход урока
I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, —

Бледная тень набегает и тает:

Кажется ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз)

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий: (лед)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки)

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки)

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

— С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?

— Они связаны со словом «зима «.

— Отгадаете следующую загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

— Это зима и зимние месяцы.

— Кто назовёт зимние месяцы?

Декабрь — это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь — это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

Январь — это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью — луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз — красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Февраль — последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.

В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

— Возьмите карточки с предметами и обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.

— Давайте теперь проверим.

— Отгадайте загадки и назовите этот предмет.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой? (Снеговик)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет (Сосулька)

III. Совместное «открытие » новых знаний.

— Как вы думаете, когда отдыхает природа? Летом, осенью, весной или зимой?

— Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

— Тема нашего урока «Зима: покой природы «.

— А почему зиму называют «покой природы»?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?

— Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).

— Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

— Так говорят о снежинке.

— А кто из вас знает, как образуются снежинки?

— Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки » В. Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.

Летят снежные пушинки.

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

— А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

— Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

— Откройте учебники на с. 88 самую настоящую красивую снежинку.

Физкультминутка.

— Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

— Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

— Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

— Но не все деревья сбрасывают листья.

— Скажите, какие деревья не сбрасывают листья?

— Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз.

— Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются? (ученики рассказывают о белке, зайце, лисе)

— Не только звери подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

— Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.

— А вот снегири и клесты наоборот прилетают к нам зимовать. А как они зимуют расскажут нам…

— Какие птицы остаются зимовать?

— Воробьи, овсянки, сороки, синицы.

— Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.

— Так о чем же попросила синичка?

— Как мы можем им помочь?

Стихотворение «Покормите птиц зимой».

V. Итог урока. Рефлексия.

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь «. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

— Ребята, почему говорят, что «Зима — покой природы «, что «зимой природа спит «?

— Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника.

Поднимите руки те, кто:

работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Урок

ФЕВРАЛЬ - ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ

Задачи: уточнить и систематизировать знания учащихся о зиме; уточнить о свойствах снега, льда; обогащать словарь детей, развивать связную речь.

Оборудование: картина «Зима»; календари природы; слова-опоры по теме; схемы-опоры по теме; опорные картинки к рассказу «Метель».

Ход урока

I . Организационный момент

    Прочитайте текст.

Небо пасмурное. На небе серые тучи. Идет снег. На земле лежат большие сугробы снега. Дует холодный ветер. Ветер поднимает снег с земли. Это –метель.

Дети читают текст по цепочке. Затем он закрывается, и на доску выставляют картинки одного плана. Учитель предлагает учащимся восстановить последовательность предложений и правильно расставить на доске опорные картинки.

II . Введение в тему урока.

    О чем вы прочитали текст? В какое время года бывают метели? Куда мы ходили с вами на прошлом уроке? Что вы видели?

    Кто из вас догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?

    Тема нашего урока: «Февраль последний месяц зимы». Мы подведем итоги наблюдений по календарю природы, уточним знания о зиме.

III . Работа по теме урока.

Беседа с использованием календаря природы.

    Какой месяц сейчас идет? Какие деревья нарисованы на страницах зимнего календаря?

    Как они выглядят? Почему одни из них голые, а другие – зеленые?

    Что лежит на земле и на деревьях?

    Почему не видно травы и цветов?

    Когда больше было снега – в декабре или в январе?

    Какая была погода в декабре? В январе? В феврале?

    Были ли солнечные дни? Сколько солнечных дней было в декабре? А в январе?

    Каких дней отмечено больше: ясных или пасмурных?

    Сосчитайте, сколько было ветреных дней.

    Было ли зимой жарко? Как одевались люди зимой?

    Как узнать по календарю, что все три месяца было холодно, морозно?

    Что делают дети зимой на улице?

    Каких птиц вы видели?

    Какие еще птицы остаются зимовать?

    Почему эти птицы не улетели на юг, в теплые края?

    Чем питались птицы?

    Где насекомые, почему не видно бабочек, муравьев?

    Что делают лесные звери зимой?

    Легко ли животным и птицам жить зимой?

Ответы детей.

    Да, ребята, зима совсем не похожа на осень, это очень трудное для всех время года, особенно голодно лесным животным и птицам. Но многие люди помогают им – подкармливают птиц, бездомных животных; лесники заботятся об обитателях леса – выкладывают на кормушки сено, соль. В то же время зима – это очень красивое время года: все кругом белое от снега, выглядит чистым, пушистым. Особенно красивы хвойные деревья в снегу.

Рассказ учащихся о погоде.

    Посмотрите в окно и расскажите, какая сегодня погода. Пользуясь в рассказе схемами-опорами (солнце, небо, земля, деревья, одежда людей, изменение в жизни зверей, изменение в жизни птиц, занятия детей)

Физкультминутка

А сегодня у зимы – новоселье, Мы с тобой приглашены на веселье. Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины. Погляди-ка, потолки ледяные Высоки-превысоки, кружевные! Мы по лестнице шагаем. Выше ноги, топ-топ. Двери комнат отворяем, Справа – хлоп, слева – хлоп. – Здравствуй, зима! Ты хозяйке, поклонись-ка: Здравствуй, зима!

Обобщающая беседа о зиме.

    Мы с вами много говорили о зиме. А сейчас отгадайте загадки и объясните свой ответ.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома.

Зовут меня...
(Зима)

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.

(Зима)

    Какие дела есть у зимы? Для чего она укрывает землю одеялом? Каким одеялом укрывает? Что значит: «белю дома, поля»? О какой тройке идет речь? Почему все покрылось серебром?

Что за звездочки сквозные Солнце не греет,

На пальто и на платке, Поле белеет,
Все сквозные, вырезные, Сани скрипят,

А возьмешь - вода в руке? Речки молчат.

(Снежинки) (Зима)

    Поему в руке вода? Почему снежинки не тают на пальто?

    Почему поле белеет? (Покрыто снегом.) Почему сани скрипят? (Морозно.) Почему речки молчат? (Скованы льдом.)

Без рук, а рисует, Избушка новая – для всех столовая,

Без зубов, а кусает. Зовет обедать, крошек отведать.

(Мороз) (Кормушка)

    Кто и где рисует? Что кусает?

    Для кого люди вешают кормушки? Зачем они нужны

Без досок, без топоров Летом – серый,

Через речку мост готов. Зимой - белый.

Мост – как синее стекло: (Заяц)

Скользко, весело, светло.

(Лед)

    Почему скользко? Почему весело?

    Почему заяц зимой белый, а летом серый?

    Вот и подходит к концу холодная зима. Мы с вами узнали, что зима – это одно из четырех времен года. Кроме зимы есть: … (весна) , … (лето) , … (осень) . Зима длится … (3 месяца) . Первый месяц зимы - … (декабрь) , затем идут … (январь) и последний, третий месяц - … (февраль) . Зимой всегда холодно. Дни чаще всего пасмурные. Идет снег. Деревья стоят голые. Земля покрыта снегом. Реки и пруды покрыты льдом. Люди одеваются в теплую одежду. У зверей вырастает теплый мех. Птицам голодно, и они поселяются ближе к человеку. Мы должны заботиться о птицах, помогать им выжить в холодное время года.

IV . Закрепление изученного.

\

Учитель предлагает учащимся записать рассказ, вставляя походящие слова.

Февраль - _________________ месяц зимы.

второй, первый, третий

На улице стоит _____________________ погода.

теплая, морозная, холодная, жаркая

Солнце показывается ______________.

реже, чаще

С крыш ____________________ сосульки.

капают, свисают

Скоро наступит _________________.

весна, осень, лето

Чтение учеником записанного текста. Взаимопроверка.

V . Подведение итогов урока.

    Какое время года походит к концу?

    Назовите зимние месяцы.

    Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья?

    Что лежит на крышах домов и на земле?

    Что надевают люди зимой?

    Как живется птицам и зверям зимой? Как им помочь?

    Какие вы знаете зимние игры и развлечения?

    Назовите зимние праздники.